Научная статья на тему 'Лабиринты социализации индивида'

Лабиринты социализации индивида Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
296
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / РОДИНОВЕДЕНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ РИСК / СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / PATRIOTISM / NATIVE STUDIES / SOCIALIZATION / SOCIAL RISK / SOCIAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дрегало Александр Алексеевич

В статье рассмотрены проблемы социализации личности в рамках социально-философского подхода. В методологическом плане использована идея П.А. Сорокина об институционализации новой учебной дисциплины «Родиноведение». Содержанием «Родиноведения» должны стать «совокупные знания естественных и гуманитарных наук» о стране, ее истории, культуре, традициях. На основе анализа практикуемых сегодня в учебных заведениях программ раскрыты противоречия их содержания. Представлены типичные для духовно-нравственного воспитания учащихся школ, студентов вузов ошибочные подходы, в их числе решение проблемы методом проб и ошибок, избыточность политизации процесса, недооценка значимости повседневного бытия человека. Решение проблемы автор видит в повышении роли воспитателя, учителя, преподавателя как субъекта духовного обогащения личности, обогащения ценностного мира человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Дрегало Александр Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LABYRINTHS OF HUMAN SOCIALIZATION

The paper deals with the issues of human socialization within the socio-philosophical approach. The author uses P.A. Sorokin’s idea about institutionalization of a new school subject Native Studies. This subject shall include “accumulative knowledge of natural sciences and humanities” about the country, its history, culture and traditions. The author analyzes the current programs used at schools and reveals certain contradictions in their content. The paper shows typical erroneous approaches to the moral education of schoolchildren and university students. Among them are: trial-and-error solution, excessive politicization of the process and underestimation of the importance of everyday human existence. The author believes that this problem can be solved by enhancing the role of school and university teachers as the subjects of spiritual enrichment of a person and his/her value system.

Текст научной работы на тему «Лабиринты социализации индивида»

К 125-летию СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ П.А. СОРОКИНА

УДК 316.614

ДРЕГАЛО Александр Алексеевич, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления института экономики и управления Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова, старший научный сотрудник Архангельского научного центра Уральского отделения РАН. Автор 200 научных публикаций, в т. ч. 14 монографий

ЛАБИРИНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДА

В статье рассмотрены проблемы социализации личности в рамках социально-философского подхода. В методологическом плане использована идея П.А. Сорокина об институционализации новой учебной дисциплины «Родиноведение». Содержанием «Родиноведения» должны стать «совокупные знания естественных и гуманитарных наук» о стране, ее истории, культуре, традициях. На основе анализа практикуемых сегодня в учебных заведениях программ раскрыты противоречия их содержания. Представлены типичные для духовно-нравственного воспитания учащихся школ, студентов вузов ошибочные подходы, в их числе -решение проблемы методом проб и ошибок, избыточность политизации процесса, недооценка значимости повседневного бытия человека. Решение проблемы автор видит в повышении роли воспитателя, учителя, преподавателя как субъекта духовного обогащения личности, обогащения ценностного мира человека.

Ключевые слова: патриотизм, родиноведение, социализация, социальный риск, социальные технологии.

Важность возрождения патриотизма в России очевидна. Проблема воспитания патриотизма актуализируется каждый раз, когда в обществе возрастают социальные риски. Возможное стратегическое направление формирования национального духовного возрождения, воспитания патриотизма сформулировал Пити-рим Александрович Сорокин еще в 1919 году.

К сожалению, практика показывает, что разрешение связанных с данной задачей противоречий часто приводит в тупик.

Первый тупик - решение проблемы методом проб и ошибок. Так повелось, по меньшей мере, в России, что с усилением угроз Отечеству мы торопимся решать проблемы методом проб и ошибок. Известный социолог

© Дрегало А.А., 2014

Б.А. Грушин в канун надвигающейся социальной катастрофы 1990-х годов, обращаясь к общественности, подчеркнул недопустимость решения жизненных проблем «допотопным методом проб и ошибок» [2]. Так называемая общественная практика несовместима с представлениями о веке научно-технических революций и поистине разорительна для общества: «Разве не свидетельствуют об этом уже совершенные обществом ошибки - всенародные обсуждения, завершившиеся принятием плохих законов (о реформе школы, о реформе высшего образования, о социалистическом предприятии и т. п.)» [2].

Сегодня мы наступаем на старые грабли в поисках путей решения проблемы возрождения патриотизма - нравственного принципа и социального чувства, содержащих «любовь к отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа» [1].

