Практика медиаобразования Media Literacy Education Practices
Роль медиаобразованияв подготовке медицинских кадров и совершенствовании
оказания медицинских услуг
Ю. В. Пржедецкий
доктор медицинских наук, профессор, ФГБУ РНИОИ МЗ РФ, yurypr@gmail. com
Н. В. Пржедецкая
доктор экономических наук, профессор, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),
344002, Ростов-на-Дону, ул. Садовая, 69
В. Ю. Пржедецкая
мл. научных сотрудник, ФГБУ РНИОИ МЗ РФ przhedetskaya_vi@mail ru
В.А. Бондаренко
доктор экономических наук, доцент, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),
344002, Ростов-на-Дону, ул. Садовая, 69 b14v@yandex. ru
Аннотация. Цель работы — теоретическое обоснование существенной роли медиаобразования в подготовке медицинских кадров для совершенствования качества оказываемых медицинских услуг и расширения медиаграмотности населения, а также разработка для этого практических рекомендаций. Информационно-аналитическую поддержку данному исследованию оказали материалы глобального рейтинга стран мира по уровню развития электронного правительства, составленного Отделом государственного управления и управления развитием ООН, по уровню развития информационно-коммуникационных технологий, составленного Международным союзом электросвязи, и по уровню развития информационной экономики, составленного Всемирным банком. При проведении исследования авторы также обращаются к материалам отчета Минкомсвязи России о медиаграмотности и медиаобразовании. В статье авторами проведен экспертный опрос, позволяющий определить интерес и восприятие медиаобразования в профессиональной медицинской среде; анализ возможностейприкладного применения медиаобразования в подготовке профессионалов и совершенствовании оказания услуг пациентам.
Keywords: медиаобразование, медиаграмотность, подготовка медицинских кадров, информационно-коммуникационные технологии, информационное общество, экспертный опрос.
The role of media education in the training of medical personnel and improve medical services
Dr. Y. V. Przhedetsky
Rostov Research Institute of Oncology e-mail: yurypr@gmail com
Prof. Dr. N. V. Przhedetskaya
Rostov state university of ecotomics, e-mail: [email protected]
V. Y. Przhedetskaya
junior research associate Rostov Research Institute of Oncology e-mail: przhedetskaya_vi@mail. ru
Dr. V. A. Bondarenko,
Rostov state university of ecotomics, 344002, Rostov-on-don, St. Sadovaya, 69 b14v@yandex. ru
Abstract. The aim of this work is a theoretical substantiation of a significant role of media education in the training of medical personnel to improve the quality of medical services and expansion of media literacy of the population, and also working out of practical recommendations. Information and analytical support for this study provided a global rating of countries by level of development of e-government, compiled by the Division for public administration and development management United Nations, the level of development of information and communication technologies by the International telecommunication Union, and the level of development of the information economy by the world Bank. The study authors also referring to the content of the report of the Ministry on media literacy and media education. The authors conducted an expert survey to determine the interest and perception of media education in a professional medical environment; the analysis of possibilities of application of media education in the training of professionals and improve services to patients.
Key words: media education, media literacy, medical training, information and communication technologies, information society, expert survey.
Введение
Российское общество, в целом, ориентировано на построение инновационной экономики (основанной на широком информационном обмене, свободной и ограниченной диффузии знаний из одних сфер в другие за счет широкого развития коммуникаций), в которой наряду с научно-техническими достижениями, внедряемыми в различные сферы производства товаров и услуг, а также жизнеобеспечения, ключевая роль отводится повышению качества жизни населения и обеспечению устойчивого развития российского социума. В современном информационном обществе роль драйвера инновационного потенциала во многом, в том числе и в жизнеобеспечении и росте комфорта существования индивидов, принадлежит медиаобразованию, в широком смысле этого слова.
