Научная статья на тему 'Инструменты стимулирования малого бизнеса (на примере республики Дагестан)'

Инструменты стимулирования малого бизнеса (на примере республики Дагестан) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
395
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / ИНСТРУМЕНТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЦЕЛИ / SMALL BUSINESS / GOVERNMENT REGULATION / METHODS / PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оруджева Заира Сабировна

В статье рассмотрены основные тенденции развития малого бизнеса. Отмечены основные проблемы в развитии сферы малого бизнеса, присущие экономике России, а также показатели увеличения доли объема малого предпринимательства в структуре ВВП страны и мировой экономики. Определены основные административные инструменты поддержки малого бизнеса в виде государственных программ и роли инфраструктуры поддержки малых предприятий в развитии экономики страны в целом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STIMULATION TOOLS SMALL BUSINESS (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN)

The article describes the main trends in the development of small business. The main problems in the development of small business in which the Russian economy resides, as well as indicators of increasing the share of small business in the structure of the country's GDP and world practice are noted. The main administrative tools for supporting small business in the form of government programs and the role of small business support infrastructure in the development of the country's economy as a whole are identified.

Текст научной работы на тему «Инструменты стимулирования малого бизнеса (на примере республики Дагестан)»

УДК: 334.027 ББК: 65.29

Оруджева Заира Сабировна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, Дагестанский государственный университет народного хозяйства

Orujeva Zaira Sabirovna - Pd.D., Associate Professor of the Department of Economics, Dagestan State University of National Economy

ИНСТРУМЕНТЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)

STIMULATION TOOLS SMALL BUSINESS (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN)

В статье рассмотрены основные тенденции развития малого бизнеса. Отмечены основные проблемы в развитии сферы малого бизнеса, присущие экономике России, а также показатели увеличения доли объема малого предпринимательства в структуре ВВП страны и мировой экономики. Определены основные административные инструменты поддержки малого бизнеса в виде государственных программ и роли инфраструктуры поддержки малых предприятий в развитии экономики страны в целом.

Ключевые слова: малый бизнес, инструменты административного регулирования малого бизнеса, предпринимательство, цели

The article describes the main trends in the development of small business. The main problems in the development of small business in which the Russian economy resides, as well as indicators of increasing the share of small business in the structure of the country's GDP and world practice are noted. The main administrative tools for supporting small business in the form of government programs and the role of small business support infrastructure in the development of the country's economy as a whole are identified. Key words: small business, government regulation, methods, principles

Одной из характерных форм предпринимательской деятельности в современной рыночной экономике и, пожалуй, наиболее перспективным направлением, характеризующим уровень экономического развития страны, является малый бизнес. Несмотря на возникающие трудности и проблемы, малый бизнес показывает одни из наиболее высоких темпов роста, при этом решая экономические, социальные, научно-технические проблемы страны. Развитие малого бизнеса способствует увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, развитию конкуренции, заполнению рынков товарами и услугами, созданию и внедрению инноваций, участвует в решении проблем занятости, создавая новые рабочие места и повышает качество подготовки кадров, способствуя тем самым сокращению безработицы [1].

Экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью развития экономики России, опреде-

ляющей условия функционирования предприятий и размещения товара на рынке.

Многочисленные исследования в данной области и практика государственного регулирования позволяют определить основные цели политики в области стимулирования развития малого предпринимательства в Российской Федерации, среди которых:

- развитие субъектов малого предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;

- обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого предпринимательства;

- обеспечение конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства;

- оказание содействия субъектам малого предпринимательства в производстве ими товаров (работ, услуг) и продвижении результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;

- увеличение численности субъектов малого предпринимательства;

- обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;

- увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в структуре валового внутреннего продукта;

- увеличение доли выплат субъектами малого предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов [2].

Следует отметить особую роль малого бизнеса в решении социальных проблем общества в аспекте его влияния на благосостояние населения. Такое влияние заключается в:

- увеличении количества собственников в стране, и как следствие, формирование среднего класса в обществе, являющегося главным гарантом политической стабильности в демократической стране;

- вовлечении большей доли населения в экономическую деятельность страны, с существенным ростом уровня жизни граждан;

- создании платформы для образования новых рабочих мест с минимальными затратами;

- предоставлении населению возможностей для проявления своих предпринимательских способностей [1].

Все описанные положительные моменты относятся к качественному регулированию со стороны государства и возможны при доступности ресурсов и инфраструктуры, которые, в свою очередь, имеют целью создание благоприятной среды для развития предпринимательства.

Для экономики страны деятельность малого предпринимательства является важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого предпринимательства специалисты могут судить о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.

