THE ROLE OF INNOVATION IN THE DEVELOPMENT OF ENTREPRENEURSHIP IN AGRICULTURE Fayzieva Sh.Sh.1, Jalilova N.M.2 (Republic of Uzbekistan) Email: [email protected]
1Fayzieva Shirin Shodmonovna - PhD in Economics, Аssociate Professor; 2Jalilova Nigora Mavlonova - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF ECONOMICS, KARSHI ENGINEERING AND ECONOMICS INSTITUTE, KARSHI, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article discusses the development of entrepreneurship in agriculture, the importance of developing the country's economy and introducing innovations and state support for the development of this sector. The influence of social, economic and demographic factors on property and the shortage of small innovative enterprises is described. The internal and external factors of the development of innovative activity in the country are also shown. It is necessary to create a legal basis for solving the problems of small business, and entrepreneurs must act in full.
Keywords: active entrepreneurship, business, small innovative entrepreneurship, innovation, agriculture, technology.
РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В РАЗВИТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ 12 Файзиева Ш.Ш. , Джалилова Н.М. (Республика Узбекистан)
1Файзиева Ширин Шодмоновна - кандидат экономических наук, доцент; 2Джалилова Нигора Мавлоновна - старший преподаватель, кафедра экономики, Каршинский инженерно-экономический институт, г. Карши, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы развития предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве, важность развития экономики страны и внедрения инноваций и государственной поддержки развития этого сектора. Описано влияние социальных, экономических и демографических факторов на собственность и дефицит малых инновационных предприятий. Также показаны внутренние и внешние факторы развития инновационной деятельности в стране. Необходимо создать правовую основу для решения проблем малого бизнеса и предприниматели должны действовать в полном объеме.
Ключевые слова: активное предпринимательство, бизнес, малое инновационное предпринимательство, инновация, сельское хозяйство, технология.
DOI: 10.24411/2410-289Х-2020-10103
«Активное предпринимательство - это экономическое направление, которое строит деловую активность на инновационной основе, то есть на основе современных подходов, передовых технологий и методов управления. Будучи активным предпринимателем, мы имеем в виду деловых людей, которые способны производить конкурентоспособные продукты и, самое главное, создавать новые рабочие места, обеспечивая не только себя и своих семей, но и принося пользу всему сообществу» [1].
Действительно, расширение рядов предпринимателей, занимающихся сельскохозяйственным предпринимательством, включая импорт и внедрение высоких технологий, новейших технологий и оборудования, является приоритетной задачей. Для этого необходимо обеспечить преемственность развития научно-
11
исследовательской и инновационной деятельности с предпринимательской деятельностью. Развитие малого инновационного предпринимательства является одним из факторов, повышающих конкурентоспособность экономики. В частности, мировая практика подтверждает решающую роль инновационного процесса в обеспечении устойчивого экономического роста и укреплении позиций страны на международном рынке.
Развитые страны в настоящее время разрабатывают инновационную модель развития, основанную на переходе от пятого к шестому технологическому порядку, что дает им ведущую позицию в международном рейтинге конкурентоспособности стран. В развитых странах основными мотивами инновационного процесса являются крупные корпорации и, по словам Й. Шумпетера, крупномасштабное производство стало самым мощным двигателем технологического прогресса. Но в то же время малые предприятия играют важную роль в создании новых продуктов и технологий. Согласно данным, на малый и средний бизнес приходится 10-20% всех новых разработок. Доля малых фирм в расходах на исследования и разработки в Ирландии составляет 48,6%, в Греции - 29,4%, в Новой Зеландии - 21,3%, в Дании - 10,2%.
В частности, формирование и развитие малого инновационного предпринимательства в стране приведет к экономическому росту, повышению уровня жизни и занятости населения, увеличению реальных доходов населения. Условиями формирования и развития малого инновационного предпринимательства (МИП) являются следующие социально-экономические факторы:
• инновации малого бизнеса благодаря его гибкости, высокой чувствительности к инновациям и адаптации к меняющимся рыночным условиям;
• ограничения крупных корпораций в развитии и внедрении инноваций из-за высокого уровня бюрократии, в основном за счет использования вертикальных методов стимулирования инноваций, роста цен и т.д.;
• появление новых требовательных секторов экономики, где малый бизнес может эффективно работать;
• индивидуализация потребительского спроса на инновационные продукты;
• комплексная государственная поддержка малого инновационного предпринимательства.
Малые инновационные предприятия (МИП) в основном занимаются разработкой и продвижением инноваций в тех областях, где крупные предприятия считаются неустойчивыми или подвержены высокому риску. Наборы МИП имеют ряд преимуществ и недостатков по сравнению с крупными компаниями, в частности, МИП выполняет некоторые функции инновационного процесса, снижая затраты и повышая эффективность исследований. Опыт США показывает, что экономическая эффективность исследований и разработок в МИП в четыре раза выше, чем у крупных корпораций.
Кроме того, наборы МИП внедряют инновации на 1 год быстрее, чем крупные корпорации, на 75% дешевле. В целом, малые и крупные предприятия в развитых странах активно взаимодействуют через механизмы промышленной кооперации, которые дополняют друг друга в инновационной деятельности.
Инновация является объективной необходимостью для развития всех хозяйствующих субъектов. Основными задачами исследований и разработок в МИП являются: снижение себестоимости продукции; улучшение качества и ассортимента продукции; обеспечение конкурентоспособности продукции на мировом рынке; экологическая безопасность производства.
Из таблицы 1 видно, что необходимо проанализировать основные факторы, которые создают недостатки малых инновационных предприятий, которые препятствуют развитию малого бизнеса в сельском хозяйстве, и которые могут быть реализованы внешне и внутренне.
