Научная статья на тему 'Развитие малого предпринимательства в аграрном секторе экономики Краснодарского края'

Развитие малого предпринимательства в аграрном секторе экономики Краснодарского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
228
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / КРЕСТЬЯНСКИЕ (ФЕРМЕРСКИЕ) ХОЗЯЙСТВА / АКТИВИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ / ПРОБЛЕМЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / AGRICULTURAL SECTOR OF THE ECONOMY / SMALL BUSINESS / PEASANT (FARMER) FARMS / ACTIVATION OFDEVELOPMENT / PROBLEMS / STATE SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Метельская Елена Анатольевна

Национальный проект по развитию малого и среднего бизнеса одной из целевых задач определил повышение эффективности малых аграрных предприятий и создание новых аграрных бизнес-структур. Для этого необходимо выявлять экономические проблемы малых агрохозяйств и помогать в их решении, в том числе созданием благоприятных стимулирующих развитие условий. Целью работы являлась оценка развития малого аграрного предпринимательства в Краснодарском крае и разработка рекомендаций по его активизации. Малые формы аграрного предпринимательства Краснодарского края за годы становления и развития показали свою жизнеспособность и высокий производственный потенциал. В то же время, их вклад в производство продуктов питания остаётся пока небольшим. В статье исследуется становление и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей в аграрном секторе экономики Краснодарского края. Определены основные современные проблемы, сдерживающие развитие малых аграрных хозяйств и их объединений, сельскохозяйственных кооперативов. Акцентируется внимание на «слабых» местах государственной и краевой поддержки, предлагаются меры по её совершенствованию. Предложено внести изменения в распределение бюджетных средств поддержки сельскохозяйственных предприятий, увеличив долю малого бизнеса, обеспечить равный доступ всех категорий хозяйств к льготному кредитованию. При распределении погектарной субсидии учитывать условия ведения сельскохозяйственного производства. Необходимо отрегулировать механизмы проведения товарных интервенций, закупок сельхозпродукции для государственных нужд, льготных тарифов на перевозки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of small business in the agricultural sector of the Krasnodar territory economy

The national project for the development of small and medium-sized businesses has identified one of the objectives of improving the efficiency of small agricultural enterprises and the creation of new agricultural business structures. To do this, it is necessary to identify the economic problems of small agricultural enterprises and help them solve them, including the creation of favorable conditions that stimulate development. The purpose of the work was to assess the development of small agricultural entrepreneurship in the Krasnodar region and develop recommendations for its activation. Small forms of agricultural entrepreneurship in the Krasnodar region over the years of formation and development have shown their viability and high production potential. At the same time, their contribution to food production remains small. The article examines the formation and development of peasant (farm) farms and individual entrepreneurs in the agricultural sector of the economy of the Krasnodar region. The main modern problems hindering the development of small agricultural farms and their associations, agricultural cooperatives are identified. Attention is focused on the “weak” places of state and regional support, and measures are proposed to improve it. It is proposed to make changes in the distribution of budget funds to support agricultural enterprises, increasing the share of small businesses, to ensure equal access of all categories of farms to preferential lending. When distributing the per-hectare subsidy, take into account the conditions of agricultural production. It is necessary to regulate the mechanisms of commodity interventions, purchases of agricultural products for state needs, and preferential tariffs for transportation.

Текст научной работы на тему «Развитие малого предпринимательства в аграрном секторе экономики Краснодарского края»



УДК 332.025

https://doi.org/10.31775/2305-3100-2019-4-49-55

РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Е.А. Метельская

Южный институт менеджмента, Краснодар, Российская Федерация

Аннотация. Национальный проект по развитию малого и среднего бизнеса одной из целевых задач определил повышение эффективности малых аграрных предприятий и создание новых аграрных бизнес-структур. Для этого необходимо выявлять экономические проблемы малых агрохозяйств и помогать в их решении, в том числе созданием благоприятных стимулирующих развитие условий. Целью работы являлась оценка развития малого аграрного предпринимательства в Краснодарском крае и разработка рекомендаций по его активизации.

