Научная статья на тему 'Закономерности трансформации системы ценностей российского студенчества'

Закономерности трансформации системы ценностей российского студенчества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
70
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Закономерности трансформации системы ценностей российского студенчества»

Волосков И.В.

к.филос.н., доцент МГПУ

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ РОССИЙСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА

Проблема выявления закономерностей трансформации системы ценностей студенчества в историческом, возрастном и территориальных разрезах является актуальной задачей современной социологии молодежи.

Методологическим основанием предпринятого исследования стала классификация ценностей, предпринятая Н.И. Лапиным. В зависимости от того, насколько значимы те или иные ценности исследователь выделял ценности ядра, полупериферии и периферии. Важным теоретическим основанием работы стала разработанная П. А. Сорокиным теория флуктуации. Маятниковые колебания между элементами ценностных полей традиционализма и либерализма составляют теоретическую основу работы. Следует отметить противоположный характер ценностных полей традиционализма и либерализма. Ценности традиционализма, тесно связанные с менталитетом и традициями русской культуры, согласно исследованиям русских философов (Н. Бердяев, И. Ильин), основываются на духовности, коллективизме. Под духовностью понимается приоритет морально-нравственных ценностей над материально-прагматическими. Менталитет и его ценностные константы определяют характер восприятия окружающего мира, заимствования (или блокирования) новшеств (в том числе и новых ценностных систем, идеологий, религиозных верований), приходящих из внешней для данной культуры среды. На процесс адаптации человека к новым социальным условиям большое внимание оказывают консервативные составляющие менталитета народа. Ценности либерализма противоположны константам русского менталитета, основаны на господстве материальных ценностей общества массового потребления, индивидуализации, прагматизме. Флуктуация элементов противоположных полей обусловливает закономерности и этапы динамики системы ценностей в 90-е годы XX века и в начале XXI века. Трансформация системы ценностей проходит в четыре этапа. Студенчество в силу специфики своего сознания достаточно быстро усваивает либеральные ценности как социальное новшество.

На первом этапе развития в начале 90-х годов XX века возникают, согласно исследованиям сектора социологии молодежи ИСПИ РАН, две группы молодежи. Первая группа, ориентированная на изменения и риск, составляла в 1991 году 37,8% опрошенных и на протяжении 90-х годов XX века имела тенденцию к постепенному сокращению (до 20% в 1999г.). Вторая же группа, ориентированная на стабильность и систему традиционных ценностей составляла в 1991 году 38% и на протяжении 90-х расширялась (до 68% в 1999 году)1. Сокращение группы, ориентированной на риск, свидетельствует о постепенном разочаровании в ценностях либерализма и переориентации на стабильность и систему традиционных ценностей.

Система ценностей группы стабильности и риска отличаются друг от друга. Молодые люди, ориентированные на стабильность и спокойствие, моделируют свою жизнь традиционно - интересная работа, домашний уют, материальный успех, знания и профессионализм. В иной последовательности распределяются ценности у тех, кто стабильности предпочитает изменения и риск. На первом месте - знания и профессионализм. Более предпочтительными оказываются такие ценности, как предприимчивость, риск, свобода выбора, власть2.

На втором этапе динамики, вторая половина 90-х годов XX века наблюдается доминирование традиционных ценностей. В 1995-1996 году социологами Санкт-Петербургского государственного университета было проведено исследование студентов и учащихся в 14 городах России (было опрошено 1570 человек). На вопрос, «Какие жизненные ценности для Вас приоритетны?» 62,6% респондентов отметили любовь, 54,8% - семья, 38,5% - здоровье, 35,9% -материальный достаток, 23,9% - любимая работа, 22,6% - образование, 13,8% -чистая совесть, 9% - полезность, 5,3% -творчество, 2,6% - служение России3. Полученные данные свидетельствует о том, что система ценностей молодежи меняется: студенты середины 90-х годов XX века в большей степени ценят любовь, семью, здоровье, как основу традиционных ценностей, и только потом работу, материальный достаток, образование.

В начале XXI века, на третьем этапе развития, происходит органичное сочетание элементов противоположных полей. В качестве базовых ценностных ориентиров (ценностных констант), как свидетельствуют данные авторского опроса, проведенного в 2004-2005 гг. (по единой анкете было опрошено за два года 2500 студентов московских Вузов), столичные студенты в качестве важнейших ценностных основ своего существования выбирают:

- семью и материальное благополучие (30% опрошенных). Данные, полученные ИСПИ РАН, дают более значимый показатель идентификации (50%)4. Если в середине 90-х годов XX века материальное благополучие не входило в «тройку» базовых ценностей, то в начале XXI века эта ценностная ориентация вновь занимает одно из ведущих мест в духовном мире молодого человека.

- дружбу и любовь (45% опрошенных). Данные ИСПИ РАН несколько занижают показатель идентификации (38%).

- карьеру (25% опрошенных). Заметим, что разница между вторым и третьим пунктом довольно велика и составляет 13% опрошенных. Значимость карьеры приходит на смену стремления стать высококвалифицированным специалистом.

1 Чупров В.И., Зубок Ю.А., Уильяме К. Молодежь в обществе риска. - М., 2001. - С. 198.

2 Там же, с. 194.

3 Карпухин О.И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации // Социс. - М., 1998. - № 12. - С. 90.

4 Ковалева Т.В., Жогин А.И., Селезнева И.А., Степанова О.К., Юшина Т.И. Московское студенчество об актуальных проблемах российского общества // Россия: глобальные вызовы и локальные риски. - М., 2005. - С. 648.

