Научная статья на тему 'РОЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА'

РОЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
225
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / МЕНЕДЖМЕНТ / АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ОРГАНИЗАЦИЯ / РУКОВОДИТЕЛЬ ПЕРСОНАЛ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овчаренко Алина Юрьевна, Сидоров Роман Евгеньевич, Магзумова Наталья Владимировна

Малый бизнес является базисом и движущей силой развития экономики, он оказывает прямое влияние на благосостояние население, а также способствует решению многих социально-экономических проблем. Однако в России малый бизнес не развивается так активно, как в других развитых странах и причиной тому является ограниченность их финансовых ресурсов, которые сказываются на качестве менеджмента и мешают осуществлению эффективного управления. Несмотря на попытки государства поддержать малый бизнес, этого оказывается недостаточно, поэтому сегодня уделяется повышенное внимание новым подходам к формированию системы менеджмента, в том числе инновационного, и поиске эффективных инструментов в управлении ресурсами малых предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF MANAGEMENT FOR SMALL BUSINESS DEVELOPMENT

Small business is the basis and driving force of economic development, it has a direct impact on the well-being of the population, and also contributes to solving many socio-economic problems. However, in Russia small business is not developing as actively as in other developed countries and the reason for this is the limited financial resources that affect the quality of management and hinder the implementation of effective management. Despite the attempts of the state to support small business, this is not enough, therefore, today increased attention is paid to new approaches to the formation of a management system, including an innovative one, and the search for effective tools in managing the resources of small enterprises.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА»

Novak Maxim Andreevich, Ph.D. docent, Lipetsk State Technical University, Lipetsk, Russia,(e-mail: [email protected])

Mitrofanova Ksenia Nikolaevna, Assistant, Department of Economics, Lipetsk State Technical University, Lipetsk, Russia,(e-mail: [email protected])

Tonkikh Veronika Vadimovna, Master's student, Lipetsk State Technical University, Lipetsk, Russia,(e-mail: [email protected])

MODERN METHODS FOR PROFIT AND PROFITABILITY ANALYSIS Annotation.The main task of the efficiency of any enterprise is to obtain positive financial results. Not a single enterprise can exist without making a profit, otherwise the enterprise's activities will be meaningless. In dynamics, the profitability of an enterprise can be monitored using profitability indicators, hence the analysis of profit and profitability is one of the main stages in the analysis of the enterprise.

Key words: financial result, enterprise efficiency, profit, enterprise profitability, analysis.

РОЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

DOI: 10.47581/2020/PS87/IE/8/50.015 Овчаренко Алина Юрьевна, студент (e-mail: [email protected]) Сидоров Роман Евгеньевич

(e-mail: [email protected]) Магзумова Наталья Владимировна, к.т.н., доцент, (e-mail:[email protected]) Кубанский государственный технологический университет,

г.Краснодар, Россия

Малый бизнес является базисом и движущей силой развития экономики, он оказывает прямое влияние на благосостояние население, а также способствует решению многих социально-экономических проблем. Однако в России малый бизнес не развивается так активно, как в других развитых странах и причиной тому является ограниченность их финансовых ресурсов, которые сказываются на качестве менеджмента и мешают осуществлению эффективного управления. Несмотря на попытки государства поддержать малый бизнес, этого оказывается недостаточно, поэтому сегодня уделяется повышенное внимание новым подходам к формированию системы менеджмента, в том числе инновационного, и поиске эффективных инструментов в управлении ресурсами малых предприятий.

Ключевые слова: инновации, менеджмент, анализ системы менеджмента, малый бизнес, организация, руководитель персонал, организационная структура управления.

Одним из основных элементов рыночной экономики является малый бизнес. Именно организации малого бизнеса определяют темпы экономического роста региона. В том числе Краснодарского края, а также влияют на структуру и качество валового и национального продукта. Это далеко не побочная сфера экономики, именно предприятия малого бизнеса обес-

печивают рабочие места, внедряют инновации и играют важную роль в деятельности крупных корпораций, так как занимаются розничной торговлей их продукции. В связи с этим во многих регионах Российской Федерации, в том числе Администрацией Краснодарского края особое внимание уделяется содействию развития малого бизнеса.