Малые формы аграрного предпринимательства Краснодарского края за годы становления и развития показали свою жизнеспособность и высокий производственный потенциал. В то же время, их вклад в производство продуктов питания остаётся пока небольшим. В статье исследуется становление и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей в аграрном секторе экономики Краснодарского края. Определены основные современные проблемы, сдерживающие развитие малых аграрных хозяйств и их объединений, сельскохозяйственных кооперативов. Акцентируется внимание на «слабых» местах государственной и краевой поддержки, предлагаются меры по её совершенствованию. Предложено внести изменения в распределение бюджетных средств поддержки сельскохозяйственных предприятий, увеличив долю малого бизнеса, обеспечить равный доступ всех категорий хозяйств к льготному кредитованию. При распределении погектарной субсидии учитывать условия ведения сельскохозяйственного производства. Необходимо отрегулировать механизмы проведения товарных интервенций, закупок сельхозпродукции для государственных нужд, льготных тарифов на перевозки.

Ключевые слова: аграрный сектор экономики, малое предпринимательство, крестьянские (фермерские) хозяйства, активизация развития, проблемы, государственная поддержка

Для цитирования: Метельская Е.А. Развитие малого предпринимательства в аграрном секторе экономики Краснодарского края // Научный вестник Южного института менеджмента. 2019. №4. С. 49-55. https:// doi.org/10.31775/2305-3100-2019-4-49-55 Конфликт интересов отсутствует

DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS IN THE AGRICULTURAL SECTOR

Abstract. The national project for the development of small and medium-sized businesses has identified one of the objectives of improving the efficiency of small agricultural enterprises and the creation of new agricultural business structures. To do this, it is necessary to identify the economic problems of small agricultural enterprises and help them solve them, including the creation of favorable conditions that stimulate development. The purpose of the work was to assess the development of small agricultural entrepreneurship in the Krasnodar region and develop recommendations for its activation.

Small forms of agricultural entrepreneurship in the Krasnodar region over the years of formation and development have shown their viability and high production potential. At the same time, their contribution to food production remains small. The article examines the formation and development of peasant (farm) farms and individual entrepreneurs in the agricultural sector of the economy of the Krasnodar region. The main modern

OF THE KRASNODAR TERRITORY ECONOMY

Elena A. Metelskaya

Southern Institute of management, Krasnodar, Russian Federation

problems hindering the development of small agricultural farms and their associations, agricultural cooperatives are identified. Attention is focused on the "weak" places of state and regional support, and measures are proposed to improve it. It is proposed to make changes in the distribution of budget funds to support agricultural enterprises, increasing the share of small businesses, to ensure equal access of all categories of farms to preferential lending. When distributing the per-hectare subsidy, take into account the conditions of agricultural production. It is necessary to regulate the mechanisms of commodity interventions, purchases of agricultural products for state needs, and preferential tariffs for transportation.

Keywords: agricultural sector of the economy, small business, peasant (farmer) farms, activation ofdevelopment, problems, state support

For citation: Metelskaya E.A. Development of small business in the agricultural sector of the economy of the Krasnodar territory. Scientific Bulletin of the southern Institute of management. 2019; (4): 49-55. (In Russ.) https:// doi.org/10.31775/2305-3100-2019-4-49-55

There is no conflict of interests

Во все времена Кубань играла важную роль в продовольственном обеспечении России. Еще около двух веков назад ее называли центром аграрной науки. Отсюда в разные города поставлялись пшеница, сахарная свекла, семена подсолнечника. И сегодня регион производит благоприятное впечатление отсутствием заброшенных полей и ухоженностью территорий, которые обработаны под сельскохозяйственные процессы. В крае выращивают более 100 видов сельскохозяйственных культур, основными из которых являются зерновые, технические культуры, картофель, овощебахчевые культуры, рис, виноград, чай. В 2018 году в Краснодарском крае было произведено 11,2 % валового сбора зерна страны, 74,6 % риса, 18,3 % сахарной свеклы, 7,4 % семян подсолнечника1.

Основными формами хозяйствования в аграрной отрасли являются сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства. От их развития, в том числе, зависит состояние аграрной отрасли, жизнь и процветание общества. Малые формы аграрного бизнеса, к которым относятся крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, производят значительную часть сельскохозяйственной продукции края, создают рабочие места, сохраняют сельский уклад жизни и традиции, участвуют в развитии сельских территорий.

Крестьянские (фермерские) хозяйства в Краснодарском крае начали образовываться осенью 1990 года (табл. 1).

