УДК 331
DOI 10.24412/2411-1945-2023-1-110-120
МИГРАЦИОННЫЕ Миралиева Мухлиса Олимовна,
ПРОЦЕССЫ В РАКУРСЕ соискатель кафедры политологии
НАЦИОНАЛЬНОЙ Таджикского государственного
БЕЗОПАСНОСТИ университета права, бизнеса и политики
ТАДЖИКИСТАНА (Худжанд, Таджикистан)
РАВАНДУОИ Миралиева Мухлиса Олимовна, Унвонцуи
МУХР ЦИРА ТЙ кафедраи сиёсатшиносии Донишгоуи
АЗ ДИДГОХЦ АМНИЯТИ давлатии ууцуц, бизнес ва сиёсати
МИЛЛИИ ТОЦИКИСТОН Тоцикистон (Хуцанд, Тоцикистон)
MIGRA TIONPROCESSES Miraliyeva Mukhlisa Olimovna, researcher at
IN THE PERSPECTIVES Policy studies department of Tajik State University
OF NATIONAL SECURITY of Law, Business and Politics (Khujand, Tajikistan)
OF TAJIKISTAN E-MAIL: muhlisakhon90@mail. ru
Анализируются миграционные процессы в Таджикистане с точки зрения их влияния на сферу безопасности. Продолжающийся в Республике Таджикистан переходный период от аграрно-индустриального к индустриально-аграрному типу экономики требует рассмотрения отдельных миграционных процессов, в частности рыночных механизмов, необходимых для развития экономики. Хотя переходный период обусловил коренную трансформацию внутренних и внешних миграционных процессов в части рынка труда, трудовых отношений, он также обострил многие социальные проблемы, выявив старые противоречия и породив новые. Исследование внутреннего и внешнего рынка труда позволяет увидеть, что миграционные процессы в Таджикистане претерпели количественные и качественные изменения, связанные с формированием новых трудовых отношений, усилением конкуренции на мировом рынке труда, преобразованиями в развитии спроса и предложения рабочей силы, что обусловливает принятие дополнительных мер в части безопасности. Миграция оказывает прямое влияние на политическую, этническую, социальную и экономическую ситуацию в регионах Таджикистана. Актуальными задачами являются: выявление специфики и закономерностей влияния миграционных процессов на региональную безопасность, разработка и совершенствование инструментов раскрытия потенциала миграции для эффективной модернизации экономики.
Ключевые слова: миграция, безопасность, трудовые ресурсы, занятость, демография,
рынок труда, миграционные процессы, нормативные документы, экономика,
модернизация
\
Равандуои мууоцирати дар Тоцикистон аз нигоуи таъсири онуо ба соуаи амният мавриди таулил царор гирифтааст. Давраи гузариши Чумуурии Тоцикистон аз соуаи аграри-саноати ба саноати - аграри, ки цараён дорад, баррасии равандуои алоуидаи мууоцират, бахусус механизмуои бозориро, ки барои рушди ицтисоди кишвар заруранд, тацозо менамояд. Хррчанд давраи гузариш боиси дигаргунии куллии равандуои мууоцирати дохили ва беруни, аз цумла бозори меунат ва муносибатуои меунати гардидааст, он уамчунин мушкилоти зиёди ицтимоии цомеаро тезутунд намуда, зиддиятуои куунаро ошкор сохт ва зиддиятуои навро ба вуцуд овард. Омузиши бозори дохили ва берунии меунат нишон медиуад, ки равандуои мууоцират дар Тоцикистон бо ташаккули муносибатуои нави меунати, афзоиши рацобат дар бозори цауонии меунат, дигаргуниуо дар рушди талабот ва пешниуодот ба тагйироти
мицдори ва сифати дучор шудаанд, ва ин нукта андешидани чорацои иловагиро дар самти бехатари тацозо мекунад. Муцоцират ба вазъи сиёси, этники, ицтимой ва ицтисодии манотици Тоцикистон таъсири бевосита дорад. Ошкор намудани хусусиятцо ва цонуниятцои таъсири равандцои муцоцират ба амнияти минтацави, тация ва такмили олатцои ошкорсозии ицтидори муцоцират дар цалли самараноки навсозии ицтисодиёт аз цумлаи вазифацои таъхирнопазир мебошанд.
