Научная статья на тему 'Закон социальной поляризации П. А. Сорокина и динамика системы ценностей студенческой молодежи'

Закон социальной поляризации П. А. Сорокина и динамика системы ценностей студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
392
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛЯРИЗАЦИЯ / ФЛУКТУАЦИЯ / ПИЩЕТАКСИС / ЦЕННОСТИ / МЕНТАЛИТЕТ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Волосков И. В.

Статья посвящена применению социологи-ческого наследия П.А. Сорокина для выявления закономерностей развития системы ценностей современного российского студенчества. В статье на основе применения обоснованного П.А. Сорокиным закона социальной поляризации, теории пищетаксиса доказывается, что в своей динамике система ценностей студенчества флуктуирует между системами традиционных и либеральных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article contains a realization of sociological heritage of P. Sorokin for exposing laws of dynamic of valuable system of modern Russian students. On the base of a practical work of P. Sorokin's law of social polarization and theory, which explains special human's behavior for only eating, the article proves, that the valuable system of students fluctuates between systems of traditional and liberal values in its dynamic.

Текст научной работы на тему «Закон социальной поляризации П. А. Сорокина и динамика системы ценностей студенческой молодежи»

И.В.ВОЛОСКОВ

кандидат филологических наук, доцент кафедры социологии и истории психологии института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета

Закон социальной поляризации П.А. Сорокина и динамика системы ценностей студенческой молодежи

Проблема изучения трансформационных процессов российского общества является в настоящее время одной из актуальнейших задач общественных наук и, прежде всего, социологии. Научная значимость и актуальность этого проблемного поля связана с необходимостью изучения закономерностей процесса общественной трансформации с целью придания развитию российского общества управляемого и прогнозируемого характера. При этом под трансформацией мы будем понимать процесс изменения качественных параметров общества как динамической системы.

Важность исследования духовного мира студенческой молодежи в эпохи перемен определяется значением этой социальной группы для будущего общества и последующих поколений. Максимальная подвижность молодежного сознания, его открытость к восприятию нового приводит к тому, что социальные перемены, их противоречия и последствия будут отражаться в первую очередь на системе ценностей молодежи.

Специфике развития общества как системы в период трансформации посвящено творчество российско-американского социолога П. Сорокина. В работе «Социальная и культурная динамика» социолог рассматривает трансформации, вызванные войнами,

революциями, социальными возмущениями, как естественные состояния системы. В одних случаях изменения системы общества могут носить

организованный характер, инициироваться властью и ее лидерами,

соответствовать желаниям и интересам народа. В других -

трансформация может носить хаотический, непредсказуемый и неуправляемый характер. Но в любом случае процесс социокультурных изменений нарушает сложившуюся систему социальных отношений и обусловливает вступление общества в период дезинтеграции, который в зависимости от специфики трансформационных процессов может быть быстрым или медленным, сопровождаться социальными конфликтами, или, наоборот, проходить относительно спокойно.

Анализ динамики трансформационных процессов П. Сорокиным осуществлен в работах «Главные тенденции нашего времени», «Голод как фактор. Влияние голода на поведение людей, социальную организацию и общественную жизнь». В работе «Главные тенденции нашего времени» П. Сорокин, применяя ценностный подход к анализу трансформационных процессов, отмечает, что в период кризисов размываются все интегративные ценности и общество расходится по противоположным нравственно-этическим полюсам. В результате возникает «моральный хаос» и анархия. Система норм индивидуализируется, поскольку «каждый становится для себя своим собственным законодателем и судьей, считая свой собственный поведенческий образец столь же прекрасным, как чей-либо еще»1.

В условиях дезинтеграции общества, разрушения системы социальных норм и их индивидуализации система ценностей приобретает мировоззренческий характер и во многом зависит от того выбора в пользу первичности чувственно-материальных или духовных ценностей, который делает человек. Этот выбор есть та опора, на которой

1 Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени // Человек. Цивилизация. Общество. М. 1992, с.502

человек строит всю свою духовную жизнь. От этого зависят и моральные предпочтения личности. При этом та часть населения, которая остается «в меньшинстве», идет на компромисс и остается лояльной, по крайней мере, к внешним установлениям, диктуемым большинством. Интегральность как соединение чувственно-материальных и духовных ценностей рассматривается в качестве промежуточного явления, поскольку такой компромисс труден для человека из-за несовместимости духа и материи.

