Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ И СПЕЦИФИКЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН'

К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ И СПЕЦИФИКЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
22
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальная миграционная политика / численность населения / приграничные зоны / проблемы возвращающихся трудовых мигрантов / управление миграционными процессами / стимулирование миграционного процесса / national migration policy / population / border zones / problems of returning labor migrants / management of migration processes / stimulation of the migration process

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Махмадбекзода Моёншо Шодмон

Рассматривается эффективность реализации национальной миграционной политики, дается оценка использованию подобного опыта ведущих стран мира и возможные пути укрепления международного престижа страны. Отмечено, что миграция, затрагивая определённую территорию и приграничные зоны государства, вызывает необходимость политико-правового регулирования миграционных процессов и создания компетентных органов и институтов. Социально-экономические условия, возникшие в Таджикистане с обретением политической независимости, рост численности населения и превращение трудовой миграции в закономерность социально-экономической жизни вызвали необходимость в выработке соответствующей государственной миграционной политики. Управление миграционными процессами характеризуется как комплекс практических действий, обусловленных необходимостью защиты прав и интересов мигрантов и решением проблем возвращающихся трудовых мигрантов, направленных на стимулирование миграционного процесса или его ограничение в направлениях, соответствующих текущим и стратегическим потребностям государства, а также его социально-экономическому развитию в противоречивом процессе глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Махмадбекзода Моёншо Шодмон

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE ESSENCE AND SPECIFICITY OF THE MANIFESTATION OF STATE MIGRATION POLICY OF REPUBLIC OF TAJIKISTAN

The article examines the effectiveness of the implementation of national migration policy, evaluates the use of similar experience of the leading countries of the world and possible ways to strengthen the international prestige of the country. It is noted that migration, affecting a certain territory and border zones of the state, necessitates political and legal regulation of migration processes and the creation of competent authorities and institutions. The socio-economic conditions that arose in Tajikistan with the acquisition of political independence, population growth and the transformation of labor migration into a pattern of socio-economic life created the need to develop an appropriate state migration policy. Management of migration processes is characterized as a set of practical actions determined by the need to protect the rights and interests of migrants and solve the problems of returning labor migrants, aimed at stimulating the migration process or limiting it in directions that meet the current and strategic needs of the state, as well as its socio-economic development in contradictory process of globalization.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ И СПЕЦИФИКЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН»

5.5.4 (23.00.04) МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 5.5.4 МУНОСИБАТХОИ БАЙНАЛМИЛАЛЙ 5.5.4 INTERNATIONAL RELATIONS

УДК 325

DOI 10.24412/3005-8023-2024-1-151-160

К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ И Махмадбекзода Моёншо Шодмон, канд. СПЕЦИФИКЕ ПРОЯВЛЕНИЯ полит. наук, директор ГУ «Научно-

ГОСУДАРСТВЕННОЙ исследовательский институт труда, миграции МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ и занятости населения Таджикистана» РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН (Душанбе, Таджикистан)

ОИДБА МАСЪАЛАИМОХЦЯТВА Махмадбекзода Моёншо Шодмон,

ХУСУСИЯТИ ЗУХУРИ СИЁСА ТИ н.и.с., Донишкадаи мецнат, муцоцират

ДАВЛАТИИМУХРЦИРАТ ДАР ва шугли ацолии Тоцикистон

ЦУМХУРИИ ТОЦИКИСТОН (Душанбе, Тоцикистон)

ON THE ISSUE OF THE ESSENCE Mah madbekzoda Moyoniso Shodmon, candidate AND SPECIFICITY OF THE of Politology, the head of SF'Scientific-research MANIFESTA TION OF STA TE Institute ofLabor, Migration and Employment of MIGRATION POLICY OF REPUBLIC the Population of Tajikistan (Dushanbe, OF TAJIKISTAN Tajikistan) e-mail: sorbon4@inbox.ru