Преимущества Недостатки
> Высокая чувствительность к новизне; > Высокая мотивация к внедрению инноваций; > Быстрые управленческие решения; > Отсутствие бюрократических процедур в организации; > Узкая специализация производственной деятельности > Ограниченные ресурсы; > Ограниченные возможности финансирования; > Плохое управление; > Недостаточная квалификация персонала; > Недостаточный уровень распределения труда.
Внешние факторы, которые оказывают существенное влияние на эффективность малого бизнеса:
- природные факторы, определяющие специализацию отрасли и местонахождение сельскохозяйственных предприятий (качество почвы, продолжительность промерзания, наличие воды, топографическое состояние региона и т.д.);
- социокультурные факторы - влияет на выявление специфики организации бизнеса и деловой этики, формирование характеристик потребностей (этических норм, знаний сельского населения и т.д.);
- демографические факторы (население, пол и возрастные группы);
- технологические факторы (уровень развития науки и техники, наличие и использование новых технологий);
- экономические факторы (налоговая политика, уровень рыночной конкуренции, уровень доходов и т.д.);
- правовые факторы (правовая защита предпринимательства, характер вмешательства государства);
- политические факторы (характер отношений между обществом и государством, методы управления, стабильность политических институтов);
- институциональные факторы (развитие банковской системы, развитие страхования, коммуникация и информационная поддержка).
Внутренние факторы включают в себя: развитие имущественных отношений (уточнение прав собственности, развитие форм собственности и т.д.); внутренние организационные особенности рабочих ячеек (размер организации, особенно иерархическая структура и т.д.).
В процессе развития и развития малого бизнеса эффективность любого фактора может отличаться. Некоторые факторы могут потерять свою роль, или они могут быть затронуты новыми, ранее не связанными факторами.
Анализируя внутренние и внешние факторы, оказывающие существенное влияние на малый бизнес, мы можем выделить основные проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели: неблагоприятные погодные условия; деградация почвы и сокращение посевных площадей; устаревшая сельскохозяйственная техника и технологии; низкая заработная плата и ответственность; нехватка высококвалифицированных специалистов; неразвитая инфраструктура, которая препятствует развитию сельского хозяйства; отсутствие торговых каналов; плохое информационное обеспечение; высокая конкуренция со стороны иностранных производителей сельскохозяйственной продукции; нехватка финансовых ресурсов; высокие процентные ставки по кредитам; недостаточный спрос на внешнем и внутреннем рынках; слабая поддержка государства и т.д.
Для решения возникающих проблем можно определить ряд мер, которые помогут повысить эффективность малых предприятий в сельском хозяйстве: совершенствование правовой базы; создание благоприятной системы налогообложения и налогообложения для малого бизнеса в сельском хозяйстве; формирование рыночной инфраструктуры на продовольственном рынке;- активное
развитие сельскохозяйственных кооперативов и агропромышленных объединений; расширение инвестиционной базы малым предприятиям на этапе их инновационного развития невозможно для привлечения дополнительных финансовых и материальных ресурсов; разработка мер по эффективному управлению предпринимательским риском; создание эффективной системы подготовки высококвалифицированных специалистов для сельскохозяйственного производства; совершенствование механизмов использования государственной и коммунальной собственности для развития малого бизнеса; активная антимонопольная политика и пресечение недобросовестной конкуренции для малого бизнеса; оптимизация государственной поддержки сельского хозяйства и др.
Основная проблема, связанная с замедлением инновационного развития малого бизнеса в сельской местности, заключается в значительной задержке развития сектора по сравнению с развитием городов. Комплекс мер по развитию инновационного предпринимательства в сельской местности должен уделять приоритетное внимание развитию и поддержанию социальной инфраструктуры и услуг и включать поддержку всех секторов сельского хозяйства. Одной из основных проблем государственной поддержки сельского хозяйства является недооценка значимости промышленности.
Для улучшения социальных условий малого агробизнеса мы можем предложить следующие меры: целевое использование средств на обеспечение жильём молодых специалистов; усиление привлечения молодых специалистов к инновациям малого бизнеса в сельской местности; принятие мер по поощрению и обеспечению стимулов, стимулов и стимулов для продажи продукции, кредитования предприятий, являющихся социальными объектами; повышение социальной активности сельской молодежи, привлечение молодых специалистов к социальной работе и т.д.
В настоящее время государство в свою очередь проводит политику поддержки и развития малого инновационного предпринимательства в следующих областях: налоговые льготы и льготы были предоставлены предпринимателям, занимающимся приоритетными видами деятельности; льготное кредитование и страхование субъектов хозяйствования; финансовая помощь; финансирование программ развития и поддержки малого бизнеса.
Для развития малого инновационного предпринимательства и повышения эффективности агробизнеса необходимо разработать законодательную и нормативную базу, регулирующую всю его деятельность и учитывающую все особенности. Обеспечение равных условий доступа к рынку для всех субъектов хозяйствования, государственной поддержки малых инновационных предпринимателей должно стать основным компонентом государственного законодательства, направленного на поддержку и развитие инновационной предпринимательской деятельности в Республике Узбекистан.
Список литературы /References
1. Указ Президента Республики Узбекистан от 1 февраля 2017 года № ПП-2750 «О дополнительных мерах по совершенствованию механизмов оказания государственных услуг субъектам хозяйствования».
2. Обращение Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева к Олий Мажлису. Ташкент. 22.12.2017.
3. Джапаров К.Ю., Турсынбаева Ю.Е. Предпринимательство в APK. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.be5.biz/economics1/r2012/1524.htm/ (дата обращения: 20.02.2020).