Научная статья на тему 'Дзэнские школы риндзай и сото: генезис, специфика и современность'

Дзэнские школы риндзай и сото: генезис, специфика и современность Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
951
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лебедева Е. А.

В статье представлен сравнительный анализ двух основных школ дзэн-буддизма риндзай и сото, рассматривается история их возникновения, различия в методах обучения и достижения просветления, современное состояние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дзэнские школы риндзай и сото: генезис, специфика и современность»

ДЗЭНСКИЕ ШКОЛЫ РИНДЗАЙ И СОТО: ГЕНЕЗИС, СПЕЦИФИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ © Лебедева Е.А.*

Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет, г. Комсомольск-на-Амуре

В статье представлен сравнительный анализ двух основных школ дзэн-буддизма риндзай и сото, рассматривается история их возникновения, различия в методах обучения и достижения просветления, современное состояние.

Исследователями дзэн-буддизма традиционно выделяется «пять домов» и «семь школ»: риндзай, сото, иге, уммон, хогэн, а также две подшколы риндзай - оре и еги. Такой, по определению японского буддолога Секин Фурута, сектантский подход к учению дзэн [1, с. 62], заключая в себе некий элемент ограниченности, противоречит постулируемым им принципам и ведет к искажению основного посыла учения - направленности дзэн на целостность и абсолют, отрицания дуалистического мышления с делением на дискретные категории и приматом метафизики. Однако изучение дзэн-буддизма с позиции (условно) выделяемых в нем школ, их частных особенностей и практик, представляется целесообразным для более глубокого осмысления учения в целом, выявления механизмов приобретения единого в разнообразных проявлениях саториального опыта - кульминации и сути дзэн.

Прежде всего, необходимо определить границы анализируемого в данной статье объекта: им являются две основные школы дальневосточного (распространённого на территории Японии и Китая) дзэн- (чань-) буддизма риндзай и сото, в рамках которых оформились и получили реализацию стандартизированные совокупности методов обучения дзэнских монахов.

Первоначально возникший в Китае (У-У1 вв. н.э.) как учение чань, дзэн-буддизм с XII в. получил распространение в Японии, где и стал именоваться «дзэн». В сущности, различия между китайской и японской формой учения эксплицированы только в самом названии данного направления буддизма и основных используемых в нем терминах (японские номинации являются транслитерацией китайских, и в академических изданиях они указываются параллельно; побочной номинацией дается та или иная в зависимости от предмета исследования), в этой связи чань-буддизм и дзэн-буддизм принадлежат к так называемому дальневосточному мистицизму, в отличие от индийских умозрительных буддийских сект (например, школа «Буддха-хридайя» - «Сердце Будды»). По мнению Д.Т Судзу-ки [4], индивидуальный облик учение приобрело именно на Дальнем Вос-

* Соискатель кафедры Культурологии.

токе, изменившись под влиянием китайского, а затем и японского менталитета, географических условий местности и ряда исторических причин. Так, например, дальневосточному мистицизму присущи тенденция к прагматичности, непосредственность, тесная связь с повседневной жизнью, синкретичность и интуитивное постижение целого.

Согласно исследованиям большинства китайских и японских буддоло-гов, раскол учения на две школы произошел после смерти Гунина (Хун-жэня), пятого патриарха чань в Китае, что датируется ими концом VII в. Основатель южной школы Эно (Хуэй-нэн, мирское имя Лу, или Рокусо-дайси, 638-713 гг.), проучившись некоторое время у Гунина (Хун-жэня) на севере, вернулся в южную провинцию Шаочжоу (современный Гуандуан), где провозгласил школу внезапного пробуждения, или риндзай (линьцзи). Другой ученик пятого патриарха Дзинсю (Шэнь-сю, ок. 606-706 гг.) стал основоположником северной школы постепенного пробуждения, или сото (цаодун), впоследствии утратившей свое влияние. Каждый из них был признан своими адептами законным шестым патриархом чань (дзэн) в Китае. В XII-XIII вв. два японских монаха, Эйсай (Дзэнке Кокоси, 11411215 гг.) и Догэн-дзэндзи (1200-1253 гг.), (независимо друг от друга) совершили путешествие в Китай с целью изучения буддизма. Вернувшись в Японию, они построили храмы, подготовили выдающихся учеников и основали две аналогичные секты японского дзэн-буддизма: Эйсай стал основателем риндзай-дзэн, Догэн - основателем сото-дзэн.