Рассматривается эффективность реализации национальной миграционной политики, дается оценка использованию подобного опыта ведущих стран мира и возможные пути укрепления международного престижа страны. Отмечено, что миграция, затрагивая определённую территорию и приграничные зоны государства, вызывает необходимость политико-правового регулирования миграционных процессов и создания компетентных органов и институтов. Социально-экономические условия, возникшие в Таджикистане с обретением политической независимости, рост численности населения и превращение трудовой миграции в закономерность социально-экономической жизни вызвали необходимость в выработке соответствующей государственной миграционной политики. Управление миграционными процессами характеризуется как комплекс практических действий, обусловленных необходимостью защиты прав и интересов мигрантов и решением проблем возвращающихся трудовых мигрантов, направленных на стимулирование миграционного процесса или его ограничение в направлениях, соответствующих текущим и стратегическим потребностям государства, а также его социально-экономическому развитию в противоречивом процессе глобализации.

Ключевые слова: национальная миграционная политика, численность населения, приграничные зоны, проблемы возвращающихся трудовых мигрантов, управление миграционными процессами, стимулирование миграционного процесса

Самаранокии татбици сиёсати миллии муцоцират мавриди баррасй царор гирифта, истифодаи тацрибаи давлатцои пешцадами цацон дар ин соцаи фаъолият ва роццои имконпазири тацкими нуфузи байналмилалии кишвар арзёбй карда мешавад. Муцоцират, цудуди муайян ва минтацацои сарцадии ин ё он давлатро фаро гирифта, бо цамин зарурати танзими сиёсию цуцуции равандцои муцоцират ва таъсиси мацомот ва ницодцои салоциятдору ба ин мацсад мувофицро ба миён меорад. Шароитцои нави ицтимоию ицтисодие, ки дар Цумцурии Тоцикистон бо ба даст овардани истицлолияти сиёсй,

афзоиши ауолй ва ба воцеияти цонунманди уаёти ицтимоию ицтисодй табдид ёфтани мууоцирати меунатй ба вуцуд омаданд, зарурати тауияи сиёсати давлатии воцеияти муосир цавобгу дар соуаи мууоциратро ба миён оварданд. Идоракунии равандуои мууоцират уамчун мацмуи амалуое тавсиф карда мешавад, ки ба зарурати уифзи ууцуц ва манфиатуои мууоцирон, уавасмандгардонй ё маудуд кардани мууоцирати шаурвандони кишвар дар самтуое, ки ба талаботи цорй ва стратегии давлат, инчунин тараккиёти цамъиятию ицтисодии мамлакат дар раванди мураккабу зиддиятноки цауонишавй цавобгу мебошанд, нигаронида шудаанд.

Калидвожа^о: сиёсати миллии мууоцират, афзоиши ауолй, минтацауои саруадй, мушкилоти мууоцирони меунатии баргашта, идоракунии равандуои мууоцират, ба эътидол даровардани раванди мууоцирати шаурвандон

The article examines the effectiveness of the implementation of national migration policy, evaluates the use of similar experience of the leading countries of the world and possible ways to strengthen the international prestige of the country. It is noted that migration, affecting a certain territory and border zones of the state, necessitates political and legal regulation of migration processes and the creation of competent authorities and institutions. The socio-economic conditions that arose in Tajikistan with the acquisition of political independence, population growth and the transformation of labor migration into a pattern of socio-economic life created the need to develop an appropriate state migration policy. Management of migration processes is characterized as a set of practical actions determined by the need to protect the rights and interests of migrants and solve the problems of returning labor migrants, aimed at stimulating the migration process or limiting it in directions that meet the current and strategic needs of the state, as well as its socio-economic development in contradictory process of globalization.

Key-words: national migration policy, population, border zones, problems of returning labor migrants, management of migration processes, stimulation of the migration process

В современном мире миграционные процессы, безусловно, активизированы усиливающейся глобализацией, что значительно трансформирует и меняет представление о роли государства в этой сфере и тем самым демонстрирует их значение с точки зрения формирования новой миграционной политики. Очевидно, что небывалые изменения поставили страну перед необходимостью совершенствовать и менять государственную миграционную политику с учётом сложившейся ситуации, проблем и общих тенденций к изменениям в этой сфере. С политической точки зрения игнорирование этих объективных процессов и неспособность государства сформировать и реализовать эффективную национальную миграционную политику с использованием опыта ведущих стран мира не только снижает международный престиж страны, но и вызывает деградацию и трансформацию общества [3; 4].

