= ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА =
КОДЗОКОВА Ляца Арсеньевна,
старший преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, к.ю.н., подполковник полиции, e-mail: [email protected]
БЕКМУРЗИНОВА Камила Кайратовна,
преподаватель кафедры административного права и административной деятельности ОВД Омской академии МВД России, майор полиции, e-mail: [email protected]
РОЛЬ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ФОРМИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Аннотация. Актуальность исследования вызвана тем, что миграционные процессы влияют на политическую, социальную, экономическую обстановку в стране, демографическую ситуацию, а также на национальную безопасность, а на фоне развития процессов глобализации, информационно-коммуникативных технологий, расширения масштабов транснациональной преступности, террористических угроз приобретает актуальность проблема управления миграционными процессами. Цель: определить понятие, сущность, значение и тенденции развития миграционных процессов. Методология исследования - философских, общенаучных и специально-юридических средств и способов познания, обеспечивающих объективность изучения действующих механизмов миграционных процессов. В результате обосновано отметить, что миграционные процессы выступают в роли индикатора, показывающего уровень жизненного благополучия в том или ином государстве. Если в стране наблюдается массовый приток мигрантов из других стран, - это свидетельствует о достаточно высоком уровне жизни в данной стране, и наоборот, отток образованных и квалифицированных кадров из государства говорит о наличии проблем, по которым молодые специалисты решают эмигрировать в другую страну. Миграционные процессы являются несомненным атрибутом современной глобализации, имеют как объединяющие, так и разъединяющие последствия. Авторы приходят к выводу, что вместе с многочисленностью (а иногда и противоречивостью) правовых актов в сфере миграции, существенно затрудняется их применение, что приводит к несогласованности действий правоприменительных органов, регулирующих миграционные процессы. Поскольку государственное управление в данной сфере является самостоятельным направлением деятельности органов исполнительной власти, напрямую связанным с обеспечением государственной безопасности и социально-экономического развития страны, перед государством стоит первоочередная задача систематизации миграционного законодательства, разработки системы базовых документов стратегического планирования миграционной политики.
Ключевые слова: миграция, миграционные процессы, миграционные потоки, нелегальная миграция, государственное регулирование, управление, международный опыт.
KODZOKOVA Lyatsa Arsenievna,
senior Lecturer, Department of Organization of Law Enforcement Activities of the North Caucasian Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia,
Ph.D., Lieutenant Colonel of Police
BEKMURZINOVA Kamila Kairatovna,
Lecturer of the Department of Administrative Law and Administrative Activities of the Internal Affairs Directorate of the Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia,
Police Major
THE ROLE OF MIGRATION PROCESSES IN THE FORMATION OF NATIONAL SECURITY OF RUSSIA
Annotation. The relevance of the study is due to the fact that migration processes affect the political, social, economic situation in the country, the demographic situation, as well as national security, and against the backdrop of the development of globalization processes, information and communication technologies, the expansion of transnational crime, terrorist threats, the problem of management of migration processes. Purpose: to determine the concept, essence, meaning and development trends of migration processes. Research methodology - philosophical, general scientific and special-legal means and methods of cognition, ensuring the objectivity of studying the existing mechanisms of migration processes. /As a result, it is reasonable to note that migration processes act as an indicator showing the level of well-being in a particular state. If there is a massive influx of migrants from other countries in the country, this indicates a fairly high standard of living in this country, and vice versa, the outflow of educated and qualified personnel from the state indicates the presence of problems for which young professionals decide to emigrate to another country. Migration processes are an undoubted attribute of modern globalization, they have both unifying and separating consequences. The authors come to the conclusion that, along with the multiplicity (and sometimes inconsistency) of legal acts in the field of migration, their application is significantly more difficult, which leads to inconsistency in the actions of law enforcement agencies that regulate migration processes. Since public administration in this area is an independent area of activity of executive authorities, directly related to ensuring state security and socio-economic development of the country, the state is faced with the primary task of systematizing migration legislation, developing a system of basic documents for strategic planning of migration policy.
Key words; migration, migration processes, migration flows, illegal migration, state regulation, management, international experience.
Введение
В юридической и социологической литературе широко используются для обозначения передвижения населения так же другие термины, такие как: «передвижение населения», «миграционное движение населения», «механическое движение населения» и т.д. Это понятие включает в себя различные группы лиц, такие как, например: трудовые мигранты, нелегальные иммигранты, международные студенты и т.д.
Процессу миграции способствует множество факторов: экономических, политических, национальных, культурных, климатических, природных и других. В научной литературе существуют различные подходы к классификации факторов миграции.
