Практика медиаобразования Media Literacy Education Practices
Медиаобразование как вектор развития региональной экономики
А.В. Боговиз
доктор экономических наук, профессор, гл. научный сотрудник, Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства Россия, 123007, г. Москва, Хорошевское шоссе, д. 35/2, корпус 3,
гл. научный сотрудник, Государственный научно-исследовательский институт Системного анализа Счетной палаты Российской Федерации, Россия, 119048, г. Москва, ул. Усачева, 64 aleksei. bogoviz@gmail. com
С.В. Лобова
доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой управления персоналом и социально-экономических отношений, Алтайский государственный университет, Россия, 656035, Барнаул, пр. Ленина, 61 barnaulhome@mail. ru
Ю.В. Рагулина
доктор экономических наук, профессор, заместитель руководителя НЭЦ, Государственний научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты Российской Федерации, Россия, 119048, г. Москва, ул. Усачева, 64
А.Н. Алексеев
доктор экономических наук, профессор, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, 117997, г. Москва, Стремянный переулок, д. 36,
alexeev_alexan@mail. ru
С.А. Литвинова
кандидат экономических наук, доцент, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва, Россия
Аннотация. В статье исследованы перспективы использования медиаобразования в качестве вектора развития региональной экономики современной России и выявлении способов раскрытия данного потенциала медиаобразования. Авторами определен потенциал медиаобразования в содействии развитию региональной экономики, а также проанализирована роль и значение медиаобразования в развитии региональной экономики современной России. Для этого использованы такие методические инструменты, как контент-анализ научной литературы по теме исследования, анализ причинно-следственных связей, системный анализ, синтез, индукция, дедукция, формализация, а также метод социологического опроса. Вторами произведена систематизация результатов существующих научных исследований в области
83
медиаобразования нами выделены три следующих основных подхода к определению его роли в развитии региональной экономики, классифицированные по принципу значимости роли, отводимой медиаобразованию, в развитии региональной экономики. Авторами выявлено, что в настоящее время в регионах современной России медиаобразование является редким явлением. Результаты исследования свидетельствуют о недостаточном текущем использовании медиаобразования в целях обеспечения развития региональной экономики в современной России. Для использования медиаобразования в качестве вектора развития региональной экономики современной России в работе предложены практические рекомендации и разработана концептуальная схема превращения медиаобразования в вектор развития региональной экономики.
Ключевые слова: медиа, региональная экономика, развитие региона, вектор развития, медиаобразование.
Media education as a vector of development of regional economy
Prof. Dr. Aleksei Bogoviz
All-Russian Research Institute of the Economics of Agriculture, 35/2 Khoroshevskoe Hwy., 3, Moscow, 123007, Russia, Federal Research Institute of System Analysis of the Accounts Chamber of the Russian Federation, 64 Usachev St., Moscow, 119048, Russia, aleksei. bogoviz@gmail. com
Prof. Dr. Svetlana Lobova, Head of the Department of Personnel Management and Socio-Economic Relations,
Altai State University, 61 Lenin Ave., Barnaul, 656049, Russia barnaulhome@mail. ru
Prof. Dr. Yulia Ragulina
Federal Research Institute of System Analysis of the Accounts Chamber of the Russian Federation, 64 Usachev St., Moscow, 119048, Russia
Prof. Dr. Alexander Alekseev
Plekhanov Russian University of Economics, Russia, 117997, Moscow, Stremyanny lane 36, alexeev_alexan@mail. ru
Dr. Svetlana Litvinova
Associate Professor of the Department of Taxation and Accounting, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia
Abstract. The authors study the perspectives of using media education as a vector of modern Russia's regional economy's development and determine the means for opening the potential of media education. The authors determine the potential of media education in cooperation with regional economy's development and analyze the role and meaning of media education in development of regional economy of modern Russia. For this purpose, the following tools were used: content analysis of scientific literature on the topic of the research, analysis of causal connections, systemic analysis, synthesis, induction, deduction, formalization, and the method of sociological survey. The authors systematize the results of existing scientific research in the sphere of media education determines three approaches to determining its role in development of regional economy classified by the principle of significance of the role assigned to media education in development of regional economy. It is determined that media education is a rare phenomenon in the modern Russia's regions. The results of the research show insufficient current use of media education for the purpose of provision of regional economy's development in modern Russia. For using media education as a vector of regional economy's development in modern Russia, the authors offer practical recommendations and develop a conceptual scheme of turning media education into the vector of regional economy's development.
Keywords: media, regional economy, regional development, development vector, media education.
Введение
Под влиянием глобализации медиаобразование приобретает все более важное значение для развития региональной экономики. С одной стороны, доступность передовых медиатехнологий предоставляет возможность построения информационной экономики и информационного общества, что невозможно без эффективного медиаобразования. С другой стороны, усиление глобальной конкуренции регионов делает необходимым развитие медиаобразования для поддержания конкурентоспособности региональной экономики.
