экономические Пашук Наталья Руслановна, Лабунец Ксения Алексеевна
науки ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА ...
УДК 330:65.014.1
DOI: 10.26140/anie-2019-0801-0041
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА В МАЛОМ БИЗНЕСЕ
© 2019
Пашук Наталья Руслановна, аспирант, ассистент кафедры «Экономика и управление», ассистент Лабунец Ксения Алексеевна, студент кафедры «Экономика и управление» Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, 41, e-mail: [email protected])
Аннотация. Развитие малых предприятий является движущей силой для развития экономики, играет важную роль в росте благосостояния населения, решении социально-экономических проблем. Малые предприятия являются базисом экономики. Тем не менее, финансовое состояние большинства малых предприятий России можно охарактеризовать как неудовлетворительное. Проблемой для отечественных малых предпринимательских структур является ограниченность их финансовых ресурсов, что существенно сказывается на эффективности их хозяйствования. Недостаток качественного менеджмента и эффективного управления ограниченными ресурсами не позволяет малым предприятиям осуществлять инвестиционную деятельность в тех объемах, которые отвечали бы реальным потребностям экономического развития. Одновременно недостаточная обеспеченность малых предприятий финансовыми ресурсами сопровождается низкой эффективностью их использования. Текущее положение отечественного малого бизнеса объективно требует новых подходов к формированию системы менеджмента, активизации роли современных инструментов в управлении ресурсами малых предприятий. В связи с вышеуказанным, особую актуальность приобретает исследование особенностей менеджмента малого бизнеса, которому посвящена данная статья. Автором проведен аналитический обзор теоретических и практических наработок современных исследователей по теме работы. На основании анализа и сопоставления выделены ключевые аспекты специфики эффективного менеджмента предприятия малого бизнеса.
Ключевые слова: малый бизнес, малое предпринимательство, система управления, особенности организации менеджмента, классификация предприятий, принципы управления.
FEATURES OF MANAGEMENT IN SMALL BUSINESS
© 2019
Pashuk Natalia Ruslanovna, postgraduate, assistant of the Department of «Economics and management», assistant Labunets Kseniya Alekseevna, student of the Department of «Economics and management» Vladivostok state University of Economics and service (690014, Russia, Vladivostok, street Gogol, 41, e-mail: [email protected])
Abstract. The development of small enterprises is the driving force for the development of the economy, plays an important role in increasing the welfare of the population, solving social and economic problems. Small businesses are the basis of the economy. Nevertheless, the financial condition of the majority of small enterprises in Russia can be described as unsatisfactory. The problem for domestic small business structures is the limited financial resources, which significantly affects the efficiency of their management. The lack of quality management and effective management of limited resources does not allow small businesses to carry out investment activities in the amounts that would meet the real needs of economic development. At the same time, insufficient provision of small enterprises with financial resources is accompanied by low efficiency of their use. The current position of the domestic small business objectively requires new approaches to the formation of a management system, enhancing the role of modern tools in the management of the resources of small enterprises. In connection with the above, the study of the peculiarities of small business management, to which this article is devoted, is of particular relevance. The author conducted an analytical review of the theoretical and practical developments of modern researchers on the topic of work. Based on the analysis and comparison, the key aspects of the specifics of the effective management of a small business are highlighted.
Keywords: small business, small business, management system, management organization, enterprise classification, management principles.
Эффективность функционирования малых предприятий, повышение их конкурентоспособности, темпы их развития в значительной степени определяются уровнем управления. Поэтому одним из важнейших направлений политики этих предприятий на современном этапе является формирование стратегии управления, которая должна быть направлена на обеспечение роста прибыли, минимизации финансовых рисков, обеспечения необходимой ликвидности. Решение этих вопросов в период развития рыночных отношений является одной из важных условий деятельности малых предприятий, достижения устойчивого и сбалансированного их развития. Важные положения по управлению малыми предприятиями содержатся в научных трудах таких ученых, как: Акчурина О. Л., Бекетова А. С., Блинов В. Н., Гельруд Я. Д., Головин В. Ю., Горфинкель В. Я., Диденко В. Ю., Кудряшов В. А., Кутумбекова С. И., Максимцов М. М., Малеева Е. Н., Морозко Н. И., Мохов В. Г., Натальина Т. В., Сергеева И. И., Царева М. И., Яловик Я. Л., и пр.
