Научная статья на тему 'ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ НАКАНУНЕ И В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ'

ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ НАКАНУНЕ И В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
208
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОГЕНЕЗ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ / ЗЕМЛЕДЕЛИЕ / СКОТОВОДСТВО / РЕМЕСЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / РЕЛИГИЯ / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Валиев Абдусалом, Мирзоев Мирзо

В статье рассматриваются и анализируются работы советских ученых-исследователей, которые изучали традиционную и новую культуру, в частности этногенез и этническую историю, хозяйственную деятельность (земледелие, скотоводство, ремесленное производство), материальную и духовную культуру, семейный и общественный быт народов Центральной Азии накануне и в годы Второй мировой войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENTHOTIC RESEARCHES OF THE CENTRAL ASIA PEOPLE ON THE EVE OF AND DURING THE SECOND WORLD WAR

This article is considered and analyzed the works of soviet scientists-researchers who studied traditional and new culture, particularly ethnogeny and ethnic history, economical activity (farming, cattle breeding, artisan product) material and spiritual culture, family and a social way of life of Central Asia people on the eve of and during the Second World War.

Текст научной работы на тему «ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ НАКАНУНЕ И В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ»

ТАЪРИХ ВА АРХЕОЛОГИЯ / ИСТОРИЯ И АРХЕОЛОГИЯ

ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ НАКАНУНЕ И В

ГОД Ы ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Валиев А.

Российско-Таджикский (Славянский) университет Мирзоев М.

Таджикский государственный педагогический университет им. С.Айни

Всестороннее изучение этнографии народов республик Центральной Азии началось после создания в них базы Академии наук СССР. В 30-е годах в этих республиках сначала были созданы базы, а затем филиалы АН СССР. В частности, в 1932 году в Таджикистане была создана Таджикская база АН СССР с историко-лингвистическим центром в ней. В том же году в Таджикистане работали два больших этнографических отряда Таджикской комплексной экспедиции АН СССР, в задачу которых входило изучение быта колхозного кишлака, труда и быта местной женщины[20,62].

В 1934 г. молодой ученый-этнограф Н.А.Кисляков был командирован Таджикской базой АН СССР и Институтом этнографии АН СССР в долину Хингоу для изучения остатков больших патриархальных семейных общин. Результатом этих исследований являлся ряд работ по проблемам социальных пережитков, а также по описанию различных сторон быта населения долины Хингоу[17]. Почти одновременно в том же направлении вел работу А.НКондауров, который посвятил свои исследования пережиткам патриархальной домашней общины, общинным домам у ягнобцев [22]. В.В.Гинзбург опубликовал большую монографию «Горные таджики», посвященную антропологическим исследованиям, попутно с которыми были приведены сведения, характеризующие кишлаки и жилища, демографические данные о заболеваемости населения и т. п.[5].

В 1935-1936 гг. Н.А.Кисляков проводил стационарную этнографическую работу, главным образом, в бассейне реки Хингоу( Вахио) и лишь отчасти в Каратегине. Н.А.Кисляков, в отличие от более ранних исследователей горных таджиков, занимавшихся в основном материальной и духовной культурой, главное внимание обращал на вопросы общественной организации, в частности, на изучение многочисленных пережитков в общественной жизни населения, материальная и духовная культура населения изучалась им попутно, в процессе комплексного этнографического обследования таджиков бассейна реки Хингоу[18].

Исследователь О.ИШацкая в 1936 опубликовала статью «Туркменские колядные песни в связи с бытом и религиозными верованиями»[35].

В 1936 году А.К. Писарчик выезжает вместе с М.С.Андреевым и фотографом А.Д. Стародубцовой в многомесячную экспедицию в Хиву и в Бухару. В Бухаре были собраны все виды изделий народного ремесла, был вывезен целый вагон резных и расписанных ганчевых панно, относящихся к концу ХУШ -30-м гг. ХХ в., рисунки и припорохи местных мастеров-строителей, чеканные изделия и многое другое. Затем экспедиция переехала в Хиву, где ей удалось собрать большое количество архитектурных деталей -резных дверей, колони, деревянных решеток и т.д. [26].