Для поддержки малого и среднего бизнеса успешно функционирует «Центр поддержки предпринимательства». Создан официальный портал МСП на Кубани «Малый бизнес Кубани», с понятным интерфейсом, где представлена актуальная информация для предпринимателей о финансовой и экспортной поддержке малого бизнеса. В Краснодаре открылся первый государственный коворкинг для предпринимателей «Место Действия».

Однако только поддержки Администрации и Центра поддержки предпринимательства не достаточно для успешного и эффективного функционирования предприятия малого бизнеса.

Эффективность функционирования малых предприятий обусловлена во многом системой их управления, которая позволяет грамотно организовать всю деятельность компании, чтобы минимизировать риски и увеличить прибыльность предприятия, а также обеспечить необходимый уровень ликвидности [1,2].

Изучению эффективных подходов к управлению уделяется повышенное внимание и этим вопросом озадачены многие научные деятели. Основателем школы научного управления считается Ф. Тейлор, рассматривавший вопросы рационализации труда и производства с целью повышения их эффективности и производительности. Позже менеджмент стали рассматривать как управление поведением людей. Многие авторы научных трудов соотносят менеджмент с управлением. Е.Е. Вершигора под менеджментом подразумевает «профессиональное управление организацией в условиях рыночных отношений, направленное на получение прибыли посредством рационального использования ресурсов» [3]. Несмотря на высокую степень изученности менеджмента, до сих пор не раскрыт вопрос о менеджменте малого бизнеса, так как нет гибкой системы управления, которая позволяла бы малым предприятиям эффективно осуществлять свою деятельность в условиях современной отечественной рыночной системы.

Малый бизнес, по определению В.Н. Блинова и Е.Н. Малеевой представляет собой объект менеджмента, имеющий присущие только ему особенные характеристики, а именно: мобильность, небольшой масштаб деятельности, низкий уровень устойчивости к изменениям внешней среды, достаточно высокая степень риска, небольшой персонал и их низкая квалификация [4]. Из-за ограниченного количества сотрудников, зачастую, директор берёт на себя многие обязанности из других сфер деятельности (маркетинг, бухгалтерия, кадровая работа), при этом не обладая достаточными и необходимыми знаниями для эффективной организации и выполнения присущих им задач, что снижает эффективность деятельности ком-

пании. Также основной особенностью менеджмента в малом бизнесе является неформальное использование власти, а основным видом взаимоотношений между руководителем и подчиненными являются взаимоотношения открытого характера. Особую важность для развития малого предприятия представляет правильное исполнение руководителем своих функций, т.е. необходимо стилистически правильное управление малым бизнесом.

Среди основных аспектов влияния, определяющих жизнеспособность малого бизнеса, выделяют определённым методом построенную систему управления, которая основывается на инновационных подходах в менеджменте [5].

Каждое предприятие, в том числе и малое, представляет собой сложную социально-организационную и независимую экономическую систему, которой присущи своеобразная индивидуальная структура и соответствующие функциональные задачи [6].

В качестве объекта исследования было взято предприятие, которое относится к категории «малый бизнес», основным видом деятельности которого является производство и торговля изделиями из дерева, пробки и плетеными изделиями в специализированных магазинах.

В результате проведённого анализа его системы менеджмента было выявлено, что управление строиться на линейном типе, всем руководит директор. Он осуществляет все функции менеджмента и бухгалтерский учёт, и контроль, и организацию, и планирование деятельности, и мотивацию сотрудников компании. Управленческие процессы на предприятии происходят на основе функционального распределения. Исследуемая организация действует в соответствии с действующим законодательством РФ и Уставом, которому следуют все сотрудники. Стратегические и тактические цели составляют важную часть плана по развитию компании. Предприятие ставит перед собой стратегические цели и планирует свою деятельность как на год, так и на несколько лет вперёд.

