Роль малого бизнеса в развитии экономики региона (на примере Северо-Кавказского федерального округа)
Пушная Диана Валериевна, доцент кафедры экономики и менеджмента Кисловодского института
экономики и права.
Краткая аннотация: в статье исследована роль малого бизнеса в развитии экономики региона. Предложена методика количественной оценки вклада малого предпринимательства в прирост оборота всех предприятий и организаций региона, прирост ВРП, улучшение показателей социально-экономического развития региона (на примере Северо-Кавказского федерального округа) ,
Ключевые слова: предпринимательство, малый и средний бизнес, малое предпринимательство, экономика региона, вклад малых предприятий в развитие экономики, Северо-Кавказский федеральный округ.
Fur Diane V., Associate Professor of Economics and management Kislovodskogo Institute of economy and law.
The role of small business in the development of the economy of the region (by the example of the North Caucasus Federal District).
Short-story annotation: in the article the role of small business is investigational in development of economy of region. The method of quantitative estimation of deposit of small enterprise is offered in the increase of turn of all enterprises and organizations of region, increase of VRP, improvement of indexes of socioeconomic development of region (on the example of the North-Caucasian federal district).
Keywords: enterprise, small and middle business, small enterprise, economy of région, contribution of small enterprises to development
В настоящее время малый и средний бизнес занимает существенное место в экономике России, особенно в таких отраслях, как розничная торговля и сфера услуг.
В Северо-Кавказском федеральном округе на этот период осуществляют деятельность 316698 субъектов малого и среднего предпринимательства.
Значительная часть субъектов малого и среднего бизнеса сосредоточена в торговле и в наиболее приоритетных секторах экономики Северо-Кавказского федерального округа - строительстве, агропромышленном комплексе и туризме.
Если рассматривать социально-экономическое состояние СевероКавказского федерального округа в целом и в разрезе образующих субъектов, то можно сказать о том, что они располагают благоприятными условиями для развития агропромышленного комплекса, санаторно-курортной сферы, туризма, строительной индустрии, ряда добывающих и обрабатывающих отраслей, электроэнергетики. Однако все эти преимущества остаются недостаточно реализованными. По большинству ключевых социально-экономических показателей республики в составе Северо-Кавказского федерального округа в течение длительного времени являются аутсайдерами среди других субъектов Федерации [2-5].
К основным проблемам социально-экономического развития СевероКавказского федерального округа относятся:1
• миграция населения, в том числе вынужденная;
• низкий уровень развития системы здравоохранения;
• проблема повышения уровня профессиональной подготовки педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений;
1 Агоева З.И., Топсахалова Ф.М-Г. Мониторинг проблем ъсоциально-экономического развития региона//// Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9-3. - С. 621-624;
• серьезная нехватка педагогических кадров и устаревшая материально-техническая база;
• низкий уровень обеспеченности жильем;
• низкая конкурентоспособность продукции предприятий, малые масштабы внешнеэкономической деятельности;
• высокий уровень безработицы.
Особая роль в решении указанных задач отводится малому бизнесу, самому динамично развивающемуся сектору экономики, способному по своей сущности гибко реагировать на потребности и спрос рынка товаров, лучше и скорее насыщать его продукцией и услугами высокого качества.
Такие характерные для малого предпринимательства свойства, как: гибкость в освоении новых видов деятельности; технологий; высокая оборачиваемость активов, управляемость; высокая степень ротации, обеспечивающей самозанятость населения; увеличение ресурсного потенциала и емкости рынка потребительских товаров; обеспечение стабильных налоговых поступлений в бюджеты всех уровней; творческий поиск; ослабление социальной напряженности - делают малый бизнес важнейшим фактором экономического роста отраслей экономики, определяющего дальнейшее развитие государства по пути экономического и социального прогресса. [6]
В этой связи рассмотрим динамику основных социально-экономических показателей Северо-Кавказского федерального округа и оценим роль и вклад малого предпринимательства в развитие экономики исследуемого региона (табл. 1 и 2).
Анализ динамики показателей таблицы 1 показывает постепенное снижение темпов роста валового регионального продукта СКФО (от 119,6% в 2011 г. до 112,3 % в 2013 г.). Аналогичная картина наблюдается и по показателю ВРП на душу населения (снижение темпа роста данного показателя с 118,5% в 2011 г. до 111,9,3 % в 2013 г.). То же самое можно сказать и о таких показателях, как: реальные денежные доходы населения;
среднедушевые денежные доходы населения в месяц; численность безработных и уровень безработицы.
Таблица 1 - Динамика основных социально-экономических показателей СКФО за период 2010-2013 г.г.