«Стирающая пыль» школа Дзинсю (сото-дзэн), отмечает в своем исследовании К. Хамфриз [5], представляет собой благостный способ тихого созерцания - постоянной практики дзадзэн, или сидячей медитации, а также признание двойственности, то есть существования и пыли страстей, и ума-зеркала, нуждающегося в протирании. Для приверженцев доктрины Эно (риндзай-дзэн) существует лишь покой и указующий путь перст, «совершенствование через не-совершенствование», «воспитание посредством не-воспитания», или схожее понятие из даосизма у-вэй - «действие через не-действие». Судзуки Д.Т. именует это «деятельным показом» [4], который может выражаться то полным молчанием по отношению к какой-либо ситуации или вопросу, то жестом или покашливанием, то ударом, что полностью пробудит сознание отчаявшегося ученика. Всякий религиозный опыт обретается вне мышления, а, следовательно, и вне описания; содержащийся в текстах опыт является вторичным и потому имеющим второстепенное значение. Дзинсю однако приписывает качества тому, что не имеет качеств, описывает невыразимое, утверждает необходимость духовного совершенствования.

Размежевание дзэн-буддизма на школы, на наш взгляд, детерминировано несколькими факторами. Отдаленность и труднодоступность разных районов Китая (впрочем, на островной территории Японии, имеющей суровый климат, данный фактор нашел даже большее выражение) стала предпосылкой более близкого объединения соседствующих монастырей и

уменьшения числа контактов между находящимися на значительном расстоянии друг от друга. С течением времени и сменой нескольких поколений учеников передаваемые устно наставления и методы накапливались и приводили к обособлению конкретной религиозной общины.

Отсутствие письменных текстов и сложных для понимания сутр способствовали популярности дзэнских сект среди малообразованного и безграмотного населения, овладевавшего основами учения только посредством интуитивного прозрения. Следует заметить, что вопрос о необразованности самих дзэнских наставников остаётся спорным в связи с тем, что достоверных биографических данных о них не существует, а имеющиеся представлены лишь в форме легенд и притч, создаваемых, в свою очередь, с целью приукрашивания действительности и привлечения в школы простых людей. Скорее, наоборот, по результатам анализа дошедших до нас источников можно сделать вывод о глубоком знании мастеров дзэн основных сутр буддизма Махаяны, позволявшем им проводить параллели между доктринами и выявлять сущностные различия.

Выделение северной и южной ветви дзэн указывает, помимо значимости расстояния, и на особенности климата данной местности, что выражается в специфике жизненного уклада населения и разнице психофизических черт адептов. Так, Д.Т. Судзуки [4] называет южную школу внезапного просветления «школой интеллекта и интуиции», «школой динамического интуитивизма», «школой истинных мистиков», Рэйхо Масунага [1] подчёркивает крайне целеустремлённый и практичный подход толка риндзай, царящий в нём дух спиритуализма и свободомыслия, а К. Хамфриз [5] склонен проводить параллели между риндзай-дзэн и холерическим темпераментом его адептов. Северная школа постепенного просветления в исследованиях названных выше буддологов получила следующие определения: «прагматическая школа» [4], заключающая в себе «наиболее податливый, покорный и женственный подход к реальности» и отличающаяся строгим соблюдением религиозных правил [1, с. 234], а также школа, привлекающая адептов с флегматическим типом темперамента [5]. Метафорическое сравнение школ встречается в одном из высказываний дзэнского мастера Нюо-ген Сендзаки: «Учение риндзай подобно морозу поздней осенью - заставляет дрожать, в то время как сото больше напоминает весенний бриз, ласкающий цветы и помогающий им распускаться» [5, с. 142].