Органичное сочетание элементов двух полей сменяется доминированием традиционных ценностей на четвертом этапе развития во второй половине 2000-х годов. Мониторинговое исследование московского студенчества, проведенное Московским институтом социокультурных программ в 2006 г., свидетельствует о том, что в условиях стабильности повышается значимость традиционных духовно-нравственных ценностей семьи, детей, здоровья, любви (81,6%), полюс либеральных ценностей с ядром «материальное благополучие» «отстает» почти в два раза (44,5%)\ Подчеркнем, что данное доминирование традиционных ценностей складывается в условиях стабильного функционирования общества, благотворно влияет на закрепление культурной традиции. В условиях кризиса гипотетически можно прогнозировать повышение роли либеральных ценностей материальных достатка, карьеры, что может привести к выравниванию полей. Социологическое исследование ценностных ориентаций московского студенчества в условиях кризиса, проведенное кафедрой социологии молодежи МГУ им. М.В. Ломоносова подтверждает выявленную тенденцию выравнивания полюсов традиционных и либеральных ценностей. По-прежнему доминируют традиционные ценности здоровья (58%), семьи (50%), друзей (53%), любви (42%). Либеральные же ценности выстраиваются вокруг карьеры (32%) и самореализации (34%)2. Обратим внимание на то, что по сравнению с 2006 годом, разрыв между традиционными и либеральными ценностями составляет 20%, а не 40% как ранее.

Сравнение различных территориальных групп студенчества показывает флуктуацию в рамках традиционных и либеральных ценностей. Традиционные в большей степени выражены в малых провинциальных городах, либеральные -в мегаполисах. Согласно результатам социологического исследования, проведенного М.А. Федосеевой в Орле в 2005 г., система ценностей может быть разделена на три уровня: наиболее значимые, второстепенные, наименее значимые. Ценностями первого уровня являются здоровье, родительская семья, любовь. Ценностями второго уровня является материальное благополучие, дружба, образование, счастье, личный успех3.

Возрастные аспекты также являются значимыми и отражают особенности социализации студенчества в условиях ограниченного воздействия на процесс формирования системы ценностей со стороны социальных институтов. В рамках исследования были сопоставлены разные возрастные группы молодежи: старшеклассники, студенты младших курсов, студенты старших курсов и молодые специалисты. Подводя итог сравнения трех возрастных групп, следует обратить внимание на то, что духовный мир студентов в процессе своего развития становится более практичным, моральным (усиление значимости духовных ценностей), в его структуре повышается значимость интеллекта и коммуникативных качеств, однако сохраняется противоречивость и риски, связанные с гражданской идентификацией (отсутствие патриотизма, устойчивой идентификации с Родиной, повышается значимость космополитизма), а также с недооценкой важности равенства и эскалацией социальной дифференциации молодежи, которая опасна ростом социальной напряженности и конфликтности в молодежной среде. С одной стороны, укрепляются традиционные ценности совести (45%), семьи (43%), с другой, идет процесс прагматизации и повышения значимости карьеры и материального достатка (34%). Значимыми остаются свобода (36%) и индивидуальность (24%) Недооценка респондентами равенства обусловливает стратификацию студенчества, выделение в единой группе подгрупп по территориальному, гендерному, социально-профессиональному признаку. Следует обратить особое внимание на конфликт между группами успешной молодежи, проживающей в крупных городах, имеющей высшее образование и работу в сфере частного предпринимательства и социальных аутсайлеров, проживающих в малых городах или сельской местности, часто не имеющих высшего образования и стабильной высокооплачиваемой работы.

Дементьев Б.П.

д.и.н., профессор Пермского государственного университета

ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В КОНТЕКСТЕ СПЕЦИФИКИ РОССИЙСКОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ

Понятие ценности человека - это понятие социально относительное, но определенно устойчивое. Это отношение человека к материальным и духовным общественным благам, «фундамент», система отношения к миру.

Еще более конкретно: ценности - это то, что необходимо человеку для удовлетворения интересов, потребностей, а также идеи и то, что их рождает как идеал, как цель, как норма.

Мир ценностей любого человека и обширен, и разнообразен. Но есть определенно фундаментальные ценности, которые являются «несущими конструкциями» в любой жизнедеятельности. Это - доброта, образованность, трудолюбие, толерантность, гуманность. Если утрачивается значимость таких ценностей, то в любой период истории, у любого народа начинает нарастать комплекс проблем.

И какие господствуют ценности, такое и общество, такие и люди. Не случайно, что феномен ценностей, проблема их формирования всегда стоит на первом месте на переходных этапах общественного развития. Именно такой этап характерен для современного российского общества, когда многое еще не стабильно - экономика, социальные отношения, юриспруденция, дезориентация личности и т.д. Налицо и проблема переоценки ценностей. При этом надо

1 Андреев Э.М., Худяков С.И. Культура и общество. Культура как фактор консолидации и развития в трансформирующемся обществе. - М.: Серебряные нити, 2007. - С. 227.

2 Социальный потенциал молодежи / Под ред. Смакотиной Н.Л. - М.: Макс-Пресс, 2009. - С. 222.

3 Федосеева М.А. Ценностные ориентации молодежи провинциального города: маркетинговый аспект // Мир студенческой и молодежной науки: приоритетные национальные проекты - инновации - молодежь. - М.: ИНИОН РАН, 2007. - С. 123.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.