Показа- ^^ 2010 2011 Тр, 2012 Тр, 2013 Тр,
тели^^ в % в % в %
ВРП, в млрд. 891,83 1066,32 119,6 1209,04 113,4 1359,27 112,4
руб.
ВРП на душу 94915,3 112491,6 118,5 126666,2 112,6 141738,6 111,9
населения, руб.
Реальные 110,0 104,9 0,95 109,0 103,9 104,1 0,95
денежные
доходы
населения
в % к
предыдущему
году
Среднедушевые 13253 15050 113,5 17167 114,1 18900 110,1
денежные
доходы
населения в
месяц, в руб.
Численность 4358 4434 101,7 4485 101,1 4525 100,9
экономически
активного
населения,
тыс. чел
Численность 719 643 0,89 587 0,9 586 0,99
безработных,
тыс. чел.
Уровень 16,5 14,5 0,88 13,1 0,9 13,0 0,99
безработицы, в
Ист.: авт. расчеты по материалам Росстат РФ.
По результатам анализа динамики показателей, характеризующих развитие и деятельность малого предпринимательства в СКФО, представленным в табл. 2, можно сказать, что на фоне равномерного роста общего количества предприятий и организаций в исследуемом макрорегионе
(102,5% в течение всего анализируемого периода), отмечается значительный
прирост количества малых предприятий на конец 2011 г. (139,6%) с
Таблица 2 - Динамика основных показателей деятельности малого бизнеса в СКФО за период 2010-2013 г.г.
Показатели^^ 2010 2011 Тр, в % 2012 Тр, в % 2013 Тр, в %
^ода
ВРП на душу 94915,3 112491,6 118,5 126666,2 112,6 141738,6 111,9
населения,
руб.
Общее число 129687 131407 1,01 134139 1,02 136960 1,02
всех
предприятий
и организаций
Общее число 34100 47600 139,6 50400 105,9 53000 105,1
малых
предприятий (МП)
Оборот всех 652,9 800,9 122,7 874,9 109,2 928,0 106,1
предприятий
и организаций СКФО, в
млрд. руб.
Оборот МП, 386,4 515,0 133,3 586,8 113,9 673,9 114,8
в млрд. руб.
Оборот всех 266,5 285,9 107,3 288,1 100,7 254,1 0,88
предприятий
и организаций (без МП), в
млрд. руб.
Ист.: авт. расчеты по материалам Росстат РФ.
дальнейшим снижением этого показателя до 105,1% (на конец 2013 г. Такой же вывод можно сделать и по показателям оборота всех предприятий и организаций СКФО в сравнении с оборотом малых предприятий (темпы роста указанных показателей, соответственно, составили: по обороту всех предприятий и организаций - 122,7% - на конец 2011 г. и 106,1% - на конец 2013 г.; и по обороту малых предприятий - 133.3% и 114,4%, соответственно).
Дадим далее оценку вклада малых предприятий в развитие экономики региона - прирост общего оборота всех предприятий и организаций региона, а, следовательно (с некоторой мерой условности), и ВРП.
Для решения этой задачи предлагаем следующую методику расчета. Обозначим: ОБ пред.. -оборот всех предприятий региона; ОБ МП - оборот малых предприятий региона;
ОБ ПРЕд..БЕЗ МП -оборот всех предприятий региона без учета оборота малых предприятий;
ТПР пред.. - прирост оборота всех предприятий региона; ТПР МП - прирост оборота малых предприятий региона;
ТПР ПРЕд..БЕЗ МП - прирост оборота всех предприятий региона без учета оборота малых предприятий;
dМП - доля оборота малых предприятий в общем обороте всех предприятий и организаций региона;
d ПРЕд..БЕЗ МП - доля оборота всех предприятий региона без учета оборота малых предприятий.
Тогда оценку вклада малых предприятий в общий прирост оборота всех предприятий и организаций региона, можно осуществить п оследующей формуле
ТПР ПРЕД.. = ТПР ПРЕД..БЕЗ МП * d ПРЕД..БЕЗ МП + тпр МП * ¿МП (1)
Покажем методику такого расчета на примере данных табл. 2 за период 2011 -2012 г.г.:
dМП 2011 - доля оборота малых предприятий в общем обороте всех предприятий и организаций региона за 2011 год. составила 0,643.
Соответственно, d ПРЕд..БЕЗ МП 20и - доля оборота всех предприятий региона без учета оборота малых предприятий за 2011 год составила 0,357.
