12. Филиппская Н.Ю. Модернизация механизма управления инновационным развитием экономики России на основе интегрированного системно-структурного подхода //Экономический анализ: теория и практика. - 2011. - №31(238). -С.7-11
13. Пудеян Л.О. Конфигурация инструментов государственного управления созданием единого информационно-инновационного пространства в регионах юга России / Л.О. Пудеян // Естественно-гуманитарные исследования. -2019. - № 26(4). - С. 168-174.
14. Чажаев М.И. Регион как объект инновационного развития / М.И. Чажаев, Р.Р. Аванесова // Естественно-гуманитарные исследования. - 2019. - № 26(4). - С. 214-218.
Sources:
1. Aspects of innovation: a Monograph /O. V. Fedorov. - Moscow: INFRA-M., 2010. - 216 p.
2. Baklanov A.O. Analysis of factors that ensure technological achievements of the world's countries / / Problems of modern economy. - 2009. - No. 3(31). - P. 22-26
3. Detkov A. A. Analysis of innovative development as a process of transition from low to higher technological structure / / Economic analysis: theory and practice. - 2010. - No. 39. - Pp. 84-89
4. Filippskaya N. Yu. Modernization of the mechanism of management of innovative development of the Russian economy on the basis of an integrated system-structural approach / / Economic analysis: theory and practice. - 2011. - No. 31(238). -P. 7-11
5. Golichenko O.G. Main factors of development of the national innovation system: lessons for Russia. /TSEMI RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCES. - Moscow: Nauka,2011. - 634 p.
6. Leonova Zh. K. Cluster approach in training and retraining of entrepreneurs in the conditions of innovative development of the economy / / Economic analysis: theory and practice. - 2011. - No. 11. - Pp. 92-103
7. Misakov V. S. Comparison as a General scientific method of cognition.Izvestiya Kabardino-Balkarian scientific center of the Russian Academy of Sciences. - 2007. - No. 3. - P. 16
8. Misakov V. S. Functional and cost analysis of construction terms / / Accounting. - 1985. - No. 8. - P. 0
9. Misakov V.S., Baiduev I.Z., Gendugov S.Z. Functional-cost analysis as a method of system research // Bulletin of the Orenburg State Agrarian University. - 2015. - No. 22-2. - S.167
10. Musaev M.M., Musaev H.M., Misakov V.S. Some approaches to the integration of economic and statistical research methods for functional-cost analysis // Financial Economics. - 2018. - No. 8. - S.73-75
11. Valieva O. V. Determinants of innovative development of Russian regions: institutional aspect / / Scientific works: don NTU. - 2009. - No. 3(37). - P. 47-53
12. Vilkov N. O. Organic innovation for organic modernization of Russia / / Bulletin of the Tyumen state University. - 2013. - No. 8. - P. 18-26
13. Pudeyan L.O. The configuration of public administration tools by creating a single information and innovation space in the regions of southern Russia / L.O. Pudeyan // Natural humanitarian studies. - 2019 .- No. 26 (4). - S. 168-174.
14. Chazhaev M.I. Region as an object of innovative development / M.I. Chazhaev, R.R. Avanesova // Natural humanitarian studies. - 2019 .- No. 26 (4). - S. 214-218.
DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10118
Р.К. Эреджепова - аспирант кафедры теории и технологий в менеджменте, Южный Федеральный Университет, [email protected],
R.K. Ehredzhepova - Postgraduate student of the Department of theory and technology in management, Southern Federal University.
РОЛЬ МАЛОГО АГРОБИЗНЕСА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ THE ROLE OF SMALL AGRIBUSINESS IN THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF RURAL AREAS
Аннотация. Сельские территории в отличие от территорий городов несут на себе наследие советских аграрных систем и методов хозяйствования, изживших себя и слабо приспособленных для функционирования в условиях свободного рынка. Предпринимательская агродеятельность, как импульс развития сельской экономики, проходил сложный путь становления и развития. При этом, на сегодняшний день сложно утверждать, что данный процесс полностью завершен и производство сельскохозяйственных продуктов в минимасштабах максимально эффективно и привлекательно с позиций частного бизнеса. Статья является авторской попыткой идентификации роли и значения малого агробизнеса для социально-экономической системы сельских территорий. Исследование проводилось с использование элементов комплексного анализа, группировки и обобшения информации. Полученные результаты имеют практическую ценность для формирования целевых мер развития малого сельскохозяйственного бизнеса.
