Научная статья на тему 'ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ МИГРАЦИЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ МИГРАЦИЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
206
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / МИГРАЦИОННЫЕ ПОТОКИ / МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ЗОНЫ ВЛИЯНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чумак Елена Васильевна

В статье рассматривается влияние миграционных процессов на развитие государства в разных его сферах (зонах.) Зоны влияния миграционных процессов: демографическая, военно-стратегическая, мобилизационная, экономическая, политическая, организационно-управленческая, социальная (социокультурная), подробно описаны, с учетом характера миграционных потоков, которые представлены в виде авторской классификации. Сформулированы направления влияния миграционных процессов (демографическое, военно-стратегическое, мобилизационное экономическое (пром.), экономическое (агро.) политическое, организационно-управленческое, социальное (социокультурное)) на виды трудовой миграции: невозвратную и маятниковую, а также влияния внешней и внутренней миграции на представленные в исследовании зоны. Выявлено, что сложной для управления является социальная (социокультурная) зона влияния, поскольку для коррекции в социокультурной зоне требуется комплексное влияние лингвистических, культурологических, религиозных и прочих факторов. Очерчены задачи управления миграцией, миграционными процессами и факторы, требующие от системы государственного администрирования миграционных процессов РФ особого внимания. В процессе исследования выявлено, что современные миграционные процессы в большинстве своем носят позитивный экономический характер. Однако для отдельных аспектов экономического, политического и военно-стратегического развития российского общества могут представлять и дополнительную нагрузку. Таким образом, система государственного администрирования миграционных процессов должна быть посвящена задачам недопущения подобной нагрузки на государство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Чумак Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TASKS OF MIGRATION MANAGEMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article examines the influence of migration processes on the development of the state in its various spheres (zones). Zones of influence of migration processes: demographic, military-strategic, mobilization, economic, political, organizational and managerial, social (socio-cultural) flows, which are presented in the form of the author’s classification. The directions of the influence of migration processes (demographic, military-strategic, mobilization economic (industrial), economic (agro.) Political, organizational and managerial, social (socio-cultural)) on the types of labor migration: irretrievable and migration to the zones presented in the study. It was revealed that the social (sociocultural) zone of influence is difficult for management, since correction in the sociocultural zone requires the complex influence of linguistic, cultural, religious and other factors. The tasks of managing migration, migration processes, factors that require special attention from the system of state administration of migration processes in the Russian Federation are outlined. In the course of the study, it was revealed that modern migration processes are mostly of a positive economic nature. However, for certain aspects of the economic, political, and military-strategic development of Russian society, they can also pose an additional burden. Thus, the system of state administration of migration processes should be devoted to the tasks of avoiding such a burden on the state.

Текст научной работы на тему «ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ МИГРАЦИЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Задачи управления миграцией в Российской Федерации

Чумак Елена Васильевна,

кандидат наук по государственному управлению, доцент, Уральский государственный экономический университет

E-mail: lena22021977@yandex.ru

В статье рассматривается влияние миграционных процессов на развитие государства в разных его сферах (зонах.) Зоны влияния миграционных процессов: демографическая, военно-стратегическая, мобилизационная, экономическая, политическая, организационно-управленческая, социальная (социокультурная), подробно описаны, с учетом характера миграционных потоков, которые представлены в виде авторской классификации. Сформулированы направления влияния миграционных процессов (демографическое, военно-стратегическое, мобилизационное экономическое (пром.), экономическое (агро.) политическое, организационно-управленческое, социальное (социокультурное)) на виды трудовой миграции: невозвратную и маятниковую, а также влияния внешней и внутренней миграции на представленные в исследовании зоны. Выявлено, что сложной для управления является социальная (социокультурная) зона влияния, поскольку для коррекции в социокультурной зоне требуется комплексное влияние лингвистических, культурологических, религиозных и прочих факторов. Очерчены задачи управления миграцией, миграционными процессами и факторы, требующие от системы государственного администрирования миграционных процессов РФ особого внимания. В процессе исследования выявлено, что современные миграционные процессы в большинстве своем носят позитивный экономический характер. Однако для отдельных аспектов экономического, политического и военно-стратегического развития российского общества могут представлять и дополнительную нагрузку. Таким образом, система государственного администрирования миграционных процессов должна быть посвящена задачам недопущения подобной нагрузки на государство.

