Научная статья на тему 'АКАДЕМИК В.В.БАРТОЛЬД В ТАДЖИКСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ'

АКАДЕМИК В.В.БАРТОЛЬД В ТАДЖИКСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
252
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИК В.В.БАРТОЛЬД / БАРТОЛЬДОВЕДЕНИЕ / ИСТОРИОГРАФИЯ / ТАДЖИКСКИЙ НАРОД / ВОСТОКОВЕДЕНИЕ / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / СРЕДНЯЯ АЗИИ / С.Ф.ОЛЬДЕНБУРГ / А.Ю.ЯКУБОВСКИЙ / И.И.УМНЯКОВ / И.Ю.КРАЧКОВСКИЙ / Б.А.ЛИТВИНСКИЙ / Н.М.АКРАМОВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пирумшоев Хайдаршо

Выдающийся русский востоковед В.В.Бартольд по праву является одним из тех ученых, которые стояли у истоков подлинно научного изучения истории таджикского народа. Его неоценимый вклад в этом отношении с особой благодарностью отмечены все ученые, в той или иной мере причастные к древней и средневековой истории таджиков, сыгравших определяющую роль в центрально-азиатской цивилизации. В статье на конкретных примерах указывается степень причастности В.В.Бартольда к изучению ключевых проблем истории таджикского народа, которые послужили фундаментальными открытиями, сохранившими научную значимость и в современной отечественной историографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACADEMISIAN V.V. BARTHOLD IN TAJIK HISTORIOGRAPHY

The distinguished Russian orientalist V.V. Barthold is one of those scientists who stood at the source of a truly scientific study of the history of the Tajik people. His invaluable contribution in this regard is especially appreciated by all scientists involved in one way or another in the ancient and medieval history of the Tajiks, who played a decisive role in the Central Asian civilization. The article uses specific examples to indicate the degree of involvement of V. V. Barthold in the study of key problems of the history of the Tajik people, which served as fundamental discoveries that have preserved scientific significance in modern Russian historiography.

Текст научной работы на тему «АКАДЕМИК В.В.БАРТОЛЬД В ТАДЖИКСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ»

ТАЪРИХ ВА АРХЕОЛОГИЯ ИСТОРИЯ И АРХЕОЛОГИЯ

АКАДЕМИК В.В.БАРТОЛЬД В ТАДЖИКСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

Пирумшоев Х.

Таджикский государственный педагогический университет им. С. Айни

В.В.Бартольд без преувеличения был и остается самой величественной фигурой в мировой ориенталистике. Благодаря усилиям его учеников и последователей, лидерство России в этой отрасли науки получило мировое признание как бартольдовская школа востоковедения.

Диапазон интересов ученого чрезвычайно широк и охватывает почти весь Восток, но по его, же признанию, он оставался «преимущественно историком Средней Азии».

О том, что он был и остаётся непревзойденным историком древнего и средневекового периодов этого обширного региона, написано немало, но для адекватной оценки его громадной заслуги в этом направлении предстоит ученым вложить еще немало коллективных усилий. Это не может быть исключением для историографии Таджикистана.

Период сложения и получения мирового лидерства в области востоковедения В.В.Бартольда, совпал с процессом перехода от исторических знаний в науку в нашей отечественной историографии, т.е. в конце XIX - начале XX столетия. По праву он являлся одним из тех ученых, которые практически заложили основу подлинно научного, изучения истории таджикского народа.

В.В.Бартольд прочно вошел в отечественную историографию еще до образования Таджикской АССР (1924 г.). По инициативе востоковедов Москвы и Петрограда в Ташкенте были открыты востоковедческие центры. Первым такой центр был открыт в ноябре 1918 г. под названием «Институт Востока», в качестве руководителя которого был назначен М.С.Андреев. В учебной и исследовательской работе института принимали активное участие В.В.Бартольд, С.Ф.Ольденбург, Е.Э.Бертелс, А.А.Семёнов, И.Д.Ягелло, И.И.Умняков. и др. В.В.Бартольд читал курс истории Туркестана.

Так как в Средней Азии не было официальной школы по подготовке историков, эту задачу взяли на себя русские ученые, в том числе и В.В.Бартольд. Одним из первых шагов в этом направлении было открытие 16 марта 1918 г. Туркестанского народного университета. Вторым важным на пути решения этой проблемы, являлось создание по инициативе В.И.Ленина 7 сентября 1920 г. Среднеазиатского государственного университета в городе Ташкенте.