Все это предопределяет необходимость углубления подготовки специалистов различных направлений и профилей в медиаобразовании, равно как и повышение общей медиаграмотности населения страны. Важным вопросом становиться именно доступность медиаобразования и возможности повышения медиаграмотности для представителей социума, в целом, и качественный уровень получения медиаобразования для специалистов из различных отраслей и сфер деятельности, в том числе медицины. Естественным образом, технические средства обучения и информационные технологии выступают необходимой инфраструктурой для практического использования полученных знаний, выступают вторичными в процессе широкого внедрения медиаобразования, но оказывают влияние, поскольку информация в современном обществе воспринимается и коммуникация осуществляется с помощью специальных технических средств. Это следует из одного из определений медиаобразования: «...направление в педагогике, выступающее за изучение закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм
коммуникации с помощью технических средств» [Российская педагогическая энциклопедия, 1993].
Соответственно, в вопросе повышения качества жизни населения немаловажную роль занимает коммуникационная активность, проявляющаяся в информационной поддержке о возможности получения различных услуг, в том числе медицинских; создание коммуникационной среды, в которой люди с временными или постоянными ограничениями в образе жизни смогут комфортно существовать и работать. Все это выдвигает определенные требования к системе образования медицинских работников, задействованных в информировании населения и оказании предварительных консультационно-диагностических услуг; лечении и обслуживании после оказания медицинских услуг.
Для полноценного участия граждан в программах информационного обмена и получения различных услуг в удаленном доступе; а также вовлечения в получение консультационно-диагностической помощии непосредственного лечения, поддержки и адаптации после оказанной помощи необходимо, в том числе, широкое внедрение медиаобразования в обществе. Членам современного общества необходимо быть знакомыми с технологиями применения медиа, воспринимать представленную информацию и уметь применять коммуникации в социуме.
Как известно, профессионалы определяют медиаобразование следующим образом: «.. .связано со всеми видами медиа (печатными и графическими, звуковыми, экранными и т.д.) и различными технологиями; оно дает возможность людям понять, как массовая коммуникация используется в их социумах, овладеть способностями использования медиа в коммуникации с другими людьми; обеспечивает человеку знание того, как: 1) анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты; 2) определять источники медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие и/или культурные интересы, их контекст; 3) интерпретировать медиатексты и ценности, распространяемые медиа; 4) отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории; 5) получить возможность свободного доступа к медиа, как для восприятия, так и для продукции. Медиаобразование рекомендуется к внедрению в национальные учебные планы всех государств, в систему дополнительного, неформального и «пожизненного» образования» [Recommendations Addressed to the UNESCO, 1999; Fedorov, 2003].
Применительно к сфере исследования, получается, что для роста качества жизни населения и оказания своевременной профилактической и лечебной помощи медиаобразование имеет большой потенциал, поскольку создает возможности для успешного профессионального общения и, в случае с оказанием медицинских услуг, общения между специалистами для повышения их профессионального кругозора и компетентности, как следствие улучшения условий ранней диагностики и обследования населения, пациентами и медицинскими работниками.
Именно здесь прослеживается значение широкого внедрения медиаобразования в подготовку медицинского персонала, а также медиаобразования в обществе, способствующего участию в активных коммуникациях, что с инфраструктурной точки зрения проявляется в использовании информационно-коммуникационных технологий для вовлечения населения в раннюю диагностику возможных состояний ухудшения здоровья, что снижает риски проявления осложнений, и способствующих выбору оптимального варианта лечения и последующей адаптации.