Однако, не смотря на высокую степень изученности специфики менеджмента, аспектов оптимизации состава и структуры источников формирования ресурсов и эф-
фективности их использования, результативное функционирование большинства субъектов малого бизнеса по-прежнему затруднено за счет недостаточного уровня гибкости системы управления, ориентированной на специфику организации.
В связи с этим, основной целью работы является комплексный анализ особенностей системы менеджмента и эффективности ее использования, разработка и обоснование на базе полученных результатов практических рекомендаций по совершенствованию процессов управления на малых предприятиях.
Теоретическую основу исследования составляет диалектический метод познания, который обеспечил изучение менеджмента предприятий малого бизнеса, взаимосвязи и взаимозависимости всех его составляющих элементов. В процессе исследования использовались также приемы анализа и синтеза, а именно: группировка, типизация, сравнение. Ряд методов и приемов экономических исследований базируются на логических выводах, расчетном конструктивизме.
В комплексе сложных социально-экономических проблем России, непосредственно связанных с транс-
Pashuk Natalia Ruslanovna, Labunets Kseniya Alekseevna economic
FEATURES OF MANAGEMENT IN SMALL ... sceinces
формацией ее экономики в направлении создания социально-ориентированной рыночной экономики, исключительно важное значение имеет сфера малого предпринимательства. Малые предприятия, как определяют отечественные исследователи Блинов В. Н. и Малеева Е. Н., - объект менеджмента, которые имеет специфические характеристики. Так, среди них авторы отмечают: сравнительно недолгий срок существования (по статистике); средний масштаб деятельности, мобильность, низкий уровень устойчивости к вызовам внешней среды, относительно высокая степень риска [1, с. 345].
Среди характерных аспектов влияния, которые определяют жизнеспособность малых предприятий, является определенным методом построенная система управления, основывающаяся на инновационных подходах в менеджменте. Хозяйствующее образование любого масштаба деятельности и размера представляет собой сложную социально-организационную и независимую экономически систему, которой присущи своеобразная индивидуальная структура и соответствующие функциональные задачи [2, с. 442; 3]. От того, насколько организационная структура результативно выполняет ту или иную функцию, зависит возможность быстрого достижения им определенных финансовых результатов, а также возможность реализации объективно обоснованной стратегии развития.
Ключевые направления теории управления характерны для каждого этапа функционирования предприятия и его развития в конкурентной среде: на этапе, когда единственным управленцем представляется сам владелец, а регулятором выступает стихийный механизм рынка, а также на этапе деятельности с объемной долей рынка, когда управление дифференцируется от капитала и реализуется посредством труда наемных работников [4, с. 95].
В современных условиях динамичных изменений на рынке глобального характера жизнеспособными оказываются те малые предприятия, которые применяют формы и методы управления, основанные на стратегии предпринимательства. Так, в США 98% малых предприятий банкротятся по причине неэффективного управления и только 2% отмечают причины банкротства не связанными с управлением предприятием [5, с. 44]. Не исключением является и Россия, поскольку на малых предприятиях управление также является одним из слабых звеньев.
Так, исследование Зоновой Я. В. показали, что только на каждом пятом предприятии проводится анализ финансовых результатов с точки зрения менеджмента, треть из них - еженедельно, 42% - раз в месяц [6, с. 54]. Поэтому формирование и внедрение такого управления является ведущей задачей для развития малого предпринимательства.
В действительности же международному и национальному рынку необходимо использование инструментария инновационного менеджмента. Это связано с тем, что именно новый производственный менеджмент позволяет наиболее эффективно организовать систему функционирования предприятия в любой сфере, снизить уровень трудоемкости в системе управления, оптимизировать аппарат управления, повысить управленческое влияние на эффективность и прибыльность конкретного предприятия.
По мнению Морозко Н. И. и Диденко В. Ю., малым предприятиям, в отличие от крупных, характерны такие цели и задачи, которые соответствуют масштабу деятельности самого предприятия. Потому как в условиях функционирования малого предприятия сами его цели и отражают сущность предпринимательской инициативы, интерес владельца, который может быть руководителем, генератором идей, финансовым директором и пр. В связи с чем, те решения, которые коррелируют с управлением предприятием, базируются, зачастую, на авторитетном мнении собственника [7, с. 74]._
Максимцов М. М. и Горфинкель В. Я. в своих трудах выделяют три самых широко встречающихся формы участия субъектов собственности в системе менеджмента малых предприятий:
- малое предприятие, созданное на основе собственности отдельного гражданина с правом найма рабочей силы;
- малое предприятие коллективной формы собственности;
- малое предприятие в виде общества с ограниченной ответственностью [8, с. 112].
