Теория медиаобразования Media Literacy Education Theories
Передовые инструменты и критерии эффективности современного
медиаобразования
Г.Е. Попкова, доктор экономических наук, профессор кафедры «Мировая экономика и экономическая теория», Волгоградский государственный технический университет,
e-mail:210471@mail. ru 400005, г. Волгоград, пр. Ленина, 28.
Н.Г. Вовченко, доктор экономических наук, профессор, проректор по научной и инновациям работе, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),
e-mail: [email protected] 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 69.
Т.В. Епифанова,
доктор экономических наук, профессор кафедры гражданского права, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),
e-mail: [email protected] 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 69.
С.С. Морковина,
доктор экономических наук, профессор, проректор по науке инновациям, Воронежский государственный лесотехнический университет им. Г.Ф. Морозова,
e-mail: [email protected] 394087, г. Воронеж, ул. Тимирязева, 8.
Аннотация. Цель работы - определение передовых инструментов и критериев эффективности современного медиаобразования в контексте формирования информационного общества в современной России. Выбор инструментально-методического аппарата исследования обусловлен поставленной целью. Данная работа сочетает в себе элементы фундаментального и прикладного исследования. На теоретическом уровне научного познания авторами используется гипотетико-дедуктивный метод, в соответствии с которым статья посвящена научному доказательству выдвинутой гипотезы, метод анализа, синтеза, индукции и формализации. На практическом уровне мы обращаемся к методу анализа статистической информации. Авторами проанализирована сущность информационного общества и определено понятие медиаобразования, выявлены основные проблемы его развития в современной России и связанные с ними негативные аспекты. В результате проведения исследования авторами сделан вывод о том, что перспективным направлением проблемы формирования информационного общества и развития новой экономики в современной России является медиаобразование, ключевыми барьерами развития которого являются применение несоответствующих инструментов и фактическое отсутствие критериев его эффективности. Для решения выявленных проблем развития медиаобразования в современной России предложеныавторские рекомендации, качественные критерии и экономико-математическая формула для количественной оценки эффективности современного медиаобразования. Авторами разработана концепция российского медиаобразования, а также обоснована необходимость применения передовых инструментов современного медиаобразования.
Ключевые слова: медиаобразование, медиаграмотность, медиакомпетентность, эффективность, новая экономика, информационное общество.
Advanced tools and performance criteria of modern media education
Prof. Dr. Elena Popkova, Department World Economy and Economic Theory, Volgograd State Technical University, e-mail: [email protected] 400005, Volgograd, Lenina ave., 28.
Prof. Dr. Natalia Vovchenko, Vice Rector for Research and Innovation, Rostov State University of Economics, e-mail: [email protected] 344002, Rostov-on-Don, Bolshaya Sadovaya, 69.
Prof. Dr. Tatiana Yepifanova, Rostov State University of Economics, e-mail: [email protected] 344002, Rostov-on-Don, Bolshaya Sadovaya, 69.
Prof. Dr. Svatlana Morkovina, Vice-Rector for Science Innovations, Voronezh State Forestry Engineering University.
e-mail: [email protected] 394087, Voronezh, st. Timiryazeva 8.
Abstract. The aim is to define the advanced tools and performance criteria of modern media education in the context of the information society in modern Russia. Selection of instrumental and methodological research unit due to the intended purpose. This work combines elements of fundamental and applied research. The authors use the hypothetical-deductive method on the theoretical level of scientific knowledge, according to which the article is devoted to scientific proof the hypothesis, method of analysis, synthesis, induction and formalization. The autors use also the method of analysis of statistical information. The authors analyzed the essence of the information society and defined the concept of media education, the main problems of development in modern Russia and the associated negative aspects. As a result the study, authors concluded that the promising trend challenges of the information society and the development of the new economy in modern Russia is a media education, the key is the development barriers are inappropriate use of tools and the virtual absence of criteria for its effectiveness. The article gives the recommendations in order to solve the identified problems of development of media in modern Russia (qualitative criteria, economic and mathematical formula to quantify the efficiency of modern media education). The authors developed the concept of the Russian media literacy education, as well as the necessity of the use of advanced tools of modern media education.