Наряду с этим А.К.Писарчик вместе с М.С.Андреевым участвовала в экспедиции в Нурату и Маргелан. Нуратинские вышивки, газганские мраморные изделия, маргеланские набойки и образцы архитектурной декорации пополнили фонды Узбекского музея искусства. В 1938 году А.К. Писарчик прожила полгода в Нурате, в семье братьев Абдурахимовых. Это была неоценимая языковая практика и вместе с тем - детальное знакомство со всеми тонкостями семейного быта местного населения.

От мастера Мулло Самада А.К.Писарчик записала сведения о строительстве кяризов, артелях кяризных мастеров, различных обычаях и обрядах, связанных с кяризами. Одновременно А.К.Писарчик проводит большую музейно-собирательную работу, подбирая и приобретая в Нурате экспонаты для Самаркандского областного краеведческого музея, этнографического кабинета Узбекского государственного университета (Самарканд), Музея антропологии и этнографии АН СССР (Ленинград). Тогда же были собраны материалы для работ «Нуратинская вышивка» и «Женская одежда населения Нураты».

Исследователь З.Л.Амитин-Шапиро в 1938 году опубликовал интересную статью «Среднеазиатские евреи после Великой Октябрьской социалистической революции», в которой автор подробно останавливается на те изменений, которые происходили в жизни и быте этого народа после установления Советской власти в Центральной Азии [ 4 ]

Н.А.Кисляков в 1939 году в сборнике «Советская этнография» опубликовал интересную статью «Жилище горных таджиков бассейна реки Хингоу»[15,149-170].

В 1940 году в Сталинабад (Душанбе) и Каратаг была командирована Е.М.Пещерева. Она занималась в основном сбором материалов по ремеслам. В последующие годы изучение ремесленного производства таджиков стало основным объектом научно-исследовательской деятельности ученого[25].

Вопросами социальной жизни, главным образом вопросами семьи и семейных отношений у таджиков равнин и городов, занималась этнограф О.А.Сухарева. Наряду с другими работами, она написала и опубликовала очень интересную статью «Свадебные обряды таджиков города Самарканда и некоторых других районов Средней Азии»[29,172-176].

Первая этнографическая публикация в Таджикистане появилась в Трудах Таджикской базы АН СССР в 1940 году. Н.А.Кисляков опубликовал в них «Ишан-феодал Восточной Бухары»[16]. Кроме того, он написал свою заметку «К истории Каратегина», а С.И. Климчицкий «Ягнобцы и их язык».

В 1940 году А.Н. Кондауров после изучения жизни и быта ягнобцев опубликовал ценную статью «Патриархальная домашняя община и общинные дома у ягнобцев»[22], в которой рассматривает пережитки патриархальной домашней общины и общинные дома, а также различные общинные навыки у ягнобцев. В том же году исследователь С.М.Абрамзон опубликовал статью «Творчество киргизского народа»[1]. М.С.Андреев организовал специальную экспедицию для изучения арка Бухары.

В 1939-1940 гг. историко-лингвистический сектор Базы совместно с Институтом этнографии АН СССР приступил к составлению монографии «Таджики». Для этой монографии приглашенными учеными были написаны следующие главы: «Одежда таджиков» и «Пища», «Напитки и наркотики таджиков» (Е.М. Пещерева), «Семейные отношения» (Н.А.Кисляков), «Ислам» (О.А.Сухарева). В связи с началом Великой Отечественной войны эта работа была прервана, и монография осталась незаконченной.

В предвоенные годы Таджикской базой АН СССР был дан заказ ученым-библиографам Публичной библиотеки в городе Ташкенте, составить под руководством видного библиографа И.К.Бетгера «Указатель историко-этнографической литературы о Таджикистане». Работа была завершена в декабре 1940 года. Она охватывала все публикации до 1940 года включительно. «Указатель» был составлен на основании литературы, которая имелась в городе Ташкенте, преимущественно в Государственной публичной библиотеке Узбекистана. Помимо богатого книжного фонда библиотек Ташкента в нем взято в учет громадное количество заметок и статей, разбросанных по различным местным газетам и журналам[27].