Миграция всегда возникает между странами, имеющими социально- экономические или политические проблемы, и странами, предлагающими людям более комфортную жизнь с точки зрения материального и социального благополучия. К последней категории стран относятся страны Европы, которые «открыли свои двери» для иностранных граждан не только из соображений гуманизма, но и в целях решения собст-
венных проблем, например, демографических (низкий уровень рождаемости и общее старение населения, особенно обострившиеся в начале XXI века). На интенсификацию миграционных потоков также оказывает значительное влияние рост численности населения в развивающихся странах, в частности, в Северной Африке, а также военно-политическая обстановка на Ближнем Востоке.
Современные международные миграционные процессы можно охарактеризовать как крупномасштабные, глобальные и многофакторные явления, динамично меняющие пространство вокруг себя и оказывающие влияние на социально-экономические процессы в мире.
Государственное управление миграцией строится на определенных принципах: - принцип избирательности. Относительно миграционных процессов принцип избирательности должен проявляться в том, что государство, регулируя миграционные потоки, должно ориентироваться на недостающие в стране профессии, направляя прибывающие потоки иммигрантов в это русло;
- принцип социальной справедливости. Суть принципа раскрывается через реализацию всех прав мигрантов, принадлежащих им не как гражданам государства, а как членам общества. О нарушении этого принципа часто говорят митинги, поднимаемые коренными жителями европейских стран, права которых в силу сложившихся обстоятельств становятся ограниченными, а государства не принимают к их защите никаких мер (речь идет о том, например, что жители Франции, Германии, и других стран боятся выходить из дома в темное время суток, боятся попасть в районы, где большинство населения мигранты, причем паразитирующего качества);
- принцип гражданского равноправия. Заключается в обеспечении всех прав и законных интересов граждан, независимо от времени и способа получения гражданства, независимо от территории проживания и т.д.;
- принцип безопасности. Речь идет о национальной безопасности государства, осуществляющего активную миграционную политику. В силу ряда обстоятельств, таких как проводимая экономическая политика, государственный режим и т.д. государства современного мира разделились на две основные группы: те, кто принимает мигрантов, и те, кто их выдает. Принимающие государства должны особенно остро заботиться о своей национальной безопасности, так как потоки мигрантов, вышедшие из-под контроля, могут поставить ее под угрозу (осложнение криминогенной ситуации, стремительный рост рождаемости, отсутствие постоянной работы);
- принцип научности. Активная миграционная политика должна проводиться государством при поддержке научных разработок, концепций, обобщения опыта иностранных государств в этой сфере, выработки научных положений, на основе которых будут приниматься нормативные акты;
- принцип законности. Любые правоотношения в миграционной сфере и с участием любых субъектов должны строиться на неуклонном соблюдении норм права - в первую очередь Конституции РФ, федерального законодательства, а также ратифицированных государством международных договоров.
По мнению экспертов ООН, распад социалистической системы и ее интегрирование в мировую экономику создали мощный импульс для миграционных потоков. С момента возникно-
вения самостоятельных государств на постсоветском пространстве появилась в границах СССР международная миграция. 1991 г. более 20 млн граждан стран СНГ сменили место постоянного проживания, при этом 90% в пространстве ближнего зарубежья. В первое, после распада СССР, время преобладала вынужденная миграция в Россию, причиной которой служила нестабильная политическая ситуация в республиках, при этом среди мигрантов основную массу составляло русскоговорящее население. По мере развития двусторонних отношений между республиками «миграционный хаос» стал приобретать цивилизационные формы, появились законодательные инициативы, которые привели к появлению совокупности законов, регламентирующих организацию миграционных процессов. Динамика миграционных процессов, усложнение миграционных правоотношений на постсоветском пространстве способствовали формированию нормативно-правовой базы, регулирующей указанные правоотношения.
Цель и задачи
Целью настоящей статьи выступает изучение понятия, сущности и значения, а также отечественного опыта управления миграционными процессами для определения наиболее эффективной миграционной политики. Для достижения указанной цели представляется необходимым рассмотреть понятие и сущность миграционных процессов, их влияние на различные сферы жизнедеятельности, проанализировать опыт управления миграционными процессами на территории постсоветского пространства, в странах Азии и Европы.
Методы
Методологическую основу исследования составляет система философских, общенаучных и специально-юридических средств и способов познания, обеспечивающих объективность изучения заданной тематики. Применение в рамках исследования эмпирических методов сбора, обобщения и анализа информации позволило осуществить качественный сбор актуального и обоснованного с практической точки зрения исследовательского материала.
