Научная статья на тему 'РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕС В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ И МЕТОДЫ ИХ ПОДДЕРЖКИ.'

РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕС В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ И МЕТОДЫ ИХ ПОДДЕРЖКИ. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1691
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
Демонополизация / рыночная система / развития малого бизнеса / индивидуальный предприниматель / предпринимательство.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жураханов М.Э.

В данной статье показано значение малого бизнеса в развитии страны, опыт индустриально развитых стран мира и какие меры должны быть приняты для поддержки малого бизнеса со строны государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕС В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ И МЕТОДЫ ИХ ПОДДЕРЖКИ.»

УДК 330.311.5

Жураханов М. Э. Андижанский машиностроительный институт, РР1: 10.24412/2520-2480-2020-3284-24-26 РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕС В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ И МЕТОДЫ ИХ

ПОДДЕРЖКИ.

Zhurakhanov M.E.

Andijan Machine-Building Institute,

THE ROLE OF SMALL BUSINESS IN THE DEVELOPMENT OF THE COUNTRY'S ECONOMY

AND METHODS OF THEIR SUPPORT.

Аннотация.

В данной статье показано значение малого бизнеса в развитии страны, опыт индустриально развитых стран мира и какие меры должны быть приняты для поддержки малого бизнеса со строны государства.

Abstract.

This article shows the importance of small business in the development of the country, the experience of the industrially developed countries of the world and what measures should be taken to support small business by the state.

Ключевые слова. Демонополизация, рыночная система, развития малого бизнеса, индивидуальный предприниматель, предпринимательство.

Keywords. Demonopolization, market system, small business development, individual entrepreneur, entre-preneurship.

Из опыта развитых стран с рыночной экономикой известно, что развитие малого бизнеса и частного предпринимательства помогает решить ряд задач, важных для поступательного социально-экономического развития страны, таких как демонополизация, рыночная структура и конкурентная среда, наполнение рынка товарами и услугами, занятость и самозанятость, экономический рост и увеличение налоговых поступлений, формирование среднего класса и укрепить трудовую этику и налоговую дисциплину. Это конечные цели, поставленные при разработке государственного подхода, изначально нацеленного на поддержку развития малого бизнеса в Узбекистане.

Сегодня в результате государственной поддержки малого бизнеса малый бизнес приобрел размеры, позволяющие ему получить современную структуру. В связи с этим значительное повышение результативности малого бизнеса может привести к резкому снижению темпов роста, если определенные барьеры его развития не будут устранены определенными должностными лицами, достигнув определенных значений. Поэтому задача развития этого сектора по-прежнему должна оставаться одним из приоритетов экономической политики государства и не может быть решена изолированно от других направлений экономической реформы и без координации усилий национальных, региональных и местных властей.

Совершенствование реализации комплексной концепции управления малым бизнесом в Республике Узбекистан определяется использованием системного, функционального, кластерно-сетевого и научного подходов к формированию и эффектив-

ному функционированию управления, регулирования и развития данного сектора экономики на макро-, мега- и микроуровне.

В Послании Президента Республики Узбекистан Ш. М. Мирзиёева Олий Мажлису Узбекистана сказал: «Также необходимо разработать законопроект «О малом и среднем бизнесе». Следует учитывать критерии малого и среднего бизнеса, а также стимулы для представителей этого сектора. На новом этапе развития Узбекистан решает многие проблемы, связанные с упрощением рыночной системы. В 2020 году 5,5 тысячам женщин будут предоставлены льготные кредиты на 100 миллиардов сумов на проекты малого бизнеса. Для этого мы выделяем банкам ресурсы из государственного бюджета. Кроме того, 1576 женщин получат первоначальный взнос из бюджета на приобретение нового жилья». [1]

Это, прежде всего, реконструкция экономики, развитие инфраструктуры и рыночных институтов, несовершенство сетевой и технологической структуры; слабая внутренняя интеграция. Эти ожидания верны и для развития малого бизнеса. Сегодня особенно актуальны проблемы оптимизации государственного и негосударственного влияния на малый бизнес, отсутствие целостной системы управления бизнесом в государстве и его регионах, а также на уровне конкретного предприятия.

В условиях развитой рыночной экономики организации малого бизнеса, индивидуальных предпринимателей, а также сложные объединения бизнес-организаций выполняют следующие функции: общеэкономические, инновационные, ресурсные, социальные, организационные и политические. Следует отметить, что согласно комплексной кон-

<<шушетим-ши©мак>>#32(1ет,2©2© / БСОШМГС 8С1Б1ЧСБ8

25

цепции предпринимательства с точки зрения менеджмента, предпринимательство основывается на науке управления, т.е. бизнес-процесс должен управляться, соответствующая инфраструктура для развития малого бизнеса, функциональные подсистемы (государственные), региональные, местное, предприятие).

