Научная статья на тему 'Социокультурные условия формирования дзэнбуддизма: истоки, школы и направления'

Социокультурные условия формирования дзэнбуддизма: истоки, школы и направления Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
493
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАНЬ-БУДДИЗМ / ДЗЭН-БУДДИЗМ / ДХЬЯНА / ПУСТОТА / "ПРИРОДА БУДДЫ" / CHAN BUDDHISM / ZEN BUDDHISM / DHYANA / EMPTINESS / "THE BUDDHA NATURE"

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Александрова Оксана Александровна

В статье рассматриваются идейные и социокультурные условия формирования дзэн-буддизма, выявляется специфика преемственности школы Чань и Дзэн-буддизма, анализируются основные принципы философского учения Дзэн. В статье представлены положения о значении в системе современной культуры такого специфического вида общественного сознания, как дзэн-буддизм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL PREMISES OF ZEN BUDDHISM FORMATION: ORIGINS, SCHOOLS AND DIRECTIONS

The article discusses the ideological and socio-cultural premises of Zen Buddhism formation. It reveals the continuity specificity of Chan and Zen Buddhism schools. It analyzes the main principles of Zen philosophical teachings. The article presents the postulates about the social and cultural significance of Zen Buddhism as a specific kind of social consciousness.

Текст научной работы на тему «Социокультурные условия формирования дзэнбуддизма: истоки, школы и направления»

УДК 294.3

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДЗЭН-БУДДИЗМА: ИСТОКИ, ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ

Александрова Оксана Александровна,

соискатель ученой степени канд. философ. наук, преподаватель колледжа, e-mail: [email protected], Московский университет имени С.Ю. Витте, г. Москва, Россия

В статье рассматриваются идейные и социокультурные условия формирования дзэн-буддизма, выявляется специфика преемственности школы Чань и Дзэн-буддизма, анализируются основные принципы философского учения Дзэн. В статье представлены положения о значении в системе современной культуры такого специфического вида общественного сознания, как дзэн-буддизм. Ключевые слова: Чань-буддизм, Дзэн-буддизм, дхьяна, Пустота, «Природа Будды»

DOI 10.21777/2500-2112-2018-1-70-73

Буддизм представляет собой одно из наиболее привлекательных явлений не только в восточной, но и в мировой религиозной традиции. К началу нашего столетия интерес в осмыслении буддизма, в частности дзэн-буддизма, значительно вырос. В 50-60 годы прошлого века западная культура переживает «дзэнский бум». Начинают формироваться школы, секты, различные религиозные направления, интерпретирующие дзэн на свой лад, создаются художественные произведения, в которых делается попытка осмысления идей дзэн-буддизма. И сегодня совершенно уверенно можно сказать, что идеи буддизма оказывают значительное влияние на многие стороны жизни западного общества, что и объясняет популярность этого учения для различных слоев населения. Этому способствует активизация религиозно-мистических настроений в обществе, распространение нетрадиционных религий и организаций, берущих на вооружение различные формы мистического опыта Востока. Внимание исследователей постоянно привлекает анализ процесса связанный с интеграцией буддизма в западную культуру, так как понять смысл буддизма сегодня невозможно без знания специфики исторических этапов его формирования. Этот аспект также важен для понимания новых религиозных движений использующих в своей деятельности определенные стороны буддийского учения. Поэтому весьма серьёзной проблемой остаётся необходимость выявления источников дзэн-буддизма, изучения его религиозной специфики и философского содержания.

Учёные полагают, что учение дзэн-буддизма восходит к самому Будде. Принято считать, что Гаута-ма Будда - индийский духовный наставник, живший предположительно с 563 г. до н. э. до 483 г. до н. э. и получивший при рождении имя Сиддхартха Гаутама, позже стал Буддой «Пробудившимся, Просветлённым». Его также называют Сакьямуни или Шакьямуни - «Достигший Таковости», «Достигший Истины».

