Научная статья на тему 'РОЛЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКЕ'

РОЛЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
250
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малый бизнес / специальные системы налогообложения / общий налоговый режим / доходы / количество налогоплательщиков / small business / special tax systems / general tax regime / income / number of taxpayers

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Текеева Х.Э., Биджиев А. М.

Статья посвящена развитию и значению малого бизнеса, так как все чаще малый бизнес становится объектом внимания со стороны общественности и предметом различных государственных проектов по развитию экономической инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SMALL BUSINESS IN THE ECONOMY

The article is devoted to the development and importance of small business, since increasingly small business is becoming the object of public attention and the subject of various state projects for the development of economic infrastructure.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКЕ»

РОЛЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКЕ

THE ROLE OF SMALL BUSINESS IN THE ECONOMY

Текеева Х.Э., ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия», г. Черкесск

Биджиев А. М., магистрант, ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия», г. Черкесск

Tekeeva H.E., FSBOU VO "North Caucasus State Academy," Cherkessk

Bijiev A.M., graduate student, FSBOU VO "North Caucasus State Academy,"

Cherkessk

Аннотация: Статья посвящена развитию и значению малого бизнеса, так как все чаще малый бизнес становится объектом внимания со стороны общественности и предметом различных государственных проектов по развитию экономической инфраструктуры.

Abstract: The article is devoted to the development and importance of small business, since increasingly small business is becoming the object of public attention and the subject of various state projects for the development of economic infrastructure.

Ключевые слова: малый бизнес, специальные системы налогообложения, общий налоговый режим, доходы, количество налогоплательщиков

Keywords: small business, special tax systems, general tax regime, income, number of taxpayers

В большинстве развитых стран малый бизнес является основой экономики, залогом ее стабильного развития. Так, доля малого бизнеса в ВВП европейских стран составляет от 30 до 50 %, а доля занятых в этой сфере также приближается к 50 % от общего числа работающего населения. Данный сектор очень гибок и адаптивен к различным процессам в экономике.

Доля малого бизнеса в России — отношение объема выручки малых предприятий, работающих на специальных налоговых режимах, к ВВП — в 2018 году составила 19,1 %. При этом в 2014 году данный показатель находился на уровне 13,4 %. Доля занятых в

DOI:10.24411/2588-0209-2020-10260

сфере малого предпринимательства от общего числа работающего населения в стране также растет и в 2018 году составила 19 %.

Данные статистической налоговой отчетности позволяют проанализировать текущее состояние малого предпринимательства и определить ключевые тенденции его развития.

Так, на начало 2019 года в России работает почти 8,1 млн. субъектов экономической деятельности (организации и индивидуальные предприниматели), из них порядка 2/3, или 5,7 млн., применяют специальные налоговые режимы.

Доля налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, в общем количестве налогоплательщиков растет из года в год и по итогам 2018 года составила 71 % против 59 % в 2014 году (соответственно, доля налогоплательщиков на общем налоговом режиме снизилась: 29 % против 41 %).

Такая динамика указывает на востребованность специальных налоговых режимов. Таблица 1 - Некоторые показатели применения специальных налоговых режимов в 2017-

2018 гг.

Показатель - Специальный налоговый режим 2017 2018 Темп роста, %

УСН:

-Доход, млрд. руб. 13 130 16 967 129,2

-К оличество налогоплательщиков 3 056 467 3 241 687 106,1

ЕНВД:

-Доход (вмененный), млрд. руб. 892 904 101,3

-Количество налогоплательщиков 2 044 154 2 072 711 101,4

ЕСХН

-Доход, млрд руб. 1549 1690 109,1

-Количество налогоплательщиков 100 673 97 035 96,4

-Патент

-Доход (потенциальный), млрд руб. 215 242 112,5

-Количество налогоплательщиков, 287 766 325 630 113,2

которым выдан патент

При этом большая часть налогоплательщиков применяет упрощенную систему налогообложения (УСН) (табл. 1) из-за ряда очевидных преимуществ:

-низкой (по сравнению с общим налоговым режимом) налоговой ставки (15 либо 6 % в зависимости от выбранного объекта налогообложения);

- возможности ведения бухгалтерского учета в упрощенном порядке;

- отмены уплаты налога на прибыль организаций, НДС и налога на имущество организаций / физических лиц (в отношении имущества, не имеющего кадастровой стоимости).

За 5 лет (2014 — 2018 гг.) количество налогоплательщиков на УСН увеличилось на 29 %, причем значительный рост пришелся на 2017 и 2018 годы (106,3 и 106,1 % соответственно). Данная тенденция отмечалась в подавляющем большинстве регионов (таблица 2).