Annotation. Rural areas, in contrast to urban areas, bear the legacy of Soviet agricultural systems and management methods that have outlived their usefulness and are poorly adapted to operate in a free market. Entrepreneurial agro-activity, as an impetus for the development of the rural economy, went through a difficult path of formation and development. At the same time, today it is difficult to say that this process is completely completed and the production of agricultural products on a minimum scale is as efficient and attractive as possible from the standpoint of private business. The article is the author's attempt to identify the role and significance of small agribusiness for the socio-economic system of rural areas. The study was conducted using elements of complex analysis, grouping and generalization of
information. The results obtained are of practical value for the formation of targeted measures for the development of small agricultural businesses.
Ключевые слова: сельские территории, малый бизнес, сельское хозяйство, продовольственная безопасность, сельская экономика.
Keywords: rural areas, small business, agriculture, food security, rural economy.
Несмотря на все негативные аспекты, с которыми регулярно сталкиваются предприниматели в сельской местности, институт частного агробизнеса в Ставропольском крае является неотъемлемой составной частью аграрного рынка и официально включен в официальную статистическую отчетность. Данный факт позволяет проследить актуальное состояние малого предпринимательства в АПК Ставропольского края и продиагности-ровать его особую роль и значение для социально-экономической среды сельских территорий.
Источниками информации для комплексного анализа состояния малого агробизнеса сельских территорий Ставропольского края являются:
- оперативные данные и статистические публикации Управления Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу;
- данные Всероссийских сельскохозяйственных переписей;
- Федеральные статистические наблюдения по социально-демографическим проблемам;
- Федеральный проект "Сплошное наблюдение малого и среднего бизнеса";
- официальные данные о ходе и результатах реализации Государственных программ с сайта Министерства сельского хозяйства Ставропольского края;
- База данных муниципальных образований;
- Единая межведомственная информационно-статистическая система.
Выборка данных осуществляется за период с 2005- 2018 гг, при отсутсвии данных за 2018 год допускаются значению по отдельным показателям за 2016, 2017 годы.
В таблице 1 представлена информация о численности малых предприятий в разрезеотдельных видов экономической деятельности, численность которых в 2018 году была не менее 500 единиц (ВЭД с меньшими значениями в выборку не включены). Условно, весь перечень видов деятености можно разделить на производственные и услуговые сектора, что позволит более корректно сопоставить представленные данные. В составе производственного сектора лидирующие позиции занимают предприятия обрабатывающей промышленности и строительства. Однако. по уровню прироста, относительно данных 2011 года большее значение демонстрирует сельское хозяйства, охота и лесное хозяйство (165%).
Услуговый сегмент более диверсифицирован,при этом на протяжении всего периода выборки прослеживается лидерующий вид деятельности "Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств", который демонстрирует отрицательную динамику за период 2017-2018 гг, а также относительно данным 2011 года (90%).
Обращает на себя внимание значительный прирост численности малых предприятий по ВЭД "Транспорт и связь" в 2018 к 2005 году в 4,6 раза, в 2018 к 2011 гг (187,3 %), высокая привлекательность этого вида деятельности объясняется низким уровнем первоначальных издержек при входе на рынок и востребованность предоставляемых услуг.
В целом следует отметить общий позитивный тренд численного состава малых предприятий в Ставропольском крае, за исключением гостинично-ресторанного бизнеса, где численность малых предприятий поступательно снижается с 2011 года (пиковое максимальное значение) и в 2018 составляло 76% от уровня 2011 года.
Следуя обозначенной логике, данные за 2018 год по численности малых предприятий, производственный и услуговый секторы разделены и сформированы в виде диаграмм, что позволяет увеличить наглядность аналитического материала. Рисунки 1-2 демонстрируют актуальное распеределение малых предприятий в 2018 году.