Цель нашей работы - теоретическое обоснование возможности и целесообразности использования медиаобразования в качестве действенного инструмента, способствующего повышению качества жизни населения за счет повышения профессиональных компетенций в данной сфере у медицинского персонала и общей медиаграмостности
населения, а также разработки для этого практических рекомендаций. Выбор цели определил постановку задач данного исследования:
- анализ прикладного потенциала медиаобразования в медицине в плане создания благоприятной информационно-коммуникационной среды, облегчающей коммуникацию заинтересованных сторон из числа представителей профессионального медицинского сообщества и лиц, заинтересованных в получении качественной медицинской помощи;
- уточнение инфраструктурного обеспечения практического применения знаний в сфере медиаобразования в медицине с точки зрения использования текущих возможностей информационно-коммуникационных технологий и необходимости расширенного внедрения медиаобразования в обществе и системе подготовке медицинских кадров;
- определение перспективных направлений практического приложения медиаобразования в интересах профилактики различных заболеваний и создания среды социальной адаптации для пациентов.
В качестве объекта исследования выступают возможности медиаобразования для повышения качества жизни населения. Предметом исследования выступают организационно-управленческие связи и отношения, возникающие в процессе практического приложения медиаобразования в системе подготовки медицинских кадров, их профессионального общения и их коммуникаций с населением в современной России для расширения спектра и качества оказания медицинских услуг.
Материалы и методы исследования
Для решения приведенных выше задач использовался комплекс методов научного исследования: анализ литературных источников по исследуемой проблематике, логический анализ, интерпретация данных кабинетных исследований, эмпирические методы сбора информации, включая экспертные опросы и анкетирование респондентов.
Информационно-аналитическую поддержку данному исследованию оказали материалы глобального рейтинга стран мира по уровню развития электронного правительства, составленного Отделом государственного управления и управления развитием ООН, по уровню развития информационно-коммуникационных технологий (выступающего инфраструктурной (обеспечительной) платформой практической поддержки медиаобразования в обществе), составленного Международным союзом электросвязи, и по уровню развития информационной экономики, составленного Всемирным банком. При проведении исследования авторы также обращались к материалам отчета Минкомсвязи России о медиаграмотности населения и медиаобразовании.
Перед проведением экспертного опроса и анкетирования в статье анализировались данные проведенного ранее полевого исследования о существующем интересе к медиаобразованию в молодежной среде.
Дискуссия
Вопросы роли медиаобразования в росте качества жизни социума, доступности информации, медиакомптентности, полноценного существования и участия в образовательном процессе лиц с временными и постоянными ограничениями здоровья поднимаются на страницах научной литературы и официальных документах [Ульянова, 2013; Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, 2014]. Возможности и перспективы использования медиаобразования для прогрессивного развития социума исследовали ряд ученых [Федоров, 2003; Разлогов, 2016; Бадалова и Бондаренко и др., 2017], проблематика современных информационно-коммуникационных технологий, как инфраструктурного базиса для развития медиаобразования, отражена в
ряде публикаций [Chumak et al., 2013; 2014; Акопова и др., 2014; Пржедецкая и др., 2016; Malyshkov and Ragulina, 2014; Бондаренко и Иванченко, 2017].
Роль и ключевое значение медиаобразования в процессе распространения информационно-коммуникационных технологий для возможностей широкого использования невербальной коммуникации и построения информационного общества и информационной экономики, электронной демократии исследованы в трудах ряда экспертов, [Caprino and Cuervo Sánchez and Medrano Samaniego, 2013; Gretter and Yadav, 2016; Leonova, 2009; Ranieri and Fabbro, 2016; Anderson, Boyles, Rainie, 2012; Vogt and Maschwitz, 2014; Антонов, 2017].
Отметим также, что согласно ранее проведенному опросу об интересе к медиаобразованию в молодежной среде (среди студентов экономических специальностей) и готовности тратить время и дополнительные средства на его получение была получена информация, согласно которой опрошенные считают роль медиаобразования ключевой и готовы приобретать необходимые компетенции за дополнительную оплату [Бадалова, Бондаренко 2017]. Представленные результаты отражают интерес к медиаобразованию в обществе (среди молодежи), но в упомянутом исследовании не демонстрируется отношение к нему и оценке степени его внедрения, по мнению специалистов - экспертов из числа представителей медицинского сообщества, что предполагает необходимость проведения таких исследований.