Следует напомнить, что в условиях развала царской империи, продолжающейся гражданской войны П.А. Сорокин предвосхитил духовные последствия национальной катастрофы в России. Чтобы сгладить эти последствия, социолог предложил институционализировать новую научную дисциплину - «Родиноведе-ние», содержанием которой должны были стать совокупные знания разных естественных и гуманитарных наук о стране.

Обратим внимание на любопытные факты. В 1916 году в Омске появился «Учебник роди-новедения для школ Западно-Сибирского учебного округа». Автор учебника - педагог, ученый, исследователь Западной Сибири, Алтая, Казахстана А.Н. Седельников. В предисловии он отметил, что новые программы географии и истории в мужских гимназиях требуют, чтобы изучение России было основой школьного образования. «Чтобы быть полезным для своей родины и государства, необходимо с ранних лет изучать свою родину: изучая ее, мы научимся более любить и ценить свое отечество» [5]. В учебник были включены разделы о населении, хозяйственной деятельности, поселениях,

постройках, торговых путях, почтовых и земских трактах и др.

Замысел А.Н. Седельникова заключался в том, чтобы объединить усилия краеведов, учителей и направить их активную деятельность на целенаправленное воспитание в учениках патриотизма, любви к своей малой родине. Идея П.А. Сорокина, напротив, отличалась стремлением вывести процесс воспитания патриотизма на качественно новый уровень -научного осмысления «совокупных знаний», представляемых естественными и гуманитарными науками о стране [6].

Предложение П.А. Сорокина о научном подходе к воспитанию патриотизма не было понято ни столетие назад, ни позже. Сегодня в Амурской области под вывеской «интегрированного предмета» «Родиноведение» подается школьникам традиционное краеведение, включающее «географические, исторические, демографические, культурологические и экологические вопросы» [8]. Программа курса в 6-7-х классах общеобразовательных школ в рамках регионального компонента рассчитана на 68 часов. Авторы признают, что «новый курс “Родиноведение” более всего отражает сущность краеведения, то есть изучение своей малой родины, места рождения, проживания и созидания» [8].

Оригинальнее поступили депутаты законодательного собрания Владимирской области, принявшие закон «О региональном компоненте государственного образовательного стандарта общего образования Владимирской области». Обязательная часть регионального компонента запланирована в рамках курсов «Наш край» (начальная школа); «Основы православной культуры», «История Владимирского края», «География Владимирской области», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Технология» (5-9 классы); «Русский язык» и «ОБЖ» (10-12 классы). В рамках факультативов в начальной школе предусмотрены «Родиноведение», «Литературное краеведение», «Экология и краеведение», «Преображение», «Семейное краеведение». В 8-м классе намечено изучать «Личность и экономику», в 9-м - «Предпринимательство»,

в 10-11-х классах - курсы «Российская модель экономики» и «Менеджмент».

При подобном наборе дисциплин, курсов, факультативов вряд ли можно достичь интеграции и преемственности знаний, необходимых для воспитания патриотизма, любви к Родине. Скорее всего, школьники смогут получить некоторые представления о разных предметах, не связанных между собой. У школьного учителя, как и у авторов программ, сформируется смутное представление о предмете «Родинове-дение». А школьники будут вспоминать, что их учили «чему-нибудь» и, возможно (при отсутствии адекватных методик), - «как-нибудь».

В свою очередь, в вузах, где активизируется процесс социализации личности на качественно новом уровне, с реформами стали исчезать гуманитарные науки, а оставшиеся в базовом компоненте программ сведены к минимуму. В региональном компоненте настойчиво «навязываются» предметы, которые изучались в школе: «Основы православной культуры», «Религиоведение», «Краеведение», «Россиеведение», «Родиноведение» и др. Такой подход к гуманизации и гуманитаризации учебного процесса не имеет ничего общего с научным осмыслением «совокупных знаний», о котором писал П.А. Сорокин.

По уровню развития гуманитарных и естественных наук можно полагать, что в начале прошлого века была возможность структурировать процесс социализации в двух основных формах. Первая - начальная, определяющей целью которой является формирование у детей дошкольного и школьного возраста представления о локальной среде, ее составляющих - природе, человеке, обществе. Вторая форма - развитие индивида с представлениями о локальной среде после окончания школы. Целью процесса социализации в этот период являются расширение представлений человека о среде с ее элементами и углубление знаний как формы осуществления и систематизации результатов познавательной деятельности. Нынешние методы проб и ошибок в формировании патриотизма не позволяют четко разграничить возможности воспитательного

и образовательного потенциалов включенных в этот процесс социальных институтов. Более того, ныне действующий Закон об образовании деликатно обходит воспитательный процесс. А в типовом Положении о дошкольном образовательном учреждении основной функцией воспитателя определены уход за ребенком, обеспечение его безопасности и т. п. Воспитание рассматривается как дополнительная услуга, часто платная. Получается, воспитание патриотизма на ранней стадии социализации детей формально - не государственное дело, а забота родителей.