Для своего времени составленный «Указатель» был самым полным из существовавших библиографических справочников историко-этнографической литературы по таджикам и Таджикистану, В связи с начавшейся Великой Отечественной войны издание «Указателя» было отложено.

О.А.Сухарева собирала сведения о пережитках доисламских религиозных верованиях среди равнинных таджиков. В результате написала и успешно защитила кандидатскую диссертацию на тему «Пережитки анимизма у равнинных таджиков»[30].

В 1940 году в научной жизни Таджикистана произошло крупное событие. По Постановлению Совнаркома СССР от 10 ноября 1940 года Таджикская база АН СССР была преобразована в Таджикский филиал АН СССР. В его составе начал работать Институт истории, языка и литературы. Этот институт осуществлял этнографические исследования. Эту работу в основном вели русские ученые, которые были приглашены из Москвы, Ленинграда и Ташкента.

В 1940 была опубликована интересная статья Г.В.Григорьева « Кустарное производство бумаги в Узбекистане», в которой автор вкратце останавливается на истории возникновения бумаги в Узбекистане [10].В том же году исследователь П.П.Иванов публиковал статью «Каракалпаки», в которой автор останавливается на этническую истории, материальной и духовной культуре этого народа[13].

Этнографическая работа в республиках Центральной Азии не прекращалась и в тяжелые военные годы. В 1942 году в городе Ташкенте состоялась научная сессия по этногенезу народов Центральной Азии. На этой сессии среди докладов наиболее интересными были: доклад М.М.Герасимова «Восстановление типа ископаемого человаека и его значение для решения вопроса этногенеза узбеков»[7], В.В.Гинзбурга «Этногенез таджиков в свете данных антропологии»[9],С.П.Толстова «Основные проблемы этногенеза народов Средней Азии»[32], АДУдальцова «Теоретические основы этногенетических исследований»[34], Л.В.Ошанина «Этногенез народов Средней Азии в свете данных антропологии»[24] и др. В том же году А.Н.Бернштам проводил этнографическое исследование на территории Киргизии. Позже он опубликовал в сборнике «Советская этнография» свои сообщения «Этнографическая работа в Киргизии»[6].В 1943 году была создана Академия наук Узбекистана. В составе академии работал Институт истории, сотрудники которого исследовали историю и культуру населения республики. В том же году, несмотря на трудности военного времени, Институт истории, языка и литературы Таджикского филиала АН СССР организовал экспедицию в верховья Пянджа. Члены экспедиции работали под руководством М.С.Андреева над изучением хозяйственной деятельности, материальной и духовной культуры, а также семьи и семейных отношений. В составе экспедиции кроме М.С.Андреева были А.К.Писарчик, Е.АМончадская, художница Т.В.Саглина. Кроме того, к участию в работах были привлечены два шугнанца - уроженец Дарморахта (Припянджский Шугнан), учитель и поэт Тилло Пулоди и работник советского аппарата С Худойбердиев, которые работали главным образом в качестве информаторов по

Шугнану. Экспедиция работала на поле около 4 месяцев. Из них 2 месяца она провела в долине Хуф (Рушанского района), где был продолжен сбор материалов для монографического описания этой долины. Описание долины Хуф М.С.Андреев начал еще в 1901 г. в г. Ташкенте от приходящих на заработки хуфцев. В 1929 году им была снаряжена экспедиция в эту долину. В дополнение к записанному ранее, были собраны новые сведения о быте, хозяйственной деятельности, в частности, о земледелии, животноводстве, промыслах, семейных обычаях, обрядах, верованиях и суевериях хуфцев и по ряду других тем. Наряду с этим М.С.Андреевым была продолжена работа по изучению хуфского диалекта, входящего в группу припамирских языков. Затем экспедиция работала в селении Ба-Рушан и закончила свою работу в Хороге. Повсюду продолжался сбор сравнительных материалов по темам, разрабатывавшимся в Хуфе. Записывались также сведения от специально вызванных в Хуф информаторов из Язгулема и верховьев Бартанга. Особенно интересные материалы были собраны по Язгулему.