Таблица! - Число ыалых предприятий по видаы экономической деятельности в Ставропольском крае, единиц [4,6]
ВЭД 2005 2011* 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2018 к 2005,% 2018 к 2011.%
Всего: 12633 22656 21995 22734 23442 26093 25758 25953 24553 в 2 р. 108.4
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 509 579 584 594 729 733 961 1028 956 187,8 165,1
обрабатывающие производства 1783 2447 2487 2565 2200 2170 2496 2316 2222 124,6 90,8
строительство lise 2369 2631 2622 2713 2705 3048 3087 2988 в 2,5 р. 126.1
оптовая и розничная торговля, ремонт 6207 9802 8598 9194 9678 9655 10147 9741 8918 143.7 90.9
автотранспортных средств
гостиницы и рестораны 693 1132 1085 1127 1085 1070 1009 953 866 124,9 76.6
транспорти связь 375 929 1049 1120 1135 1121 1305 1779 1740 в 4,6 р. 187.3
операции с недвижимым имуществом, аренда и 1239 3964 4061 3995 4263 4213 4289 4467 4232 в 3,4 р. 106,7
пр едостав ление услуг
здравоохранение и предоставление социальных 125 427 513 514 587 733 775 829 871 в 7 р в 2 р
уелут
предоставление прочих
коммунальных, социальных и персональных 333 525 537 525 513 582 554 502 544 163,3 103,6
услуг
*- с учетом мнкропредпрнятнй
Рисунок 1 - Доля малых предприятий производственного сектора экономики Ставропольского края по
данным 2018 года. [3]
Доля малых предприятий.%
■ оПТовай ирозт^эя торговля, рбМОНТ
■ ГОСТИИицын р« торвиы транспорт исьй1ь
■ операции с недьихмым имуществом, е-1аи
■ здравоохранение и предоставление см^альных
■ предоставление п:: -1их коммунальных,
■ прочие
Рисунок 2 - Доля малых предприятий услугового сектора экономики Ставропольского края по данным
2018 г.[3]
Далее, нами будут рассматриваться аналитические данные по производственным видам деятельности, в составе которых особое значение для нашей работы имеет сельское хозяйство, являющееся характерным видом предпринимательской деятельности на территориях сельских муниципальных образований. По результатам выборки следует отметить негативную тенденцию занятости работников в производственном секторе экономики, за исследуемый период численность работников снизилась на 26,4 тыс. человек. Снижение произошло в основном за счет обрабатывающих производств (-5,2 тыс. чел.) и строительства (10,3 тыс. чел.).
Сельскохозяйственное производство, охота и лесное хозяйство, рыболовство и рыбоводство представлено самым волотильным трендом, за период с 2008-2018 гг. можно выделить три периода спада и три периода
роста численности занятых, что говорит о некоторой цикличности процессов. Также обращают внимание периоды пиковых значений рассматриваемого показателя, так сельское хозяйство демонстрирует максимум в 2018 году, остальные ВЭД прошли этап максимальных значений до 2012 года и далее демонстрируют поступательное снижение численности занятых. В целом, анализируя уровень занятых в малом бизнесе отметим общий неготивный тренд снижения данного показателя по Ставропольскому краю, что крайне неблагоприятно для региональной экономики и социальной сферы.
Характерным для сельской местности видом экономической деятельности, а также традиционной сферой занятости сельского населения является сельское хозяйство.
Таблица 2 - Число субъектов малого предпринимательства по ВЭД 01 (Растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях) в Ставропольском крае, единиц [1]_
На дату Всего Юридические лица Индивидуальные предприниматели
Малые предприятия Микропредприятия Малые предприятия Микропредприятия
на 31.12.2016 4757 156 529 28 4044
на 31.12.2017 5357 177 592 29 4559
на 31.12.2018 6002 184 661 29 5128
на 31.12.2019 6778 189 751 30 5808
В таблице 2 аккумулирована информация о количестве малых предприятий в Ставропольском крае за период с 2016-2019 гг. Согласно существующим критериям отнесения всех участников рыночных отношений к микро, малым, средним и крупным предприятиям, Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства содержит информацию об их размерах вне зависимости от правового статуса хозяйств. Таким образом, среди юридических лиц, также встречаются малые и микропредприятия, численность которых с каждым готом увеличивается. Как правило, такой приток происходит за счет дробления более крупного бизнеса, также существуют единичные случаи регистрации новых юридических лиц в сельскохозяйственной отрасли.