Помимо крупнейших регионов (Москва, Московская область и Санкт-Петербург), больше всего налогоплательщиков на УСН, по данным 2018 года, зарегистрировано в

Краснодарском крае и Свердловской области — 154,7 тыс. и 126,3 тыс. соответственно; Ростовской области — 87,7 тыс.; Новосибирской области — почти 82 тыс., Республике Татарстан — около 79 тыс.

Таблица 2-Топ-8 регионов по численности налогоплательщиков, применяющих УСН, в 2014—2018 гг., тыс. человек

Темп

Субъект РФ 2014 2015 2016 2017 2018 роста к 2017 году, %

Москва 299,9 332,3 333,9 362,8 401,5 110,7

Московская область 129,7 158,1 165,2 179,2 203,0 113,3

Санкт-Петербург 124,2 139,5 143,9 157,5 178,7 113,5

Краснодарский край 124,9 134,9 138,1 144,3 154,7 107,2

Свердловская область 97,8 112,1 113,1 119,9 126,3 105,3

Ростовская область 67,7 76,4 77,5 81,9 87,7 107,1

Новосибирская область 61,9 70,1 72,1 77,9 81,8 105,0

Республика Татарстан 64,3 69,1 69,8 74,0 78,9 106,7

Итого в целом по стране 2511,3 2818,1 2874,8 3056,5 3241,7 106,1

Наибольший темп роста количества плательщиков УСН в 2018 году по сравнению с 2017 годом, помимо крупнейших регионов, был зафиксирован в Чеченской Республике (112,7 %), Чукотском автономном округе (108,5 %), Иркутской (108,7 %), Ленинградской (108,4 %), Владимирской областях (107,9 %) (табл. 3).

Таблица 3- Топ-8 регионов по среднему темпу роста численности налогоплательщиков на УСН в 2018 году

Субъект РФ 2017 2018 Темп роста, %

Санкт-Петербург 157 472 178 666 113,5

Московская область 179 227 203 004 113,3

Чеченская Республика 2 984 3 362 112,7

Москва 362 820 401 534 110,7

Иркутская область 48 777 53 017 108,7

Чукотский автономный округ 703 763 108,5

Ленинградская область 29 640 32 136 108,4

Владимирская область 28 130 30 356 107,9

Количество занятых в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, по итогам 2018 года составило 12,5 млн. человек, что на 450 тыс., или почти на 3,7 %, больше, чем в 2014 году.

В общей численности работающего населения (по справкам 2-НДФЛ, 66,1 млн. чел.) удельный вес таких работников составляет около 19 %.

Таким образом, малые предприятия являются дополнительным катализатором развития социальной сферы, обеспечивая рост занятости и способствуя сокращению уровня безработицы в стране.

Другой важный показатель, который демонстрирует уровень развития малого предпринимательства, — объем выручки. Этот показатель с 2014 по 2018 год вырос практически в 2 раза (с 8,6 трлн до 17,0 трлн руб.). При этом выручка организаций (без нефтегазового и металлургического секторов), работающих на общем налоговом режиме, за аналогичный период увеличилась на 29 % (с 180,2 трлн. руб. в 2014 до 232,4 трлн. руб. в 2018 г.).

Рисунок 1 - Темпы роста доходов налогоплательщиков на УСН и налогоплательщиков

налога на прибыль в 2014—2018 гг., %

Также стоит отметить, что в 2017 году, когда доходы налогоплательщиков, работающих на общем налоговом режиме, снизились на 3,3 %, доходы налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, напротив, продолжили положительный тренд и выросли на 20,7 % по сравнению с 2016 годом (рис. 1).

Это еще раз говорит о том, что малый бизнес более устойчив к различным негативным экономическим факторам.

Средняя выручка на одну организацию, получившую доход, в 2018 году составила 7,6 млн руб., что больше аналогичного показателя 2017 года на 1,1 млн руб., или на 17 %. С 2015 года средняя выручка выросла практически в 1,4 раза (рис. 2).

Рисунок 2- Средняя выручка налогоплательщиков на УСН (получивших доход) в 2015—2018 гг., млн. руб.

Хорошие результаты финансово-хозяйственной деятельности организаций - это показатель стабильных налоговых поступлений. В 2018 году малый бизнес обеспечил 512,7 млрд. руб. налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ, из них 422

млрд руб., или 82 %, составили поступления «упрощенцев». Для сравнения: в 2014 году их вклад в общий объем поступлений — 73 %.