Данные тенденции привели к становлению медиаобразования как самостоятельного инструмента развития региональной экономики. Если первоначально технические средства обучения и медийные технологии просто внедрялись в бизнес-процессы и повседневную жизнь людей, то впоследствии появилось медиаобразование. Оно позволяет не просто приобрести медиатехнологии, но обеспечить медиакомпетентность использующих их работников, а также приобщить все общество к практике информатизации благодаря повышению медиаграмотности.
На основании того, что современная Россия находится на начальной стадии построения информационного общества и информационной экономики и характеризуется низкой глобальной конкурентоспособностью региональной экономики мы выдвигаем научную гипотезу о том, что потенциал медиаобразования в развитии региональной экономики в настоящее время практически не используется. Данная статья посвящена проверке данной гипотезу и определению потенциала медиаобразования в развитии региональной экономики и выявлению степени его использования в современной России.
Материалы и методы
В качестве объекта данного исследования выступает медиаобразование как вектор развития региональной экономики. Цель данной статьи заключается в исследовании перспектив использования медиаобразования в качестве вектора развития региональной экономики современной России и выявлении способов раскрытия данного потенциала медиаобразования. Чтобы достичь данной цели, в данной работе решаются следующие научно-исследовательские задачи:
- определение потенциала медиаобразования в содействии развитию региональной экономики;
- анализ текущей роли и значения медиаобразования в развитии региональной экономики современной России;
- разработка рекомендаций для использования медиаобразования в качестве вектора развития региональной экономики современной России.
Для этого используется следующий методический инструментарий: контент-анализ научной литературы по теме исследования, анализ причинно-следственных связей, системный анализ, синтез, индукция, дедукция, формализация, а также метод социологического опроса.
Дискуссия
Концепция медиаобразования, как способа трансляции знаний о возможностях и технике использования медиа-технологий, описана в трудах многих ученых-исследователей [Dumpit and Fernandez, 2017; Balakrishnan, 2017; Fedorov and Levitskaya, 2017; Skiter et al., 2015; Popkova et al., 2017; Malyshkov and Ragulina, 2014; Przhedetskaya and Akopova, 2015; Saltykov et al., 2015]. На основании анализа данных источников мы пришли к выводу, что под медиаобразованием в современной научной литературе принято понимать обучение использованию новейших медиатехнологий в целях повышения уровня медиаграмотности населения и медиакомпетентности специалистов
предприятий и специалистов, оказывающих государственные услуги населению и бизнесу.
Несмотря на разнообразие взглядов на роль, которую медиаобразование должно играть в развитии региональной экономики, и имеющийся у медиаобразования потенциал в данном направлении, современные ученые сходятся во мнении, что медиаобразование -важньщ элемент системы развития региональной экономики. На основе систематизации результатов существующих научных исследований в области медиаобразования нами выделены три следующих основных подхода к определению его роли в развитии региональной экономики, классифицированные по принципу значимости роли, отводимой медиаобразованию, в развитии региональной экономики.
Первый подход предполагает, что медиаобразование - один из факторов развития региональной экономики. В рамках данного подхода медиаобразование играет второстепенную роль, выступая в качестве одного из альтернативных способов развития региона [Guliak, 2017; Anukoonwattaka, 2016; Gagarin and Chainikova, 2016].
В рамках второго подхода считается, что медиаобразование - необходимое условие для развития региональной экономики. Роль медиаобразования в развитии региональной экономики в рамках данного подхода является гораздо более важной - оно выступает в качестве необъемлемой составляющей его конкурентоспособности [Fleischmann et al., 2017; Otoiu et al., 2017; Geand Zhao, 2017].
Третий подход основан на наделении медиаобразования ключевой ролью в развитии региональной экономики, в рамках которой оно выступает вектором роста. В рамках данного подхода медиаобразованию отводится ключевая роль в развитии региональной экономики как инструмента ее инновационного развития [Schulze-Cleven, 2017; Svarc and Dabic, 2017; Antony et al., 2017].
Мы придерживаемся третьего подхода и считаем, что в современной России медиаобразование может способствовать поддержанию высокого уровня медиаграмотности населения региона и медиакомпетентности представителей предложения на региональном рынке труда.
Результаты исследования
В настоящее время в регионах современной России медиаобразование - редкое явление. Учитывая, что доля образования в целом в отраслевой структуре региональной России в 2016 г. составляет 3,3%, то доля медиаобразования, вероятно, составляет менее 1% (Росстат, 2016). Для определения роли и значения медиаобразования в развитии региональной экономики современной России в ходе проведения данного исследования нами был проведен социологический опрос. Было опрошено 1000 представителей предприятий регионов России и 1000 жителей регионов России. В итоге были получены следующие результаты (рис. 1-7).
