Научная статья на тему 'Роль межкультурной коммуникации в духовной сфере жизни общества'

Роль межкультурной коммуникации в духовной сфере жизни общества Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
122
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Пылаева Е. Г.

В статье анализируется значение роли межкультурной коммуникации в духовной сфере жизни общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль межкультурной коммуникации в духовной сфере жизни общества»

Рассматривая современное положение дзэнских школ, отметим, что вплоть до конца XIX в. риндзай и сото считались достаточно обособленными направлениями дзэн. Только в начале ХХ в., в период активного проникновения восточной культуры в Европу и их последующего взаимовлияния, стал возможным и в определённой степени необходимым синтез этих двух учений, поскольку наставники сото-дзэн и риндзай-дзэн практиковали свободное заимствование некоторых элементов из текстов и традиций противоборствующей школы. Дзэнский наставник Харада и его ученик Ясутани стали одними из первых распространителей дзэн на территории Европы и Америки, появились первые западные адепты дзэн, ставшие впоследствии первыми академическими исследователями дзэн-буддизма [1, 2, 5]. Многие мастера, практикующие дзэн в наши дни, параллельно применяют коаны и дзад-зэн, руководствуясь нуждами и стремлениями каждого конкретного адепта.

Список литературы:

1. Антология дзэн / Пер. с англ. С.Л. Бурмистрова под ред. С.В. Пахо-мова. - СПб.: Наука, 2004. - 403 с.

2. Мир дзэн / Пер. с англ. Т.В. Камышниковой под ред. С.В. Пахомова.

- СПб.: Наука, 2007. - 491 с.

3. Пять домов Дзэн / Пер. с англ. Р.В. Котенко. - СПб.: Евразия, 2001.

- 256 с.

4. Судзуки Д.Т. Очерки о дзэн-буддизме / Д.Т. Судзуки. - СПб.: Наука, 2002. - 464 с.

5. Хамфриз К. Дзэн-буддизм / Пер. с англ. А. Гарькавого. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. - 320 с.

РОЛЬ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ДУХОВНОЙ СФЕРЕ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

© Пылаева Е.Г.*

Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск

В статье анализируется значение роли межкультурной коммуникации в духовной сфере жизни общества.

Общество, как многомерная, сложноорганизованная, самодостаточная система, состоит из подсистем, так называемых сфер общественной жизни, пределы которых определяются влиянием тех или иных общественных отношений. Понятием «сфера жизнедеятельности общества» обозначается

* Старший преподаватель кафедры Делового иностранного языка.

своеобразный вид устойчивой, необходимой и не прекращающейся жизненной активности общества, которая осуществляется в форме целой системы разветвленных общественных отношений.

Традиционно выделяют четыре основные сферы общества: экономическую, политическую, социальную и духовную. Каждая сфера общественной жизни имеет равнозначно важное значение для общества; все сферы неотделимы друг от друга и изъяны и недочеты в какой-либо из них восполняются за счет других сфер общественной жизни.

Духовная сфера - система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества. Данная сфера охватывает отношения, связанные с развитием общественного сознания, науки, культуры, искусства, религии, морали, идеологии. Духовная сфера общественных отношений выполняет важнейшую функцию системы ценностей общества, отражающей уровень развития общественного сознания и его интеллектуально-нравственный потенциал.

Данная сфера жизни общества представляет собой самое сложное образование. Она является высшим уровнем в структуре общества и в то же время пронизывает все остальные уровни, так как ничто в обществе не происходит без участия духовно-интеллектуальных сил людей.

На современное состояние духовной сферы общества большое влияние оказывает научно-технический прогресс. Особенно это заметно в сфере коммуникации, в которой произошли серьезные изменения. Появление новых средств и способов коммуникации культуры в современном информационном обществе расширяет возможности человеческой деятельности, направленной на хранение и передачу накопленного в процессе труда и общения людей опыта и знания. Любой человек, не выходя из дома, может слышать и видеть объекты культуры, включая те, которые раньше были недоступны. Телефон, интернет и другие средства массовой коммуникации повлекли за собой общественно-технические, культурные нововведения, которые позволили быстро и эффективно общаться нескольким индивидуумам одновременно.

Наряду с возникновением новых средств массовой коммуникации, некоторые просто исчезают из жизни (например, письмо как особая форма общения). Типы коммуникации прошли значительную эволюцию, изменившись от устного к письменному, от письменного к книжному и, наконец, к аудиовизуальному.

В настоящее время все большее значение приобретает так называемая «экранная культура», являющаяся результатом взаимодействия человека с экранными средствами отображения информации (кино-, телевизионной и компьютерной техникой). В данном типе культуры материальным носителем текстов является экран. Производство, хранение, передача и потребление информации происходит на принципиально иной основе. Это приводит к значительным изменениям в структуре и содержании межкультурной коммуникации.

Так как в данном типе культуры отсутствуют языковые барьеры, он проникает в сознание разноязычной аудитории без переводчика, приобретая статус интернационального. «Экранная культура» расширяет пространство межкультурной коммуникации, и делает его более однородным.

