Научная статья на тему 'Роль математических дисциплин в обучении студентов факультета социально-культурного сервиса и туризма'

Роль математических дисциплин в обучении студентов факультета социально-культурного сервиса и туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / MATHEMATICAL DISCIPLINES / СПЕЦИАЛИСТЫ В ОБЛАСТИ СЕРВИСА И ТУРИЗМА / EXPERTS IN THE FIELD OF SERVICE AND TOURISM / МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ / METHODS OF TRAINING IN MATHEMATICS IN HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шибаев В. П.

В данной статье рассматривается актуальная проблема изучения математических дисциплин в высших учебных заведениях студентами, обучающимися на факультете «Социально-культурного сервиса и туризма». Автор свидетельствует, что для студентов, чья профессия будет связана с сервисной, либо туристской деятельностью, математические дисциплины играют очень важную роль. Они помогают формировать алгоритмическое и логическое мышление у студентов; способствуют освоению современных методов математического моделирования при анализе социально-экономических процессов; содействуют овладению методов исследования и решения математических задач, а также выработке у студентов умения самостоятельно расширять свои математические знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF MATHEMATICAL DISCIPLINES IN THE TRAINING OF STUDENTS OF THE FACULTY OF SOCIAL AND CULTURAL SERVICE AND TOURISM

The article considers a topical problem of studying of mathematical disciplines in higher education institutions by students, who major in sociocultural service and tourism. Mathematics comprehensively develops a human intellect and, therefore they are very important in training of students of higher education institutions. The author suggests that for students, whose profession is connected with service or tourism activities, mathematical disciplines play a very important role. They help to shape algorithmic and logical thinking, promote the development of modern methods of mathematical modeling in the analysis of socioeconomic processes, contribute to the mastery of methods of research and solving math problems, as well as developing an ability to enhance mathematical knowledge in students.

Текст научной работы на тему «Роль математических дисциплин в обучении студентов факультета социально-культурного сервиса и туризма»

11. Gorbunova I.B., Shalaeva E.A., Tovpich I.O. Kompleksnaya model' obucheniya muzyke i razvitiya tvorcheskih sposobnostej obuchaemyh v Shkole cifrovogo veka s ispol'zovaniem muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 250 - 254.

12. Gorbunova I.B., Berger N.A., Yacentkovskaya N.A. Obschee muzykal'noe obrazovanie v Shkole XXI veka. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 6 (55): 147 - 151.

Статья поступила в редакцию 30.09.16

УДК 378

Shibaev V.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Mathematics Department, Stavropol State Agrarian University

(Stavropol, Russia), E-mail: shibaevy_stv@mail.ru

THE ROLE OF MATHEMATICAL DISCIPLINES IN THE TRAINING OF STUDENTS OF THE FACULTY OF SOCIAL AND CULTURAL SERVICE AND TOURISM. The article considers a topical problem of studying of mathematical disciplines in higher education institutions by students, who major in sociocultural service and tourism. Mathematics comprehensively develops a human intellect and, therefore they are very important in training of students of higher education institutions. The author suggests that for students, whose profession is connected with service or tourism activities, mathematical disciplines play a very important role. They help to shape algorithmic and logical thinking, promote the development of modern methods of mathematical modeling in the analysis of socioeconomic processes, contribute to the mastery of methods of research and solving math problems, as well as developing an ability to enhance mathematical knowledge in students.

Key words: mathematical disciplines, experts in the field of service and tourism, methods of training in mathematics in higher education.

В.П. Шибаев, канд. пед. наук, доц. каф. математики, Ставропольский государственный аграрный университет,

г. Ставрополь, E-mail: shibaevy_stv@mail.ru

РОЛЬ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА

В данной статье рассматривается актуальная проблема изучения математических дисциплин в высших учебных заведениях студентами, обучающимися на факультете «Социально-культурного сервиса и туризма». Автор свидетельствует, что для студентов, чья профессия будет связана с сервисной, либо туристской деятельностью, математические дисциплины играют очень важную роль. Они помогают формировать алгоритмическое и логическое мышление у студентов; способствуют освоению современных методов математического моделирования при анализе социально-экономических процессов; содействуют овладению методов исследования и решения математических задач, а также выработке у студентов умения самостоятельно расширять свои математические знания.