Известно, что миграция затрагивает определённую территорию и приграничные зоны того или иного государства, в связи с чем является необходимым её рассмотрение через призму политики, направленной на регулирование миграционных процессов и создание определённых социальных институтов. На сегодняшний день проблема миграционной политики в Республике Таджикистан, как и в начале периода обретения политической независимости, не теряет неоспоримой актуальности. По мнению Г.М. Каппасовой, традиционно «под такой политикой специалисты подразумевают государственные и общественные дела, связанные с властью и властными отношениями между государствами, обществом, социальными группами и т.д.» [5, с. 13].

Более того, данный феномен как неотъемлемая часть государственной политики в

целом тесно связан с пониманием сущности государства, что и определяет политический характер отношений в системе миграционных процессов между различными государствами. В современной политической системе именно государство призвано организовывать, направлять и контролировать миграционные процессы. При этом фундаментальной основой государства является концентрация в его руках власти, а также материальных и духовных ресурсов, способствующих обеспечению управления и постоянного регулирования социальных отношений [5, с. 25].

Как утверждает другой современный российский исследователь, В.А. Волох, миграционная политика представлена «в виде системы общепринятых на уровне управления средств, при использовании которых государство и иные общественные институты предполагают достижение целей, соответствующих конкретному этапу развития общества» [2, с. 55]. Однако до недавнего времени в рамках стереотипного подхода многие исследователи рассматривали миграционную политику как одну из составных частей демографической политики государства. Несмотря на это, актуальность данной проблемы вынудила политиков и специалистов взглянуть на миграционный вопрос как на важный фактор не только социально-экономического, но и политического развития страны. Именно осознание политического характера миграции и миграционных процессов привело к тому, что понятие «миграционная политика» в современной политической системе стало тесно связано с пониманием сущности и задач государства. Это во многом выявило и определило политический характер отношений в системе миграционных процессов на глобальном и региональном уровне.

Как было отмечено выше, государство как социальный институт призвано не только участвовать в разработке нормативно-правовых актов в области миграции, но и разрабатывать и эффективно осуществлять миграционную политику. В реализации такой политики управление миграционными процессами представляет собой комплекс практических действий, обусловленных необходимостью защиты прав и интересов мигрантов, их безопасности, определения оптимальных направлений и объёмов миграции, образования переселенческого контингента, формирования миграционных установок населения, а также его социализацией и адаптацией. Более того, управление миграцией как неотъемлемая часть государственной политики представляет собой определённую систему, которая включает комплекс мер, направленных на стимулирование или ограничение перемещений граждан страны в направлениях, которые соответствуют текущим и стратегическим потребностям государства, а также реальным условиям и требованиям позитивного социально-экономического развития страны в сложном и противоречивом процессе глобализации.

Поскольку миграция населения связана с политическими и социально-экономическими задачами государственной стратегии, её цель должна иметь соподчинённый характер и зависеть от общих социально-экономических и политических задач. К примеру, как показывает критический анализ Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации, в данном случае ключевой социальной задачей государства будет создание условий для формирования и развития национальных кадров, обеспечение экономики страны трудовыми ресурсами и т.д. Кроме того, целями миграционной политики могут быть: формирование постоянного состава населения, рост миграционной активности коренных жителей, сдерживание притока мигрантов, обеспечение рабочей силой стратегически важных для развития страны объектов, проектов и территорий, стабилизация населения на конкретной территории, привлечение мигрантов на временное место жительства и т.д. [8, с. 177-178].

Исходя из такой постановки вопроса, государство, безусловно, представляет собой

«основной институт, подверженный влиянию миграционных процессов и являющийся субъектом миграционной политики». Оно осуществляет властные функции, обеспечивает единство и целостность, суверенность публичной власти, общеобязательность и гарантированность прав и свобод граждан, законность и правопорядок при использовании государственного управления [6].

Очевидно, что миграция, оказывая существенное влияние на политические процессы, тем самым вынуждает государство проводить корректировку всей системы социальной и экономической политики, направленной на защиту прав мигрантов, обеспечение целостности общества и последующего развития самого государства.