Ключевые слова: миграция, миграционные потоки, миграционные процессы, зоны влияния миграционных процессов, государственное администрирование.

Говоря о задачах управления миграцией, необходимо отметить, что для Российской Федерации (далее РФ) данная проблема уходит корнями во времена Ивана 4 (Грозного). Детальный исторический экскурс данной проблемы ранее проведен в наших исследованиях. Оценивая современные историко-демографические процессы в историческом контексте можно констатировать, что для РФ, вопросы управления миграционными процессами стоят намного более многогранно, по сравнению с другими странами, данная проблема для РФ носит принципиально многоаспектный характер. Считаем целесообразным выделить для РФ, следующие зоны влияния миграционных процессов:

- демографическая;

- военно-стратегическая; мобилизационная;

- экономическая (создающая предпосылки для развития промышленности и аграрной сферы);

- политическая;

- организационно-управленческая;

- социальная (социокультурная). Приведенный перечень безусловно

требует существенного обоснования, особенно с учетом того, что для каждого из указанных направлений, разные по характеру миграционные процессы оказывают различное влияние. Задачами управления миграцией является устранение проблем, постоянно или периодически возникающих в зонах влияния миграционных процессов. При этом бесконтрольный рост миграции мы не считаем однозначно негативным, поскольку характер влияния может быть оценен только через его воздействие на конкретную зону влияния. Так же, по нашему мнению, возможен и нейтральный эффект (в случае наложения позитивных и негативных составляющих. Описание связи перечисленных направлений с характером миграционных потоков, приведено в табл. 1.

206

Таблица 1. Направления управления миграционными процессами

№ Направления влияния миграционных процессов Внешняя миграция Внутренняя миграция

невозврат. маятник невозврат. маятник.

1 демографическое; + 0 + 0

2 военно-стратегическое; -+ 0 + +

3 мобилизационное + 0 0 -

4 экономическое (пром.); + + + +

5 экономическое (агро) + + - -

6 политическое; -+ 0 + 0

7 организационно-управленческое; 0 + 0 +

8 социальное (социокультурное). - - + +

Объяснения требуют указанные нами в табл. 1 обозначения. «+» - мы рассматриваем как показатель, который характеризует повышение (улучшение) заявленного направления регулирования в результате увеличения миграционного потока. «-» - означает негативное влияние роста миграционных потоков на данный показатель; «0» - означает нейтральной влияние. «-+» в нашем понимании означает амбивалентность влияния на миграционные процессы в зависимости от эффективности управленческого воздействия.

Для разработки эффективной стратегии управления рассмотренными потоками, считаем необходимым указать авторское понимание приведенных выше зон влияния. Под демографической составляющей, мы понимаем успешную реализацию демографической политики государства, которая «направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране» [1]. Соответственно увеличение внутренней и внешней миграции может позитивно сказаться на улучшении (росте численности) населения страны. Маятниковая миграция на указанные процессы влияния не имеет.

Под военно-стратегической безопасностью мы понимаем две состав-

ляющие с одной стороны, в соответствии с Военной доктриной РФ «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения...» [2], в частности пункты к) растущая угроза глобального экстремизма (терроризма); л) наличие (возникновение) очагов межнациональной и межконфессиональной напряженности. С другой стороны, сформулированную

A. Кылгыдай: «Население приграничных районов имеет специфические, зависящие от социально-экономических условий функции: демографическую -олицетворяющую своим присутствием принадлежность территории к соответствующей стране; трудоресурсную -по обслуживанию контактной роли границы» [3]. В этом контексте, сложившаяся на сегодняшний день в РФ внешняя миграция создает существенные угрозы в рамках Военной доктрины, однако, при условии перенаправления миграционных потоков в приграничные районы могла бы играть указанные А. Кылгы-дай функции. В подтверждение нашей мысли можно привести высказывание

B. Сакаева, о том, что «в приграничных районах России интенсивно формируются иностранные общины, особенно это касается регионов Сибири и Дальнего Востока, а также Северного Кавказа [4, с. 216]. Внутренняя миграция указанных недостатков не имеет. Маят-

207

никовая миграция иностранцев, в большинстве случаев, мало отражается на данной составляющей влияния.

