Научная статья на тему 'РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА И СУБЪЕКТОВ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В НАРАЩИВАНИИ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТРАН И РЕГИОНОВ'

РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА И СУБЪЕКТОВ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В НАРАЩИВАНИИ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТРАН И РЕГИОНОВ Текст научной статьи по специальности «Естественные и точные науки»

CC BY
58
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малый бизнес / частное предпринимательство / экспорт / импорт / поддержка экспорта / уровень и качество жизни.

Аннотация научной статьи по естественным и точным наукам, автор научной работы — Рухсора Расулжон Кизи Хасанова

Анализ существующих проблем расширения экспортной деятельности субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства в условиях экономического обновления и изменений, происходящих в Узбекистане. Основным критерием определения предпринимательской функции следует считать результат ее деятельности исходя из этого критерия, мы исходим из того, что основной функцией предпринимательства является удовлетворение потребностей общества в товарах и услугах, которые постоянно растут и формируются.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по естественным и точным наукам , автор научной работы — Рухсора Расулжон Кизи Хасанова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА И СУБЪЕКТОВ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В НАРАЩИВАНИИ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТРАН И РЕГИОНОВ»

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 4 I ISSUE 4 I 2023 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА И СУБЪЕКТОВ ЧАСТНОГО

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В НАРАЩИВАНИИ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТРАН И РЕГИОНОВ

Рухсора Расулжон кизи Хасанова

Студент бухгалтерского учета и аудита, Ферганский государственный

университет

АННОТАЦИЯ

Анализ существующих проблем расширения экспортной деятельности субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства в условиях экономического обновления и изменений, происходящих в Узбекистане. Основным критерием определения предпринимательской функции следует считать результат ее деятельности исходя из этого критерия, мы исходим из того, что основной функцией предпринимательства является удовлетворение потребностей общества в товарах и услугах, которые постоянно растут и формируются.

Ключевые слова: малый бизнес, частное предпринимательство, экспорт, импорт, поддержка экспорта, уровень и качество жизни.

Введение. Широкомасштабные реформы, проведенные в нашей стране за годы независимости, заложили важную основу для укрепления национальной государственности и суверенитета, обеспечения безопасности, правопорядка, неприкосновенности границ нашего государства, верховенства закона в обществе, прав и свобод человека, межнационального согласия и религиозной терпимости. Это основа для достойной жизни нашего народа, реализации творческого потенциала наших граждан.

В условиях растущей конкуренции в условиях глобализации необходимо разработать и реализовать принципиально новый подход и принципы для более устойчивого и динамичного развития нашего государства. В какой бы сфере мы ни находились, провальный результат реформ, проводимых в нашей стране, служит обеспечению благосостояния народа. Каждый человек, живущий в нашей родной стране, обязательно будет благодарен государству, если он будет доволен жизнью, сможет реализовать свои мечты, его семья будет спокойной, семья-гармоничной, он не будет чувствовать материальной нужды.

Глобальный кризис и пандемия коронавируса требуют совершенствования системы государственного регулирования и поддержки развития частного предпринимательства в Республике Узбекистан и повышения его экспортного

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 4 I ISSUE 4 I 2023 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

потенциала. Также развитие частного предпринимательства обусловлено наличием специфических территориальных особенностей, что требует проведения специальных научных исследований в данной области.

С методологической точки зрения при совершенствовании теоретических основ государственной поддержки предпринимательства необходимо применять избирательный подход, предполагающий взаимосвязь существующего институционального механизма между собой, выявление возникающих между ними диспропорций и разрывов.

Согласно учению английской классической экономической школы, предприниматель - это собственник капитала, который идет на риск с целью получения прибыли. В данной доктрине изложены предпосылки того, что предпринимательство является полезным для общества видом деятельности.[5] это заставляет предпринимателей производить товары и услуги, соответствующие потребностям общества, адаптироваться к рыночной конкурентной среде и следовать определенным стандартам, поскольку они заинтересованы в получении прибыли.