Калидвожах;о: муцоцират, амният, захирацои мецнати, шугл, демография, бозори мецнат, равандцои муцоцират, меъёрцои цуцуци, ицтисод, тацдид
The article analyzes the migration processes in Tajikistan in terms of their impact on the security sphere. The ongoing transition period in the Republic of Tajikistan from an agrarian-industrial to an industrial-agrarian type of economy requires consideration of individual migration processes, in particular, market mechanisms necessary for the development of the economy. Although the transition period led to a radical transformation of internal and external migration processes in terms of labor market and labor relations, it also exacerbated many social problems, revealing old contradictions and giving rise to new ones. The study of internal and external labor market allows to see that the migration processes in Tajikistan have undergone quantitative and qualitative changes associated with the formation of new labor relations, increased competition in the global labor market, transformations in the development of demand and supply of labor, which requires taking additional security measures. Migration has a direct impact on the political, ethnic, social and economic situation in the regions of Tajikistan. Actual tasks are: identifying the specifics and patterns of the impact of migration processes on regional security, developing and improving tools for unlocking the potential of migration for effective economic modernization.
Key-words: migration, security, labour resources, employment, demography, labour market, migration processes, regulations, economics, modernization
На современном этапе существования человечества безопасность приобретает всё более широкое значение во всех аспектах общественно-политического и социально-экономического развития всех государств. Если говорить о термине «безопасность», то мы имеем в виду в первую очередь национальную безопасность, поскольку именно это понятие вбирает в себя выражение «безопасность государства» во всех сферах жизни: социальной, экологической, экономической, политической, демографической, внешней, внутренней, природной, климатической, региональной и т.д.
Согласно Закону Республики Таджикистан «О безопасности», «национальная безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов страны от реальных, потенциальных внутренних и внешних угроз»; в первую очередь необходимо выделить «национальные интересы - совокупность политических, экономических, социальных и других потребностей Республики Таджикистан, от реализации которых зависит способность государства обеспечивать защиту конституционных прав человека и гражданина, ценностей общества, основополагающих государственных институтов» [1].
Основные аспекты развития государства и его национальная безопасность в составе геополитических, экономических, экологических и демографических факторов включены в закон. Мы должны учитывать эти важные составные части национальной безопасности при рассмотрении вопроса о демографической безопасности. Мы добавили сюда же и термин «миграционная безопасность», так как в век небывалой активизации миграционных потоков, связанных с политическими и социально-экономическими процессами и расширением в мире военных действий, требуется более глубокое его осмысление, несмотря на то, что миграционная безопасность является составной частью демографии.
Трудно представить себе решение проблемы обеспечения эффективной безопасности страны без рассмотрения миграции и эмиграции населения в странах, экспортирующих трудовые ресурсы и принимающих их.
Определить место и роль миграционной безопасности как составной части демографической безопасности довольно проблематично, так как она непосредственно влияет на все демографические показатели, а в плане национальной безопасности она в определенной степени воздействует на все ее аспекты (экономический, продовольственный, внутренний, внешний, социальный).
Исходя из анализа взглядов, отражённых в трудах видных российских и таджикских учёных в области безопасности, мы пришли к выводу, что проблемы миграционной безопасности, связанные с последовательным ростом мобильности трудовых ресурсов в условиях рыночной экономики Таджикистана, изучены ещё недостаточно полно. Нет определения категории «миграционная безопасность», понятийный аппарат мобильности населения ограничен и раскрываются лишь факторы, приводящие к миграции и эмиграции [3, 4].
В данной статье мы остановимся на освещении процессов миграции с точки зрения её влияния на национальную безопасность.
Очевидно, что на различных этапах развития страны необходимы теоретические разработки, которые вписывались бы в данный период, особенно в век экономических кризисов, депрессий, экономических спадов, пандемии. При изучении зарубежной и отечественной научной литературы, касающейся проблем безопасности, мы пришли к выводу, что научный потенциал в области изучения миграционной безопасности и связанных с ней рынка труда и мобильности, использования трудовых ресурсов, теоретических моделей рынка, формирования механизмов мобильности трудовых ресурсов, критериев оценки эффективности ее регулирования не исчерпан.
