УДК 341.2
Солнцев Александр Михайлович
кандидат юридических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой международного права Российского университета дружбы народов [email protected]
Родь международного
ПРАВА В БОРЬБЕ С РТУТНЫМИ ЗАГРЯЗНЕНИЯМИ
Aleksandr M. Solntsev
candidate of jurisprudence, associate professor, deputy Head of the Department of international law, People’s Friendship University of Russia [email protected]
Role of international law
IN FIGHT AGAINST MERCURY POLLUTION
Аннотация. В статье анализируются международно-правовые основы защиты здоровья и окружающей среды от ртутных загрязнений. Особое внимание уделяется положениям Конвенции Минамата 2013 г. Проблема взаимодействия между МЭС осознается международным сообществом, и шаги по укреплению связей, передаче опыта делаются еще до вступления в силу Минаматской конвенции. Постановочно отметим, что Российская Федерация является Стороной всех трех конвенций и подписала Конвенцию Минамата.
Annotation. The article analyzes the international legal basis for the protection of environment from the adverse effects of mercury. Particular attention is given to the main international legal instruments in this area, especially to the Minamata Convention 2013. The problem of interaction between MES is realized by the international community, and steps on strengthening of ties, transfer of experience become even before coming into effect of the Minamatsky convention. We will mark out Postanovochno that the Russian Federation is the Party of all three conventions and signed Minamafs Convention.
Ключевые слова: международное экологическое право, химическая безопасность, Конвенция Минамата 2013 г.
Keywords: international environmental law,
chemical safety, the Minamata Convention 2013
В 2013 г. была принята Конвенция Минамата по ртути, цель которой заключается в защите окружающей среды за счет ликвидации и снижения негативного воздействия антропогенных источников ртути и ртутных отходов, в сокращении общего количества ртути, циркулирующей в глобальной окружающей среде. На сегодняшний день Конвенцию Минамата на сегодняшний день ратифицировали 18 государств и 128 государств подписали [1]. Попутно отметим, что единственным крупным государством, которое ратифицировало Конвенцию, является США, что заставляет задуматься (например, США инициировали создание Киотского протокола, подписали его, активно сподвигая все государства к ратификации, а потом вышли из него, существенно подорвав климатическую безопасность).
В отечественной международно-правовой литературе эта Конвенция еще не анализировалась, поэтому представляется возможным остановиться подробнее на ее положениях
«Минаматская Конвенция» - так назван этот договор по имени города в Японии - Минамата, где в 1956 г. от сильного отравления соединениями ртути пострадало более 1,7 тысячи жителей. Этот город печально известен тем, что именно здесь был впервые выявлен случай отравления соединениями ртути, получивший в дальнейшем название «синдром Минамата». Болезнь Минамата - синдром, вызываемый отравлением орга-
ническими соединениями ртути, преимущественно метилртутью. Симптомы включают нарушение моторики, парестезию в конечностях, ухудшение внятности речи, ослабление зрения и слуха, а в тяжёлых случаях - паралич и нарушение сознания, завершающиеся летальным исходом. Причиной возникновения болезни послужил продолжительный выброс компанией «Chisso» в воду залива Минамата ртути, которую донные микроорганизмы в своём метаболизме преобразовывали в метилртуть. Это соединение ещё более токсично и, как и ртуть, склонно накапливаться в организмах, в результате чего концентрация этого вещества в тканях организмов возрастает с повышением их положения в пищевой цепочке [2, c. 447].
Итак, в 2009 г. международное сообщество, осознав опасность ртутных загрязнений, запустило процесс создания Конвенция по ртути, и через 4 года, а именно 10 октября 2013 г. в Кумамото (Япония) состоялась церемония открытия к подписанию исторического соглашения.
Ртуть - тяжелый металл, который негативно воздействует на здоровье людей и окружающую среду. Конвенция Минамата регулирует вопросы, связанные с использованием токсичного вещества - ртути. Она предусматривает сокращение производства целого ряда продуктов, вводит ограничения в отношении некоторых процессов и отраслей промышленности, где используется,
211
высвобождается или излучается ртуть. Проблемы загрязнения ртутью, как и стойкими органическими загрязнителями (СОЗ), не могут быть решены отдельной страной, т.к. эти вещества устойчивы в окружающей среде, способны к биоаккумуляции и перемещению на большие расстояния.