Процесс организации системы управления на малых предприятиях, с точки зрения исследовательницы Гелогаевой И. А., всегда отражает его гибкость и динамичность, представляет симбиоз прав и обязанностей собственника с функциями менеджмента. Малое предпринимательство, как и любой другой вид деятельности требует высокого уровня профессионализма самого предпринимателя [9, с. 7]. Те управленцы, которые хотят заниматься прибыльной деятельностью, должны получать полную и своевременную информацию, касающуюся как спроса, так и предложения на продукцию их производства. В основном это связано с минимизацией возможных рисков на предприятии. Руководитель выполняет большинство функций на предприятии, что вызывает дефицит времени на управленческую деятельность, а это, соответственно, негативно сказывается на результатах деятельности предприятия [10, с. 149-155].
Исследование теоретических основ темы показало, что процесс менеджмента на предприятии малого бизнеса целесообразно осуществлять в непрерывной взаимосвязи процессов формирования и использования всех видов ресурсов конкретной компании. Главной целью управления в малом бизнесе должно быть обеспечение предприятия необходимыми и достаточными средствами на основе соблюдения следующих принципов:
- финансовое планирование, которое определяет перспективы всех поступлений денежных средств субъектов хозяйствования на основные направления их использования;
- достижение оптимальности структуры и стоимости собственных и заемных ресурсов с позиции влияния на конкурентоспособность и финансовое состояние предприятия и обеспечение его финансовой устойчивости, ликвидности, платежеспособности;
- формирование финансовых резервов, обеспечивающих устойчивую работу в условиях возможных колебаний рыночной конъюнктуры;
- безусловное выполнение финансовых обязательств перед партнерами [11, с. 42].
С целью отражения теоретических основ специфики менеджмента в условиях функционирования малого предприятия целесообразно выделить взгляды современных исследователей в табличную форму представления (таблица 1).
Как отмечают практически все исследователи, зачастую, выбор оптимальных источников финансирования, маркетинговый анализ, анализ операционного и финансового рычага, инвестиционный анализ остаются вне зоны внимания владельца малого предприятия [17, с. 24-29]. Малые предприятия постоянно испытывают дефицит собственного капитала, поэтому им приходится прибегать к заимствованиям. Решить проблему финансирования малого бизнеса могло бы широкое использование государственных программ поддержки малого бизнеса, которые включали бы кредитование на льготных условиях малых предприятий производственной сферы, инновационного малого бизнеса и тому подобное [18, с. 147].
С другой точки зрения, внесение изменений в законодательство, регулирующее процессы лизинга, могло бы способствовать развитию финансового лизинга как источника капитала малого бизнеса, как это произошло в странах с высоким уровнем экономического развития.
экономические науки
Пашук Наталья Руслановна, Лабунец Ксения Алексеевна ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА ...
Таблица 1 неса
Особенности менеджмента малого биз-
№ п/п Автор(ы) Основные особенности организации менеджмента в малом бизнесе, выявленные автором
1 Бекетова А. С., Кутумбекова С. И. Небольшое количество сотрудников и их невысокий уровень специализации становятся причиной слабой организации долгосрочного планирования малых предприятий. Большинство принципов управления финансовыми ресурсами крупных предприятий могут быть применены к малому бизнесу, но с другими акцентами [11, с. 43]
2 Максимцов М. М., Горфинкель В. Я. Большая часть собственников малого бизнеса указывают на дефицит широкого диапазона навыков, которые позволили бы им качественно анализировать рынок и стремительно маневрировать своими ограниченными ресурсами с целью максимизации скорости и гибкости выпуска продукции
3 Акчурина О. Л. Зависимость потенциала роста малых предприятий от квалификации их управленческого персонала [12, с. 26]
4 Катков Ю. Н., Каткова Е. А. Субъекты малого бизнеса довольно часто, по сравнению с крупными, вынуждены прибегать к неофициальным формам управления, обходя сложное планирование и методы управления, необходимые для надлежащего обоснования решений [13, с. 306]
5 Головин В. Ю., Гельруд Я. Д., Мохов В. Г. Авторы акцентируют внимание на особенностях предпринимательских мотиваций руководителей, обусловленных масштабами предприятия при оценке организации управления предприятием [14, с. 127]
6 Бибоматов Р. В., Дикау А. В., Натальина Т. В. Для владельца малого предприятия, которого интересует, в первую очередь, текущая прибыль, стратегическая цель замещается целью выживания [15, с. 1776]
7 Тулина Е. А. Одной из характерных особенностей менеджмента малого бизнеса отмечается его кадровое обеспечение. При своих размерах и цели существования малый бизнес, как правило, не имеет возможностей для привлечения высококвалифицированных, высокооплачиваемых наемных работников, особенно менеджеров и бухгалтеров и опирается на собственные силы [16, с. 149]
8 Блинов В .Н., Малеева Е. Н. Для малых предприятий прибыль и риск - ключевые элементы финансового менеджмента, между которыми существует противоположная зависимость. Ключевыми специфическими аспектами организации менеджмента на малых предприятиях авторы выделяют: особые налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, бухгалтерской и статистический отчетностей, меры по обеспечению финансовой поддержки [1, с. 347]
Используя различные рычаги управления, государство через уполномоченные местные органы власти и с помощью специальных учреждений и объединений предпринимателей определяет, разрабатывает и приводит в жизнь финансово-кредитную политику по поддержке малых предприятий, использует прямые и косвенные формы финансовой поддержки, формирует механизм регулирования рынка ссудных ресурсов и контролирует соблюдение установленных норм его
участниками [19, с. 144].