Частично вытекающей из предыдущего направления регулирования, мы видим и влияние миграции на мобилизационные процессы. Внутренняя миграция принципиально не в состоянии повлиять на указанные процессы. Негативное влияние внутренней маятниковой миграции на мобилизационные процессы мы связываем с тем, что, работая в условиях маятника (как правило вахтой) здоровье работников подвергается существенным нагрузкам в силу чего организм быстрее изнашивается. При этом отказ от данной политики связан с тем, что внешние мигранты не ориентированы на маятниковую занятость, выполняемую мигрантами внутренними. Говоря о внешней миграции, следует отметить, что ее мобилизационный потенциал видится больше в поколенческом, чем в текущем ключе. В большинстве своем «новые» граждане в армии не служили (старше призывного возраста), а к переподготовке на территории РФ они не привлекаются, в силу чего их мобилизация позволит изменить количественно, но некачественно состав вооруженных сил. Последнее не соответствует отечественной военной доктрине, в частности ст. 37. «Основная задача строительства и развития Вооруженных Сил...» п. «в» - повышения качества оперативной, боевой, специальной и мобилизационной подготовки [2]. Следует отметить, что по данным источников считается, что в случае начала широкомасштабных боевых действий, необходимый уровень мобилизационного потенциала государства оценивается от 10 до 20% [5]. Исходя из этого номинальный рост численности частично позволяет повысить мобилизационный потенциал государства. Следует отметить, что частично, внутренняя миграция снижает мобилизационный потенциал, что связано с тем, что значительная часть внутренней миграции происходит не контролировано, а соответственно учетно-мобилизационные

органы не имеют возможности точно контролировать перемещение военнообязанных.

Рассматривая влияние управления миграционными процессами на развитие экономики можно констатировать, что оно неоднозначно. Неоднозначность заключается в 2-х аспектах. Основными маятниковыми мигрантами, в РФ являются жители из сельской местности Средней Азии [6, с. 76]. Более 50% безвозвратных мигрантов, так же выходцы из села [6, с. 71]. Однако, указанные люди едут преимущественно в город, где, обладая крайне низкой квалификацией, не могут существенно повлиять на эффективность промышленного производства, занимая вакансии в сфере коммунального обслуживания и подсобных работ в строительстве. Однако, такая миграция высвобождает часть населения РФ из сферы коммунального обслуживании, переориентируя на поиск работы в промышленности. Так же позитивно влияют на развитие промышленных предприятий оба вида внутренней миграции, чего нельзя сказать об экономике аграрных предприятий.

Рассматривая влияние миграционных процессов на экономику аграрных предприятий можно заключить, что в современном российском селе наблюдается существенный отток, обусловленный урбанистической миграцией местного населения [7]. Соответственно повышение темпов такого оттока (за счет внутренней миграции по типу «село-город») создает угрозы развитию аграрной сферы. Привлечение внешних мигрантов для работы в сельской местности видится нам достаточно сложным по причине, отмеченной С. Даниловой: «Заработная плата в сельском хозяйстве, которая является основным источником семейного бюджета, составляет около 60% от средней по экономике» [8]. Правда, по данным Е. Максимова, «оценочно, около 7% трудовой миграции в Россию - это сельскохозяйственные рабочие» [9]. Автор приводит данные, согласно которым в 28 районах Алтайского края их (авт. мигрантов) чис-

208

ленность крайне мала, лишь в четырех районах масштабы трудовой миграции достигли значительной величины, в том числе в двух районах (в Ненецком национальном и Смоленском) трудовые мигранты составляют более половины сельских жителей [10]. Все сказанное выше, позволяет говорить о том, что внешняя маятниковая и невозвратная миграции несут в себе позитивный экономический эффект для аграрной экономики. При этом внутренняя миграция, в большинстве своем негативно сказывается на экономике села, поэтому, основной акцент деятельности должен быть смещен на рост внешней и снижение внутренней миграции.