Одним из представителей австрийской экономической школы был Ф.Согласно выводам Визера, лидерство предпринимателя начинается с рождения у него идеи организации предприятия: оно не только обеспечивает капитал, но и предлагает новую идею, уточняет план и привлекает специалистов. А при создании предприятия предприниматель становится руководителем по теоретическим и коммерческим вопросам.

1.Принимая во внимание Шумпетера, согласно его концепции, основная задача предпринимателя состоит в реформировании и развитии производства путем поиска новых источников сырья, рынков сбыта продукции, реорганизации производства и т. д., используя техническую изобретательность или различные возможности производства товаров. Сущность предпринимательской деятельности проявляется в использовании факторов производства и обращения, в ее "порождении различных новых инновационных комбинаций" [5]. I. Шумпетер приводит следующие пять важных аспектов предпринимательства: налаживание производства новых товаров, неизвестных потребителям, обеспечение коммерциализации товаров за счет применения новых технологий; освоение производства новых товаров; использование нового сырья; совершенствование деятельности отрасли. Он также сказал: «предприниматель не обязательно должен быть владельцем, он также может быть рекрутером. Предприниматель-это человек, который реализует новые инновационные комбинации».

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 4 I ISSUE 4 I 2023 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=222ff7

Что касается Закона Республики Узбекистан «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности», то он определяется как "предпринимательство - предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством, направленная на получение дохода (прибыли) на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность" [3].

Результаты. Сегодня в развитии экономической науки предпринимательство в связи с макросредой оценивается как полуфункциональный вид деятельности. С другой стороны, концепция предпринимательства исследуется с точки зрения двух основных подходов. Первые воспринимаются как объективные и неизменные в факторе времени в конкретных условиях внешней среды с упором на предпринимательство и его деятельность. Второй подход больше фокусируется на взаимосвязи предпринимательской деятельности с внутренней средой. Преимущество этих двух подходов перед одним зависит от целей и задач, стоящих перед исследованием. При исследовании вопросов сохранения и развития предприятия целесообразно использовать линейный подход. Однако при анализе тенденций развития предприятия использование линейного подхода не соответствует его назначению. Согласно нашим исследованиям, при полном освещении сущности предпринимательской деятельности необходим диалектический подход, выражающий ее взаимодействие с внутренней и внешней средой, влияющее на ее эффективность.

При освещении сущности предпринимательства авторы концепции предпринимательства основное внимание уделяют прибыли, которая является его результатом. Раскрытие сущности предпринимательства заключается в освещении источника возникновения прибыли. При акцентировании внимания на вопросе предпринимательской выгоды необходим другой подход, и это будет относительно точный и правильный подход. То есть рассматривать эффект и успех получения прибыли (в долгосрочной перспективе) как необходимое условие ведения предпринимательской деятельности. Однако также неверно рассматривать основной движущей силой ведения предпринимательской деятельности только получение прибыли, поскольку это противоречит имеющимся данным; в частности, основная часть частных предприятий не будет иметь возможности получать прибыль в течение как минимум одного года своей деятельности.

Рынок как основная форма хозяйственной деятельности предприятий и организаций на постиндустриальном этапе развития рыночной экономики заключается в поиске эффективных альтернатив преодолению неопределенности. Предприятие формируется на основе" рационализаторского духа", суть которого

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 4 I ISSUE 4 I 2023 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=222ff7

заключается в создании предприятия, которое планомерно действует против неопределенности рынка.

Обсуждение. Хотим отметить, что, как показывает практика, в большинстве случаев результатом предпринимательской деятельности является вновь выпускаемый продукт. Сегодня формирование конкурентной среды в экономической сфере требует стремления начинающих предпринимателей к высокой коммерческой прибыли от своего труда, растущей потребности общества и т.д. Содержание широко развитого в мире инновационного предпринимательства выражается в создании продукции и высоких технологий с высокой наукоемкостью. Доля фирм, осуществляющих инновационную деятельность в развитых странах, в экспорте страны составляет более 30%.

