Научная статья на тему 'Политическое сознание современной студенческой молодежи малых и средних городов Дальнего Востока России'

Политическое сознание современной студенческой молодежи малых и средних городов Дальнего Востока России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
527
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ И ОРИЕНТАЦИИ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ГОРОДА / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК РОССИИ / АГЕНТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ / ЦЕННОСТНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Калугина Марина Альбертовна

В статье раскрываются содержательные характеристики полити- ческого сознания современной студенческой молодежи малых и средних городов Дальнего Востока России. Выявляются причины мозаичности, перманентности политических ориентаций и ценностей. Дается анализ результатов исследования мотивационных и когнитивных составляющих политического сознания, восприятия студентами ценностей демократии. Предлагается идея создания целевой программы ценностно-политического воспитания студенчества малых и средних городов через социокультурную деятельность вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Калугина Марина Альбертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политическое сознание современной студенческой молодежи малых и средних городов Дальнего Востока России»

Калугина М.А Политическое сознание современной студенческой УДК 32.027.21

Калугина М.А.

Политическое сознание современной студенческой молодежи малых и средних городов Дальнего Востока России

Political consciousness of students of small and medium-sized cities in the Far East of Russia

В статье раскрываются содержательные характеристики политического сознания современной студенческой молодежи малых и средних городов Дальнего Востока России. Выявляются причины мозаичности, перманентности политических ориентаций и ценностей. Дается анализ результатов исследования мотивационных и когнитивных составляющих политического сознания, восприятия студентами ценностей демократии. Предлагается идея создания целевой программы ценностно-политического воспитания студенчества малых и средних городов через социокультурную деятельность вузов.

Ключевые слова: политическое сознание, политические ценности и ориентации, студенческая молодежь, малые и средние города, Дальний Восток России, агенты политической социализации, ценностно-политическое воспитание

In this publication informative characteristics of political consciousness of students of small and medium-sized cities in the Far East of Russia. Identify the causes of patchiness, the permanency of political orientations and values. We give an analysis of the results of the study of motivational and cognitive components of political consciousness, perception of students the values of democracy. Proposed idea of a target program of value-political education of students of small and medium-sized cities through sociocultural activities universities.

Key words: political consciousness, political values and orientation, the students, small and medium-sized cities, the Far East of Russia, the agents of political socialization, values and political education

В начале 90-х годов ХХ века с развитием рыночных отношений, предполагающих развитие конкурентоспособного хозяйства был сформирован социальный заказ малых и средних городов на создание собственных образовательных учреждений, выпускающих специалистов с высшим образованием. В настоящее времяв малых и средних городах Дальнего Востока России функционируют двенадцать вузов, их филиалы представительства. Несмотря на некоторую хаотичность, присущую становлению института высшего образования в малых и средних городах, к настоящему моменту уже сформировалась совершенноновая для данных территориальных сообществ социальная группа — студенческая

молодежь.

Исследования, посвященные молодежи в политике широко представлены работами зарубежных и отечественных авторов. Проблемы стратификации, социального взаимодействия и социализации членов общества разрабатывались в трудах М. Вебера, Г. Маркузе, А. Маслоу, Т. Парсонса, П.А. Сорокина, А. Дж. Тойнби, К. Ясперса [1; 8; 9; 10; 13; 16; 17; 19; 20]. Проблемам нравственности, активной гражданской позиции в условиях социально-экономических реформ посвящены исследования В.Т. Лисовского [7]. Анализ связи политических ценностей с системой потребностей, мотивационной сферой поведения молодежи и комплексом социальных ожиданий в форме «жизненных планов» представлен исследованиями таких отечественных авторов как Д.Л. Константинов-ский, О.В. Суровова, В.Ф. Костюкевич, В.Г. Пирожников, Т.И. Заславская [3; 4; 5; 6; 11; 14]. Вопросы становления политического сознания студенческой молодежи в современнойроссийской провинции освещаются в работах В. В. Гаврилюк, Г.С. Сухобской , О.П. Сольского [2; 12; 15]. Однако в политологических исследованиях сравнительно редко исследуются политические ценности и ориентации современного российского студенчества малых и средних городов, а также способы формирования его политического сознания.