Однако в силу того, что первичный этап трансформации сопровождается не только дезинтеграцией, но и дисфункцией основных социальных институтов и систем жизнеобеспечения общества, происходит понижение уровня жизни большинства людей, а значит, актуализируется система материальных ценностей. Такая ценностная ориентация, как материальный достаток, повышает свою значимость в духовном мире человека и его социальном поведении. На другом полюсе остается та группа людей, для которых определяющими остаются духовные ценности. В результате возникновения этих двух полюсов появляется ценностная поляризация общества. П. Сорокин отмечает: «Во времена великих кризисов, например революций, войн это большинство имеет тенденцию к поляризации. Одна его часть становится более религиозной и нравственной, тогда как другая склонна к

л

нерелигиозности и преступности»1. При этом в ситуации распада основных систем жизнеобеспечения общества на начальных этапах трансформации начинает преобладать негативная поляризация, которая проявляется в падении нравов, росте различных форм девиантного поведения, преступности.

В работе «Голод как фактор. Влияние голода на поведение людей, социальную организацию и общественную жизнь», изданной в 1922 г.,

Сорокин П. Главные тенденции нашего времени М., 1997, с. 199

П. Сорокин отмечает, что падение уровня жизни влияет на образ жизни, духовный мир человека, характер социальных процессов. Критерием определения уровня жизни является, по мысли социолога, доля времени, которую человек тратит на поиск средств пропитания, доля ежемесячного бюджета, которую человек тратит на еду. При определении этих критериев П. Сорокин выделяет закономерность, согласно которой в начальные периоды трансформации социальное поведение большинства людей приобретает пищетаксический характер, мотивировано поиском средств на пропитание. Главенство пищетаксиса в сложной системе мотиваций порождает «ослабление и подавление всех желаний и стремлений, мешающих его удовлетворению или антагонистических ему; и обратно, в возбуждении, усилении и укреплении желаний и стремлений, содействующих его утолению, солидарных с ним»'.

Пищетаксис, главенство мотивации на пропитание меняют и социальное поведение человека, тормозят контроль над ним с помощью моральных, религиозных и социальных норм. В условиях дезинтеграции границы между нормой и девиацией становятся прозрачными, а значит, человек, движимый пищетаксисом, может позволить себе то, что при более высоком уровне жизни никогда бы не сделал. В итоге «голод ненормальность делает нормой, святотатство - терпимым и вседозволенным»2. Изучая российскую историю, П. Сорокин приходит к выводу, что в периоды голода оправдываются каннибализм, проституция, продажа детей в рабство, бандитизм и мародерство. Пищетаксис, трансформируя моти-вационную сферу личности, меняет систему ценностей, ориентации, механизмы социального поведения, повышает уровень социальной девиантности, выдвигает на первый план материальные ценности, стремление к материальному благополучию.

Сорокин П. Голод как фактор. Влияние голода на поведение людей, социальную организацию и общественную жизнь. Пг., 1922, с. 100.

Там же, с. 189.

Таким образом, дезинтеграция, социальная и ценностная поляризация, ослабление интегративных норм и рост уровня социальной девиации являются, по мысли П. Сорокина, неизбежными следствиями трансформационных процессов.

Отмеченные П.А. Сорокиным тенденции, выявленные на основе анализа послереволюционной ситуации в России, могут быть применимы и к исследованию трансформации системы ценностей россиян в процессе либеральных реформ 90-х гг. XX в.

Применяя к анализу духовного мира российского человека закон социальной поляризации П. Сорокина, можно сказать, что такими ценностными полюсами стали система либеральных ценностей (материальные блага, свобода, равенство, собственность, прагматизм, индивидуализм, инициативность) и система свойственных российскому менталитету духовно-нравственных ценностей (коллективизм, аскетизм, поиск абсолютной справедливости). В условиях идеологического плюрализма российский человек вынужден делать выбор в пользу определенной ценностной системы. Совместить элементы разных систем человек, по мысли П. Сорокина, не может, поскольку синтез духовных и материальных ценностей сложен. От результатов ценностного выбора на массовом уровне зависит формирующаяся в процессе трансформации система духовных ценностей. Биполярность ценностного сознания и ее обусловленность ситуацией выбора определяют, что ценностная идентификация не может быть постоянной, она будет флуктуировать в диапазоне существующих ценностных полей. Поэтому эффект маятниковых колебаний в ценностном мире человека, отмеченный В.И. Чупровым, будет определять динамику трансформации духовного мира и студенческой молодежи.