Концептуальной основой предпринимательства в Узбекистане является рассмотрение малого бизнеса как сложной системы, основанной на применении принципов системного, комплексного, функционального, кластерно-сетевого и программно-ориентированного подхода к управлению, с учетом предпринимательской модели экономического развития как одного из ключевых факторов экономического развития требует создания соответствующей методологии и методологической базы, позволяющей объективно оценить эффективность системы управления бизнесом [2].

Система управления бизнесом - это многоуровневая, сложная, целеустремленная открытая организационная система, состоящая из иерархических подсистем и имеющая прямые и обратные отношения с внешней средой, способная создавать новые структуры и качества, обеспечивающие относительную стабильность и гибкость деятельности системы, неопределенность и непредсказуемость. Эта система характеризуется рядом уникальных особенностей, прямой и обратной связи, а также взаимосвязями между компонентами-подсистемами (четырьмя основными). Система управления малым бизнесом, которая не взаимодействует с внешней средой, не может эффективно функционировать как открытая система, но чем меньше нарушений во внешней среде, тем более стабильной будет работать фирма.

С точки зрения целостной концепции, организационные структуры управления малым бизнесом представляют собой систему, обеспечивающую функционирование ее элементов для достижения целей другого временного аспекта, содержания, уровня и глубины. Рассматриваемая концепция основана на систематических, целевых, функциональных, кластерно-сетевых научных подходах к построению систем управления в бизнесе. В контексте современной экономики Узбекистана бизнес-модель экономического развития должна стать важным фактором восстановления экономики. Согласно этой концепции, государство должно найти достаточно эффективные способы стимулирования предпринимательской активности. Активная государственная политика поддержки предпринимательства и бизнеса способствует появлению новых предприятий, и эта многогранная поддержка должна варьироваться в зависимости от стадии и статуса развитых предприятий.

Эффективность всей системы управления малым бизнесом зависит от рационального сочетания методов и средств государственной и негосударственной поддержки субъектов этого сектора экономики. Мы говорим о необходимости взаимозависимости воздействия на сектор малого бизнеса со стороны различных государственных органов

(налоговые и таможенные органы, министерства, ведомства, комитеты и т. д.), А также коммерческих и некоммерческих элементов инфраструктуры для поддержки и развития малого бизнеса. На практике такое взаимодействие очень сложно и проблематично. Это связано с разными основными целями и задачами деятельности на текущем этапе, разными возможностями и необходимостью этих структур.

Использование кластерно-сетевого подхода при проектировании и построении этой системы, а также разработка эффективных механизмов взаимодействия компонентов в системе управления и воздействия на сектор малого бизнеса могут помочь решить эту проблему.

Этот подход основан на концепции общественного эффекта и направлен на устранение изолированности малого и среднего бизнеса за счет создания кластерной структуры (вертикальная, горизонтальная интеграция); межфирменное сотрудничество на основе общих деловых интересов; гибкая специализация деятельности. В перспективе именно наш кластерно-сетевой подход должен стать основой государственной поддержки бизнес-сектора, интеграции малого и среднего бизнеса в единую сеть:

- институты инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса;

- сообщество - неправительственные организации;

- экспертные советы по поддержке малого и среднего бизнеса при госструктурах;

Внедрение кластерно-сетевого подхода в рамках разработки комплексной концепции поддержки и управления предпринимательским сектором экономики позволит малому и среднему бизнесу реализовать свой потенциал за счет консолидации сил, преодоления изоляции бизнеса и развития межотраслевого сотрудничества. Эта система может охватывать вопросы стратегического управления действующим малым бизнесом, которое осуществляется непосредственно властями республики и входит в компетенцию местных властей. Таким образом достигается организационно-функциональный баланс, что требует установления юридической ответственности республиканского, регионального и местного уровней власти за проводимую деятельность.

Крупные компании и производственные объединения определяют основные параметры национальной экономики, развитие инноваций, снижение себестоимости продукции и место страны в системе международного разделения труда. В то же время малые предприятия также играют важную роль, составляя весь их сектор малого бизнеса. Их деятельность направлена на создание конкурентной среды, обеспечение необходимой гибкости и динамики во многих секторах национальной экономики, обеспечение занятости, накопление ресурсов и организацию производства товаров и услуг на этих этапах экономики следует прикрыть.

На разных этапах экономического развития промышленно развитых стран малый бизнес оста-

ется его неотъемлемой частью. При этом он постоянно совершенствовался, на практике продемонстрировал способность увеличивать свой потенциал, адаптироваться к новым условиям труда. Гибкость и активность субъектов малого предпринимательства стала одним из важных условий устойчивого экономического развития территориальных структур их экономики.