Ключевые слова: математические дисциплины, специалисты в области сервиса и туризма, методы проведения занятий по математике в высших учебных заведениях.

Вузовская программа по математике для разных специальностей имеет свои особенности, курсы сориентированы на потребности смежных дисциплин, но математическое ядро, как правило, общее для всех. Существенную часть государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине «Математика» составляет изучение её оснований, к которым традиционно относят, в том числе, математическую логику. Здесь присутствует достаточно благодатная почва для мотивации изучения математики, аргументов можно приводить много, причем они будут для студентов весьма значимыми и актуальными. Достаточно того, что при формулировании математических утверждений используется так называемая предметная речь, обладающая такими свойствами, как краткость, лаконичность, четкость. Все эти качества необходимы для грамотной профессиональной речи специалиста в области сервиса и туризма.

В курсе обучения специалистов сервиса и туризма при изучении дисциплины «Математика», рассматриваются её разделы: математический анализ, аналитическая геометрия и линейная алгебра, а также теория вероятности и математическая статистика. Для студентов, чья профессия будет связана с сервисной, либо туристской деятельностью, данные дисциплины играют важную роль: помогают формировать алгоритмическое и логическое мышление; способствуют освоению современных методов математического моделирования при анализе социально-экономических процессов; содействуют овладению методов исследования и решения математических задач, а также выработке у студентов умения самостоятельно расширять свои математические знания.

Курс математики теряет всякую привлекательность для студента, если не происходит постоянной опоры на практические задачи предметной области его интересов. При решении математических задач, в которых условие и требование включены в ситуацию практического характера, первоначально формируются, а затем уже и используются знания, умения, навыки

установления связей, имеющих тип причина - следствие, между качественными показателями экономического, социального, естественнонаучного процесса и возможностями их описания на математическом языке. Установление и, что более важно для практики, изучение таких связей невозможно без реализации этапов математического моделирования: формализации, исследования построенной модели с привлечением аппарата математики, интерпретации. На каждом этапе формируются, а на более высоком уровне и применяются такие умения, как выражение положений задачной ситуации нематематического содержания математическими символами, использование соответствующего аппарата математики, отбор методов и приемов решения, прогнозирование значение результата для практического его оценивания

Для комплексного изучения такой трудной и многогранной науки как математика необходимы различные методы проведения лекционных и практических занятий в высших учебных заведениях. Их можно осуществлять с помощью:

1) Интерактивных методов, то есть взаимодействия между преподавателем и студентами. Данные методы обучения можно разделить на игровые и неигровые.

а) Игровые интерактивные методы обучения: деловая учебная игра, ролевая игра, психологический тренинг.

б) Неигровые интерактивные методы обучения: анализ конкретных ситуаций (case-study), групповые дискуссии, мозговой штурм, методы кооперативного обучения;

2) Использования новых технологий в обучении, например: лекции-презентации, построение компьютерных графиков и схем и многое другое;

Благодаря данным методам, студенты намного легче усваивают математические дисциплины.

В заключение хотелось бы сказать, что математика представляет собой целый пласт культуры всего человечества. Эта прекрасная наука всесторонне развивает интеллект человека, а значит, её необходимость в учебной программе студентов высших

учебных заведений очень велика. Для специалистов в области сервиса и туризма математические дисциплины - основа будущей профессии. Ведь именно они помогают научиться рацио-

Библиографический список

нально и логически мыслить, анализировать различные ситуации на рынке услуг, правильно распределять доходы будущего бизнеса и многое другое.

1. Игнатьева И.В. О мотивации изучения математики студентами нематематических специальностей. Царскосельские чтения. 2010; № XIV; Том II.

2. Шибаев В.П. Мамаев И.И. Проблемные ситуации на лекциях по математическому анализу. Теоретические и прикладные проблемы современной педагогики. 2012: 124 - 128.

3. Игнатьева Е.Ю. Самооценка в обучающейся организации. Университетское управление: практика и анализ. 2006; 6: 30 - 37.

4. Мамаев И.И., Шибаев В.П. Активизация познавательной деятельности студентов при изучении математических дисциплин. Теоретические и прикладные проблемы современной педагогики. 2012: 62 - 67.

5. Игнатьева Е.Ю. Менеджмент знаний в образовательном процессе высшей школы. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Великий Новгород, 2008.

