Научная статья на тему 'Оценка и перспективы выбора использования системы налогообложения субъектами малого бизнеса'

Оценка и перспективы выбора использования системы налогообложения субъектами малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / НАЛОГ / УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / ЕСХН / SMALL BUSINESS / TAXATION / TAX / SIMPLIFIED TAXATION SYSTEM / UAT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чистякова М.К.

В условиях становления и развития рыночной экономики должна расти социально-экономическая роль малого бизнеса, который способен создавать новые рабочие места, расширять занятость, привлекать к легальному экономическому обороту средства, которые находятся в его, и формировать конкурентную среду. Следует отметить, что упрощенная система налогообложения определила свою эффективность прежде всего по отношению к обычной системе налогообложения, но одновременно выявила и ряд проблем, которые требуют быстрого решения. Налогообложение малого бизнеса должно быть эффективным не только для его субъектов, но и для государства, а также справедливым по отношению к другим налогоплательщикам. Исходя из проблем, с которыми сталкиваются малые предприятия, необходимо усилить внимание к малому бизнесу. В кризисных условиях именно малые предприятия способны стимулировать развитие конкуренции, расширять ассортимент, повышать качество, поддерживать экономическое равновесие местных потребительских рынков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чистякова М.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT AND PROSPECTS OF CHOOSING THE USE OF THE TAX SYSTEM BY SMALL BUSINESSES

. In the conditions of formation and development of the market economy, the socio-economic role of small business should grow, which is able to create new jobs, expand employment, attract funds to the legal economic turnover, which are in it, and form a competitive environment. It should be noted that the simplified tax system has determined its effectiveness primarily in relation to the conventional tax system, but at the same time revealed a number of problems that require quick solutions. Taxation of small business should be effective not only for its subjects, but also for the state, as well as fair to other taxpayers. Based on the problems faced by small businesses, it is necessary to increase attention to small businesses. In crisis conditions, it is small enterprises that are able to stimulate the development of competition, expand the range, improve quality, maintain the economic balance of local consumers markets.

Текст научной работы на тему «Оценка и перспективы выбора использования системы налогообложения субъектами малого бизнеса»

УДК 336.22

ОЦЕНКА И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЫБОРА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

СУБЪЕКТАМИ МАЛОГО БИЗНЕСА

М.К. Чистякова, кандидат экономических наук, Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина

Аннотация. В условиях становления и развития рыночной экономики должна расти социально-экономическая роль малого бизнеса, который способен создавать новые рабочие места, расширять занятость, привлекать к легальному экономическому обороту средства, которые находятся в его, и формировать конкурентную среду. Следует отметить, что упрощенная система налогообложения определила свою эффективность прежде всего по отношению к обычной системе налогообложения, но одновременно выявила и ряд проблем, которые требуют быстрого решения. Налогообложение малого бизнеса должно быть эффективным не только для его субъектов, но и для государства, а также справедливым по отношению к другим налогоплательщикам. Исходя из проблем, с которыми сталкиваются малые предприятия, необходимо усилить внимание к малому бизнесу. В кризисных условиях именно малые предприятия способны стимулировать развитие конкуренции, расширять ассортимент, повышать качество, поддерживать экономическое равновесие местных потребительских рынков.

Ключевые слова: малый бизнес, система налогообложения, налог, упрощенная система налогообложения, ЕСХН.

ASSESSMENT AND PROSPECTS OF CHOOSING THE USE OF THE TAX SYSTEM BY SMALL BUSINESSES

M. K. Chistyakova, candidate of economic Sciences Orel state agrarian University named after N. V. Parakhin

Annotation. In the conditions of formation and development of the market economy, the socio-economic role of small business should grow, which is able to create new jobs, expand employment, attract funds to the legal economic turnover, which are in it, and form a competitive environment. It should be noted that the simplified tax system has determined its effectiveness primarily in relation to the conventional tax system, but at the same time revealed a number of problems that require quick solutions. Taxation of small business should be effective not only for its subjects, but also for the state, as well as fair to other taxpayers. Based on the problems faced by small businesses, it is necessary to increase attention to small businesses. In crisis conditions, it is small enterprises that are able to stimulate the development of competition, expand the range, improve quality, maintain the economic balance of local consumers markets.

Keywords: small business, taxation, tax, simplified taxation system, UAT.