«В Хороге были сделаны некоторые записи от встреченных там ваханцев и горонцев. М.С.Андреев стремился сделать со слов представителей разных долин возможно более подробные вариантные записи празднования Нового года (Навруз), первой весенней ритуальной запашки и других, так как при таких сравнительных записях нередко картина изучаемого явления становится точнее и яснее и нередко выявляются совершенно новые важные детали и варианты»[19,24]. Все материалы экспедиции 1943 года вошли в архив ученого, который находится в Архиве АН Республики Таджикистан. Позже по инициативе А.К.Писарчик работа М.С.Андреева «Таджики долины Хуф» была подготовлена и издана[5].

Кроме сбора научных этнографических и лингвистических материалов, экспедиция занималась и сбором этнографических коллекций. Всего было собрано свыше 350 предметов - орудия труда, предметы местных промыслов, украшения и др. Часть их хранится Национальном музее Таджикистана, часть - в Музее этнографии АН Республики Таджикистан, куда вошли и все коллекции, собранные отделом этнографии за минувшие годы его собирательские работы.

Кроме вышеуказанной экспедиции, Институт истории, языка и литературы Таджикского филиала АН СССР в 1943 году организовал поездку Н.Н.Ершова в Гармскую область для сбора этнографических материалов по народной медицине. Эти материалы позже были опубликованы Н.Н.Ершовым в виде отдельных статей[11].

В 1945 году Е.М.Пещерева совершила поездку в Гармскую область для сбора материалов по женскому гончарству, искусству[17].

В годы войны не прекращалась работа по изучению традиционной культуры и других народов Центральной Азии. В частности, Т.А.Жданко исследовала этнографии каракалпаков, Л.Т.Потапов изучал материальную и духовную культуру казахов[28].

Этнограф О.А.Сухарева несколько лет изучала материальную культуру населения Самарканда и его окрестностей. В результате она опубликовала интересную статью «К истории костюма населения Самарканда»[29 ]. В ней вкратце даются сведения об истории традиционной одежды коренных жителей этого древнего города.

В 1945 Б.Г.Мошкова организовала этнографическую экспедицию в Самаркандскую область для изучения жизни и быта туркменов, проживающих в этой области[23].

Таким образом, при большой научной ценности всех организовавшихся и финансировавшихся местными научными учреждениями этнографических работ, они осуществлялись от случая к случаю. Тем не менее, эти работы в целом способствовали накоплению фактических материалов по этнографии народов Центральной Азии и в известной мере служили подготовкой к созданию в центральноазиатских республиках собственного исследовательского центра по этнографии.

ЛИТЕРАТУРА

1. 1.Абрамзон С.М. Творчество киргизского народа // Советская этнография: сб.сшей - 1940. - №3. - С.77-88.

2. Абрамзон СМЭгнографические сюжеты в киризском эпосе «Манас» // Советская этнография. - 1947. - №»1. - С.134-154.

3. Амитин-Шапиро З.Л. Среднеазиатские евреи после Великой Октябрьской социалистической революции // Советская

этнография: сб. статей. - 1938. -№1. - С.53-56.

4. Андреев М.С. Таджики долины Хуф (верховья Аму-Дарьи). - Вып. 1.- Сталинабад 1953; Выл 2.- Сталинабад1958.

5. 6Бернштам АН. Этнографическая работа в Киргизии // Советская этнография.: сб. статей. - 1947. - .№6-7. - С.325-326.

6. 7Герасимов ММ. Восстановление типа ископаемого человека и его значение для решения вопроса этногенеза узбеков.

