Научная статья на тему 'МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ'

МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
220
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / МИГРАЦИОННЫЕ ПОТОКИ / НЕЛЕГАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гутиева Ирина Генриховна

Актуальность исследования вызвана тем, что миграционные процессы влияют на политическую, социальную, экономическую обстановку в стране, демографическую ситуацию, а также на национальную безопасность, а на фоне развития процессов глобализации, информационно-коммуникативных технологий, расширения масштабов транснациональной преступности, террористических угроз приобретает актуальность проблема управления миграционными процессами. Цель: определить понятие, сущность, значение и тенденции развития миграционных процессов. Методология исследования -философских, общенаучных и специально-юридических средств и способов познания, обеспечивающих объективность изучения действующих механизмов миграционных процессов. В результате обосновано отметить, что миграционные процессы выступают в роли индикатора, показывающего уровень жизненного благополучия в том или ином государстве. Если в стране наблюдается массовый приток мигрантов из других стран, - это свидетельствует о достаточно высоком уровне жизни в данной стране, и наоборот, отток образованных и квалифицированных кадров из государства говорит о наличии проблем, по которым молодые специалисты решают эмигрировать в другую страну. Миграционные процессы являются несомненным атрибутом современной глобализации, имеют как объединяющие, так и разъединяющие последствия. Авторы приходят к выводу, что вместе с многочисленностью (а иногда и противоречивостью) правовых актов в сфере миграции, существенно затрудняется их применение, что приводит к несогласованности действий правоприменительных органов, регулирующих миграционные процессы. Поскольку государственное управление в данной сфере является самостоятельным направлением деятельности органов исполнительной власти, напрямую связанным с обеспечением государственной безопасности и социально-экономического развития страны, перед государством стоит первоочередная задача систематизации миграционного законодательства, разработки системы базовых документов стратегического планирования миграционной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MIGRATION PROCESSES: CONCEPT, ESSENCE, VALUE

The relevance of the study is due to the fact that migration processes affect the political, social, economic situation in the country, the demographic situation, as well as national security, and against the backdrop of the development of globalization processes, information and communication technologies, the expansion of transnational crime, terrorist threats, the problem of management of migration processes. Purpose: to determine the concept, essence, meaning and development trends of migration processes. Research methodology - philosophical, general scientific and special-legal means and methods of cognition, ensuring the objectivity of studying the existing mechanisms of migration processes. As a result, it is reasonable to note that migration processes act as an indicator showing the level of well-being in a particular state. If there is a massive influx of migrants from other countries in the country, this indicates a fairly high standard of living in this country, and vice versa, the outflow of educated and qualified personnel from the state indicates the presence of problems for which young professionals decide to emigrate to another country. Migration processes are an undoubted attribute of modern globalization, they have both unifying and separating consequences. The authors come to the conclusion that, along with the multiplicity (and sometimes inconsistency) of legal acts in the field of migration, their application is significantly more difficult, which leads to inconsistency in the actions of law enforcement agencies that regulate migration processes. Since public administration in this area is an independent area of activity of executive authorities, directly related to ensuring state security and socio-economic development of the country, the state is faced with the primary task of systematizing migration legislation, developing a system of basic documents for strategic planning of migration policy.

Текст научной работы на тему «МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ»

ГУТИЕВА Ирина Генриховна,

заместитель начальника кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, к.ю.н., полковник полиции, е-mail: mail@law-books.ru

МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ

Аннотация. Актуальность исследования вызвана тем, что миграционные процессы влияют на политическую, социальную, экономическую обстановку в стране, демографическую ситуацию, а также на национальную безопасность, а на фоне развития процессов глобализации, информационно-коммуникативных технологий, расширения масштабов транснациональной преступности, террористических угроз приобретает актуальность проблема управления миграционными процессами. Цель: определить понятие, сущность, значение и тенденции развития миграционных процессов. Методология исследования -философских, общенаучных и специально-юридических средств и способов познания, обеспечивающих объективность изучения действующих механизмов миграционных процессов. В результате обосновано отметить, что миграционные процессы выступают в роли индикатора, показывающего уровень жизненного благополучия в том или ином государстве. Если в стране наблюдается массовый приток мигрантов из других стран, - это свидетельствует о достаточно высоком уровне жизни в данной стране, и наоборот, отток образованных и квалифицированных кадров из государства говорит о наличии проблем, по которым молодые специалисты решают эмигрировать в другую страну. Миграционные процессы являются несомненным атрибутом современной глобализации, имеют как объединяющие, так и разъединяющие последствия. Авторы приходят к выводу, что вместе с многочисленностью (а иногда и противоречивостью) правовых актов в сфере миграции, существенно затрудняется их применение, что приводит к несогласованности действий правоприменительных органов, регулирующих миграционные процессы. Поскольку государственное управление в данной сфере является самостоятельным направлением деятельности органов исполнительной власти, напрямую связанным с обеспечением государственной безопасности и социально-экономического развития страны, перед государством стоит первоочередная задача систематизации миграционного законодательства, разработки системы базовых документов стратегического планирования миграционной политики.