Основной прирост численности малых предприятий в сельском хозяйстве связан с появлением индивидуальных предпринимателей, осущесвляющих вид экономической деятельности по ОКВЭД 01. "Сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях". Судя, по официальным данным только за период с 20162019 гг. прирост микро ИП составил 43% или 1764 единиц. При этом, численность малых предприятия в составе ИП остается низкой и в 2019 году составила 30 единиц. Таким образом, можно предположить, что микропредприятия в первую очередь являются формой самозанятости и самообеспечения сельского населения, что позволяет сохранить жизнеспособность сельских территорий и обеспечить определенную численность сельской общины.
Учитывая массив проанализированной информации целесообразно перейти к решению поставленной задачи и идентифицировать реальное социально-экономическое значение малого агробизнеса для сельских территорий Ставропольского края. Для этого мы используем данные статистического наблюдения от 2015 года, которые содержат специфический набор показателей и группировок, позволяющих сформировать полную картину состояния малого агробизнеса в разрезе муниципальных районов Ставропольского края. К сожалению, периодичность данного исследования составляет 5 лет и мы не владеем более актуальной информацией, тем немее для описания методического подхода и его практической апробации срок данности информации не играет решающей роли.
Таблица 3 включает массив выборки по малым агропредприятиям в разрезе муниципальных районов Ставропольского края. По 7 представленным показателям мы сможем оценить показатель значимости малого агробизнеса, применив несколько расчетных процедур.
На первом этапе нами производилась выборка данных по блоку социально-экономических показателей для малых агропредприятий (в составе которых выделены микропредприятия) и для малых предприятий всех видов экономической деятельности в разрезе муниципальных районов Ставропольского края.
Далее, нами определены компоненты комплексного показателя значимости, который включал в себя следующие элементы:
-П - Доля малых агропредприятий в общем количестве всех функционирующих малых предприятий территорий, единицы;
-К - Доля замещенных рабочих мест в малых агропредприятиях в общем числе замещенных рабочих мест в малыхпредпритиях территорий,единицы;
-В - Соотношение оплаты труда в малых агропредприятиях к средней оплате труда в малых предприятиях территории,единицы;
-М - Доля стоимости основных фондов малых агропредприятий в общей стоимости всех фондов малых предприятий территории, единицы;
-В - Соотношение степени износа основных фондов малых агропредприятий к среднему значению степени износа всех малых предприятий территории,единицы;
-16 - Доля инвестиций в основной капитал малых агропредприятий в общей сумме инвестиций всех малых предприятий территории, единицы;
-17 - Доля индивидуальных предпринимателей (малое предпринимательство) в общей численности всех индивидуальных предпринимателей территории, единицы.
Показатели веса расчитывается по следующей формуле:
> _ Хт
1п
, где 1п - искомый весовой показатель, предприятиям отдельной территории.
данные по малых агропредприятиям; х4 - данные по малым
Таблица 3 - Ключевые показатели деятельности малых агропредприятий (юридических лиц) Ставропольского края (2015 год) (МП - малые предприятия; МКП - микропредприятия). Итоги федерального стати-