О реальном значении малого предпринимательства можно судить по тому, что в странах Европы он обеспечивает 67% рабочих мест и 58% добавленной стоимости в экономике. В течение последних 5 лет 85% новых рабочих мест было создано именно в этом секторе. По другим странам значение малого предпринимательства для современной рыночной экономики представлено в таблице 1.

Таблица 1

Роль малого предпринимательства в экономике зарубежных стран, в %

Страны Доля малых предприятий в общей численности предприятий Доля занятых в малом предпринимательстве в общей численности занятых Доля малого предпринимательства в производстве ВВП, в добавленной стоимости

Канада 99,7 60 56% ВВП

Великобритания 99 44-46 32% ВВП

США 99,7 50,3 40% ВВП

КНР 99 73 60% общего объема промышленного производства

Япония 99 72 52% общего объема производства в обрабатывающей промышленности

Республика Корея 99,7 71 47,5 % ВВП

Бразилия 99,2 66,8 61% общего объема производства в обрабатывающей промышленности

Чили 99,1 52,7 37,1 % общего объема производства в обрабатывающей промышленности

Следует отметить, что в России субъекты малого предпринимательства формируют примерно 20% национального валового продукта, что как минимум в два раза ниже среднемирового значения [3].

Основным отличием российского малого бизнеса от бизнеса развитых стран является низкий уровень его участия в разработке и производстве инновационных разработок. Доля малых предприятий в затратах фирм на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в обрабатывающей промышленности составляет всего около 2,1 %, что намного ниже показателей экономически развитых стран [4].

Итоги исследования, которые были проведены в нескольких регионах страны Российской ассоциацией развития малого и среднего предпринимательства, показали, что основными проблемами малого бизнеса в России являются:

- необоснованное повышение ставки налогообложения;

- низкая доступность кредитных ресурсов;

- административные барьеры и санкции;

- нескончаемые проверки и коррупция.

В секторе малого и среднего бизнеса Дагестана также существует достаточно большое количество проблем социально - экономического характера, которые препятствуют его росту и развитию [2]. Уже многие годы Республика Дагестан является дотационной, получая до 80% бюджетных расходов из федеральной казны. Развитие малого бизнеса в Да-

гестане - один из ключевых факторов, который сможет уменьшить зависимость республики от финансирования из федерального центра, снизить социальную напряженность, повысить уровень материальной обеспеченности населения республики и, как следствие, создать платформу для дальнейшего роста производственных отраслей региона [1].

В рамках анализа состояния региона с целью разработки стратегий и программ, нацеленных на устранение недостатков в экономической политике в регионе, был проведен анализ специфики ведения малого бизнеса в Республике Дагестан, в результате чего в качестве приоритетных для развития малого бизнеса были определены такие отрасли как сфера услуг, фермерство, торговля и строительство.

По данным статистики, на начало 2017 года на территории Дагестана осуществляли производственную деятельность 89 430 хозяйствующих субъектов, включая индивидуальных предпринимателей. В рамках исполнения приоритетного проекта Республики Дагестан «Обеление экономики» проведены мероприятия по выявлению и постановке на налоговый учет лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без соответствующей регистрации. По информации, представленной рабочими группами, с начала 2016 г. в результате проведенных проверок выявлено 13 771 человек, работающих без регистрации в налоговых органах, поставлено на учет 8 216 человек [5].

В сложившейся ситуации возникает острая необходимость разработки пакета мер по оптимизации и повышению эффективности использования административных инструментов управления предпринимательской деятельностью, а именно предоставить финансовую поддержку в форме снижения процентной ставки по предоставленным кредитам. В списке мер предполагается, расширить список банков, предоставляющих льготное кредитование до 6,5%. Данный факт растущей финансовой поддержки малому бизнесу должен позволить сделать кредиты доступными для широкого круга предпринимателей и вывести из тени многих из них.

С целью увеличить инвестиционное кредитование банками субъектов малого предпринимательства в России с 2017 года реализуется отдельная программа льготного кредитования, которая строится на основе субсидирования процентных ставок по банковским кредитам. Для участия в этой программе отобрано три кредитных организации (ПАО «Сбербанк», АО «Россельхозбанк», ПАО «Банк ВТБ»), с которыми заключены соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета на возмещение недополученных доходов по кредитам, выданным в 2017 году субъектам малого предпринимательства по льготной ставке (10,6% годовых). Результаты предпринятых мер сказались уже с первых двух месяцев реализации программы, с малым и средним бизнесом заключены порядка 120 льготных кредитов почти на 16 млрд рублей [6].