Хотелось бы сделать пояснение, касающееся миграционных потоков, которые делятся на внутренние и международные. Международная миграция в большей части обычно связана с трудовыми соглашениями, и при анализе международной миграции основной упор делается на трудовую миграцию, которая характеризует миграцию в целом. В нашем понимании международная миграция - это в основном пересечение населением государственных границ с целью продажи накопленного человеческого потенциала и капитала для обеспечения его внутренних потребностей.
Начиная с 1991 г., после обретения Таджикистаном государственной независимости, в стране резко активизировался процесс так называемой «вынужденной миграции», которая была тесно связана с вооруженным противостоянием между политическими партиями и, как следствие, с обострением социально-экономического положения в стране. У Таджикистана имеется опыт по возврату такой категории мигрантов.
Впоследствии, по мере становления Таджикистана как независимого государства, появились новые факторы, оказывающие влияние не только на вынужденную, но и на добровольную миграцию. На изучение этих факторов и процессов, влияющих на миграционную безопасность, и должно быть направлено внимание государства.
Решение проблемы функционирования миграционных процессов и развития рынка труда и связанной с ней мобильности населения остается главным направлением деятельности органов государственного управления, политологов, экономистов, социологов, правоохранительных органов начиная с представителей власти, политиков, общественных деятелей, учёных и кончая непосредственными участниками рыночных отношений.
При всем многообразии имеющихся на сегодняшний день исследований, посвященных проблемам миграции, не сформировано единого мнения не только о существе
рассматриваемой проблемы, но и о критериях, определяющих стабильность безопасности, а также понятийную терминологию.
Продолжающийся в Республике Таджикистан переходный период от аграрно-индустриального к индустриально-аграрному типу экономики выявил проблему осуществления отдельных миграционных процессов и, в частности, рыночных механизмов, необходимых для развития экономики. Хотя переходный период обусловил коренную трансформацию внутренних и внешних миграционных процессов, трудовых отношений, он также обострил многие социальные проблемы, выявив старые противоречия и породив новые. К примеру, в стране в полной мере не разрешён вопрос о рациональном регулировании процесса занятости населения в ходе внутренней и внешней миграции трудовых ресурсов, на что указывают данные таблицы 1.
Таблица1.
Годы 1991г. 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г. 2020 г.
Трудовые ресурсы 2526 3186 3893 4530 5111 5625
Занятое население 1971 1745 2112 2233 2380 2506
Занятое население, % 78,0 54,7 54,2 49,3 46,5 44,5
Составлено автором по данным: Рынок труда в Республике Таджикистан: 30 лет государственной независимости / Статистический сборник Агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2021. - С. 98-99.
Динамика показателей за последние 20 лет показывает мягкую тенденцию в экономике страны к снижению численности занятого населения по отношению к трудовым ресурсам, причём эта картина наблюдается каждые пять лет, что делает необходимым принятие превентивных мер для решения этой проблемы: начиная от создания новых рабочих мест и до совершенствования механизма рынка труда. Недостаточное обеспечение населения рабочими местами создает реальную угрозу для экономической безопасности страны, тормозит рациональное развитие и размещение производительных сил.
Проведённое нами исследование внутреннего и внешнего рынка труда позволяет наглядно увидеть, что миграционные процессы в Таджикистане протерпели количественные и качественные изменения, связанные с формированием новых трудовых отношений, усилением конкуренции на мировом рынке труда, преобразованиями в развитии спроса и предложения рабочей силы, что предполагает возникновение дополнительных экономических рисков в части безопасности.
Практика мировой экономики в использовании трудовых ресурсов может быть основой для отечественных исследователей в регулировании процессов миграции, в выработке практических рекомендаций по её совершенствованию и снижению до минимума рисков для миграционной безопасности.