Ключевые слова: миграция, миграционные процессы, миграционные потоки, нелегальная миграция, государственное регулирование, управление, международный опыт.

GUTIEVA Irina Genrikhovna,

Deputy Head of the Department of State and Civil Law Disciplines of the North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

Ph.D., Colonel of Police

MIGRATION PROCESSES: CONCEPT, ESSENCE, VALUE

Annotation. The relevance of the study is due to the fact that migration processes affect the political, social, economic situation in the country, the demographic situation, as well as national security, and against the backdrop of the development of globalization processes, information and communication technologies, the expansion of transnational crime, terrorist threats, the problem of management of migration processes. Purpose: to determine the concept, essence, meaning and development trends of migration processes. Research methodology - philosophical, general scientific and special-legal means and methods of cognition, ensuring the objectivity of studying the existing mechanisms of migration processes. As a result, it is reasonable to note that migration processes act as an indicator showing the level of well-being in a particular state. If there is a massive influx of migrants from other countries in the country, this indicates a fairly high standard of living in this country,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-8-121-126 NIION: 2018-0076-8/23-596 MOSURED: 77/27-023-2023-8-596

and vice versa, the outflow of educated and qualified personnel from the state indicates the presence of problems for which young professionals decide to emigrate to another country. Migration processes are an undoubted attribute of modern globalization, they have both unifying and separating consequences. The authors come to the conclusion that, along with the multiplicity (and sometimes inconsistency) of legal acts in the field of migration, their application is significantly more difficult, which leads to inconsistency in the actions of law enforcement agencies that regulate migration processes. Since public administration in this area is an independent area of activity of executive authorities, directly related to ensuring state security and socio-economic development of the country, the state is faced with the primary task of systematizing migration legislation, developing a system of basic documents for strategic planning of migration policy.

Key words: migration, migration processes, migration flows, illegal migration, state regulation, management, international experience.

В юридической и социологической литературе широко используются для обозначения передвижения населения так же другие термины, такие как: «передвижение населения», «миграционное движение населения», «механическое движение населения» и т.д. Это понятие включает в себя различные группы лиц, такие как, например: трудовые мигранты, нелегальные иммигранты, международные студенты и т.д. Процессу миграции способствует множество факторов: экономических, политических, национальных, культурных, климатических, природных и других. В научной литературе существуют различные подходы к классификации факторов миграции.

Миграция всегда возникает между странами, имеющими социально- экономические или политические проблемы, и странами, предлагающими людям более комфортную жизнь с точки зрения материального и социального благополучия. К последней категории стран относятся страны Европы, которые «открыли свои двери» для иностранных граждан не только из соображений гуманизма, но и в целях решения собственных проблем, например, демографических (низкий уровень рождаемости и общее старение населения, особенно обострившиеся в начале XXI века). На интенсификацию миграционных потоков также оказывает значительное влияние рост численности населения в развивающихся странах, в частности, в Северной Африке, а также военно-политическая обстановка на Ближнем Востоке.

Современные международные миграционные процессы можно охарактеризовать как крупномасштабные, глобальные и многофакторные явления, динамично меняющие пространство вокруг себя и оказывающие влияние на социально-экономические процессы в мире.

