Научная статья на тему 'К вопросу значимости развития малого бизнеса в России'

К вопросу значимости развития малого бизнеса в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
296
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SMALL BUSINESS / ВВП / БИЗНЕС-ТЕЧЕНИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА СУБПОДРЯД / BUSINESS ENVIRONMENT SUBCONTRACTING / ФРАНЧАЙЗИНГ / FRANCHISING / ЛИЗИНГ / LEASING / ДЕЛОВОЙ КЛИМАТ / BUSINESS CLIMATE / ДЕЛОВАЯ АКТИВНОСТЬ / BUSINESS ACTIVITY / GDP FOR BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шнайдер Ольга Владимировна, Памурзин Валерий Артурович

Статья посвящена рассмотрению и анализу происходящих тенденций развития малого бизнеса в России, так ка малый бизнес это гибкая форма хозяйствования, которая мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения, являясь крупнейшим производителем благ и услуг, а его развитие экономически определяет уровень благосостояния и жизни в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE IMPORTANCE OF DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS IN RUSSIA

Article is devoted to consideration and the analysis of occurring tendencies of development of small business in Russia, so small business is a flexible form of managing which will mobilize financial and production resources of the population, being the largest producer of the benefits and services, and his development economically defines welfare and lives in society.

Текст научной работы на тему «К вопросу значимости развития малого бизнеса в России»

экономическое В.А.Черкасов

направление ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПИЩЕВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ...

досл1дження розвитку харчових тдпрнемств та гадирнемств

ПЕРЕРОБНОГО СЕКТОРУ АПК В КРИЗОВИХ УМОВАХ

© 2014

В.А. Черкасов, астрант

Луганський нащональний аграрний университет, Луганськ (Украгна)

Анотащя: У статт наведено результати дослщження розвитку харчових шдприемств та пвдприемств перероб-ного сектору АПК в кризових умовах. Визначено стан та тенденци розвитку операцшно!, швестицшно!, зовшшньо-економ1чно! д1яльност1 харчових пвдприемств.

Ключовi слова: Щдприемницьш структури, АПК, розвиток, кризов1 умови.

STUDY OF THE FOOD ENTERPRISES DEVELOPMENT AND ENTERPRISES OF PROCESSING SECTOR IN CRISIS CONDITIONS

© 2014

V.A. Cherkasov, post graduate

Luhansk National Agrarian University, Lugansk (Ukraine)

Annotation: The research results of food enterprises development of and enterprises of processing sector of AIC in crisis conditions are given in the article. The state and trends of development of operating, investment, and external economic activity of food enterprises are defined.

Keywords: Enterprise structures, ak, development, crisis terms.

УДК 334.012.64

К ВОПРОСУ ЗНАЧИМОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

© 2014

О.В. Шнайдер, кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» В.А. Памурзин, студент Института финансов, экономики и управления

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению и анализу происходящих тенденций развития малого бизнеса в России, так ка малый бизнес - это гибкая форма хозяйствования, которая мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения, являясь крупнейшим производителем благ и услуг, а его развитие экономически определяет уровень благосостояния и жизни в обществе.

Ключевые слова: малое предпринимательство, ВВП, бизнес-течение, предпринимательская среда субподряд, франчайзинг, лизинг, деловой климат, деловая активность.

Нестабильные и непредсказуемые рыночные условия Актуальностью темы данной статьи заключается в

ведения бизнеса в РФ оказываю влияние на его развитие том, что малый бизнес - это гибкая форма хозяйство-

и формирование. В этих условиях роль малого бизнеса в вания, которая мобилизует финансовые и производ-

экономике нашей страны очень велика, так как именно ственные ресурсы населения, являясь крупнейшим про-

малые предприятия, не требующие крупных капиталов- изводителем благ и услуг, а его развитие экономически

ложений, способны решить задачу по насыщению потре- определяет уровень благосостояния и жизни в обществе.