Keywords: media education, media literacy, media competence, efficiency, new economy, information
society.
Введение
В XXI под воздействием тенденции пост-индустриализации и становления новой экономики («экономики знаний»), в которой знания играют решающую роль в функционировании и развитии хозяйственных систем, а также определении их положения в мирохозяйственной системе, возросла ценность информации, как важнейшего источника знаний. Вместе с этим усилилась потребность в высокоэффективных способах хранения, обработки и трансляции этой информации.
Эта потребность была удовлетворена с помощью последних открытий, сделанных в контексте научно-технической революции в информационно-коммуникационной сфере с помощью появления портативных компьютеров,
Интернета и других технологий. Они настолько прочно вошли в образ жизни современного человека и хозяйственную практику рыночных агентов, что изменили общественный уклад и структуру экономики, заложив основы формирования информационного общества [Vogt & Maschwitz, 2014, p. 15].
В этом новом обществе умение пользоваться современными информационно-коммуникационными технологиями переходит из уникальной способности в разряд не только рядовой практики, но и критической необходимости. Так, медиаграмотность становится одним из основных условий нормальной повседневной жизни, медиакомпетентность -одной из важнейших компетенций современного специалиста и его конкурентоспособности на рынке труда, а медиаобразование - одним из базовых оплотов повышения уровня и качества населения жизни в обществе [Vertugo & Fierro, 2014, p. 25].
Если в развитых странах обозначенные аспекты общепризнаны, и стремление к получению доступа и обучению использованию новейших информационно-коммуникационных технологий заложено в основу социальной философии и культуры и нашло отражение в соответствующих социальных институтах [Cuervo Sánchez & Medrano Samaniego, 2013, p. 266], то в России в настоящее время сохраняется недоверие к таким технологиям, обусловленное традиционным сопротивлением инновациям в обществе.
Такая социокультурная особенность не только тормозит формирование информационного общества в России, но и снижает ее глобальную конкурентоспособность, так как использование устаревших информационно-коммуникационных технологий препятствует модернизации системы предоставления государственных услуг и оптимизации бизнес-процессов. В связи с этим развитие медиаобразования в современной России актуально, перспективно и практически значимо.
Мы предполагаем, что ключевым барьером развития медиаобразования в России стало применение несоответствующих инструментов и фактическое отсутствие критериев его эффективности. Отсюда вытекает целью нашего исследования - определение передовых инструментов и критериев эффективности современного медиаобразования в контексте формирования информационного общества в современной России.
Материалы и методы исследования
Выбор инструментально-методического аппарата исследования обусловлен поставленной целью. Данная работа сочетает в себе элементы фундаментального и прикладного исследования. На теоретическом уровне научного познания нами используется гипотетико-дедуктивный метод, в соответствии с которым статья посвящена научному доказательству выдвинутой гипотезы; метод анализа, синтеза, индукции и формализации. На практическом уровне мы обращаемся к методу анализа статистической информации.
Информационно-эмпирическую основу исследования составляют материалы United Nations Development Program (UNDP) при расчете Education Index, а также аналитическая информация ЮНЕСКО. Теоретико-методологическую основу данной статьи составляет системный подход к изучению социальных процессов и явлений, а также организационный подход к анализу процесса управления социально-экономическими системами. Исследование произведено на базе современной концепции информационного общества и концепции новой экономики.
Дискуссия
В рамках действующей научной парадигмы нет общепризнанного определения информационного общества. Однако изучение трудов различных авторов по данной теме позволил выявить его основные характеристики. Так, под информационным обществом понимается социально-экономическая система, в которой:
более половины рынка труда составляет работа, связанная с созданием, хранением, обработкой и трансляцией знаний и информации [Carpino & Martínez-Cerdá, 2016, р. 41];
более половины валового национального дохода и совокупной добавленной стоимости обеспечивается за счет создания, хранения, обработки и трансляции знаний и информации [Cuervo Sánchez & Medrano Samaniego, 2013, p. 124];
информационно-коммуникационные технологии повсеместно распространены и доступны, а также активно используются практически во всех сферах жизни общества и экономики [Dudukalov et al., 2016, p. 512].