Второй тупик - избыточность политизации процесса. Исследователи отмечают, что радикальная трансформация ценностных ориентаций российской молодежи в последние два десятилетия преимущественно была направлена на вытеснение общественно значимых ценностей сугубо индивидуалистическими. В целом данная трансформация характеризуется утверждением технократической парадигмы и вытеснением гуманистических принципов [4, с. 126]. В течение последних 10 лет, по данным социологов, понятия «патриотизм» и «гражданственность» так и не приобрели свой смысл среди поколения, рожденного в начале 1990-х [9].

Соглашаясь с подобными выводами, во многом совпадающими с результатами наших исследований в регионе Европейского Севера России, обратим внимание на содержательные смыслы понятия «патриотизм». Исторически сложились мировоззренческие, религиозно-исторические, культурно-цивилизационные, государственно-правовые и другие концепции патриотизма как формы социокультурной и национальной идентификации.

Особенностью современного процесса социокультурной и национальной идентификации является избыточная политизация патриотизма. Речь идет о влиянии национал-патриотизма на политические процессы. А.М. Соколов в своем диссертационном исследовании выделяет группы партий, объединений, связавших в 1993-2003 годах патриотизм с идеей возрождения России, русского народа [7, с. 8]:

1. Социал-патриоты. Доминирующая идея партии - укрепление единства общества на

основе гражданского патриотизма, сильной государственности; разрешение проблемы искусственно разделенных русских и др.

2. Либералы. Патриотизм в данном случае сводится к поддержке национально ориентированного капитала в экономике, укреплению многонациональной государственной политики, защите общечеловеческих ценностей, повышению политической культуры россиян, социальному обеспечению населения в рамках либерального реформизма. Используется пропаганда идей либеральной демократии, частной собственности, равенства возможностей всех членов общества, решения национального вопроса в рамках Конституции путем легитимации интересов русского народа и др.

3. Националисты. Патриотизм встраивается в партийную идеологию с различными оттенками - национал-социалистическую, на-ционал-республиканскую, национал-больше-вистскую, национал-православную.

Нельзя не заметить, что подобные варианты патриотизма задают конфликтогенность личностного, национального и народного начал.

Источник данной конфликтогенности содержится, с одной стороны, в рациональноэтатистском («западном») понимании нации, отрицающем историческое, объединяющее многочисленные этносы предназначение русского народа. С другой стороны, - в отрыве идеи возрождения России от реальных, жизненно важных материальных и духовно-нравственных основ социализации человека, определяющих общественное сознание в целом и патриотизм в частности.

Подобная политизация чрезмерно размывает содержание понятия «патриотизм», что создает дополнительные трудности в воспитательном процессе.

Третий тупик - потерянный человек. В размышлениях о патриотизме в качестве носителя данного качества чаще всего выступает группа, общность, общество, реже -человек.

Родина для человека начинается с очага, дома, социума. Бессознательный хабитус - набор правил, реакций, способов действия - через практики воспитания в сложившихся традиционных формах жизни формирует человека как представителя рода. Именно первичный пространственно-временной континуум как базовый феномен «антропной реальности» наполняет человека базовыми и инструментальными ценностями, которые со временем в процессе социализации наполняются такими качествами, как патриотизм, любовь к Родине.

Обратим внимание на содержание «антропной реальности», в которой формируется человек, способный жить среди людей (личность). По мнению В.П. Щербакова, пространственно-временной континуум - это место бытия человека, не тождественное естественной среде, характерной для места обитания животных. «Мир человека является социокультурной реальностью, в которой природа “перекодирована” знаками социума и предстает как место труда, познания и общения, а также объект индивидуального восприятия» [10, с. 6]. Это означает, что «ручеек, с которого начинается Родина», воспринимается формирующимся человеком через призму другого человека, первичного социума.