Результаты исследования
Прикладная роль медиаобразования в сфере подготовки медицинских кадров и роста медиаграмотности населения охватывает три основных направления, взаимоувязанных также с инфраструктурным (обеспечительным) элементом его распространения. Первое направление - организационно-коммуникационное, оно связано с возможностями осуществления невербальной коммуникации в профессиональных целях: общении медицинского персонала и пациентов, что предполагает расширение применения информационно-коммуникационных технологий для нужд такого общения. Это, в свою очередь, предполагает усиление составляющей медиаобразования в программах подготовки медицинского персонала и широкого внедрения медиаобразования в общую подготовку, в том числе, в рамках школьной программы для максимального охвата населения с целью увеличения общей медиаграмотности.
В обслуживании пациентов большое значение имеет медиакомпетентность медицинского персонала и населения, которое должно иметь практические навыки коммуникаций посредством медиа в получении необходимых им медицинских услуг, преддиагностического и постдиагностического обслуживания. Также важен момент инфраструктурного обеспечения самой возможности такой коммуникации.
Под таким обеспечением понимается платформа для электронного предоставления государственных услуг. Применительно к оказанию и получению медицинских услуг.
Всё указанное выше предполагает наличие специальных знаний и навыков в сфере медиаобразования у пациентов, потенциальных пациентов, чиновников, задействованных в медицинской сфере и, непосредственно, медицинского персонала. Уровень инфраструктурного обеспечения возможностей медиаобразования в обществе зависит от развития информационно-коммуникационных технологий в данной области и может опосредованно оцениваться с помощью индекса электронного правительства, так как он отражает активность предоставления государственных услуг в электронном формате и, соответственно, свидетельствует об их востребованности.
Вторым направлением активного приложения медиаобразования в обществе применительно к сфере медицинских услуг выступает фактор социальной коммуникации. В данном случае медиакомпетентность пациентов позволяет им делиться собственным
опытом, получать социальную поддержку, психологическую помощь. Особое значение это имеет для расширения ограниченных возможностей жизнедеятельности для ряда индивидов, которые посредством активной коммуникации могут переживать эмоции и ситуации, которые, временно или постоянно им не доступны в реальной жизни [Ульянова, 2013].
Третье направление - профессиональной коммуникации - составляет оптимизация научно-исследовательских процессов в медицине с помощью расширения использования медиаобразования, в том числе в части информационно-коммуникационных технологий. Для этого требуется мощное развитие инфраструктурного обеспечения, а также необходима медиакомпетентность медицинского персонала, вступающего в невербальную коммуникацию друг с другом в профессиональных целях.
Наиболее ценными представляются коммуникации при проведении совместных научных исследований на расстоянии, направленных на поиск новых способов лечения различных заболеваний, а также возможности налаживания международного сотрудничества ученых посредством, например, электронных научных форумов, конференций и семинаров для обмена опытом и новыми идеями, а также совместного проведения многоцентровых научных исследований, что облегчит информационный обмен и открытую диффузию знаний. Это позволит избежать дублирования функций и увеличить производительность.
Уровень практического применения медиаобразования, например, в медицине, с точки зрения инфраструктурной обеспеченности процесса в видеинформационно-коммуникационных технологий можно, на наш взгляд, оценивать с помощью индекса информационной экономики (экономики знаний), так как он отражает интенсивность применения информационно-коммуникационных технологий в предпринимательстве, а часть здравоохранения в современной рыночной экономике является коммерческой отраслью, действующей в условиях конкуренции на принципах предпринимательства. Инфраструктурная обеспеченность, в свою очередь, свидетельствует о развитости процессов, демонстрируя возможности их физического осуществления.
