УДК 37.017.93
ДИАЛЕКТИКА ДЗЭН КАК СТРАТЕГИЯ ЖИЗНИ
Александрова Оксана Александровна,
соискатель ученой степени канд. философ. наук, преподаватель колледжа, e-mail: [email protected], Московский университет имени С.Ю. Витте, г. Москва
Наука и образование являются формой человеческой деятельности, базисом в построении личности. Они участвуют в непрерывном развитии и понимании различных форм и систем окружающего мира человека. Сегодня эта область человеческой деятельности нуждается в серьезном переосмыслении, в глубокой обработке и анализе. Данная социальная проблема рассматривается в различных измерениях и структурах. Но нас больше интересуют знания, те знания, которые человечество получает сегодня. Вопрос обретения и качества знаний является приоритетным, особенно важна область применения полученных знаний. Но задача данной работы скорее изменить привычный взгляд на предмет решения проблем образования и науки, расширив диапазон не шаблонного подхода. В связи с этим автор видит возможность обратиться к многовековой традиции для рассмотрения актуальных вопросов. Тем самым, перейти к наследию буддийского учения, на примере, дзэн-буддийских практик. Поскольку главная задача данной работы выявить не «ученость» буддийских концепций, а возможность глубокого интегрирования учения в личность и как следствие получения истинных знаний, облегчающих трудности бытия человека. Автор преследует идею, показать нечто универсальное, на примере учения буддизма выраженное в теории вопрошания. А так же на примере коанов, как реализации практической части вопрошания в дзэн-буддизме.
Ключевые слова: Дзэн-буддизм, образование, вопрошание, коан, просветление, общечеловеческие ценности
THE DIALECTIC OF ZEN AS A LIFE STRATEGY
Alexandrova O.A.,
the competitor of a scientific degree candidate ofphilosophical sciences, college teacher, e-mail: [email protected], Moscow Witte University, Moscow
Science and education are a form of human activity, the basis in the construction of personality. They participate in the continuous development and understanding of various forms and systems of the human world. Today, this area of human activity needs serious rethinking in deep processing and analysis. This social problem is considered in different dimensions and structures. But we are more interested in the knowledge that humanity receives today. The issue of acquisition and quality of knowledge is a priority, especially important area of application of the acquired knowledge. But the task of this work is rather to change the usual view on the subject of solving the problems of education and science. In this regard, the author sees an opportunity to turn to the centuries-old tradition to consider topical issues. Thus, go to the heritage of Buddhist teachings, for example, Zen Buddhist practices. Since the main task of this work is not to reveal the "scholarship" of Buddhist concepts, but the possibility of deep integration of the doctrine into the person.
The author's desire to show something universal, on the example of the teachings of Buddhism expressed in the theory of questioning. And also on the example of koans, as the implementation of the practical part of questioning in Zen Buddhism.
Keywords: Zen Buddhism, education, questioning, koan, enlightenment, universal value
DOI 10.21777/2500-2112-2019-2-103-107
Буддизм всегда отстаивал позиции образования, как важнейшего принципа в развития «всеобщей ответственности». Буддизм показывает, что образование намного больше, чем передача знаний и умений, в результате которых достигаются промежуточные цели. В понимании буддизма образование формирует важную сторону общечеловеческих ценностей, приобретает всеобщую значимость. Успех такого образования напрямую зависит от мотивации учащегося. Это путь зарождения ответственности, сопереживания, но идти по этому пути можно прибегая к определенным практикам и методикам.
Имея различные подходы, философско-образовательная модель буддизма проявила свои адаптационные свойства в современном обществе. Вслед за массовым распространением восточного учения на Западе, стали формироваться всевозможные программы буддийского образования по всему миру [3]. Под руководством его Святейшества Далай-ламы XIV, был основан институт «ум и жизнь», который работает по принципу форума, где проходят обучающие конференции, обмен опытом с представителями научного сообщества всего мира и миром восточной философии.
Например, это крупные международные образовательные системы как Сока Гаккай - японская буддийская школа, основанная в 1930 г., образовательный проект ФПМТ - проект фонда поддержания Махаянской традиции и др.