«Экранная культура», по словам И.А. Негодаева, «является продуктом человеческой деятельности и системой воззрений, ценностей и знаний, которые распространяются в обществе посредством экранных технических средств, частью новой культуры, получающей свое бурное развитие в условиях информатизации общества» [3].

Активное разрастание виртуальной реальности приводит к тому, что человечество сегодня испытывает дефицит чувства подлинности, как в межличностном общении, так и в межкультурной коммуникации. Новые технологии, с одной стороны, расширили коммуникационное пространство, изменив его структуру; с другой - привели к духовному обесцениванию прежней культуры, к ущербу духовного состояния человека. Реальность современного общества отодвинула большей частью прежние культурные ценности. Идеалы превращаются в продукт массового духовного потребления, происходит их трансформация либо в средство пропаганды, поддержание порядка, либо в повод для досуга. Это приводит к изменению сущности прежней культуры: меняются традиционные модели производства и потребления культуры, а также статус отдельных ее жанров.

Новые коммуникационные технологии связывают различные культуры в одно целое, формируя глобальное сообщество. Межкультурное взаимодействие соединяет и разрушает национальные традиции, создавая новые. Это отметил в свое время Л.П. Карсавин, когда писал, что «всякая культура взаимодействует (и всегда несовершенно, но несовершенно она и раскрывается), не только с «предшествующими», и «одновременными», а и с «последующими», живет не только в прошлом и «преимущественно своем» настоящем, но и в будущем» [2, с. 165]. Однако, в то же время, глобальная культура позволяет сохранить культурное своеобразие взаимодействующих субъектов в процессе межкультурной коммуникации.

В процессе межкультурной коммуникации происходит как обогащение одой культуры элементами другой, так и ее подавление другой культурой. Отношения внутри структуры межкультурной коммуникации могут быть очень противоречивыми и агрессивными, проходя в форме явной или скрытой борьбы. Современная социокультурная ситуация является тому подтверждением.

Становясь участниками межкультурных контактов, субъекты-представители разных культур вступают в тесное взаимодействие. Многие культуры существенно отличаются друг от друга и имеют каждая свое мироощущение, свои ценности. Основная проблема, препятствующая взаимопониманию между субъектами различных культур, состоит в том, что они воспринимают другие культуры через призму своей, применяя к ним свою сис-

тему ценностей и нормы поведения. В связи с этим, «пристальное внимание к специфике, к особенному в культуре может быть плодотворно только в том случае, если оно свободно от стереотипов, которые возникают в следствие ряда причин, в том числе недостаточного знания соответствующей культуры, «измерения» ее исключительно мерками собственного миропонимания, высокомерно исключающего или уничижающего допустимость, а тем более равноценность иных культурных ценностей» [1, с. 282].

При взаимодействии культур образуется мировая культура, ценностью которой выступает многообразие духовных традиций, укладов, взглядов, мировоззрений. Понятие «диалог культур» в XX веке из литературного превратилось в философско-социальное.

Авторы книги «Диалог культур в глобализирующемся мире: мировоззренческие аспекты» отмечают, что «диалог культур следует рассматривать как тип отношения между разными культурами, не более того. Он не создает качественно нового культурного состояния. Соседи могут конфликтовать, не здороваться друг с другом, могут жить мирно, ходить друг к другу в гости. Но и во втором случае они друг для друга - не более чем соседи. Различия культур делают возможным диалог между ними. Но они же ограничивают возможности такого диалога. Диалог культур не означает, что культуры внутренне тяготеют друг к другу, что каждая из них стремится выйти за свои границы. Напротив, он в своей основе имеет разде-ленность культур, замкнутость каждой из них на саму себя» [1, с. 178].

Сложившаяся в современном мире ситуация требует создания нового подхода, который бы позволял разнообразным культурам лучше понимать друг друга. От способности представителей различных культур уважать иные культурные и социальные особенности, от желания понять и сотрудничать друг с другом, искать пути урегулирования различных конфликтов зависит стабильность и благополучие современного мира.

Процесс глобализации, затрагивающий все сферы общественных отношений, может рассматриваться в позитивном ключе лишь в случае, если в его основе будут находиться диалог, взаимодействие или обмен. Достижению этих целей и служит процесс межкультурной коммуникации, цель которой - обеспечить гармоничное сосуществование народов мира.

Список: литературы:

1. Диалог культур в глобализирующемся мире: мировоззренческие аспекты / Отв. ред. В.С. Степин, А.А. Гусейнов; Ин-т философии. - М.: Наука, 2005. - 428 с.

2. Карсавин Л.П. Философия истории / Л.П. Карсавин. - М., 1993.

3. Негодаев И.А. Информатизация культуры [Электронный ресурс] / И.А. Негодаев - Эл. доступ: http://www.i-u.ru/biЫю/arcЫve/negodaev_info/ 04.aspx.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.