Рис. 1. Распределение ответов респондентов по вопросу о роли медиаобразования в
развитии региональной экономики
Какую роль, по Вашему мненню, сегодня играет медиаобразованни в развитии региональной экономики
России?
Ключевая роль вектор развития ]Э 6ГИОНЗ льнои экономики
Важная роль необходимое условие для развнтI га реп тональной эконом ейI
Второстепенная роль" фактор развития реп юна льнои эконом па I
С
Как видно из рис. 1, по мнению большинства (76%) представителей общества и бизнеса, в настоящее время медиаобразование играет второстепенную роль в развитии региональной экономики современной России.
Рис. 2. Распределение ответов респондентов среди региональных предпринимателей по вопросу об уровне медиакомпетентности их сотрудников
Как Вы оцениваете уровень меднакомпетености сотрудников своего предприятия?
медиакомпетентности
приемлемый уровень ме дт I акомпе т ент но с т н
высокий уровеш. медиакомпетентности
и К) 20 ДО 4() 50 60
Как видно из рис. 2, большинство (54%) отечественных региональных предпринимателей оценивают уровень медиакомпетентности своих сотрудников как низкий и чуть менее половины (41%) - как приемлемый, то есть отмечая перспективы и необходимость его повышения. При этом дополнительный опрос опказал, что практически никакие региональные предприятия (то есть 96%) не используют медиаобразование для повышения уровня медиакомпетентности своих сотрудников.
87
Рис. 3. Распределение ответов респондентов по вопросу о препятствия на пути более
активного использования медиаобразования
Что препятствует более активному использованию
низкое качество услуг в обласш ме Д1 ю обра зовага ы
высокая стоимость услуг в области медиаобразования
недоступность услуг в области медшобразовашш (ннзктп! уровень предложения на рынке)
29 30 31 32 33 34 35 36
Как видно из рис. 3, на пути более активного использования медиаобразования стоит целый ряд проблем. Это и низкое качество услуг в области медиаобразования, отмеченное 35% респондентов среди предпринимателей, и высокая стоимость этих услуг (34%) и недоступность таких услуг из-за низкого уровня предложения на рынке (31%).
Рис. 4. Распределение ответов респондентов по вопросу об уровне медиакомпетентности сотрудников, ответственных за предоставление
государственных услуг
Как видно из рис. 4, по мнению большинства (80%) представителей общества и бизнеса в регионах России, уровень медиакомпетентности сотрудников, ответственных за предоставление государственных услуг, является неприемлемо низким.
Рис. 5. Распределение ответов респондентов по вопросу об уровне медиаграмотности
населения регионов России
Как Бь I С И11ВС?' 11 С»- ^ рОВбНЬ ^ ^ СЗ^Д 11 Г* ^ 41IVIО' 1.41 {ОСГ '1*11 населения регионов России?
неприемлемо гагзьлш уровень ме Д1 мкомпе т ент но сти
приемлемый уровень ме Д1 юкомпег ент но си I
высокий уровень медшжомпетеншостп
17
г< -
о 10 20 30 40 50 60 "0 80 90
Как видно из рис. 5, по мнению большинства респондентов (81%), уровень медиаграмотности населения регионов России является неприемлемо низким.
Рис. 6. Распределение ответов респондентов среди населения регионов России по вопросу
о доступности медиаобразования
Доступны ли для Вас услуги в области
да. доступны, но я нх не получаю
да., доступны и я нх получаю
^■"нГ 1 1
Как видно из рис. 6, большинство (89%) респондентов среди населения, также как и среди предпринимателей, отмечают, что услуги в области медиаобразования для них недоступны.
Результаты проведенного анализа свидетельствуют о недостаточном текущем использовании медиаобразования в целях обеспечения развития региональной экономики в современной России. Для использования медиаобразования в качестве вектора развития региональной экономики современной России нами предлагаются следующие рекомендации:
- повышение доступности медиаобразования (увеличение предложения на региональном рынке) обеспечение доступа широких слоев населения и бизнеса к медиаобразованию через запуск образовательных курсов для всех желающих
на бесплатной основе, при этом посещение углубленных курсов на платной может быть установлено как обязательное для сотрудников, ответственных за предоставление государственных услуг, и бизнесменов;
- повышение качества медиаобразования через расширение направленности медиаобразования и достижение его комплексности с помощью установления и/или обновления соответствующих образовательных стандартов и нормативов и контроля над их исполнением.
Разработанная нами концептуальная схема превращения медиаобразования в вектор развития региональной экономикипредставлена графически на рис. 7.