Формирование и практика частного предпринимательства в Республике Узбекистан имеет свои особенности. Мы хотим остановиться на существующих проблемах становления и развития частных предприятий. Недостаточное развитие малого предпринимательства в Республике Узбекистан на сегодняшний день обусловлено:

1. Неспособность адекватно адаптироваться к меняющимся рыночным отношениям. Недостаточный уровень материального стимулирования работников, ограниченность возможностей подбора и обучения квалифицированных кадров, ограниченность средств, необходимых для приобретения сырья и материалов в условиях меняющихся рыночных условий.

2. Дефицит современных технологий маркетинга и управления;

3. Неудовлетворительное состояние соотношения между собственным имуществом малых предприятий и заемными ресурсами, наличие большого объема дебиторской и кредиторской задолженности или низкий уровень платежеспособности предприятий, осуществляющих процедуру банкротства.

4. Ликвидация предприятия и вложение денег в ценные бумаги.

5. Ликвидация предприятия и создание нового предприятия на основе свободного капитала и доходов, полученных за счет продажи имущества этого предприятия.

В качестве важного признака действительности частных предприятий можно привести показатель их эффективности. Многие исследователи при изучении проблемы эффективности частных предприятий уделяют особое внимание зарубежному опыту. Например, Q.A. Муфтайдинов отмечает, что показатели эффективности малых предприятий обычно неодинаковы.[2] в качестве примера рекомендуются такие показатели, как норма прибыли на капитал, добавленная стоимость или размер прибыли на одного работника. По первому показателю малые предприятия резко отстают от крупных корпораций, и наоборот, по

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 4 I ISSUE 4 I 2023 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

второму показателю малые предприятия значительно опережают крупные корпорации. При исследовании места малого бизнеса и частного предпринимательства в экономике Узбекистана важное значение имеет, во-первых, платежеспособность предприятий, во-вторых, их финансовая устойчивость, в-третьих, устойчивая экономическая деятельность субъектов малого предпринимательства в период финансово-экономического спада предприятий.

Важной особенностью малого бизнеса и частного предпринимательства является их относительно высокая устойчивость в периоды экономического спада. Малые частные предприятия имеют отдельные финансовые показатели более низкого уровня. При этом потребность во внешних кредитных ресурсах у них будет на высоком уровне. Этот показатель ресурсоэффективности предприятий не дает возможности опираться на источники их частного финансирования. Но ориентация системы кредитования на интересы развития предпринимательства требует решения многих проблем кредитными организациями и субъектами предпринимательства в реальном секторе экономики. Для приоритетного развития частного предпринимательства в Узбекистане в ходе реализации программы антикризисных мер кредитным организациям целесообразно осуществлять следующие мероприятия:

• проведение банками стандартизированных процедур, снижающих стоимость кредитных операций;

• повышение ликвидности активов и пассивов банка за счет увеличения краткосрочных банковских обязательств;

• создание различных гарантий, формирующих механизм снижения кредитного риска при предоставлении кредитов малым предприятиям в масштабах республики и регионов.

Практика и развитие малого бизнеса и частного предпринимательства во многом зависят от его связи и сотрудничества с крупным предпринимательством. На этом этапе важно определить, в каких формах будут реализованы отношения между малыми и крупными предприятиями и каковы последствия этого сотрудничества для малого бизнеса. В экономической литературе отмечается, что сотрудничество субъектов малого и крупного предпринимательства осуществляется в основном в четырех формах:

1. Внутренние подрядные отношения;

2. Франшиза;

3. Венчурное финансирование;

4. Лизинг.

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 4 I ISSUE 4 I 2023 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

Известно, что внутригосударственные договорные отношения широко развиты в США, странах Западной Европы, Японии и некоторых странах Азиатско - Тихоокеанского региона. Такие отношения существуют в экономике Республики Узбекистан и других стран СНГ. Однако внутригосударственные договорные отношения в этих государствах развиты не на высоком уровне. Сегодня широкое сотрудничество между крупными и малыми предприятиями прослеживается в сфере торговли и различных коммерческих услуг. Однако в отрасли такое интеграционное сотрудничество не сформировалось на высоком уровне в форме внутренних подрядных отношений.