Индивидуальное сознание, с которым студент вовлекается в мир политики, чаще носит предполитический характер. Зачастую индивидуум автоматически выполняет политическую роль, еще не выяснив своих реальных жизненных интересов и приоритетов, не осознав своего подлинного гражданского статуса. О собственно политическом уровне представлений человека о власти и властных отношениях можно вести речь только тогда, когда он более или менее осознает свои социальные и политические интересы, чувствует свою групповую идентичность, может сопоставить свои интересыс интересами других социальных групп.

Характерная черта нынешнего политического сознания студенческой молодежи малых и средних городов Дальнего Востока России — отсутствие системы политических знаний, оценок и убеждений. Данный феномен являетсяследствием отхода от прежних идеалов, их дискредитация СМИ, под давлением которых у студентов не может выработаться собственная система политических ценностей, возникают сомнения по различным поводам, появляется тенденция к нигилизму. Студенты все чаще прибегают к механической имитации образцов политического поведения, что усиливает возможность политического манипулирования в ее негативном проявлении.

На восприятие политической действительности, а, следовательно, и на содержание политического сознания современной студенческой молодежи заметное влияние оказывают особенности их общей социализации. Те ценности и знания об окружающем мире, которые индивид приобрел на первом ее этапе, становятся частью его мировоззрения на долгое время. Первичная социализация современной студенческой молодежи малых и средних городов Дальнего Востока России (1990-1992 годов рождения) проходила в период либерализации всех сторон общественной жизни, отказа от прежних социалистических ценностей. Это вызвало некоторую идейную дезориентацию и отсутствие четкой системы политических взглядов.

Необходимо отметить, что восприятие молодым человеком окружающей его политической действительности индивидуально и, в большей степени, эгоцентрично. Выпускники школ, жители малых и средних городов, поступая в высшие учебные заведения, перестают находиться под постоянным контролем своих родителей. Они получают возможность уже самостоятельно определять свой выбор. Будучи еще не обремененны-

ми ни семьей, ни работой, студенты воспринимают и принимают лишь то,что интересно, в идейномплане близко их взглядам или выгодно.

Для выявления уровня информационно-теоретической базы, политических ориентаций и ценностей студенческой молодежи малых и средних городов Дальнего Востока России в 2007-2009 гг. проведено исследование политических ценностей и ориентаций 215 студентов вузов малых и средних городов Дальнего Востока России: Петропавловска-Камчатского, Благовещенска, Артема, Находки, Уссурийска, Партизанска методом случайной выборки1 . Помимо анкетирования, анкета которого включала 50 вопросов, для изучения мотивационных и когнитивных составляющих политического сознания, применялась проективная методика рисуночного теста [18] — студенты в произвольной форме рисовали, то, как они видят современную российскуюполитическую действительность, как приобщаются к миру политики и как идентифицируют с ним себя.

Анализ результатов анкет показал, что у студентов не существует четкой системы знаний в отношении политической действительности, их представления о политике размыты, неточны и представляют собой лишь набор некоторых базовых понятий и определений, которые в большей степени связаны не столько с политикой, сколько с общественном устройством и общественным развитием в целом. Только 27% от общего числа респондентов смогли дать более — менее точную характеристику таким понятиям как демократия, либерализм, консерватизм, коммунизм, социализм, авторитаризм и тоталитаризм. Студенты перечислили следующие политические партии современной России: ЛДПР — 93%, КПРФ - 87%, Единую Россию - 97%, СПС - 52%, Яблоко - 77% (приведенное процентное соотношение больше 100 %, так как респонденты могли называть все партии современной России, которые они знают).

В анкету был включен персонифицированный ряд фамилий политических деятелей современной России для того, чтобы оценить знания студентов о тех функциях, которые данные деятели выполняют. Результаты анкеты указывают на то, что более 60 % студентов знают лишь первых политиков страныили региона, а также глав своих городов. Определить перечень их должностных обязанностей многие респонденты не смогли, заметив лишь, что данные персоны имеют очень важное политическое или государственное значение.