Основополагающим способом формирования и развития информационного общества является медиаобразование [Gretter & Yadav, 2016, p. 511]. Некоторые авторы отмечают, что медиаобразование также сопряжено с воздействием на культуру общества и предполагает создание и закрепление ценности информационно-коммуникационных технологий и стимулирует стремление к владению ими и освоению их использования [Khubetsova, Korkonosenko & Blokhin, 2015, p. 108].
Для обеспечения полноты терминологического аппарата данного исследования также необходимо уточнить тесно связанные с ним понятия медиаграмотность и медиакомпетентность. Медиаграмотность это уровень владения современными информационно-коммуникационными
технологиями в обществе [Kline, 2016, p. 642; Marta-Lazo, 2016, p. 39; Mudhai, Wright & Musa, 2016, p. 269]. Медиакомпетентность представляет собой набор знаний, умений и навыков специалиста (работника) в области использования современных информационно-коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности [Nupairoj, 2016, p. 35;
Popkova, Chechina & Sultanova, 2016, p. 218; Popova, 2015, p. 164; Ranieri & Fabbro, 2016, p. 478].
Проведенный анализ научной литературы по теме статьи показал, что к настоящему времени сформирована прочная теоретическая база изучения медиаобразования через призму информационного общества. В публикациях современных ученых-теоретиков и экспертов-практиков анализируются преимущественно фундаментальные основы медиаобразования, а именно приводятся различные варианты трактовки этого понятия, обосновывается его роль и значение в условиях формирования информационного общества, а также определяются проблемы и барьеры на пути развития медиаобразования в различных социально-экономических системах.
При этом прикладные аспекты развития медиаобразования, как правило, остаются за пределами научных изысканий современных авторов, что, по нашему мнению, является причиной наличия серьезного пробела в научном знании, заполнению которого посвящена данная статья.
Результаты исследования
На основе комплексного изучения и систематизации имеющейся аналитической информации по вопросам медиаобразования нами выделены три основные проблемы его развития в современной России. Первая проблема связана с недостаточной разработкой целенаправленных программ в области медиаобразования. В настоящее время в России оно осуществляется в массовом порядке в рамках общеобразовательного (среднего) курса на уроках «информатики» и в порядке получения средне -специального и высшего образования в рамках соответствующих учебных дисциплин («Информационные технологии» с различными модификациями).
Это не позволяет охватить широкие слои населения в рамках медиаобразования, так как большинство опытных давно работающих специалистов либо получали медиаобразование очень давно, и полученные в рамках его курса компетенции (знания, умения и навыки) не востребованы сегодня, либо не получали медиаобразование даже в рамках среднего курса, так как в то время оно не было предусмотрено.
Следует отметить, что в России также распространена практика получения медиаобразования в рамках повышения квалификации работающими специалистами, однако, эта тенденция не носит массовый характер. При этом неработающее население (к примеру, пенсионеры) не имеет доступа к медиаобразованию.
Вторую проблему составляет обучение на базе морально, а зачастую и технически устаревших информационно-коммуникационных технологий и оборудования. Оснащенность аудиторий, предназначенных для медиаобразования, в российских образовательных учреждениях, как правило, осталяет желать лучшего. Несмотря на периодическое выделение грантов на приобретение технологий и оборудования для медиаобразования, они
30
предполагают неполное финансирование, а собственных средств на покупку недостающего оборудования у российских образовательных учреждений, как правило, нет.
Более того, гранты предоставляются единовременно и только на приобретение, а не на содержание и обслуживание таких технологий и оборудования, в связи с чем оно быстро приходит в негодность опять же по причине нехватки собственных средств у образовательных учреждений. Учитывая высокую скорость и революционный характер развития технологий в современном мире, обучение на устаревшем оборудовании нецелесообразно из-за отсутствия возможностей применения приобретаемых с его помощью компетенций.