Таблица 1

Образование крестьянских (фермерских) хозяйств в Краснодарском крае (на начало года)2

Год Зарегистрированные хозяйства Общая земельная площадь

количество, ед. изменение в % к предыдущему году всего, тыс. га изменение в % к предыдущему году

1991 182 - 2,3 -

1992 4156 2183 62,5 2617

1993 15625 276 252,9 304

1994 18683 19,6 283,8 12,2

1995 19820 6,1 304,1 7,1

1996 21019 6,0 326,0 7,2

1997 22680 8,0 368,8 13,1

1998 22551 -0,6 425,6 15,4

1999 21392 -5,1 435,2 2,2

2000 19596 -8,3 460,4 5,8

1 Краснодарский край в цифрах.2018: Стат. сб. /Краснодарстат - Краснодар,2019. С. 146. Режим доступа: https://krsdstat.gks.ru/storage/ тей(аЬапк/Краснодарский%20край%20в%20цифрах%202018%20год.рйй/

2 Агропромышленный комплекс Кубани: Стат. сб. Краснодар: Краснод. ком. гос. статистики, 2004. 238 с.

34,2

Рисунок 1. Средний размер земельного участка фермерского хозяйства, га, 1991- 2004 гг.

Таблица 2

Число малых форм агробизнеса и общая площадь земли в среднем на одно хозяйство3

Показатель 2006 г. 2016г. 2016 г. от 2006 г.

Всего малых форм агробизнеса, ед., в том числе: 18333 14124 - 4209

- крестьянские (фермерские) хозяйства, ед. 17222 10054 - 7168

- индивидуальные предприниматели, чел. 1111 4070 2959

Общая площадь земли в среднем на одно крестьянское (фермерское) хозяйство, га 45,4 89,3 43,9

Общая площадь земли в среднем на одного индивидуального предпринимателя, га 41,9 78,7 36,8

Количество хозяйств малого агробизнеса увеличивалось до 1997 года. В последующие годы их число уменьшалось при увеличении среднего размера земельного участка, что является естественным процессом развития в рыночных условиях. Средний размер земельного участка в динамике показан на рисунке 14.

В последующие годы эта тенденция сохранилась (табл. 2).

За десять лет количество предприятий малого агробизнеса уменьшилось на 4209 единиц, причем за счет фермерских хозяйств на 7168 ед. Число индивидуальных предпринимателей увеличилось до 4070 чел. или на 2959 чел. в сравнении с 2006 годом.

К началу 2018 года число предприятий малого бизнеса уменьшилось ещё на 52 ед. и составило 14072 ед.5

В таблице 3 показана структура сельскохозяйственной продукции Краснодарского края по категориям хозяйств.

За исследуемые годы объем сельскохозяйственной продукции, произведённой всеми категориями хозяйств, увеличился на 175265 млн. руб. Вклад сельскохозяйственных организаций в производство сельскохозяйственной продукции за исследуемый период увеличился на 2,7 %, и в 2018 году составил 60,4 %. Доля хозяйств населения уменьшилась на 8,7 % , и составила 21,8 %. За тот же период вклад крестьянских (фермерских) хозяйств и

3 Итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года по Краснодарскому краю: В 8 т. / Управление Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, 2018. Т.1: Основные итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года: кн. 1.: Основные итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года по Краснодарскому краю. 315 с. Режим доступа: http://krsdstat.old.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/resources/f3f6120047a8baeb9346f36923df9336/Окончательные+итоги+ВСХП+201 6+%28том1%29-сжатый.pdf

4 Агропромышленный комплекс Кубани: Стат. сб. Краснодар: Краснод. ком. гос. статистики, 2004. 238 с.

5 Краснодарский край в цифрах - 2018: Стат. сб. Краснодар: Краснодарстат, 2019. С. 146. Режим доступа: https://krsdstat.gks.ru/storage/ теШаЬапк/Краснодарский%20край%20в%20цифрах%202018%20год.р4/

Таблица 3

Структура сельскохозяйственной продукции Краснодарского края по категориям хозяйств

Показатель 2010 г. 2014 г. 2018 г. 2018 г. от 2010 г.

млн. руб. % млн. руб. % млн. руб. % млн. руб. %

Сельскохозяйственная продукция в хозяйствах всех категорий 184083 100 266663 100 359348 100 175265 -

в том числе: - в сельскохозяйственных организациях 106180 57,7 165179 62,9 216919 60,4 110739 2,7

в личных подсобных хозяйствах 56121 30,5 57387 21,5 78454 21,8 22333 -8,7

- в хозяйствах малого агробизнеса 21782 11,8 44097 16,5 63974 17,8 42192 6,0

Таблица 4

Динамика произведенной сельскохозяйственной продукции по категориям хозяйств

Показатель 2010 г. 2018 г. Темп роста, %

Сельскохозяйственная продукция в хозяйствах всех категорий 184083 359348 195,2

в том числе: - в сельскохозяйственных организациях 106180 216919 204,3

- в личных подсобных хозяйствах 56121 78454 139,8

- в крестьянских (фермерских) хозяйствах и хозяйствах индивидуальных предпринимателей 21782 63974 293,7

индивидуальных предпринимателей увеличился на 6 %, составив 17,8 % от общего объёма произведенной продукции.