Из этого следует, что, по справедливому замечанию Г.М. Каппасовой, общегосударственный характер миграционной проблематики так или иначе связан с усиленным влиянием миграционных процессов «на социально-политическое устройство государства, его национальную идентичность, систему внутригосударственных отношений, политическую культуру и определяет характеристики человеческого потенциала как главного ресурса существования государства» [5, с. 20]. Более того, с позиции ситуационно-политического подхода к политическому измерению миграции, мигранты «предстают в виде неких политических игроков, принимающих непосредственное участие в политической жизни отдельных государств и становящихся субъектами политического взаимодействия между игроками в странах исхода и принятия мигрантов» [5, с. 21].

Как показывает опыт США, Турции, Швеции, Финляндии, Южной Кореи и других стран, государствам, которые будут учитывать объективные условия миграционных процессов, удастся достичь устойчивости не только миграционных потоков, но и устойчивого развития экономики и социальной жизни. При этом «включение таких субъектов в общественную систему страны пребывания оказывает прямое влияние на политическую жизнь страны исхода» [5, с. 21-22]. Более того, формы вовлечения «диаспор и групп мигрантов в политическую жизнь характеризуются большим разнообразием, а их политическая деятельность направляется как в сторону принимающей страны, так и в сторону страны исхода» [5, с. 22].

Итак, теоретические основы и практическая направленность миграционной политики многих современных стран, в частности миграционных процессов, в целом показывает, что миграционная политика как неотъемлемая часть государственной политики представляет собой сложный многоуровневый политический процесс на государственном уровне и включает институциональный, социокультурный и социально-политический аспекты. В связи с этим можно сделать закономерный вывод, что миграционный политический процесс почти во всех задействованных в нем странах состоит из динамичного взаимодействия следующих факторов: в гражданском обществе - это мигранты и их общины, диаспоры, организации, занимающиеся защитой прав и свобод мигрантов, со стороны государства -это законодательные, исполнительные и судебные органы.

Необходимо подчеркнуть, что управление миграцией в современном Таджикистане -также чрезвычайно сложный процесс, в котором задействовано множество участников, действующих на разных уровнях и в разных социальных институтах. Одной из особенностей миграционной политики страны является сочетание двух форматов регулирования миграционных потоков: во-первых, национального; во-вторых, наднационального, что является в некотором роде копированием миграционной политики стран, входящих в состав СНГ и частично - в Европейский союз.

Формирование наднациональной нормативно-правовой базы в Таджикистане началось после распада Советского Союза, для которого на протяжении более чем семидесяти лет

была характерна, с одной стороны, изолированность от глобальных миграционных процессов, а с другой - колоссальное значение имела внутренняя миграция, ключевыми факторами которой стали урбанизация и значительная дифференциация регионального развития. Распад огромной страны и включение Таджикистана, наряду с другими постсоветскими республиками, в СНГ и в систему свободных передвижений граждан Содружества, потребовало принятия ряда двусторонних соглашений, директив и нормативно-правовых актов СНГ, которые в основном касались помощи беженцам и привлечения интеллектуальных и квалифицированных кадров как рабочей силы.

В составе постсоветского Содружества сыграли позитивную роль первые двусторонние и многосторонние соглашения между бывшими республиками СССР, заполнив в какой-то мере правовой и политический вакуум, образовавшийся в сфере перемещения граждан через границы новых независимых государств.

В первую очередь в Бишкеке 9 октября 1992 г. было подписано соглашение в области коллективной безопасности, помощи беженцам и вынужденным переселенцам из зон конфликтов, труда и социальной защиты между Таджикистаном, Арменией, Беларусью, Казахстаном, Киргизией, Молдовой, Россией и Узбекистаном. Данный документ из-за его политической и правовой ограниченности назывался «Решение о межгосударственной программе помощи населению районов, пострадавших в ходе вооруженных конфликтов, переселенцам и беженцам» [9]. В целом он был направлен на оказание необходимой первой помощи беженцам. Такой же документ был подписан в Москве в сентябре 1993 г. между Таджикистаном, Россией, Молдовой, Украиной, Беларусью, Казахстаном, Туркменистаном и Киргизией.

