Научная статья на тему 'Вклад математических дисциплин в процесс подготовки специалистов в области сферы услуг населению'

Вклад математических дисциплин в процесс подготовки специалистов в области сферы услуг населению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
489
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕРВИС И ТУРИЗМ / SERVICE AND TOURISM / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / TRAINING / МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / MATHEMATICAL DISCIPLINE / МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ / METHODS OF TRAINING IN MATHEMATICS IN HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шибаев В.П.

В статье рассматривается роль математики в учебном процессе факультета сервиса и туризма. В курсе обучения специалистов сервиса и туризма при изучении дисциплины «Математика», рассматриваются разделы математический анализ, аналитическая геометрия и линейная алгебра, а также теория вероятности и математическая статистика. Для студентов, чья профессия будет связана с сервисной, либо туристской деятельностью, данные дисциплины играют важную роль: помогают формировать алгоритмическое и логическое мышление; способствуют освоению современных методов математического моделирования при анализе социально-экономических процессов; содействуют овладению методов исследования и решения математических задач, а также выработке у студентов умения самостоятельно расширять свои математические знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTRIBUTION OF THE MATHEMATICAL DISCIPLINES IN THE PROCESS OF TRAINING SPECIALISTS IN THE FIELD OF SERVICES TO THE POPULATION

The article discusses the role of mathematics in the educational process of the faculty of service and tourism. In the course of training specialists in service and tourism in the study of discipline “Mathematics” discusses topics of mathematical analysis, analytical geometry and linear algebra, and probability theory and mathematical statistics. For students whose profession will be connected with the service or tourist activities, these disciplines play an important role: they help to shape the algorithmic and logical thinking; contribute to the development of modern methods of mathematical modeling in the analysis of socio-economic processes; facilitate the mastery of research methods and solving math problems as well as developing in students the ability to extend their mathematical knowledge.

Текст научной работы на тему «Вклад математических дисциплин в процесс подготовки специалистов в области сферы услуг населению»

References

1. Bernshtejn N.A. O lovkostii ee razvitii: uchebnik. Moskva, 2001.

2. Volkov L.V. Sistema upravleniya razvitiem fizicheskih sposobnostej detej shkol'nogo vozrasta vprocesse zanyatij fizicheskoj kul'turoj i sportom. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2008.

3. Evseev S.P. Teoriya i organizaciya adaptivnoj fizicheskoj kul'tury. Moskva, 2010.

4. Suyangulova L.A. Sovershenstvovanie koordinacionnyh sposobnostej ruk detej shkol'nogo vozrasta. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Omsk, 2006.

5. Shapkova L.V. Chastnye metodiki adaptivnoj fizicheskoj kul'tury. Moskva, 2003.

Статья поступила в редакцию 15.04.17

УДК 378

Shibaev V.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Mathematics, Stavropol State Agrarian University

(Stavropol, Russia), E-mail: shibaevy_stv@mail.ru

THE CONTRIBUTION OF THE MATHEMATICAL DISCIPLINES IN THE PROCESS OF TRAINING SPECIALISTS IN THE FIELD OF SERVICES TO THE POPULATION. The article discusses the role of mathematics in the educational process of the faculty of service and tourism. In the course of training specialists in service and tourism in the study of discipline "Mathematics" discusses topics of mathematical analysis, analytical geometry and linear algebra, and probability theory and mathematical statistics. For students whose profession will be connected with the service or tourist activities, these disciplines play an important role: they help to shape the algorithmic and logical thinking; contribute to the development of modern methods of mathematical modeling in the analysis of socio-economic processes; facilitate the mastery of research methods and solving math problems as well as developing in students the ability to extend their mathematical knowledge.

Key words: service and tourism, training, mathematical discipline, methods of training in mathematics in higher education.