Результаты
Миграционный процесс выступает в роли индикатора, показывающего уровень жизненного благополучия в том или ином государстве. Если в стране наблюдается массовый приток мигрантов из других стран, - это свидетельствует о достаточно высоком уровне жизни в данной стране, и наоборот, отток образованных и квалифицированных кадров из государства говорит о наличии проблем, по которым молодые специалисты решают эмигрировать в другую страну.
Миграционные процессы являются несомненным атрибутом современной глобализации, имеют как объединяющие, так и разъединяющие последствия. Международные перемещения сопряжены с существенным ростом транспортных потоков, интенсификацией коммуникационных технологий, на фоне которых изменяются регионы, первоначально испытывавшие недостаток трудовых ресурсов, и регионы с избытком рабочей силы.
Наиболее значимую долю во всех миграционных процессах занимает трудовая миграция страны, которая оказывает существенное воздействие на экономическое развитие. Поток трудовой иммиграции (преимущественно квалифицированный) привносит новые технологии и умения, а также дополнительный объем рабочей силы, обеспечивая рост производительности труда и, следовательно, развитие экономики страны в целом [6]. В тоже время может наблюдаться эмиграция, негативным образом влияющая на отечественный рынок труда, характеризующаяся оттоком трудовых ресурсов из страны, в том числе квалифицированных кадров («утечка мозгов»), вызывающая дисбаланс на рынке труда [8].
Успешное решение вышеуказанных проблем, снижение социальной напряженности, вызванной негативными последствиями незаконно нежелательной миграции, повышение миграционной привлекательности государства, зависит, в частности, от эффективного управления миграционными процессами [1].
При этом задача государства - по возможности равномерно распределить эти полномочия между государственными органами с учетом их реальных возможностей и стоящих перед ними задач.
Как справедливо указывает Л.Д. Матро-сова, наличие обширной нормативно-правовой базы в сфере миграции [5] не исчерпало проблем, связанных с правовым обеспечением миграционной системы, нацеленной, прежде всего, на успешное решение задач социально-экономического, демографического и культурного развития страны.
На современном этапе, концепция регулирования миграционного вопроса складывается из интересов каждой страны, т.е. европейским странам необходимо сначала преодолеть «кризис солидарности» для решения миграционного вопроса. В 56 указанных документах прослеживается изменение приоритетов в регулировании миграции с ограничений, к комплексному регулированию, на основе четырех принципов - организованность, защита, интеграция и сотрудничество.
Миграционные процессы могут оказывать воздействие на этнический, конфессиональный состав принимающих и отдающих рынков труда, способны стать как источником экономического развития, так и вызывать социальные конфликты и противоречия в обществе. В положительном аспекте: уменьшается дефицит рабочей силы, за счет иностранных работников повышается спрос на услуги и товары, низкая стоимость рабочей силы мигрантов увеличивает конкурентоспособность продукции и т.д. С отрицательной стороны: возникает демпинг в сфере услуг и на рынке трудовых ресурсов, происходит отток средств из экономики принимающей страны, массовые скопления мигрантов могут навязать свою собственную культуру и т.д.
Миграционная политика, несмотря на достаточно глубокое исследование в доктринальных источниках, не получила единого признаваемого всеми понятия. В широком смысле миграционная политика представляет собой концепцию регулирования миграционных процессов, а в узком смысле направлена на регулирование численности, состава и расселения мигрантов.
Миграционная политика, являясь частью социально-экономической (демографической) политики государства, определяет основные направления деятельности государственных и общественных институтов в рассматриваемой сфере общественных отношений. Соответствующая деятельность охватывает такие непосредственно связанные с миграцией сферы государственного управления как экономика, оборона, безопасность, внутренние дела, внешние сношения, социальная политика и др. В зависимости от приоритетности проблем в государственном управлении, требующих принятия политически важных решений по вопросам миграции, осуществляется корректировка необходимых документов стратегического планирования, что влечет за собой неизбежность последовательных изменений правовых и организационных механизмов реализации миграционной политики.
Основные направления миграционной политики, отраженные в законодательстве, и их реализация отвечают на вызовы современности и призваны решить главные проблемы и стратегические задачи, без учета которых невозможно процветание и полноценное развитие российского государства. Другими словами, это те важные аспекты, на которые государство не может не реагировать, это зоны роста государства.
Государственная политика регулирования миграционных процессов выстраивается в планомерную социальную и демографическую политику, так как с помощью регулирования миграционных потоков можно привлекать квалифициро-
ванные кадры по приоритетным направлениям развития государства и экономики, а также миграционное регулирование может способствовать увеличению показателей численности населения.