Для более детального изучения менеджмента в компании, было проведено тестирование сотрудников. По результатам проведённого анкетирования, в котором приняли участие сотрудники фирмы в количестве 10 человек, было выявлено, что в компании 60 % сотрудников не имеют высшего образования и необходимого опыта работы, также не уделяется пристальное внимание сервису обслуживания и так считают 50 % респондентов, не предусмотрено и обучение для персонала правилам эффективных продаж - 60 %. Руководитель придерживается консультативно-демократичного стиля руководства, т.е. при принятии решений большинство руководителей прислушиваются к мнению подчинённых - 70 %. Структурные подразделения, определены в зависимости от типа работ, каждый отдел отвечает за закреплённые за ними процессы - 70 %. Координационные совещания проводятся не часто, примерно раз в квартал - 100 %. Система мотивации не проработана и так считает большинство сотрудников, а именно 80 %. Эффективной систему управления считают 40 %

опрошенных, остальные 60 % отмечают необходимость её доработки и совершенствования. Деятельность по внедрению инноваций не ведется вовсе.

Исходя из данных проведённого исследования, для повышения эффективности деятельности исследуемого предприятия могут быть предложены следующие мероприятия по совершенствованию системы управления как:

- развитие инновационного менеджмента в деятельности предприятия и создание системы внедрения инноваций для продвижения эффективных инновационных методов и подходов при ведении бизнеса;

- проведение постоянного мониторинга программ, предлагаемых Администрацией Краснодарского края и Центром поддержки предпринимательства и отслеживание различных инноваций, в соответствии со сферой деятельности организации;

- построение эффективной системы качественного обслуживания. Первоначальным этапом станет проведение для всех сотрудников магазина, которые осуществляют взаимодействие с клиентами тестирования как теоретического, так и практического, которое позволит выявить возможные «пробелы», после чего вторым этапом необходимо организовать тренинг по повышению уровня сервиса на предприятии. Можно пригласить специалиста по теме обслуживания, который в течении одноразового тренинга сможет обучить персонал наиболее эффективному общению с клиентами, даст теоретическую и практическую базу правильно организованного сервиса, а также научит решать спорные ситуации без конфликтов. Добавочным инструментом к построению системы качественного обслуживания станет система мониторинга и контроля. Мониторинг удовлетворенности потребителей уровнем сервиса в рассматриваемом магазине дверей представляет собой непрерывный процесс. Результаты мониторинга должны находить отражение как в стандартах приема и обслуживания потребителей, так и во всей работе персонала при реализации данных стандартов. В качестве инструментов мониторинга можно использовать анкетирование и опросы. На основе мониторинга клиентов следует вносить изменения в правила и нормы обслуживания. Если клиенты нуждаются в предоставлении какой-либо дополнительной услуги, то они обязательно должны ее получить. Как следствие, увеличится их лояльность и посещаемость магазина, а, следовательно, и его конкурентоспособность и экономическая эффективность;

- развитие системы мотивации, а именно введение системы премирования для продавцов-консультантов, которые будут способствовать активизации мотивации персонала работать на результат и стремиться к улучшению своих знаний и умений на благо себе и компании. Рекомендуется устанавливать план продаж на месяц, в случае выполнения плана будет идти прибавкой к заработной плате премия в размере 3 % от суммы проданных товаров, а за перевыполнение плана 5 % [7,8].

Основной особенностью менеджмента в малом бизнесе является неформальное использование власти, взаимоотношения между руководителем и исполнителями носят открытий характер, в свою очередь, особую важность для развития малого предприятия представляет правильное исполнение руководителем своих функций и внедрение инновационных методов управления, которые бы позволили компании эффективно и целесообразно использовать свои ресурсы.

Малому бизнесу никогда не стоит забывать о внедрении инноваций в свою деятельность, так как в условиях неопределенность именно правильно построенная работа внедрения инноваций позволит предприятию выйти на новый уровень развития и завоевать новые рынки и потребителя предоставляемых услуг.

Реализация предложенных мероприятий позволит в краткосрочной перспективе получить дополнительную прибыль и в целом повысит результативность всей деятельности предприятия за счёт совершенствования действующей системы менеджмента.