Тезисы докладов на научной сессии по этногенезу Средней Азии. 27-29 августа 1942. - Ташкент // Советская

этнография: сб. статей. - 1947. - №6-7. - С.313-314.

7. 8Гинзбург ВВ. Горные таджики // Труды Института антропологии и этнографии АН СССР - М,-Л., 1937. - Т. 16.

8. 9. Гинзбург В.В.Этногенез таджиков в свете данных антропологии. Тезисы докладов на научной сессии по этногенезу

Средней Азии. 27-29 августа 1942. - Ташкент // Советская этнография: сб. статей. - 1947. - .№6-7. — С.319-324.

9. Григорьев Г.В. Кустарное производство бумаги в Узбекистане // Советская этнография: сб. статей.- 1940. - №3. - С.142-

160.

10. 11 .Ершов Н.Н. Народная медицина таджиков Карагегина и Дарваза // История, археология т этнография Средней Азии.

- М.,1968.; Он же. Народная медицина // Таджики Каратегина и Дарваза. - Душанбе, 1970 - Вып. 2.

11. Жданко Т.А Каракалпаки Хорезмского оазиса (Материалы полевык исследований Каракалпакского этнографического отряда Хорезмской экспедиции АН СССР. 1945-1948 гг.) // Труды Хорезмской археолого-этнографической экспедиции.

- М.,1952. - Т.1. - С.325-326.

12. Иванов ПЛ. Каракалпаки // Советская этнография: сб.статей. - 1940 - №4. - С.53-56.

13. Карпов Г.В. К истории туркмен Али-Эли (Али-эль) // Советская этнография. - 1947. - №3. - С. 145-149.

14. Кисляков Н.А Жилище горных таджиков бассейна реки Хингоу // Советская этнография: сб. статей. - 1939. - №2. -С.149-170.

15. 16.Кисляков Н.А Ишан-феодал Восточной Бухарыг // Труды Таджикской базы АН СССР. - 1940. - Т.9.

16. Кисляков Н.А Патриархальная семья у таджиков долины Ванджа // Вопросы истории доклассового общества. - Л.,1936.

17. 18.Кисляков Н.А Следы первобыгтного коммунизма у горных таджиков Вахио-боло. - Л.,1936.

18. Кисляков Н.А Старинные приемы земледельческой техники и обряды, связанные с земледелием у таджиков бассейна реки Хингоу // Советская этнография. - М.,1947. - .№1. - С.108-125.

19. 20.Кисляков Н.А Этнографическое изучение Таджикистана // Труды Таджикского филиала АН СССР. -Сталинабад,1951. - Т.29. - С.53-66.

20. 21.Кондауров АН. Некоторые материалы по этнографии ягнобцев // Советская этнография. - 1935. - .№6.

21. Кондауров АН. Патриархальная домашняя община и общинные дома у ягнобцев. - М.-Л., 1940.

22. Мошкова БГ. Этнографическая экспедиция ктуркменам Самаркандской области // Советская этнография. -1946. - №1. -С.241-242.

23. 24.Ошанин Л.В. Этногенез народов Средней Азии в свете данных антропологии . Тезисы доклада на сессии по этногенезу Средней Азии.27-29 августа 1952 г. Ташкент // Советская этнография: сб. статей.- 1947. - №6-7. - С.305-307.

24. 25Лещерева ЕМ Поездка к горным таджикам // Краткие сообщения Института этнографии АН СССР. - 1947. - Т.2.

25. Писарчик АК Жилой городской дом Бухары // Архитектура СССР. - 1937. - №1.

26. Писарчик АКЭтнографическая наука в Таджикистане (1920-1990). - Душанбе, 2002.

27. Потапов Л.Т. Особенности материальной культуры казахов, обусловленные кочевым образом жизни // СМАЭ. - 1949. -Т.12. - С.43-77.

28. 29.Сухарева О.А К истории костюма населения Самарканда // Бюллетень АН Узбекской ССР.Ташкент,1945.№11-12.

29. 30.Сухарева О.АПережитки анимизма у равнинных таджиков: дис.. .канд ист.наукЛ.,1939.

