УДК 342.7
Шапиро Ирина Валерьевна
кандидат юридических наук,
доцент кафедры конституционного и муниципального права,
юридического факультета,
Кубанский государственный университет
Irina V. Shapiro
candidate of Law,
Associate Professor of the Department of constitutional and municipal law,
Kuban state University
Особенности конституционно-правового регулирования трудовой миграции в Российской Федерации
Features of the constitutional and legal regulation of labor migration in the Russian Federation
Аннотация. В статье рассматриваются особенности конституционно - правового регулирования внешней и внутренней трудовой миграции в РФ, а также отмечается, что гарантируя свободу передвижения, государство должно принимать меры по управлению активно протекающих миграционных процессов, в силу того что неконтролируемые массовые перемещения людей негативно сказываются на росте преступности, состоянии внутреннего рынка труда, развития экономики и представляют угрозу национальной безопасности.
Ключевые слова: право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, свободный выезд, право граждан на возвращение, трудовая миграция, иностранная рабочая сила, трудовая мобильность.
Annotation. The article examines the features of the constitutional and legal regulation of external and internal labor migration in the Russian Federation, and also notes that while guaranteeing freedom of movement, the state should take measures to manage the active migration processes, due to the fact that uncontrolled mass movements of people negatively affect the growth of crime, the state of the internal labor market, the development of the economy and pose a threat to national security.
Keywords: the right to freedom of movement, choice of place of stay and residence, free departure, the right of citizens to return, labor migration, foreign labor, labor mobility.
Конституция Российской Федерации 1993 г., провозгласив права и свободы человека и гражданина «высшей ценностью» и закрепив в статье 27 право каждого на свободу передвижения, выбор места пребывания и
жительства, свободный выезд и право граждан на возвращение, заложила основу правового регулирования миграции в нашей стране.
Права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, сводный выезд и возвращения граждан являются одними из основных прав человека и относятся наравне с правами на жизнь, личную неприкосновенность к группе личных прав и свобод.
Одним из признаков личных прав является их неотчуждаемый характер. То есть, их ограничение возможно только на основании закона и в целях, установленных в ч. 1 ст. 55 Конституции РФ: защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства и основание: только федеральным законом.
Неотчуждаемый характер основных прав и свобод человека гарантирован в ч. 2. ст. 17 Конституции Российской Федерации и является обеспечением недопустимости незаконного ограничения основных прав и свобод человека и гражданина со стороны государства.
Для Российской Федерации провозглашение свободы передвижения, свободы выезда из страны, права граждан на возвращение и недопустимости произвольного ограничения со стороны государства особенно актуальны, поскольку в Советском Союзе данные возможности были ограничены. Так, например, действовал режим прописки, в соответствии с которым каждый гражданин закреплялся за определенным местом жительства и получал разрешение от властей на проживание. На сегодняшний день институт прописки заменил регистрационный учет по месту пребывания и жительства, но он носит уведомительный характер, регистрация или ее отсутствие не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав или свобод граждан РФ [1].
Однако, гарантируя свободу передвижения, государство должно принимать меры по управлению активно протекающих миграционных процессов, в силу того, что неконтролируемые массовые перемещения людей негативно сказываются на росте преступности, состоянии внутреннего рынка труда, развития экономики и представляют угрозу национальной безопасности.
На современном этапе, в условиях усиления глобализации мира, социально- экономическое развитие все большего количества стран зависит от трудовой миграции, в том числе и Российской Федерации.
Под трудовой миграцией понимают вид миграции, представляющий собой территориальное перемещение людей, связанное с занятостью и поиском работы. Различают: 1) внутреннюю трудовую миграцию, осуществляется в пределах одного государства и регулируется национальным законодательством и 2) международную - с пересечением государственной границы [2].
После распада СССР Российская Федерация, по причине кризиса государственного управления столкнулась с проблемами массовой эмиграции российских граждан в зарубежные страны, высокой естественной убылью
населения и как следствие, сокращением численности населения в трудоспособном возрасте.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р [3] отмечено, что снижение численности трудоспособного населения является одним из основных вызовов для долгосрочного развития России. В связи с чем, были выработаны приоритетные направления государственной демографической политики, одно из которых это управление миграционными процессами в целях снижения дефицита трудовых ресурсов, включающее содействие переезда в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом; привлечение иностранной рабочей силы, в том числе квалифицированных иностранных специалистов; создание цивилизованных условий труда и жизни для мигрантов, защита их гражданских прав и другое.
Так, согласно выше упомянутой выше Концепции, для привлечения иностранной рабочей силы задачей государства является создание условий, в том числе:
обеспечение дифференцированного подхода к привлечению иностранной рабочей силы в зависимости от профессии (специальности), совершенствование механизма выдачи разрешений и расширение перечня профессий (специальностей, должностей) по видам экономической деятельности, на которые не распространяются квоты на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации;
формирование в обществе толерантного отношения к трудовой миграции и мигрантам, создание системы социализации мигрантов, условий для их адаптации, обеспечение эффективного контроля за соблюдением законодательства в отношении трудовых мигрантов;
упрощение процедур выдачи рабочих виз для высококвалифицированных категорий иностранных граждан;
организация за рубежом центров содействия иммиграции в Россию, способствующих профессиональной подготовке и переподготовке иностранных работников, а также изучению ими русского языка, российской культуры и российского законодательства;
реализация комплекса мероприятий, направленных на стимулирование возвращения в Россию квалифицированных российских специалистов, выехавших из страны в связи с поиском работы.
В Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утв. Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351 [4] так же указана необходимость привлечения мигрантов в нашу страну в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития.
На данный момент законодательство Российской Федерации уже претерпело значительные изменения в области трудовой деятельности мигрантов (иностранных работников), правового статуса
высококвалифицированных специалистов, содействия переселения соотечественников, проживающих за рубежом в Российскую Федерацию и др.
В Концепции государственной миграционной политики 2019-2025 г., утв.Указом Президента РФ от 31 октября 2018 г. № 622 [5] отмечается, что в 2012 - 2017 годах миграционный приток в Российскую Федерацию компенсировал естественную убыль населения и стал источником дополнительных трудовых ресурсов для национальной экономики.
Кроме того, Концепция государственной миграционной политики 2019-2025 г. обращает внимание и на проблемы внутренней миграции, указывая, что сложившаяся в конце 20 века тенденция оттока населения с Дальнего Востока, Поволжья, Сибири и др. регионов в Центральный, Северо-Западный и Юго-Западный регионы страны сохранилась и сегодня. Весь потенциал внутренней миграции сосредоточен в Москве, Санкт-Петербурге и Краснодарском крае.
Стоит отметить, что указанное положение негативно влияет и на социально-экономическое развитие регионов исхода, и на центры переселения, которые страдают от большой нагрузки на инфраструктуру, отсутствия необходимого количества школ, детских садов и другое.
Одним из основных направлений миграционной политики Российской Федерации в сфере создания условий для снижения диспропорции в размещении населения и решения задач пространственного развития страны является содействие внутренней трудовой миграции в субъекты РФ, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным [6]. В соответствии с Федеральным законом от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» [7] в указанных субъектах реализуются региональные программы повышения мобильности трудовых ресурсов.
Так, Постановлением Правительства Красноярского края от 27 июля 2015 года N 391-п [8] была принята региональная программа повышения мобильности трудовых ресурсов. Данная программа ориентирована на информированность потенциальных внутренних мигрантов о
привлекательности Красноярского края для осуществления трудовой деятельности и включает анализ рынка жилья, социальной инфраструктуры, развития транспортной инфраструктуры и др.
Целью указанной региональной программы является создание условий для привлечения в Красноярский край квалифицированных трудовых ресурсов в соответствии с потребностью работодателей, в том числе при реализации инвестиционных проектов, поэтому большое внимание уделяется общей характеристики инвестиционных проектов предполагаемых к реализации и прогнозу ожидаемых результатов, в частности количества дополнительных рабочих мест.
В заключении хотелось бы отметить, что принимаемые меры по регулированию трудовой миграции благоприятно отразятся на социально -экономическом развитии Российской Федерации, однако необходимо дальнейшее совершенствование законодательства, в том числе направленного на повышение трудовой мобильности внутренних мигрантов.
4
Литература:
1. Шапиро И.В. Право иностранных граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства: проблемы правового регулирования// Гуманитарные, социально-экономические и юридические науки 2020. № 12.Ч.2. С. 160.
2. Юдина Т.Н. Миграция: словарь основных терминов: учебное пособие. М., 2007. С. 282-288.
3. Собрание законодательства РФ 2008. № 47. Cт. 5489
4. Собрание законодательства РФ 2007. № 42. Ст. 5009
5. О Концепции миграционной политики 2019-2025 г.: Указ Президента РФ от 31 октября 2018 г. № 622 // СПС: «Гарант».
6. О перечне субъектов РФ, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным: Распоряжение Правительства РФ от 20 апреля 2015 г. №696-р // Собрание законодательства Российской Федерации 2015. № 17 (часть IV). Ст. 2596.
7. Собрание законодательства РФ. 1996. № 17. Ст. 1915.
8. Официальный интернет-портал правовой информации // http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&infostr=xO7q8+zl7fIg7vLu4fDg5uDl8vH /IO3lIOIg7+ 7x6+Xk7eXpIPDl5ODq9ujo&backlink=1 &nd=169156644&page=1&rd k=2#I0
Literature:
1. Shapiro V. I. the Right offoreign citizens to freedom of movement, choice of place of residence: problems of legal regulation// Humanitarian, socio-economic and legal Sciences 2020. No. 12.CH.2. P. 160.
2. Yudina T. N. Migration: Glossary of the key terms: a tutorial. M., 2007. P. 282-288.
3. Meeting of the legislation of the Russian Federation in 2008. No. 47. St.
5489
4. Collection of legislation of the Russian Federation 2007. No. 42. St. 5009
5. On the Concept of migration policy 2019-2025: Decree of the President of the Russian Federation No. 622 of October 31, 2018 / / SPS: "Garant".
6. On the list of subjects of the Russian Federation, the attraction of labor resources in which is a priority: Order of the Government of the Russian Federation of April 20, 2015 No. 696-r / / Collection of Legislation of the Russian Federation 2015. No. 17 (Part IV). Article 2596.
7. Collection of Legislation of the Russian Federation. 1996. No. 17. Article
1915.
8. Official Internet portal of legal information // http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&infostr=xO7q8+zl 7fIg7vLu4fDg5uDl8vH /IO3lIOIg7+ 7x6+Xk7eXpIPDl5ODq9ujo&backlink=1 &nd=169156644&page=1 &rd k=2#I0