Список литературы

1. Магзумова Н.В., Федотов В.Д. Анализ и совершенствование системы управления инновационной деятельностью организации // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 3 (24). - С. 176-179.

2. Магзумова Н.В., Буянова А.В Инновации для повышения эффективности деятельности предприятия //В сборнике: Дружба народов без границ: экономика, общество, культура. Сборник материалов XII Международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, студентов, школьников. 2018. С. 66.

3. Базаров Т. Ю. Система менеджмента: учебник для вузов / Т. Ю. Базаров Б. Л. Ерёмина. - М.: Юнити-Дана, 2019. - 563 с.

4. Морозко Н.И. Финансовый менеджмент в малом бизнесе: учебник. -М.: ИНФРА-М, 2020. - 347 с.

5. Зонова Я.В. Малый бизнес: особенности развития, статистики и менеджмента // Инновационная наука, 2018. - №1. - С. 53-55.

6. Гелогаев И.А. Менеджмент инноваций в малом бизнесе: возможности и ограничения // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы, 2018. - №4 (17). - С. 5-7.

7. Магзумова Н.В., Каинова В.В., Колесник А.Е. Аттестация персонала предприятия: перспективы развития, пути совершенствования // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 1 (26). - С. 208-212.

8. Мордовин С. К. Менеджмент малого бизнеса: Современная российская практика / С. К. Мордовин. - СПб.: Питер, 2019. - 280 с.

Ovcharenko Alina Y., student (e-mail: [email protected]) Sidorov Roman E.

(e-mail: [email protected])

Natalia V. Magzumova candidate of technical sciences, associate professor, Kuban State

Technological University Krasnodar, Russia (e-mail:[email protected])

ROLE OF MANAGEMENT FOR SMALL BUSINESS DEVELOPMENT

Small business is the basis and driving force of economic development, it has a direct impact

on the well-being of the population, and also contributes to solving many socio-economic

problems. However, in Russia small business is not developing as actively as in other developed countries and the reason for this is the limited financial resources that affect the quality of management and hinder the implementation of effective management. Despite the attempts of the state to support small business, this is not enough, therefore, today increased attention is paid to new approaches to the formation of a management system, including an innovative one, and the search for effective tools in managing the resources of small enterprises. Key words: innovation, management, analysis of the management system, small business, organization, manager, personnel, organizational structure of management.

ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ

В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

DOI: 10.47581/2020/PS87/IE/8/50.016 Осиневич Людмила Михайловна, к.э.н., доцент (е-mail: [email protected]) Тарасов Антон Владимирович, студент (е-mail: [email protected]) Курский государственный университет, г.Курск, Россия

В данной статье рассмотрены основные тенденции на рынке недвижимости и определена роль механизма ипотечного кредитования. На основе статистических данных проведён сравнительный анализ динамики показателей по Курской области и Российской Федерации. По результатам исследования определены перспективы и возможные проблемы на рынке недвижимости, главной из которых является риск возможной неплатёжеспособности населения по долговым обязательствам.

Ключевые слова: ипотечный кредит, ипотечная ставка, рынок недвижимости, Курская область, ипотечный пузырь.

Жилищный вопрос в нашей стране по-прежнему остаётся крайне острым. Цены на недвижимость не позволяют большей части населения осуществлять её приобретение без помощи займов. Зачастую люди вынуждены обращаться в банки, которые предоставляют кредиты под большие проценты. Оптимальным решением в данной ситуации является ипотечное кредитование. Ипотечный кредит представляет собой долгосрочную ссуду, предоставляемую физическому или юридическому лицу на длительный период под залог недвижимости. Ипотека на сегодняшний день занимает ведущее положение среди инструментов приобретения жилья, так как позволяет людям приобретать жильё на длительный период с небольшим годовым процентом. С другой стороны, спрос на рынке недвижимости, во-многом поддерживаемый за счёт ипотек, стимулирует строительство, которое, в свою очередь, является одним их основных драйверов экономики. В отрасли строительства создаётся огромное количество рабочих мест и используются товары смежных отраслей, прямо или косвенно связанных со строительством. С экономической точки зрения ипотека выполняет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.