Первоначально инициатива по развитию и повышению эффективности медиаобразования исходит от представителей региональных органов власти, как организаторов и контролеров его проведения. Впоследствии это приводит к развитию регионаза счет вклада медиаобразования в расширение использования средств массовой информации в регионе, повышение уровня медиаграмотности населения региона и повышение уровнямедиакомпетентности работников предприятий и представителей государственной власти в регионе.
Рис. 7. Концептуальная схема превращения медиаобразования в вектор развития
региональной экономики.
Выводы
В результате проведения исследования можно сделать вывод, что медиаобразование обладает значительным потенциалом развития региональной экономики и может стать новым вектором его развития. Однако без содействия государства данный потенциал не может быть реализован. Это обусловлено тем, что рыночные отношения недостаточно развиты в сфере образования в целом и в сфере медиаобразования в частности.
Предложенная нами концептуальная схема превращения медиаобразования в вектор развития региональной экономики позволяет сформировать высококонкурентную среду на рынке медиаобразования в регионах России и обеспечить тщательный государственный контроль над соблюдением стандартов качества. Следовательно, это приведет к повышению доступности и эффективности медиаобразования, обеспечивая реализацию его потенциала благотворного воздействия на региональную экономику, содействуя ее информатизации и повышению ее глобальной конкурентоспособности.
References
Antony, J., Klarl, T., Lehmann, E.E. (2017). Productive and harmfulentrepreneurship in a knowledge economy.
Small Business Economics. 2 (1), pp. 1-14.
Anukoonwattaka, W. (2016). Global Value Chains and Competitiveness of the Integrated Regions: Exchange Rate Issues. ASEAN Economic Community: A Model for Asia-wide Regional Integration?, pp. 127-15 Balakrishnan, V. (2017). Key determinants for intention to use social media for learning in higher education institutions. Universal Access in the Information Society. 16 (2), pp. 289-301 .
Dumpit, D.Z., Fernandez, C.J. (2017). Analysis of the use of social media in Higher Education Institutions (HEIs) using the Technology Acceptance Model. International Journal of Educational Technology in Higher Education, 14(1), pp. 5-9.
Fedorov, A., Levitskaya, A. (2017). Media education and media criticism in the educational process in Russia.
European Journal of Contemporary Education. 6(1), pp. 39-47.
Fleischmann, K., Daniel, R., Welters, R. (2017). Developing a regional economy through creative industries: innovation capacity in a regional Australian city. Creative Industries Journal. 1 (2), pp. 1-20. Gagarin, G.Y., Chainikova, L.N. (2016). Increasing the competitiveness of Russian regions in contemporary environment. Actual Problems of Economics. 175(1), pp. 148-158.
Ge, Y., Zhao, X. (2017). Regional economy and development: A viewpoint and application of spatial statistics.
Spatial Statistics. 2 (1), pp. 126-129.
Guliak, R. (2017). New Resonance Approach to Competitiveness Interventions in Lagging Regions: The Case of Ukraine before the Armed Conflict. Review of Economic Perspectives . 17 (1), pp. 25-56.
Malyshkov, V.I., Ragulina, Y.V. (2014). The entrepreneurial climate in Russia: The present and the future. Life Science Journal. 2014. 11 (6), pp.118-121.
Otoiu, A., Bere, R., Silvestru, C.An assessment of the first round impact of innovation industries on europe's regional economies. Amfiteatru Economic. 2017, 19(44), pp. 289-301.
Popkova, E.G., Popova, E.A., Denisova, I.P., Porollo, E.V. (2017). New approaches to modernization of spatial and sectorial development of Russian and Greek regional economy. European Research Studies Journal. 20 (1), pp. 129-136.
Przhedetskaya, N., Akopova, E. (2015). Institutional designing of continuous education in Russia under the conditions of neo-economy and globalization. Regional and sectoral economic studies. 15 (2), pp. 115-122. Rosstat (2016). Russian Regions. Social and economics levels. Moscow, 1326 p. Росстат. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2016. 2016. М.: Росстат, 1326 с.
Saltykov, S., Rusyaeva, E., Kravets, A.G. (2015). Typology of scientific constructions as an instrument of
conceptual creativity. Communications in Computer and Information Science. 535, pp. 41-57.
Schulze-Cleven, T.Higher (2017). Education in the Knowledge Economy: Politics and Policies of Transformation.
PS - Political Science and Politics, 50 (2), pp. 397-402.
Skiter, N., Semenychev, V., Litvinova, T.N. (2015). Model of economic growth in Russia under conditions of integration into the world economy. Applied Econometrics and International Development. 15 (2), pp. 63-70. Svarc, J., Dabic, M. (2017). Evolution of the Knowledge Economy: a Historical Perspective with an Application to the Case of Europe. Journal of the Knowledge Economy. 8(1), pp. 159-176.