Научная статья на тему 'РОЛЬ М.С. АНДРЕЕВА В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ НАУКИ В ТАДЖИКИСТАНЕ'

РОЛЬ М.С. АНДРЕЕВА В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ НАУКИ В ТАДЖИКИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
115
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОГРАФИЯ / ЭКСПЕДИЦИИ / КОЛЛЕКЦИЯ / МУЗЕЙ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Джураева Н.

Неоценим вклад исследователя культуры народов Средней Азии, этнографа и языковеда М.С.Андреева в формировании этнографической науки Таджикистана. Неутомимый учёный, руководя несколькими научными экспедициям, он собрал большие этнографические коллекции по народам Средней Азии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF M.S.ANDREEV IN THE FORMATION OF ETNOGRAPHIG IN TAJIKISTAN

There is a great contribution of ethnographer and linguist, researcher of culture of Central Asia M.S.Andreev in the formation of the tajik ethnography as a head of some scientific expeditions he collected big ethnographic collections on Central Asian people.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ М.С. АНДРЕЕВА В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ НАУКИ В ТАДЖИКИСТАНЕ»

РОЛЬ М.С. АНДРЕЕВА В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ НАУКИ В ТАДЖИКИСТАНЕ

Н. ДЖУРАЕВА,

младший научный сотрудник отдела этнографии Института истории, археологии и этнографии им. А.Дониша Академии наук Республики Таджикистан

Неоценим вклад исследователя культуры народов Средней Азии, этнографа и языковеда М.С.Андреева в формировании этнографической науки Таджикистана. Неутомимый учёный, руководя несколькими научными экспедициям, он собрал большие этнографические коллекции по народам Средней Азии.

Ключевые слова: этнография, экспедиции, коллекция, музей.

В конце Х1Х-начале ХХ вв. Средняя Азия считалась одним из наименее изученных и мало знакомых регионов мира. Фактически начало активного этнографического исследования края, в частности, территории нынешнего Таджикистана, можно отнести к 1900 г., когда в России был сформирован Музей этнографии народов Средней Азии и Казахстана. Царская Россия для изучения различных областей своей империи создавала особые отделы в музеях, в которых выставлялись этнографические экспонаты, собранные российскими исследователями1.

Насколько был велик интерес русских учёных к Средней Азии, особенно к Памиру и Припамирью, настолько были тяжелы возможности организации широких научных исследований в условиях царской России.

«Средняя Азия, или по прежней терминологии, Туркестан, - писал академик Е.Н.Павловский, - манила тайнами своей природы и её производительных сил многих крупных исследователей - путешественников России; однако проникновение в глубь страны при её бездорожье - особенно в Горную Бухару и на Памир, было делом трудным, а по некоторым промежуточным участкам и прямо опасным. Снаряжение экспедиций требовало по своему времени немало средств и неисчерпаемой энергии и интереса исследователей».2

Выдающийся русский и советский востоковед Михаил Степанович Андреев, внёсший существенный вклад в изучение этнографии таджикского народа, в 1905 г. считал, что «припамирские страны представляют собой тот же Кавказ, с его множеством этнографических единиц. Здесь в каждой долине вы можете встретить своеобразное наречие, увидеть оригинальный обычай, не повторяющийся иной раз даже в соседнем селе-нии».3 Ещё в конце Х1Х М.С. Андреев века начал изучать таджикский язык и этнографию горных таджиков. Как этнограф, лингвист и историк

он внёс значительный вклад в изучение быта, нравов, обычаев, языка, а также истории материальной культуры таджикского народа.

Хорошее владение несколькими восточными языками помогало ему собирать материалы по этнографии таджикского и узбекского народов не только путем опроса населения, но и на основе изучения многих рукописных источников4.