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, начала применяться в Российской Федерации с 1966 года, однако до введения соответствующей главы Налогового кодекса РФ в 2003 году она не получила широкого распространения из-за достаточно высокого уровня налоговой нагрузки на предприятия и организации, которые могли ее использовать. Более льготные условия были установлены для индивидуальных предпринимателей, значительная часть которых использовала ее без возможности привлечения наемных работников.

Об этом говорят растущие цифры поступлений в бюджет единого налога, уплаченного в связи с применением УСН, в 2016- 2018 гг., таблица 1.

Доля лиц, выбравших налоговую базу в виде дохода за минусом расходов, не превысила 30%.

Небольшая доля доходов от выдачи патентов индивидуальным предпринимателям в эти годы обусловлена тем, что сама патентная система в рамках УСН начала применяться только с 2016 года.

Снижение доходов в этой сфере налогообложения, очевидно, связано с тем, что суммы потенциального дохода, которые устанавливаются на уровне субъектов Федерации для расчета суммы патентного налога, оказались в 2018 году завышенными, что и привело к оттоку предпринимателей.

В последующий 2016 год рост налоговых поступлений продолжился, хотя финансовый кризис отразился на снижении суммы единого налога в 2018 году на 8,5% по сравнению с предыдущим 2016 годом

Таблица 1 - Объемы и структура поступлений единого налога, уплаченного в связи с применением УСН, в

2016- 2018 гг.

Виды единого налога Сумма поступившего в бюджет налога, млн. руб. Доля поступлений единого налога в зависимости от объекта налогообложения, %

2016 г. 2017 г. 2018 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Единый налог, взимаемый в связи с применением УСН - всего, в т.ч.: 36541 52664 84058 100,0 100,0 100,0

единый налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта доходы 25222 35959 54892 69,0 68,3 65,3

единый налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта доходы, уменьшенные на величину расходов 9352 13830 20703 25,6 26,2 24,6

Единый минимальный налог, зачисляемый в бюджеты государственных внебюджетных фондов 1968 2826 8456 5,4 5,4 10,1

Доходы от выдачи патентов на осуществление предпринимательской деятельности при применении УСН нет 48 6 - 0,1 0,01

В 2017 году сумма единого налога, поступившего от налогоплательщиков, применяющих УСН, превысила уровень 2016 года на 11%, преодолев отставание 2016 года, а в 2018 г. превысила уровень 2016 г. в 1,4 раза, таблица 2.

В 2017 году этим правом воспользовались 46, а в 2018 году - 66 субъектов Российской Федерации. Введение пониженных ставок единого налога при УСН следует рассматривать как льготу для субъектов малого бизнеса, которая позитивно отразилась на их финансовом состоянии и помогло преодолеть активную фазу кризиса.

Таблица 2 - Суммы и доля поступлений единого налога, поступающего в рамках УСН, в общем объеме

налоговых платежей в Российской Федерации в 2016-2018 гг.

Показатели 2016 год 2017 год 2018 год

Налоговые доходы, поступившие в бюджетную систему РФ, млрд. руб. 7659,5 9715,2 10954,0

в том числе: в консолидированные бюджеты субъектов РФ, млрд. руб. 4487,4 5239,1 5791,4

Поступления единого налога от УСН в бюджетную систему РФ, млрд. руб. 134,4 159,0 188,8

в том числе: в консолидированные бюджеты субъектов РФ, млрд. руб. 112,9 142,1 189,3

Доля поступлений единого налога от УСН в общем объеме налоговых поступлений, % 1,75 1,64 1,72

Доля поступлений единого налога от УСН в налоговых поступлениях консолидированного бюджета субъектов РФ, % 2,52 2,71 3,23

В ряде регионов пониженные ставки вводились на ограниченный период и в последующие годы были отменены. В качестве примера можно привести Орловскую область, где территориальным законом была установлена налоговая ставка 7% для налогоплательщиков, осуществляющих такие виды экономической деятельности, как сельское и лесное хозяйство, охота, рыболовство, производство пищевых продуктов, одежды, машин и оборудования, текстильное производство, строительство, научные исследования и разработки и ряд других на 2017-2018 гг.

Следует обратить внимание, что разрешенное снижение налоговых ставок коснулось только тех налогоплательщиков, которые выбрали объект налогообложения в виде доходов за минусом расходов. Субъекты малого предпринимательства, рассчитывающие единый налог в условиях УСН от дохода, не получили никаких льгот.

