РОЛЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РАЗВИТИИ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ (НА ПРИМЕРЕ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)
В.А. Кундиус, д-р экон. наук, профессор А.В. Горох, магистрант
Алтайский государственный аграрный университет (Россия, г. Барнаул)
DO1: 10.24411/2411 -0450-2019-11348
Аннотация. В статье представлен анализ специфики предприятий малого и среднего бизнеса сельских территорий Алтайского края, динамика основных показателей деятельности хозяйствующих субъектов. Рассмотрена роль малых предприятий в решении проблем безработицы на селе и обеспечения населения сельских территорий необходимыми услугами и товарами. Проведен анализ проекта постановления Правительства Алтайского края «Об утверждении государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий Алтайского края». Обозначена взаимосвязь совершенствования малого и среднего бизнеса и устойчивого развития сельских территорий Алтайского края.
Ключевые слова: сельские территории, предпринимательство, малый и средний бизнес, развитие, инвестиции, уровень жизни.
В современной российской экономике большую роль занимают сельские поселения как первичные элементы региональной экономической системы, формирующие единый каркас сельской территории региона и страны в целом, определяющие уровень экономического развития сельской местности.
В условиях изменения внешней среды, несовершенства рыночных механизмов, информатизации общества, сельские поселения вынуждены вступать в конкуренцию с другими поселениями, бороться за потребление ресурсов, привлечение инвестиций (включая бюджетные средства), развитие бизнеса, строительство новых производств, внедрение новых технологий, привлечение квалифицированных кадров. Возникает необходимость формирования более сложной социально-экономической политики, как на региональном, так и на муниципальном уровне и новых подходов к организации управления развитием сельских поселений, способных дать дополнительный импульс развитию экономики в регионе [7].
Под устойчивым развитием сельских территорий понимается такое развитие села, при котором обеспечиваются рост, диверсификация и повышение эффективно-
сти сельской экономики; повышение уровня и качества жизни в сельских районах; рациональное использование и воспроизводство их природно-ресурсного потенциала; полная и продуктивная занятость трудоспособного населения [11].
Одним из ключевых элементов устойчивого развития региональной экономики является развитие в ней малого предпринимательства, которое способствует формированию конкурентной среды, обеспечению занятости населения, увеличению производства валового регионального продукта, росту реальных доходов населения, повышению качества жизни, пополнению доходной части местных и региональных бюджетов.
Развитие малого предпринимательства является одним из приоритетных направлений экономического развития страны, ее регионов и муниципальных образований, важнейшим источником роста объемов производства и повышения уровня жизни населения [10].
Основная роль малого и среднего бизнеса в Алтайском крае - это увеличение занятости населения и обеспечение потребности населения сельских территорий в услугах, необходимых условиях проживания. Сельские территории в Алтайском
крае занимают почти 90% территории края, - в сельской местности проживает более 1,0 млн. человек, или 44,5% населения.
Уровень развития сферы предпринимательства в Алтайском крае в сравнении с регионами Сибирского федерального ок-
руга характеризуется следующими показателями: по количеству хозяйствующих субъектов Алтайский край занимает 4 место среди регионов Сибирского федерального округа, по инвестициям малых и микропредприятий - 3 место, по обороту малых и микропредприятий - 4 место.
Рис. 1. Число предприятий и организаций Сибирского федерального округа
В соответствии с данными единого рее- 10.08.2019 года на территории Алтайского стра субъектов малого и среднего пред- края зарегистрировано 77,4 тыс. хозяйст-принимательства по состоянию на вующих субъектов.
Таблица 1. Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринима-
2016 2017 201S 2019 Темп роста 2019 к 2016, %
Всего 75237 73960 7S534 77459 102,9
В том числе: -юридических лиц 31S67 32696 3327S 31S5S 100
-индивидуальных предпринимателей 43370 41264 45256 45601 105,1
Из общей численности: -микропредприятия 71644 704S9 7500S 74326 103,7
-малые предприятия 3369 3244 3275 2SS4 85,6
-средние предприятия 224 227 251 249 111,1
Большая их часть представлена индивидуальными предпринимателями - 45,6 тыс. единиц (57,8%) и микропредприятиями - 29,1 тыс. единиц (38,6%). Количество
малых и средних предприятий менее значительно - 2,5 тыс. единиц (3,3%) и 0,25 тыс. единиц (0,3%) соответственно.