бительского рынка необходимыми товарами, оказанию Ко всему прочему, мобильность технологических изме-

различных услуг в период спадов в основных сферах нений, жесткая ценовая конкуренция, внедрение раз-

жизнедеятельности общества и ограниченности финан- личных технологических новшеств с одной стороны, а

совых ресурсов. Малые предприятия имеют высокую с другой - высокий уровень благосостояния населения,

адаптивную способность к изменениям рыночной конъ- обеспечивающий крупные налоговые поступления в

юнктуры. Они легко реагируют на изменения потреби- бюджет государства - все это в совокупности составля-

тельского спроса и за счет этого обеспечивают устойчи- ет вклад малых предприятий в экономику государства.

вое равновесие на потребительском рынке. Кроме этого, Соответственно, от того, на каком уровне развития на-

финансово-хозяйственная деятельность малых предпри- ходится малый бизнес в стране, зависит уровень благо-

ятий направлена на создание дополнительных рабочих состояния граждан страны и, следовательно, экономиче-

мест для населения страны, что в свою очередь снижает ское положение в стране.

долю безработицы. Несмотря на то, что правительством С каждым годом в России все больше и больше по-

РФ уделяется определённое внимание малому бизнесу, является малых предприятий и это, несмотря на усилив-

российский малый бизнес недостаточно активен и кон- шуюся конкуренцию между данными экономическими

курентоспособен, в сравнении с зарубежными предпри- субъектами. Так, в 2010 году в России число зарегистри-

нимателями. рованных малых предприятий составляло 211,8 тыс.,

В журнале «Великая Эпоха» отмечается, что ма- в 2011г. их уже составляло 219,7 тыс., в 2012г. число лый бизнес к сегодняшнему дню не является еще тем малых предприятий было уже 238,2 тыс., а в 2013 году самым «локомотивом экономики», способным поста- эта цифра увеличилась на 8,6% и составила 258,6 тыс. вить Россию на ступень экономически передовых стран Отчасти, больше всего малые предприятия осуществля-мира (какими являются США, Германия, Китай и др.). ют свою деятельность в сфере торговли и услуг (65%), Следует заметить, что экономика нашей страны еще затем в прочих отраслях промышленности (14%), а уже не стоит наравне с экономиками развитых стран мира, потом в сфере строительства (8%), затем в сфере трансРоссия им уступает по многим экономическим показа- порта и связи (5%), в области сельского хозяйства (4%), телям. Однако, в данном журнале не рассматривается, в сфере пищевой и легкой промышленности (4%) [1]. при каких условиях и за счет чего малое предпринима- Следует заметить, что малый бизнес адаптируется в тельство в России способно выйти на новый уровень. большей части в тех сферах деятельности, которые наи-Это очень важно, особенно когда, все больше и больше более приближены к потребителю, а освоение промыш-людей объединяют свою жизнь с малых предпринима- ленных площадок под силу только среднему и крупному тельством. бизнесу.

О.В. Шнайдер, В.А. Памурзин экономическое

К ВОПРОСУ ЗНАЧИМОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА ... направление

На сегодняшний момент времени малый бизнес в нашей стране занял довольно прочную позицию между населением и государством. Стремительное увеличение числа малых предприятий в России приходится на начало 90-х годов, что связано с внесением в закон СССР от 4 июля 1990 «О предприятии в СССР» поправки, признающей такие предприятия как отдельную организационно-правовую форму. Далее, в течение нескольких лет в Российской Федерации принимаются различные федеральные законы, направленные на поддержку и установление мер, придающих достаточно устойчивое положение малого бизнеса в нашей стране. После дефолта 1998 года, при котором Правительство РФ объявило о прекращение платежей по ряду обязательств, большинство малых предприятий просто на просто разорилось, одновременно с этим упал уровень жизни населения. Однако, вместе с этим к 2000г. малые предприятия стали вновь набирать свои прежние «обороты».

После экономического кризиса в 2008 году произошло сокращение деловой активности малых предприятий, которые значительно сократили масштаб своей деятельности, кроме этого нужно отметить, что некоторая часть малых предприятий ушла в теневой сектор экономики, а некоторую часть малого бизнеса поглотили более крупные монополисты.

Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств поощряет деятельность малого бизнеса. К сегодняшнему дню доля малых и средних предприятий в ВВП нашей страны составляет порядка 19-21%, в сравнении в США 50%, а в Китае 60%. Это обусловлено тем, что многие начинающие предприниматели пытаются основывать свой малый бизнес на собственные средства, опасаясь предпринимательского риска, т.е. риска неполучения прибыли. Однако, после того, когда в процессе успешного бизнеса и получения прибыли предприниматель видит положительный результат ведения бизнеса, он обращается к банкам с целью оказания ему кредитования, направленного на расширение деятельности. Стоит заметить, что получить высокую прибыль предприниматель может лишь в том случае, если он будут производить исключительный продукт, применяя при этом качественные инновационные технологии. Несмотря на то, что в «бизнес-течение» приходят в основном молодые люди, которые стремятся получить высокий уровень материальной выгоды, но их еще одной жизненной целью является самореализация в обществе. Их задача найти сферу для приложения своих умений и приобретения навыков, которые в дальнейшем смогут с успехом использоваться при осуществлении деятельности с большими финансовыми и производственными возможностями. Кроме этого, это отличный шанс переобучиться и переквалифицироваться в бесконечно меняющихся жизненных и экономических ситуациях.

Исследуя данную тему, нами установлено, что дольше всех в России существуют те малые предприятия, которые гибко адаптируются к постоянно изменяющейся рыночной среде и которые сумели:

- во-первых, твердо закрепиться в соответствующей отрасли рынка;

- во-вторых, грамотно построить систему налогообложения с учетом меняющихся внешних условий. В настоящее время малые предприятия имеют выбор в применении системы налогообложения.

Государственная поддержка малого бизнеса в России основывается не только на применении мер налогового освобождения, но и на различных дотациях, займах, ссудах на льготных условиях. На протяжении последних пяти лет в нашей стране создается множество фондов, которые осуществляют некоторые программы, связанные с поддержкой малого бизнеса. Государство должно: 102

- ликвидировать административные барьеры на пути деловой активности предпринимателей;

- стать партнером для предпринимателей;

- оказывать всяческую поддержку и помощь в ведении предпринимательской деятельности;

- административные органы наряду с предпринимателями должны нести ответственность за нарушение законных производственных интересов.

Для реализации программ развития предприятий малого бизнеса необходимо сформулировать и законодательно закрепить правовые механизмы оказания финансово-кредитной, консультационно-информационной, имущественной, технической поддержки, поддержки внешнеэкономической деятельности, а также реализации мер, направленных на развитие трудовых ресурсов малого бизнеса, в том числе по развитию системы подготовки и повышения квалификации кадров субъектов малого предпринимательства, начинающих предпринимателей и государственных служащих, отвечающих за развитие и регулирование деятельности малого предпринимательства [2].

Необходимо для оценки развития малого предпринимательства учитывать качество предпринимательской среды, а именно:

- она должна быть прозрачной и доступной для любого человека, желающего заняться данным видом деятельности и имеющего для этого соответствующие возможности;

- преследовать определенную ответственность за нарушение правил ведения бизнеса в данной среде;

- потенциальный предприниматель должен иметь соответствующий уровень знаний и быть экономически грамотным.

Согласно данным, предоставленными Росстатом, первую тройку регионов с лучшим предпринимательским климатом в России на 2013 год составляли Московская область (3,17%), Челябинская область (3,02 %) и Самарская область (2,96 %). Что же касается регионов с худшим предпринимательским климатом, то к ним относятся: Санкт-Петербург (2,58 %), Нижегородская область (2,58 %), Москва (2,55 %), Ростовская область (2,49 %) и Хабаровский край (2,48 %).