Происходящая сегодня трансформация социально-трудовых отношений должна привести к формированию мирового рынка труда, где бы труд как товар обменивался на основе партнерских соглашений, при этом должны использоваться новые методы исследования трудовых отношений, связанные с политическими и экономическими процессами на фоне глобализации мирового сообщества.
Процесс реформирования рынка труда в Таджикистане остается неизменным, так как не завершён процесс перехода к рыночной экономике. Вопрос о его продолжительности зависит прежде всего от того, насколько обоснованы законодательные предпосылки, институциональные разработки (принятие различных социальных программ и внедрение других форм рыночных механизмов).
Главным фактором, формирующим устойчивую безопасность, являются инвестиции в человеческий капитал, которые будут стимулом для повышения производительности труда, создания новых рабочих мест, а также позволят ускорить переход к более устойчивому росту экономики, что благоприятно отразится на социально-экономическом положении населения.
На наш взгляд, разработка новой, стратегически выверенной программы национальной безопасности на базе регулирования трудовых отношений позволит оптимизировать обновлённые подходы и механизмы регулирования трудового потенциала в долгой перспективе, сократить бедность и безработицу, решить проблему подготовки и переподготовки кадров, а также увеличить доходы семей и государства в целом, что будет способствовать росту миграционной безопасности.
Обобщая многообразие подходов к миграционной безопасности, мы пришли к выводу о том, что в ходе трудовой миграции существуют характерные риски для мигрантов, это: смена работником места труда и связанная с ним психологическая неготовность к перемещению; длительная адаптация к новым условиям труда; изменения в профессиональном статусе (зачастую мигранты с высшим образованием занимаются не свойственной им работой), отсутствие возможностей для реализации профессиональных навыков; изменение социального статуса работника; воздействие рыночного механизма на трудоустройство как результат конечной цели; технический прогресс в производстве; конкуренция на рынке труда; способность интегрироваться в новое общество; возвращение на родину.
В связи с этим, для получения полной картины процессов миграции, необходимо проанализировать полную занятость населения и при этом рассмотреть занятость рабочей силы со всех сторон: как занятость, которая фиксируется внутри учреждений, предприятий, внутри регионов и страны, а также внешнюю. Деятельность рабочей силы связана и с перемещением внутри страны, или, иначе, с занятостью в условиях мобильности трудовых ресурсов.
Таблица 2.
Население, занятое в различных секторах экономики республики_
2000 2010 2015 2020
Всего занято в экономике, тыс. чел. 1745,4 2233,3 2379,7 2506,2
- в том числе:
В реальном секторе н. д. н. д. 1704,7 1754,4
Сельское хоз-во, лесоводство 1135,4 1447,6 1545,2 1525,6
Горнодобывающая пром-ть н. д. н. д. 12,5 12,5
Обрабатывающая пром-ть н. д. н. д. 60,1 86,4
Электроэнергетика, газ, водоснабжение н. д. н. д. 19,3 28,0
Строительство 16,4 72,5 66,5 101,9
Сектор услуг н д. н д. 675,7 751,8
Торговля 72,2 125,6 149,3 157,2
Гостиницы и рестораны н д. н д. 9,9 16,4
Транспорт, связь 41,9 58,3 56,8 73,7
Банковская система 6,9 14,9 25,9 24,9
Коммерческая деятельность 0,07 0,04 22,3 31,6
Государственное управление, оборона 26,7 45,4 36,3 45,1
Образование 167,3 179,9 209,3 247,1
Здравоохранение 82,2 80,9 98,3 116,7
Коммунальные и соц. услуги 26,6 57,1 66,6 25,4
Др. организации 0,96 0,6 1,0 1,5
Составлено автором на основе данных: Рынок труда в Республике Таджикистан: 30 лет государственной независимости / Статистический сборник Агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан. - Душанбе, 2021. - С.103-109 [5].
Из таблицы усматривается, что снижается количество занятых в реальном секторе экономики, где работает более 70,1% занятого населения, при этом на долю сельского хозяйства приходится 61,6%, и основную часть мигрантов составляет сельское население, которое занимается за рубежом неквалифицированным трудом, обеспечивая семьи минимальными доходами. По возвращении эти люди увеличивают численность безработных и из-за отсутствия первоначального капитала не могут реализовать свой потенциал. Поэтому так необходимо создание условий для подготовки и переподготовки квалифицированных кадров.