Рис. 2. Субъекты малого и среднего предпринимательства Алтайского края, 2019 г.
Роль малого бизнеса в развитии сельских территорий Алтайского края, несомненно, возрастает. Так, в частности, благодаря развитию малого предпринимательства в крае решается проблема с безработицей на селе. Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, составляет 25,2% от общей численности занятых в экономике региона или около 270 тыс. человек. За период с 2015 года по 2018 год среднесписочная численность работников малых предпри-
ятий выросла на 74%, а в свою очередь, темп роста среднемесячной заработной платы одного работника за этот же период составил 111,5%.
Весомым является вклад малого бизнеса в экономику региона, а именно: субъекты малого и среднего предпринимательства формируют 45% или 583,3 млрд. рублей оборота предприятий; 14,1% или 15,5 млрд. рублей инвестиций в основной капитал; 21,8% или 13,3 млрд. рублей налоговых поступлений в консолидированный бюджет.
Таблица 2. Основные показатели деятельности малых предприятий в Алтайском крае
Среднес писочная численность работников (без совместителей и работников несписочного состава), человек Средне- Отгружено товаров собственного Инвестиции в основной капитал
Год месячная заработная плата одного работника, рублей Оборот предприятий, млн. рублей производства, выполнено работ и услуг собственными силами, млн. рублей (в части новых и приобретённых по импорту основных средств), млн. рублей
2015 81147 13960 166539,0 83605,8 6102,0
2016 72202 14841 200933,8 90410,4 6275,2
2017 84312 14398 245361,5 132660,6 8698,4
2018 141347 15561 514 824,3 227 232,0 8125,7
Темп роста 2018 к 174,2 111,5 309,1 271,2 133,1
2015, %
Темп роста оборота данных компаний по итогам 2018 года составил 105,5 %, а микропредприятий - 141,7 %, рост объема отгруженных товаров в обрабатывающих производствах - 116,8 %, рост налоговых поступлений со специальными режимами в консолидированный краевой бюджет -111,0 %.
Исходя из анализа основных показателей деятельности малых предприятий за 2015-2018 год, обнаружен рост более чем в 3 раза оборота предприятий и рост в 2,7 раза объема отгруженных товаров собст-
венного производства, выполненных работ и услуг собственными силами.
На основе статистических данных можно сделать вывод, что просматривается положительная динамика и тенденция в развитии малого бизнеса на территории Алтайского края, а это является одним из основных факторов в развитии сельских территорий, формировании инвестиционной привлекательности региона и решении проблем безработицы и бедности на селе.
Региональная сфера малого и среднего предпринимательства имеет ряд особенно-
стей, большинство из которых являются общероссийскими тенденциями: неравномерное размещение СМСП на территории Алтайского края в современной пространственной структуре экономики региона -отмечается высокая степень концентрации деловой активности в крупных городах и городских агломерациях. По данным единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства на начало 2019 года в городских округах было сосредоточено 75% всех СМСП, в муниципальных районах - 25%. В связи с этим развитие малого и среднего бизнеса является одним из приоритетных направлений, как на краевом, так и на муниципальном уровнях [3].
В целях повышения качества жизни сельского населения, создания благоприятных социально-экономических условий для комплексного и устойчивого развития сельской экономики на рассмотрении находится проект постановления Правитель-
ства Алтайского края "Об утверждении государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий Алтайского края».
Из анализа проекта Программы «Комплексное развитие сельских территорий Алтайского края» выявлено, что общий объем финансирования составляет 26008962,3 тыс. рублей, в том числе: на 2020 год - 1142647,5 тыс. рублей; на 2021 год - 3151766,4 тыс. рублей; на 2022 год -
4000763.8 тыс. рублей; на 2023 год -4993474,1 тыс. рублей; на 2024 год -5908579,6 тыс. рублей; на 2025 год -
6811730.9 тыс. рублей, из них: за счет средств федерального бюджета -8120363,3 тыс. рублей (31,2%); за счет средств краевого бюджета - 2280707,6 тыс. рублей (8,8%); за счет средств местных бюджетов - 81521,4 тыс. рублей (0,3%); за счет внебюджетных источников - 15526369,4 тыс. рублей (59,7%) (рис. 2).