Нами также анализировалось восприятие студенческой молодежью ценностей демократии как базового понятия современной российской политической культуры. Респонденты в открытых вопросах анкеты описывали, как они понимают и воспринимают в идеале и российской политической практике такие демократические ценности, как свобода, закон, частная собственность, власть народа.

Анализ ответов обобщенных в таблице 1 показывает, что, ставшие частью политического процесса современного российского общества, демократические ценности в политическом сознании студентов получили некую гибридную форму, специфический конгломерат авторитаризма -демократии - анархии. В политических оценках и предпочтениях современного студенчества усиливается поддержка авторитарных действий существующей власти. 73% опрошенной студенческой молодежи важнейшим качеством президента называют силу. Ценности либерализма находят поддержку у 42 % респондентов. Значительная часть опрошенных являются в той или иной мере сторонниками режима «жесткой руки».

Зависимость политических ориентаций от материального благосо-

1 Исследование проводилось по инициативе автора при организационной и технической поддержке отдела социологических и маркетинговых исследований филиала ВГУЭС в г. Находке.

Таблица 1

н «

И О

С

Восприятие демократических ценностей в идеале

Восприятие студентами демократических ценностей сквозь призму политического процесса современной России

й ч о ю о я О

Моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого. Всегда подразумевает ответственность за свой выбор.

Всегда ассоциируется с вольностью, или даже больше — с вседозволенностью (ни один из опрошенных не указал на связь с ответственностью).

н о к а

со

Он превыше всего, един как для отдельного гражданина, так и для государства, как политического и правового института.

Закон имеет «человеческое лицо», важно, чтобы в правоохранительных органах и во властных структурах были «свои люди», тогда возможно использовать традиционную русскую поговорку: «Закон что дышло — куда повернул, туда и вышло».

ас

нГ1

с б о с

Основа демократического государства, формирует отношение к себе как к полноценному актору политический, властных отношений.

Несмотря на официальное признание, в сознании российского человека существует как что-то временное и, причем, обязательно данное государством, следовательно, им может быть и отобрано. Жива еще историческая память отмены частной собственности в Советской России: 65% опрошенных уверены, что национализация может опять повториться.

а

д

о р

а н

с а л В

Реально существующая власть на всех уровнях управления общественными отношениями.

Власть народа только провозглашена. Находящийся в зависимом положении практически с IX века, русский человек не всегда осознает, что он уже свободен. Российская патриархальная политическая культура народа воспринимает политических лидеров как власть, которой нужно подчиняться, а не как представителей от народа, которые вообще-то исполняют волю народа и ответственны перед ним (только 12% опрошенных смогли назвать депутатов от своего округа в представительных и законодательных органах власти). У российского человека даже не возникает мысли, что он реально может осуществлять политику.

стояния прослеживается в том, что у студентов, чей семейных доход составляет более пятидесяти тысяч рублей в месяц, наблюдается высокая ориентация на западные ценности и нормы жизни.

Результаты проведенного исследования показывают, что групповое политическое сознание студенчества малых и средних городов Дальнего Востока России представляет собой мозаичную картину, без четко выраженной идеологической окраски, с тенденцией к персонифицированному восприятию политической действительности.

У студентов наблюдается стереотипное восприятие власти. Эта стереотипность, прежде всего, проявляется в моральной оценке власти: 59 % согласились с утверждением «власть ворует везде и у нас в городе тоже». При восприятии политической действительности прослеживается яркая тенденция к негативной оценке законодательных органов вла-

сти. На наш взгляд, это еще раз доказывает существование у молодежи склонности к сильной, возможно и авторитарной, власти, а также персо-нифицированность в восприятии политики.

Стереотипность политического сознания студенческой молодежи также проявляется в ответах на вопрос: «Если Вы не ходите на выборы, то почему?». Около 30% респондентов дали один и тот же ответ: «Мой голос ничего не решит».

Оценка студентами городских СМИ не однозначна: оппозиционные — вызывают как интерес, так и определенную усталость от негатива, не оппозиционные — воспринимаются как традиционная популяризация власти: пропагандируемые положительные результаты развития региона и страны не соотносятся с реальным материальным положением.