В.П. Шибаев, канд. пед. наук, доц. каф. математики, Ставропольский государственный аграрный университет,

г. Ставрополь, E-mail: shibaevy_stv@mail.ru

ВКЛАД МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ СФЕРЫ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ

В статье рассматривается роль математики в учебном процессе факультета сервиса и туризма. В курсе обучения специалистов сервиса и туризма при изучении дисциплины «Математика», рассматриваются разделы математический анализ, аналитическая геометрия и линейная алгебра, а также теория вероятности и математическая статистика. Для студентов, чья профессия будет связана с сервисной, либо туристской деятельностью, данные дисциплины играют важную роль: помогают формировать алгоритмическое и логическое мышление; способствуют освоению современных методов математического моделирования при анализе социально-экономических процессов; содействуют овладению методов исследования и решения математических задач, а также выработке у студентов умения самостоятельно расширять свои математические знания.

Ключевые слова: сервис и туризм, профессиональная подготовка, математические дисциплины, методы проведения занятий по математике в высших учебных заведениях.

Человек, получающий высшее образование, должен быть всесторонне развит в любой сфере, будь то экономика, социология, информатика, математика и т. д. Будучи специалистом, выпускник должен иметь представление об особенностях математического метода познания окружающего мира, владеть математическим языком, иметь представление о прикладных аспектах математики, а также анализировать частные явления и находить общие закономерности, ведь именно эта наука наилучшим образом содействует этому. Такая дисциплина, как математика, способствует формированию математической культуры и математического стиля мышления. Переводя транспортную, экономическую, управленческую или любую другую задачу на математический язык, высококвалифицированный специалист получает возможность использовать для ее решения все разнообразие и богатство средств математики. В отличие от других моделей наук, математика дает весьма четкие логические модели для изучения окружающей действительности. Математической моделью изучаемого объекта (явления, процесса) называется логическая конструкция, отражающая геометрические формы этого объекта и количественные соотношения между его числовыми параметрами [1 - 3].

Использование математических методов создает так называемый математический стиль мышления, т. е. абстрактный, логический, а так же нацеленный на поиск закономерностей [4]. Для математических методов характерно: использование точных количественных оценок; сочетание индуктивного и дедуктивного подходов; четкость формулировок и определений; логическая строгость; универсальность.

Для комплексного изучения математики в условиях высшего образования необходимы различные методы проведения лекционных и практических занятий. Их можно осуществлять с помощью:

1) Интерактивных методов, то есть взаимодействия между преподавателем и студентами, к которым относятся:

- Игровые интерактивные методы обучения, такие, как деловая учебная игра, ролевая игра, психологический тренинг.

- Неигровые интерактивные методы обучения: анализ конкретных ситуаций (case-study), групповые дискуссии, мозговой штурм, методы кооперативного обучения;

2) Использования новых технологий в обучении, например: лекций-презентаций, построение компьютерных графиков и схем и многое другое.

Благодаря данным методам, студенты намного легче усваивают математические дисциплины.

Специалист, который грамотно и аккуратно использует математические методы, приносит пользу в любой сфере деятельности, в том числе и в сфере услуг [5; 6].

Вузовская программа по математике для разных специальностей имеет свои особенности, курсы сориентированы на потребности смежных дисциплин, но математическое ядро, как правило, общее для всех. Существенную часть государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине «Математика» составляет изучение её оснований, к которым традиционно относят, в том числе, математическую логику. Здесь присутствует достаточно благодатная почва для мотивации изучения математики, аргументов можно приводить много, причем они будут для студентов весьма значимыми и актуальными. Достаточно того, что при формулировании математических утверждений используется так называемая предметная речь, обладающая такими свойствами, как краткость, лаконичность, четкость. Все эти качества необходимы для грамотной профессиональной речи специалиста в области сервиса и туризма.

В курсе обучения специалистов сервиса и туризма при изучении дисциплины «Математика», рассматриваются разделы математический анализ, аналитическая геометрия и линейная алгебра, а также теория вероятности и математическая статистика. Для студентов, чья профессия будет связана с сервисной, либо туристской деятельностью, данные дисциплины играют важную роль: помогают формировать алгоритмическое и логическое мышление; способствуют освоению современных методов математического моделирования при анализе социально-экономических процессов; содействуют овладению методов исследования и решения математических задач, а также выработке у студентов умения самостоятельно расширять свои математические знания.