Следует заметить, что после официального вступления России в ВТО в 2012 году малое предпринимательство оказалось в довольно критическом положении, поскольку данный шаг означал либерализацию доступа на наш рынок импортных товаров и услуг, вследствие чего, произошло нарастание присутствия зарубежных производителей на отечественном рынке. Данный факт свидетельствует о том, что иностранные производители навязали достаточно серьезную конкуренцию малым предпринимателям, а это, в свою очередь, усугубило положение малого бизнеса. Множество импортных производителей осуществляют свою деятельность с применением инновационных технологий, позволяющих производить товары и оказывать услуги с меньшей себестоимостью и получать долговременную прибыль. Поэтому, государство не перестает оказывать поддержку малому бизнесу, принимая различные реформы и программы. Выражая поддержку малому бизнесу, государство тем самым повышает экономическую эффективность народного хозяйства засчет предпринимательской инициативы. Правительство РФ надеется, что к 2020 году малые и средние предприятия будут занимать в ВВП страны порядка 50%. В то же время государство наметило внушительные целевые ориентиры на 2014-2016 годы. За этот период количество индивидуальных предпринимателей должно увеличиться на 2 миллиона, на малых предприятиях ожидается создание 1200 тысяч рабочих мест, а в средних компаниях — прирост инвестиций на 50%[3]. Конечно, Правительство РФ не скрывает, что желает добиться такого результата, так как данное обстоятельство будет способствовать улучшению социального положения и экономической мощи нашего государства. На Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3

экономическое направление

О.В. Шнайдер, В.А. Памурзин К ВОПРОСУ ЗНАЧИМОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА ...

данный момент малый бизнес в России ориентирован на внутренний рынок и в большей степени на торговлю и сферу услуг.

Одним из знаковых моментов является то, что в настоящее время наблюдается такая тенденция, при которой малые предприятия тесно начинают сотрудничать с крупными предприятиями. Такие кооперативные связи важны для российской бизнес-среды в целом. Наиболее популярными формами взаимодействия являются субподряд, франчайзинг, лизинг (данные формы являются наиболее популярными в России). Примеры эффективного взаимодействия малых и крупных предприятий различных форм и разновидностей можно наблюдать в нефтяной отрасли, являющейся лидером в сфере структурной перестройки и реструктуризации крупных предприятий. Функционирование этой отрасли основывается на рациональном взаимодействии малого и крупного бизнеса, предусматривающем самый широкий диапазон взаимоотношений - от переуступки прав на производственную деятельность до совместной производственной деятельности. Крупные вертикально интегрированные компании организуют работу таким образом, чтобы иметь все условия и возможности для реализации крупномасштабных проектов по разведке и эксплуатации богатых месторождений как внутри страны, так и за рубежом, причем в любых по сложности природно-климатических и геолого-экономических условиях [4].

Особенности развития малого предпринимательства, прежде всего, определяются результатами государственной политики и предоставлением хозяйственных возможностей [5-16]. Заручившись поддержкой государства и населения, малый бизнес способен принести такие дивиденды государству и обществу, которые заметно улучшат деловой климат в стране и создадут благоприятные условия для ведения бизнеса в России, которые станут привлекательными для притока иностранного капитала в нашу страну. А это, заметьте, достаточно серьезное обстоятельство, которое позволит нашей стране улучшить свои позиции среди стран с высоким уровнем привлечения иностранных инвестиций.

Таким образом, для эффективного решения экономических и социальных задач развития малого предпринимательства необходимо:

1) развитие законодательной и нормативной базы;

2) уменьшение налоговой нагрузки;

3) целенаправленное расходование финансовых средств, поступающих на поддержку малых предприятий из федерального и регионального бюджетов, на эффективное использование лизинга и франчайзинга;

4) развитие инфраструктуры для поддержки инновационного малого бизнеса;

5) предоставление «налоговых каникул» для начинающего малого бизнеса. Суть «налоговых каникул» состоит в предоставлении возможности малым предприятиям развернуться на отечественном рынке, т.е. найти потребителя и покупателей для своих товаров и услуг, укрепить положение на рынке и начать получать стабильный финансовый доход и только после этого платить налоговые взносы в бюджет государства.