Вследствие господства и пропаганды американской культуры, кризиса интегративных ценностей российского общества и релятивизма западного постмодерна начинается деформация ценностного мира,

прежде всего, молодежи. Этому способствует динамичность, открытость ее социального сознания для восприятия нового.

Пропаганда западного образа жизни, ценностей и идеалов, неспособность советского строя удовлетворить даже первичные потребности людей приводят не только к массовому увлечению Западом, но и к расширению системы потребностей и жизненных притязаний молодых людей. Как свидетельствуют социологические исследования, оценивающие систему потребностей советской молодежи, в конце 80-х гг. под влиянием перестройки, пропаганды западного образа жизни происходит «потребностная революция». Центр социологии образования ИС РАН провел исследование жизненных притязаний старшеклассников и студентов в 1985 и 1991 гг.1 Если в 1985 г. 1/3 опрошенных вовсе не предполагала иметь дачу, то в 1991 г. таких практически не осталось. Резко возросла доля желающих приобрести в будущем машину: в 1990-1991 гг. это практически универсальное желание всех опрошенных, в 1985 г. более 1/5 опрошенных не собирались приобретать машину. Кроме того произошло заметное снижение мотивации молодых людей участвовать в предложенных в анкете видах трудовой деятельности. В 1985 г. не соглашались работать в условиях сурового климата 21% юношей и 28% девушек, в 1990-1991 гг. таковых уже стало 43 и 56%; работы с повышенной ответственностью раньше не хотели 9-10% учащихся и студентов, теперь уже 24-26%. Таким образом, революция притязаний коснулась не только конечных, но и промежуточных благ: юноши и девушки хотят теперь не только достичь большего, но и добиться этого меньшей ценой, затратив меньше средств.

Потребностная революция, мечта жить так, как на Западе, определила утверждение в духовном мире студентов начала 90-х гг. либеральной системы ценностей, основанной на свободе, частной

Магун B.C., Литвинцева А.З. Жизненные планы и притязания современной молодежи. М.,

1993.

собственности, независимости. Выделились две молодежные группы:1 одна, ориентированная на риск и систему либеральных ценностей, другая - на систему традиционных. Первая группа составляла в 1991 г. 37,8% опрошенных и на протяжении 90-х гг. имела тенденцию к постепенному сокращению (до 20% в 1999 г.). Вторая же группа составляла в 1991 г. 38% и на протяжении 90-х расширялась (до 68% в 1999 г.). Наличие двух групп с равномерным распределением их численности свидетельствует об эффекте поляризации в молодежной среде, который возник в начале 90-х гг.

Молодые люди, ориентированные на стабильность и спокойствие, моделируют свою жизнь традиционно: интересная работа, домашний уют, материальный успех, знания и профессионализм. В иной последовательности распределяются ценности у тех, кто стабильности предпочитает изменения и риск. На первом месте - знания и профессионализм. Более предпочтительными оказываются такие ценности, как предприимчивость, риск, свобода выбора, власть. Значимость таких ценностей, как порядочность, справедливость (равенство возможностей для всех), в большей степени ценят студенты, ориентирующиеся на стабильность. Отмеченная динамика соотношения между группами (увеличение группы, ориентирующейся на систему традиционных ценностей, и сокращение представителей группы риска) свидетельствует о том, что период увлечения либеральными ценностями продолжался недолго и сменился более скептическим к ним отношением. В борьбе либеральное-консервативное в середине 90-х гг. побеждает система традиционных ценностей, тесно связанных с менталитетом.

Причиной разочарования в либеральных ценностях стала невозможность реализации западных стандартов в российской

1 Чупров В.И., Зубок Ю.А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. М., 2001, с.198

реальности. Расширенная система потребностей пришла в противоречие с ситуацией экономического кризиса, ростом инфляции, отставанием роста заработной платы от роста цен, невозможностью удовлетворения с помощью заработной платы даже системы первичных потребностей человека, отсутствием социальных условий для реализации предпринимательского потенциала молодежи группы риска.

Активизация либеральных ценностей - инициативы и предприимчивости выразилась в стремлении молодых людей к материальному достатку и открытию собственного дела. Отмеченная в начале 90-х экономическая активность молодежи постепенно идет на убыль (с 37,7% в 1994 г. до 31 % в 1996 г.1). Среди тех, кто попробовал себя в бизнесе, немного тех, кто смог организовать свое дело. Большинство (67%2) попробовавших себя на поприще частного предпринимательства испытали разочарование.