По легенде Будда родился в Лумбини (город, расположенный в современном Непале вблизи границы с Индией). Уже в молодом возрасте он ощутил потребность в праведном существовании и покинул роскошный родительский дом, проникнутый, как ему кажется, духом бессмысленных и мелочных обязанностей. В тридцать пять лет Будда утвердился в своём желании познать причины страдания, и сорок девять дней сидел под деревом бо вблизи городка Гайя в Восточной Индии, пока ему не открылась истина. Впоследствии учение, которым Будда проникся под деревом бодхи, получило название Четырех благородных истин буддизма. Суть этого учения состоит в осознании природы человека, в понимании необходимости избавления от всего, что мешает его духовному совершенствованию.

Важным моментом для выявления специфики буддизма является особая форма передачи этого учения от учителя к ученику. У Будды было много учеников, одним из них стал Махакашьяпа. Одна из притч гласит, что как-то раз Будда стоял перед людьми на Пике Грифов. Собравшиеся ждали, когда он начнет учить дхарме, но Будда не произносил ни слова. Прошло уже довольно много времени, в руке его был цветок. Глаза всех людей в толпе были обращены к нему, но никто так ничего и не понял. Потом один монах посмотрел на Будду сияющими глазами и улыбнулся. И Будда сказал: «У меня есть сокро-

вище видения совершенной Дхармы, волшебный дух нирваны, свободной от нечистоты реальности, и я передал это сокровище Махакашьяпе». В это мгновение Махакашьяпа пережил пробуждение: это состояние было передано ему Буддой непосредственно, без наставлений в устной или письменной форме. Так началось наследие прямой передачи «пробуждения» «от сердца к сердцу» от учителя к ученику.

Данная традиция непосредственной передачи пробуждения была усвоена школой чань-буддизма в Китае, идеи которой явились основой школ, стремящихся к реализации «прямого» Пути. Чань-буддизм сложился в период У-УИ веков, в результате синтеза буддизма махаяны с уже существовавшими учениями Китая, и, в частности, с даосизмом. На основе чань-буддизма появилась вьетнамская школа «тхиен» и корейская школа «сон», а затем японская школа «дзэн». Наименование школы «чань-буддизм» точно отражает его существо. Китайское слово «чань» - китайская транскрипция санскритского термина «дхьяна», что означает «созерцание», «сосредоточение», «медитация».

Первые сведения о чань-буддизме связаны с именем Бодхидхармы. Бодхидхарма образовал школу буддизма в монастыре Шаолинь, вручив монахам комплекс упражнений, позже названный цигун Бодхидхармы. Бодхидхарма говорил, что сущность учения, проповедуемого им, состоит в непосредственном переходе к пробуждённому сознанию, исключая наследие и священные тексты. Он же сформулировал четыре основных принципа своего учения: «Не опираться на слова и символы», «Особая передача вне священного писания», «Прямое указание на Сознание/Сердце человека», «Постижение (собственной изначальной) Природы и реализация состояния Будды» [1, с. 86].

Сторонники школы Чань полагают, что «Всеобщая природа» Будды присуща всем существам. Выявление её не требует изучения канонических текстов и понимания метафизических понятий. Учителя Чань утверждают, что в жизни каждого человека бывают моменты, беспредельно напоминающие некоторые просветлённые состояния сознания. Эти состояния древние мастера Чань обозначали следующими формулировками: «Исчез человек, остались обстоятельства»; «Исчезли обстоятельства, остался человек»; «Нет ни человека, ни обстоятельств».

Постепенно Чань становится самым массовым немонастырским направлением китайского буддизма. Впоследствии учение чань получает наибольшее признание в определенных слоях общества, в частности, среди аристократов и представителей тайных обществ. Центром чань-буддизма монастырской формы в настоящий момент является монастырь Шаолиньсы. Основными направлениями буддийской Чань школы признаны три: школа Цаодун, центром которой является Шаолиньсы, школа Линь-цзи и школа Хуанпи. Важной особенностью Чань-буддизма является подчеркивание преемственности «своих» патриархов. Патриархи осуществляли связь учеников от Будды до Бодхидхармы. Исследователи насчитывают 28 индийских патриархов, которые следовали за Буддой, а первым «настоящим» отцом Чань полагают Хуэйнэня (638-713), основавшего Южную школу и разработавшего методику и приемы интуитивного погружения в опыт внезапного озарения, выводящего адепта за пределы сознания.