На платформе образования и науки у буддизма существуют цели и задачи, прежде всего, принести пользу человеку, расширить его познание о мироустройстве. Сегодня наука сделала многое для упрощения и удобства жизни человека во всех ее областях. Однако общество не научилось справляться с проблемами эмоционального характера, которые являются разрушительными для жизни человека. Буддизм отвечает, что знание законов, которым подчиняется эмоциональная сфера человека, меняет его жизнь так же как и знание законов науки. Следовательно, целью просветительской миссии буддизма является создание счастливого человека, общества, человечества. Поэтому буддизм ставит перед собой глобальные задачи в системе образования, имея при этом в своем арсенале хорошо подготовленную методологию. Так же предлагает ряд методик, которые помогают достигать поставленных задач в образовании, поэтому автор считает возможным обратиться к данной концепции. Проводя анализ методов и теорий в буддийской традиции в данной работе, было принято решение остановиться на анализе теории вопрошания и методе коанов и рассмотреть процесс самосознания человека как акт реализации человеком собственной сути заключенный в теории вопрошания.
Бытие во всех отношениях, в буддийской традиции, неизменно бытие человека. Вопрос бытия в дзэн-буддизме сведен к антропологическому аспекту. Онтологический базис в дзэн основан на высказываниях о человеке.
«Вопрос дан человеку как святое право и является выражением его достоинства и свободы» [1, с. 65]. В первую очередь, вопрос является актом бытия и только потом мышления. Вопрос выступает как форма мысли, вопрошание интеллектуальный процесс. Гегель в «Науке логики» анализирует предмет поиска начала учения философии, используя вопрос - «С чего необходимо начать науку?». Гегель реали-зовывает «акт бытия», тем самым, запуская процесс системы, начиная его с начала, начиная с вопроса.
Человек, обучающийся практикам дзэн, задается фундаментальным вопросом, вопросом который далек от повседневной жизни, от решения конкретных задач [7]. Главный предмет вопрошания -вопрос бытия, как целостного набора взаимосвязанных частей. Фактически в этом вопросе идет речь о решении природы человека, его сути [6]. Это вопрошание перевоплощается в предуготовленный способ духовной жизни человека, развивается и трансформируется. Такое вопрошание называется - фундаментальным. Данная методика применима только для человека, ее можно рассматривать одновременно и как «благостный дар» и как «источник мучений». Мучение - так как подобный процесс требует отделения от реальности, что сопровождается состоянием страдания. Благостный дар - потому что, только человек может испытать счастье разрешения своего «основного вопроса».
Итак, формируется человеком некое состояние вопросительности, которое выражается в вопросе о смысле своего бытия. В понимании Дерриды, вопрошание «...не теоретическое, а вопрос обо всем сразу, отчаяние и лишение, мольба, требовательная молитва, обращение к свободе»[2, с. 385].
Вопрошание есть состояние, в котором ясно различимы вопрошающий и вопрос, а процесс решения вопроса в дзэн не может быть интеллектуальным актом. Но когда вопрос решается положение дел меняется полностью. «Решить вопрос - означает быть единым с ним. Когда такое единство в са-
мом глубоком смысле имеет место, оно само дает нам ответ, причем вопрошающему в этом случае нет никакой нужды пытаться решить этот вопрос. Он решается сам собой. Именно таким образом буддист подходит к решению проблемы «что такое реальность» [4, с. 410]. Ярким примером вопрошания может выступать поиск истины Будды, его умственное состояние перед просветлением.
В дальнейшем, автор предлагает рассмотреть состояние вопрошания на примере, явления коа-нов. «Без знания того, что я такое и зачем я здесь, нельзя жить. А знать я этого не могу, следовательно, нельзя жить» (Л.Н. Толстой «Анна Каренина», из монолога Левина).