Увеличение показателей численности как приоритет национальной политики с одной стороны способствует созданию мощной экономической базы, за счет привлечения трудовых мигрантов, а с другой стороны данный процесс сопровождается социальной напряженностью, так как переселение большого количества мигрантов способствует столкновению культур и нарушению привычного уклада жизни.
Местное население, в большинстве своем, не благосклонно относится к иммигрантам даже в случае экономической необходимости, о чем свидетельствуют различные акции протеста вынужденных мигрантов, проходящих в ряде стран Европы.
Среди причин, способствующих подобному поведению, можно выделить ошибки миграционной политики:
- иммиграционное законодательство, которое позволяет въезжать и жить в стране радикально настроенным элементам;
- отсутствие взвешенной миграционной политики интеграции мигрантов, что вызывает в их среде ощущение отверженности;
- социально-экономические проблемы, оказывающие серьезное влияние на быт мигрантов [7]. Все эти и другие моменты необходимо учитывать при разработке положений государственной миграционной политики.
Увеличение миграционных потоков в Европейском Союзе в период с 2015-2016 гг. привело к настоящему кризису и «параличу» общеевропейской системы предоставления убежища. Миграционный кризис ясно показал, как интенсификация миграционных потоков может повлиять на принимающие страны и насколько важно иметь рычаги их регулирования. В кризисный период ЕС предпринял организационно-правовые меры, направленные на формирование общего действия стран-государств членов ЕС по урегулированию миграционных процессов. 3 сентября 2020 г Европейская комиссия приняла «Новый пакт о миграции и убежище», в котором предлагается пересмотреть подходы к миграционной политике ЕС.
Миграционные процессы могут оказывать воздействие на этнический, конфессиональный состав принимающих и отдающих рынков труда, способны стать как источником экономического развития, так и вызывать социальные конфликты
и противоречия в обществе. В положительном аспекте: уменьшается дефицит рабочей силы, за счет иностранных работников повышается спрос на услуги и товары, низкая стоимость рабочей силы мигрантов увеличивает конкурентоспособность продукции и т.д. С отрицательной стороны: возникает демпинг в сфере услуг и на рынке трудовых ресурсов, происходит отток средств из экономики принимающей страны, массовые скопления мигрантов могут навязать свою собственную культуру и т.д. На современном этапе, концепция регулирования миграционного вопроса складывается из интересов каждой страны, т.е. европейским странам необходимо сначала преодолеть «кризис солидарности» для решения миграционного вопроса.
Заключение
Влияние миграции на жизнедеятельность государства индивидуально. Это неотъемлемая часть людей, которая должна учитываться во всем мире: каждое государство должно сохранять демографический баланс и контролировать ситуацию с миграцией населения, так как это может привести к непоправимым последствиям: хронической безработице, перенаселению, высокому показателю неблагополучия в стране, угрозе населению, как в террористических аспектах, так и национальной идентичности и т.д. Управление миграционными процессами должно носить системный и сбалансированный характер. Понимание необходимого баланса между рынком труда и производительными силами является незыблемой основой для устойчивого экономического роста страны в целом. В этих целях необходимо использовать все имеющие ресурсы в стране путем их перераспределения в зоны и территории, не обладающие необходимыми ресурсами: человеческими, инвестиционными, производственными и т.д.
В условиях глобализации и социальных преобразований миграционные потоки стали неотъемлемой частью человечества. Миграция - явление динамическое, постоянно оказывающее влияние на различные аспекты социально-экономического и политического развития страны, привносящее новые проблемы и новое видение того, как их можно решать. Эти обстоятельства диктуют необходимость постоянного отслеживания динамики миграционных процессов, их анализа, систематизации, влияния на процесс принятия политических решений в государстве.
Результативным инструментом реализации миграционной политики являются специальные государственные программы по следующим направлениям: трудовая занятость, интеграция в местное сообщество, безопасность, возможности развития, образование, здоровье и т.д.
Репатриация этнических народов на историческую родину позволяет решить многие социально-экономические, демографические проблемы. В то же время переселение на историческую родину вызывает новый комплекс проблем, связанных с адаптацией репатриантов, их трудоустройством, взаимодействием с местным населением, поиском и самосознанием. С этой целью был реализован комплекс мероприятий по консолидации репатриированных семей на одной территории, по созданию спецпоселений. Однако условия жизни не могут решить все аспекты адаптации; репатрианты нуждаются в социально-психологической помощи, для чего созданы специальные «центры адаптации».