Во многих промышленно развитых странах малый бизнес рассматривается прежде всего, как фактор, влияющий на решение социально-экономических проблем. Традиционно ему отводилась очень важная роль в создании новых рабочих мест, повышении экономической активности, уровня жизни и профессиональных навыков населения.

В то же время в современных условиях малый бизнес продемонстрировал способность решать широкий круг экономических задач самостоятельно или в партнерстве с крупными компаниями. Помимо фирм, работающих в традиционных малых предприятиях (брокерские, торговые и т. д.), Появятся десятки тысяч малых компаний, которые активно выходят на новые направления для этого типа экономических структур: исследования и разработки, высокотехнологичные продукты, требующие науки, продукцияИ некоторых видов [5].

Факторы роста роли малого бизнеса в ведущих промышленно развитых странах очень разнообразны. Это, прежде всего:

• общеэкономические факторы;

• появление новейших средств производства и технологий, доступных для малых и средних предприятий;

• значительный прогресс в развитии промышленности и инфраструктуры;

• стремление людей повысить свой средний уровень образования и профессиональной подготовки, самостоятельно принимать экономические решения и реализовывать свой творческий потенциал;

• формирование комплекса организационной, правовой и финансовой поддержки для поддержки и поощрения малых фирм.

К изучению малого бизнеса как фактора эффективного развития экономики государства следует подходить:

• Во-первых, был дан объективный и всесторонний анализ промышленной базы промышленно развитых стран и ее отдельных элементов (подсистем);

• во-вторых, иметь более четкое представление о роли этих компонентов, характере взаимодействия между ними в процессе решения экономических проблем;

• В-третьих, определить сущность малого бизнеса, его функции и перспективы развития.

Одна из важнейших функций малого бизнеса как на макроэкономическом уровне, так и в рамках отдельных подсистем национальной экономики -стимулирование структурных реформ, оптимизация организационной структуры производства. Эта функция особенно важна в современном производстве в условиях его интенсивной консолидации,

дальнейшего повышения уровня концентрации и централизации.

Малый бизнес объективно играет роль катализатора изменения организационной структуры производства в промышленно развитых странах. Опора на малый бизнес и взаимодействие с ним стало одним из факторов, обеспечивающих динамичные изменения и оптимальное направление структурных изменений в ключевых секторах промышленно развитых стран на данном этапе. В то же время практика показывает, что негативные последствия глубоких структурных изменений (прежде всего в виде значительного снижения уровня экономического потенциала этих стран) сведены к минимуму. При этом в полной мере отражены положительные результаты оптимизации структуры производства: внедрение новейших информационных технологий, переход на производство качественно новых видов продукции, совершенствование системы управления и стабилизация их показателей.

В последние годы в Узбекистане активно развивается предпринимательство, это инициативная, независимая деятельность физических лиц, направленная на получение прибыли от своего имени, на свой страх и риск и под имущественную ответственность.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что некоторые несоответствия и противоречия в проводимых экономических реформах в Узбекистане стали условием формирования и развития малого бизнеса. Опыт развитых стран показывает, что малый бизнес играет очень важную роль в экономике. Его развитие повлияет на экономический рост, ускорит научно-технический прогресс, наполнит рынок необходимыми качественными товарами и создаст новые дополнительные рабочие места, поможет решить многие насущные экономические, социальные и другие проблемы. Поэтому для любой страны всегда важно уделять особое внимание развитию малого и среднего бизнеса.

Использованная литература

1. Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева к Законодательной палате и Сенату Олий Мажлиса Узбекистана. www.gov.uz (дата последного обращение -10.11.2020г)

2. Умаров Г.Д. «О деятельности банков республики по развитию и укреплению фондового рынка». Рынок ценных бумаг. 2000г.

3. Ходжаев Б. Требование к периоду развития малого и среднего бизнеса, 2016 г.

4. Ходжаев Р.С., Эгамбердиев А., Шоюсупова Ф.К. Управление малым бизнесом. Часть 1-2. Методическое пособие. ТМ1. «ЭКОНОМИКА - ФИНАНСЫ», 2014.

5. Ходжаев Р.С., Эгамбердиев А. Малый бизнес и предпринимательство. Методическое пособие. ТМ1. «ЭКОНОМИКА - ФИНАНСЫ», 2015.

Интернет сайты:

6. http://www.dit.perm.ru (дата последного обращение -10.11.2020г)

7. http://www.refportal.ru (дата последного обращение -10.11.2020г)

8. http://www.allbest.ru (дата последного обращение -10.11.2020г)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.