Третья проблема - преимущественно теоретическая направленность отечественного медиаобразования. Отсутствие или высокая степень морального и/или технического износа оборудования и технологий обуславливает во-первых, фактическую невозможность обеспечения его практической направленности и, во-вторых, вполне обоснованное стремление предоставить обучающимся теоретические знания, которые впоследствии будут служить платформой для приобретения практических навыков использования доступных информационно-коммуникационных технологий.
Как результат, получение диплома о медиаобразовании (или графы в общем дипломе об образовании) не гарантирует владения набором необходимых компетенций для успешного самостоятельного применения информационно-коммуникационных технологий, как в трудовой деятельности, так и в повседневной жизни.
Безусловно, теоретические знания важны, но прикладная специфика медиаобразования определяет необходимость сопровождать их практическими навыками и умениями, без которых такое образование не может считаться полным и фактически становится бесполезным.
В совокупности данные проблемы определяют низкий уровень практического внедрения медиаобразования в современной России и низкую ценность отечественных дипломов о его получении, что сопряжено с целым рядом негативных аспектов:
- низкий уровень медиаграмотности населения тормозит развитие электронной коммерции и электронной системы предоставления государственных услуг в России [Демидов, 2016, с. 115];
низкий уровень медиакомпетентности препятствует развитию отечественного предпринимательства, снижая его конкурентоспособность по сравнению с иностранными конкурентами на внутренних российских рынках и создавая барьеры для его выхода на мировые рынки [Маликов, 2015, с. 147].
Первопричина обозначенных проблем - непризнанность медиаобразования в качестве национального приоритета стратегического развития современного общества, а также отсутствие официально провозглашенной концепции российского медиаобразования и системы его мониторинга и контроля [Федоров, 2009, с. 25].
Следует заметить, что это характерно не только для России, но и для многих других стран. Так, Индекс образования в странах мира (Education Index), составляемый UNDP, не учитывает медиаобразование, из-за чего оно является не только статистически не охваченным, но и не считается приоритетным [UNDP, 2016].
Для решения выявленных проблем развития медиаобразования в современной России мы рекомендуем принятие концепции медиаобразованияи ее закрепление в рамках национального политического курса в области социально-экономического развития современной России. В рамках данной концепции целесообразно принятие четких критериев эффективности меиаобразования, в качестве которых нами предлагаются следующие.
Одним из таких критериев - уровень медиаграмотности населения, под которой нами понимается:
- осведомленность населения о передовых информационно -коммуникационных технологиях;
- уровень владения навыками использование передовых информационно-коммуникационных технологий.
Другой критерий - уровень медиакомпетентности выпускников образовательных учреждений (специалистов), под которой нами понимается:
- информированность специалистов о новейших возможностях использования информационно-коммуникационных технологий для оптимизации своей профессиональной деятельности;
- степень освоения навыков и умений использование передовых информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.
В качестве третьего критерия может выступать совокупный объем затрат на медиаобразование. Такие затраты включают в себя стоимость приобретенного оборудования и информационно-коммуникационных технологий, аренды помещений, используемых материалов, а также оплаты труда педагогов для целей медиаобразования, причем как за счет государственных, так и за счет частных средств.
В соответствии с приведенными качественными критериями мы предлагаем использовать следующую экономико-математическую формулу для количественной оценки эффективности современного медиаобразования.
Экономико-математическая формула для количественной оценки эффективности современного медиаобразования
МОэфф=(АЗК+АЭЭП+АВВП)/ЗМО (1)
где:
МОэфф - показатель, характеризующий уровень эффективности современного медиаобразования; АЭК - прирост электронной коммерции;
АЭЭП - это прирост экономии от оптимизации системы предоставления государственных услуг от развития электронного правительства;
АВВП - это прирост ВВП, обеспечиваемый за счет развития предпринимательства; ЗМО - это совокупные затраты на медиаобразование.
Все показатели в формуле (1) измеряются в денежных единицах, кроме показателя МОэфф, который измеряется в долях от 1.