Заметим, что, в отличие от европейских стран, общая миграционная политика на уровне СНГ ещё не была окончательно сформирована и носила фрагментарный и рекомендательный характер. Различия, существовавшие в миграционной политике указанных стран, прежде всего были связаны с особенностями интеграции мигрантов в отдельных республиках с сохранением их национальной идентичности, с отсутствием реального единства, «процветанием» национализма, местничества, тоталитарных режимов и устройств и т.д., которые негативно сказывались на взаимном сотрудничестве и принципах справедливости, солидарности, либеральной демократии, позитивного права, толерантности и общечеловеческих ценностей.

Однако, хотя бы на декларативном уровне и «в подражание принципам демократии», были сделаны некоторые попытки создать в области миграции некую цивилизованную и правовую ситуацию, которая хотя бы как-то способствовала решению задач в сфере социально-экономического, пространственного и демографического развития государств. Более того, это была возможность повысить качество жизни населения, обеспечить безопасность государств, защитить национальные рынки труда, поддержать межнациональный и межрегиональный мир и согласие [10].

Для принимающих стран Содружества: Российской Федерации, Беларуси и Казахстана, «миграционная политика» представляла собой всего лишь «вспомогательное средство для решения демографических проблем и связанных с ними экономических проблем». В какой-то мере она была направлена на создание «вынужденного» режима для добровольного переселения в эти страны лиц, которые были способны органично включиться в систему позитивных социальных связей и стать членами принимающего общества [12, с. 6-23].

Основным приоритетом для Республики Таджикистан в начале 1990-х годов из-за коллапса в экономике и гуманитарной катастрофы была экономическая политика, поэтому одной из главных составляющих экономического сотрудничества между странами СНГ

были трудовые отношения и трудовая миграция. В связи с этим между странами было подписано несколько соглашений, в частности соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты мигрантов, которые, как и правовые документы, принятые в период максимального экономического спада, сыграли большую роль в структурировании и формировании государственной миграционной политики [6].

Эти и другие принятые документы, основанные на принципах использования преимуществ миграции, были неэффективны для дальнейшего формирования государственной миграционной политики: они не учитывали новые вызовы, в них отсутствовала согласованность по горизонтали между странами в сфере миграционной политики. Отсутствие рациональной и эффективной политики привело к миграционному кризису, который показал, что ряд проблем в сфере миграции сложно решить на национальном уровне: они требуют объединения усилий всех государств, использования всех механизмов, в первую очередь политических, для преодоления последствий кризиса и разработки всеобъемлющей миграционной политики [7, с. 76].

Для реализации этой цели была необходима политическая воля, чтобы усовершенствовать правовые, организационные и иные регулирующие механизмы, обеспечивающие добровольное переселение лиц на территорию стран Содружества на постоянное место жительства, а также лиц, желающих развивать экономические, деловые, профессиональные, научные, культурные и иные связи и способных благодаря трудовой деятельности, знаниям и компетенциям содействовать экономическому, социальному и культурному развитию страны пребывания.

Более того, было необходимо создать условия для адаптации к политическим, правовым, социально-экономическим, культурным и иным условиям жизни на территории СНГ иностранных граждан, испытывающих сложности в адаптации, с учётом особенностей их культуры и привычного жизненного уклада, а также иных факторов.

Также необходимо было создание благоприятного режима для свободного перемещения обучающихся, научных и педагогических работников в целях развития науки, профессионального образования, повышения уровня подготовки научных кадров и специалистов. Стало очевидно: чтобы изменить и усовершенствовать принятые нормативно-правовые акты, необходимо:

1) дальнейшее развитие механизмов и средств профилактики, предупреждения, выявления и пресечения нарушений миграционного законодательства;

2) оказание помощи лицам, ищущим защиту на территории страны, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и национального законодательства;

3) повышение эффективности мер регулирования численности мигрантов исходя из реальной ситуации на рынках труда принимающих стран;

4) совершенствование правовой основы противодействия незаконной миграции, в том числе регулирование ответственности лиц за нарушение миграционного законодательства;

5) повышение эффективности профилактической, информационной и разъяснительной работы с мигрантами в целях предупреждения нарушений миграционного законодательства страны пребывания и т.д.