Неоценим вклад М.С.Андреева в исследовании этнографии таджиков, особенно Горного Бадахшана и Ягноба, в частности, в период существования ТОРГО (Туркестанского отдела Русского Географического Общества). Работая секретарём при доверенном лице императора, чиновнике особых поручений Министерства внутренних дел России А.А.Половцеве, командированном в 1896 г. в Ташкент для изучения состояния и задач переселенческого дела в Средней Азии и Закавказье5, он дважды сопровождал его в 1902 г. в памирские бекства в связи с беспорядками в Вахане. Началом этнографических исследований М.С.Андреева на территории Таджикистана можно считать его статью, касающуюся долины Вахиё, и ряд других работ, опубликованных в «Туркестанских ведомостях».6

Но наиболее серьёзные этнографические исследования им были проведены в Вахане и Ишкашиме в 1907 г., во время его путешествия из Индии в Среднюю Азию. Позже эти материалы были опубликованы совместно с А.А.Половцевым.7

В том же году М.С.Андреев посетил долину Хуф, один из труднодоступных горных районов Памира, с целью изучить быт и диалекты живущих там таджиков. Сам он признавался, что «долина Хуф, административно входящая в состав Рушана, была настолько изолирована, что он оказался первым европейцем, узнавшим об её существовании и проникшим туда впервые в 1907 г. «О самой долине он узнал от одного хуф-ца, случайно забредшего в Ташкент».8

Значительная часть собранных М.С.Андреевым материалов по этнографии таджиков Бадахшана была включена позже в его крупную работу «Таджики долины Хуф», а также в ряд других трудов учёного.

Русское географическое общество поручило ему работу по составлению этнографической карты Туркестанского края, выполняя которую он посетил Нур-Атинские горы Джизакского уезда и прилегающую к ним территорию Кызылкумов, где фиксировал образцы речи таджиков9. После он совершил поездку в Матчу. С большим увлечением учёный собирал материалы для этнографической карты «очень малоизвестной и сравнительно труднодоступной местности, какими являлись в то время Кызыл-кумы». Полученные данные он нанёс на карту Туркестанского военно-топографического округа, изданную в 1907г., в которой дал места проживания каракалпаков, туркмен, тюрков, найманов, узбеков, сар-тов, мангытов и алтыбеков.

Работу над этнографической картой Туркестанского края М.С.Андреев продолжил в советское время. В 1921 г. была образована Комиссия по изучению племенного состава России (с 1922 г. - СССР), Туркестанский отдел который возглавлял выдающийся исследователь В.В.Бартольд. Под эгидой этой организации была проведена экспедиция под руководством М.С.Андреева в Самаркандскую область «для создания этнографической карты Туркестана».10

В 1923 г. М. С. Андреев был избран членом-корреспондентом Центрального бюро краеведения при Академии наук, а в 1928 г. за научную деятельность он был награждён золотой медалью Географического общества. Все эти годы М.С.Андреев неутомимо организовывал различные экспедиции по сбору и изучению этнографических и фольклорных материалов. Этнографические коллекции поступали в Главный Среднеазиатский музей в Ташкенте, заведующим которого одно время состоял М.С. Андреев, а также в другие музеи.

9 января 1925 г. в Ташкенте состоялось первое учредительное собрание Общества для изучения Таджикистана и иранских народностей за его пределами. Общество находилось в ведении Ревкома Таджикской Республики, а с декабря 1926 г., после избрания ЦИКа Таджикской АССР, оно работало при его содействии и материальной поддержке.11 В начале февраля 1925 г. была определена программа Общества. Она предусматривала проведение этнографических, филологических, исторических, физико-географических и экономических исследований в Таджикистане и других районах Средней Азии, населённых таджиками.

В июне 1925 г. Общество организовало две научные экспедиции: одна под руководством Н.Л.Коржневского, которая направилась к истокам р.Танымас для исследования гор и ледниковой области, другая, во главе с профессором М.С.Андреевым, планировала провести в Таджикистане сбор этнографического и лингвистического материала.

«Общество для изучения Таджикистана и иранских народностей за его пределами» приступило в первые годы своего существования к собиранию и изданию данных, способствующих ознакомлению советского общества с населяющими его народностями. Первым сборником научных работ Общества явился сборник статей под общим названием «Таджикистан»,12 изданный в Ташкенте в 1925 г., цель издания которого состояла в том, чтобы представить малоизвестную в то время Таджикскую Республику. В этом сборнике авторы статей освещают разные вопросы истории Таджикистана, в том числе Кухистана. В сборник вошли 13 материалов, посвящённых истории и этнографии таджиков, флоре и фауне края, его природным условиям, путям сообщения и экономике.