В приведённой ниже таблице 3, составленной на основе материалов по исследованию рабочей силы в 2004, 2009, 2016 г. и данных за 2020 г., наглядно вырисовывается картина использования рабочего потенциала в динамике. Эта таблица дополняет предыдущую с учётом того, что в показатель «численность рабочей силы» включены трудовые мигранты, которые находятся за пределами страны, поддерживают постоянный контакт с семьей или домохозяйством и регулярно переводят домой денежные средства. Хоть и незначительно, но продолжается снижение участия трудоспособного населения в секторе занятости.
Таблица 3.
Показатели рабочей силы и её недоиспользования (тыс. чел.)
Показатели рабочей силы и ее Численность
недоиспользования 2004 г. 2009 г. 2016 г. 2020 г.
Трудоспособное население 3979,9 4707,4 5314,2 5567,4
(15- 75лет)
Рабочая сила (включая трудовых мигрантов) 2668,5 2617,6 2806,5 2984,8
Рабочая сила (без трудовых мигрантов) 2648,5 2617,6 2252,2 2514,3
Занятые 2135,7 1856,5 2096,5 2463,4
Безработные 196,0 241.2 155,8 167,8
Трудовая миграция 317,9 519,9 553,9 498,3
Лица, не входящие в состав рабочей силы 1331,3 2087,6 2508,2 2673,1
Степень участия трудоспособного 58,6 44,6 42,4 39,3
населения в секторе занятости
Уд. вес безработных, в % 8,4 11,5 6,9 9,8
Рассчитано по данным статсборников: Демографический ежегодник Республики Таджикистан [6]; Рынок труда в Республике Таджикистан: 30 лет государственной независимости / Агентство по статистике при Президенте Республике Таджикистан. -Душанбе, 2021. - С. 55-83, 271-344 [5].
Можно рассматривать мобильность трудовых ресурсов как один из важнейших параметров, который влияет на экономический рост страны и характеризует реальные возможности для работников и их семей переехать в другие регионы на более выгодных условиях с целью улучшения социально-экономического положения, но, с другой стороны, иммиграция населения, т.е. его переезд в другую местность на постоянное место жительства, имеет обратную «сторону медали» - это ослабление национального генофонда, «утечка»
человеческого капитала, что не может не сказаться на демографической безопасности в целом. Таким образом, эта проблема требует детального изучения.
Как мы отметили выше, трудовая мобильность выступает основой процесса миграции и инструментом регулирования механизма рынка труда. На процесс миграции оказывают влияние политические, социально-экономические или иные мотивы, а смена рабочего места происходит вследствие миграционных процессов. Миграция может позитивно повлиять на смягчение мирового финансового кризиса и в некотором аспекте оказать воздействие на преодоление экономического спада. Рассматривая проблему рынка труда через призму миграционных процессов, оказывающих влияние на национальную безопасность, мы пришли к выводу, что необходимо глубокое изучение причин перемещения трудовых мигрантов в пространстве в различных аспектах: социальном, политическом, экономическом. На базе фактических материалов необходимо выработать практические рекомендации по улучшению имеющейся ситуации.
В Таджикистане сохраняется тенденция к недоиспользованию рабочей силы, что требует усиления государственного регулирования процессов миграции, заключения соглашений со странами, куда устремляются трудовые ресурсы, обеспечить их социальную защиту, принять превентивные меры на случай экономических кризисов, пандемии, вести последовательную политику по обеспечению достойной работой в соответствии с образованием и квалификацией и т.д., обеспечить рабочими местами возвращающихся мигрантов, создать условия для предпринимательской деятельности и повышения квалификации, а также обеспечить им в адаптационный период социальную защиту.