Таблица 3 - Поступления единого налога, взимаемого в связи с применением УСН (объект налогообложения -_доходы за минусом расходов) __

Показатели 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Единый налог при УСН (объект - доходы за вычетом расходов), млн руб. 29206,2 21892,4 27682,0

Темпы роста единого налога, в % к предыдущему году 134,0 75,0 126,4

Темпы роста единого налога, в % к 2016 году - 75,0 94,8

На доле единого налога сказался и существенный рост общих поступлений налогов, обусловленный увеличением экспорта энергоносителей, что привело к некоторому относительному сокращению вклада хозяйствующих субъектов, применяющих УСН, в формирование доходной части бюджета.

Следует также констатировать, что единый налог от УСН в основном зачисляется в региональные бюджеты и очень слабо представлен в доходах местных бюджетов. Для анализа и оценки уровня налоговых

поступлений этого налога в местные бюджеты можно воспользоваться данными статистической налоговой отчетности по форме 5-УСН, ежегодно формируемой Федеральной налоговой службой России (таблица 3). Из данных таблицы видно, что поступления единого налога от УСН в местные бюджеты растут, хотя финансовый кризис существенно их уменьшил в 2017 и 2018 годы. Уровень налоговых доходов 2016 года был превышен только в 2018 году.

Таблица 4 - Величина и доля единого налога от УСН в общем объеме налоговых поступлений местных _бюджетов Российской Федерации____

Показатели 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Налоговые доходы, поступившие в местные бюджеты, млн руб., в т.ч.: 713030,0 781439,6 853671,2

Поступления единого налога от УСН, млн руб. 14563,3 18580,5 25702,9

Доля поступлений единого налога от УСН в общем объеме налоговых доходов местных бюджетов, % 2,04 2,38 3,01

Более того, как видно из таблицы 4, доля поступлений единого налога от УСН в доходах местных бюджетов только к 2018 году достигла трех процентов, а в предыдущие годы была ниже.

Таблица 5 - Суммы и структура единого налога, начисленного в связи с применением УСН по итогам 2018 года

Показатели Всего в том числе

организации индивидуальные предприниматели

Сумма исчисленного за 2016 год налога, тыс. руб. 239403135 156799722 82603413

в том числе: налога с доходов 192114940 121209306 70905634

тоже в % к общей сумме налога 80,25 77,3 85,8

налога с доходов, уменьшенных на величину расходов 47288195 35590416 11697779

Количество налогоплательщиков, представивших налоговые декларации, - всего, 2427473 1210374 1217099

в том числе: по объекту налогообложения - доходы 1597168 629428 967740

тоже в % к общему числу 65,6 52,0 79,5

по объекту - доходы, уменьшенные на величину расходов 830305 580946 249359

Данные таблицы 5 наглядно показывают предпочтения налогоплательщиков. Рассмотрим более подробно те изменения, которые предусмотрены новым специальным налоговым режимом по сравнению с прежними условиями.

Во-первых, переработан список видов деятельности, для которых может применяться ПСН. На первый взгляд этот список сократился, поскольку в нем сейчас содержится 63 позиции, тогда как раньше их было 69. Однако само количество видов деятельности не изменилось и даже расширилось. Просто, ряд видов деятельности, которые были выделены в отдельные позиции, объединены в одну группу - прочие услуги производственного характера.

Установление нижнего предела потенциального годового дохода в определенной мере ограничивает возможности физического лица при оформлении патента. Те предприниматели, которые имеют относительно небольшой объем деятельности и годового дохода (менее 100 тыс. руб.) вынуждены будут оплачивать повышенную стоимость патента, поскольку ее минимальная величина будет рассчитываться исходя из потенциального дохода 100 и более тыс. руб. С другой стороны, предприниматели, которые, например, занимаются одним видом деятельности, получат привилегии, поскольку их годовой доход может достигать 60 млн. руб., а стоимость патента будет рассчитываться исходя из суммы дохода не более 1 млн. руб., т.е. в 60 раз меньше.

Кроме того, субъекты РФ могут дифференцировать разрешенные виды деятельности по размеру потенциального годового дохода в рамках классификации, предусмотренной ОКУН или ОКВЭД, и устанавливать дополнительный перечень видов деятельности, относящихся к бытовым услугам в соответствии с ОКУН, облагаемых патентным налогом, которые не названы в Налоговом кодексе.

Таким образом, можно сделать итоговый вывод, что принятие ряда последних изменений практически не улучшили условия применения упрощенной системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства, а сохранение предельного значения годового дохода на уровне 64 млн. руб. не расширило сферу действия этого специального налогового режима. Как и раньше, средние предприятия вообще не могут пользоваться преимуществами упрощенной системы налогообложения.

