УДК 33
Сибагатуллина Лиана Наилевна, студент 1 курса направления «Экономика», ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Уфимский филиал Финуниверситета) e-mail: lianasib04@gmail. com
Научный руководитель: Яруллин Рауль Рафаэлович, профессор, доктор экономических наук, профессор кафедры «Финансы и кредит», ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Уфимский филиал Финуниверситета)
РОЛЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
Аннотация. В статье рассматривается важная роль малого и среднего бизнеса в экономике России, анализируется влияние малых и средних предприятий на экономический рост страны. Особое внимание уделяется проблемам, с которыми сталкиваются предприниматели этого сегмента рынка, и возможным способам их решения. Исследование выводит на необходимость улучшения условий для развития и поддержки малого и среднего бизнеса в России с целью стимулирования экономического роста и повышения конкурентоспособности страны.
Ключевые слова: малый и средний бизнес, роль МСП, экономика России, предпринимательство, развитие МСП.
Sibagatullina Liana Nailevna, 1st year student of Economics, Federal State Educational Institution of Higher Education "Financial University under the Government of the Russian Federation" (Ufa branch of the Financial University)
e-mail: lianasib04@gmail.com
Scientific supervisor: Raul Rafaelovich Yarullin, Professor, Doctor of
Economics, Professor of the Department of Finance and Credit, Federal State Educational Institution of Higher Education "Financial University under the Government of the Russian Federation" (Ufa branch of the Financial University)
THE ROLE OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE
RUSSIAN ECONOMY
Annotation. The article examines the important role of small and medium-sized businesses in the Russian economy, analyzes the impact of small and medium-sized enterprises on the economic growth of the country. Special attention is paid to the problems faced by entrepreneurs in this market segment and possible ways to solve them. The study points to the need to improve the conditions for the development and support of small and medium-sized businesses in Russia in order to stimulate economic growth and increase the competitiveness of the country.
Keywords: small and medium-sized businesses, the role of SMEs, Russian economy, entrepreneurship, SME development
Малый и средний бизнес являются важным стержнем экономики России, играя значительную роль в обеспечении устойчивого экономического роста и развития страны. Малые и средние предприятия активно участвуют в производстве товаров и услуг, обеспечивая разнообразие рынка и удовлетворяя потребности потребителей на внутреннем рынке. Они стимулируют рост количества новых предприятий и повышение производительности труда, способствуют росту ВВП страны и увеличению налоговых поступлений в бюджет. Кроме того, малые и средние компании часто являются инновационными и гибкими, что позволяет им адаптироваться к изменяющимся условиям рынка быстрее, чем крупные корпорации.
Важной особенностью малого и среднего бизнеса является его способность к созданию рабочих мест и поддержке социально-экономического
развития регионов. Поддержка и развитие этого сектора экономики в России является одним из приоритетов государственной политики, в частности, за счет различных мер поддержки, таких как льготы по налогам, доступ к финансовым ресурсам и обучению предпринимательских навыков.
Необходимо изучать и анализировать влияние сектора малого и среднего бизнеса на экономику России, чтобы разрабатывать эффективные меры поддержки и стимулирования данного сектора, способствующие устойчивому экономическому развитию страны.
В зависимости от средней численности работников за календарный год предприятия согласно ст. 4 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» [1] подразделяются на:
• микропредприятия - до 15 работников включительно;
• малые предприятия - до 100 работников включительно;
• средние предприятия - от 101 до 250 работников включительно.
Чтобы попасть в реестр субъектов МСП доход от предпринимательства за
предшествующий календарный год, не должен превышать следующие предельные значения:
• для микропредприятий - 120 млн рублей;
• для малых предприятий - 800 млн рублей;
• для средних предприятий - 2 млрд рублей.
В 2023 году по сравнению с 2022 годом число субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в России выросло на 6%. На 10 декабря 2022 года их было зарегистрировано 5,97 млн компаний, в 2023 на ту же дату - 6,31 млн компаний. [5] Информация об этом содержится в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства ФНС.