На вопрос: «Как Вы оцениваете городскую власть?» ответы респондентов разделились на две противоположные группы: 30% оценивают власть негативно, прежде всего, указывая на ее несамостоятельность и большую зависимость от «центра» или криминальных структур, 60% относятся к власти более положительно, чем отрицательно или нейтрально, возлагают на неё надежды в развитии города..

На вопрос: «Кого из руководителей органов местного самоуправления Вы знаете?» более 75% назвали глав городов и председателей городских дум. Иногда более «читающие» респонденты вместо собственного главы называли глав центральных городов в крае или области, что подтверждает определённый интерес студентов к взаимоотношениям властных структур в регионе. Но этот интерес нельзя назвать активным и постоянным, согласно опросу, у студентов отсутствуют элементарные знания о политических событиях, происходящих как в регионе, так и в стране в целом.

Семья как агент первичной политической социализации у современного студенчества не имеет должного политического авторитета. Дети уважают и любят родителей, но из-за того факта, что студенты стали свидетелями политической ресоциализациисобственных родителей, котораячаще проходила еще сложнее, чем социализация студентов, не видят в родителях тех, кто стал бы активным, а главное объективным агентом формирования политического сознания студенческой молодежи.

Анализ оценки политических партий, как одних из основных агентов формирования политического сознания, показывает их низкий потенциал. Партии не находят активной поддержки у студенчества (лишь 1,5 % респондентов состоит в каких-либо общественных организациях или партиях). На наш взгляд, в малых и средних городах ещене сформировался институт партийности, обеспечивающий артикуляцию и представительство в структурах власти интересов студенческой молодежи.

Раскрывая когнитивный компонент политического сознания, мы отразили уровень интереса и участия студентов в деятельности партий. Большую активность студенты приписывают партии «Единая Россия», но обозначить круг их реального политического участия в жизни города и региона не могут. Данные результатов опроса показывают, что около половины опрошенных студентов (46%) не только не понимают роли политических партий в их собственной жизни, но ине могут раскрыть понятие «политическая партия», обозначить круг функций этого политического субъекта.Уровень участия студентов малых и средних городов Дальнего Востока России в политической жизни отражаетих низкий интерес к политике.

— 50% опрошенных не принимают активного участия в политической жизни, так как не считаютэто возможным и необходимым;

— 25% респондентов не принимают участия, но хотели бы;

— 15 % заявили, что участие в политике противоречит их нравственным установкам.

Возможность влиять на политику не вызывает большого интереса у студентов, хотя 37% считают, что участие в выборах органов власти — основное средство влияния на политическую ситуацию, 18% видят возможность данного влияния в участии населения в демонстрациях и митингах.

Применяя проективную методику рисуночного теста, была сделана попытка определить эмоциональную составляющую восприятия политической жизни.

В представлении студенчества «России политической» 73% рисунков содержат разрыв между властью и народом, который визуально представлен пропастью, рекой или даже разными планетами. Это говорит о существующей отстраненности народа от власти, авласти, в свою очередь, от самого народа в восприятии студенческой молодежи.

Большинство рисунков содержат Кремль, но если на одних он выступает объединяющей силой, то на других (и таких большинство) расценивается негативно как вторжение и влияние на местную власть. Власть в большинстве рисунков представлена либо персонифицировано, либо в образе животных и чаще имеет негативную окраску. Так,например, власть - это слон, а народ - Моська.

Государственные символы в основном представлены традиционными гербом, флагом и гимном, часто встречается уже упомянутый выше Кремль, на некоторых рисунках символом государства показана водка.

Студенты отобразилидовольно ярко свое место и свою значимость в политике в рисунках, видя себя «овечкой», «дубиной», «чайником», «черным квадратом», политика для них сложный лабиринт.

Политическая власть в городах, по мнению большинства студентов, принадлежит криминальным и олигархическим структурам.

Персонифицированное восприятие политики заметно и на местном уровне. С главой города местная политика ассоциируется практически у 60% респондентов. Также анализ рисунков показывает, что, по мнению студентов, отношения между представителями различных уровней региональной власти скорее строятся на межличностной основе, чем официально.

Институционально местная власть представлена зданиями городской администрации и представительных органов лишь у 8% студентов, персонифицированное восприятие политики наблюдается в отношении всех уровней власти: от федеральной до муниципальной.