При изучении дзэнских текстов понятно, что коаны исторически сложились как диалоги между учеником и учителем или между двумя мастерами дзен [8]. Выглядели как непродолжительное часто запутанное повествование, утверждение или ответ, данный мастером вопрошающему. Данное общение происходило в виде обмена парадоксальных загадок-вопросов. Подобные уловки для ума не имеющие логического корня, достаточно распространенный метод в дзэн-буддизме. Так как в своем содержании коаны имели алогизмы и антиномию, акцент был сделан на интуитивное понимание. Мастер вручает загадку-парадокс ученику и оставляет его один на один с этим явлением. Ученик берется за решение тупиковой задачи всеми возможными логическими способами, перебирая в уме различные варианты. Он тратит много сил и времени, иногда это занимает несколько лет, для решения логическим путем неразрешимого вопроса. Пример коанов, Басе сказал ученику: «Если у тебя есть посох - я тебе его дам. Если у тебя нет посоха - я его у тебя заберу». Можно представить, что коан некая дверь, решить коан значит открыть дверь. Но секрет не в том, что бы открыть дверь, а в том, что мы испытаем за этой дверью.
«Побыв некоторое время в США, будущий мастер Шэнъянь вернулся на Тайвань - повидать двух своих старых мастеров. Шэнъянь сказал своим мастерам:
- Я преподаю чань в Америке. Ладно?
- Ха! Так ты думаешь, что можешь преподавать чань! Так?
- Я просто обманываю людей. Не волнуйтесь
- А, тогда ладно».
Коан не создан для логического понимания, это противоречит его природе. Но как раз именно это противоречие ведет к постижению своей истинной природы. Буддисты так же называют истинную природу - природой Будды.
Коан как метод был представлен мастером дзэн Дайэ Соко в XI веке, который отказался от традиционной медитации в пользу первого. Школы дзэн имеют более 1700 оригинальных коанов, но в практике используется около 500. Сегодня это фундамент обучения в современной дзэн-буддийской школе Риндзай в Японии. Коаны можно встретить в сборнике «Записки голубого утеса», «101 дзэнская история», «Мумонкан», последний интересен тем, что составлен мастером дзэн Мумоном и имеет в своем составе комментарии, которые предполагают помощь в постижении данного парадокса. Например, мастер дзэн хлопает в ладоши, затем молча, поднимает одну руку и спрашивает: «Мы знаем звук хлопка двух ладоней, а как звучит хлопок одной ладони?». Ученик получает головоломку, он ощущает возбуждение в своем уме, создается мощное внутреннее противоречие. Все попытки овладеть загадкой с помощью ума тщетны. Но как еще можно прийти к осознанию, не обращаясь к интеллекту? Еще один пример, «Каким было твое лицо до того, как ты родился?» Вопрос мастера нуждается в ответе, но ответа не имеет.
Метод Сократа - майевтика, выступающий как правильное вопрошание, напоминает нам явление коанов. Майевтика Сократа является искусством, которое с помощью правильных вопросов превращается в новое, истинное знание. В отличие от диалогов Сократа, дзэнские диалоги лишены интеллектуального рассуждения и пояснения смысла понятий. Дзэн говорит, что истинное состояние должно быть пережито человеком, к нему не могут вести никакие рациональные методы. Так же методы, напоминающие коан, можно встретить в работах Людвига Витгенштейна. А точнее вопросы такого рода, «Думаем ли мы своими пятками?», «Какого цвета цифра 3?»
Один из мастеров дзэн ХХ в. - Дайсэцу Тэйтаро Судзуки, дает комментарий к интересующей нас теме: «Вручая коан, мастер преследует две цели: 1. Проверить работу разума или, скорее, позволить разуму самому определить свои собственные границы и признать, что существуют некие недоступные для него области. 2. Ускорить созревание существенных для дзэна элементов сознания, что в конечном
итоге неожиданно приводит к состоянию сатори. Когда коан преследует первую цель, то имеет место то, что принято называть «поиском выхода». Злейшим врагом дзэна, по крайней мере вначале, является разум, который проявляется в упорной дискриминации субъекта и объекта. Поэтому дискриминирующий разум должен быть уничтожен во имя раскрытия сознания, присущего дзэну, и коан служит в основном этой цели» [5, с. 74].
Что получает практикующий пройдя по пути решения загадок такого рода, требующего от учащегося разрыва клише мышления, прорыва в «новое сознание». Коан - тренинг, помогающий достичь расширения сознания, которое со временем приводит к просветлению (самадхи). Переживание состояния сатори, является одной из сопровождающей целей многих практик дзэн. Состояние сатори рассматривается в буддизме, как личное переживание опыта постижения собственной природы. С методологической точки зрения в данной работе просветление рассматривается как достижение конечной цели.