6. Игнатьева Е.Ю. Компетентностный подход в менеджменте знаний вуза. Интеграция образования. 2007; 1: 35 - 40.

References

1. Ignat'eva I.V. O motivacii izucheniya matematiki studentami nematematicheskih special'nostej. Carskosel'skie chteniya. 2010; № XIV; Tom II.

2. Shibaev V.P. Mamaev I.I. Problemnye situacii na lekciyah po matematicheskomu analizu. Teoreticheskie iprikladnye problemy sovremennoj pedagogiki. 2012: 124 - 128.

3. Ignat'eva E.Yu. Samoocenka v obuchayuschejsya organizacii. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2006; 6: 30 - 37.

4. Mamaev I.I., Shibaev V.P. Aktivizaciya poznavatel'noj deyatel'nosti studentov pri izuchenii matematicheskih disciplin. Teoreticheskie i prikladnye problemy sovremennoj pedagogiki. 2012: 62 - 67.

5. Ignat'eva E.Yu. Menedzhment znanij v obrazovatel'nom processe vysshej shkoly. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Velikij Novgorod, 2008.

6. Ignat'eva E.Yu. Kompetentnostnyj podhod v menedzhmente znanij vuza. Integraciya obrazovaniya. 2007; 1: 35 - 40.

Статья поступила в редакцию 05.10.16

УДК 37.035.6

Kolpachyova O.Yu., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of General Education and Modern Educational Technologies, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: arevik-83@mail.ru

Avdeyeva L.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of General Education and Modern Educational Technologies, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: arevik-83@mail.ru

Shirvanyan A.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of General Education and Modern Educational Technologies, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: arevik-83@mail.ru

DEVELOPMENT OF PATRIOTIC EDUCATION IN RUSSIA IN THE FIRST HALF OF THE 19TH CENTURY. The article studies a problem of struggle with pro-western orientation in education and the development of national foundations in education. The work uses thesis of national doctrine of the Russian Empire in Nikolaev epoch and development of perspectives on patriotic education. According to the survey of works of the studied period, the upbringing in the Russian Empire had to be conducted in Russian, despite the differences in religion and languages of the population, which included mandatory education for all students of Russian Empire, Russian history and law and was an essential prerequisite to the russification of the people in the country. Special attention of the researchers is given to religious education. These ideas formed the basis of the national doctrine of the Russian Empire.

Key words: patriotic education, national focus education, educational institutions, critical rethinking of western education, representatives of literary and social thought of the country.

О.Ю. Колпачева, д-р пед. наук, проф. каф. общей педагогики и современных образовательных технологий, Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, E-mail: arevik-83@mail.ru Л.Н. Авдеева, канд. пед. наук, ст. преп. каф. общей педагогики и современных образовательных технологий, Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, E-mail: arevik-83@mail.ru А.Э. Ширванян, канд. пед. наук, ст. преп. каф. общей педагогики и современных образовательных технологий, Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, E-mail: arevik-83@mail.ru

РАЗВИТИЕ ОСНОВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

Статья посвящена проблемам борьбы с прозападной направленностью в образовании и развитию его национальных основ, диалектике формирования национальной доктрины Российской империи в николаевскую эпоху и развития взглядов на патриотическое воспитание. По данным анализа работ того времени, авторами был сделан вывод о том, что воспитание на территории империи должно быть русским, несмотря на разность вероисповедания и языков, что предполагало обязательность обучения всех учащихся империи русскому языку, российской истории и законодательству и являлось важнейшей предпосылкой к русификации населявших страну народов. Особое внимание уделялось религиозному воспитанию. Особое внимание было уделено религиозному образованию. Именно эти идеи легли в основу национальной доктрины Российской империи.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, Национальная направленность образования, учебных заведений, критическое переосмысление западного образования.

Учреждение Министерства народного просвещения в 1803 г., образование учебных округов, создание стройной сети учебных заведений создали в начале XIX века благоприятные условия для развития патриотического воспитания юношества. Но правительство не торопилось придать воспитанию подрастающего поколения национальную направленность, о чем свиде-

тельствует сохранение курса на «энциклопедичность» образования. В первые гимназические программы не вошли русский язык и словесность: приём в гимназии осуществлялся на базе уездных училищ и составители посчитали ранее полученные языковые знания достаточными для освоения гимназического курса. По сравнению с всеобщей географией и историей мало времени

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.