Научная статья на тему 'РОЛЬ МЕНТАЛИТЕТА В ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ РОССИЙСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА'

РОЛЬ МЕНТАЛИТЕТА В ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ РОССИЙСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
23
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МЕНТАЛИТЕТА В ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ РОССИЙСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА»

И. В. Волосков, канд. филос. наук, доцент, Московский городской педагогический университет

РОЛЬ МЕНТАЛИТЕТА В ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ РОССИЙСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА

Происходящие в России на протяжении 90-х годов XX в. либеральные реформы противоречиво отражаются на духовном мире человека. С одной стороны, традиции духовной культуры, тесно связанные с менталитетом, выступают экзистенциальной основой существования молодого человека, создавая духовные ориентиры развития в условиях неопределенности развития российского общества; отсутствия смыслов и целей, а также устойчивой системы моральных норм, с другой - социальные условия противоречат традиции, актуализируя систему либеральных ценностей, и не дают возможности человеку устойчиво ориентироваться на традиционные ценности в повседневной жизнедеятельности. Культурная традиция и социальные условия, либеральные и консервативные ценности являются теми важнейшими ориентирами, которые определяют духовный мир молодого человека, систему ценностных констант и ориентаций. Ценности, выступая как мировоззренческие ориентиры восприятия мира, человека и общества, во многом определяют жизненные ориентации молодого человека и социальное поведение. Ценностное содержание культурных традиций и социальных условий принципиально противоположны по своему содержанию. Традиции русской культуры ориентируются на духовность, коллективизм, религиозность и нравственность. При этом под духовностью следует понимать доминирование нравственных начал общественной жизни (примат добра над злом, терпимость к инакомыслящим, нравственность средств достижения цели). Либеральная традиция основывается на пропаганде

материальных ценностей, нормативов общества массового потребления, индивидуализма, свободе. Противоречивость духовного мира студенчества проявляется в том, что, с одной стороны, сохраняется преемственность с традициями духовной культуры, с другой - возникает необходимость адаптации к социальным условиям, что актуализирует значимость ценностей свободы, а низкий материальный уровень жизни делает значимым и ориентацию на материальный достаток, карьеру. В условиях пропаганды ценностей общества массового потребления значимым оказывается и стремление наслаждаться жизнью, удовлетворять «раздутую» систему потребностей в минимальные сроки, используя для этого все возможные средства. Современная студенческая молодежь желает жить не ради будущего, что ориентировало жизнь их родителей, представителей поколения советских людей, а «здесь и сейчас». В условиях ограниченности материальных и социальных условий для удовлетворения потребностей и социальной реализации студенчества, молодые люди стремятся достичь своих целей любыми средствами, в том числе и за счет запрещенных в обществе средств.

Система традиционных ценностей во многом определяется менталитетом и духовными традициями русской культуры. Под менталитетом мы понимаем своеобразную память народа о прошлом, психологическую детерминанту поведения миллионов людей, верных своему исторически сложившемуся «коду» в любых обстоятельствах, не исключая катастрофические. Не случайно менталитет Л. Гумилёв на уровне сознания характеризует как генетическую социокультурную память народа. Пытаясь выявить ценностные константы, устойчивый «код», через призму которого молодые люди воспринимают окружающие события и процессы, мы обратились к русской философской традиции начала XX в., к работам Н. Бердяева и И. Ильина. При этом следует заметить, что область менталитета нерациональна, связана с подсознанием человека, а потому в социальных поступках отдельного индивида может варьировать в достаточно широком диапазоне, в полной мере проявляясь лишь в массе представителей данного этноса.

Н. Бердяев в своих работах, анализируя специфику российского менталитета, приходит к мысли о его амбивалентности, противоречивости, совмещении противоположностей, способности соединить стремление к свободе (влияние географического фактора равнины) и рабство. Источниками формирования такой противоположности философ считает соединение язычества и аскетиче-

ского православия, востока и запада. «Противоречивость русской души определилась сложностью русской исторической судьбы, столкновением и противоборством в ней восточного и западного элементов... В типе русского человека сталкиваются два элемента -первобытное, природное язычество, стихийность бесконечной русской земли и православный, полученный из Византии аскетизм, устремленность к потустороннему миру»1, - замечает Н. Бердяев. По мысли Бердяева, менталитет формируется, с одной стороны, под влиянием культурно-религиозной традиции, а с другой - под влиянием исторической судьбы народа, его прошлого. Стремление к свободе связано с влиянием просторов равнины на духовный мир человека, соотносится как с особенностями сознания студенчества, так и с либеральными ценностями. Авторский опрос, проведенный весной 2006/2007 уч. г. среди студентов московских вузов (опрошено 2500 человек методом анкетирования при случайной выборке), показывает, что высказывание «свобода - это то, без чего жизнь человека теряет смысл» поддержали 36% респондентов. Влияние христианства проявляется в духовности и совестливости. Данные авторского опроса показывают значимость моральной саморегуляции для духовного мира студенчества. Высказывание «в жизни человек должен стремиться к тому, чтобы у него была спокойная совесть» поддержали 41% респондентов.