Преимуществом предложенной формулы является то, что она позволяет не только определять статическую эффективность медиаобразования (на определенный момент времени), но и выявлять динамику ее изменения, а также сравнивать эффективность медиаобразования в разных социально -экономических системах.
Для повышения эффективности современного медиаобразования в данном исследовании предлагается использовать следующие передовые инструменты (табл. 1).
Таблица 1. Сравнительный анализ предложенных передовых инструментов
современного медиаобразования
Инструмент Целевая аудитория Результат применения Преимущества Недостатки
Дистанционное обучение население, работающие специалисты обучение широких слоев населения минимальные затраты на обучение высокая сложность обучения
Кейсовое обучение разработчики технологий и ведущие специалисты инновации в области информационно-коммуникационных технологий модернизация экономики и развитие общества высокая сложность организации процесса обучения
Игровое обучение работающие специалисты массовое обучение работающих специалистов игровая форма (простота восприятия)
Практическое обучение любые желающие приобретение практических навыков практическая направлен-ность высокие затраты на обучение
Рассмотрим их более подробно.
1. Дистанционное обучение. Благодаря отсутствию необходимости предоставления обучающимся оборудования и личного присутствия педагога (достаточно один раз записать на электронный носитель обучающий курс) такой инструмент предполагает минимальные затраты и позволяет сделать
медиаобразование массовым. Оно подходит для обучения населения, а также повышения квалификации работающих специалистов. Однако самостоятельно очень сложно разобраться в новейших технологиях, что снижает результативность такого обучения.
2. Обучение с помощью критического мышления (кейсовое). Оно направлено на стимулирование инновационной активности обучающихся в процессе медиаобразования с целью поиска новых приложений существующих и разработки новых информационно-коммуникационных технологий. Оно ориентировано на специалистов в области информационно-коммуникационных технологий и ведущих специалистов и руководителей предприятий.
3. Имитационное (игровое) обучение.Оно предполагает имитирование рабочих ситуаций и демонстрацию использования в них новейших информационно-коммуникационных технологий. Оно предназначено для массового обучения работающих специалистов.
4. Практическое обучение. Оно предполагает непосредственный контакт обучающихся с педагогом, что позволяет им максимально быстро и хорошо овладеть необходимыми практическими навыками и умениями для успешного применения информационно-коммуникационных технологий.
Описанная концепция российского медиаобразования представлена графически на рис. 1.
Рисунок 1. Предлагаемая концепция российского медиаобразования
Как видно из рис. 1, в результате реализации предложенной концепции ожидается повсеместное распространение информационно-коммуникационных технологий, медиаобразования и их активное использование практически во всех сферах жизни общества и экономики, а также значительное увеличение ВВП за счет развития сфер деятельности, связанных с созданием, хранением, обработкой и трансляцией знаний и информации. В совокупности это приведет к возникновению синергетического эффекта, связанного с формированием информационного общества и новой экономики.
Выводы
Таким образом, мы показали, что в современной России фактически отсутствуют общепризнанные и нормативно закрепленные программы и критерии эффективности медиаобразования, а для его осуществления применяются устаревшие технологии и оборудование, что тормозит формирование информационного общества и развитие новой экономики. Предложенные авторские рекомендации позволяют устранить данные проблемы.
В заключение следует подчеркнуть, что, несмотря на ключевую роль медиаобразования в процессе формирования информационного общества и новой экономики, его не следует рассматривать в качестве единственного инструмента их построения. Поэтому разработанная концепция ориентирована преимущественно на развитие медиаобразования, а другие положительные эффекты выступают как сопутствующие, и для создания информационного общества и новой экономики в современной России необходимо принятие дополнительных мер.
Научно-теоретическая значимость проведенного исследования заключается в уточнении и развитии теоретических положений современной концепции информационного общества и концепции новой экономики через призму медиаобразования. Практическая значимость результатов исследования и полученных авторских выводов определяется прикладной направленностью разработанной концепции российского медиаобразования и сделанных рекомендаций, а также возможностью их практического применения в современной России в процессе управления системой медиаобразования, построения информационного общества и новой экономики.