Разочарование в ценностях либерального общества привело к тому, что студенчество стало все больше связывать свой духовный мир с традиционными деидеологическими ценностями. В 1995-1996 гг. социологами Санкт-Петербургского государственного университета было проведено исследование студентов и учащихся в 14 городах России (было опрошено 1570 человек). На вопрос «Какие жизненные ценности для Вас приоритетны?» 62,6% респондентов ответили: любовь, 54,8% -семья, 38,5% - здоровье, 35,9% - материальный достаток, 23,9% -любимая работа, 22,6% - образование, 13,8% - чистая совесть, 9% -

о

полезность, 5,3% - творчество, 2,6% - служение России . Полученные данные свидетельствует о том, что система ценностей молодежи меняется. Если для начала 90-х гг. для молодых людей были актуальны

1 Зубок ЮЛ. Исключение в исследовании проблем молодежи// Социс, 1998, №7, с. 54.

2 Там же.

Карпухин О.И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации// Социс, 1998, №12, с. 90.

работа, материальный достаток, свобода, независимость, инициатива, знания и профессионализм, то студенты середины 90-х гг. уже в большей степени ценят любовь, семью, здоровье и только потом -работу, материальный достаток, образование.

Исследования, проведенные в рамках программы «Студент-1995» в Екатеринбурге1, подтверждают повышение значения традиционных ценностей. В 1995 г. в ряду приоритетных студенты называли традиционные ценности, связанные с работой, здоровьем и семейной жизнью. Исследования, проведенные в 1995-1996 гг. в Воронеже2, показывают значимость таких ценностей, как здоровье (75%), любовь (71%), семейная жизнь (53%), наличие друзей (39%), материальная обеспеченность (31 %). Сопоставление данных по разным городам и регионам свидетельствует о явлении территориальных колебаний систем ценностей студентов. Кроме того, исследования проводились в основном в крупных городах, система ценностей студентов малых городов и молодежи сельской местности практически осталась вне зоны специального изучения.

Исследования системы ценностей молодежи конца 90-х гг. были проведены В.Т. Лисовским. Исследователь сопоставил полученные в ходе опросов данные с результатами исследований 60-х гг. и отметил динамику изменения ценностного мира постсоветской молодежи. Данные его исследования показывают, что система ценностей современной российской молодежи претерпела определенные изменения:

- падает значимость общественного признания (если около половины респондентов 1963 г. стремятся быть востребованными обществом, полезными людям, то только 6% опрошенных в 1998 г. стремятся к общественному признанию).

А

Вишневский Ю.Р., Шатко В.Т. Студент 90-х годов - социокультурная динамика// Социс, 1998, №12.

Степанова Г.С. Этническое самосознание студенческой молодежи как культурный потенциал возрождения России. Воронеж, 2002.

-значительно падает стремление найти интересную, любимую работу (у молодежи 60-х это желание выражено почти у 60% опрошенных, у молодежи 90-х это стремление не обнаружено)1.

Отмеченная В.Т. Лисовским тенденция падения значимости общества в молодежном сознании объясняется тем, что общество как внешний социальный мир воспринимается все больше как враждебное, инородное начало, не дающее возможности реализации потенций личности. А потому человек, пытаясь преодолеть чувство социальной нестабильности, стремится отгородиться от социума в духовности семейных отношений. Увеличение группы, ориентирующейся на систему традиционных ценностей, приводит к тому, что с небольшими колебаниями в зависимости от территории в систему базовых ценностей входят любовь, семья, здоровье, работа. При этом в работе важны не ее социальная значимость и удовлетворенность личности процессом труда, а возможности социальной мобильности и материального вознаграждения. Потому в динамике 90-х - начала 2000-х гг. ценность работы будет заменяться карьерой.

Начало XXI в. было отмечено усилением сложившихся в середине 90-х гг. тенденций. К1999 г. группа молодежи, ориентирующаяся на риск и изменения, сократилась до 20%, а группа, для которой важна стабильность, выросла до 68%. В системе ценностей студентов 2000-х гг. стала повышаться значимость таких ценностей, как патриотизм, стремление принести пользу обществу. В рамках исследования «Москва: воспитание и образование молодежи», проведенного в Московском городском педагогическом университете в 2001-2002 гг., были опрошены студенты г. Москвы. Респондентам был задан вопрос «Какие признаки реального проявления патриотизма вы считаете важнейшими?»