Динамика произведенной в крае сельскохозяйственной продукции по категориям хозяйств за восьмилетний период приведена в таблице 4.

Темп роста сельскохозяйственной продукции, произведенной фермерами и индивидуальными предпринимателями, значительно превосходит темпы роста в других категориях хозяйств.

Кубанский малый аграрный бизнес занимается, в основном растениеводством. В 2018 году крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели произвели 31,1 % зерна, 13,6 % сахарной свеклы, 40,6 % семян подсолнечника, 15,7 % картофеля, 19 % овощей от общего объема сельскохозяйственного производства края6.

Таким образом, малые формы хозяйствования Краснодарского края за годы становления и развития показали свою жизнеспособность и высокий производственный потенциал. В то же время, вклад

6 Там же

малого агробизнеса в производство продуктов питания остаётся пока не высоким.

Национальный проект по развитию малого и среднего бизнеса одной из целевых задач определил создание новых аграрных бизнес-структур, повышение эффективности уже существующих. Для этого необходимо создавать стимулирующие условия, повышать уровень и качество сельской жизни.

Проблемы развития малого и среднего аграрного бизнеса и развития сельских территорий тесно связаны между собой. В крае почти половина населения живет в сельской местности, большинство ездят на работу в город. Молодежь уезжает из станиц на работу или учебу и не возвращается. Для решения проблемы развития сельских территорий в стране и крае уже много лет действует государственная программа. На Кубани за эти годы освоены свыше 5,2 млрд. рублей из федеральных и краевых бюджетов, которые направлены на строительство газо и водопроводов, социальных объектов, прокладку электросетей, улучшение жи-

лищных условий, в том числе молодых семей и др. Необходимо, чтобы люди приезжали жить в сельскую местность, начинали и развивали свой бизнес, создавали рабочие места.

Но в секторе малого агробизнеса есть проблемы, которые сдерживают развитие хозяйств и отрицательно влияют на решение селян к занятию малым аграрным предпринимательством. Это, в первую очередь, недостаток финансовых средств не только на расширенное, но и простое воспроизводство, который формируется несоразмерностью цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, высокой ценой кредитных ресурсов (в 2019 г. от 9 % в Россельхозбанке и выше в остальных банках, в среднем - 15,5%), ростом цен на горюче-смазочные материалы, низкими закупочными ценами посредников; сложные и жёсткие условия кредитования; проблема реализации выращенной продукции. Не говоря уже о том, что ведение сельскохозяйственного бизнеса само по себе рискованное занятие: урожайность сильно зависит от погодных условий.

Большую часть проблем удаётся смягчить или решить с помощью государственной поддержки, кооперации малых хозяйств, повышения квалификации и деловой активности предпринимателей. Государственная поддержка является наиболее существенным фактором развития малого агробизнеса, что подтверждается опытом развитых стран.

В нашей стране и регионах разработаны и реализуются различные виды государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий. В Краснодарском крае для аграрных микропредприятий предоставляются единовременные гранты на приобретение сельхозугодий, разработку и подведение систем коммуникаций, строительство хозяйственных объектов, приобретение сельскохозяйственных животных, развитие садоводства и другие цели. Также компенсируются расходы субъектов малого аграрного предпринимательства на оплату процентов по кредитам, которые должны быть использованы только на усовершенствование хозяйства, на строительство необходимых хозяйственных построек; осуществляется субсидирование лизинга, взятого для приобретения сельскохозяйственного оборудования и техники др.

Губернатор Краснодарского края В. Кондратьев сообщил, что всего из краевого и федерального бюджетов на Кубани ежегодно выделяется более 1,5 млрд рублей на поддержку фермерского сектора, сельхозкооперативов и личных подсобных хозяйств7.

Вместе с тем, есть слабые места в государственной поддержке малого сельскохозяйственного бизнеса, остаётся много нерешенных задач.