В отличие от внутриреспубликанского перемещения рабочей силы, территориальное перемещение за пределы страны проживания подразделяется на безвозвратное и временное. Безвозвратное перемещение (на основе переселения) - это окончательно принятое решение о смене своего и членов семьи постоянного места жительства. Данное перемещение оказывает основное влияние на темпы роста численности жителей страны, на их половозрастной состав, структуру занятости и другие демографические показатели. Выезд граждан из Республики Таджикистан на постоянное место жительства за границу может стать определенной угрозой национальным интересам страны, так как выезжают квалифицированные кадры.
По нашему мнению, рынок труда можно разделить на профессиональный, охватывающий сферу перемещения рабочей силы между предприятиями и ориентирующийся на пространственное и профессиональное движение рабочей силы, и непрофессиональный рынок труда, где стимулом для роста территориального перемещения граждан служит большой спрос на дешевую рабочую силу, которая согласна работать как в стране, так и за её пределами за низкую заработную плату без каких-либо социальных страховок и трудовых соглашений. Участники непрофессионального рынка, особенно находящиеся за пределами страны, больше подвержены воздействию деструктивных сил, вербующих «воинов».
Оптимальный внутренний рынок обусловливает закрепление кадров и способствует сокращению их текучести. На рынках труда развитых и развивающихся стран функционируют, как правило, внешний и внутренний рынки труда, в основу которых заложено движение трудовых ресурсов. Но в зависимости от того, какой из типов рынка преобладает, это говорит об ориентации страны. Например, США, Великобритания, Южная Корея, Россия ориентируются на внешний рынок, а Япония, страны Балтии и Западной Европы - на внутренний. В экономике стран СНГ дорыночного периода в силу объективных обстоятельств (низкая мобильность рабочей силы, высокий спектр денежных форм вознаграждения, преимущественно внутризаводская система подготовки и повышения квалификации персонала, стопроцентный охват всех категорий работников предприятия одним профсоюзом и др.) преобладали внутренние рынки труда. В настоящее время пропорции между двумя типами рынков в этих странах сдвинулись в пользу
внешнего рынка труда.
Кроме того, существуют рынки труда, занимающиеся экспортом рабочей силы. Это касается стран с высокой рождаемостью, куда можно отнести Таджикистан, где из-за избытка рабочей силы и высокой мобильности населения стал преобладать внешний, экспортный рынок труда, а внутренний рынок труда стал терять позиции в пользу внешнего рынка за счёт высокой текучести кадров, занятых в экономике (таблица 4).
Таблица 4.
_Внутренняя трудовая миграция в различных сферах экономики (тыс. чел.)
Годы
2000
2005
2010
2015
2020
Всего принято работников Выбыло
23,5 72,9
75,8 49,7
35,9 34,7
121,1 104,6
135,3 104,5
Принято в реальный сектор экономики Выбыло
94.0
45.1
51,3 27,0
13,5 17,5
50,4 51,7
47,9 41,1
Принято в отрасли сельск. хоз-ва Выбыло
83,4 28,8
41,3 11,7
5,5
9,0
23,0 27,3
14,0 11,8
Принято в горнодобывающую пром-ть Выбыло
1,4 1,2
2,4 2,2
3,4 3,1
1,4 1,2
3,2 2,2
Принято в обрабатывающую пром-ть Выбыло
11,3 10,8
9,2 6,8
12,9 10,7
11,3 10,8
13,7 13,1
Принято в сферу энергетики Выбыло
3,5 3,8
2,1 1,9
Принято в отрасли строительства Выбыло
3,5 6,4
2,9 3,5
4,5
3,4
15,2 10,8
12.4
10.5
Принято в сектор услуг Выбыло
70,6 52,9
87,4 63,4
Принято в сферу торговли Выбыло
1,2
2,9
1,3 1,5
0,8 1,5
6,0 5,3
5,8 4,4
Принято в сферу образования Выбыло
0,6 3,6
4,9 4,1
4.0
2.1
20,3 13,7
27,1 16,4
Таблица рассчитана автором на основании данных: Рынок труда в Республике Таджикистан: 30 лет государственной независимости / Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. - Душанбе, 2021. - С.246-251 [5].