Полученные данные свидетельствует о том, что в настоящее время

1 Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб., 1999.

патриотизм связывается в сознании людей с необходимостью духовного развития и самосовершенствования, формирования чувства социальной ответственности за судьбу России, важности изучения ее истории и культуры. 56% опрошенных в Москве респондентов идентифицируют себя с русской культурой, только каждый десятый - с западноевропейской, чуть меньше 8% - с общемировой, формальная

л

идентификация с американизмом минимальна -3%'.

0 значимости такой ценности духовного мира современной молодежи, как патриотизм, свидетельствует социологический опрос «А. С. Пушкин глазами москвичей», проведенный автором в рамках юбилейных мероприятий2. В ходе исследования было опрошено 400 студентов МГПУ, МГИМО, 300 учащихся старших классов средней школы. Опрошенным были предложены некоторые мысли и идеи поэта. Молодые люди оценили их значимость для себя и современной России таким образом:

-самым популярным (36,1%) оказалось высказывание «Ни за что на свете не променял бы Отечество». Тот факт, что это высказывание оказалось по степени значимости на первом месте, свидетельствует о высоком уровне патриотизма студенчества. При этом патриотизм часто понимается как знание о прошлом своей страны, ее культуры. Поэтому высказывание «Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости» поддержали 28% опрошенных;

- немного меньшей популярностью пользуется такая ценность, как свобода. Значимость высказывания А. С. Пушкина «Дорогою свободной иди, куда влечет тебя свободный ум» отметили 30% респондентов. Однако свобода часто оборачивается своей разрушительной, деструктивной стороной, приводит к бунту и социальной анархии. Потому

1

Ковалева Т.В., Жогин А.И., Селезнев И.А., Степанова O.K., Юшина Т.И. Политические и национально-культурные ориентации московского студенчества// Россия: на пути к возрождению. M., 2004, с. 476, 480.

Пищулин Н.П., Волосков И.В., Егоров П.А. А.С. Пушкин глазами москвичей.- М., 1999.

1/5 опрошенных отметила значимость высказывания Пушкина «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный». Взаимосвязь высказываний свидетельствует о том, что современная молодежь воспринимает свободу как диалектическое явление, т.е. и как источник творчества и как источник разрушения, социального зла;

- не меньшей популярностью опрошенных пользуется такая ценность, как любовь. 27% респондентов отметили важность пушкинской мысли «Любви все возрасты покорны». Важность этого высказывания в большей степени признают женщины (31 %), мужчины же значительно ниже оценивают ценность любви (8%).

Анализ массового молодежного сознания, проведенный в начале XXI в., свидетельствует о том, что в молодежной среде усиливается поиск ценностных ориентации, связанных с патриотизмом и ценностями отечественной культуры. Это указывает на то, что негативная поляризация начала 90-х гг. сменяется позитивной, возникающей на основе переосмысления отечественной культуры. В этой ситуации, стремясь заполнить существующий в обществе ценностный вакуум, молодежь, как показали данные социологического исследования «А.С. Пушкин глазами москвичей», все больше обращается к ценностям патриотизма, свободы, любви. Однако значимость (наряду с другими) ценности свободы свидетельствует о том, что система ценностей либерализма не ушла в прошлое, а гармонично вплетается в систему традиционных ценностей.

В качестве базовых ценностных ориентиров (ценностных констант), как показывают данные авторского опроса, проведенного в 2005-2006 гг. в 30 московских вузах (всего было опрошено 1500 человек), современные студенты выбирают:

- семью и материальное благополучие - 30% опрошенных. Данные, полученные ИСПИ РАН, дают еще более значимый показатель

идентификации-50%1. Значимость этих ценностей, как свидетельствуют данные различных социологических опросов, менялась на протяжении 90-х гг. Если в середине 90-х гг. материальное благополучие не входило в «тройку» базовых ценностей, то в начале XXI в. эта ценностная ориентация занимает одно из ведущих мест в духовном мире молодого человека;

-дружбу и любовь - 45% опрошенных. Данные ИСПИ РАН - 38%. Причем для гуманитариев эти ценности более существенны, чем для студентов технических вузов. Скорее всего, это объясняется тем, что в вузах гуманитарного профиля больше девушек, для которых эта ценность важнее. Значимость этой ценностной доминанты имеет тенденцию к росту и на протяжении второй половины 90-х гг.: данные ВТ. Лисовского свидетельствуют о том, что «встретить любимого человека» было значимо в 1997 г. для 26% опрошенных студентов, в 1998г.- для 32% опрошенных2;