Говоря о политической составляющей миграции необходимо отметить, что ряд ученых рассматривают политические факторы несколько уже, чем целесообразно. Так, О. Громцев, политические факторы (алгоритм обеспечения и контроля трудоустройства, страховая поддержка, наличие социальных гарантий и развитой законодательной базы в отношении мигрантов и местного населения). [11, с. 19]. По нашему мнению, указанная составляющая - инструментальная составляющая управления миграционными процессами. Однако, существует и собственно политическая. При обретая статус резидента, создает определенные политические угрозы. Так, поскольку большинство мигрантов - в центральной России и Сибири - выходцы из Средней Азии, а на Дальнем Востоке - представители Китая и Северной Кореи, можно констатировать их достаточно высокий уровень сплоченности (по этническому или религиозному признаку). При определенной (не подавляющей) массе лиц, получивших гражданство возникает потенциальная возможность политического доминирования консолидированного меньшинства представителей указанных этносов на исконно русских территориях. Именно в этом, по нашему мнению, скрыта необходимость внешней регламентации данного направления. Следует учесть и еще одну угрозу, образующую политическую составляю-

щую, внутренних миграционных процессов. В табл. 1, мы не указывали существования проблем, поскольку они не настолько выражены по сравнению с другими. Тем не менее, в ряде регионов РФ, в силу миграции продолжается усиление моноэтничности. Мы полностью согласны с А. Шпаровым, который считает данный факт угрозой деформации государственно-цивилизационного каркаса РФ [12]. Следует отметить и еще одну, проблему, связанную с маятниковой миграцией - фактическое ограничение в избирательном праве (в период пребывания «на вахте»).

Рассматривая необходимость

управления миграционными потоками с организационно-управленческих позиций, можно констатировать, что именно указанная составляющая регулирования миграционных процессов приобрела в отечественной литературе наибольшую популярность. Исходя их данных МВД России и Федеральной миграционной службы, на территории страны находится от 5 до 15 миллионов незаконных мигрантов, которые не только создают угрозу национальному рынку труда, но и благоприятствуют развитию теневой экономики. [13]. Следует отметить и чисто криминальные составляющие являющиеся результатом недостаточно эффективно управляемых миграционных процессов. Изучение данной проблемы нашло отражение в трудах различных авторов [14; 15].

Достаточно сложной для управления является социальная (социокультурная) зона влияния. Если социальные, демографические, экономические процессы в зонах, рассмотренных выше, могут быть скорректированы путем рычагов ГМУ, то для коррекции в социокультурной зоне требуется комплексное влияние лингвистических, культурологических, религиозных и прочих факторов. Н. Ткачева отмечает, что «... значимой научно-прикладной проблемой является рассмотрение региональной специфики миграционной политики, обеспечивающей формирование гражданской идентичности, конструирование новой социокультурной реальности, опреде-

209

ляемой интенсивными миграционными процессами, как важного фактора безопасности личности, общества и государства» [16, с. 6]. Риски в следствии неэффективного управления указанными процессами вполне удачно сформулировал А. Шпаров: «Происходящие изменения могут либо укреплять целостность и единство общества, либо вести к дезинтеграции, обособлению и конфронтации социальных групп и общностей. Политико-культурные риски заключаются в усилении дезинтеграци-онных тенденций, утрате идентичности базовых социальных групп, насаждении ценностей чуждых российскому обществу» [12]. В. Сакаев так же отмечает, что в результате иммиграции меняется конфессиональная структура российского общества [4, с. 217]. Полностью соглашаясь с предложенными рисками, считаем, что определенное культурное разнообразие общества не является критичным, а наоборот повышает разноплановость и делает национальные культуры даже богаче (о чем свидетельствует опыт Советского Союза). Однако, как отмечает Н. Ткачева, «дифференциация возможна и необходима при стремлении к различной степени интеграции социальных групп, их ценностей, потребностей, интересов [16, с. 141]. Современная же миграционная политика в РФ не обеспечивает достаточного взаимопроникновния культур, и они развиваются параллельно. При этом, культуры большинства въезжающих этносов закрываются и существуют независимо (как, например, культуры народов Средней Азии) либо полностью растворяются в российской (как культуры Украины, Молдавии, Белоруссии). Полная ассимиляция с потерей национальной идентичности нам также не видится позитивным фактором, в силу чего считаем, что негативное влияние социокультурного плана существует для постоянной и маятниковой внешней миграции независимо от страны исхода. С другой стороны, расширение внутренней миграции, также связано с тем, что социокультурные модели коренного населения РФ итак же не гомо-