Новые отчеты, подготовленные ЮНЕП, вызывают озабоченность по поводу растущего уровня загрязнения ртутью по всему миру. Доклад ЮНЕП «Р^ть: время действовать» показывает, что вызванные деятельностью человека выбросы ртути привели к тому, что содержание ртути в верхних 100 метрах мирового океана удвоилось за последние сто лет [3]. По прогнозам ЮНЕП, увеличение выбросов ртути в окружающую среду в некоторых районах Африки, Азии и Южной Америки могло произойти в результате использования токсичного металла при мелко - кустарной добыче золота, а также в результате сжигания угля для выработки электроэнергии. В новом докладе IPEN и Научноисследовательского института по изучению биоразнообразия (BRI) [4] обнаружено увеличение выбросов ртути, которое уже имеют негативный эффект. В докладе представлены глобальные точки загрязнения ртутью в 14 странах мира, где уровень ртути в организме человека и рыбе превышает предельно допустимый. Например, концентрация ртути в рыбе, протестированной на рынках в Японии и Уругвая, были настолько высоки, что их потребление не рекомендуется Агентством США по окружающей среде и Европейской комиссией. Рыбу, протестированную во многих других регионах, не следует употреблять более чем один раз в месяц. Кроме того, анализ образцов волос людей, живущих вблизи горячих точек загрязнения, показал опасные уровни содержания ртути в организме человека. В Таиланде, например, в волосах 20 из 20 людей, живущих вблизи промплощадки, содержатся небезопасные уровни ртути; у 19 из 20 индонезийцев, живущих на территории КМЗ, уровень ртути в волосах превышает безопасный уровень; и в волосах 18 из 20 человек в Токио содержится аналогично высокий уровень ртути.
Согласно данным Росстата относительно выбросов тяжелых металлов от стационарных источников загрязнения атмосферы, в Российской Федерации в 2012 г. ртуть составила 2,993 т., а в 2013 г. - 2,804 т. [5, с.8]. Также, основными загрязняющими подземные воды веществами в Российской Федерации являются в т.ч. тяжелые металлы (медь, цинк, свинец, кадмий, кобальт, никель, ртуть или сурьма - на 483 участках) [5, с. 28]. Особую обеспокоенность в нашем государстве вызывает состояние захоронений биологических отходов. Прокурорами выявляются многочисленные нарушения при обращении с отходами медицинской деятельности, в том числе ртутьсодержащими. Имеют место случаи, когда отходы медицинских, фармацевтических, ветеринарных учреждений, отнесенные к классу опасных и чрезвычайно опасных, не проходят обязательное термическое обезвреживание, а вывозятся на свалки, что создает угрозу быстрого распространения инфекций и массовых заболеваний (Республика Татарстан, Волгоградская, Вологодская области и др.) [5, с. 437].
Конвенция Минамата должна способствовать: минимизации выбросов ртути путем установления контроля за промышленными процессами, в ходе которых используется или выбрасывается ртуть; изъятию из оборота опасных ртуть содержащих продуктов, включая сферу медицины; регулированию, должным образом, ртутьсодержащих отходов; разработке механизма ограничения поставок и торговли ртутью, мониторинга загрязнения ртутью объектов окружающей среды и представления информации о выбросах ртути.
Конвенция регулирует использование этого токсичного вещества. Она предусматривает сокращение производства некоторой продукции, содержащей ртуть, вводит ограничения в отношении ряда процессов и отраслей промышленности, где используется, высвобождается или излучается ртуть. Речь идет и о медицинском оборудовании, например, термометрах, и об энергосберегающих электролампах, о горнодобывающей отрасли, кустарной добыче золота, о производстве цемента и об угольных электростанциях.
Согласно новому договору, к 2020 г. будет запрещено производство, экспорт и импорт целого спектра ртутьсодержащих продуктов. К ним относятся батареи, за исключением «кнопочных элементов», используемых в имплантируемых медицинских устройствах; выключатели и реле; некоторые виды компактных люминесцентных ламп (Ю1Л); ртуть в люминесцентных лампах с холодным катодом и люминесцентные лампы с внешним электродом; некоторые виды мыла и косметики. В число предметов, которые должны будут к 2020 г. быть выведены из пользования, включены также такие виды неэлектронных медицинских устройств, как термометры и приборы измерения давления.
Все страны, ратифицировавшие Конвенцию, к 2020 г. обязуются запретить экспорт этого тяжелого металла, за исключением перечисленных в документе случаев. Еще одной целью международного соглашения является сокращение выброса ядовитых паров ртути в атмосферу, а также использование металла при добыче золота в развивающихся странах.
Планируется также запретить к 2018 г. применение ртути в производстве уксусных альдегидов. Конвенция Минамата накладывает эмбарго на разработку новых месторождений ртути. Согласно конвенции, к 2020 г. должна быть снята с производства и изъята из обихода в учреждениях продукция, содержащая ртуть или ее соединения: медицинские термометры, приборы для измерения артериального давления, барометры и другие измерительные приборы, люминесцентные лампы (ЛЛМ, ЛМТ), аккумуляторы, ртутьсодержащие амальгамы в стоматологии, а также некоторые виды мыла и косметики. К 2025 г. будет закрыто производство хлорщелочи, при котором применяют ртуть. В особых случаях допускается использование этого металла в медицинских измерительных приборах до 2030 г.