Первым советским научным учреждением на территории Средней Азии являлся созданный в августе 1919 г. научный отдел Народного Комиссариата просвещения Туркестанской республики. В июле 1921 г. отдел реорганизован в Государственный ученый совет (ГУС) Наркомпроса [21, с. 84]. При совете были учреждены национальные научные комиссии - узбекская, таджикская, туркменская, казахская. В задачи этих комиссии входил сбор исторических и этнографических материалов о народах Средней Азии, а также подготовки к печати литературы на языках этих народов[21, с. 85]. В.В.Бартольд принимал участие в деятельности этих комиссии.

В 1921 г. при Комиссариате просвещения Самаркандской области создается Комиссия по охране древних памятников. 23 мая 1921 г. при Комиссариате народного просвещения Туркестанской АССР по непосредственной инициативе В.В.Бартольда, создан Комитет по делам архивов и охраны памятников истории, культуры и природы (Туркомстарис).

После национально-территориального размежевания (1924 г.), в 1925 г. Комитет преобразован в Комитет по делам архивов и охраны памятников истории, культуры и природы Средней Азии (Средазкомстарис). В период деятельности Комитета (до 1928 г.) В.В.Бартольд вложил немало усилий в организацию научных экспедиций, исследование различных проблем истории и культуры народов региона, главным образом таджиков.

В январе 1925 г. при непосредственной инициативе В.В.Бартольда, М.С.Андреева и А.А.Семёнова при поддержке правительства Таджикской АССР в Ташкенте создано «Общество для изучения Таджикистана и иранских народностей за его пределами»[28, с.9]. Это было первое краеведческое научное учреждение в Общесоюзном масштабе. В.В. Бартольд был избран почетным членом данного Общества. Следует отметить, что членами Общества за время его существования (1925-1929) было сделано немало для научного освещения отдельных проблем истории таджикского народа.

В 1925 г. была организована 4-х месячная совестная научная экспедиция Средазкомстарис с указанным Обществом. Согласно плану, маршрут экспедиции пролегал через Ура-Тюбе, Зеравшанскую долину, Фалгар, Ягноб, Гиссарскую горную цепь, Анзобский перевал, Сталинабад, Каратегин, Дарваз, Памир и Ош. Руководителем Экспедиции был назначен известный этнограф

М.С.Андреев. В результате было собрано огромное количество ценного исторического и этнографического материала, ставшего впоследствии основой множества научных публикаций.

В 1925 г. вышла программная статья В.В. Бартольда - «Изучение Востока - главнейшая задача академии», в которой указывает на важность исследования истории Востока, главным образом народов Средней Азии. «Средней Азией, - указывает ученый, - интересовались и интересуются не одни русские ученые, но во многих отношениях Средняя Азия была открыта для науки русскими, и без русских работ изучение Средней Азии остаётся до сих пор невозможным»[5, с. 581-582].

Выдающимся событием в таджикской историографии являлся выход в свет научного сборника подготовленного членами Общества «Таджикистан» в 1925 г. В нем особый интерес вызывал исторический очерк В.В.Бартольда «Таджики»[6, с.451-469].

Следует отметить, что до выхода данной статьи таджики в той или иной степени фигурировали почти во всех работах ученого, касательно истории и культуры народов Центральной Азии, в частности в фундаментальном исследовании - «Туркестан в эпоху монгольского нашествия», вышедшее в 1900[11, с. 45-601], его последующие труды: «История Туркестана» (курс лекции, прочитанный в Туркестанском университете, издан в 1922)[8, с. 107-166], «История культурной жизни Туркестана» (издана в 1927 г.)[7, с. 167-433], «Улугбек и его время» (опубликована в 1918)[12, с. 23-196], многочисленных историографических исследованиях[9], статях и рецензиях, а также, некоторых статей из цикла «Энциклопедии ислама».

Но, несмотря на все это, «Тажики» по сути, была первая сугубо научная академическая работа, сжато вместившаяся 24-х вековая история таджикского народа. Данная работа фактически стала эталоном научного подхода к трагической и вместе с тем славной истории таджиков.

Не вдаваясь в подробности анализа трудов В.В.Бартольда, в той или иной мере причастных к истории таджикского народа. Она прослеживается почти во всех его работах, так или иначе связанных с историей Центральной Азии, начиная с первым фундаментальным исследованием «Туркестан в эпоху монгольского нашествия», завершая его оригинальным историческим очерком «Таджики», мы останавливаемся лишь на определения место академика В.В.Бартольда в отечественной историографии.

В 1926 г. издан получивший вскоре широкую известность труд В.В.Бартольда «Иран. Исторический обзор». В нем дается хотя и краткий, но ёмкий по содержанию анализ места иранской культуры в мировой истории и в этом контексте большое внимание уделяет исторической литературе на персидско-таджикском языке широко используемой в русской и европейской историографии.