В числе отличий социально-исторического характера можно назвать предпочтение, отдаваемое школе риндзай-дзэн сёгунами и даймё (впоследствии риндзай стал учением японских самураев), в то время как простые люди в большинстве своем являлись адептами сото-дзэн. Отдельного рассмотрения заслуживает влияние каждой из школ на становление самобытных японских видов искусств: чайной церемонии, поэзии хайку, искусства сада, японской живописи и восточных единоборств. Деление на школы, помимо всего прочего, уберегло дзэн-буддизм от вырождения, обога-

тило учение новыми методами приобретения саториального опыта и прибавило тем самым популярности в массах.

Продолжая сравнительный анализ риндзай-дзэн и сото-дзэн, остановимся на используемых школами методах приобретения саториального опыта более детально. Практику сидячей медитации дзадзэн, культивируемую в школе сото, можно назвать наблюдением за собственным умом в спокойствии, или «безмятежным отражением», то есть своего рода экзотерическим подходом к занятиям с учениками. Школой риндзай выработан оригинальный метод коанов (упражнение хуа-тоу), представляющий собой работу над решением неразрешимой проблемы, или парадоксальной загадки, что можно назвать эзотерическим подходом к занятиям с учениками.

Близким к коану методом приобретения саториального опыта, на наш взгляд, можно считать практику мондо, представляющую собой живой диалог мастера и адепта в вопросно-ответной форме, своего рода «серию» из нескольких коанов. Отличительной особенностью мондо является при этом «обратный» принцип вопрошания: его парадоксальность заключается в алогичном (нелепом, резком) ответе дзэнского мастера на волнующий ученика «вечный» вопрос, и подобного рода несоответствие становится необходимым импульсом к обретению внезапного просветления. Иными словами, с помощью коана или мондо учитель пытается донести до ученика идею о том, что постижение реальности лежит не в сфере языка, не в плоскости называния и выделения дуальных категорий, а за его пределами - в сфере непосредственного вчувствования, единения с природой и её созерцания, созерцания себя как частицы природы («отсутствие ворот становится вратами Дхармы. Как можно открыть ворота, которые не существуют?»). Это отчасти роднит вышеназванные разновидности парадоксального диалога с «деятельным показом», включающим в себя такие вспомогательные методы как техника окриков (яп. - кацу, кит. - хо), палочное битьё (применяемое - как правило, неожиданно - с целью вызвать у адепта физическую боль, переключающую его сознание с абстрактных понятий на реальные чувства и ощущения) и различные жесты (например, «дзэн поднятого пальца») мастера дзэн.

Другим наиболее известным методом просветления является практика сидячей медитации дзадзэн, используемая мастерами школы постепенного просветления сото. Согласно философской позиции основателя сото в Японии Догэна, просветление и дзадзэн тождественны, «просветление - в практике, а практика - в просветлении» [2, с. 280]. Сущность медитации дзадзэн заключается в соблюдении определённой позы - сидении с прямым корпусом и скрещенными ногами (подобно свече), во время которого ученик должен контролировать свои чувства, придерживаться техники правильного дыхания и успокаивать подсознательные устремления. Правильное дыхание, по Догэну, должно быть глубоким и ровным, осуществляться по всему телу единым потоком, что обеспечивает уход телесного и умственного напряжения, стимулирует гармоничную деятельность тела и

ума, настраивает организм на сбалансированный ритм работы. В отличие от сидячей медитации в йоге, дзадзэн не разделяет функцию дыхания от сознания, поскольку рассчитана на достижение равновесия и единства всех жизненных функций организма.

Добавим, что сидение в позе со скрещенными ногами характерно для всей буддийской традиции: данная медитация является основой многих хи-наянских и махаянских практик, восходит к самому Будде Шакьямуни и основателю дзэн-буддизма на Дальнем Востоке (в Китае) Бодхихарме, просидевшему, согласно легенде, в безмолвном сидении у стены монастыря Шаолинь в течение восьми лет. Впоследствии это упражнение вошло в дзэнскую практику под названием «бигуань» (кит. - «вглядывание в стену») и использовалось для так называемого «вхождения умом», то есть осознания единства всего живого, человека и природы. Иными словами, в дзэн-ской медитации выделяются два базовых аспекта, которые обычно именуют «прекращением» и «созерцанием» (или «остановкой» и «видением»), что толкуется как пресечение заблуждений и видение истины [3, с. 138].