30. Сухарева О.А Свадебные обряды таджиков Самарканда и некоторый районов Средней Азии // Советская этнография: сб. статей. - 1940. - №3- С. 172-176.

31. 32. Толстов С.П. Основные проблемы этногенеза народов Средней Азии. - Тезисы докладов на научной сессии по этногенезу Средней Азии. 27-29 августа 1942. - Ташкент // Советская этнография: сб. статей. - 1947. - №6-7. - С.303-305.

32. Троицкая АЛ Женский зикр в старом Ташкенте // СМАЭ. - 1928. - Т.7. - С.173-189.

33. 34.Удальцов АД Теоретические основы этногенетических исследований. Тезисы докладов на научной сессии по этногенезу Средней Азии. 27-29 августа 1942. - Ташкент // Советская этнография: сб. статей. - 1947. - №6-7. -

34. 301-303.

35. 35Шацкая ОИ. Туркмекские колядные песни в связи с быпом и религиозными верованиями // Советская этнография. -1936. - №3. - С.45-60.

36. 36. Якубовский А.Ю. Из истории этногенеза туркменского народа в УШ-Х вв. Тезисы докладов на научной сессии по этногенезу Средней Азии. 27-29 августа 1942. - Ташкент // Советская этнография: сб. статей. - 1947. - №6-7. - С.384.

ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ НАКАНУНЕ И В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

В статье рассматриваются и анализируются работы советских ученых-исследователей, которые изучали традиционную и новую культуру, в частности этногенез и этническую историю, хозяйственную деятельность (земледелие, скотоводство, ремесленное производство), материальную и духовную культуру, семейный и общественный быт народов Центральной Азии накануне и в годы Второй мировой войны.

Ключевые слова: этногенез, этническая история, земледелие, скотоводство, ремесленное производство, религия, духовная культура

ENTHOTIC RESEARCHES OF THE CENTRAL ASIA PEOPLE ON THE EVE OF AND DURING THE SECOND WORLD WAR

This article is considered and analyzed the works of soviet scientists-researchers who studied traditional and new culture, particularly ethnogeny and ethnic history, economical activity (farming, cattle breeding, artisan product) material and spiritual culture, family and a social way of life of Central Asia people on the eve of and during the Second World War.

Keywords: ethnogeny, ethnic history, farming, cattle breeding, artisan product, religious, spiritual culture.

Сведения об авторах:

Валиев Абдусалом - кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Российско-Таджикского (Славянского)университета,тел.: (+992 37) 227-55-08; Мирзоев Мирзо - преподаватель кафедры всеобщей истории Таджикского государственного педагогического университета им. Садриддина Айни,тел.: (+992) 881-888501

Information about authors:

Valiev Abdusalom, candidate if historical sciences, associate professor of the chair of the general history of the Russian - Tajik (Slavonic) university, tel.: (office) (+992 37) 227-55-08;

Mirzoev Mirzo, lecturer of the chair of the general history of the Tajik state pedagogical university named after Sadriddin Aini. Tel: 881-888-501

ТАЪРИХИ ТАШКИЛИ НАЗОРАТИ ГУМРУКЙ ДАР БУХОРОИ ШАРКЙ (^УДУДИ ИМРУЗАИ ТОЧИКИСГОНИ МАРКАЗЙ ВА ЧАНУБИ)

Азизов Ш.С.

Донишго^и давлатии омузгории Тоцикистон ба номи С.Айнй

Дар замони муосир омузиши асосхои илмию назариявии фаъолияти гумрукиро дар Чумхурии Точикистони сохибистиклол беомузиши таърихи гузашта баррасй намудан душвор аст. Аммо таърих барои мо дар бораи пайдоиши гумруку бочбандии гумрукй дар каламрави гумрукии имрузаи Чумхурии Точикистон хуччатхои тасдиккунандаро нигох надоштааст.