Данные Федеральной налоговой службы России позволяют проследить динамику количества плательщиков, представивших налоговые декларации по ЕСХН, и изменение их структуры. Как следует из таблицы 19, общее количество плательщиков ЕСХН к 2017 г. достигло 146,67 тысяч, увеличившись за 20162017 гг. почти на 15 тысяч. При этом основной их рост произошел за счет индивидуальных предпринимателей, число которых увеличилось с 42,2 до 118,6 тысяч. Одновременно количество организаций, применяющих ЕСХН, сократилось с 33,4 до 28 тысяч или на 16%. Сокращение налогоплательщиков продолжилось и в 2016 году.

Таблица 6 -Количество плательщиков ЕСХН, представивших налоговые декларации, и их структура за 20162018 гг.

Показатели 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Количество плательщиков ЕСХН - всего, в т.ч.: - организаций; - то же в % к общему количеству плательщиков; - индивидуальных предпринимателей; - то же в % к общему количеству плательщиков 131573 28944 22 102629 78 146669 28055 19 118614 81 121644 26394 21,7 95250 79,3

Темпы роста в % к предыдущему году: - общего количества налогоплательщиков, в т.ч.: - организаций; - индивидуальных предпринимателей 143,3 97,9 4,9 111.5 96,9 115.6 82,9 94,1 80,3

Отмеченная динамика привела к соответствующему изменению структуры налогоплательщиков, основную долю которых - на уровне 80% составили индивидуальные предприниматели.

Конечно, следует учитывать, что данные цифры отражают только данные по тем плательщикам, которые официально зарегистрированы и представляют декларации по ЕСХН.

Данные таблицы 20 показывают высокие темпы роста поступлений ЕСХН в докризисный период, его снижение в 2017 г., которое было преодолено уже в 2016 г. При этом доля ЕСХН в общем объеме налоговых поступлений очень незначительна, хотя с 2016 г. она заметно выросла, но не превысила пяти сотых процента.

Таблица 7 - Поступления единого сельскохозяйственного налога за 2016-2018гг.

Показатели 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Сумма единого сельскохозяйственного налога, млн руб. 2420 2166 2679

Темпы роста поступлений ЕСХН к предыдущему году, % 158,7 89,5 123,7

Доля ЕСХН в общем объеме налоговых поступлений, % 0,0397 0,046 0,045

Ограниченное число плательщиков и небольшие суммы ЕСХН обуславливают относительно невысокую долю этого налога в доходах местных бюджетов (таблица 7). При этом за счет наличия временного лага между уплатой ЕСХН и его зачислением в бюджет возникает и некоторое расхождение между суммами уплаченного и поступившего налога.

Цифры, приведенные в таблице 7, подтверждают незначительность поступлений ЕСХН, доля которого в доходах местных бюджетов, хотя и немного выросла в последние годы, продолжает оставаться очень низкой, -не более 0,4%.

Таблица 8 - Поступления единого сельскохозяйственного налога в доходы местных бюджетов Российской _Федерации в 2016-2018 гг.____

Показатели 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Сумма единого сельскохозяйственного налога, млн руб. 2166 2679 4033

ЕСХН, поступивший в местные бюджеты, млн руб. 1692 2039 3085

Доля ЕСХН, поступившего в местные бюджеты, % 78,1 76,1 76,5

Доля ЕСХН в общих налоговых доходах местных бюджетов РФ, % 0,24 0,26 0,36

В результате для многих предпринимателей бизнес в сельском хозяйстве не является привлекательным, имеет место сокрытие и занижение сумм уплачиваемых налогов.

Хотя государственная поддержка сельского хозяйства в России существует, ее размеры более чем на порядок ниже, чем в странах ЕС, таблица 8.

Усиление государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей особенно важно в современных условиях, когда конкуренция с продукцией из других стран обостряется в связи с введением санкций. Российские производители должны иметь выход и на зарубежные рынки сельскохозяйственной продукции. В этих условиях важная роль принадлежит налогообложению, которое не должно ложиться тяжелым бременем на фермерские и другие хозяйства.