Исследователь Рэйхо Масунага считает, что принятие «формы Будды», в концепции Догэна, означает и наполнение медитирующего сознанием Будды, поскольку «тело и разум изначально едины, а форма и содержание неотделимы друг от друга» [1, с. 237], изначально присущее человеку просветление и буддавость лишь получают в дзадзэн свое воплощение, ум опустошается, и все объекты предстают в их первозданной таковости. Таким образом, дзадзэн одновременно предстает и религиозным упражнением, и состоянием просветлённости.

Метод дзадзэн подвергается жёсткой критике в работах Д.Т. Судзуки [4], являвшегося адептом и сторонником школы риндзай. Японский буддолог считает медитацию искусственным состоянием ума, порождённым дуалистическим мышлением, поскольку дзадзэн (сидячая медитация), по его мнению, подразумевает сосредоточение на каком-либо конкретном физическом объекте либо отвлечённой мысли (например, отрывке из сутр) и тем самым создаёт рамки для ума как такого. Она вынуждает медитирующего контролировать свое сознание, что ведёт к делению процесса на субъект и объект -двойственности бытия; контролю также подвергается и тело человека, ограниченного в течение продолжительного времени рамками одной позы.

Таким образом, формирование собственной методологии дзэн, выработка стандартизированных поисков просветления в рамках двух основных школ дзэн-буддизма привели к следующему: с одной стороны, такая систематизация способствовала экстенсивному развитию учения, возможности приобщения к дзэн не только природно -одаренных адептов, но и менее талантливых учеников, что позволило ему сохраниться до наших дней; с другой, - это можно назвать и своего рода механизацией дзэнского учения, частичной утратой его творческого духа (интенсивного пути развития) и стремления к спонтанным проявлениям в повседневной жизни.

Рассматривая современное положение дзэнских школ, отметим, что вплоть до конца XIX в. риндзай и сото считались достаточно обособленными направлениями дзэн. Только в начале ХХ в., в период активного проникновения восточной культуры в Европу и их последующего взаимовлияния, стал возможным и в определённой степени необходимым синтез этих двух учений, поскольку наставники сото-дзэн и риндзай-дзэн практиковали свободное заимствование некоторых элементов из текстов и традиций противоборствующей школы. Дзэнский наставник Харада и его ученик Ясутани стали одними из первых распространителей дзэн на территории Европы и Америки, появились первые западные адепты дзэн, ставшие впоследствии первыми академическими исследователями дзэн-буддизма [1, 2, 5]. Многие мастера, практикующие дзэн в наши дни, параллельно применяют коаны и дзад-зэн, руководствуясь нуждами и стремлениями каждого конкретного адепта.

Список литературы:

1. Антология дзэн / Пер. с англ. С.Л. Бурмистрова под ред. С.В. Пахомова. - СПб.: Наука, 2004. - 403 с.

2. Мир дзэн / Пер. с англ. Т.В. Камышниковой под ред. С.В. Пахомова.

- СПб.: Наука, 2007. - 491 с.

3. Пять домов Дзэн / Пер. с англ. Р.В. Котенко. - СПб.: Евразия, 2001.

- 256 с.

4. Судзуки Д.Т. Очерки о дзэн-буддизме / Д.Т. Судзуки. - СПб.: Наука, 2002. - 464 с.

5. Хамфриз К. Дзэн-буддизм / Пер. с англ. А. Гарькавого. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. - 320 с.

РОЛЬ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ДУХОВНОЙ СФЕРЕ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА © Пылаева Е.Г.*

Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск

В статье анализируется значение роли межкультурной коммуникации в духовной сфере жизни общества.

Общество, как многомерная, сложноорганизованная, самодостаточная система, состоит из подсистем, так называемых сфер общественной жизни, пределы которых определяются влиянием тех или иных общественных отношений. Понятием «сфера жизнедеятельности общества» обозначается

* Старший преподаватель кафедры Делового иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.