Роль малых фольклорных форм в развитии детей раннего возраста
Рудь Н. Г.
Рудь Наталья Геннадьевна /Rud ’ Natalia Gennadievna - воспитатель,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 76 «Капелька», г. Сургут
Аннотация: в статье раскрыты проблемы развития детей дошкольного возраста посредством фольклора, а также различные методы, используемые педагогами в работе с дошкольниками при помощи различных форм фольклора.
Abstract: the article reveals the problems of development ofpreschool children by means offolklore, as well as the various methods used by teachers working with preschool children through various forms offolklore.
Ключевые слова: фольклор, художественное слово, народное творчество.
Keywords: folklore, art word, folk art.
Фольклор - это народное творчество, душа русского искусства, музыки. Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Гениальный творец языка и величайший педагог - народ - создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития. Знакомство малыша с устным народным творчеством начинается с песенок, потешек [1]. Я занимаюсь с детьми самыми прозаическими делами: одеваю, кормлю, умываю, причесываю, укладываю спать, успокаиваю. Во время всех этих действий я стараюсь не говорить обыкновенных, порой ничего не значащих и ничего не выражающих слов, а напеваю потешку, прибаутку, считалку, дразнилку. На протяжении всего дня звучат в группе мелодичные строки. Прощаясь с мамой, расплакался малыш, как его отвлечь от грустных мыслей? Беру ребенка на руки, говоря ему ласково, спокойно:
- Кто у нас хороший, Кто у нас пригожий? Володюшка хороший, Володюшка пригожий...Услышав свое имя, ребенок постепенно затихает, успокаивается. А игра продолжается... Усаживаю его на колени, крепко держу и начинаю медленно подбрасывать его, имитируя езду:
«Поехали - поехали по ровненькой дорожке. По кочкам, по кочкам, по ныркам, ныркам, ныркам все прямо и прямо». Темп потешки задает и определенный режим подбрасывания ребенка на коленях, «А потом
вдруг в яму! Бух!». Ребенок смеется. Одна игра-забава сменяет другую. Малыш упал, ему больно, и тут же его утешаю, приговариваю:
- У сороки - боли, у вороны - боли.
А у моего хорошего, да у моего пригожего Димочки, голубчика, все заживи!
Целебна сила слов в сочетании с мягкими, ласковыми, успокаивающими поглаживаниями ушибленного места. И снова ребенок весел! Дети любят слушать потешку «про себя». Какую радость доставляет им рифмованная строчка с собственным именем! «И про меня расскажите, и про меня!» [2].
- Таня, Таня маленька, Танечка удаленька.
«Заинька, топни ножкой. Серенький, топни ножкой, вот так, вот сяк, топни ножкой!» Перед сном наши дети просят спеть полюбившиеся им колыбельные. Спокойный, размеренный ритм речи, как бы покачивающийся рисунок мелодии, успокаивает малышей, снимает напряжение. «Баю-баю, баиньки. В огороде заиньки. Баю-баю, баюшки, не ложись на краешке!» Пою и поглаживаю детей, кого по головке, кого по ручке или по спинке, даю этим понять, почувствовать каждому, что пою именно для него. Дети засыпают под тихий, спокойный, желающий добра голос:
«Бай, бай, бай, ты, собачка, не лай, петушок, не кричи, И Ванюшу не буди. Ванюшка будет спать, да большой вырастать. Он поспит подольше, вырастет побольше» [3].
Гуляя с детьми, обращаю их внимание на различные «капризы и чудеса» природы. Народом сложено много попевок, закличек, песен о природе, и чтобы ребенок острее почувствовал красоту цветка, бабочки, пою им об этом или говорю:
«Бабочка-коробочка, ветер или дождь, полетишь - как ветер, упадешь - как дождь!»
Спряталось солнце за тучку, дети зовут-кличут:
«Солнышко-ведрышко, Взойди поскорей, освети, обогрей телят, да ягнят, еще маленьких ребят!»
Радуются радуге:
«Радуга-дуга, не давай дождя. Давай солнышка-колоколнышка!»
При помощи потешек учу детей ориентироваться в окружающем мире. Для этого подбираю произведения, в которых лаконично и точно говорится о человеке и его действиях или описываются животные, действующие как человек:
«Сорока на кухне пироги печет. Кот в углу сухари толчет.
Кошка в окошке платье шьет. Курица в сапожках избу метет».
Ребенок еще не знает о месте и роли животных в жизни человека. Животные действуют в произведениях на равных, как люди: «кисонька-мурысонька едет на меленку», «котик идет на Торжок», «курочка идет за водичкой», «сорока варит кашу». Так, постепенно, дети начинают осваивать характерные, наиболее
доступные их пониманию особенности всего живого: перемещение в пространстве, потребность в пище, сне:
«Вот и люди спят, вот и звери спят. Вот и ночь пришла, темноту принесла. Заснул петушок, запел сверчок».
Дети обязательно уловят отношение человека к животному, его доброту и ласку:
«Уж как я свою коровушку люблю. Свежей травкой я Буренушку кормлю. Ты иди, моя коровушка, домой, напою тебя водою ключевой».
Язык народных песенок, потешек лаконичен, образен и богат такими звуковыми сопровождениями, которые помогают детям уловить их различия. Слова, разные по смыслу, но отличающиеся друг от друга лишь одним звуком (пальчик-мальчик, ел-пел, наша-Маша), то стоят рядом, то рифмуются, и это подчеркивает особенности каждого из них; формирует способность ребенка улавливать тонкие звуковые различия, подготавливает к овладению правильным звукопроизношением. Разговором или прибауткой побуждаю ребенка произносить трудное для него звукосочетание, подбирая потешку, где этот слог находится под ударением, следовательно, выделяется голосом и хорошо улавливается слухом [4].
Литература
1. Иванова Н. В., Бардинова Е. Ю. «Социальное развитие детей в ДОУ». Методическое пособие. Творческий центр. Москва, 2008 г. - 128 с.
2. Кравцов Н. Н., Лазутин С. Т. «Русское устное народное творчество». Москва, 1987 г. - 448 с.
3. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 1987. - 240 с.
4. Микляева Н. В., Микляева М. Ю. Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования. Методическое пособие. Айрис пресс, Москва 2006. - 240 с.