Рост количества налогоплательщиков ЕСХН, зафиксированный ФНС России в период до 2017 года, говорит об эффективности данного специального налогового режима, который привлекал в эту важную сферу национальной экономики новых хозяйствующих субъектов. Однако, как свидетельствует статистика, это коснулось только индивидуальных предпринимателей, хотя в 2018 г. уже наметились признаки прекращения их роста. Число налогоплательщиков-организаций сокращается, что требует дальнейшего совершенствования системы ЕСХН для юридических лиц.

Последние изменения налогового законодательства в отношении ЕСХН позволяют упростить администрирование этого налога.

Поскольку плательщики ЕСХН рассчитывают налоговую базу как разницу между доходами и расходами, прежняя формулировка главы не давала четкого ответа на вопрос, можно ли включать в состав расходов суммы

уплаченного ЕСХН по аналогии с другими уплачиваемыми налогами. Уточнен порядок признания доходов в случае возврата предварительной оплаты поставки товаров и в ряде других случаев.

Таблица 9 - Размеры помощи сельскому хозяйству в странах ЕС и России

Страна Дотации на 1 га в евро

Словения 580

Италия 546

Кипр 518

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нидерланды 514

Греция 504

Австрия 458

Германия 401

Франция 345

Латвия 191

Россия 37

Сопоставляя результаты применения единого налога в рамках трех специальных налоговых режимов, ориентированных на сферу малого предпринимательства, - упрощенной системы налогообложения, системы единого налога на вмененный доход и системы единого сельскохозяйственного налога, можно видеть тенденцию изменения структуры поступления этого налога в бюджетную систему по названным режимам (таблица 10).

Как видно из данных таблицы 10, наибольшая доля единого налога принадлежит упрощенной системе налогообложения. При этом ее величина составила около 65%. На втором месте единый налог на вмененный доход, доля которого до 2016 г. стабилизировалась на уровне 34%, а затем снизилась. Это лишний раз подтверждает тенденцию сокращения роли данного налога в налоговой системе страны. И относительно небольшая доля доходов на уровне 1,3% принадлежала единому сельскохозяйственному налогу, которая увеличилась по данным 2016 года, очевидно, за счет сокращения доли ЕНВД, т.е. за счет структурного фактора.

Таблица 10 - Структура налогов на совокупный доход по трем специальным налоговым режимам за 2016-2018 _гг., %_

Налог 2016 год 2017 год 2018 год

Единый налог, взимаемый в условиях применения УСН 64,7 67,9 67,9

ЕНВД для отдельных видов деятельности 34,0 30,5 30,4

Единый сельскохозяйственный налог 1,3 1,6 1,7

Данная картина отражает действительное положение вещей, когда наиболее привлекательным налоговым режимом для субъектов малого предпринимательства является упрощенная система налогообложения.

Решение задач развития малого предпринимательства требует дальнейшего совершенствования налогообложения в этой важной сфере российской экономики как по линии расширения применения упрощенных налоговых систем для всех малых и средних предприятий, а не только микроединиц, так и в отношении увеличения налоговых доходов, поступающих от этих предприятий в бюджетную систему Российской Федерации.

Литература

1. Алентьева Н.В. Проблемы и перспективы развития малых форм хозяйствования в аграрном секторе //В сборнике: Инновационная экономика, стратегический менеджмент и антикризисное управление в субъектах бизнеса сборник статей I Международной научно-практической конференции. 2018. С. 385-389.

2. Алентьева Н.ВПотребительская кооперация как приоритетное направление развития малых форм хозяйствования//В сборнике: Обеспечение устойчивого развития регионов в пространственной структуре экономики России. Национальная (Всероссийская) научно-практическая конференция: сборник научных трудов. Под общей редакцией О.Е. Конобеевой. 2018. С. 91-93.

3. Алентьева Н.В., Чистяклва М.К. Потребительская кооперация - инструмент развития малого бизнеса // Вестник Орел ГИЭТ. 2018. №1 (43). С.170-175.

4. Сидорин А.А., Полякова А.А., Дударева А.Б., Кожанчикова Н.Ю. Совершенствование методики оценки кредитоспособности потенциальных заемщиков //RussianJournalofAgriculturalandSocio-EconomicSciences. 2017. т. 67. №7. С. 102-107.

5. Dudareva A.B., Polykova A.A, Kozhanchikova N.Y.Prioriti directions of Russia"s financial policy. Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences. 2017 №4 (64) С. 26-34.

6. Полухин А.А., Ставцев А.Н. Оценка доступности кредитных ресурсов для технической модернизации сельского хозяйства// АПК: Экономика, управление. 2014. № 7. С. 49-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.