Муниципальные районы (актуальные наименования в 2015 году) Число малых предприятий , включая микропредприятия по Число замещенных рабочих мест, единиц Оплата труда малых и микр предприятиях, ру лей на 1 рабоч на Основные ° фонды, б- тыс. рублей Степень изно-са,% Инвестиции в основной капитал, тыс.рублей
ВЭД МП МКП место МП МПК
Ставропольский край 1 138 10 468 2 172 14 362,7 18 546 177 39,9 34,1 3 297 225
Александровский МР 40 534 69 16 973,6 689 326 39,5 52,1 96 508
Апанасенковский МР 3 42,5 44,2
Арзгирский МР 21 409 74 18 987,9 603 018 46,6 43,3 145 730
Благодарненский МР 34 290 77 11 388,1 513 763 40,7 34,9 46 405
Будённовский МР 59 720 123 17 265,0 1 213 628 31,7 23,0 297 751
Георгиевский МР 39 559 106 15 426,7 950 500 43,5 34,7 113 327
Грачёвский МР 32 501 84 14 270,0 793 703 43,9 37,1 86 125
Изобильненский МР 58 601 140 12 948,9 1 393 941 45,2 42,3 1 222312
Ипатовский МР 30 195 74 18 360,4 597 075 39,6 35,6 53 411
Кировский МР 74 934 138 15 482,6 1 418 074 42,4 33,3 121 134
Кочубеевский МР 35 403 45 13 502,1 616 413 44,9 47,0 33 692
Красногвардейский МР 18 133 15 13 448,7 150 519 57,0 57,3 2 075
Андроповский МР 29 345 79 12 716,0 566 168 47,5 47,9 122 579
Курский МР 30 540 81 12 893,5 973 760 35,5 47,3 97 826
Левокумский МР 43 215 88 12 141,9 702 338 28,2 31,7 10 647
Минераловодский МР 30 383 48 11 590,2 754 758 37,9 29,8 41 038
Нефтекумский МР 70 126 50 8 939,9 236 404 44,1 47,0 23 195
Новоалександровский МР 49 534 124 20 045,6 1 563 600 41,7 40,4 332 792
Новоселицкий МР 21 317 63 12 051,5 324 923 43,9 29,7 14 868
Петровский МР 53 316 65 10 528,0 492 641 38,9 30,9 49 048
Предгорный МР 64 546 120 12 907,8 956 279 34,9 24,3 83 225
Советский МР 12 125 54 10 366,2 183 738 74,8 54,2 8 275
Степновский МР 9 88 10 653,0 97 494 56,5 27,6 19 594
Труновский МР 40 341 74 13 728,1 694 397 28,7 36,7 57 394
Туркменский МР 7 83 20 9 545,2 176 992 48,7 50,7 76 073
Шпаковский МР 48 487 88 14 927,5 1 052 391 38,4 35,6 79 115
х
t
х
т
Всю группу показателей можно услвно разделить на повышающие и понижающие, для первой группы лучшими значениями будут являться наибольшие (11,12,13,14,16,17), для второй наилучшее значение - минимальное (15), т.е.показатель износа будет с отрицательным значением.
Далее суммируя полученные доли и соотношения мы получаем показатель значимости, который может иметь свои масимальные и минимальные границы, в нашем случае, минимальное значение составляет 0, маси-мальное 6,4.
Таблица 4 содержит результаты расчета показателя значимости, по всем 26 муниципальным районам Ставропольского края, присвоенное ранговое значение позволяет группировать все территории по уровню социально-экономической значимости малого агробизнеса для сельских территорий.
Группировка осуществляется по 4 группам, где наименьшая сумма это худший результат , наибольшая сумма- лучший.
1) 1 группа (0-1,6 баллов) - минимальная значимость. Представляет собой незначительный уровень малого агробизнеса в социально-экономической жизни сельских территорий, единичные случаи предпринимательской активности не формируют серьезный слой агропредприятий, вносящих весомый вклад в развитие территорий, однако редкие очаги активности фрагментарно решают проблему самозанятости и самообеспеченности;
2) 2 группа (1,6-3,2 баллов) - в общем объеме всего малого бизнеса агробизнес занимает свою микронишу, работая в основной на самообеспечение, реализует продукцию на локальный рынок.