Таким образом, миграционные процессы показали, что созрела необходимость в принятии миграционной политики на уровне стран СНГ, в том числе Республики Таджикистан, и она может обрести устойчивость и эффективность, если будет основана на правовых нормах и опираться на силу закона. Но есть ещё один важный элемент -исполнительская дисциплина. Даже идеально отработанный нормативный правовой акт

окажется бесполезной бумагой, если не будет своевременно и качественно исполнен. Осознавая эти требования, соответствующие органы государственной власти страны, развивая национальное законодательство в области миграции, одновременно попытались подготовить более-менее квалифицированные кадры в целях реализации государственной миграционной политики [1, с.143-144].

Однако в течение более чем тридцати лет не было достигнуто единства в позициях государств-участников СНГ по актуальным вопросам сотрудничества в сфере миграции (например, по вопросам принятия эффективных совместных мер по противодействию незаконной миграции, ремиссии, по распределению обязанностей между государствами постоянного проживания мигрантов и государствами их приёма в области профессиональной и языковой подготовки потенциальных трудящихся-мигрантов и др.). Не все страны Содружества осознали необходимость гармонизации национального законодательства в сфере миграции, а также присоединения к универсальным международным договорам в этой области. Для примера: они не попытались разработать хотя бы проект Концепции миграционной политики стран СНГ. Представляется, что на современном этапе данный путь содержит позитивный потенциал для создания в дальнейшем единой миграционной концепции, которая могла бы определить и реально установить глобальные принципы сотрудничества. Более того, государства-участники СНГ не смогли гармонизировать все используемые понятия согласно основополагающему документу в области регулирования трудовой миграции - Международной Конвенцией ООН о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей от 1990 г. [7, с. 86].

Изменение геополитического значения Республики Таджикистан, её вхождение в мировое сообщество связывается с тем, что в 1992 г. она стала членом ООН и ратифицировала такие документы, как Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Конвенция ООН 1951 г. «О статусе беженцев» и протокол к ней от 1967 г. и др. Более того, начиная с 1993 и по 2023 г. Таджикистан ратифицировал конвенции Международной Организации Труда (МОТ) и Международной Организации Миграции (МОМ), а также такой важный документ, как Международная Конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, кроме того, более 25 программ о двухсторонних и многосторонних соглашениях [7, с. 86-87].

Одним из основных законодательных актов для разработки государственной миграционной политики стал Закон Республики Таджикистан «О миграции» (2001г.), а также Национальная стратегия трудовой миграции граждан страны за границу на период 2011-2015 гг.

В целом государственная миграционная политика Республики Таджикистан предполагает обеспечение национальной безопасности и элементов, входящих в её состав; выработку и реализацию согласованной политики и совместных мер по противодействию вовлечению мигрантов в преступную деятельность; гармонизацию национального законодательства в сфере противодействия незаконной миграции и т.д.

Правовое регулирование рынка труда иностранной рабочей силы в РТ предусмотрено рядом двусторонних международных договоров Республики Таджикистан с правительствами Российской Федерации (от 16 октября 2004 г.), Республики Казахстан (от

4 мая 2006 г.), Кыргызской Республики (от 3 декабря 2004 г.), с Республикой Татарстан (от

5 марта 2008 г.) и др.

Существует Соглашение между Правительством Таджикистана и Правительством России о трудовой деятельности и защите прав граждан Республики Таджикистан в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Таджикистан (от 16 октября 2004

г.). В соответствии с Соглашением между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией о порядке пребывания граждан Республики Таджикистан на территории Российской Федерацией от 8 февраля 2013 года и вступившего в силу пунктом 1 статьи 1, предусмотрено: «Граждане Республики Таджикистан, временно пребывающие на территории Российской Федерации, освобождаются от обязанности по постановке на учет по месту пребывания в компетентных органах Российской Федерации в течение 15дней» [11].

Обоснованность данной политики состоит прежде всего в необходимости смягчения социальной напряженности, обусловленной незанятостью экономически активной части населения, а также ввиду отсутствия легальных источников для увеличения доходов и реальных экономических условий для повышения жизненного уровня населения путём трудоустройства в пределах республики, экспортом рабочей силы за рубеж и другими важными факторами [1, с. 143].

