УДК 504.054
Л.В. Агафонова, А.С.Макарова*, А.С.Додонова
Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия, 125047, Москва, Миусская площадь, дом 9
* e-mail: Annmakarova@mail.ru
ОЦЕНКА ЗАГРЯЗНЕНИЯ РТУТЬЮ ОБЪЕКТОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ПРИМЕРЕ РФ. АНАЛИЗ РТУТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Аннотация
Ртуть и ее соединения уже давно известны как токсичные для человека и других живых организмов. Статья содержит обзор лучших мировых практик в управлении ртути. Анализ законодательства и законов разных стран показывает, что использование ртути может быть эффективно. Запрет на использование ртути, постепенное уменьшение производства и потребления продуктов, содержащих ртуть в 2020 году - цель конвенции по ртути Минамата. Эта статья представляет основные характеристики загрязнения ртутью окружающей среды. Данные о концентрации ртути в различных объектах, взятых из сканированных диссертаций. Визуализация данных проводили с использованием ГИС-технологий.
Ключевые слова: ртуть, опасность, ПДК, источники, загрязнение, ГИС, законодательство, нормативы, наилучшие практики, токсичность, Минаматская конвенция по ртути.
В 2013 году в префектуре Кумамото на западе Японии состоялась конференция ООН, на которой была принята Конвенция Минамата по ртути. Цель конвенции - защита здоровья людей и окружающей среды от вредного воздействия ртути. Документ предусматривает поэтапный отказ от использования ртути во всех отраслях человеческой деятельности. Конвенция также призывает страны к запрещению производства, экспорта и импорта продукции, содержащей ртуть, начиная с 2020 года. Свое название документ получил в память жертв болезни Минамата, которую впервые диагностировали в 1956 году у жителей Японии, проживающих в районе одноименного залива.
Конвенцию подписали 118 государств и ратифицировали шесть - США, Монако, Габон, Джибути, Уругвай и Гайана. Документ вступит в силу после ратификации 50 странами. Первой страной, подписавшей документ, стала Япония.Россия подписала Минаматскую конвенцию по ртути 24 сентября 2014 года [1,2].
Анализ законодательств различных стран показал, что только поэтапное запрещение может привести к максимально полному отказу от использования ртути, как в отдельно взятом государстве, так и в мире в целом. Именно это и является целью Минаматской конвенции по ртути.
Министерство охраны окружающей среды Японии является частью кабинета министров правительства Японии и выполняет функции государственного органа, ответственного за глобальное сохранение окружающей среды, борьбу с загрязнением и охрану природы внутри страны [3]. В Японии действует запрет (на законодательном уровне) на применение ртути в продуктах и товарах массового использования. Важное значение имеет опыт Японии по совместному принятию решений, в том числе и законодательных, между Министерством охраны окружающей среды Японии и Министерством экономики, торговли и промышленности Японии.
Законодательная база контроля качества продукции на всех стадиях производства: в процессе изучения требований рынка, на стадии проектных и конструкторских разработок, при выборе поставщиков сырья, материалов и комплектующих изделий и, конечно, при реализации продукции, прописана в документе «Правила жизненного цикла продукции». Японская практика показывает, что результатов в охране окружающей среды можно ждать только тогда, когда государство, местная администрация, граждане начинают думать об охране окружающей среды и действовать согласованно.
Европейское агентство по окружающей среде (ЕАОС) выполняет очень важную, уникальную работу по сбору и анализу информации о состоянии окружающей среды в странах Евросоюза (ЕС). Основная позиция ЕАОС - это химическая безопасность в интересах устойчивого развития. Это касается целого ряда токсичных и опасных химических соединений. Стратегия ЕС в отношении ртути [4], начатая в 2005 году, рассматривает, в частности, запрет на экспорт ртути, запрет на некоторых соединений ртути, ограничений на продукты, содержащие ртуть и производственные процессы с использованием ртути. В странах ЕС была реализована инициатива обсуждения необходимости подписания и ратификации Минаматской конвенции по ртути с общественностью. Обсуждение проходило посредством опроса граждан и представителей промышленности и общественных организаций.
Основную опасность при обращении ртути, по данным ООН и ЮНЕП, создает процесс метилирования ртути, который происходит в окружающей среде. Результатом этого процесса является образование органических соединений, которые отличаются от неорганических более высокой токсичностью [5].