Основными и, пожалуй, самыми действенными административными мерами в области финансового обеспечения малого бизнеса в Республике Дагестан могут быть снижение законодательных ограничений в этом секторе и снижение кредитной ставки. А к наиболее важным и действенным мерам со стороны государства можно отнести следующие:

- активизация деятельности «Фонда содействия кредитованию субъектов малого предпринимательства» для дополнительного финансового обеспечения предприятий малого бизнеса;

- информационно-аналитическая и методическая поддержка малого предпринимательства в социальной сфере;

- обучение и подготовка кадров, осуществляющих предпринимательскую деятельность в секторе малого предпринимательства в социальной сфере;

- создание Дагестанской лизинговой компании, нацеленной на работу с малыми предпринимателями;

- поэтапная реализация дополнительных законодательных мер, направленных на защиту субъектов малого бизнеса от административной нагрузки;

- законодательное установление доли госзаказа, предоставляемого субъектам малого бизнеса на уровне не менее 15-20% от всего объёма госзаказа республики;

- создание и последующее развитие уже существующих бизнес-инкубаторов в республике;

- развитие туризма. В силу своего географического расположения и природно-климатических условий Республика Дагестан располагает уникальными возможностями для развития внутреннего туризма. Содействие малым предприятиям, ведущим деятельность в этом направлении, будет способствовать превращению республики в один из центров ту-ристско-рекреационного комплекса Юга России;

- развитие малых форм предпринимательской деятельности в научной, инновационной и образовательной сфере. Статистические данные по малому и среднему бизнесу в Республике Дагестан показывают минимальное присутствие научных, инновационных и образовательных малых предприятий в структуре экономики республики [7].

Несмотря на то, что величина налогового бремени является определяющим фактором при формировании доходов государственного бюджета страны, для целей развития малого предпринимательства было бы целесообразно некоторое снижение ставок и сокращение общего налогового бремени на бизнес. Меры государственной поддержки бизнеса, направленные на оптимизацию налогового бремени должны обеспечить высокие темпы развития производства и формирование здоровой конкурентной среды на рынках.

Во многом необходимостью реализации указанных целей на развитие малого предпринимательства обусловлена работа правительства по разработке и реализации Стратегии социально-экономического развития, в которой рекомендуется к 2025 году государственным компаниям, за счет закупок для собственных нужд, существенно нарастить оборот в малом бизнесе. Руководство Республики Дагестан активно реализует пилотный проект «Фабрика предпринимательства», нацеленный на повышение качества функционирования малого бизнеса, предусматривающий бесплатное обучение предпринимателей республики. Также создана специальная инфраструктура, включающая гранты, как один из вариантов бесплатного источника финансирования для начинающих предпринимателей, а также фонды поддержки, нацеленные на улучшение условий для предпринимательской деятельности [8].

Реализация предложенных мер позволит достигнуть значительных позитивных изменений в вопросах развития малого бизнеса в Республике Дагестан, решить многие социально-экономические проблемы. В свою очередь, активное участие государства в привлечении предприятий для участия в программах государственной поддержки расширит

границы возможностей и роста производственных предприятий сферы малого бизнеса в Республике Дагестан.

Список литературы:

1. Электронный научный журнал «Наукосфера» // Барейко С.Н. Особенности развития малого бизнеса в России на современном этапе. - 2017 -№2 - с. 11. URL:http://nmsjour.ru/doc/ns-2017-No2.pdf

2. Плотникова Т.А. Поддержка малого бизнеса в России. 12.12. Инфраструктура поддержки малого бизнеса в России // Бизнес в Законе - 2011 -№4 - с. 249-252

3 Стратегическое развитие малого бизнеса и формы поддержки индивидуального предпринимательства [Электронный ресурс]: монография. -Нижний Новгород: НОО «Профессиональная наука», 2018. - Режим доступа: http://scipro.ru/conf/monographbusiness.pdf. Сист. требования: Adobe Reader; экран 10'

4. Развитие малого и среднего предпринимательства в 2009—2012 гг.: проект Минэкономразвития России. // URL: Http://www.economy.gov.ru.

5. Малый бизнес и инвестиции в Дагестане. // МК Дагестан. Март 2017 года // URL:Https://mkala.mk.ru/artides/2017/03/25/malyy-biznes-i-investicii-v-dagestane.html

6. Доклад о достигнутых результатах по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности, развитию малого и среднего бизнеса и поддержке индивидуальной предпринимательской инициативы. -Москва 2017, с. 27

7. Подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан на 2015-2017 годы», Паспорт подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан на 2015-2017 годы» (Приложение 2) // http://docs.cntd.ru

8. Стратегия социально-экономического развития РД на период до 2025 года // http://investdag.ru/content/files/strategiya.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.