Сарчашмахои илмй-таърихй, аз он чумла «Таърихи Табарй», «Точикон»-и Бобочон Еафуров, «Таърихи тамаддуни Ориён»-и Иброхим Умарзода, «Точикон дар оина таърих»-и Президенти Чумхурии Точикистон Эмомалй Рахмон муайян намуданд, ки миллати точик аввалин кавмест, ки дар руйи Замин хастй кардааст. Дар даврахои муайяни таърихй аз миллати точик хазорхо подшохону амирон, халифахо давлатдорй намудаанд, ки дар хар як низоми давлатдорй сохаи молиёту хазинадорй фаъолият мекарданд.

Дар давраи давлатдории Сомониён солхои (875-1258) Исмоили Сомонй бо истифода аз тачрибаи давлатдории пешин бо низоми идораи кавй давлати бузурги мутамарказро бунёд намуда, барои идораи мулкашон низоми сиёсиро ба даргох ва девон таксим карда буданд. Девонхо, ки микдори онхо ба дах адад мерасид, накши мухимро дар идора намудани давлат доштанд. Девоне, ки масъалахои молиявй, аз чумла чамъоварии молиётро идора менамуд девони истифо ном дошт ва масъули онро муставфй меномиданд. Дар ахди Амир Исмоил шахри Бухоро марказ ва пойтахти давлати пуровозаи Сомониён буд, ки бо бунёди бозору дуконхо, корвонсарохо, гузархои нав ва рушди хунармандию тичорат натанхо аз дигар давлатхо фарк мекарданд, балки бо серию пурй ва фаровониаш шухратманд буд. Чуноне, ки академик Еафуров Б. кайд намудаанд: «Дар хамон даврае, ки хокимият дар Мовароуннахру Хуросон дар дасти Сомониён буд, ташаккули халки точик анчом ёфт» [1, с.494].

Якубов С.Х,. дар маколаи худ «Нигохе ба вазъияти илмй ва фархангии даврони Абумансури Мотурудй» иброз намудаанд: «Бо умри таърих сарнавишти Бухоро, сарнавишти Амир Исмоили Сомонй ва сарнавишти точикон чунон бо хам пайваст, ки ин се ном, ки аз чумлаи мукаддасоти миллии акввоми ориёй ба шумор мераванд, бидуни хам кобили тасаввур намебошад» [6, с.100-109]. Дар каламрави давлати Сомониён тичорати байналмилалй ва бозоргонии дохилй хеле авч гирифта буд ва дар хар манзил маъмуроне буданд, ки ба унвони рох/дор нишаста, вазифаи хифзи роххо, баррасии ичозати гузари молу гуломро назорат мекарданд, яъне накши гумрукй рузхои моро ичро менамуд [5, с.109]. Муносибатхои содироту воридоти аввало бо гушаву канори хилофати аббосй Эрону Багдод, кишвархои Чин, Хинд, Рус, Аврупо то мулки Булгору Кавказдоман пахн кард. Дар ин чода хидмати давлатдории Сомониён таъмин намудани амнияти дохилию беруна, бехатарии харакати корвонхо аз мулк ба мулке ва фаъолияти сохибкорй дар шахр ва дехот буд.

Фаъолияти бочситонй (гумрукй) дар аморати Бухоро ба мисли дигар давлатхои абадкудрат бо ташкили сархадот дар байни давлатхо ва инкишофи сохибкорихо тичорати байналхалки барохмонда хатарро нисбати точирон то бахадди акал кам кард.

Муомилоти молию пулй миёни кавму халкиятхои гуногун ривочу равна; ёфт. Точикон вобаста ба махалли чойгиршавиашон вазифаи пайвасткунандаро миёни кишвархои Машрикзамин, аз кабили Хивдустону Чин ва мардумони Аврупою Сибир дониста мешуданд. Корвонхои пури мол аз каламрави Осиёи Марказй мегузаштанд, ки зарурияти таъмини бехатарй нигохдории дороихо ташкил ва истифодабарии бочхонахо (гумрук)-ро ба миён овард. Хамаи хамлу накдй корвонхо

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.