По нашим оценкам, для практического применения результатов медиаобразования в обозначенных перспективных областях лечения различных заболеваний уровень информатизации социально-экономической системы должен быть не ниже 7 баллов. В России по данным 2016 года этот уровень оценивается следующим образом: Исэс (Россия-2016) = (7,29+6,95+5,78)/3 = 6,67 баллов. Полученное значение показателя уровня информатизации социально-экономической системы современной России свидетельствует о ее недостаточной инфраструктурной готовности к решению ряда насущных задач в медицине в рамках нацеленности на рост качества жизни населения, что предполагает необходимость повышения медиакомпетентности профессионального сообщества и пациентов.
В этом аспекте нами выделены следующие перспективные направления прикладного приложения медиаобразования.
Первое направление: повышение уровня медиаграмотности различных слоев населения. Медиаобразование должно быть доступно для всего населения страны, а не только для студентов ведущих вузов. Для этого мы рекомендуем запустить программу всеобщего медиаобразования при многофункциональных центрах - специализированных организациях по предоставлению государственных услуг. Оно должно быть бесплатным и максимально доступным, чтобы обучить основам использования электронных сервисов все слои населения. Для пациентов желательно предоставление возможностей получения медиаобразования (хотя бы в минимальном объеме) в диспансерах и больницах.
Второе направление: повышение уровня медиакомпетентности государственных служащих. Уровень владения современными информационно-коммуникационными
технологиями государственными служащими (в первую очередь - работниками российских многофункциональных центров) можно охарактеризовать как низкий. Для его повышения необходимо введение требований к медиакомпетентности таких служащих, а также проведение специализированных программ по медиаобразованию, обучающих специфике работы с необходимыми приложениями и сервисами.
Третье направление: повышение уровня медиакомпетентности ученых-медиков и медицинских работников практического здравоохранения. Чтобы активно участвовать в невербальном общении посредством современных коммуникаций с коллегами и пациентами и оказывать медицинские услуги в электронной форме медицинским работникам необходимо обладать соответствующими компетенциями. Ученые-медики также должны владеть компетенциями, полученными благодаря медиаобразованию, позволяющему работать с новейшими информационно-коммуникационными технологиями, научными репозиториями. Поэтому для данных групп специалистов также целесообразен запуск специализированных курсов медиаобразования.
Для уточнения представленной информации в рамках исследования нами были проведены экспертные интервью с работниками сферы здравоохранения (врачами, задействованными в оказании специализированной помощи, 8 чел.). С ними, как с экспертами были обсуждены вопросы достаточности существующего у профессионалов-медиков медиаобразования; того, с чем у них ассоциируется медиаобразование; чем полезно медиаобразование для них; как часто необходимо повышение квалификации в данной сфере. Большинство экспертов отметили, что, по их мнению, полученных ранее знаний в сфере медиаобразования для них в профессиональной сфере не хватает и, соответственно, необходимо обучение (рис.1), из чего ясно, что только 12,5 % опрошенных считаю, что им хватает имеющихся медиаобразоваоетльных знаний, а 87,%, напротив, нуждаются в такого рода знаниях.
Рис. 1. Распределение ответов экспертов в отношении достаточности имеющихся
знаний в сфере медиаобразования
100,00% 0,00%
Рис.2. Распределение ответов экспертов в отношении того, с чем у них в первую очередь ассоциируется медиаобразование, %
применение информационно-коммуникационных технологий
получение информации о новинках в отрасли возможности профессионального общения
100%
50%
100%
0% 20% 40% 60% 80% 100% 120%
В отношении того, с чем у экспертов ассоциируется медиаобразование применительно к профессиональной сфере деятельности были получены следующие результаты (рис. 2), из которых ясно, что аудитория в большинстве своем не видит разницы между медиаобразованием и примением ИКТ.
Результаты ответа на данный вопрос демонстрируют интерес у медиков, преимущественно, к вопросу инфраструктурной обеспеченности процесса коммуникации; что также косвенно свидетельствует о недостаточности имеющихся у них знаний и относительно низкой медиакомпетености на текущий момент.
