Научная статья на тему 'Роль малого бизнеса в экономике России'

Роль малого бизнеса в экономике России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8166
914
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ / ENTREPRENEURSHIP / MARKET RELATIONS / SMALL BUSINESS / STATE GOVERNMENT SUPPORT / SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES / THE DEVELOPMENT OF THE ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шайдуллова Алсу Ильясовна, Быкова Наталья Николаевна

В статье рассматриваются эффективность функционирования малых фирм на современном этапе развития экономики в России и необходимость поддержки малого бизнеса государством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SMALL BIZNESA IN THE RUSSIAN ECONOMY

The article discusses the effectiveness of the functioning of small firms at the present stage of economic development in Russia and the need to support small business by the state.

Текст научной работы на тему «Роль малого бизнеса в экономике России»

УДК 338.439:332.1

THE INSTITUTIONAL ENVIRONMENT FOR COUNTRY'S FOOD SECURITY

© 2015

N. V. Tarasova, the graduate student of the chair «economics and production organization»

Volga State Technology University, Yoshkar-Ola (Russia)

Annotation. In scientific literature much attention is paid to the economic and social parties of a definition «food security», at the same time dynamic transformation of institutional aspects of ensuring food security problem demands further research. The aim of this paper is consideration of institutional aspects of ensuring food security problem. Food security is a condition of country's social and economic system, when: 1) the population has stable physical and economic access to enough and qualitative domestic food production and pure drinking water which meets its dietary needs and food culture for an active and healthy life, expanded reproduction; 2) creation and maintenance of food insurance stocks and food strategic reserves are provided. The institutional environment of country's ensuring food security is a set of formal and informal rules, and also the organizations solving problems of food security. The institutional environment of food security in the Russian Federation consists of the international agreements, legal and regulatory framework of food security created at all levels of power, support programs for the population and branches of economics, informal rules; public authorities and the specialized organizations which ensure country's food security. Food security takes the central place in national security system of the country and represents the unstable situation which depending on various combinations of institutions and mechanisms of their interaction. The country's ensuring food security system includes not only legal and regulatory framework of the federal authorities, but also rule making activity of the regional, departmental and local levels. The modern food security model of our country includes a complex of tasks which is necessary to decide for achievement the strategic goal of the Food Security Doctrine of the Russian Federation. The institutional environment of ensuring food security has to be improved and transformed constantly depending on external and internal social, economic and ecological factors for providing a worthy living standard of the population of the country, a sustainable development of the state and its regions.

Keywords: analysis, definition, institutions, institutional environment, institutional aspects, complex of tasks, legal and regulatory framework, approaches, food security, formal and informal rules.

УДК 333.221 © 2015

РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

А. И. Шайдуллова, студентка Н. Н. Быкова, старший преподаватель кафедры «Финансы и кредит» Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация. В статье рассматриваются эффективность функционирования малых фирм на современном этапе развития экономики в России и необходимость поддержки малого бизнеса государством.

Ключевые слова: предпринимательство, рыночные отношения, малый бизнес, государство, государственная поддержка, малые и средние предприятия, развитие экономики.

Предпринимательство является наиболее активной формой экономической деятельности страны. Это такая деятельность, которая влияет на экономический рост, способствует новаторской разработки продукции, применение нанотехнологий, развитие научно-технического прогресса, помогает решать социальные проблемы страны.

Фирмы отличаются друг от друга не только по составу участников, формам собственности и т. д., но и по объему выпускаемой продукции. Таким образом, фирмы делятся на крупные, средние и малые.

Зачастую крупные фирмы не так эффективны как малые. Это можно объяснить тем, что структура управления усложняется. А между руководителями и исполнителями находится много «этажей» управления. Информация из одного отдела до другого доходит медленно и искажается, поэтому руководители не в полном объеме имеют представление о работе фирмы, а также запаздывают с принятием решений.

Именно поэтому в экономике неотъемлемой частью являются малые предприятия. Без них рыночная хозяйственная система любого государства

не сможет существовать, развиваться, совершенствоваться.

Порядок отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства, а также основные «привилегии» определены Федеральным законом от 24.07.2007 года № 209-ФЗ, в соответствии с которым все субъекты предпринимательской деятельности (юридические лица (далее - ЮЛ) и индивидуальные предприниматели (далее -ИП)) в Российской Федерации обычно делят на следующие категории: крупные предприятия; предприятия среднего бизнеса; предприятия малого бизнеса, в т. ч. микропредпрития [1].

Распределение хозяйствующих субъектов по категориям (микропредприятие, малое, средние, крупное) является относительно условным и «плавающим». Субъекты могут изменять свой статус в течение календарного года.