Анализ выделенных бюджетных средств на поддержку аграрных хозяйств выявил неравномерность в их распределении. Так, в среднем 85 % средств получают крупные и средние сельскохозяйственные организации, и только 15 % - малые формы хозяйствования. Нарушено правило равнодоступности.

Несвязанная поддержка растениеводства, составляющая 300 рублей на гектар в среднем по стране, не решает проблему повышения его эффективности. Во-первых, она слишком мала (в 2017 году Минсельхоз РФ погектарную поддержку для Краснодарского края уменьшил), во-вторых, не все её могут получить. В 2017 году несвязанную погектарную субсидию получили лишь 12 % фермеров. В регионах, в том числе и в Краснодарском крае, для её получения разработали большое количество требований, что заставляет хозяйственников отказываться от неё. К примеру, необходимо добиться увеличения посевов, не допускать снижения урожайности, отчитаться по сбыту продукции, о численности персонала, о выплате зарплаты.

Недостаточна и государственная поддержка развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Их количество в крае за последние годы уменьшилось. Так, в 2014 г. в крае функционировал 171 потребительский кооператив, а в 2018 году - 134 кооператива. Основными трудностями, с которыми сталкиваются кооперативные организации, является всё тот же сбыт (невозможность работать с торговыми сетями, предлагающими низкую цену закупки; высокая стоимость создания собственной сети и др.) и недостаток финансовых ресурсов (прекращение поддержки государства в 2016 году в виде обеспечения гарантий при кредитовании привело к проблемам кооперативов в получении кредитов).

Представляется, что активизации развития малого аграрного бизнеса в Краснодарском крае будут способствовать следующие мероприятия.

Необходимо внести изменения в распределение бюджетных средств поддержки сельскохозяйственных предприятий, увеличив долю малого бизнеса до 30 % и обеспечить равный доступ всех категорий хозяйств к льготному кредитованию.

При распределении погектарной субсидии учитывать, кроме имеющихся, и другие объективные различия в условиях ведения сельскохозяйственного производства:

7 Информационный портал «Будущее России. Национальные проекты». На Кубани запустили новую программу грантовой поддержки начинающих фермеров по нацпроекту: https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/821403

- затраты конкретного хозяйства на гектар пашни, так как производство разных агрокультур требуют разных затрат;

- уровень естественного плодородия земель, их качество;

- инфляцию и рост цен на материальные ресурсы.

Для повышения эффективности несвязанной поддержки пересмотреть требования и условия для её получения, разработанные региональным министерством.

В крае в 2018 году зарегистрировано 827100 личных подсобных хозяйств, из них 115500 хозяйств являются товарными8. По сути это резерв развития малого сельскохозяйственного предпринимательства Кубани. Необходимо создать благоприятные условия для привлечения людей в сектор малого агробизнеса. Хозяйственных, трудолюбивых селян «отпугивают» вопросы налогообложения, отчетности, нехватки и качества земель, недостатка финансов для развития и другие проблемы малого агробизнеса. Рекомендуется проводить семинары, «круглые столы», консультации с руководителями и членами личных подсобных хозяйств для их информирования, выявления насущных проблем, обучения, оказания помощи в подготовке документов для получения кредита, субсидии и др. Проведение разъяснительной работы среди населения, информирование о мерах господдержки и возможностях развития, консультационная помощь будут способствовать решению вопроса.

Активизировать работу по популяризации кооперативных объединений. С этой целью проводить информационные компании о преимуществах кооперирования, новшествах в государственной поддержке кооперативных объединений и других актуальных вопросах с приведением конкретных примеров объединения хозяйств, их функционирования и результатов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для оказания помощи в сбыте произведенной продукции краевому фонду поддержки малого предпринимательства рекомендуется активизировать работу по содействию сельскохозяйственным кооперативам в получении государственных заказов и заключении контрактов с крупными предприятиями. Действенной мерой поддержки в сбыте может стать организация работы пунктов по заготовке и реализации сельхоз- продукции, произведенной в малых аграрных хозяйствах на территории муниципальных образований края.

Необходимо отрегулировать механизмы проведения товарных интервенций, закупок сельхозпродукции для государственных нужд, льготных

тарифов на перевозки, чтобы сгладить резкие колебания и снижения цен на рынках зерна, молока, овощной и другой продукции.