Сборник «Таджикистан» явился первым сводом научных знаний о населении и природных условиях региона. Он открыл серию новых коллективных работ, посвящённых изучению природных условий Таджикистана, отдельных вопросов истории народов Средней Азии, их культуры,

исторических памятников.

В том же 1925 г. М.С.Андреев организовал четырёхмесячную экспедицию по изучению Таджикистана и иранских народов за его пределами по маршруту Ташкент - Ура-Тюбе - долина Зеравшана - Ягноб -Анзобский перевал - Дюшамбе - Каратегин - Дарваз - Припамирье -Памир - Ош. Члены экспедиции собрали исключительно важные научные материалы - более тысячи предметов этнографического характера: уникальные образцы поливной орнаментированной керамики, вышитые свадебные лицевые занавески горных таджичек, головные уборы и т.д.

М.С.Андреев побывал также в долине реки Ягноб, жители которой сохранили не только особый уклад жизни, но и свой древний язык. Ягнобу, который он называл «своего рода человеческой «Беловежской Пущей»,13 и ягнобскому языку, который привлекал к себе внимание всех иранистов, особенно после открытия в начале ХХ в. в Китайском Туркестане согдийских памятников, М.С.Андреевым были посвящены материалы, касающиеся языка, этнографических особенностей жилища, плана селений, утвари, орудий труда.14 Учёным были также подготовлены таблицы ягнобских глаголов, чем ему в 1927 г. большую помощь оказали его ученицы Е.М.Пещерова и Н.В.Русинова.15 М.С.Андреевым было установлено, что ягнобский язык является наследником одного из диалектов согдийского языка.

Глубоко ценя таджикский народ, его историю и культуру, М.С. Андреев принимал активное участие в культурном строительстве в Таджикистане. К примеру, он участвовал в реорганизации Таджикской базы Академии наук СССР в Таджикский филиал АН СССР и создании Института истории, языка и литературы ТФАН СССР. Переехав в 1947 г. по приглашению академика Б.Гафурова в столицу республики Стали-набад, он начал вести активную работу в области этнографических ис-следований.16 Ещё до приезда в Таджикистан он собрал много данных в различных местах республики: Гиссаре, Нуреке, Оббурдоне, Матче, Оби-Гарме, Ховалинге, Ходженте, Ура-Тюбе, Каратегине и других.17

М.С.Андрееву принадлежит честь создания Кабинета этнографии (1947 г.), а также Музея этнографии и археологии при ТФАН СССР, который в 1949 г. стал носить имя учёного. Свои обоснования по организации этих структур он выразил в тезисах «К ближайшим шагам кабинета этнографии, языков, археологии, истории и старого искусства Таджи-кистана».18 Учёный вёл также активную работу по подготовке молодых научных кадров, в числе которых были Б.Х.Кармышева, К.Богомолова, Н.Х.Нурджанов, М.Р.Рахимов и другие.

Работы М.С.Андреева по этнографии таджиков Средней Азии, Ишкашима и Вахана, этнологии Афганистана, некоторым особенностям таджикских говоров, язгулемского языка, ягнобских текстов и т.д. вошли в золотой фонд мировой науки. Заслуживает особого внимания капитальный труд М.С. Андреева по этнографии таджиков долины Хуф, из-

данный посмертно. Для этой работы, состоящей из двух выпусков, он собирал материалы с 1901 по 1943 гг.19

Выдающийся дипломат, работник службы разведки, археолог, путешественник, языковед, историк, этнограф, искусствовед, М.С.Андреев, обладая тонким и высоким вкусом, собрал великолепные коллекции костюмов, памятников народного и придворного искусства, различные орудия труда, другие изделия, которые он, будучи первым их открывателем, представлял на обозрения в музейных экспозициях и на различных выставках. Ныне его собрания украшают музеи России, Таджикистана, Казахстана и Узбекистана.