Государственное управление миграцией строится на определенных принципах:

- принцип избирательности. Относительно миграционных процессов принцип избирательности должен проявляться в том, что государство, регулируя миграционные потоки, должно ориенти-

роваться на недостающие в стране профессии, направляя прибывающие потоки иммигрантов в это русло;

- принцип социальной справедливости. Суть принципа раскрывается через реализацию всех прав мигрантов, принадлежащих им не как гражданам государства, а как членам общества. О нарушении этого принципа часто говорят митинги, поднимаемые коренными жителями европейских стран, права которых в силу сложившихся обстоятельств становятся ограниченными, а государства не принимают к их защите никаких мер (речь идет о том, например, что жители Франции, Германии, и других стран боятся выходить из дома в темное время суток, боятся попасть в районы, где большинство населения мигранты, причем паразитирующего качества);

- принцип гражданского равноправия. Заключается в обеспечении всех прав и законных интересов граждан, независимо от времени и способа получения гражданства, независимо от территории проживания и т.д.;

- принцип безопасности. Речь идет о национальной безопасности государства, осуществляющего активную миграционную политику. В силу ряда обстоятельств, таких как проводимая экономическая политика, государственный режим и т.д. государства современного мира разделились на две основные группы: те, кто принимает мигрантов, и те, кто их выдает. Принимающие государства должны особенно остро заботиться о своей национальной безопасности, так как потоки мигрантов, вышедшие из-под контроля, могут поставить ее под угрозу (осложнение криминогенной ситуации, стремительный рост рождаемости, отсутствие постоянной работы);

- принцип научности. Активная миграционная политика должна проводиться государством при поддержке научных разработок, концепций, обобщения опыта иностранных государств в этой сфере, выработки научных положений, на основе которых будут приниматься нормативные акты;

- принцип законности. Любые правоотношения в миграционной сфере и с участием любых

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

субъектов должны строиться на неуклонном соблюдении норм права - в первую очередь Конституции РФ, федерального законодательства, а также ратифицированных государством международных договоров.

При этом задача государства - по возможности равномерно распределить эти полномочия между государственными органами с учетом их реальных возможностей и стоящих перед ними задач [1].

Как справедливо указывает Л.Д. Матросова, наличие обширной нормативно-правовой базы в сфере миграции [5] не исчерпало проблем, связанных с правовым обеспечением миграционной системы, нацеленной, прежде всего, на успешное решение задач социально-экономического, демографического и культурного развития страны.

На современном этапе, концепция регулирования миграционного вопроса складывается из интересов каждой страны, т.е. европейским странам необходимо сначала преодолеть «кризис солидарности» для решения миграционного вопроса. В 56 указанных документах прослеживается изменение приоритетов в регулировании миграции с ограничений, к комплексному регулированию, на основе четырех принципов - организованность, защита, интеграция и сотрудничество [8].

Миграционные процессы могут оказывать воздействие на этнический, конфессиональный состав принимающих и отдающих рынков труда, способны стать как источником экономического развития, так и вызывать социальные конфликты и противоречия в обществе. В положительном аспекте: уменьшается дефицит рабочей силы, за счет иностранных работников повышается спрос на услуги и товары, низкая стоимость рабочей силы мигрантов увеличивает конкурентоспособность продукции и т.д. С отрицательной стороны: возникает демпинг в сфере услуг и на рынке трудовых ресурсов, происходит отток средств из экономики принимающей страны, массовые скопления мигрантов могут навязать свою собственную культуру и т.д. Миграционная политика, несмотря на достаточно глубокое исследование в доктри-нальных источниках, не получила единого признаваемого всеми понятия. В широком смысле миграционная политика представляет собой концепцию регулирования миграционных процессов, а в узком смысле направлена на регулирование численности, состава и расселения мигрантов.

Местное население, в большинстве своем, не благосклонно относится к иммигрантам даже в случае экономической необходимости, о чем свидетельствуют различные акции протеста вынужденных мигрантов, проходящих в ряде стран Европы.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

Среди причин, способствующих подобному поведению, можно выделить ошибки миграционной политики:

- иммиграционное законодательство, которое позволяет въезжать и жить в стране радикально настроенным элементам;

- отсутствие взвешенной миграционной политики интеграции мигрантов, что вызывает в их среде ощущение отверженности;

- социально-экономические проблемы, оказывающие серьезное влияние на быт мигрантов. [7] Все эти и другие моменты необходимо учитывать при разработке положений государственной миграционной политики.