Данные таблицы показывают, что практически наблюдается баланс, особенно за последние десять лет, между принятыми на работу и уволившимися, что указывает на высокую текучесть кадров. Первый момент - это то, что в различные секторы экономики в 2015-2020 гг. было принято на работу 292,3 тыс. работников, уволилось же 216,9, а в сектор услуг было принято на работу 332,8, уволилось 209,1тыс. чел., т.е. в сектор услуг принято работников на 40% больше, что является отрицательным фактором при переходе к индустриальному пути развития экономики. Второй момент - сложившаяся ситуация дополняет армию безработных, создавая социальную напряжённость, и увеличивает потенциал мобильности. Но потенциал остаётся нереализованным из-за слабости государственных рычагов воздействия. К примеру, в таблице 5 приведены данные о количестве трудовых мигрантов, выехавших на заработки через миграционную службу.
Таблица 5.
Число трудовых ресурсов, мигрировавших в другие страны, по данным заполнения _миграционных карточек (тыс. чел.) ___
Годы 2009 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Число трудовых мигрантов, выехавших через миграционную службу 15,5 0,868
Число трудовых мигрантов, выехавших самостоятельно 401,1 551,7 517,3 487,7 486,2 530,9 129,8
Таблица составлена автором на основании данных: Рынок труда в Республике Таджикистан: 30 лет государственной независимости / Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. - Душанбе, 2021. - С. 238-239 [5].
Из приведённых данных видно, что мало задействованы рычаги государственного сектора по организации отправки и регулированию международных потоков трудовых мигрантов.
Спрос на труд - это важный показатель занятости населения, т.к. нанимателю рабочая сила нужна не сама по себе, а для того, чтобы производить конкретные товары или услуги. Спрос на рабочую силу на рынке труда определяется числом и структурой рабочих мест, вакансий как на действующих, так и на вновь вводимых в действие предприятиях и организациях и количеством рабочих мест. Политика руководства нашей страны направлена прежде всего на обеспечение трудоспособного населения дополнительными рабочими местами. На внутреннем рынке Таджикистана спрос на рабочую силу невелик, на что указывают данные таблицы 6.
Таблица 6.
Спрос и предложение рабочей силы на рынке труда Таджикистана (тыс. чел.)
Годы 1995 2000 2005 2010 2015 2020
Лица, не занятые в сфере труда и 39,9 33,3 58,3 59,7 72,5 103,5
состоящие на учёте в службе занятости
Имеют статус безработных 3,7 6,1 43,6 48,1 55,5 48,9
Заявки предприятий на рабочую силу 7,8 15,7 10,5 7,3 9,4
Уд. вес имеющих статус безработных к 9,2 18,4 75,1 81,5 75,3 47,4
незанятым, в %
Таблица составлена автором на основании данных: Рынок труда в Республике Таджикистан: 30 лет государственной независимости / Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. - Душанбе, 2021. - С. 299-313 [5].
Данные, приведённые в таблице, говорят о том, что действие категорий спроса и предложения на рынке труда Таджикистана имеет значительную разницу в пользу предложения, что является отрицательным фактором в обеспечении населения рабочими местами. Остаётся низким удельный вес лиц, имеющих статус безработных, к общему числу не занятых в сфере экономики, что влияет на статистику. За последние 6 лет (2015-2020 гг.) заявки предприятий на рабочую силу составили всего 10,1% от общего количества не занятых в сфере труда. Необходимо чёткое регулирование этих процессов путём совершенствования нормативной базы.
Характеризуя миграционные процессы по их влиянию на национальную безопасность, мы пришли к выводу, что её составные части - государственные учреждения, негосударственные структуры, кадровые службы предприятий, общественные организации и социальные фонды, содействующие формированию рынка труда и занятости населения,
требуют перестройки и совершенствования. Это:
- биржа труда (служба занятости);
- государственные центры по подготовке кадров;
- коммерческие центры по подготовке, переподготовке и трудоустройству работников;
- фонд занятости;
- государственный фонд содействия предпринимательству;
- пенсионный фонд;
- представительские центры миграционных служб на местах по регулированию потоков трудовых ресурсов, профсоюзные организации, диаспоры мигрантов;
- фонды социальной защиты (пособия по безработице, подъемные при смене места жительства и т.д.);
- межгосударственные информационные центры для учёта и регулирования мобильности трудовых мигрантов.