генны. Однако, в большинстве своем, социокультурные модели данной категории мигрантов более открыты, что является основанием для их более высокой интеграции с культурной средой принимающего региона.

Подводя итог проведенному теоретизирования, необходимо конституировать, что современные миграционные процессы в большинстве своем носят позитивный экономический характер. Однако для отдельных аспектов экономического, политического и военно-стратегического развития российского общества могут представлять и дополнительную нагрузку (угрозу). Задачам недопущения подобной нагрузки и должна быть посвящена вся система государственного администрирования миграционных процессов РФ. При этом, самопроизвольные (спонтанные) процессы миграции, даже направленные на решение экономических или иных вопросов, так же не всегда могут быть ожидаемо эффективными без надлежащего регулирования. Все сказанное выше делает миграционные процессы важным и крайне необходимым объектом администрирования со стороны государства, которое не может носить односторонний характер и должно рассматриваться в контексте соблюдения интересов как принимающей стороны, так и самих мигрантов для чего обязательным условия является налаживание эффективного социального диалога между всеми участниками миграционных процессов

Литература

1. Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» (с изменениями и дополнениями) / Гарант рук: Информационно деловой портал URL: https://base.garant.ru/191961/53f894 21bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

2. Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом РФ 25 декабря 2014 г. N Пр-2976) Гарант рук: Информационно дело-

210

вой портал URL: https://base.garant. ru/70830556/

3. Кылгыдай А.Ч. Демографическая ситуация в приграничных регионах Южной Сибири // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ demograficheskaya-situatsiya-v-prigranichnyh-regionah-yuzhnoy-sibiri (дата обращения: 01.07.2020).

4. Сакаев В.Т. Миграции в Российской Федерации в XXI веке: социально-политические риски. В.Т. Сакаев / ученые записки Казанского университета. Гуманитарные науки. Том 155, кн. 1. - 2013

5. Русанов Иван. Мобилизационный потенциал населения России в случае тотальной войны без применения ядерного оружия Социальная сеть Макс парк URL: https://maxpark. com/community/13/content/5023348

6. Брусина Мигранты из Средней Азии в России: этапы и причины приезда, социальные типы, организации диаспор // Вестник Евразии. 2008. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ migranty-iz-sredney-azii-v-rossii-etapy-i-prichiny-pnezda-sotsialnye-tipy-organizatsii-diaspor (дата обращения: 01.07.2020)

7. Носов А.В., Позубенкова Э.И. ПРОБЛЕМЫ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ // Вестник ОрелГАУ. 2019. № 5 (80). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ problemy-kompleksnogo-razvitiya-selskih-territoriy (дата обращения: 01.07.2020)

8. Данилова С.Н. Комплексное развитие сельских территорий: проблемы, тенденции, перспективы / Территориальный орган Федеральной государственной службы статистики по Саратовской области [Электронное издание] URL: https://srtv. gks.ru/storage/mediabank/Данило-ва%20С.Н.%20доклад^

9. Максимова Е. Агросектору не хватает мигрантов. Елена Максимова, Татьяна Кулистикова / Агроинвестор 4 апреля 2020 [Электронное изда-

ние] URL: https://www.agroinvestor. ru/analytics/news/33497-agrosektoru-ne-khvataet-migrantov/