- карьеру (25% опрошенных). Заметим, что разница между вторым и третьим пунктом довольно велика и составляет 13% опрошенных. Значимость карьеры приходит на смену стремлению стать высококвалифицированным специалистом. Если в 1997 г. последнюю цель преследовал 41 % опрошенных, в 1998 г. - 48% респондентов, то в 2004 г. - лишь 10%. Причины этого спада кроются в противоречивости процесса труда, независимости зарплаты от квалификации, образования, личностных качеств работника. Поэтому на первый план выходит не просто работа, а только та, которая дает возможность социального роста и вертикальной восходящей мобильности.

Полученные в ходе авторского исследования и анализа данных ИСПИ РАН результаты свидетельствуют о том, что если в 90-х гг. система ценностей студенческой молодежи имела ценностно-полярный

1 См.: Россия: глобальные вызовы и локальные риски. М., 2005, с. 648.

2 Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб., 1999, с. 480.

характер (от увлечения системой либеральных ценностей в начале 90-х гг. до разочарования в них и доминирования традиционных ценностей во второй половине 90-х), то в начале 2000-х гг. ценностный мир студента начинает приобретать синтетический характер, соединять в себе элементы разных ценностных полей. Возможность соединения духа и материи лежит в основе интегрализма П.А. Сорокина. Интегрализм духовного мира обусловлен уникальностью российского менталитета, его способностью соединить в принципе несоединимое. На эту черту российского менталитета указал Н. Бердяев, определяя суть русской души как борьбу и соединение противоположностей. Вероятно, благодаря этой уникальной черте российская цивилизация впитывает в себя достижения других цивилизаций и осмысливает их на своей национальной почве. Интегральность русского духовного мира позволяет не противопоставлять Россию мировому процессу глобализации, не ограничивать ее развитие исключительно рамками своего уникального исторического пути. Она создает возможность решить ключевую для современного мира проблему «этническое-глобальное» путем синтеза.

Поводя итог анализу динамики ценностей постсоветской молодежи, хотелось бы обратить внимание на следующее:

1) трансформация системы ценностей постсоветской студенческой молодежи напрямую связана с процессами кризиса интегративных ценностей, «увлечения Западом», направлениями либеральных реформ российского общества. Последствия этих процессов, невозможность в условиях России осуществить «западный стандарт» жизни, противоречивые результаты приватизации, противоречие между размером оплаты труда и уровнем цен, системой человеческих потребностей привели к разочарованию в системе либеральных ценностей во второй половине 90-х гг., когда активизировалась противоположная либеральной система традиционных ценностей, тесно связанных с менталитетом;

2) флуктуации (колебания) между противоположными системами

ценностей имеют маятниковый характер и проявляются не только в соотношении микрогрупп, поддерживающих ту или иную систему ценностей, но и на уровне регионов;

3) несмотря на то, что П.А. Сорокин скептически относился к возможности ценностной интеграции, духовный мир современного студента носит синтетический характер, определяется сочетанием традиционных и либеральных ценностей. Причины в этого в том, что низкий уровень жизни большинства людей определяет главенство пищетаксиса. В то же время менталитет, консервативность сознания, стремление в духовных ценностях семьи, любви, дружбы, патриотизма найти экзистенциальную основу своего существования актуализируют систему традиционных ценностей, связанных с национальной культурой и духовной историей народа.

Волосков И.В. Закон социальной поляризации П.А. Сорокина и динамика системы ценностей студенческой молодежи. Статья посвящена применению социологического наследия П.А. Сорокина для выявления закономерностей развития системы ценностей современного российского студенчества. В статье на основе применения обоснованного П.А. Сорокиным закона социальной поляризации, теории пищетаксиса доказывается, что в своей динамике система ценностей студенчества флуктуирует между системами традиционных и либеральных ценностей.

Ключевые слова: социальная поляризация, флуктуация, пищетаксис, ценности, менталитет.

Voloskov I.V. Sorokin's law of social polarization and dynamic of valuable system of modern Russian students.

The article contains a realization of sociological heritage of P. Sorokin for exposing laws of dynamic of valuable system of modern Russian students. On the base of a practical work of P. Sorokin's law of social polarization and theory, which explains special human's behavior for only eating, the article proves, that the valuable system of students fluctuates between systems of traditional and liberal values in its dynamic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.