Число сотрудников этих предприятий за год сократилось на 0,7% - с 15,2 млн человек в 2022 году до 15,1 млн человек в 2023.
По данным Росстата [6], представленным на диаграмме, можно увидеть уровень развития малого и среднего бизнеса в различных федеральных округах.
Наиболее высокий уровень развития МСП наблюдается в Центральном Федеральном Округе по сравнению с другими регионами. Это объясняется тем, что данный округ находится вокруг федерального города, который является "ядром" России, с большим населением, обладающим ценными трудовыми ресурсами, и с крупными транспортными маршрутами. В Центральном ФО также сосредоточено большое количество научных и высших учебных заведений. Доля МСП в других федеральных округах существенно ниже. Вторым по значимости МСП регионом в России является Приволжский Федеральный Округ, однако его уровень развития почти в два раза ниже, чем Центральном ФО.
Рост МСП в 2023 году стал возможным благодаря санкциям и замене иностранных компаний, что вынудило малые предприятия адаптироваться к новым условиям быстрее и эффективнее.
Введение санкций привело к ослаблению российской экономики и создало новые вызовы для малого и среднего бизнеса. В первую очередь, ограничение импорта товаров и услуг из стран-участников санкций привело к увеличению цен на импортные товары и услуги, что негативно сказалось на операционных расходах многих предприятий.
Также сокращение доступа к иностранным рынкам и инвестициям
2%
■ Центральный
■ Приволжский
■ Северо-Западный
■ Южный
■ Сибирский
■ Уральский
■ Дальневосточный
■ Северо-Кавказский
■ Юго-Западный
Рисунок 1 - Доля МСП в регионах России
ограничило возможности для развития и расширения бизнеса, особенно для компаний, зависящих от импортных компонентов и технологий. Это привело к снижению конкурентоспособности многих малых и средних предприятий.
Однако санкции также стимулировали развитие отечественного производства и услуг, что дало возможность для роста некоторым секторам экономики и компаниям. Малые и средние предприятия, которые смогли перестроить свою деятельность на внутренний рынок или найти новые рынки сбыта, смогли увеличить свою долю на рынке и укрепить свои позиции.
В 2022 г. вклад сектора МСП в ВВП России составил 21,0%, по данным Росстата. Для сравнения, в 2022 г. во Франции аналогичный показатель составил 42,1%, в Германии - 46,6%, в Испании - 59,5%, в Италии - 62,9%. Значительное отставание сохраняется и по доле занятых в секторе МСП. Так, в России вклад малого и среднего бизнеса в общую численность занятых составляет 24%, в то время как во Франции - 51,7%, в Германии - 57,4%, в Испании - 67,4%, в Италии - 75,7%.
Недостаточное развитие сектора малого и среднего бизнеса в России свидетельствует о постоянных трудностях, с которыми сталкиваются предприятия данного сегмента. Препятствия для предпринимательства были и остаются значительными и многочисленными, начиная с исторически высокой концентрацией крупных предприятий (наследие индустриализации в СССР) и заканчивая несовершенством налогового законодательства, ограниченным доступом к финансированию, отсутствием адекватной инфраструктуры и слабой защитой прав предпринимателей. Текущая ситуация требует перестройки производственных и логистических цепочек для адаптации к новым условиям работы. Эти условия приводят к высоким операционным расходам и повышенным рискам потери бизнеса, которые сохраняются и в настоящее время.
Специальные налоговые режимы для малого бизнеса преимущественно применяются к микропредприятиям, в то время как налоговая система для остальных предприятий малого и среднего бизнеса практически соответствует
общей системе налогообложения. Экспериментальные налоговые режимы, направленные на уменьшение страховых взносов и упрощение налогового учета и отчетности, применимы главным образом к самым мелким формам предпринимательства.