Примечательно, что идея П.А. Сорокина о научном осмыслении «совокупных знаний» в «холистическом» варианте (целостность человеческого бытия) повторяется в категории Dasein («Бытие и время» М. Хайдеггера, 1927). По замыслу Хайдеггера, именно бытие-в-мире (in-der-Welt-Sein) служит основой и изначальным условием человеческого существования. В отличие от окружающего мира (das Umwelt) ближайший мир (Dasein) является основой и изначальным условием человеческого бытия. Изначальная вовлеченность человека в повседневную жизнь оказывается первичным отношением к миру, первичной характеристикой способа существования.

Хайдеггер очертил контуры повседневного бытия - модусы повседневной жизни: строить (bauen), жить (wohnen), мыслить (denken).

В границах этих модусов человек существует, обретает себя, овладевает пространством, формирует определенные ценности.

Таким образом, потерянный в многочисленных концепциях носитель патриотизма -человек - обнаруживается в локальной среде. Топология бытия человека «приземляет» его существование в нашем представлении и конкретизирует задачи разработки механизма, технологий воспроизводства важнейших социокультурных качеств - национально-патриотических и гражданских ценностей.

Выход из тупика - возвращение к истокам ценностей и овладение социальными технологиями. Рассматривая императив П.А. Сорокина о «совокупности знаний», зададимся вопросом: достижения каких наук в первую очередь следует использовать для воспитания патриотизма в вузах?

Исходя из здравого смысла, традиционной практики, назовем гуманитарные науки, которые непосредственно влияют на формирование социокультурных ценностей. Тогда решение задачи вроде бы упрощается: достаточно увеличить число гуманитарных дисциплин и объем учебного времени на преподавание этики, эстетики, психологии, истории, культурологии и т. п. Однако такой подход - еще один тупик в силу непрерывно возрастающего объема информации и ограниченных возможностей студента.

На наш взгляд, решение проблемы духовного воспитания, в т. ч. патриотического, прежде всего, состоит в холистической стратегии -целостности процесса целенаправленного воздействия на человека на всех стадиях социализации. Этот процесс можно рассматривать как коммуникацию. Для анализа элементов используем классическую модель Лассуэлла-Ядова.

В воспитательном процессе источником передачи информации - (КТО) - могут выступать отдельный человек, группа, общность, социальный институт. Содержание информации -(ЧТО) - отражено в прямой и массовой коммуникации. Форма передачи - (КАК) - означает используемые в коммуникационном процессе средства. Адресат - (КОМУ) - потребитель ин-

формации. Результат коммуникационного воздействия - (ЭФФЕКТ) - изменения в сознании, поведении человека.

Добавленный В.А. Ядовым к данной модели элемент условия - (СРЕДА), - на наш взгляд, играет принципиально важную роль в характеристике процесса социализации индивида. Суть в том, что именно первичная среда сохраняет определяющее воздействие (сочетание множества факторов влияния) на человека в семье, детском саду, школе, вузе, в трудовом коллективе и предопределяет синергетический эффект.

Используя модель коммуникации, можно создать технологии воспитательного процесса: сформулировать цель и задачи, уточнить субъект и объект, содержание, формы, эффективность, условия. Причем не обязательно замыкаться на массовой коммуникации, а в полной мере практиковать прямое общение. Как заметил в свое время Ю.А. Левада в дискуссии о коммуникациях, «дело не в том, дают ли массовые коммуникации какое-то новое содержание личности, а в том, как они ее организуют, какие структуры создают» [11, с. 24]. Сами технологии - например, «технология формирования управленческой культуры», «технологии коренного обновления в духовной среде», «технологии оздоровления национального самосознания», «технологии саморазвития личности» и др. - хорошо известны [3].

Модернизация социальных технологий, их привязка к локальной среде, к определенному объекту и субъекту - дело творческое, посильное для воспитателя, учителя, преподавателя вуза. И повышение их роли как субъекта духовного воспитания - второй возможный путь возрождения патриотизма.

В условиях перегрузки учебных программ, дефицита времени школьника, студента компенсировать издержки в духовном воспитании могут воспитатель, учитель, преподаватель. Любое занятие - урок, лекция, семинар - способно и должно содержать элементы духовного воспитания. Интеллект субъекта воспитания как форма социальной и интеллектуальной памяти обладает определенным социокультурным по-

тенциалом. В силу специфики профессиональных компетенций социокультурный потенциал гуманитариев и естественников отличается. Чтобы обеспечить востребованную на втором этапе воспитания патриотизма «совокупность гуманитарных и естественных знаний» (П.А. Сорокин), требуется соответствующее целенаправ-

ленное, систематическое повышение квалификации специалистов. И еще - адекватная мотивация их труда. А это уже проблема не социальных технологий, а скорее социальной политики государства, профессионализма и социальной ответственности, нравственности служащих управляющих структур.