Низкий уровень значимости малого агробизнеса для общерегионального масштаба, однако значительная социальная роль для районного уровня. Данная группа характеризуется высоким уровнем износа основных фондов и низким объемом инвестиций;
3) 3 групп (3,2-4,8 баллов) - средний уровень значимости малого агробизнеса. Данные территории обладают значительным потенциалом для развития малого агробизнеса. Высокая численность предприятий и предпринимателей, не только обеспечивает самозанятость, но и трудоустройство для местного населения. Данные предприятия вносят свой вклад в региональные показатели агропромышленного комплекса, составляют предпринимательскую районную базу. Однако уровень заработной платы, ограниченность инвестиций, а также износ соновных фондов не позволяют выйти на более высокий уровень производственной активности;
Таблица 4 - Расчет показателя значимости малого агробизнеса для сельских территорий Ставрополь-
ского края [5]
н -с -н е ем § 9 е са ио 1 ии ц ап - ан
Территории щх еи а Р л о з ну Н * 2 Я нт © О нн н § 2 в нн нвести ной к тал а И анг
ло Д Доля ных раб т ат ол оп оС по ло Д т не оп о еп С те с и о я н лс о о Ч « лоД зи каз ич о С
АлександровскийМР 0,29 0,44 1,32 0,71 -0,97 0,95 0,10 2,84 2
АпанасенковскийМР 0,04 0,00 0,00 0,00 -1,02 0,00 0,09 0,00 1
АрзгирскийМР 0,29 0,57 1,21 0,76 -0,93 0,72 0,29 2,91 2
БлагодарненскийМР 0,19 0,21 0,93 0,51 -0,90 0,50 0,17 1,60 1
БудённовскийМР 0,09 0,16 1,34 0,37 -0,88 0,57 0,06 1,72 2
ГеоргиевскийМР 0,18 0,36 1,12 0,72 -0,96 0,90 0,06 2,39 2
ГрачёвскийМР 0,24 2,58 0,00 0,00 -0,84 0,90 0,11 2,98 2
ИзобильненскийМР 0,11 0,17 1,16 0,53 -1,05 0,85 0,08 1,86 2
ИпатовскийМР 0,16 0,20 1,40 0,63 -0,91 0,67 0,13 2,28 2
КировскийМР 0,24 0,38 1,19 0,61 -0,85 0,42 0,11 2,10 2
КочубеевскийМР 0,12 0,19 1,08 0,42 -1,08 0,45 0,10 1,30 1
КрасногвардейскийМР 0,20 0,16 1,09 0,41 -0,95 0,86 0,29 2,06 2
Андроповский МР 0,22 1,41 0,00 0,00 -1,27 0,73 0,20 1,28 1
КурскийМР 0,27 0,59 1,07 0,92 -0,85 0,98 0,35 3,34 3
ЛевокумскийМР 0,36 0,40 1,16 0,77 -0,97 0,92 0,40 3,02 2
МинераловодскийМР 0,02 0,05 0,78 0,21 -0,84 0,08 0,03 0,33 1
НефтекумскийМР 0,31 0,11 0,76 0,30 -1,06 0,29 0,31 1,03 1
НовоалександровскийМР 0,14 0,24 1,25 0,71 -0,96 0,78 0,23 2,39 2
НовоселицкийМР 0,31 0,65 1,01 0,93 -0,73 0,96 0,33 3,46 3
ПетровскийМР 0,18 0,17 0,99 0,45 -0,94 0,51 0,11 1,47 1
ПредгорныйМР 0,11 0,15 1,09 0,36 -0,91 0,07 0,09 0,95 1
СоветскийМР 0,04 0,08 0,87 0,16 -1,00 0,40 0,08 0,64 1
СтепновскийМР 0,22 0,00 1,12 0,76 -0,74 0,93 0,56 2,85 2
ТруновскийМР 0,24 1,42 0,00 0,00 -0,96 0,78 0,11 1,59 1
ТуркменскийМР 0,33 0,46 1,02 0,91 -1,21 1,00 0,56 3,07 2
ШпаковскийМР 0,05 0,10 1,21 0,33 -1,09 0,02 0,03 0,65 1
4) 4 группа (4,8-6,4 баллов) - высокий уровень значимости.Доля предприятий в общей численности высока, что позволяет обеспечить локальный устойчивый рынок труда. Как правило, такие территории обладают значительным уровнем конкурентноспособности и экономически устойчивы. Существенная социальная роль, подуцируемая стабильным малым агробизнесом заключается в сохранении жизнеспособности сельских терри-торий,популяризации сельского образа жизни.
Отсуствие в группировке данных о производственных достижениях малого агробизнеса является осознанным, так как задачей данного этапа аналитического исследования является определение социально-
экономической роли данных субъектов без привязки к результатам деятельности, а как составной части сельского континуума.