В текущей обстановке многие предприятия малого и среднего бизнеса прибегают к использованию неформальных операций, таких как скрытие части выручки, выплаты "зарплаты в конвертах" и "дробление бизнеса", чтобы обеспечить его выживание. Распространенность таких "теневых схем" становится значительным фактором, ограничивающим конкурентоспособность тех предприятий МСП, которые не применяют такие налоговые оптимизации. Ужесточение налогового контроля, направленное на повышение налоговой дисциплины, может увеличить риски использования теневых схем, однако такие меры также могут негативно сказаться на деловой среде в целом, поскольку более строгий контроль распространяется на всех налогоплательщиков.
Россия отстает от других стран из-за того, что малый бизнес в основном зависит от конечных потребителей. Любое уменьшение уровня потребления негативно сказывается на объеме продаж. Главными секторами для малого и среднего бизнеса в России остаются оптовая и розничная торговля, а также сфера услуг, которые прямо зависят от покупательской способности и численности потребителей. Производственное предпринимательство все еще не развито на должном уровне, хотя наблюдается рост технологических стартапов и компаний в сфере информационных технологий.
Государство играет ключевую роль в поддержке и развитии малого и среднего бизнеса по ряду причин:
1. Финансовая поддержка. Государство может предоставлять финансовую поддержку в виде грантов, субсидий, льготных кредитов или инвестиций для стартапов и малых предприятий. Это помогает предпринимателям получить доступ к необходимым ресурсам для развития своего бизнеса.
2. Облегчение налогового бремени. Введение налоговых льгот или снижение налоговых ставок для малых и средних предприятий может стимулировать их развитие и рост. Это позволяет предпринимателям сохранять больше прибыли для инвестирования в свой бизнес.
3. Обучение и консультирование. Государство может предоставлять образовательные программы, тренинги и консультационные услуги для предпринимателей по вопросам управления бизнесом, маркетинга, финансов и других аспектов предпринимательства.
4. Инфраструктурная поддержка. Государство может инвестировать в развитие инфраструктуры, необходимой для успешного функционирования малых и средних предприятий, такой как транспортная, коммуникационная и энергетическая инфраструктура.
5. Упрощение бюрократических процедур. Сокращение бюрократических барьеров и упрощение процедур регистрации и лицензирования делает процесс запуска и ведения бизнеса более доступным и привлекательным для предпринимателей.
6. Защита прав собственности и контрактных отношений. Государство может обеспечивать защиту прав собственности и контрактных отношений, что повышает уверенность предпринимателей в инвестировании и развитии своих предприятий.
Таким образом, малый и средний бизнес играют крайне важную роль в экономике России, стимулируя экономический рост, создавая рабочие места, способствуя инновациям и повышая конкурентоспособность страны. Поддержка и развитие этого сектора являются приоритетными задачами для государства, поскольку именно малые и средние предприятия могут стать двигателем экономического развития и обеспечить устойчивый рост национальной экономики.
Список использованных источников
1. Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 12.12.2023) // СПС КонсультантПлюс - URL: https: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/
2. Безродных В.М., Субботина Т.Н. Особенности развития малого и среднего предпринимательства в России // Экономика и бизнес: теория и практика. 2023. № 1-1 (95). С. 30-35.
3. Крупнов, Ю. А. О роли малого и среднего предпринимательства в экономике современной России / Ю. А. Крупнов // Вестник евразийской науки. — 2024. — Т. 16. — № 1. — URL: https://esj.today/PDF/09ECVN124.pdf
4. Мезенцев Д.А. Анализ текущей ситуации с развитием малого и среднего бизнеса в России // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2023. Том 13. № 7А. С. 367-376. - URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-economy-2023-7/d1-mezentsev.pdf
5. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства // ФНС России [Электронный ресурс]. - URL: https://ofd.nalog.ru/index.html
6. Росстат / [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. — URL: https://rosstat.gov.ru