Необходимость принятия государственной политики в области внешней трудовой миграции на данном этапе развития республики состояла в том, чтобы государство могло достаточно активно влиять на процессы внешней трудовой миграции через реализацию научно обоснованной политики. Ведь государственная политика предполагает обоснование основных целей, текущих и перспективных задач с учётом традиций, обычаев, национальных и исторических особенностей населения Таджикистана.

Как уже отмечено, основная цель государственной политики в области внешней трудовой миграции направлена на социально-правовую защиту граждан страны, временно работающих за рубежом, регулирование миграционных потоков, предотвращение нелегальной миграции и утверждение законности миграционного процесса и т.д. Она также включает экономические, социальные, стратегические цели государства, содержание и пути реализации политики внешней трудовой миграции, создание и стимулирование системы мотивации рабочей силы на внешнюю занятость, механизм социально-правовой защиты трудящихся-мигрантов за рубежом и после возвращения на родину. Более того, политика в области миграции предусматривает расширение географии внешней трудовой миграции в будущем на основе заключения двусторонних соглашений с государствами ближнего и дальнего зарубежья. Необходимо учреждение Фонда поддержки трудящихся-мигрантов и членов их семей, а также ряда других важных положений, которые способствуют созданию микроклимата и благополучия в национальной миграционной системе.

Особенности текущей миграционной ситуации в Таджикистане, приоритеты управления ею с точки зрения обеспечения миграционной политики, особенно безопасности граждан, позволили констатировать следующее: руководящие принципы государственной политики в сфере миграции должны быть направлены на обеспечение механизмов противодействия нелегальной миграции. Однако на практике миграционная политика из-за определённых отличий и некоторых особенностей выработана и осуществляется на основе подписанных межправительственных соглашений с другими государствами СНГ, что говорит о её ограниченности и неактуальности.

Несомненно, миграция, наряду с позитивными сторонами, представляет собой определённую угрозу и для отправляющей, и для принимающей страны. В связи с этим нашей стране, которая вовлечена в глобальные миграционные процессы, необходимо определить приоритеты политики, проводимой в сфере миграции, в контексте обеспечения национальной безопасности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бабаев А.А. Современные проблемы миграции населения РТ в процессе развития страны / А.А. Бабаев. - Душанбе: Шарки озод, 2020. - 480 с.

2. Волох В.А. Формирование и реализация государственной миграционной политики Российской Федерации: состояние, тенденции, пути оптимизации: автореф. дисс... д-ра полит. наук / В.А. Волох. - Москва, 2013. - 354 с.

3. Зайончковская Ж.А., Молодикова И.Н., Мукомель В.И. Методология и методы изучения миграционных процессов. Междисциплинарное учебное пособие. - Москва, 2007. - 371 с.

4. Ивахнюк И.В. Опыт государственного регулирования международной трудовой миграции (на примере Турции) // В кн.: Международная миграция населения: Россия и современный мир. Вып. 2. - Москва: Диалог МГУ, 1999. - С. 25-49.

5. Каппасова Г.М. Реализация государственной миграционной политики в Российской Фед ерации и Республике Казахстан в контексте региональных политических процессов: автореф. дисс. канд. полит. наук. - Екатеринбург, 2018. - 28 с.

6. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 20192025 гг. (Указ президента РФ от 31.10.2018, №622) / Электронная версия. Режим доступа: https://base.garant.ru, свободный (дата обращения: 06.02. 2024).

7. Махмадбеков М.Ш. Миграционные процессы: сущность, основные тенденции и особенности в современном обществе (опыт Таджикистана): дисс. ..канд. полит. наук. - Душанбе, 2010. -165 с.

8. Мартиросьян А.В. Особенности формирования общественного мнения о миграционной политике /Мартиросьян А.В. //Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение, философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2012. - №4. - С. 177-185.