Резюмируя все вышесказанное, следует заметить, что развитие малого бизнеса сейчас - это одна из важнейших задач деятельности государства на настоящее время. Малый бизнес является той сферой экономики, которая имеет не только экономическое, но и социальное значение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральная служба государственной статистики — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: gks.ru

2. Грудцина Л.Ю., Спектор А.А., Туманов Э.В. «Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии ма-

лого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (постатейный) «ЮРКОМПАНИ», 2009.

3. Тенденции и перспективы развития малого и среднего бизнеса в России // Журнал Великая эпоха 2014г. - [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http://www.epochtimes.rU/universitet-sinergiya-tendentsii-i-perspektivy-razvitiya-malogo-i-srednego-biznesa-v-rossii-98915842/

4. Никонова О.Е. Взаимодействие малого и крупного предпринимательства: системный подход / Никонова О.Е. // Проблемы современной экономики, № 4, с.24, 2007г.

5. Усольцева И.В., Боровицкая М.В. Условия развития государственно-частного партнерства на примере самарской области // Молодой ученый. 2013. № 11. С. 481-485.

6. Шнайдер О.В. Учет на предприятиях малого бизнеса. учебное пособие / О. В. Шнайдер, Р. Н. Люльков ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Российский гос. социальный ун-т», Фил. в г. Тольятти Самарской обл.. Тольятти, 2012.

7. Фролова О.А. Малые формы хозяйствования: проблемы и перспективы развития // Вестник НГИЭИ. 2012. № 3. С. 144-162.

8. Руденко А.А. Анализ и оценка эффективности ресурсного обеспечения предпринимательской деятельности в долгосрочной перспективе // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2011. № 20. С. 49-53.

9. Каримова А.И. Устойчивое развитие малого предпринимательства и его влияние на экономику региона // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 1. С. 135-137.

10. Вахтина М.А. Доверие к государству как фактор повышения его эффективности // Научные труды Донецкого национального технического университета. Серия: экономическая. 2011. № 1 (40). С. 41-47.

11. Гуриева А.Р., Токаева Т.И. Капитализация малых предприятий: причины и факторы ее активизации // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2013. № 4 (15). С. 28-30.

12. Шнайдер О.В., Лапаев П.Ю. О взаимосвязи инноваций и малого бизнеса на современном этапе развития экономических отношений // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2013. № 4. С. 44-46.

13. Руденко А.А. Государственное регулирование предпринимательства: региональный аспект, проблемы и направления // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2011. № 24. С. 288-293.

14. Зубренкова О.А. Формирование системы государственной поддержки малых форм хозяйствования // Вестник НГИЭИ. 2011. Т. 1. № 5 (6). С. 83-91.

15. Овчинников А.В. Инновационный механизм развития малого предпринимательства // Актуальные проблемы экономики и права. 2011. № 2. С. 96-101.

16. Дупленко Н.Г. Использование бенчмаркинга для развития малого предпринимательства в муниципальном образовании // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 4 (11). С. 53-56.

О.В. Шнайдер, В.А. Памурзин

К ВОПРОСУ ЗНАЧИМОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА .

экономическое направление

TO THE QUESTION OF THE IMPORTANCE OF DEVELOPMENT OF SMALL

BUSINESS IN RUSSIA

© 2014

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

O.W. Schneider, Candidate of Economic Sciences, associate professor, professor of "Accounting,

Analysis and Audit" chair V.A. Pamurzin, student of Institute of finance, economy and managements

Tolyatti State University, Tolyatti (Russia)

Annotation: Article is devoted to consideration and the analysis of occurring tendencies of development of small business in Russia, so small business is a flexible form of managing which will mobilize financial and production resources of the population, being the largest producer of the benefits and services, and his development economically defines welfare and lives in society.

Keywords: small business, gross domestic product, business current, enterprise environment subcontract, franchizing, leasing, business climate, business activity.