10. Сергиенко Алиему Стафаевна, Гончарова Наталья Петровна Трудовые мигранты в сельском хозяйстве: практики взаимодействия с местными сельскими жителями приграничного аграрного региона // Известия АлтГУ. 2015. № 3 (87). URL: https:// cyberleninka.ru/artide/n/trudovye-migranty-v-selskom-hozyaystve-praktiki-vzaimodeystviya-s-mestnymi-selskimi-zhitelyami-prigranichnogo-agrarnogo-regiona (дата обращения: 01.07.2020). С. 191

11. Громцев, Олег Владимирович. Политические и правовые аспекты регулирования транснациональной трудовой миграции: сравнительный опыт России и стран Западной Европы: автореферат дис. ... кандидата политических наук: 23.00.04 / Громцев Олег Владимирович; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т]. -Санкт-Петербург, 2016. - 22 с

12. Шапаров Александр Евгеньевич Управленческие риски миграционной политики России // Вестник ПАГС. 2008. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ upravlencheskie-riski-migratsionnoy-politiki-rossii-1 (дата обращения: 01.07.2020). С. 35

13. Резник Г.А., Амирова Д.Р. Миграция как угроза национальной безопасности страны: международные и национальные аспекты // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, № 6 (2016) http:// naukovedenie.ru/PDF/82EVN616.pdf

14. Ксения Боришполец, Алишер Ба-баджанов Аналитические записки. Миграционные риски стран Центральной Азии / Научно координационный совет по международным исследованиям МГИМО (У) МИД России Центр постсоветских исследований выпуск 2(22) (февраль 2007). Москва. МГИМО - 2007., с. 32

15. Касьянов Валерий Васильевич, Мерзаканов Сергей Айтечевич,

211

Самыгин Сергей Иванович специфика современных миграционных процессов в России: анализ рисков социальной миграции // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. № 9. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/spetsifika-sovremennyh-migratsionnyh-protsessov-v-rossii-analiz-riskov-sotsialnoy-migratsii (дата обращения: 01.07.2020) и др. 16. Ткачева Н.А. Миграционная политика и безопасность личности, общества и государства: Н.А. Ткачёва, М.Л. Белоножко. - Тюмень: Тюм-ГНГУ, 2013. - 228 с.

TASKS OF MIGRATION MANAGEMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION

Chumak E.V.

Ural State University of Economics

The article examines the influence of migration processes on the development of the state in its various spheres (zones). Zones of influence of migration processes: demographic, military-strategic, mobilization, economic, political, organizational and managerial, social (socio-cultural) flows, which are presented in the form of the author's classification. The directions of the influence of migration processes (demographic, military-strategic, mobilization economic (industrial), economic (agro.) Political, organizational and managerial, social (socio-cultural)) on the types of labor migration: irretrievable and migration to the zones presented in the study. It was revealed that the social (sociocultural) zone of influence is difficult for management, since correction in the sociocultural zone requires the complex influence of linguistic, cultural, religious and other factors. The tasks of managing migration, migration processes, factors that require special attention from the system of state administration of migration processes in the Russian Federation are outlined. In the course of the study, it was revealed that modern migration processes are mostly of a positive economic nature. However, for certain aspects of the economic, political, and military-strategic development of Russian society, they can also pose an additional burden. Thus, the system of state administration of migration processes should be devoted to the tasks of avoiding such a burden on the state.

Keywords: migration, migration flows, migration processes, zones of influence of migration processes, state administration.

References

1. Decree of the President of the Russian Federation No. 1351 of October 9, 2007 "On approval of the Concept of Demographic Policy of the Russian Federation for the period up to 2025" (with amendments and additions) / Garant ruk: Information and business portal URL: https://base.garant. ru/191961/53f89421bbdaf741eb2d1ec-c4ddb4c33/

2. Military Doctrine of the Russian Federation (approved by the President of the Russian Federation on December 25, 2014 N Pr-2976) Garant ruk: Information and business portal URL: https://base.garant. ru/70830556/

3. Kylgydai A. Ch. Demographic situation in the border regions of Southern Siberia // National interests: priorities and security. 2014. No. 5. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/demograficheskaya-situatsiya-v-prigranichnyh-regionah-yuzhnoy-sibiri (accessed: 01.07.2020).