Источники поступления ртути в окружающую среду имеют как природное, так и антропогенное происхождение. К природным источникам ртути относятся естественные выветривания
ртутьсодержащих горных пород, а также вулканические извержения. Основными
промышленными источниками атмосферной ртути являются: сжигание угля, добыча, промышленная деятельность, производство различных металлов, а также сырье для производства цемента. В рамках этой деятельности, ртуть, поступает в атмосферу, так как присутствует в качестве примеси в топливе или в сырье. Вторая категория источников включает в себя сектора промышленности, в которых ртуть используется намеренно. Крупнейшим
представителем данного сектора является кустарный метод добычи золота, в котором выбросы ртути происходят в результате намеренного использования ртути для извлечения золота из породы, почвы и донных отложений. В России данный метод добычи золота официально запрещен. Загрязнение также происходит от промышленных предприятий, на которых ртуть и её соединения используются в технологических процессах (хлорно-щелочное производство, производство винилхлорида). В этом же ряду отходы, образованные при использовании ртутьсодержащих изделий (выходящие из строя
термометры и лампы, ртутьсодержащие гальванические элементы и др.) [6].
В воздухе населенных мест для металлической ртути и для неорганических соединений ртути (в пересчете на ртуть) - ПДК атмв. = -/0,003 мг/м3. В водоемах хозяйственно-питьевого и культурного-бытового водопользования для неорганических соединений ртути установлена ПДКв = 0,0005мг/л (лимитирующий показатель вредности - санитарно-токсикологический). В рыбохозяйственных водоемах все растворимые в воде формы ртути должны отсутствовать в пресных водоемах (предел обнаружения установлен на уровне 0,00001 мг/л); для морских водоемов ПДК рыб.хоз. = 0,0001 мг/л. В почве для ртути (валовое содержание) ПДКп = 2,1 мг/кг, лимитирующий показатель вредности -транслокационный.
Для оценки загрязнения ртутью территории РФ были проанализированы научные работы (в основном диссертации), из которых были получены концентрации ртути в объектах окружающей среды. Примеры экспериментально определенных концентраций ртути в объекта окружающей среды, приведены в таблице 1.
Таблица 1. Концентрация ртути в исследуемых объектах. [4,5,6,7]
Объект Концентрация ртути Год
Вода в Братском водохранилище 0,0000114мг/л 2008
Почвы Камчатского края 2,7 мг/кг 2008-2010
Почвы Крымского полуострова 0,012-0,95 мг/кг 2000
Рис.1. Оценка загрязнения почвы ртутью и ее соединениями.
Собранные данные были представлены на карте (Рис.1 и 2). При нанесении данных на карту использовалось правило светофора. Зелёным цветом
концентрация выявленной ртути превышает значения ПДК в 2 и более раз.
Крупное загрязнение почвы ртутью в одном
обозначены территории, на которых концентрация из населенных пунктов Свердловской области ртути не превышает значения ПДК. Желтым и обнаружено на территории жилого поселка, ранее оранжевым цветом обозначены участки, в которых принадлежавшего ЗАО «Химический завод» в городе
концентрация ртути близка к значению ПДК. Красным цветом обозначены территории, на которых
Реже, а также на территории ООО «Гефест-М» [9].
При оценке ртутного загрязнения водоемов выявлено интенсивное загрязнение Братского водохранилища, в бассейне которого размещены основные техногенные источники ртути, и умеренно загрязненное Усть-Илимское водохранилище. Основными источниками загрязнения являются предприятия-производители хлора и каустика ртутным методом [6].
Так же превышающая концентрация ртути обнаружена в Южном районе Волгограда и Светлоярском районе. Главным источником загрязнения экологи называют предприятие "Каустик" Предприятие занимает лидирующие позиции в России по производству каустической соды, хлора, синтетической соляной кислоты, хлорпарафинов и другой продукции [10].
23
W >
ta
Рис.2. Оценка загрязнения гидросферы
Проведя анализ законодательных актов и постановлений, касающихся запрета или ограничения на обращение ртути и ртутьсодержащих веществ в различных странах можно дать рекомендации по совершенствованию Российского законодательства в данной области:
1. Экономическое регулирование: уменьшение или полное отсутствие субсидий от государства на рост и развитие для предприятий, которые не вывели ртуть и её соединения из использования; субсидии для предприятий, утилизирующих
ртутьсодержащие отходы; экономическая поддержка предприятий, занимающихся
ртутью и ее соединениями.
