ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ МАЛОГО БИЗНЕСА СФЕРЫ
УСЛУГ
Ю.Д. Стоумнова, студент
Санкт-Петербургский государственный университет (Россия, г. Санкт-Петербург)
DOI:10.24412/2411-0450-2021-5-3-101-103
Аннотация. Сферу услуг принято считать одним из главных индикаторов уровня развития экономики любой страны. Именно в данном секторе экономики ведет свою деятельность наибольшая доля малых предприятий, особенности управления которыми часто не принимаются во внимание их руководителями. Это приводит к неэффективной деятельности предприятий малого бизнеса и низкому качеству оказываемых услуг. Анализ научных публикаций по данной тематике позволил обобщить ключевые особенности управления предприятиями малого бизнеса сферы услуг, среди которых авторы выделяют: развитие профессиональных и управленческих навыков владельца компании, разработка контроля за качеством оказываемых услуг и системы управления персоналом, осуществляющим непосредственное взаимодействие с клиентами компании. Развитие данных звеньев в структуре менеджмента позволит повысить эффективность функционирования предприятия малого бизнеса сферы услуг и окажет положительное влияние на развитие экономики всей страны.
Ключевые слова: малый бизнес, сфера услуг, менеджмент предприятия, управление персоналом, структура управления.
Доля малых предприятий в экономике России в настоящий момент составляет 20% от количества всех экономических субъектов. Их подавляющее количество осуществляет свою деятельность в сфере услуг, выполняя важную социально-экономическую миссию в развитии экономики и общества. Однако развитию данной сферы в России препятствует ряд экономических и организационных проблем, свойственных предприятиям малого бизнеса, в частности - недооценка руководителями значения управления, что приводит к вопросам доступности и качеству самих услуг, оказываемых населению.
Особенности управления малым бизнесом сферы услуг складываются из двух составляющих: особенностей управления малым предприятием и особенностей управления организацией сферы услуг.
Для менеджмента численность работников на предприятии играет определяющую роль. Именно от нее зависит количество иерархий управленческой структуры и степень участия собственника компании в рабочих процессах. Для малого бизнеса отличительной чертой является единолич-
ное управление предприятием его собственником. Штат компании может и вовсе отсутствовать, если субъект является индивидуальным предпринимателем или самозанятым, что часто встречается среди персональных консультантов, оказывающих деловые услуги населению. Если же малое предприятие предполагает наличие сотрудников, то в управлении наблюдается наличие тесного контакта между руководителем и подчиненными.
Особенность управления малым предприятием освещает в одной из своей статей И. Краснов [1]. Согласно его мнению, она заключается в том факте, что менеджер должен быть универсальным, имеющим опыт сразу в нескольких сферах менеджмента. Зачастую именно данная форма организации компании подразумевает, что руководитель будет заниматься одновременно и подбором персонала, и поиском рынков сбыта, и управлением финансами. Согласно позиции Краснова в случае, если предприятием руководит наемный менеджер, а не сам собственник, то именно он является неформальным руководителем организации. Это является при-
чиной того, что к таким людям предъявляются повышенные требования при приеме на работу.
А.А. Петрушенко выделяет среди составляющих элементов управления малым бизнесом мониторинг или контроль. По мнению автора, получение достоверной и качественной информации о деятельности малого предприятия способно повысить эффективность его функционирования за счет оперативного контроля над хозяйственными процессами, своевременного управления имуществом, финансами и персоналом организации, что в свою очередь может снизить существующие риски и негативное влияние изменяющихся условий внешней среды [2]. Как правило, принцип действия контрольных функций заключается в сравнении текущих показателей элементов управляемого объекта от заданных нормативных параметров.
Управление человеческими ресурсами как один из ключевых блоков управления предприятием малого бизнеса сферы услуг многими авторами выделяется особенно по причине тесного контакта между сотрудниками и клиентами компаний. В этом заключается главная особенность большинства предприятий сферы услуг, в которых выручка напрямую зависит от профессионализма персонала и его взаимоотношений с потребителями. Этим обусловлено широкое распространение в современном менеджменте понятия качества трудовой жизни и методов его совершенствования. Американские исследователи Дж.Р. Хакман и Дж.Л. Саттл охарактеризовали качество трудовой жизни как предельную степень удовлетворения членами производственной организации своих личных потребностей через работу в данной организации. [3].