4. Sakaev V.T. Migration in the Russian Federation in the XXI century: socio-political risks. V.T. Sakaev / scientific notes of the Kazan University. Humanities. Volume 155, book 1. - 2013

5. Rusanov Ivan. The mobilization potential of the Russian population in the event of a total war without the use of nuclear weapons Social network Max Park URL: https://max-park.com/community/13/content/5023348

6. Brusina Migrants from Central Asia in Russia: stages and reasons of arrival, social types, organizations of diasporas // Bulletin of Eurasia. 2008. No. 2. URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/migranty-iz-sredney-azii-v-rossii-etapy-i-prichiny-priezda-sotsialnye-tipy-organizatsii-diaspor (accessed: 01.07.2020)

7. Nosov A.V., Pozubenkova E.I. PROBLEMS OF INTEGRATED DEVELOPMENT OF RURAL TERRITORIES // Vestnik OrelGAU. 2019. No. 5 (80). URL: https://cyberlenin-ka.ru/article/n/problemy-kompleksnogo-razvitiya-selskih-territoriy (accessed: 01.07.2020)

8. Danilova S.N. Complex development of rural territories: problems, trends, prospects / Territorial body of the Federal State Statistics Service for the Saratov region [Electronic edition] URL: https://srtv.gks.ru/stor-age/mediabank/flaHunoBa%20C.H.%20 flOKrafl.pdf

9. Maksimova E. The agricultural sector lacks migrants. Elena Maksimova, Tatyana Kulis-

212

tikova / Agroinvestor April 4, 2020 [Electronic edition] URL: https://www.agroinvestor. ru/analytics/news/33497-agrosektoru-ne-khvataet-migrantov/

10. Sergienko Aliemu Stafaevna, Goncharova Natalia Petrovna Labor migrants in agriculture: practices of interaction with local rural residents of the border agricultural region // News of AltSU. 2015. No. 3 (87). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trudovye-migranty-v-selskom-hozyaystve-praktiki-vzaimodeystviya-s-mestnymi-selskimi-zhitelyami-prigranichnogo-agrarnogo-regiona (accessed: 01.07.2020). p. 191

11. Gromtsev, Oleg Vladimirovich. Political and legal aspects of regulating transnational labor migration: comparative experience of Russia and Western European countries: abstract of the dissertation of the Candidate of Political Sciences: 23.00.04 / Oleg Gromtsev; [Place of defense: St. Petersburg State University]. - St. Petersburg, 2016. - 22 p

12. Shaparov, Alexander E. Managerial risks of the migration policy of Russia // Vest-nik PAGS. 2008. No. 4. URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/upravlencheskie-riski-migratsionnoy-politiki-rossii-1 (accessed: 01.07.2020). p. 35

13. Reznik G. A., Amirova D.R. Migration as a threat to the national security of the country: international and national aspects // Online journal "SCIENCE STUDIES" Volume 8, No. 6 (2016) http://naukovedenie.ru/PD-F/82EVN616.pdf

14. Ksenia Borishpolets, Alisher Babadzhanov Analytical notes. Migration risks of Central Asian Countries / Scientific Coordination Council for International Studies of MGIMO (U) of the Ministry of Foreign Affairs of Russia Center for Post-Soviet Studies issue 2 (22) (February 2007). Moscow. MGIMO -2007., p. 32

15. Kasyanov Valery Vasilyevich, Merzakanov Sergey Aitechevich, Samygin Sergey Ivano-vich the specifics of modern migration processes in Russia: analysis of the risks of social migration // Humanities, socio-economic and social sciences. 2018. No. 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-sovremennyh-migratsionnyh-protsessov-v-rossii-analiz-riskov-sotsialnoy-migratsii (date of application: 01.07.2020), etc.

16. Tkacheva N.A. Migration policy and security of the individual, society and the state: N.A. Tkacheva, M.L. Belonozhko. - Tyumen: Tsogu, 2013. - 228 p.

213

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.