снижением содержания ртути в выбросах и сбросах; формирование залоговой стоимости у ртутьсодержащих товаров с последующей организацией сбора использованных товаров и их утилизацией.
2. Социальное регулирование:
информирование населения о возможных опасностях, связанных с ртутью и ртутьсодержащими приборами; организация раздельного сбора мусора; опрос населения с последующим подписанием петиции или обращения к правительству РФ о ратификации конвенции или принятию каких-либо других решений в отношении ртутной проблемы.
Макарова Анна Сергеевна - ведущий научный сотрудник, кандидат технических наук, доцент кафедры ЮНЕСКО «Зеленая химия для устойчивого развития» РХТУ имени Д.И.Менделеева, Россия, Москва
Додонова Анна Анатольевна - кандидат химических наук, доцент кафедры ЮНЕСКО «Зеленая химия для устойчивого развития» РХТУ имени Д.И.Менделеева, Россия, Москва
Литература
1. Центр новостей ООН (официальный сайт ООН). URL [Режим доступа] http://www.un.org/russian/news/story.asp?NewsID=20398#.VTPjLlCmXqs (дата обращения 20.04.15)
2. 2 Минаматская конвенция о ртути (ООН, ЮНЕП). URL [Режим доступа] http://www.mercuryconvention.org/Portals/11/documents/Booklets/Minamata_convention_Russian.pdf
3. Министерство охраны окружающей среды Японии URL [Режим доступа] www.env.go.jp/en/index.html (дата обращения 15.04.15)
4. Обзор по ртутной стратегии ЕС (октябрь. 2014) URL [Режим доступа] http://ec.europa.eu/environment/chemicals/mercury/pdf/review_mercury_strategy2010.pdf (дата обращения 15.04.15)
5. Проблема ртутной опасности и ее предупреждение И.М.Трахтенберг, д.мед. н., профессор, академик АМН Украины, - Режим доступа: http://www.health-medix.com/articles/liki_ukr/2009-08-01/LU_Trahyenberg.indd.pdf
6. UNEP, 2013 Глобальная оценка ртути 2013: источники, выбросы в окружающую среду. ЮНЕП по химическим веществам Отрасль, Женева, Швейцария.
7. Седых Е.С.Геохимия основных видов почв верхнего Приангарья: Дис.кандидат геолого-минералогических наук: - 25.00.09 - Иркутск, 2003, 149с.
8. Руш Е.А. Теоретическое обоснование и разработка методов и средств защиты водных объектов Ангарской промышленной зоны от загрязнения тяжелыми металлами: Дис.доктор технических наук: -25.00.36 - Иркутск, 2004, 344с.
9. Мухамадиярова Р.В. Экспериментальные исследования геохимического поведения ртути в процессах межрезервуарного обмена: Дис. кандидат геолого-минералогических наук: -25.00.09 - Москва, 2012, 218 стр.
10. Радченко А.И. Ртуть в геохимических ландшафтах Крыма: Дис. канд. геол. наук:- 04.00.02 -Киев,2000. - 143 стр.
11. Информационно-аналитический портал - URL [Режим доступа]: http://www.apiural.ru/news/incidents/9584/
12. Вячеслав Ященко; источник: корреспондент "Кавказского узла", газета "Кавказский узел" URL [Режим доступа]: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/218576/
L.V. Agafonova, A.S. Makarova*, A.A.Dodonova
D.I. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia. * e-mail: Annmakarova@mail.ru
ASSESSMENT OF MERCURY POLLUTION ENVIRONMENTAL FACILITIES FOR EXAMPLE RF. ANALYSIS OF MERCURY LEGISLATION
Abstract
Mercury and its compounds have long been known as toxic to humans and other living organisms. The article provides an overview of global best practices in the management of mercury. Analysis of the legislations and laws of different countries shows that using of mercury can be effectively minimized by economic measures and active communication with citizens. Considerable attention is paid goods containing small amounts of mercury, but with mass production worldwide.
The ban on using of mercury, a gradual decrease in the production and consumption of mercury-containing products by 2020 - a goal of the Minamata convention on mercury.
This paper presents the main characteristics of the mercury contamination of the environment. The data on the concentration of mercury in various objects, taken from scanned theses. Visualization of the data was carried out using GIS technology. Identified objects exceed the value of the concentration of mercury.
Key words: mercury, laws, regulations, best practices, toxicity, Minamata convention on mercury, mercury, danger, MAC, sources, pollution, GIS.