Цель документа - охрана здоровья человека иокружающей среды отантропогенных выбросов
212
ивысвобождений ртути иеё соединений. Кроме того, вступление в силу Конвенции послужит основой длявзаимного обмена знаниями идан-ными мониторинга оналичии иперемещении ртути иртутных соединений вокружающей среде, атакже обизменении уровней ртути иртутных соединений, наблюдаемых вбиоте. Конвенция является эффективным международным инструментом сохранения благоприятной окружающей среды, создаст основу дляформирования правовой базы пообязательствам врамках Евразийского экономического союз (ЕАЭС).
Более того, на сегодняшний день многие вопросы химических отходов на универсальном уровне регулируются тремя конвенциями: Конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (Базель, 22.03.1989г. - Базельская конвенция); Конвенция о применении процедуры предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле (Ро^ердам, 1о сентября 1998 г. - Роттердамская конвенция); Конвенция о стойких органических загрязнителях (Стокгольм, 22.05. 2001 г. - Стокгольмская конвенция) [6]. В этом контексте важно отметить, что в 2013 г. Стороны трех «химических» конвенций выразили свою заинтересованность в сотрудничестве и координации с Минаматской конвенцией о ртути, заявив о своей готовности к
Литература:
1. URL: http://www.mercuryconvention.org/Countries/ tabid/3428/Default.aspx
2. Копылов М.Н. Краткий очерк истории международного экологического права. Монография / М.Н. Копылов, С.М. Копылов, С.М.А. Мохаммад; под ред. д-ра юрид. наук, проф. М.Н. Копылова. М. : Изд-во «Экон-Информ», 2015.
3. MERCURY: TIME TO ACT. URL: http://www.unep. org/PDF/PressReleases/Mercury_TimeToAct.pdf
4. URL: http://www.ipen.org/hgmonitoring
5. Государственный Доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2013 году». URL: http://www.mnr.gov.ru/upload/ iblock/6c7/gosdokladeco.pdf
6. Солнцев AM. Дефекты международно-правового регулирования охраны окружающей среды: некоторые пути преодоления // Евразийский юридический журнал. 2015. № 3 (82). С. 67-69.
7. UNEP/CHW.12/23-UNEP/FAO/RC/COP.7/17-UNEP/POPS/COP.7/33.
сотрудничеству и координации и просили Конференцию полномочных представителей Минаматской конвенции рассмотреть вопрос о сотрудничестве и координации в областях, представляющих взаимный интерес для четырех конвенций [7]. Уже проведен ряд совместных мероприятий с временным секретариатом Минаматской конвенции в следующих областях: научнотехническая работа; информационная работа; организация и обслуживание информационных веб-семинаров Минаматской конвенции, проводимых секретариатом Минаматской конвенции; организация и обслуживание совещаний руководящих органов, включая представление материалов для документов, подготавливаемых временным секретариатом для шестой сессии Межправительственного комитета для ведения переговоров по Конвенции о ртути, в областях, имеющих отношение к трем конвенциям; вопросы политики и стратегические вопросы путем совместного вклада в процесс разработки целей в области устойчивого развития; информационные системы; пропаганда и информационное обеспечение. Получается, что проблема взаимодействия между МЭС осознается международным сообществом, и шаги по укреплению связей, передаче опыта делаются еще до вступления в силу Минаматской конвенции. Постановочно отметим, что Российская Федерация является Стороной всех трех конвенций и подписала Конвенцию Минамата.
Literature:
1. URL: http://www.mercuryconvention.org/Countries/ tabid/3428/Default.aspx
2. Kopylov M.N. A brief sketch of the history of international environmental law : monograph / M.N. Kopylov, S.M. Kopylov, S.M.A. Mohammad; ed.by M.N. Kopylov. M. : Ekon-Inform, 2015.
3. MERCURY: TIME TO ACT. URL: http://www.unep. org/PDF/PressReleases/Mercury_TimeToAct.pdf
4. URL: http://www.ipen.org/hgmonitoring
5. The State Report «On the state and Environmental Protection of the Russian Federation in 2013». URL: http://www.mnr.gov.ru/upload/iblock/6c7/gosdokladec. pdf
6. Solntsev A.M. Defects of international legal regulation of environmental protection, some ways of overcoming // Eurasian Law Journal. 2015. № 3 (82). P. 67-69.
7. UNEP / CHW.12 / 23-UNEP / FAO / RC / COP.7 / 17-UNEP / POPS / COP.7 / 33
213