Как отмечено выше, участие В.В. Бартольда во всех начинаниях связано с начальным этапом становления исторической науки нашей республики является очевидным фактом. Поэтому, обращение к его работам, в отечественной историографии прослеживается еще в начале 20-х годов прошлого столетия, до образования Таджикской АССР (1924 г.).

Разумеется, первыми исследователями, которые широко привлекали выводы и заключения имеющихся в работах В.В.Бартольда касательно истории и культуры народов Средней Азии, главным образом таджикского народа были А.А. Семёнов, М.С.Андреев, Ф.А.Розенберг, Я.И.Бездека, И.И.Умняков и др.

В.В.Бартольд и после смерти (1930 г), оставался главным и определяющим авторитетом русских и советских ученых, причастных к изучению истории и культуры таджикского народа. Среди них особо выделялись Е.Э.Бертельс (1890-1957), А.Ю.Якубовский (1886-1953), А.А.Фрейман (1879-1968), М.М.Дьяконов (1907-1954), И.И.Зарубин (1887-1964) и др. Мнение В.В.Бартольда фактически по всем проблемам древней, средневековой и новой истории таджикского народа служило надежным ориентиром для последующих поколений ученых, посвятивших себя служению таджикской исторической науке. К ним относятся А.Е.Маджи, Н.А.Кисляков, А.Н.Болдырев, А.З.Розенфельд, Б.А.Лившиц. И.С.Брагинский, Б.А.Литвинский, Е.А.Давидович и др.

Следует отметить, что все перечисленные исследователи и многие другие, которые посвятили себя служению таджикской истории и литературы таджикского народа, как ученые сложились не в нашей республике. Здесь они оказались по зову сердца, вернее к этому решению их побудил повышенный интерес к истории Центральной Азии, в особенности, определению ведущего места древних аборигенов этого пространства - таджиков в региональной цивилизации. Здесь нельзя не заметить вдохновляющее влияние на них исследования В.В Бартольда, по истории и культуры Средней Азии в целом, таджикского народа в частности.

Разумеется, следует заметить влияние В.В.Бартольда, его ближайших последователей на сложение исторической науки в республике и прихода на авансцену отечественной историографии местных, таджикских исследователей.

Как известно, после образования Таджикской ССР (1929 г.) в республике наряду с другими направлениями начали создаваться научные учреждения, в том числе и гуманитарного профиля.

Важными для серьёзного научного старта являлись создание в Москве в августе 1930 г. под руководством А.Е.Ферсмана Таджикская научная комиссия (ТНК) при Академии наук СССР, а в Сталинабаде (Душанбе) в 1930 - 1932 гг. Комитет таджиковедения и Таджикский государственный научно-исследовательский институт (П НИИ), а также в 1932 г. - Таджикская база АН СССР. Вскоре, в 1933 г. ТГ НИИ передан Таджикской базе. Одной из главных задач этих учреждений была подготовка местных научных кадров для республики.

Благодаря созданию соответствующих условий, появились первые обнадеживающие молодые ученые, в числе которых были будущие академики А.М Богоутдинов, и З.Ш.Раджабов, поступившие в 1932 г аспирантуру соответственно в Самарканде и Ленинграде, а также А.Мирзоев поступивший по направлению в Ленинградский институт истории, философии, литературы и языкознания. К этому времени и относится сложения научного мировоззрения будущего известного в масштабе СССР политического деятеля и выдающегося ученого-востоковеда Б. Гафурова. Они и многие последовавшие за ними будущие таджикские ученые гуманитарного направления не могли не испытать на себе благотворного влияния наследия великого востоковеда, а для нас - таджиковеда В.В.Бартольда.

Крайне трудно, фактически невозможно обнаружить среди трудов исследователей дореволюционной истории таджикского народа, работу в которой автор в подтверждении своих аргументов и достоверности научных выводов, не ссылался бы на мнение В.В.Бартольда.

Во избежание чрезмерного загромождения нашей статьи примерами из работ отечественных историков, которые многократно ссылались на исследования В.В.Бартольда, ограничимся лишь таким весомым аргументом. В трудах академика Б.Гафурова по истории таджикского народа[15], как в первом, так и во втором изданиях многотомного фундаментального академического труда -«История таджикского народа»[18, 17], аргументированное мнение великого востоковеда, касательно древней средневековой и новой истории таджиков являются доминирующими.