Список литературы

1. Винокурова С.П. Патриотизм // Социология: энцикл. Мн., 2003. С. 713.

2. Грушин Б. Мы, нас, нам, нами, о нас... // Сов. культура. 1989. 1 янв.

3. Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. М.; Н. Новгород, 1995. 196 с.

4. Казарина-Волшебная Е.К., Комиссарова И.Г., Турченко В.Н. Парадоксы трансформации ценностных ориентаций российской молодежи // Социс. 2012. № 6. С. 126.

5. Седельников А.Н. Учебник родиноведения для школ Западно-Сибирского учебного округа. Омск, 1916.

6. СогомоновА.Ю. Судьбы и пророчества Питирима Сорокина // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество: пер. с англ. / общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонов. М., 1992. С. 11.

7. Соколов А.М. Национально-патриотическая идентичность и идентификация. URL: http://ru.znatock.com/ docs/index-36125.html?page=2 (дата обращения: 14.04.2014).

8. Титаренко А.Ф., Титаренко Т.И. Интегрированные программы регионального компонента. Программа «Родиноведение». URL: http://referat.znate.ru/text/index-6818.html (дата обращения: 11.04.2014).

9. Фёдоров В. Патриотизм у россиян - в прошлом // Моск. комс. 2010. 5 июля. URL: http://www.mk.ru/politics/ article/2010/07/04/514036-patriotizm-u-rossiyan-v-proshlom.html/ (дата обращения: 11.04.2014).

10. Щербаков В.П. Социокультурные механизмы становления человека: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. СПб., 2008. 16 с.

11. Ценностные ориентации личности и массовая коммуникация: материалы встречи социологов II, Кяэрику, 1967. Тарту, 1968. 209 с.

References

1. Vinokurova S.P. Patriotizm [Patriotim]. Sotsiologiya: entsikl. [Sociology: Encyclopedia]. Minsk, 2003, p. 713.

2. Grushin B. My, nas, nam, nami, o nas. [We, Us, to Us, by Us, about Us...]. Sovetskaya kul ’tura, 1 January 1989.

3. Ivanov VN. Sotsial’nye tekhnologii v sovremennom mire [Social Technology in the Modern World]. Moscow, Nizhny Novgorod, 1995. 196 p.

4. Kazarina-Volshebnaya E.K., Komissarova I.G., Turchenko VN. Paradoksy transformatsii tsennostnykh orientatsiy rossiyskoy molodezhi [Paradoxes of Value Orientations Transformation of the Russian Youth]. Sotsiologicheskie issledovaniya, 2012, no. 6, p. 126.

5. Sedel’nikov A.N. Uchebnik rodinovedeniya dlya shkol Zapadno-Sibirskogo uchebnogo okruga [Native Studies Textbook for the Schools of the West Siberian School District]. Omsk, 1916.

6. Sogomonov A.Yu. Sud’by i prorochestva Pitirima Sorokina [The Fortunes and Prophecies of Pitirim Sorokin]. Sorokin P.A. Chelovek. Tsivilizatsiya. Obshchestvo [Man. Civilization. Society]. Moscow, 1992, p. 11.

7. Sokolov A.M. Natsional’no-patrioticheskaya identichnost’ i identifikatsiya [National-Patriotic Identity and Identification]. Available at: http://ru.znatock.com/docs/index-36125.html?page=2 (accessed 14 April 2014).

8. Titarenko A.F., Titarenko T.I. Integrirovannye programmy regional’nogo komponenta. Programma “Rodinovedenie” [Integrated Regional Component Programs. National Studies Program]. Available at: http://referat. znate.ru/text/index-6818.html (accessed 11 April 2014).

9. Fedorov V. Patriotizm u rossiyan-vproshlom [Russian Patriotism Is a Thing of the Past]. Moskovskiykomsomolets, 5 July 2010. Available at: http://www.mk.ru/politics/article/2010/07/04/514036-patriotizm-u-rossiyan-v-proshlom.html/ (accessed 11 April 2014).

10. Shcherbakov V.P. Sotsikul’turnye mekhanizmy stanovleniya cheloveka: avtoref. dis. ... d-ra filos. nauk [Sociocultural Mechanisms of Human Development: Dr. Philos. Sci. Diss. Abs.]. St. Petersburg, 2008. 16 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.