В качестве ограничения результатов проведенного исследования необходимо обозначить рамочный характер предложенных рекомендаций, а также обобщенную формулировку приведенных критериев эффективности современного медиаобразования. В то же время это позволяет концептуализировать их и делает возможным их применение в других социально-экономических системах. Разработка конкретных нормативно-
35
правовых документов для внедрения предложенной концепции медиаобразования в современной России - перспективное направление дальнейших научно-практических изысканий.
Литература
Демидов А.А. Развитие неформального, информального и медиаобразования для целей развития критического мышления и формирования информационной безопасности личности // Управленческое консультирование. 2016. № 2 (86). С. 113-119.
Маликов, Е.Ю. Реализация платежей в сфере электронной коммерции: новые реалии российского законодательства / Е.Ю. Маликов, Е.Г. Попкова, И.М.Кузлаева // Гуманитарные науки в XXI веке. 2015. № 25. С. 146-148.
Федоров А.В. Состояние медиаобразования в мире: мнения экспертов. М.: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2009. 44 с.
Caprino, M.P., Martínez-Cerdá, J.-F. (2016). Media literacy in Brazil: Experiences and models in non-formal education. Comunicar. № 24 (49), pp. 39-48.
Cuervo Sánchez, S.L., Medrano Samaniego, C. (2013). Literacy in the media: beyond the competence development | [Alfabetizar en los medios de comunicación: másalládeldesarrollo de competencias]. Teoria de la Educacion. № 25 (2), pp. 111-131.
Dudukalov, E.V., Rodionova, N.D., Sivakova, Y.E., (...), Cheryomushkina, I.V., Popkova, E.G. (2016). Global innovational networks: Sense and role in development of global economy. Contemporary Economics. 2016. № 10 (4), pp. 299-310.
Gretter, S., Yadav, A. (2016). Computational Thinking and Media & Information Literacy: An Integrated Approach to Teaching Twenty-First Century Skills. TechTrends. № 60 (5), pp. 510-516.
Khubetsova, Z.F., Korkonosenko, S.G., Blokhin, I.N. (2015). Journalistic education: Conceptualization and media competences. Mediterranean Journal of Social Sciences. № 6 (3S3), pp. 107-114.
Kline, K., Baudrillard, J. (2016). The Limits of Critical Media Literacy. Educational Theory. № 66 (5), pp. 641656.
Marta-Lazo, C., Hergueta-Covacho, E., Gabelas-Barroso, J.A. (2016). Applying inter-methodological concepts for enhancing media literacy competences. Journal of Universal Computer Science. № 22 (1), pp. 37-54. Mudhai, O.F., Wright, B., Musa, A. (2016). Gender and critical media-information literacy in the digital age: Kenya, South Africa and Nigeria. Journal of African Media Studies. № 8 (3), pp. 267-280.
Nupairoj, N. (2016). The ecosystem of media literacy: A holistic approach to media education. Comunicar. №
24 (49), pp. 29-37.
Popkova, E., Chechina, O., Sultanova, A. (2016). Structural and logical model of contemporary global economic system. European Research Studies Journal. 2016. № 19 (2 Special Issue), pp. 218-227
Popova, L., Litvinova, T., Bakitko, E., Ioda, E., Suleimanova, L., Chirkina,M. (2015). Perspectives of the Growth of Economic Security by Clustering of Small Innovational Enterprises. European Research Studies Journal. 2015. №
18 (Special Issue). С. 163-172.
Ranieri, M., Fabbro, F. (2016). Questioning discrimination through critical media literacy. Findings from seven European countries. European Educational Research Journal. № 15 (4), pp. 462-479.
Sánchez Carrero, J., Aguaded Gómez, J.I. (2013). The extent of media competence among citizens in Andalusia | [El grado de competencia mediática en la ciudadanía andaluza] // Estudios Sobre el Mensaje Periodistico. 2013. №
19 (1), pp. 265-280.
UNDP (2017).Education Index. http://hdr.undp.org/ (24.01.2017).