Рис. 2. Структура финансового обеспечения Программы «Комплексное развитие сельских
территорий Алтайского края»
Финансовые ресурсы направятся: на капитальные вложения - в объеме 5952563,3 тыс. рублей, что составляет 22,9% общих затрат по государственной программе; на прочие расходы - 20056399,0 тыс. рублей - 77,1% общих затрат.
Категории малого и среднего предпринимательства в данной программе отведено соответствующая роль по осуществлению цели и задач программы и достижению показателей и индикаторов.
В рамках задачи 1.2. «Развитие рынка труда (кадрового потенциала) на сельских территориях» предусмотрено Мероприятие 1.2.1.: «возмещение индивидуальным предпринимателям и организациям независимо от их организационно-правовой формы, являющихся сельхозтоваро-
производителями, (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) части понесенных затрат по заключенным с работниками, проходящими обучение в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, подведомственных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, ученическим договорам», Мероприятие 1.2.2.: «возмещение индивидуальным предпринимателям и организациям независимо от их организационно-правовой формы, являющихся сельхозтоваропроизводителями (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) части понесенных затрат, связанных с оплатой труда и проживанием студентов, обучающихся в федеральных государственных образова-
тельных организациях высшего образования, подведомственных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, привлеченных для прохождения производственной практики» и Мероприятие 1.2.3.: «предоставление индивидуальным предпринимателям и организациям, зарегистрированным на сельских территориях (сельских агломерациях), субсидий на развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, строительство жилых зданий по льготной ставке».
За весь период действия программы предусмотрено расходов на мероприятие 1.2.1 - 37993,0 тыс. рублей, на мероприятие 1.2.2. - 11251,3 тыс. рублей и на мероприятие 1.2.3 - 649750,0 тыс. рублей.
За период реализации Программы с 2020 по 2025 год должны быть выполнены следующие показатели в области бизнеса: количество предоставленных льготных кредитов предпринимателям и организациям на цели финансирования создания объектов капитального строительства инженерной инфраструктуры (внешние инженерные сети), а также расходов, связанных с их подключением, расходов по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием (за исключением внутриплощадочных дорог) к 2025 году должно быть достигнуто 100 единиц, а объем предоставленных льготных кредитов предпринимателям и организациям на цели финансирования создания объектов капитального строительства инженерной инфраструктуры (внешние инженерные сети), а также расходов, связанных с их подключением, расходов по строительству и реконструкции автомобильных дорог
(за исключением внутриплощадочных дорог) составит к 2025 году 200000,0 тыс. рублей.
Основные направления совершенствования развития малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае установлены в Стратегии социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 года. Имеется ряд проблем, которые препятствуют планомерному развитию данной стратегии: дефицит трудового персонала на рынке труда; затруднения при привлечении инвестиций в развитие малого бизнеса на селе; ограничение в доступности производственных помещений (обусловлено высокой стоимостью строительства); недостаточная техническая оснащенность (в области экономии электроэнергии, тепла и т.д.); низкий уровень развития взаимодействия малого бизнеса с крупным, а также низкий показатель государственно-частного партнерства; низкий уровень корпоративной культуры в сельской местности ведения малого бизнеса [1, 4].
Развитие малого бизнеса в сельских территориях позволяет решать проблему с безработицей на селе, повышает качество жизни сельского населения, способствует увеличению доходной части бюджетов на муниципальном и региональном уровнях. Организация управления развитием малого и среднего предпринимательства способно дать дополнительный импульс развитию экономики в регионе, формирует инвестиционную привлекательность края, способствует созданию благоприятных социально-экономических условий для комплексного и устойчивого развития сельских территорий Алтайского края.