Следует отметить, что владельцы малых предприятий и предприниматели - физические лица заинтересованы в получении необходимых знаний и навыков по управлению, с использованием инструментария менеджмента, контроллинга, управленческого учета и т.д. Это связано с отсутствием на рынке образовательных услуг, доступных для предпринимателей бизнес-тренингов, направленных именно на специфику малого бизнеса [20, с. 14]. Даже при неблагоприятных условиях хозяйствования часть предпринимателей подтверждает свою эффективность, поэтому повышение качества управления малым бизнесом в целом и, особенно, управления финансами малых предприятий, является сферой непосредственной заинтересованности самих предпринимателей. Тренинг - оптимальный путь получения необходимых знаний в условиях, когда самообразование исключается вследствие высокой загруженности руководителей [21, с. 504].
Помимо совершенствования внутреннего менеджмента каждого малого предприятия, не менее важное значение в условиях рыночной экономики имеет оптимизация внешнего управления малыми предприятиями как со стороны государства, которое осуществляется по вертикали, так и между самими предприятиями, которое реализуется по горизонтали. Существующая сегодня форма управления деятельностью малых предприятий со стороны государственных органов различного уровня в большинстве случаев является несовершенной и малоэффективной [22, с. 95]. Это объясняется в первую очередь тем, что отсутствует полномасштабное планирование их деятельности в пределах определенного региона и финансово-кредитная поддержка, что иногда приводит к нескоординированным действиям как в производственной, так и в социальной сфере, перенасыщении местного рынка одной продукцией (услугой) и дефицитом другой.
Таким образом, проведенный аналитический обзор компетентных научных источников позволяет сделать ряд выводов:
1) в процессе организации системы управления малыми предприятиями следует учитывать их классификацию по таким характеристикам: тип экономического роста, характер рынка, отраслевая принадлежность, форма собственности, степень самостоятельности функционирования на рынке, сектор экономики, степень подчиненности крупным предприятиям;
2) специфической чертой системы управления малыми предприятиями является ее способность к быстрой адаптации к вызовам внешней среды;
3) субъекты малого бизнеса представляет собой класс моделей организации, которому характерен предпринимательский стиль деятельности, в основу которого положена концепция предпринимательского управления;
4) ключевыми факторами, влияющими на формирование системы менеджмента в современных условиях хозяйствования являются: тип предприятия, сфера деятельности, цели бизнеса, внутренний потенциал предприятия, состояние рыночной конъюнктуры, обеспеченность управленческим персоналом;
5) с целью более сущностного вычленения характерных особенностей системы управления малым предприятием следует использовать понятие «предпринимательский потенциал руководителя»;
6) рациональная структура управления малыми предприятиями должна предусматривать: четкое разделение всех функций управления между соответствующими звеньями; минимальное количество звеньев управления; соблюдение норм управляемости; минимальное количество источников каждого звена управления;
7) малое предприятие сосредоточено на выпуске узкоспециализированной продукции, при условии использования стратегии фокусирования, которая способствует сосредоточению деятельности на определенном региональном рынке, на поставке продукции крупным
Pashuk Natalia Ruslanovna, Labunets Kseniya Alekseevna FEATURES OF MANAGEMENT IN SMALL ...
economic sceinces
предприятиям, на предложении уникального товара.