Таким образом, для активизации развития малого аграрного предпринимательства в Краснодарском крае необходимо совершенствовать как государственную поддержку, так и краевую с учетом региональных и хозяйственных особенностей. Но и сами предприниматели должны активнее искать пути решения проблем и использовать современные возможности. К примеру, отдельные агрохо-зяйства и их объединения - сельскохозяйственные кооперативы - могут создавать информативные веб-сайты, способствующие успешности любого бизнеса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Буздалов И.Н. Малые формы хозяйства как фактор устойчивости сельского развития // Международный сельскохозяйственный журнал. 2017. №2. С. 3-9.

2. Волобуева Т.А. Роль малых форм хозяйствования в обеспечении устойчивого развития сельских территорий // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2018. №4. С. 35-38.

3. Керашев А. А., Шекультирова М. М. Проблемы и перспективы развития малых форм агробизнеса в региональном АПК // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2010. №3. С. 114-119.

4. Мельников А.Б., Сидоренко В.В., Михайлуш-кин П.В. Актуальные задачи развития сельского хозяйства Краснодарского края // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ). 2016. № 2 (116). С. 615-624.

5. Метельская Е.А., Занин Д.Е. Анализ факторов реализации стратегии развития малых форм агрохо-зяйствования в Краснодарском крае // Естественно-гуманитарные исследования. 2018. № 22 (4). С. 74-78.

6. Мухан Б.С. Совершенствование механизма управления развитием малого и среднего бизнеса в сельском хозяйстве // Молодой ученый. 2017. № 17. С. 371-373.

7. Никитина М.В. Развитие малого бизнеса в сельском хозяйстве Российской Федерации // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ekonomika.snauka.ru/2016/04/11433 (дата обращения: 07.11.2019)

8. Патракова С.С. Современное состояние государственной поддержки сельского хозяйства Вологодской области // Научный вестник Южного института менеджмента. 2019. №1. С.23-31.

9. Ушачев И.Г. Основные направления стратегии устойчивого развития АПК России // Вестник РАН. 2017. № 12. С. 1047-1081.

8 Численность ЛПХ, КФХ и СПоК по субъектам РФ. Режим доступа: http://agro-in.cap.ru/Content2019/orgs/GovId_106/chislennostj_lph_kfh_i shk_po_regionam_po_dannim_msp.pdf

REFERENCES

1. Buzdalov I.N. Small forms of economy as a factor of sustainability of rural development. International agricultural journal. 2017; (2): 3-9. (In Russ.)

2. Volobueva T.A. The Role of small forms of management in ensuring sustainable development of rural territories. Economics of agricultural and processing enterprises. 2018; (4): 35-38. (In Russ.)

3. Kerashev A.A., Shekultirova M.M. Problems and prospects of development of small forms of agribusiness in the regional agro-industrial complex. Bulletin of the Adygeya state University. Ser. 5: Economics. 2010; (3): 114-119. (In Russ.)

4. Melnikov A.B., Sidorenko V.V., Mikhaylushkin P.V. Actual problems of agricultural development in the Krasnodar Territory. Polythematic online electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University (Scientific journal of KubSAU). 2016; (2): 615624. (In Russ.)

5. Metelskaya E.A., Zanin D.E. Analysis of factors in the implementation of the strategy for the development of small forms of agriculture in the Krasnodar region. Natural-humanitarian research. 2018; (22): 74-78. (In Russ.)

6. Mukhan B.S. Improving the mechanism of management of small and medium-sized businesses in agriculture. Young scientist. 2017; (17): 371-373. (In Russ.)

7. Nikitina M.V. Development of small business in agriculture of the Russian Federation. Economics and management of innovative technologies. 2016; (4) [Internet]. Available from: http://ekonomika.snauka. ru/2016/04/11433 (cited 07.11.2019). (In Russ.)

8. Patrakova S.S. Current state of state support of agriculture in the Vologda region. Scientific Bulletin of the Southern Institute of management. 2019; (1): 2331. (In Russ.)

9. Ushachev I.G. Main directions of the strategy of sustainable development of the agro-industrial complex of Russia. Bulletin of the Russian Academy of Sciences. 2017; (12): 1047-1081. (In Russ.)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Метельская Елена Анатольевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, управления и гуманитарных дисциплин Южного института менеджмента, г. Краснодар, Россия. Тел.: (903) 452 09 06, e-mail: е.те1еккауа@уа^ех.ги

ABOUT THE AUTHOR

Metelskaya Elena Anatolyevna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at Department of Economics, Management and Humanities of the Southern Institute of Management, Krasnodar, Russia. Ph.: (903) 452 09 06, e-mail: е.metelskaya@yandex.ru

Статья поступила в редакцию ll.ll.20l9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.