В результате подхода нами сформулированы следующие выводы:
- самая многочисленная группа (13 муниципальных районов)относится ко 2-му типу значимости (низкий уровень). Данный факт свидетельствует о значительном пласте проблем, с которыми сталкиваются малые агропредприятия при ведении бизнеса, сохранении его дееспособности в условиях региональной экономической среды. При расчете показателя значимости существенную роль сыграла степень износа основных фондов, который снизил его общее суммарное значение. Однако, оснащенность производства основными фондами и возможность их своевременного обновления играет большую роль для общего уровня развития малого агробизнеса в части экологичности, эффективности, повышения квалификации работников (и как следствие уровень оплаты труда), а также экономических результатов деятельности. Территории с низким уровнем развития малого агробизнеса, как правило, испытывают проблемы с занятостью, миграцией и качеством жизни местного населения. В этой связи целесообразно разрабатывать меры государственного стимулирования уже функционирующих предприятий как перспективного направления для расширения влияния малого бизнеса на социально-экономическую среду сельских территорий;
- 11 муниципальных районов попали в первую группу с 1 типом значимости. Данный факт является крайне депрессивным и говорит об отсутствии массовых импульсов роста малого агропредпринимательства в данных районах. Малые предприятия, функционирующие в условиях низких заработных плат, отсутствия конкуренции, кртически высокого уровня износа основных фондов, а также дефицита сводобных инвестиционных средств для развития, играют скорее социальную роль для местного сообщества, обеспечивая собственную самозанятость. Как правило, малый агробизнес испытывает проблемы с развитием при высоком уровне конкуренции со стороны более крупных предприятий;
- 2 района попали в группу со средним уровнем значимости, что само по себе характеризует данные территории как вполне благополучные для бизнес-старта и развития малого агробизнеса в сельской местности. Предприниматели сформировали значительную социально-экономическую прослойку, результаты деятельности которой ощутимы не только в производственных масштабах, но и несут в себе огромный вклад в развитие сельской местности.
В группу с самым высоким суммарным баллом не попал ни один муниципальный район Ставропольского края, данный факт является индикатором недостаточно развитого малого агробизнеса в целом в регионе, причины этого явления необходимо изучать более подробно.
Заключительным этапом исследования является составление образа малого агробизнеса сельских территорий Ставропольского края: малый агробизнес чаще всего это микропредприятие, с численностью работников не более 15 человек, с посевной площадью от 20-50 га. Уровень оплаты труда в таких хозяйствах в среднем превышает среднерайонные значения по малым предприятиям других ВЭД на 15%, средней стоимостью основных фондов 5-10 млн. рублей на каждое предприятие, с высокой степенью износа основных средств (около 40%). Среднестатистическое малое агропредприятие занимается растениеводством, в составе которого превалируют зерновые и зернобобовые культуры. Такие предприятия вносят существенный вклад в развитие социально-производственной сферы сельских территорий, однако занимают незначительное место в общей структуре общерайонных показателей, испытывают проблемы с инвестиционными средствами и соотвественно имеют низкий потенциал к развитию.
Источники:
1.Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс].Режим доступа: https://ofd.nalog.ru (дата обращения 10.01.2020)
2.ЕМИСС. Государственная статистика.[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.fedstat.ru/ (дата обраще-ния:17.01.2020)
3.Итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года: В 6 т./ Северо-Кавказстат.- С, 2018.
4.Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Ставропольского края.[Электронный ресурс]. Режим досту-
па:http://www.mshsk.ru/ (дата обращения: 15.01.2020)
5.Сплошное наблюдение малого и среднего бизнеса. Итоги по Ставропольскому краю.[Электронный ресурс]. Режим доступа:https://stavstat.gks.ru/folder/39761 (дата обращения:25.12.2019)
6.Статистический ежегодник. Ставропольский край. 2019 : стат. сб. / СевероКавказстат. - Ставрополь, 2019. - 124 с.
Sources:
1 .Unified register of small and medium-sized businesses [Electronic resource].URL: https://ofd.nalog.ru (accessed 10.01.2020)
2.EMISS. State statistics.[Electronic resource]. URL: https://www.fedstat.ru/ (accessed:17.01.2020)
3.Results of the all-Russian agricultural census of 2016: In 6 volumes/ North Caucasus.- C, 2018.
4.Official website of the Ministry of agriculture of the Stavropol territory.[Electronic resource]. URL: http: / / www. mshsk. ru/ (accessed 15.01.2020)
5.Continuous monitoring of small and medium-sized businesses. Results for the Stavropol territory.[Electronic resource]. URL: https: / / stavstat. gks. ru/folder/39761 (accessed 25.12.2019)
6.Statistical yearbook. Stavropol territory. 2019: stat. sat / Severokavkazskaya. - Stavropol, 2019. - 124 p.