В отношении мнения экспертов о том, как часто им необходимо повышать свои компетенции в сфере медиаобразования для успешной работы в современных условиях были получены следующие данные (рис. 3).
Рис. 3. Распределение ответов экспертов в отношении того как часто необходимо повышать квалификацию в сфере медиаобразования, %
Подавляющее большинство экспертов считает, что обучение необходимо проходить раз в год. Обусловлено это быстрой сменой технологий и существующих форматов получения и предоставления услуг, а также распространения информации.
Также эксперты отметили, что наибольшую практическую значимость медиаобразование для них играет в плане возможностей оказания услуг на современных технических платформах; осуществление эффективных профессиональных контактов; быстрый доступ к информации о пациентах и налаживание обратной связи в общении с пациентами. В рамках дополнительного собеседования экспертами также было высказано мнение, что необходимо также повышать медиаграмотность населения и пациентов для вовлечения в получение услуг на современных платформах, а также среднего медицинского персонала для повышения качества предоставляемых услуг.
Можно отметить, что представители медицинского сообщества осознают значимость медиаобразования для успешной профессиональной деятельности, оказания качественных услуг. Соответственно, первичное медиаобразование необходимо студентам, обучающимся в медицинских высших учебных заведениях; далее, по мере профессионального роста специалистов и изменении окружающей их коммуникационной среды, предполагается постоянное повышение квалификации по направлению медиакомпетентности.
На основании вышеизложенного можносхематично визуализировать роль медиаобразования (в том числе его инфраструктурного базиса) в совершенствовании оказаниямедицинских услуг (рис. 4).
Рис.4. Роль медиаобразования в совершенствовании оказании медицинских услуг
Проявившиеся вызовы
рост различных
Области применения практических решений медиаобразования в оказании медицинских услуг
Роль
медиаобразования:,
заболеваний в современном
социуме;
- сложности в повышение уровня коммуникации'.медиакомпетентности
- сложность государственных служащих^ социальной в медицине адаптации пациентов;
- риски неэффективного лечения из-за позднего обращения за пом ощью.
повышение уровня медиакомпетентности ученых-медиков и медицинских работников
Ожидаемые результаты
модернизация процесса лечения различных заболеваний
повышение уровня медиаграмотности населения
улучшение социальной адаптации пациентов;
решение проблем дефицита общения и социализации лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности
оптимизация научно-
исследовательских процессов в медицине
Как видно из рис. 4, медиаобразование играет центральную роль в процессе совершенствования оказания медицинских услуг в современных условиях. Оно выступает ключевым инструментом обеспечения медиаграмотности населения и медиакомпетентности задействованных в данном процессе групп специалистов.
Выводы
Таким образом, важнейшее условие успешной практической реализации имеющегося потенциала - использование медиаобразования в сфере оказания медицинских услуг является полный охват процессом получения и углубления медиаграмотности участвующих в данном процессе социальных групп, важнейшие из которых - медицинские работники научной и практической сфер здравоохранения, пациенты и лица, желающие участвовать в плановой диагностике состояния здоровья, а также государственные служащие, вовлеченные в оказание электронных услуг населению. Представляется, что поднятие медиаграмотности населения и рост медиакомпетентности студентов медицинских вузов и медицинских работников будут способствовать росту качества жизни российского социума.
Литература
Антонов Я.В. Медиаобразование как инструмент формирования информационно-правового пространства в системе электронной демократии // Медиаобразование. 2017. № 1. С. 75-97.
Акопова Е.С., Попкова Е.Г., Морозова И.А., Литвинова Т.Н. Маркетинговые аспекты развития предпринимательской деятельности на рынке сельхозтехники // Вестник МГТУ «Станкин». 2014. № 4 (31). С. 239-242.
Бадалова А.Г., Бондаренко В.А., Жебровская Л.А., Колесников Ю.А., Ларионов В.Г. Медиаобразование в развитии образовательной среды в условиях экономики инноваций // Медиаобразование. 2017. № 2. С. 6273.