Темп роста поступлений по УСН за 5 лет (183,9 %) превысил темп роста поступлений по налогу на прибыль организаций (172,8 %) (рис. 3).

Рисунок 3- Поступления налога на прибыль организаций (общий налоговый режим) (■) и налога в связи с применением УСН (■), млрд. руб.

Более 40 % всех поступлений по УСН формируют организации оптовой и розничной торговли (кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами), а также организации, занимающиеся операциями с недвижимым имуществом (16,7; 9,9 и 15,3 % соответственно) (рис. 4). Еще по 6-9 % поступлений УСН обеспечивают налогоплательщики, занятые в профессиональной, научной и технологической деятельности, строительстве и обрабатывающих отраслях.

Рисунок 4- Доля отдельных отраслей в поступлениях налога в связи с применением специальных налоговых режимов

При этом налоговая нагрузка организаций на УСН заметно ниже налоговой нагрузки организаций, работающих на общем налоговом режиме (в 2018 году она составила 11,0 %). В то же время налоговая нагрузка организаций, применяющих УСН (в среднем по двум базам: «доходы» и «доходы минус расходы») — 2,5%.

Также, стабильные поступления говорят о хорошей налоговой дисциплине среди организаций на УСН.

Дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства должен способствовать новый специальный налоговый режим — налог на профессиональный доход [3].

На Q9.Q9.2Q19 в качестве самозанятых зарегистрировалось более 195 тыс. человек; суммарный оборот составил 19,3 млрд. руб., а сумма уплаченного налога за первые шесть налоговых периодов достигла 4Q6 млн руб.

Приведенные показатели экономической активности субъектов малого пред принимательства указывают на их стабильный рост и способность быстро адаптироваться к изменяющейся конъюнктуре.

При этом у малого бизнеса есть существенный потенциал для дальнейшего роста и развития субъектов РФ не только по экономическим показателям (выручка региональных пред приятий, поступление налогов и т. д.), но и по показателям социального характера (рост занятости, сокращение безработицы).

Сложившаяся тенденция развития малого предпринимательства позволяет говорить о хороших перспективах развития этой категории налогоплательщиков и в дальнейшем.

Литература

1. Официальный сайт Президента России. Послание Президента Федеральному Собранию. 1 марта 2019г. Москва, Кремль.- URL: http://kremlin.ru/events/president/news/59863

2. Официальный сайт Президента России. Москва, Кремль.- URL: http://kremlin.ru/events/president/news/59863

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 02.11.2013) [Электронный ресурс]. - М., [2014]. - Режим доступа: информационно-правовая справочная система ГАРАНТ.

4. Приложение №3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3^6/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок», https://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/

5. Республиканская целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике на 2009-2011 годы».- URL: http://docs.cntd.ru/document/4599Q2894

6. Мухина И.В. Проблемы финансирования и развития малого бизнеса в России // Российское предпринимательство, 2015 № 3 (273) с. 485-496

7. https://www.sberbank.ru/common/img/uploaded/files/pdf/analytics/s_m_business _dev.pdf

Literatura

1. Ofitsial'nyi sait Prezidenta Rossii. Poslanie Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu. 1 marta 2Q19g. Moskva, Kreml'.- URL: http://kremlin.ru/events/president/news/59863

2. Ofitsial'nyi sait Prezidenta Rossii. Moskva, Kreml'.- URL: http://kremlin.ru/events/president/news/59863

3. Nalogovyi kodeks Rossiiskoi Federatsii (chast' pervaya) ot 31.07.1998 № 146-FZ (red. ot Q2.11.2Q13) [Ehlektronnyi resurs]. - M., [2Q14]. - Rezhim dostupa: informatsionno-pravovaya spravochnaya sistema GARANT.

4. Prilozhenie №3 k Prikazu FNS Rossii ot 30.05.2007 N MM-3-06/333@ «Ob utverzhdenii Kontseptsii sistemy planirovaniya vyezdnykh nalogovykh proveroK», https://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/

5. Respublikanskaya tselevaya programma «Razvitie sub"ektov malogo i srednego predprinimatel'stva v Karachaevo-Cherkesskoi Respublike na 2009-2011 godY».- URL: http://docs.cntd.ru/document/459902894

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Mukhina I.V. Problemy finansirovaniya i razvitiya malogo biznesa v Rossii // Rossiiskoe predprinimatel'stvo, 2015 № 3 (273) s. 485-496

7.

https://www.sberbank.ru/common/img/uploaded/files/pdf/analytics/s_m_business_dev.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.