Vertugo, A.A.G. & Fierro, R.O.I. (2014). Media consumption patterns and communicative competence of university students. Global Media Journal, Canadian Edition. № 7 (2), pp. 23-39.
Vogt, S., Maschwitz, A. (2014). The non-cartesian way: Developing media competence through media production.
Journal of Cases on Information Technology. № 16 (2), pp. 13-25.
References
Cuervo Sánchez, S.L., Medrano Samaniego, C. (2013). Literacy in the media: beyond the competence development | [Alfabetizar en los medios de comunicación: másalládeldesarrollo de competencias]. Teoria de la Educacion. №
25 (2), pp. 111-131.
Demidov, A.A. (2016). The development of non-formal, informal and media education for development of critical thinking and the formation of the personality. Information Security Management Consulting. N 2 (86), pp. 113-119. Dudukalov, E.V., Rodionova, N.D., Sivakova, Y.E., (...), Cheryomushkina, I.V., Popkova, E.G. (2016). Global
innovational networks: Sense and role in development of global economy. Contemporary Economics. 2016. № 10 (4), pp. 299-310.
Fedorov, A.V. (2009). Condition of Media Education in the world, the opinions of experts. Moscow: ICOS UNESCO "Information for All", 44 p.
Gretter, S., Yadav, A. (2016). Computational Thinking and Media & Information Literacy: An Integrated Approach to Teaching Twenty-First Century Skills. TechTrends. № 60 (5), pp. 510-516.
Khubetsova, Z.F., Korkonosenko, S.G., Blokhin, I.N. (2015). Journalistic education: Conceptualization and media competences. Mediterranean Journal of Social Sciences. № 6 (3S3), pp. 107-114.
Kline, K., Baudrillard, J. (2016). The Limits of Critical Media Literacy. Educational Theory. № 66 (5), pp. 641656.
Malikov, E.J. (2015). Implementation of payments in e-commerce: the new realities of the Russian legislation / E.Y.
Malikov, E.G. Popkova, I.M. Kuzlaeva. Humanities in theXXI century. № 25, pp. 146-148.
Marta-Lazo, C., Hergueta-Covacho, E., Gabelas-Barroso, J.A. (2016). Applying inter-methodological concepts for
enhancing media literacy competences. Journal of Universal Computer Science. № 22 (1), pp. 37-54.
Mudhai, O.F., Wright, B., Musa, A. (2016). Gender and critical media-information literacy in the digital age: Kenya,
South Africa and Nigeria. Journal of African Media Studies. № 8 (3), pp. 267-280.
Nupairoj, N. (2016). The ecosystem of media literacy: A holistic approach to media education. Comunicar. № 24 (49), pp. 29-37.
Popkova, E., Chechina, O., Sultanova, A. (2016). Structural and logical model of contemporary global economic system. European Research Studies Journal. 2016. № 19 (2 Special Issue), pp. 218-227
Popova, L., Litvinova, T., Bakitko, E., Ioda, E., Suleimanova, L., Chirkina,M. (2015). Perspectives of the Growth of Economic Security by Clustering of Small Innovational Enterprises. European Research Studies Journal. 2015. №
18 (Special Issue). C. 163-172.
Ranieri, M., Fabbro, F. (2016). Questioning discrimination through critical media literacy. Findings from seven European countries. European Educational Research Journal. № 15 (4), pp. 462-479.
Sánchez Carrero, J., Aguaded Gómez, J.I. (2013). The extent of media competence among citizens in Andalusia | [El grado de competencia mediática en la ciudadanía andaluza] // Estudios Sobre el Mensaje Periodistico. 2013. №
19 (1), pp. 265-280.
UNDP (2017).Education Index. http://hdr.undp.org/ (24.01.2017).
Vertugo, A.A.G. & Fierro, R.O.I. (2014). Media consumption patterns and communicative competence of university students. Global Media Journal, Canadian Edition. № 7 (2), pp. 23-39.
Vogt, S., Maschwitz, A. (2014). The non-cartesian way: Developing media competence through media production.
Journal of Cases on Information Technology. № 16 (2), pp. 13-25.