Бондаренко В.А., Иванченко О.В. Вопросы формирования информационно-коммуникационной инфраструктуры маркетинга на основе исследования потребностей целевых сегментов (на примере локального рынка). Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 2-3(31). С.22-26.
Минкомсвязь России. Медиаграмотность и медиаобразование. URL:
http://minsvyaz.ru/ru/activity/directions/540/ (дата обращения: 15.07.2017).
Пржедецкий Ю.В., Пржедецкая Н.В. Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию // Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 2.
Пржедецкая Н.В. The using of social marketing' stechnologies in the health care. Сборник статей Международной научно-практической конференции, 2016, ч. 1, с. 89-91.
Разлогов К.Э. Медиаобразование как ресурс устойчивого развития // Медиаобразование. 2016. № 4.С. 12-28. Российская педагогическая энциклопедия / гл. ред. Давыдов В. В. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. 608 с.
Ульянова О.И. Медиакомпетентность как условие расширения ограниченныхвозможносте жизнедеятельности. Медиаобразование 2013 : Сб. трудов Международного форума конференций «Медиаобразование 2013». М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2013. — 442 с. С. 260-262. Федоров А.В. Медиаобразование в зарубежных странах. Таганрог: Изд-во Кучма, 2003. 238 c. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, М., 2014.
Caprino M.P., Martínez-Cerdá J.-F. (2016). Media literacy in Brazil: Experiences and models in non-formal education. Comunicar. № 24 (49). C. 39-48.
Chumak, A.A., Ukustov, S.S., Kravets, A.G. (2014). Analysis of User Profiles in Social Networks. Communications in Computer and Information Science. 466 CCIS, pp. 70-76.
Chumak, A.A., Ukustov, S.S., Kravets, A.G., Voronin, J.F. (2013). Social networks message posting support module. World Applied Sciences Journal. 24 (24), pp. 191-195.
Cuervo Sánchez, S.L., Medrano Samaniego, C. (2013). Literacy in the media: beyond the competence development | [Alfabetizarenlosmedios de comunicación: másallá del desarrollo de competencias]. Teoria de la Educacion. № 25 (2). рр. 111-131.
Gretter, S., Yadav, A. (2016). Computational Thinking and Media & Information Literacy: An Integrated Approach to Teaching Twenty-First Century Skills. TechTrends. № 60 (5). р. 510-516.
International Telecommunication Union: The ICT Development Index. URL: http://www.itu.int/net4/ITU-D/idi/2016/ (дата обращения: 15.07.2017).
Leonova, T. (2009). E-government in the informational economy. International Conference on Management Science and Engineering - 16th Annual Conference Proceedings, ICMSE 2009. № 5317527, С. 10-16. Malyshkov, V.I.; Ragulina, Y.V. (2014). The entrepreneurial climate in Russia: The present and the future. Life Science Journal. 11 (6), pp. 118-21.
Ranieri, M., Fabbro, F. (2016). Questioning discrimination through critical media literacy. Findings from seven European countries. European Educational Research Journal. № 15 (4), pр. 462-479.
The Division for Public Administration and Development Management of The United Nations. The UN Global E-Government Development Index. URL: http://www.unpan.org/ (датаобращения: 15.07.2017). The World Bank Group. The Knowledge Economy Index. URL: http://knoema.ru/atlas/sources/WB?topic=World-Rankings (дата обращения: 15.07.2017).
Vogt S., Maschwitz A. (2014). The non-cartesian way: Developing media competence through media production.
Journal of Cases on Information Technology. № 16 (2). р. 13-25.
References
Akopova, E.S., Popkova, E.G., Morozov, I.A., Litvinova, T.N. (2014). Marketing aspects of development of entrepreneurship on the market of agricultural machinery. VestnikMSTU "Stankin". № 4 (31), pp. 239-242. Antonov, Y.V. (2017). Media education as a tool of formation of the legal information space in the system of e-democracy // Media education. No. 1, pp. 75-97.