Малый бизнес - это самый многочисленный слой мелких собственников. Этот сектор малого предпринимательства гибко приспосабливаются к изменениям на рынке, быстро реагируют на изменение конъюнктуры рынка. Предприятия малого бизнеса более специализированны и могут учесть индивидуальные особенности каждого покупателя. Малый бизнес способен усилить стимулы проявления инициативы каждого работника, так как здесь существует наглядная связь между результатами работы отдельного работника и предприятия в целом.

Значительную роль малый бизнес играет в сфере занятости населения, так как он охватывает большую аудиторию экономически активного населения. Таким образом, он способствует снижению уровня безработицы в стране.

Малые фирмы способствуют развитию научно-технического прогресса, создают новые виды продукции и услуг, заполняют те экономические ниши, которые не под силу крупным фирмам и т. д.

Таким образом, стабильное функционирование экономики любого государства невозможно без развития и укрепления деятельности субъектов малого бизнеса или, иначе, малого предпринимательства. Для нормального функционирования рыночных механизмов развитие малого предпринимательства является ключевым направлением экономической политики государства. Соответственно, главной задачей политики органов государственной и исполнительной власти является создание необходимых для этого условий.

В России при командно-административной форме хозяйствования малый бизнес либо отсутствовал совсем, либо носил «теневой» характер. Та-

кая система, естественно, не позволяла наиболее полно удовлетворять потребности граждан. Необходимо было реформировать хозяйственную систему за счет введения элементов рыночного механизма. Известно, что Россия завершила переход от командно-административной модели к рыночной и это, в свою очередь, вызвало появление малого предпринимательства.

Отметим, что количество малых предприятий на территории РФ увеличивается с каждым годом по всем основным экономическим отраслям, что подтверждается результатами статистического наблюдения Росстата [2]. Этот рост можно объяснить тем, на протяжении всего периода развития предпринимательства государством предпринимаются немалые меры по поддержке малого бизнеса, совершенствуется законодательная база и создаются условия для экономического роста [3]. Основой поддержки и развития малого бизнеса является Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

На всех уровнях власти ежегодно разрабатываются государственные программы поддержки малого бизнеса, среди которых можно выделить основные:

- предоставление грантов (безвозвратных субсидий) для начинающих собственное дело предпринимателей;

- проведение субсидирования процентных ставок по кредитам, привлечённым субъектами малого предпринимательства, осуществляющим свою деятельность в приоритетных отраслях экономики;

- создание объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (например, бизнес-инкубаторов);

- создание гарантийных фондов и так далее [4].

Можно сделать вывод, что созданы достаточно объективные предпосылки для устойчивого поступательного развития малого предпринимательства.

Но так как рыночные отношения в России недостаточно развиты, то мероприятия по поддержке малого бизнеса не реализуются в полной мере. Главными барьерами малого бизнеса в России являются высокая ставка налогообложения и невозможность получения кредитных ресурсов. Так, реформа страховых взносов для индивидуальных предпринимателей привела к тому, что только за 2013 год число зарегистрированных индивидуальных предпринимателей снизилось на 500 тысяч человек.

2014 год ознаменовался увеличением налоговой нагрузки: с января налогооблагаемая база по

налогу на имущество рассчитывается на основе его кадастровой стоимости. При этом в течение года эта норма добралась до представителей микро- и малого бизнеса, применяющих специальные налоговые режимы (УСН и ЕНВД), которые до этого, в принципе, были освобождены от уплаты налога на имущество и для них налоговая нагрузка выросла весьма значительно.

В течение года всерьез обсуждалось дальнейшее увеличение налогового бремени - планировалось введение налога с продаж, однако в процессе обсуждения это предложение претерпело серьезные изменения. Вместо налога были введены торговые сборы, распространяющиеся только на предпринимателей, занятых в торговле.

Многие ушедшие предприниматели ушли из бизнеса и переместили свою активность в теневой сектор. Доля неформальной занятости к июню 2014 года по оценкам Росстата достигла 20,8 % (для сравнения - в январе 2010 года она составляла 16,3 %).

Несмотря на то, что государством принимаются программы, направленные, нацеленные на снижение уровня административных барьеров (например, внедрение дорожных карт и стандартов, разрабатываемых Агентством стратегических инициатив), одновременно принимаются решения, которые существенно усложняют ведение предпринимательской деятельности и, соответственно, снижают деловую инициативу предпринимателей [5, 6, 7].

К таким решениям относятся, в первую очередь, возврат правоохранительным органам полномочий по возбуждению уголовных дел в налоговой сфере, повышение налоговой нагрузки (наделение субъектов РФ правами введения ограничений на применение специальных налоговых режимов, введение платежей для допуска на рынок торговли и услуг и пр.).