И. Ильин в работе «Сущность и своеобразие русской культуры» пытается пойти дальше Бердяева и выявить ценностные константы русской души. Отталкиваясь от идеи Бердяева о совмещении языческого и православного компонентов, Ильин пытается исследовать каждый из них. Порыв к свободе, порожденный просторами Восточно-Европейской равнины отразился в «самоутверждении народа, в его стремлении к самобытности, самостоятельности, самоосмыслению»2. Отмеченная тенденция проявилась в формировании особого пути развития российской цивилизации, в восприятии русского народа как «проводника» божественной идеи воплощения Царства Божьего на Земле (идея «Москвы -Третьего Рима, идея русского коммунизма). При этом эта идея не локальна, не ограничивается рамками одной цивилизации и народа, а приобретает соборный характер как путь духовного спасения

1 Бердяев Н.А. Русская религиозная идея и русское государство // Самосознание России: философские рефлексии. - М., 2000. - С. 57.

2 Ильин И. А. Сущность и своеобразие русской культуры // Самосознание России: философские рефлексии. - М., 2000. - С. 165.

всего человечества. Кроме того, Ильин отмечает такие первичные духовные силы русского человека, как терпение (результат адаптации к суровому климату), совестливость, щедрость, доброту. Доброту как важное свойство человека отметили в 2007 г., как свидетельствуют данные авторского опроса, 61% респондентов.

Духовность проявляется в ценностных ориентациях студенчества как понимание значимости совести. Как свидетельствуют данные авторского исследования, проведенного весной 2007 г. среди 600 студентов старших курсов 15 московских вузов и 400 выпускников вузов, в данной возрастной группе совесть занимает важное место в системе традиционных ценностей. Значимость высказывания «в своей жизни человек должен стремиться к тому, чтобы у него была спокойная совесть» отметили 45% респондентов.

Терпимость, как важнейшее свойство менталитета, несвойственно современному студенчеству. Потребительская революция, пропаганда общества массового потребления привели к тому, что студенты хотят достичь своих целей как можно быстрее, затрачивая при этом минимальные усилия. Исследование студентов МГУ, проведенное И.В. Васениной1, свидетельствуют о том, что уже через 15 лет 75% респондентов видят себя материально обеспеченными и процветающими людьми. Однако прагматизация духовного мира не означает исчезновения духовности как важнейшей характеристики русского человека.

В системе ценностных констант, наиболее распространенных ценностей, как свидетельствуют данные ИСПИ РАН2, семья (50%), дружба и любовь (45%). При этом любовь понимается как особый тип духовных отношений между людьми, основанный на взаимопонимании (42%), счастье (41), духовном единстве (25), взаимной ответственности (22), жертвенности (24%)3. В условиях пропаганды гедонистических ценностей любовь, как важнейший

1 Васенина И.В. Ценностные приоритеты современных студентов // Студенты МГУ о своей жизни и учебе. Итоги пятнадцатилетнего мониторинга / И.В. Васенина, В.И. Добрынина, Т.Н. Кухтевич. - М.: Изд-во МГУ, 2005. -С. 196-214.

2 Московское студенчество об актуальных проблемах российского общества / Жогин А.И., Ковалева Т.В., Селезнева И.А., Степанова О.К., Юшина Т.И. // Россия: глобальные вызовы и локальные риски. - М., 2005. - С. 648.

3 Материалы авторского исследования, проведенного весной 2007 г. среди студентов старших курсов (№ 600) 15 московских вузов и молодых специалистов (№ 200), методом анкетирования при случайной выборке.

ориентир духовного мира студенчества, сохраняет свою духовную природу, не подвергается прагматизации и не ограничивается исключительно чувственной природой.

Синтетический характер русской души, как важное качество, отмеченное русскими философами Н. Бердяевым, И. Ильиным, позволяет гармонично соединять элементы противоположных ценностных полей и корректировать менталитет. По мысли Б.А. Гру-шина1, происходящие реформы приводят не только к смене качественных характеристик российского общества, но и к модели цивилизационного развития с изменением духовной природы человека, а следовательно, с корректировкой менталитета. Процесс корректировки менталитета идет за счет того, что в процессе адаптации к новым социальным условиям система ценностей все больше начинает приобретать синтетический характер, соединяя элементы двух противоположных полей - традиционного и либерального. Значимость свободы определяется не только менталитетом, влиянием широких просторов Восточно-Европейской равнины, дионисийскими языческими традициями, но также и особенностями психологии молодежи, и процессами демократизации и плюрализации российского общества. В динамическом аспекте на протяжении 90-х - начала 2000-х годов в системе ценностей студенчества укрепляется позиция значимости материальных благ. В итоге, к 2004 г., как свидетельствуют исследования сектора социологии молодежи ИСПИ РАН2, материальный достаток вышел на первое место и соединился с важностью семьи. На смену интересной, творческой работе в начале XXI в. приходит ценностная ориентация на карьеру.

Таким образом, с одной стороны, духовный мир прагмати-зируется и индивидуализируется, замыкается в миру микросоциальных, семейных отношений, с другой - остается верен традиционным ценностям, духовности, совести - важнейшим константам российской этнокультуры. Синтетический характер ценностей, соединение двух противоположных полей обусловливает корректировку менталитета как особого, свойственного представителям этноса способа мышления и восприятия окружающего мира. Кор-

1 Грушин Б.А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения. Жизнь 1-я. Эпоха Хрущёва. - М., 2001. - 620 с.

2 Московское студенчество об актуальных проблемах российского общества / Жогин А.И., Ковалева Т.В., Селезнева И. А., Степанова О.К., Юшина Т.И. // Россия: Глобальные вызовы и локальные риски. - М., 2005. - С. 648.

ректировка менталитета, качественное изменение духовной природы человека, смена цивилизационной модели развития общества ставит под вопрос существование традиционных черт менталитета и формирование принципиально новых, соединяющих духовность и прагматизм, значимость духа и материи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.