Badalova, A.G., Bondarenko, V.A., Zhebrovskaya, L.A., Kolesnikov, Y.A., Larionov, V.G. (2017). Media education in the development of the educational environment in the conditions of innovation economy. Media Education. No. 2, pp. 62-73.
Bondarenko, V.A., Ivanchenko, O.V. (2017). Issues of formation of information and communication infrastructure marketing based on the research needs of the target segments (for example, local market). Competitiveness in the global world: Economics, science, technology. No. 2-3 (31), pp. 22-26.
Caprino M.P., Martínez-Cerdá J.-F. (2016). Media literacy in Brazil: Experiences and models in non-formal education. Comunicar. № 24 (49). C. 39-48.
Chumak, A.A., Ukustov, S.S., Kravets, A.G. (2014). Analysis of User Profiles in Social Networks. Communications in Computer and Information Science. 466 CCIS, pp. 70-76.
Chumak, A.A., Ukustov, S.S., Kravets, A.G., Voronin, J.F. (2013). Social networks message posting support module. World Applied Sciences Journal. 24 (24), pp. 191-195.
Cuervo Sánchez, S.L., Medrano Samaniego, C. (2013). Literacy in the media: beyond the competence development | [Alfabetizarenlosmedios de comunicación: másallá del desarrollo de competencias]. Teoria de la Educacion. № 25 (2). рр. 111-131.
Federal target education development program for 2016-2020, Moscow, 2014. Fedorov, A.V. (2003). Media education in foreign countries. Taganrog: Kuchma, 238 p.
Gretter, S., Yadav, A. (2016). Computational Thinking and Media & Information Literacy: An Integrated Approach to Teaching Twenty-First Century Skills. TechTrends. № 60 (5), р. 510-516.
International Telecommunication Union: The ICT Development Index. URL: http://www.itu.int/net4/ITU-D/idi/2016/ (15.07.2017).
Leonova, T. (2009). E-government in the informational economy. International Conference on Management Science and Engineering - 16th Annual Conference Proceedings, ICMSE 2009. № 5317527, С. 10-16. Malyshkov, V.I.; Ragulina, Y.V. (2014). The entrepreneurial climate in Russia: The present and the future. Life Science Journal. 11 (6), pp. 118-21.
Prizedetzkaya, N.V. (2016). The using of social marketing's technologies in the healthcare. Collection of articles of International scientific-practical conference, part 1, pp. 89-91.
Prizedetzky, Y.V., Prizedetzkaya, N.V. (2014). Modern approaches to competence-oriented education. Humanities and social Sciences. No. 2.
Ranieri, M., Fabbro, F. (2016). Questioning discrimination through critical media literacy. Findings from seven European countries. European Educational Research Journal. № 15 (4), pp. 462-479.
Razlogov, K.E. (2016). Media education as a resource of sustainable development. Media Education. No. 4, pp. 1228.
Russianpedagogical encyclopedia. (1993). Moscow: Great Russian encyclopedia, 1993. 608 p
The Division for Public Administration and Development Management of The United Nations. The UN Global E-
Government Development Index. URL: http://www.unpan.org/ (датаобращения: 15.07.2017).
Russian Ministry of Communicationsa. Media literacy and media education. URL:
http://minsvyaz.ru/ru/activity/directions/540/ (15.07.2017).
The World Bank Group. The Knowledge Economy Index. URL: http://knoema.ru/atlas/sources/WB?topic=World-Rankings (дата обращения: 15.07.2017).
Ulyanova, O.I (2013). Media competence as a condition of extension, the limited opportunities of life. Media Education 2013. Moscow, 2013. Moscow, pp. 260-262.
Vogt S., Maschwitz A. (2014). The non-cartesian way: Developing media competence through media production.
Journal of Cases on Information Technology. № 16 (2). pp. 13-25.