Основной поток международной трудовой миграции составляют временные мигранты, прибывающие для осуществления трудовой деятельности на основании разрешений, выдаваемых работодателям местными исполнительными органами. Данный тип миграции не оказывает какого-либо долгосрочного положительного экономического эффекта, поскольку не отражает реальной миграционной привлекательности государства.
Однако на сегодняшний день регламентация полномочий местных исполнительных и распорядительных органов в сфере миграции носит фрагментарный характер, без четкой систематизации.
Тенденции развития миграционной ситуации, а также механизмы управления миграционными процессами в странах Европы крайне близки. Миграционная ситуация, с одной стороны, определяется потребностью экономики в демографических ресурсах, как правило - в квалифицированной рабочей силе, с другой - миграционным кризисом, результатом которого становится ужесточение миграционного законодательства. Во избежание бесконтрольной миграции правительствам государств Европы необходимо модернизировать свою миграционную политику так чтобы она удовлетворяла все запросы принимающей страны и не противоречила запросам мирового права по правам человека. Приоритетными для большинства стран, является путь, предполагающий активную работу не только с самими мигрантами, но и членами их семей, как при постоянной, так и при временной миграции, что отвечает долгосрочным интересам принимающих стран.
Список литературы:
[1] Воробьёва О.Д. Миграционные процессы населения: вопросы теории и государственной миграционной политики // Проблемы правового
регулирования миграционных процессов на территории Российской Федерации. Аналитический сборник Совета Федерации ФС РФ. 2003. № 9 (202).
[2] Директива № 2013/32/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза «Об общих процедурах для предоставления и отмены международной защиты (в новой редакции)» (Принята в г. Брюсселе 26.06.2013) // СПС «Кон-сультантПлюс».
[3] Директива № 201 3/33/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза «Устанавливающая стандарты приема лиц, обратившихся с запросом о предоставлении международной защиты (в новой редакции)» (Принята в г. Брюсселе 26.06.2013) // СПС «КонсультантПлюс».
[4] Комиссарова Ж.Н., Глушков П.А. Иммиграция и иммиграционная политика во Франции // Мировое и национальное хозяйство. 2017. № 2 (41).
[5] Матросова Л.Д. О кодификации миграционного законодательства Российской Федерации / Государственная служба и кадры. 2020. № 3. С. 208.
[6] Самойлов В.Д. Миграциология. Конституционно-правовые основы: монография. М., 2018.
[7] Хабриева Т.Я. Миграционное право: сравнительно-правовое исследование: монография. М., 2019. С. 11.
[8] Тужба Э.Н. Западный опыт миграционной политики в российских реалиях // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021.№ 7. С. 41.
[9] Шамне А.Н. Влияние причин миграции на миграционно-правовоую политику государства // Тенденции развития науки и образования. 2021 . № 72-6.
[10] Шевцова Е.В. Миграционная политика Японии: уроки для совершенствования федеральной и региональной миграционной политики России // Вестник НГУЭУ. 2009. № 2.
Spisok literatury:
[1] Vorobyova O.D. Migration processes of the population: issues of theory and state migration policy // Problems of legal regulation of migration processes on the territory of the Russian Federation. Analytical collection of the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation. 2003. No. 9 (202).
[2] Directive No. 2013/32/EU of the European Parliament and the Council of the European Union «On common procedures for granting and revoking international protection (as amended)» (Adopted in Brussels on 06.26.2013) // ATP «ConsultantPlus».
[3] Directive No. 2013/33/EU of the European Parliament and the Council of the European Union «Establishing standards for the reception of persons who have applied for international protection (as amended)» (Adopted in Brussels on 26.06.2013) // ATP «ConsultantPlus» .
[4] Komissarova Zh.N., Glushkov P.A. Immigration and immigration policy in France // World and national economy. 2017. No. 2 (41).
[5] Matrosova L.D. On the codification of the migration legislation of the Russian Federation // Public Service and Personnel. 2020. No. 3. S. 208.
[6] Samoilov V.D. Migration. Constitutional and legal bases: monograph. M., 2018.
[7] Khabrieva T.Ya. Migration law: comparative legal research: monograph. M., 2019. S. 11.
[8] Tuzhba E.N. Western experience of migration policy in Russian realities // Humanitarian, socioeconomic and social sciences. 2021. No. 7. P. 41.
[9] Shamne A.N. Influence of the causes of migration on the migration and legal policy of the state // Trends in the development of science and education. 2021. No. 72-6.
[10] Shevtsova E.V. Japan's Migration Policy: Lessons for Improving Russia's Federal and Regional Migration Policy // Bulletin of the National State University of Economics. 2009. No. 2.