9. Решение Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 08.10.1992г. «О межгосударственной программе помощи населению районов, пострадавших в ходе вооруженных конфликтов, переселенцам и беженцам» /Перечень документов, принятых на заседании Совета глав правительств Содружества Независимых Государств 9 октября 1992 года в Бишкеке (электронная версия) // Пространство интеграции. Интернет-портал СНГ. -Режим доступа: https://e-cis.info/page,свободный. (Дата обращения: 06.02. 2024).

10. Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам. - Москва, 24 сентября 1993 г. Режим доступа: https://base.garant.ru, свободный. (Дата обращения: 06.02.2024).

11. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о порядке пре бывания граждан Республики Таджикистан на территории Российской Федерации (М осква, 8 февраля 2013 г.) / Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document, свободный. (Дата обращения: 07.02.2024).

12.Трофимова О.Е., Четверикова А.С. Наднациональный формат и национальные особенности миграционной политики стран ЕС / Трофимова О.Е., Четверикова А.С. // Южно-Российский журнал социальных наук. - 2019. - Т.20. -№1. - С.6-23.

REFERENCES:

1. Babaev A.A. Modern Problems of Migration of the Population of the Republic of Tajikistan in the Process of Country Development / А.А. Babaev. - Dushanbe: Sharqi ozod 2020. - 480 pp.

2. Volokh V.А. Formation and Implementation of the State Migration Policy of the Russian Federation: status, trends, ways of optimization: abstract of thesis. diss... .dr. polit. sciences / V.A. Volokh. - Моscow, 2013. - 354 pp.

«BECTHMK rrynhn», ebinycK 1 (98), 2024

3. Zayonchkovskaya J.A., Molodikova I.N., Mukomel V.I. Methodology and the Methods of Study of Migration. Interdisciplinary manual. - Moscow, 2007. - 371 pp.

4. Ivakhnuk I.V. Experience of State Tegulations of International Labor Migration (in the example of Turkey) // in the book. : International Population Migration: Russian and Modern World. Edition. 2. - Moscow: Dialogue MSU, 1999. - PP. 25-49.

5. Kappasova G.M. r.M. Implementation of State Migration Policy in the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan in the Context of Regional Political Processes: abstract. diss. Doctor of political sciences. Yekaterinburg, 2018. - 28 pp.

6. Concept of State Migration Policy of Russian Federation on 2019- 2025y. (Decree of the President of RF from 31.10.2018, №622) / Electronic version. Date of access: https://base.garant.ru, ceo6odnbiu. (Date of appeal: 06.02. 2024).

7. Mahmadbekov M.Sh. Migration Process: essence, main tendency and peculiarities in the modern society the experience of Tajikistan): diss. ...candidate of political sciences -Dushanbe, 2010. -165 pp.

8. Martirocyan A. V. Peculiarities of the Formation of Social Opinions about Migration Policy / Martirosyan A.V. //Bulletin of Adygey State University. Series 1: Region studies, philosophy, history, sociology, jurisprudence, politology, culture studies. - 2012. - №4. - PP. 177-185.

9. Decision of the Council of Heads of Government of the Commonwealth of Independent States dated 10/08/1992. "On the Interstate Program of Assistance to the Population of Areas Affected by Armed Conflicts, Displaced Persons and Refugees " / List of documents adopted at the meeting of the Council of Heads of Government of the Commonwealth of Independent States on October 9, 1992 in Bishkek (electronic version) // Space of integration. Internet portal of the CIS. - Date of Access: https://e-cis.info/page, free. Date of appeal: 06.02. 2024.

10. Agreement about the assistance of Refugees and Unwilling Migration. - Moscow, September 24, 1993. Date of access: https://base.garant.ru, free. Date of appeal: 06.02. 2024.

11. Agreement between the Russian Federation and the Republic of Tajikistan on the procedure for the stay of citizens of the Republic of Tajikistan on the territory of the Russian Federation (Moscow, February 8, 2013) / Electronic fund of legal, regulatory and technical documents Date of access: https://docs.cntd.ru/document, free. Date of appeal: 07.02. 2024.

12. Trofimova O.E., Chetverikova A.S. Supranational Format and National Peculiarities of Migration Policy of EU countries/ O.E Trofimova, A.S. Chetverikova //Southern Rusiian journal of social sciences. - 2019. - V.20. - №1. - PP. 6-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.