Увеличение миграционных потоков в Европейском Союзе в период с 2015-2016 гг. привело к настоящему кризису и «параличу» общеевропейской системы предоставления убежища. Миграционный кризис ясно показал, как интенсификация миграционных потоков может повлиять на принимающие страны и насколько важно иметь рычаги их регулирования. В кризисный период ЕС предпринял организационно-правовые меры, направленные на формирование общего действия стран-государств членов ЕС по урегулированию миграционных процессов. 3 сентября 2020 г Европейская комиссия приняла «Новый пакт о миграции и убежище», в котором предлагается пересмотреть подходы к миграционной политике ЕС. Пакт описывается как некий «трехэтажный дом», спроектированный таким образом, чтобы уменьшить количество людей, поднимающихся наверх. Первый этаж подчеркивает острую необходимость в укреплении прочных внешних отношений со странами происхождения и транзита в непосредственной близости ЕС. Речь идет об обновлении партнёрства с третьими странами и отражение политики ЕС. Многолетняя политика в экстерна-лизацию затрат и ответственность за свои внешние границы. Второй этаж обеспечивает надежное укрепление, а также улучшение управления внешними границами ЕС. Большое беспокойство вызывает тот факт, что безопасность границы имеет приоритет над доступом к убежищу. Пакт вводит меры, явно призванные усложнить возможность того, что лица, спасающиеся от преследований и конфликтов, могут искать или получать защиту в ЕС. Перемещенные лица, пересекающие эти границы, являются правообладателями и, в частности, имеют право ходатайствовать о предоставлении убежища и получать защиту от принудительного возвращения, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения и произвольного задержания. И наконец, третий этаж предлагает новые решения для давней проблемы внутри ЕС - достижение более сбалансированного распределения обязанностей и поощрения солидарности между

государствами-членами ЕС в отношениях как и с просителями убежища, так и с беженцами. Европейская комиссия предлагает систему обязательных квот, уточняющая количество лиц, за которых будет нести ответственность одно государство-член ЕС. Пакт рекомендует использовать критерии для определения ответственности государств-членов ЕС за ходатайство о предоставлении убежища, а именно: наилучшие интересы ребенка; присутствие члена семьи, имеющий международную защиту, либо являющиеся заявителем в государстве-члене ЕС; документ о проживании либо виза, выданная в государстве-члене ЕС; диплом либо квалификация, выданные учебным заведением государства-члена ЕС. Если ни одно из этих критериев не применяется, то государство - член ЕС с нерегулярным въездом будет нести ответственность. Новый пакт о миграции и убежище даст новый усовершенствованный старт миграции, который приведет к более тесному сотрудничеству внутри ЕС и государствах-членах ЕС, в более сбалансированной ответственности и солидарности. Европейская комиссия предлагает систему обязательных квот, уточняющая количество лиц, за которых будет нести ответственность одно государство-член ЕС. Пакт рекомендует использовать критерии для определения ответственности государств-членов ЕС за ходатайство о предоставлении убежища, а именно: наилучшие интересы ребенка; присутствие члена семьи, имеющий международную защиту, либо являющиеся заявителем в государстве-члене ЕС; документ о проживании либо виза, выданная в государстве-члене ЕС; диплом либо квалификация, выданные учебным заведением государства-члена ЕС. Если ни одно из этих критериев не применяется, то государство - член ЕС с нерегулярным въездом будет нести ответственность. Следует выделить несколько причин, влияющих на низкие темпы совместных действий стран ЕС в формировании общей миграционной политики. Во-первых, решение миграционного вопроса требует общего, европейского подхода. В настоящее время наблюдается дихотомия в ЕС в заинтересованности формулировать общий подход к политике мигрантов и беженцев. В соответствии со статьей 6 Директивы заявителю должен быть выдан документ, подтверждающий его статус лица, ищущего убежища, или удостоверяющий, что ему разрешено находиться на территории государства в период рассмотрения его заявления о предоставлении убежища в течение трех дней после подачи заявления. Статья 6 предусматривает, что государства могут воздерживаться от этого, если заявитель находится под стражей или на границе. [2,3]

До начала XXI века Германия была страной репатриации и основное внимание уделяла возвращению этнических немцев. По 51 вопросу миграции, подано 102581 первичное ходатайство на получение статуса беженца (в 2019 г. - 142509), что наряду с пандемией COVID-19 является следствием эффективности принятых ФРГ мер по регулированию трансграничных перемещений людей.