Связь Чань-буддизма с дзэнской традицией очевидна. Это отмечают многие исследователи Дзэн. Один из виднейших представителей школы Дзэн Д.Т. Судзуки полагает, что в силу того, что ранние исторические документы о школе отсутствуют, то является возможным принять официальную версию о Бодхидхарме как первом Патриархе Дзэн. Юмор и прагматизм, соединение повседневности и глубоких исканий истины, понимание свободы как спонтанности проявления всего оказались близки японским представлениям о мире и человеке.

В Японию дзэн-буддизм проник относительно поздно - в XII веке. Дзэн становится частицей мировоззрения большей части японцев вне зависимости от их принадлежности к буддизму. В современной Японии можно выделить три основных течения Дзэн. Это Сото, Риндзай и Обаку. В настоящее время в Японии насчитывают приблизительно 10 % сторонников этих школ, но воздействие идеологии Дзэн намного шире. В Х1У-ХУ веках идеи Дзэн развивались под покровительством сегунов, так как центральная власть в период феодальных войн нуждалась в государственной практической системе самодисциплины. Учение Дзэн стало смыслом жизни для подавляющего большинства японцев, но его сущность так и оставалась ребусом. Все школы Дзэн используют коаны - парадоксы, разгадка которых приводит к Пробуждению. Идеальное состояние сознания дзэнские философы сравнивают с отражением луны в зеркальной глади воды: зеркало отражает всё, что попадает в его поле видения, без каких-либо искажений и дополнений, свет луны бесстрастен и беспристрастен. Любые мнения или чувства

мешают видеть истинную картину событий и суть предметов. Дзэн отрицает священные книги, религиозные обряды, культы. Главное для человека - это метафизическая медитация, позволяющая открыть природу собственной мысли, тождественной Будде.

Первооснову мира составляет Пустота или Ничто, которая одновременно идентична с природой Будды. «Природа Будды» - порождает всё сущее, все многообразие феноменов, на самом деле являющихся иллюзией. Нет никакого различия между рождением и смертью, объектом и субъектом, этим и тем, нирваной и сансарой. Задача человека - понять это и достичь недуальности, когда при осознании своей глубокой причастности ко всему сущему исчезает представление о существовании противоположностей. Постижение состояния «не-Я» возможно при достижении непривязанности к миру при одновременном осознании своего неразделимого единства с ним.

Постичь природу Будды способен только тот, кто способен узреть её в себе. Просветление приходит как вспышка - внезапно, и приносит духовную свободу, в которой мы видим все таким, каким оно является на самом деле, т.е. постигаем сокровенный смысл бытия. Отечественные религиоведы Г.С. Померанц и З.А. Миркина следующим образом описывают это состояние: «...Кого тот ангел победил, тот правым, не гордясь собою, выходит из любого боя в сознанье и расцвете сил. Не станет он искать побед - он ждет, чтоб высшее начало его все чаще побеждало, чтобы расти ему в ответ» [2, с. 18].

Об этом же говорит и Д.Т. Судзуки. Раскрывая суть Пробуждения как внезапного выхода сознания за пределы иллюзии, он указывает: «Будда никогда не предполагал, что его последователи станут концентрировать своё внимание на интеллектуальном аспекте его учения, который теряет всякий смысл без своей внутренней духовной основы» [3, с. 58].

Итак, школа Чань и школа Дзэн - это два направления буддизма, связанные между собой единой традицией понимания Пробуждения и его достижения. К основным элементам этой традиции можно отнести неприятие речевого выражения, результатом которого является членение и разделение всего сущего, самоуглубленность, приводящую к открытию собственной мысли и природы Будды в себе, медитацию, позволяющую заблокировать обычные каналы восприятия реальности, и преодолеть дуальность, двойственность «Я» и «не-Я».