В понятии качества трудовой жизни традиционно выделяют два аспекта: удовлетворение работника своим трудом и уровень его замотивированности.
По мнению Т.В. Губатаревой, управление персоналом выступает и как система, и как структура, и как процесс [4]. При рассмотрении в качестве системы, автор
советует отождествлять управление персоналом с функциями управления, при рассмотрении в качестве структуры - анализировать как совокупность принципов, методов и форм, направленных на развитие компетенций работников. А с позиций управления персоналом как процессом, необходимо включать различные меры по работе с людьми, такие как социальные, так и психологические, организационные, экономические. Схожей позиции придерживается в своей научной работе И.Н. Маленкова [5].
С уровнем профессионализма персонала предприятия малого бизнеса данной сферы напрямую связано и качество оказываемых услуг. Контроль их качества, согласно научной работе Л.И. Кузьминой, должен также являться неотъемлемым аспектом управления организациями сферы услуг. По мнению автора, качественное обслуживание представляет из себя работу с клиентами, всецело удовлетворяющую их потребности, оставляющую самые лучшие впечатления и заставляющая посетителей вернуться вновь [6].
Важность качества услуг отмечают и другие зарубежные ученые и представители бизнеса, в частности директор по маркетингу ООО «ПриборАвтоматика» А.В. Казаев [7]. В своей статье он высказывает мнение, что качественный клиентский опыт является одним из главных факторов конкурентоспособности компаний, значимость которого в ближайшие годы будет возрастать.
Заключение. Управление предприятием малого бизнеса сферы услуг имеет ряд особенностей, связанных с масштабами деятельности организации и её тесным взаимодействием с потребителями. Учет данных нюансов при построении управленческой модели позволяет не только повысить эффективность функционирования конкретного предприятия в масштабах микроэкономики, но и способствовать благоприятным изменениям на макроуровне в виду высокой доли предприятий малого бизнеса сферы услуг в экономике России.
Библиографический список
1. Краснов И. Роль малых и средних предприятий в мировой экономике // Проблемы теории и практики управления. - 2013. - №1. - С. 38-46.
2. Петрушенко А.А. Мониторинг как разновидность контроля // Развитие сферы услуг: стратегии, инновации, компетенции. - 2019. - С. 225-228.
3. Тимошенко И.И., Соснин А.С. Менеджер организации. - Киев: Европейский университет, 2002. - 350 с.
4. Губарева Т.В., Луковникова Е.И. Особенности применения новых информационных технологий больших данных // Проблемы социально-экономического развития Сибири. -2015. - №2 (20). - С. 24-31.
5. Маленкова И.Н., Харитонова П.В. Теоретические и прикладные аспекты формирования качества рабочей силы // В сборнике: Актуальные вопросы экономики региона: анализ, диагностика и прогнозирование. Материалы V Международной студенческой научно-практической конференции. Нижегородский филиал МИИТ; ред. Н.В. Пшениснов. -Нижний Новгород, 2015. - С. 65-67.
6. Кузьмина Л.И. Современные тренды развития сервисных организаций потребительской кооперации // Развитие сферы услуг: стратегии, инновации, компетенции. - 2019. -С. 141-144.
7. Казаев А.В. Совершенствование управления клиентским опытом в сервисных организациях с помощью цифровых инструментов // Развитие сферы услуг: стратегии, инновации, компетенции. - 2019. - С. 23-28.
FEATURES OF SMALL BUSINESS ENTERPRISE MANAGEMENT IN THE SERVICE
SECTOR
Yu.D. Stoumnova, Student Saint Petersburg State University (Russia, St. Petersburg)
Abstract. The service sector is considered to be one of the main indicators of the level of economic development of any country. It is in this sector of the economy that the largest share of small businesses operates, the management features of which are often not taken into account by their leaders. This leads to ineffective activities of small businesses and poor quality of services provided. The analysis of scientific publications on this topic made it possible to summarize the key features of managing small business enterprises in the service sector, among which the authors highlight: the development of professional and managerial skills of the owner of the company, the development of quality control of the services provided and the personnel management system that directly interacts with the company's clients. The development of these links in the management structure will improve the efficiency of small business enterprises in the service sector and will have a positive impact on the development of the economy of the entire country.
Keywords: small business, service sector, enterprise management, personnel management, management structure.