В Республике Узбекистан франчайзинговая форма сотрудничества между крупными и малыми предприятиями сложилась в основном в сфере общественного питания, гостиничного бизнеса, производства бытовой техники, одежды, обуви и других товаров. В Республике Узбекистан, в отличие от других стран СНГ, сформирована система франчайзинга, в республике развиваются бытовые отношения.

Если рассматривать лизинговые отношения, то они широко развиты лишь в некоторых жизненно важных отраслях экономики нашей страны (авиационном транспорте, сельском хозяйстве), но в целом сотрудничество в таком виде служит формированию всего лишь около 1% основного капитала в масштабах национального хозяйства. Винчестерные финансовые отношения в экономике нашей республики не развиты на высоком уровне, так как доля инновационного предпринимательства в них сравнительно невелика.

Вывод. Сегодня более 80% всего занятого населения нашей страны трудится в сфере частного предпринимательства. Более 90% всех существующих хозяйствующих субъектов составляют малые предприятия. В настоящее время около 53,9% ВВП, 27,5% производимой промышленной продукции и 97,0% сельскохозяйственной продукции приходится именно на эту отрасль -частное предпринимательство.

Глобальный кризис и пандемия коронавируса в мире и Узбекистане являются внешними угрозами для развития предпринимательства и повышения его инвестиционной активности. Предпринимательская деятельность замедляется из-за карантинных мер, применяемых в этот период. В январе-июне 2020 года по сравнению с соответствующим периодом 2019 года количество вновь созданных малых предприятий и микропредприятий сократилось на 7443. Доля малого предпринимательства в ВВП снизилась на -0,2%, промышленности -7,5%, сельском,лесном и рыбном хозяйстве -0,3%, строительстве -5,4%, торговле-3,1%, экспорте -4,8%, импорте -12,1%.

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 4 I ISSUE 4 I 2023 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

Одной из основных характеристик частного предпринимательства является то, что эта отрасль экономики постоянно нуждается в государственной поддержке. Государство поддерживает и регулирует предпринимательство в материально-техническом, информационном, технологическом, консультативном, маркетинговом, образовательном обслуживании, финансовом обеспечении и других направлениях. При регулировании развития частного предпринимательства государством, сотрудничестве между ними целесообразно широкое использование современных информационно-коммуникационных технологий, например, системы интернет. Интернет обеспечивает открытость государственных тендеров и прозрачность распределения ресурсов.

Таким образом, малый бизнес играет важную роль в достойном вхождении Узбекистана в мировое экономическое сообщество. Потому что многие бизнес-аналитики и исследователи придерживаются мнения, что в XXI веке малый бизнес и частное предпринимательство стали динамичной частью экономики в ряде стран и составляют прочную опору развития национальной экономики. Иными словами, малый бизнес является основной основой успешного развития и процветания любого государства и признается базовой отраслью экономики в условиях перехода к рыночным отношениям. Поэтому темпы роста ВВП страны, а также рост благосостояния населения в решающей степени зависят именно от развития малого бизнеса и частного предпринимательства.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Мирзиёев Ш.М. Узбекистон Республикаси Президентининг Олий Мажлисга Мурожаатномаси. -Тошкент.// Хал; сузи, 2020 йил 29 декабрь.

2. Муфтайдинов Бозор иктисодиёти шароитида тадбиркорликни ривожлантириш муаммолари.Док. дис. автореферат.- Т.: 2004.- Б.45.

3. «Узбекистон Республикасининг Тадбиркорлик фаолияти эркинлигининг кафолатлари тугрисида»ги конун -Т.: "Узбекистон", 2000.

4. https://president.uz/uz/lists/view/4057

5. Шумпетер Й. Теория экономического развития. -М.: 1982. -С.89. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов.-М.: 1976. -С.146.