Как отмечает Н.П. Пучков [3], функциональную характеристику процесса обучения математике в соответствии с его целями можно представить в виде совокупности трёх групп функций:

- осознание студентами интеграционной, синтезирующей роли математического знания в системе специальных, профессиональных знаний как основы, расширяющей их представление о научной картине будущей профессиональной деятельности, когда появляются убеждения в том, что успех избранной деятельности, её значимость для общества в определённой мере зависят от математической подготовки, от развития умения находить наиболее оптимальные математические методы;

- расширение представлений студентов об интеграции и диалектике естественно-научного и философского знаний. Понимание абстрактных математических понятий (бесконечное, конечное, пространство, время) обогащается профессиональным смыслом. В результате, процесс обучения математике содействует совершенствованию методологической подготовки будущего специалиста, формирует умение практически использовать диалектический метод познания в учёбе и будущей профессиональной деятельности;

- углубление понимания студентами психологических основ развития своего мышления, способствующего развитию уме-

Библиографический список

ний профессиональной умственной деятельности: от механического заучивания к приобретению новых знаний путём аналогий, обобщению известных теорий [4].

Если взять гостиничный бизнес, то можно проследить, что на каждом этапе необходимы правильные и точные расчеты. Например, сколько мест в гостинице или отеле заняты, какое количество полотенец нужно доложить в номер, какое количество людей посетило данный отель, издержки номеров. В гостиничном сервисе существуют свои специальные формулы для подсчета показателей доходности номерного фонда, среднемесячные показатели величины койко-суток в гостинице, коэффициент потенциальных возможностей гостиницы и т. д. [5]

Также знание математики играет довольно большую роль и в ресторанном бизнесе. Все работники ресторана: повара, официанты, бармены, администраторы, связаны с математическими расчетами.

Таким образом, можно сделать вывод, что благодаря знанию математики будущие специалисты начинают логически мыслить, анализировать, находить множество путей для решения профессиональных задач. Математика так же играет важную роль в естественнонаучных, инженерно-технических и гуманитарных исследованиях. Причина проникновения математики в различные отрасли знаний заключается в том, что она предлагает весьма четкие модели для изучения окружающей действительности в отличие от менее общих и более расплывчатых моделей, предлагаемых другими науками. Без современной математики с ее развитым логическим и вычислительным аппаратом был бы невозможен прогресс в различных областях человеческой деятельности. Эта наука является не только мощным средством решения прикладных задач и универсальным языком науки, но также и элементом общей культуры, что делает её незаменимой в подготовке специалистов различных сфер, в том числе в области сферы услуг населению.

1. Лесник А.Л. Управление доходами в гостиничном бизнесе: учебник. Москва, 2001.

2. Роль математики в современном мире. Available at: www.rae.ru

3. Пучков Н.П. Математический аппарат как средство обучения экономике. Вестник ТГТУ. 2001; Т. 4: 680 - 687.

4. Шибаев В.П. Роль математических дисциплин в обучении студентов факультета социально-культурного сервиса и туризма. Мир науки, культуры, образования. 2016; 5 (60): 233 - 234.

5. Шибаев В.П., Шибаева Л.М. Методические и этические аспекты подготовки преподавателя к проведению занятия на интерактивной основе. Мир науки, культуры, образования. 2014; 4 (47): 102 - 104.

References

1. Lesnik A.L. Upravlenie dohodami vgostinichnom biznese: uchebnik. Moskva, 2001.

2. Rol'matematiki vsovremennom mire. Available at: www.rae.ru

3. Puchkov N.P. Matematicheskij apparat kak sredstvo obucheniya 'ekonomike. Vestnik TGTU. 2001; T. 4: 680 - 687.

4. Shibaev V.P. Rol' matematicheskih disciplin v obuchenii studentov fakul'teta social'no-kul'turnogo servisa i turizma. Mirnauki, kul'tury, obra-zovaniya. 2016; 5 (60): 233 - 234.

5. Shibaev V.P., Shibaeva L.M. Metodicheskie i 'eticheskie aspekty podgotovki prepodavatelya k provedeniyu zanyatiya na interaktivnoj os-nove. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 4 (47): 102 - 104.

Статья поступила в редакцию 17.04.17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.