Учение дзэн с течением времени выходит за пределы монастырских стен, распространяется с помощью буддийских монахов по всему миру. Сегодня коан популяризирован и используется как метод наравне с медитацией и практикой дзадзэн. Несмотря на то, что порой кажется простым и наивным для западного менталитета. Пример современной головоломки - «Мозг находится в мире, а мир находится в мозгу». А вот как может выглядеть коан в европейской традиции - «Пойди туда, не зная, куда и возьми то, не зная что».
В заключение можно отметить, что согласно текстам дзэн, переживание сатори меняет психику человека, даже кратковременное переживание сатори может служить импульсом к достижению стабильного состояния самадхи, или состоянию нирваны, последнее название более привычно воспринимать европейскому человеку.
Даже если человек не достигает высшей цели, он приобретает бесценный опыт, который меняет его существование. Данный практический опыт не раз был подтвержден, меняется разум человека, это отражается на всех сферах его жизни, образе мысли и восприятии реальности мира. Понятно из вышесказанного, что переживания сатори уместны в сравнении с переживанием катарсиса, пробуждением, путешествием в другой мир. Осознание этого процесса является главными инструментами, а результат - это приход к истине через осознание. Парадоксальная форма коанов, есть метод демонстрации истин дзэн, способ их реализации в конкретной ситуации и личности, а также способ взаимодействия мастера и ученика. Он остается инструментом прорыва, личного фундаментального вопрошания человека. Также можно предположить, что решение коана представляется решением определенной философской задачи. Поэтому можно утверждать, что само учение дзэн уместно рассматривать, как разностороннюю интеллектуальную интерпретацию практического опыта решения коанов. Рассмотренные автором методы существуют в системе решения глобальных проблем и могут рассматриваться как путь просвещения.
Список литературы
1. Джинджолия Б.И. Концепция просветления в учении Д.Т. Судзуки: теория и практика вопрошания. - Екатеринбург, 2004.
2. Деррида Жак О грамматологии (сборник). - М.: Ад Маргинем Пресс Язык, 2000. - 512 с.
3. Пендюрина Л.П. Идеи индийской философской традиции в западной культуре. - М.: КРЕДО, 2007. -192 с.
4. Судзуки Д.Т. Основы Дзэн-буддизма / Буддизм. Четыре благородные истины. - М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 1999.
5. Судзуки Д.Т. Дзэн-Буддизм: основы Дзэн-Буддизма. Практика Дзэн. - Бишкек: МП «Одиссей», 1993. - 672 с.
6. Уилбер К. Проект Атман. Трансперсональный взгляд на человеческое развитие. - М.: АСТ, 2004.
7. Уотс А. Путь дзэн. - Киев: София, 1993. - 320 с.
8. Юрий Канчуков «101 коандзэн». Электронная библиотека RoyalLib.Com, 2010-2019.
References
1. Dzhindzholiya B.I. Koncepciya prosvetleniya v uchenii D.T. Sudzuki: teoriya i praktika voproshaniya. -Ekaterinburg, 2004.
2. Derrida Zhak O grammatologii (sbomik). - М.: Ad Marginem Press Yazyk, 2000. - 512 s.
3. PendyurinaL.P. Idei indijskoj filosofskoj tradicii v zapadnoj kul'ture. - M.: KREDO, 2007. - 192 s.
4. SudzukiD.T. Osnovy Dzen-buddizma / Buddizm. Chetyre blagorodnye istiny. - M.: EKSMO-PRESS, 1999.
5. Sudzuki D.T. Dzen-Buddizm: Osnovy Dzen-Buddizma. Praktika Dzen. - Bishkek: MP «Odissej», 1993.
6. Uilber K. Proekt Atman. Transpersonal'nyj vzglyad na chelovecheskoe razvitie. - M.: AST, 2004.
7. UotsA. Put' dzen. - Kiev: Sofiya, 1993. - 320 s.
8. Yurij Kanchukov «101 koandzen». Elektronnaya biblioteka RoyalLib.Com, 2010-2019.