Для миграционной политики Франции значимыми являются положения, касающиеся приёма иностранцев во французское гражданство. Предъявляемые требования являются стандартными для большинства демократических стран: наличие законного источника средств к существованию, проживание на территории Франции. Институциональное обеспечение миграционной политики во Франции представлено специализированным органом, осуществляющим государственное регулирование миграции - Министерством внутренних дел. Во Франции существует разветвленная сеть государственных учреждений, некоммерческих организаций, деятельность которых способствует реализации на практике миграционной политики, в том числе посредством социальной и юридической помощи мигрантам: Бюро по защите беженцев и апатридов, Офис интеграции, приёма и гражданства, Агентство по вопросам социальной сплочённости и равных возможностей и Французское бюро иммиграции и интеграции. [4]

Миграционные процессы играют важную роль в экономическом развитии стран Восточной Азии, однако данные государства Япония, являясь одной из передовых стран мира с уникальной культурой, передовыми технологиями, высоким уровнем медицины, соблюдением многовековых традиций, а также высоким и стабильным уровнем экономики, не относится к числу иммиграционных государств. Пересечь границу Японии можно, только используя воздушный и морской виды транспорта, поэтому в стране ведется строгий учет по количеству прибывающих иностранных граждан и уезжающих из нее. Таких лиц вычисляют с помощью хорошо налаженной агентурной сети, поскольку трудовых областей, где могут быть применены навыки нелегалов, не так много. Нелегальным мигрантам может грозить срок тюремного заключения до двух лет. Однако в последние годы из-за резкого снижения численности коренных жителей вследствие демографического кризиса наблюдаются некоторые изменения в жесткой иммиграционной политике страны. С 2018 г. правительство Японии отменило некоторые ранее действовавшие ограничения переезда на постоянное место жительства. В новом законе перечислены 14 отраслей, где закреплен на

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

легальном уровне найм работников физического труда (медицина, уход за пожилыми людьми, строительство, гостиничный бизнес). [10]

Влияние миграции на жизнедеятельность государства индивидуально. Это неотъемлемая часть людей, которая должна учитываться во всем мире: каждое государство должно сохранять демографический баланс и контролировать ситуацию с миграцией населения, так как это может привести к непоправимым последствиям: хронической безработице, перенаселению, высокому показателю неблагополучия в стране, угрозе населению, как в террористических аспектах, так и национальной идентичности и т.д. Управление миграционными процессами должно носить системный и сбалансированный характер. Понимание необходимого баланса между рынком труда и производительными силами является незыблемой основой для устойчивого экономического роста страны в целом. В этих целях необходимо использовать все имеющие ресурсы в стране путем их перераспределения в зоны и территории, не обладающие необходимыми ресурсами: человеческими, инвестиционными, производственными и т.д. В условиях глобализации и социальных преобразований миграционные потоки стали неотъемлемой частью человечества. Миграция - явление динамическое, постоянно оказывающее влияние на различные аспекты социально-экономического и политического развития страны, привносящее новые проблемы и новое видение того, как их можно решать. Эти обстоятельства диктуют необходимость постоянного отслеживания динамики миграционных процессов, их анализа, систематизации, влияния на процесс принятия политических решений в государстве.

Результативным инструментом реализации миграционной политики являются специальные государственные программы по следующим направлениям: трудовая занятость, интеграция в местное сообщество, безопасность, возможности развития, образование, здоровье и т.д.

Европейский Союз должен иметь мощную миграционную политику, которая способна решить политические, экономические, правовые и проблемы безопасности. Исторически так сложилось, что основой миграционной политикой в ЕС является именно свобода перемещения, является одним из основных принципов европейской интеграции.

Репатриация этнических казахов на историческую родину позволяет решить многие социально-экономические, демографические проблемы. В то же время переселение на историческую родину вызывает новый комплекс проблем, связанных с адаптацией репатриантов, их трудоу-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

стройством, взаимодействием с местным населением, поиском и самосознанием. С этой целью был реализован комплекс мероприятий по консолидации репатриированных семей на одной территории, по созданию спецпоселений. Однако условия жизни не могут решить все аспекты адаптации; репатрианты нуждаются в социально-психологической помощи, для чего созданы специальные «центры адаптации».