УДК 330.3

УЧЁТНО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

© 2014

И.В. Шумилова, кандидат экономических наук, доцент кафедры

«Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» О.В. Шнайдер, кандидат экономических наук, профессор кафедры

«Бухгалтерский учёт, анализ и аудит», Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: В статье раскрываются актуальные вопросы учётно-аналитического обеспечения управлением финансовой устойчивостью предприятий. Исходя из того, что методики расчета аналитических показателей, характеризующих финансовую устойчивость и рассматриваемых в трудах различных авторов, в качестве основной информационной базы, наполняющей значениями расчетных формул различной степени сложности, выступают показатели форм финансовой отчетности, в первую очередь бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. По нашему мнению, анализ финансовой устойчивости следует проводить, используя не только финансовую отчётность, но и управленческую, что будет способствовать достоверной оценке состояния предприятия.

Ключевые слова: финансовая устойчивость, учётно-аналитическое обеспечение, предприятие, процесс производства, управленческое решение.

Управление финансовой устойчивостью деятельности коммерческой организации является одним из основных направлений финансового менеджмента каждого предприятия, проблемы которого неоднократно находили отражение в трудах отечественных и зарубежных специалистов.

При этом эффективность управления финансовой устойчивостью предприятия подразумевает, что неоднократно было отмечено многими авторами, оптимизацию финансового положения предприятия, проявляющуюся в стабильном превышении доходов над расходами, свободном распоряжении денежными средствами и эффективном их использовании, бесперебойном процессе производства и реализации продукции. Таким образом, устойчивость финансового положение обеспечивается стабильным ростом прибыли и капитала предприятия, определяя высокий уровень его платеже- и кредитоспособность.

При этом качество принятия управленских решений по данному направлению финансового менеджмента во многом предопределено качеством исходной информации, формируемой в учетной среде организации. Именно на основе учетной информации, интерпретируемой на заключительной стадии учетного процесса в показатели финансовой и управленческой отчетности, традиционная методика финансового анализа предопределяет широкий спектр аналитических показателей, примером которых могут выступать коэффициенты оборачиваемости активов, продолжительность оборота и другие (таблица 1).

Определяя значения многочисленных аналитических показателей, как правило, на практике прибегают к методу сравнения, рассматривая фактические показатели отчетного периода в сравнении с аналогичным предыдущим периодом, с нормативными значениями, с показателями конкурирующих субъектов, со среднеотраслевыми значениями и т.п.

Таблица 1 - Классификация аналитических показателей, характеризующих уровень финансовой устойчивости коммерческой организации

Группа Показатель Методика расчета, сущность показателя

Абсолютные показатели, определяющие уровень фннанс овой устойчивости Наличие собственных оборотных средств (СОС). СОС - Капитал н резервы -Внеоборотные активы

Наличие функционирующего капитала (ФК). ФК - (Капитал нрезервы + Долгосрочные пассивы) -Внеоборотные активы

Общая величина о сновных источников формирования запасов и затрат (ОИ). ОИ — Собственные н долгосрочные заемные источники - Краткосрочные кредиты и займы - Внеоборотные активы

Относительные показатели финансовой устойчивости коэффициент автономии Опр еделяет ур овень зависимости от заемного капитала

коэффициент капитализации Коэффициент капитализации = Долгосрочные обязательства (Долгосрочные обязательства + Собственный капитал) характеризует соотношение заемных и собственных средств

коэффициент привлечения средств указывает, какая часть оборотных средств финансируется за счет краткосрочных заемных средств

коэффициент финансовой независимости показывает удельный вес собственных средств в общей сумме источников финансир ования

коэффициент финансирования показывает, какая часть деятельности финансируется за счет собственных средств, а какая - за счет заемных

коэффициент маневренности собственного капитала показывает, какая часть чистого оборотного капитала приходится на 1 руб. собственных средств

коэффициент соотношения дебиторской н кредиторской задолженности и другие аналитические показатели

Содержание представленной выше таблицы не следует ни в коей мере рассматривать как полное и исчерпывающее, так как по мере развития информационных потребностей финансового менеджмента при оценке влияния на финансовую устойчивость конкретного экономического субъекта различных факторов появляются соответственно и новые аналогичные показатели (ко-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.