Существующее мнение в пользу расширения внешней трудовой миграции, на наш взгляд, является ошибочным, потому что это не будет способствовать укреплению национальной безопасности Таджикистана.
Миграция оказывает прямое влияние на политическую, этническую, социальную и экономическую ситуацию в регионах Таджикистана. Являются актуальными задачами выявление специфики и закономерностей влияния миграционных процессов на региональную безопасность, разработка и совершенствование инструментов раскрытия потенциала миграции для эффективного решения задач по модернизации экономики.
Для современного мира миграция стала значимым явлением, влияющим на экономические, демографические, политические условия существования общества и государств. Последствия миграции столь же велики, сколь и неоднозначны. Поэтому важной теоретической и прикладной задачей является изучение миграционных процессов и управление ими [2].
Список использованной литературы:
1. Закон Республики Таджикистан от 28 июня 2011 года, № 721 «О безопасности» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.08.2018) [Текст] [Электронный ресурс] online.zakon.kz> Document/?doc_id=31038753 (дата обращения: 15.05.2022).
2. Лагуткин О.Ю., Дьяков О.Ю. Международная миграция в контексте региональной безопасности [Текст] / О. Лагуткин, О. Дьяков. - Астраханский государственный технический университет, г. Астрахань. [Электронный ресурс]: demography.econ.msu.ru>sys>raw (дата обращения: 12.05.2022).
3. Национальная безопасность и миграционная политика: Аналитический вестник / Отв. за вып. O.A. Кимлацкий [Текст: непосредственный] Аналитическое управление аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.// -Москва, 2005. - № 22 (274). -С. 8-12.
4. Прохода В.А. Миграция как угроза безопасности принимающего сообщества: особенности восприятия коренным населением [Текст: электронный] //Национальная безопасность / Nota bene. - 2020. - № 2. - С. 62 - 82. DOI: 10.7256/24540668.2020.2.32472, URL: Электронный ресурс: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=32472 (дата обращения: 12.05.2022).
5. Рынок труда в Республике Таджикистана: 30 лет государственной независимости /Сборник Агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан [Текст: непосредственный]. - Душанбе, 2021. - С. 299-313.
6. Демографический ежегодник Республики Таджикистан "30 лет государственной независимости" / Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан [Текст: непосредственный]. - Душанбе, 2021.
REFERENCES:
1. The Law of the Republic of Tajikistan since June 28,2011, №721 "About Security" (amended and supplemented according to the condition on 03.08.2018) [Text] [Electronic resource] online.zakon.kzDocument?doc_id=31038753 (date of appeal: 15.05.2022).
2. Lagutkin O.Yu., Dyakov O.Yu. International Migration in the Context of Regional Security [Text] / O.Lagutin, O.Dyakova. - Astrakhan Technical State University, Astrakhan town. [Electronic resource]: demography.econ.msu.rusysraw (date of appeal: 12.05.2002).
3. The National Security and Migration Policy: Analytical Bulletin/ Responsible for edition O.A.Kimlatsky [Text: direct] Analytical Management of Device of Soviet Federation of Federal Meeting of Russian Federation. - Moscow, 2005.- №22 (274). - PP.8-12
4. Prokhoda V.A. Migration as a Threat of Security of an Adopting Community: The Peculiarities of the Discernment of a Radical Population [Text: electronic] // National Security Nota bene. - 2020. - № 2. - С. 62 - 82. DOI: 10.7256/2454-0668.2020.2.32472, URL: Electronic resource: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=32472 (date of appeal: 12.05.2002).
5. Labour Market ib Tajikistan Republic: 30 Years of the State Independence /Collection of Statistic Agency under the President of Tajikistan Republic [Text: direct]. - Dushanbe, 2021.-PP.299-313
6. Demographic Annual of Tajikistan Republic "30 Years of the State Independence " / Statistic Agency under the President of Tajikistan Republic [Text: direct]. - Dushanbe, 2021.