общего пользования с твердым покрытием
Библиографический список
1. Вершинина А.П. Оценка особенностей развития и результативность региональной политики поддержки малого предпринимательства: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук; [ФГБОУ ВПО «Алт. гос. ун-т»]. - Барнаул: [б. и.], 2015. - 25 с.
2. Воронкова О.Ю. Проблемы и перспективы социально-экономического развития сельских территорий агроориентированного региона: монография / О.Ю. Воронкова, И.В. Ковалева, А.А. Ковалев; М-во науки и высш. образования РФ, Алт. гос. ун-т, Алт. гос. аграр. ун-т. - Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2018. - 106 с.
3. Инвестиционная привлекательность сельских территорий Алтайского края для развития малого бизнеса: монография / М.Г. Кудинова [и др.]; М-во сел. хоз-ва Рос. Федера-
ции, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования «Алт. гос. аг-рар. ун-т». - Барнаул: РИО АГАУ, 2014. - 342 с.
4. Кадомцева М.Е. Экономические проблемы инновационного развития субъектов малого и среднего бизнеса в АПК // Формирование конкурентоспособной экономики АПК региона: теоретический и практический аспекты: материалы XIII междунар. науч.-практ. конф., Барнаул, 23-24 сент. 2014 г. - Барнаул, 2014. - С. 237-239
5. Кузнецов В.В. Проблемы развития малого и среднего бизнеса в сельском хозяйстве / В.В. Кузнецов, О.В. Кирсанова // Формирование конкурентоспособной экономики АПК региона: теоретический и практический аспекты: материалы XIII междунар. науч.-практ. конф. - Барнаул, 23-24 сент. 2014 г. - Барнаул, 2014. - С. 152-154.
6. Кундиус В.А. Формирование стратегии устойчивого развития сельских территорий на основе кластеризации и принципов ВТО: монография // Кундиус В.А., Харченко А.Н., Пе-цух Н.И.; М-во сел. хоз-ва Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования «Алт. гос. аграр. ун-т». - Барнаул: Азбука, 2014. - 233 с.
7. Пецух Н.И. Повышение организационно-экономического потенциала устойчивого развития сельских территорий (на материалах Алтайского края): монография / Н.И. Пецух; М-во образования и науки РФ, Алт. гос. ун-т. - Барнаул: Изд-во Алт. гос. унта, 2017. - 145 с.
8. Роговский Е.И. Прикладные аспекты организации малого и среднего предпринимательства в сельской местности / Е.И. Роговский, С.В. Борисов; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. образования «Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова». - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2016. - 131 с.
9. Стрижкина В.Н. Подготовка региональных проектов и программ Алтайского края в рамках реализации национальных проектов / В.Н. Стрижкина, И.В. Стрижкина, Л.А. Капустян // Экономика. Профессия. Бизнес. - 2019. - № 2. - С. 74-78.
10. Сурков И.М. Приоритетные направления устойчивого роста сельской экономики и социально-экономического развития сельских территорий / И.М. Сурков // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. - 2017. - № 4 (55). - С. 167-174
11. Черняев А.А. Факторы устойчивого развития сельских территорий // А.А. Черняев, Е.Ф. Заворотин // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -2014. - № 8. - С. 8-10.
12. Управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.altsmb.ru/
THE ROLE OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE DEVELOPMENT OF RURAL TERRITORIES (ON THE EXAMPLE OF RURAL SETTLEMENTS OF THE ALTAI TERRITORY)
V.A. Kundius, Doctor of Economic Sciences, Professor A.V. Goroh, Graduate Student Altai State Agrarian University (Russia, Barnaul)
Abstract. The article presents an analysis of the specifics of small and medium-sized enterprises in rural areas of the Altai Territory, the dynamics of the main indicators of the activities of economic entities. The role of small enterprises in solving the problems of rural unemployment and providing the rural population with necessary services and goods is considered. The analysis of the draft resolution of the Government of the Altai Territory "On the approval of the state program" Integrated development of rural territories of the Altai Territory "is carried out. The interconnection of improving small and medium-sized businesses and sustainable development of rural territories of the Altai Territory is indicated.
Keywords: rural areas, entrepreneurship, small and medium-sized businesses, development, investment, living standards