М.С.Андреев оставил после себя большое научное наследство. Занимаясь проблемами этнографии таджиков, он стал основателем национальной этнографической школы.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Бронникова О.М., Вишневецкая (Прищепова) В. А. Каталог коллекций отдела Средней Азии и Казахстана МАЭ // Памятники традиционно-бытовой культуры народов Средней Азии, Казахстана и Кавказа Л.: Наука, 1989. - С. 180-221. (Сборник МАЭ, Т. ХЬШ).

2. Е.Н.Павловский. Пути развития науки в Таджикистане// Труды Таджикского ФАН СССР. Т. 21, 1945. - С. 32.

3. М.С.Андреев. Блины в припамирских странах // Туркестанские ведомости, 1905, №32.

4. Акрамова Х.Ф., Акрамов Н.М. Востоковед Михаил Степанович Андреев. Душанбе: Ирфон, 1973. - С.34.

5. О А.А.Половцове и сотрудничестве с ним М.С.Андреева см. Германов В. «Туркестанский след» династии Половцевых. А.Половцев-Второй и Михаил Андреев//Восток свыше. Духовный, литературно-исторический журнал. - Вып. XXVI. - Ташкент, 2012. - С. 94-98.

6. (М.С.Андреев) Вахиё.// Туркестанские ведомости, 1899, №93; Он же. О значении слова «лянгарь»// Туркестанские ведомости, 1899 г., №78; Он же. Блины в припамирских странах// Туркестанские ведомости, 1905., №32.

7. М.С.Андреев, А.А.Половцев. Материалы по этнографии иранских племён Средней Азии. Ишкашим и Вахан//. Сб. музея по антропологии и этнографии при Академии наук. - СПб, 1911 г., т. IX. - С. 32.

8. См. Обращение М.С.Андреева к директору ИЯЛИ УзФАН СССР. Додхудоева Л.Н. Научное наследие А.А.Семёнова и М.С.Андреева (архивные документы). - Душанбе, 2013. ИИАЭ АН РТ. Фонд М.С.Андреева. Опись №1, ед. хр. №22. - С.5.

9. Там же. Опись №1, ед. хр. 64.

10. Андреев М.С. Некоторые результаты этнографической экспедиции в Самаркандскую область в 1921 г. // Изв. Турк. Отдела Русск. Географ. Общ-ва. Т. XVII. - Ташкент, 1925. - С. 121-140.

11. Шагалов Е.С. Первое научное общество Таджикистана. Душанбе, 1966.

12. Таджикистан. Сб. статей под ред. Н.Л.Корженевского. Ташкент, 1925.

13. См. М.С.Андреев. О собранном мною в разное время (начиная с конца XIX ст. по 1924 г.) материале по языку и быту народов Средней Азии, до сих пор ещё не изданном и б.ч. не подготовленном к изданию. Додхудоева Л.Н. Указ. соч. Фонд М.С.Андреева. Опись №1, ед .хр. 81. - С.5.

14. Указ. соч. Опись №1, ед.хр.№№127, 28, 29, 45, 46, 58, 100, 101 и др.

15. Там же. Опись №1, ед. хр. №№14, 27, 70, 71.

16. Полный список научных публикаций М.С.Андреева и работ его жизни и творчестве М.С.Андреева см. Писарчик А.К., М.С.Андреев -С. 20-23, а также А.К.Писарчик. Этнографическая наука в Таджикистане... - С. 56-59.

17. Додхудоева Л.Н. Указ. соч. Фонд М.С.Андреева. Опись №1, ед. хр. №№ 18, 30, 52, 58.

18. Там же. Опись №1, ед. хр. №11.

19. Андреев М.С. Таджики долины Хуф (верховья Амударьи) // Труды АН Тадж ССР. Институт истории, археологии и этнографии. Стали-набад: Изд-во АН Тадж. ССР. 1953. Вып 1. - С. 74.

ROLE OF M.S.ANDREEV IN THE FORMATION OF ETNOGRAPHIG

IN TAJIKISTAN

N. JURAEVA, Junior researcher

A.Donish Institute of History, archeology and ethnography Academy of Science of the Republic of Tajikistan

There is a great contribution of ethnographer and linguist, researcher of culture of Central Asia M.S.Andreev in the formation of the tajik ethnography as a head of some scientific expeditions he collected big ethnographic collections on Central Asian people.

Key words: ethnography, expeditions, collections, museum.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.