Основной поток международной трудовой миграции в Республику Казахстан составляют временные мигранты, прибывающие для осуществления трудовой деятельности на основании разрешений, выдаваемых работодателям местными исполнительными органами. Данный тип миграции не оказывает какого-либо долгосрочного положительного экономического эффекта, поскольку не отражает реальной миграционной привлекательности Казахстана.

Однако на сегодняшний день регламентация полномочий местных исполнительных и распорядительных органов в сфере миграции носит фрагментарный характер, без четкой систематизации.

Список литературы:

[1] Воробьёва О.Д. Миграционные процессы населения: вопросы теории и государственной миграционной политики // Проблемы правового регулирования миграционных процессов на территории Российской Федерации. Аналитический сборник Совета Федерации ФС РФ. 2003. № 9 (202).

[2] Директива № 2013/32/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза «Об общих процедурах для предоставления и отмены международной защиты (в новой редакции)» (Принята в г. Брюсселе 26.06.2013) // СПС «Кон-сультантПлюс».

[3] Директива № 2013/33/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза «Устанавливающая стандарты приема лиц, обратившихся с запросом о предоставлении международной защиты (в новой редакции)» (Принята в г. Брюсселе 26.06.2013) // СПС «КонсультантПлюс».

[4] Комиссарова Ж.Н., Глушков П.А. Иммиграция и иммиграционная политика во Франции // Мировое и национальное хозяйство. 2017. № 2 (41).

[5] Матросова Л.Д. О кодификации миграционного законодательства Российской Федерации // Государственная служба и кадры. 2020. № 3. С. 208.

[6] Самойлов В.Д. Миграциология. Конституционно-правовые основы: монография. М., 2018.

[7] Хабриева Т.Я. Миграционное право: сравнительно-правовое исследование: монография. М., 2019. С. 11.

[8] Тужба Э.Н. Западный опыт миграционной политики в российских реалиях // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. № 7. С. 41.

[9] Шамне А.Н. Влияние причин миграции на миграционно-правовоую политику государства // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 7. С. 21.

Spisok literatury:

[1] Vorob'yova O.D. Migracionnye processy naseleniya: voprosy teorii i gosudarstvennoj migra-cionnoj politiki // Problemy pravovogo regulirovaniya migracionnyh processov na territorii Rossijskoj Fed-eracii. Analiticheskij sbornik Soveta Federacii FS RF. 2003. № 9 (202).

[2] Direktiva № 2013/32/ES Evropejskogo parlamenta i Soveta Evropejskogo Soyuza «Ob obsh-chih procedurah dlya predostavleniya i otmeny mezh-dunarodnoj zashchity (v novoj redakcii)» (Prinyata v g. Bryussele 26.06.2013) // SPS «Konsul'tantPIyus».

[3] Direktiva № 2013/33/ES Evropejskogo parlamenta i Soveta Evropejskogo Soyuza «Ustanav-

livayushchaya standarty priema lic, obrativshihsya s zaprosom o predostavlenii mezhdunarodnoj zashchity (v novoj redakcii)» (Prinyata v g. Bryussele 26.06.2013) // SPS «Konsul'tantPlyus».

[4] Komissarova ZH.N., Glushkov P.A. Immi-graciya i immigracionnaya politika vo Francii // Mirovoe i nacional'noe hozyajstvo. 2017. № 2 (41).

[5] Matrosova L.D. O kodifikacii migracionnogo zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii // Gosudarst-vennaya sluzhba i kadry. 2020. № 3. S. 208.

[6] Samojlov V.D. Migraciologiya. Konstitucion-no-pravovye osnovy: monografiya. M., 2018.

[7] Habrieva T.YA. Migracionnoe pravo: sravni-tel'no-pravovoe issledovanie: monografiya. M., 2019. S. 11.

[8] Tuzhba E.N. Zapadnyj opyt migracionnoj politiki v rossijskih realiyah // Gumanitarnye, social'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. 2021. № 7. S. 41.

[9] SHamne A.N. Vliyanie prichin migracii na migracionno-pravovouyu politiku gosudarstva // Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya. 2021. № 7. S. 21.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.