6. Кулматов А.А. Узбекистонда кичик тадбиркорлик фаолиятини ривожлантиришнинг ижтимоий-иктисодий муаммолари. Автореферат-Т.: 2004.21 б.; Муродова Н.К. Кичик бизнес субъектларининг тадбиркорлик фаоллигини оширишнинг асосий йуналишлари. Автореферат-Т.: 2008. -.21б.

7. Тешабаева, О. Н., & Ташматова, Н. Х. (2023). Узбекистон республикасида аграр секторда тадбиркорлик ривожланишининг узига х,ос жихдтлари. Academic research in educational sciences, 4(1), 22-30.

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 4 I ISSUE 4 I 2023 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=222ff7

8. Тешабаева, О. Н. (2019). Развитие семейного предпринимательства как фактор повышения занятости населения. In Наука и образование в обеспечении устойчивого развития региона в условиях перехода к цифровой экономике (pp. 190-193).

9. ГГозиев, Муроджон Шокиржонович, & Хасанова, Рухсора Расулжон Кизи (2023). Создание модели интеграции кластеров для реализации инновационных проектов. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 3 (2), 59-64.

10. Teshabaeva, O., Abdullaeva, M., & Aminjonova, V. (2022). The role and importance of entrepreneurship and small business in the national economy. International journal of social science & interdisciplinary research ISSN: 2277-3630 Impact factor: 7.429, 11, 183-191.

11. Olimova, N. K., & Yulchiev, A. O. (2021). Prospects for the food industry development of uzbekistan. Ceteris Paribus, (2), 8-11.

12. Олимова, Н. Х., Тешабаева, О. Н., & Жураева, Н. Х. К. (2022). Узбекистонда инновацион жараёнларни такомиллаштириш оркали корхоналар ракобатдошлигини ошириш масалалари. Scientific progress, 3(3), 276-282.

13. Teshabaeva, O., & Yulchiev, A. (2022). Innovative marketing strategy aimed at maximizing the development of the tourist industry in Uzbekistan. Asia pacific journal of marketing & management review issn: 2319-2836 Impact Factor: 7.603, 11(05), 1-6.

14. Асилжон Ортикали Угли Юлчиев, & Дилмурод Нуманович Зайлобиддинов (2022). Вопросы цифровизации банковской системы в узбекистане. Academic research in educational sciences, 4 (Issue 1), 91-100.

15. Olimova, N., Teshabaeva, O., Joraeva, N., & Mamajonova, D. (2022). Ways to increase the competitiveness of enterprises in the conditions of modernization of the economy. Scientific progress, 3(3), 270-275.

16. Тешабаева, О. Н. (2020). Ахрли даромадларини оширишда оилавий тадбиркорликни ривожлантириш муаммолари. Scientific-technical journal of FerPI (pp. 201-203).

17. Teshabaeva, O., & Qosimov, M. (2022). Priority tasks and ways to solve them in ensuring employment of the population in Uzbekistan. International Journal Of Social Science & Interdisciplinary Research ISSN: 2277-3630 Impact factor: 7.429, 11(10), 148-154.

18. Bunakov, O. A., Akhunova, O. E., Teshabaeva, O. N., Eidelman, B. M., Fakhrutdinova, R., & Valeeva, G. F. (2022). Labor Migration and Legal Routs to Avoid Its Negative Consequences on the Example of the Republic Of Uzbekistan. BiLD Law Journal, 7(4s), 521-526.

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 4 I ISSUE 4 I 2023 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=222ff7

19. Тешабаева, О. Н. (2022). Ахрли молиявий саводхонлиги усишининг тадбиркорлик фаолияти ва даромадлар даражасининг ошишига таъсири. Gospodarka i Innowacje., 29, 348-355.

20. Тешабаева, О. Н. (2021).Кичик бизнес ва тадбиркорликнинг миллий иктисодиётда тутган урни ва аxдмияти.UzACADEMIA ilmiy jurnali (pp. 87-97).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.