Анализ содержания политического сознания студенчества показывает, что назвать этот феномен сформированным политическим сознанием нет возможности. Мы можем говорить о предполитическом сознании или о существовании набора политических ориентаций, предпочтений, мнений и т.п. Теоретический вакуум, который наблюдается у студентов в отношении знаний о политике, отсутствие групповой политической идентификации, противоречивое восприятие политического процесса и институтов власти, большая значимость эмоционально-чувственного восприятия, чем рационального осознания, не позволяет нам говорить о высоком уровне политического сознания студенческой молодежи исследуемого региона.

В ходе исследования выявилась еще одна особенность восприятия политической действительности: большая часть студенчества не готова к восприятию политической информации в силу своей политической необразованности. К сожалению, политическое сознание большинства студентов вузов отличается и социальным пессимизмом, сохраняющейся отчуждённостью к политике и управлению.

Таким образом, исходя из результатов исследования, на наш взгляд, в рамках национальной молодежной политики России в целях национальной безопасности необходима разработка федеральной программы по формированию политических ориентаций и ценностей студенческой молодежи. Она должна предусматривать как возрастные, так и социально-экономические особенности данной социальной группы, чтобы процесс политической социализации был целенаправленным и эффективным. Учитывая низкую политическую активность студенчества малых и средних городов Дальнего Востока России в реализации своих политических прав и их отстраненность от реальной политики, наиболее эффективным агентом политической социализации может стать высшее учебное заведение, а ее механизмом — ценностно-политический компонент воспитательной и образовательной деятельности вуза.

Литература

1. Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994;

2. Гаврилюк В.В. Провинциальная молодежь эпохи перемен. Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2005. 129 с.;

3. Заславская М.Б. Формирование активной жизненной позиции учащейся молодежи. Алма-Ата: Знание КазССР, 1981. 46 с.;

4. Заславская Т.И. Современное Российское общество: соц. механизм трансформации. М.: Дело. 2004. 398 с.

5. Константиновский Д.Л. Молодежь 90-х: самоопределение в новой реальности: Проф. ориентации рос. старшеклассников 90-х г.: планы и их реализация. М.: Центр социологии образования РАО, 2000. 222 с.;

6. Костюкевич В.Ф. Политическая социализация молодежи. Мурманск: НИЦ «Пазори». 1998. 185 с.;

7. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России - СПб.: СПбГУП, 2000. 508 с.

8. Маркузе Г. Одномерный человек. М.: АСТ: Ермак, 2003. 331 с.;

9. Маслоу А. Мотивация и личность. 3. изд. М.: Питер, 2003. 351 с.;

10. Парсонс Т. О структуре социального действия / под общ. ред. В.Ф. Чесноковой и С.А. Белановского. М: Академический проспект, 2002. 877 с.;

11. Пирожников В.Г. Политическая социализация студенческой молодежи в условиях становления новой российской государственности. Астрахань: Изд-во Астрах. гос. пед. ун-та, 2000. 80 с.;

12. Сольский О.П. Особенности политической социализации молодежи в условиях местного сообщества: автореф. дис. ... канд. социол. наук; М., 2004. 21 с.

13. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. СПб.: Изд-во Рус. Христиан. гуманитар. ин-та, 2000. 1054 с.;

14. Суровова О.В. Политическая социализация молодежи в современной России / под ред. В.М. Долгова. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. 169 с.;

15. Сухобская Г.С.. Провинциальное сознание как фактор менталитета современного горожанина // Провинциальная ментальность в прошлом и настоящем: тезисы докладов I конференции по исторической психологии российского сознания (4-7 июля 1994 г., Самара). Самара, 1994. с. 30-31.;

16. Тойнби А.Дж. Постижение истории: сборник. М.: Прогресс, 1996. 606 с.;

17. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Под ред. Д. В. Скляднева. 2 изд. СПб: Наука, 2006. 377 с.

18. Шестопал Е.Б. Политическая психология: Учебник для студентов вузов. 2 изд. М., 2007. 407 с.

19. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. 2 изд. М.: Флинта, 2006. 341 с.;

20. Ясперс К., Бодрийар Ж. Призрак толпы. М: Алгоритм, 2007. 269 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.