В целом можно сказать, что уже к Ш-У в. н. э. буддизм достиг своего наивысшего расцвета и, распространяясь на территориях, следовал принципам: жить в симбиозе с традициями и культурой проживающих народов, при необходимости трансформируясь, приобретая облик нужной религии. Буддизм берёт свое начало из Индии. Распространяется в течение своего существования в азиатские страны: Японию, Китай, Тибет, Монголию, Вьетнам, Корею, Непал, Бутан. Первым, где фундаментально закрепился дзэн в виде течения «чань», был Китай. «Чань» был развит Бодхидхармой - первым патриархом китайского чань-буддизма. За время существования в Китае чань модифицировался в результате неутихающих споров по поводу характерных этапов на пути к просветлению. В VII в. произошёл раскол на Северную и Южную школы. В Японии сформировалось два крупных течения Дзэн: риндзай и сото. Буддизм во Вьетнаме распространён в основном в форме Махаяны и появился благодаря индийским монахам во II веке до н.э. В XX в. происходит возрождение корейского буддизма. Однако, учитывая раскол Кореи на Республику Корея и КНДР, в северной её части религия в прежнем виде перестала существовать, поэтому в основном становление происходило в республике Кореи. В наши дни Южная Корея считается одной из самых религиозных стран мира, включающих в себя более двух сотен новых течений; все они базируются на основных мировых религиях и включают народные верования, поэтому сегодня буддизм - это мировая религия, которая является первой по возникновению. Буддизм предложил человеку освобождение от страдания, от цепей его существования. Идея, которую предлагает буддизм, универсальна. Западный мир знакомится с буддизмом в конце ХК-ХХ вв.

Дзэн предпочитает прямо указывать на природу Будды и просветленного в каждом из нас. Иногда мастера дзен преподносят смысл учения весьма своеобразно. Задача учителя решается различным способом, мастер может ударить ученика табуреткой для медитации по голове, остановить ум (убрать всякого рода мысли из ума) пускай даже на мгновение. Такие короткие состояния просветления или сатори, как иногда называют такое состояние, углубляются и становятся более продолжительными.

И вот, когда человек находится все 24 часа в этом состоянии за пределами мыслей - тогда в соответствии с философией дзен буддизма и наступает полное просветление.

Человек постигает истину дзэн, человек - самородок, внутри его содержится вся истина; ему нужно только постичь её, открыть ее для самого себя. Свойственное человеку стремление к развитию самосознания есть неотъемлемое свойство человеческой природы. Мастер приоткрывает завесу человеческой жизни, в повседневности которой человек не предает значения чувствам, разуму.

Подводя итог, можно заключить, что на сегодняшний день дзэн-буддизм занимает важное место в системе культуры. Дзэн-буддизм остаётся значимым фактором в духовной жизни современного общества. Но нельзя не признать тот факт, что видовое множество школ усложнило понимание глубинного смысла дзэн-буддизма. С другой стороны, данное различие течений представляется неким союзничеством религий, существующим в сегодня в мировом пространстве.

Список литературы

1. Маслов А.А. Письмена на воде. Первые наставники Чань в Китае. - М.: Издательство Духовной Литературы, «Сфера», 2000.

2. Померанц Г.С., Миркина З.А. Набирать снег серебряным кувшином (дзэн-буддизм) // Великие религии мира / науч. ред. тома Е.А. Жукова. - М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2006.

3. СудзукиД.Т., Кацуки С. Дзэн-Буддизм: Основы Дзэн-Буддизма. Практика Дзэн. - Бишкек: МП «Одиссей», 1993.

4. Судзуки Д.Т. Очерки о дзэн-буддизме. Ч. 3 / пер. с англ. С.Л. Бурмистрова. - СПб.: Наука, 2005.

SOCIO-CULTURAL PREMISES OF ZEN BUDDHISM FORMATION: ORIGINS, SCHOOLS AND DIRECTIONS

Aleksandrova O.A.,

the competitor of a scientific degree Candidate of Philosophical Sciences,

College teacher, e-mail: [email protected], Moscow Witte University, Moscow

The article discusses the ideological and socio-cultural premises of Zen Buddhism formation. It reveals the continuity specificity of Chan and Zen Buddhism schools. It analyzes the main principles of Zen philosophical teachings. The article presents the postulates about the social and cultural significance of Zen Buddhism as a specific kind of social consciousness.

Keywords: Chan Buddhism, Zen Buddhism, Dhyana, Emptiness, «the Buddha Nature»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.