Общий прирост оборота всех предприятий и организаций Регина за период 2011-2012 г.г. составил:
ТПР ПРЕД.. 2011-2012 = 0,°92,
в том числе:
- за счет прироста оборота МП: 0,139 * 0,643 =0,0895;
- за счет прироста всех предприятий и организаций региона (без учета МП): 0,007 *0,357 = 0,0025.
Проверка: 0,0895 + 0,0025 = 0,092.
Проведенный факторный анализ показал, что в период 2011-2012 г.г. вклад малых предприятий в общий прирост оборота всей предприятий и организаций региона составил 0,0895 или 97.3%.
Проведем аналогично оценку вклада МП в экономику региона за период 2012-2013 г.г.
dмП 2012 - доля оборота малых предприятий в общем обороте всех предприятий и организаций региона за 2012 год. составила 0,6707.
Соответственно, d ПРЕд..БЕЗ МП 2012 - доля оборота всех предприятий региона без учета оборота малых предприятий за 2012 год составила 0,3293.
Общий прирост оборота всех предприятий и организаций Регина за период 2011-2012 г.г. составил:
ТПР ПРЕД.. 2012-2013 = 0,°61,
в том числе:
- за счет прироста оборота МП: 0,148 * 0,6707 = 0,099;
- за счет прироста всех предприятий и организаций региона (без учета
МП):
- 0,12 *0,3293 = - 0,038. Проверка: 0,099 - 0,038 = 0,061.
Таким образом, в период 2012-2013 г.г. вклад малых предприятий в общий прирост оборота всей предприятий и организаций региона составил 0,099 или 162,3%.
Снижение прироста оборота предприятий и организаций региона без учета малых предприятий за этот период оказало отрицательное влияние на общий прирост экономии региона - минус 62,3%.
Проведенные расчеты показывают значительный вклад в прирост оборота предприятий и организаций СКФО в течение всего анализируемого периода с 2010 по 2013 г.г., следовательно, и в прирост ВРП СКФО, и в развитие экономики региона в целом, частности - в решение таких проблем, как: повышение среднедушевых денежных доходов населения, снижение численности безработных и уровня безработицы.
Предложенная методика и проведенные расчеты на примере СевероКавказского федерального округа убедительно доказывают, какую существенную роль играет малый бизнес в развитии экономики любого региона, в улучшении показателей его социально-экономического развития.
Однако, несмотря на предпринятые шаги помощи в развитии и поддержке малого предпринимательства со стороны государственных органов РФ, нельзя не отметить, что сфера малого предпринимательства развивается в нашей стране все еще «поступательно». Увеличится или уменьшится экономический вес малого предпринимательства - зависит от стабильности сегодняшней экономики и мер государства по укреплению данного сектора. [ 6]
Исходя из анализа всей совокупности факторов, влияющих на развитие малого бизнеса, можно сделать вывод о преобладании в системе факторов внешней среды, субъектом формирования которых является, прежде всего, государство и его институты. [6]
Говоря сегодня о взаимоотношениях малого бизнеса и государства, можно заметить, что здесь происходит монолог со стороны государства, которое все еще не хочет услышать малый бизнес и вывести реально взаимоотношения на более качественно высокий уровень.
Исследования отечественных ученых и специалистов показывают, что малый бизнес в России уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов.
На данном этапе развития малого бизнеса среди множества проблем, в качестве основных, выделяют: бюрократизм и коррупцию, которые поразили всю Россию; развитие среди субъектов малого бизнеса в основном торгово-посреднических фирм; неравномерность и непредсказуемость развития всей экономики, как в территориальном плане, так и во временном; недостаточность и недоработанность правовой базы, которая все еще является однобокой.
Литература
1. Распоряжение Правительства РФ от 06.09.2010 № 1485-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития СевероКавказского федерального округа до 2025 года»
2. Агоева З.И., Топсахалова Ф.М-Г. Мониторинг проблем социально-экономического развития региона//Фундаментальные исследования.-2014.- № 9-3. - С. 621-624.
3. Видяпин В.И., Степанов. М.В. Региональная экономика: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 666 с.
4. Морозова Т.Г., Победина Г.Б. Региональная экономика: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. -472 с.
5. Петросянц В.З. Стратегическое регулирование развития проблемных регионов в составе Северо-Кавказского федерального округа//Региональная экономика. 2014. № 2 (329).
6. Пушная Д.В. Развитие малого бизнеса как фактор повышения эффективности и экономического потенциала сферы услуг: канд. дисс..- Кисловодск: КИЭП, 2014.
7. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012-2014: стат. сборники. М.: Росстат. 2012-2014. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www. gks.ru/bgd/regl/b13_14p/Main.htm
8. Фетисов Г.Г. Орешин В.П. Региональная экономика и управление: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 416 с.