Отметим так же, что 2014 год был крайне сложным для российской экономики. Здесь сказываются и внутренние факторы. В дополнение к внутренним факторам (например, замедление роста потребительского спроса), сильное негативное влияние оказали введенные в отношении России экономические санкции. Экономика России, еще не оправившись от последствий мирового финансово-экономического кризиса, сначала столкнулась с новыми геополитическими вызовами, а затем - с резким падением цен на нефть. А экспорт энергоресурсов, как известно, является основной статьей отечественных товарных поставок на международные рынки. И все это происходит на фоне комплекса

структурных проблем в экономике, решение которых требует длительного времени и соответствующих усилий.

Изменение общей геополитической обстановки в первой половине 2014 года и последовавшие в отношении России санкции со стороны США, Евросоюза и других стран привели в итоге к фактическому закрытию для российских эмитентов западных рынков капитала, альтернатив которым практически нет. Эта ситуация негативно отразилась на рынке кредитования.

Падение рубля привело к резкому повышению ключевой ставки (ставки рефинансирования) Банком России. 16 декабря 2014 года ставка рефинансирования была повышена на беспрецедентные 6,5 пунктов - до 17 %. Итого, с начала года ставка рефинансирования Банка выросла на 11,5 пунктов. Соответственно, это вызвало резкий рост ставок кредитования на российском внутреннем рынке.

Помимо изменений, происходящих в экономике, свое влияние на деятельность и настроения предпринимателей оказывают состояние и динамика изменений предпринимательского климата.

Таким образом, на современном этапе развития рыночных отношений в России государство должно в первую очередь решать вопросы по развитию малого бизнеса, так как малое предпринимательство играет высокую роль в развитии экономики страны, влияет на социальный и политический характер общества. Так, в настоящее время формируется пакет мер по стимулированию развития малого и среднего бизнеса [8, 9, 10].

В первой половине 2015 года состоится заседание Государственного совета Российской Федерации по вопросу «О мерах по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 24.07.2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Текст] //: СПС Консультант Плюс.

2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ: http://www.gks.ru.

3. Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [Текст] //: СПС Консультант Плюс.

4. Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации: www.cbr.ru.

5. Маркова О. В. Региональная инновационная система экономики и управление малым бизнесом // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия : Экономика. 2012. № 5 (25). С. 38-42.

6. Шнайдер О. В., Лапаев П. Ю. О взаимосвязи инноваций и малого бизнеса на современном этапе развития экономических отношений // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2013. № 4. С. 44-46.

7. Малиновская В. В., Шнайдер О. В. Развитие

малого бизнеса: проблемы и решения // Карельский научный журнал. 2014. № 3. С. 81-83.

8. Шнайдер О. В., Памурзин В. А. К вопросу значимости развития малого бизнеса в России // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3. С.101-104.

9. Игнатов В. С. Информационная поддержка малого бизнеса в экономике АПК // XXI век : итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 309-312.

10. Авдонина С. Г., Грудина С. И., Подгорная А. И. Роль государства в формировании интеграции малого и крупного бизнеса в инновационной сфере // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 4 (28). С. 83-90.

THE ROLE OF SMALL BIZNESA IN THE RUSSIAN ECONOMY

© 2015

A. I. Shaydullova, student N. N. Bykova, assistant professor of the chair «Finance and Credit»

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Abstract. The article discusses the effectiveness of the functioning of small firms at the present stage of economic development in Russia and the need to support small business by the state.

Keywords: entrepreneurship, market relations, small business, state government support, small and medium enterprises, the development of the economy.

УДК 66

ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© 2015

А. А. Шерстобитова, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия) Э. Т. Феткуллова, эксперт отдела дополнительного образования

Торгово-промышленная палата, Тольятти (Россия)

Аннотация. В статье рассмотрены основные химические базы России, химический комплекс, роль химической промышленности, основные экономические показатели отрасли, основные проблемы предприятий отрасли.

Ключевые слова: химическая промышленность, химический комплекс, химическая база, отрасль химической промышленности, современные проблемы химической промышленности.

Химическая промышленность принадлежит к числу базовых отраслей российской индустрии. Она востребована всеми другими отраслями хозяйства и от ее состояния и развития зависят уровень национальной конкурентоспособности, темпы роста экономики, благосостояние страны.

Значение химической промышленности постоянно возрастает. Её продукция используется во всех сферах человеческой деятельности и в быту. На территории России сформировалось несколько химиче-

ских баз: Центральная, Волго-Уральская, Сибирская и Северо-Европейская.

Центральная химическая база производит почти половину продукции химической промышленности и охватывает территорию Центрального, Центрально-Чернозёмного, Волго-Вятского и СевероЗападного экономических районов. Она ориентирована на научный потенциал и потребителя, отличается ресурсодефицитностью и универсальным составом. Здесь развиты практически все виды химиче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.