С целью стратегического развития малого бизнеса следует разрабатывать и поддерживать взвешенную государственную политику поддержки сектора малого бизнеса, развитие инфраструктуры по предоставлению консультационных и информационных услуг, сотрудничество и кооперация малых предприятий с крупными. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Блинов В.Н., Малеева Е.Н. Представления о конкурентных преимуществах менеджмента малого и среднего бизнеса //Электронный научный журнал. 2016. № 2 (5). С. 345-352.
2. Гасаналиев М.Г. Финансовый менеджмент в малом бизнесе // Экономика и социум. 2014. № 4-2 (13). С. 441-443.
3. Смицких К.В., Холодный В.К. Обзор факторов, влияющих на развитие предпринимательства в регионах //Актуальные вопросы современной науки. 2016. №50. С. 152-158.
4. Краснобаева А., Матинян С. Современный менеджмент в структурах малого бизнеса // Актуальные вопросы инновационной экономики. 2014. № 7. С. 92-97.
5. Суетина Т.А., Рахимова Г.С. Проектный менеджмент в малом бизнесе: проблемы и перспективы //Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 31 (358). С. 40-46.
6. Зонова Я.В. Малый бизнес: особенности развития, статистики и менеджмента //Инновационная наука. 2017. № 1-1. С. 53-55.;
7. Морозко Н.И., Диденко В.Ю. Финансовый менеджмент в малом бизнесе: учебник. М.: Научно-издательский центр ИНФРА-М, 2018. 347 с.
8. Кудряшов В.А. Внедрение инструментов тайм-менеджмента как направление повышения эффективности малого и среднего бизнеса //NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 39. С. 89-96.
9. Гелогаев И.А. Менеджмент инноваций в малом бизнесе: возможности и ограничения // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2017. № 4 (17). С. 5-7.
10. Мацаев Э.В., Сажин Ю.Б. Важность разработки типовых управленческих решений в помощь менеджменту малого и среднего бизнеса // Проблемы современной экономики (Новосибирск). 2014. № 21. С. 142-156.
11. Бекетова А.С., Кутумбекова С.И. О менеджменте в малом бизнесе //Педагогическая наука и практика. 2018. № 2 (20). С. 40-43.
12. Акчурина О.Л. Стратегический менеджмент в малом и среднем бизнесе // Известия Иссык-Кульского форума бухгалтеров и аудиторов стран Центральной Азии. 2017. № 1-2 (16). С. 24-27.
13. Катков Ю.Н., Каткова Е.А. Особенности менеджмента и учетно-аналитической системы в малом бизнесе и некоммерческих организациях // Вестник Брянского государственного университета. 2015. № 1. С. 305-307.
14. Головин В.Ю., Гельруд Я.Д., Мохов В.Г. Современные инструменты эффективного менеджмента в малом бизнесе // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2013. Т. 7. № 2. С. 126-130.
15. Бибоматов Р.В., Дикау А.В., Натальина Т.В. Методы риск-менеджмента в малом бизнесе // Экономика и социум. 2017. № 4 (35). С. 1775-1779.
16. ТулинаЕ.А. Менеджмент малого бизнеса: возможности и преграды в развитии //Вестник Науки и Творчества. 2016. № 10 (10). С. 149-151.
17. Сулимин В.В., Кузнецов В.В., Холоднюк М.В., Голомолзин Д.В. Системный менеджмент в управлении и создании условий конкурентоспособности организаций и предприятий малого и среднего бизнеса //Контентус. 2016. № 6 (47). С. 16-31.
18. Косарлукова Н.А., Титова Д.В., Горшенина В.А., Зозук А.И. Менеджмент в малом бизнесе как вариант искусства управления // Перспективы развития строительного комплекса. 2014. Т. -. С. 144149.
19. Сергеева И.И., Царева М.И., Яловик Я.Л. Современные информационные технологии для эффективного менеджмента в малом бизнесе //Экономическая среда. 2015. № 3 (13). С. 142-148.
20. Тайсаева А.Б. Организация инновационного менеджмента в малом бизнесе // Современные аспекты экономики. 2014. № 4 (200). С. 10-15.
21. Кутякова А.В. Инновационный менеджмент малого бизнеса в россии // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2016. Т. 2. № 12. С. 504-506.
22. Кудряшов В.А. Внедрение инструментов тайм-менеджмента как направление повышения эффективности малого и среднего бизнеса //NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 39. С. 89-96.
Статья поступила в редакцию 04.01.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019