Отрадно отметить, что историки республики не могли ограничиться только ссылками из трудов В.В.Бартольда с целью обоснования своих заключений по тем или иным проблемам древней и средневековой истории таджикского народа. Начиная с конца 50-годов прошлого столетия, следом за ведущими бартольдоведами Всесоюзного масштаба, С.Ф.Ольденбургом[27, с. 1-6],

A.Ю.Якубовским[31, с.62-79], И.И.Умняковым[29, с.27-33], И.Ю. Крачковским[19, с.428-434], Б.В.Луниным[22, 23, 24] и др., приступили к определению его роли в исследовании различных проблем истории Центральной Азии в целом, таджикского народа в особенности.

В этом плане особая заслуга принадлежит Н.М. Акрамову. Он впервые в республике по рекомендации своего наставника, видного историка - археолога Б.А. Литвинского избрал тему кандидатской диссертации «Выдающийся русский востоковед В.В. Бартольд». По завершению и защиты, данная работа была опубликована в качестве монографии[2].

Заслуга автора заключается в том, что он впервые ознакомил специалистов и широкого круга читателей республики с основными этапами жизни выдающегося востоковеда и его неизгладимый след в исследовании древней и средневековой истории Центральной Азии. Характеризуя огромный вклад В.В.Бартольда в научном освещении истории Востока, Н.Акрамов пишет: «Нужно подчеркнуть, что, несмотря на все пороки мировоззрения В.В. Бартольда (имея ввиду, что он оставался на позиции буржуазно-либерального осмысления исторических событий - Х.П.), совершенно очевидно, что его труды выгодно отличаются от трудов его современников - историков Востока. Богатство и разнообразие привлекаемого материала и первоисточников, тщательная проверка отдельных фактов, событий, хронологических дат, собственных имен и географических названий, равно как и восточных терминов, умелое использование языковых данных и приемов текстологического анализа - все это дает возможность при соответствующем подходе к трудам

B.В.Бартольда использовать большинство из них и в наше время... Они остаются важными пособиями для всякого изучающего средневековую историю народов Средней Азии»[2, с. 94].

В работе последовательно прослеживаются этапы, предпосылки и основные этапы достижения научной зрелости В.В. Бартольда, его научные изыскания в Средней Азии и его место в становлении и развитии советского востоковедения.

Работа Н. Акрамова, основанная на надежных архивных материалах, сведениях соратников, учеников, ведущих бартольдоведов, и поныне не потеряла свою научную свежесть. Она, как ценное исследование, занимает достойное место в отечественной историографии, касательно выявления вклада В.В.Бартольда в мировое и региональное востоковедение. Также вызывают интерес и другие работы ученого, посвященные жизни и деятельности академика В.В. Бартольда, среди которых выделяется «Академик В.В.Бартольд»[1, 4, 3].

Особый интерес к научному наследию В.В. Бартольда главным образом, в той части, которая непосредственно связана с историей и культурой таджикского народа, проявлялся и проявляется после приобретения независимости республики. Необходимость более глубокого, достоверного

изучения нашей славной, вместе с тем, трагической древней и средневековой истории стала серьезным побудительным мотивом очередного, более пристального обращения к трудам великого знатока нашей истории - В.В.Бартольда. В этом плане перевод с русского на таджикский язык осуществленного видным литературоведом М. Муллоахмадовым[10] является важным для расширения читательской аудитории ученого, теперь уже на родном языке.

Заметными явлениями в отечественой историографии в плане изучение вклада В.В.Бартольда в исследования истории и культуры таджикского народа, в целом популяризации его бесценного наследия является проведение ряда научных мероприятий посвященные к 140-летию великого таджиковеда в 2009 г. Приуроченные к этой дате Международной конференции "Роль Бартольда в изучении истории таджикского народа" организованной в Таджикском государственном педагогическом университете им. С. Айни и республканской "Научное наследие В.В. Бартольда и современная историческая наука" - в Институте истории археологии и этнографии АН Республики Таджикистан, на которых с докладами выступили ведущие ученые республики. В докладах даётся обстоятельный анализ широкого круга проблем вытекающих из поистине гигантского наследия великого востоковеда. Особое внимание уделено выявлению его вклада в изучение истории и культуры таджикского народа. Материалы конференции опубликованые в двух сборниках[25, 26] стали достоянием широкого круга читателей как в нашей республике, так и за ее пределами.

Следует отметить, что не все доклады и работы нацеление на определение вклада В.В.Бартольда в иследование истории и культуры таджикского народа, являются однозначно ценными и достойними памяти великого ученого. Обстоятельный анализ или оценка каждой публикации в этом плане требует специального историографического исследования.

В данном случае для примера, можно упомянуть монографическое иследование молодого историка С. Шарофуддинова "Роль академика В.В. Бартольда в изучении истории и культуры таджикского народа IX-XV вв.»[30]. Хотя автор в аннотации к данной книге подчеркивает, что «он на основе источников и редких изданий, значительная часть которых впервые вводится в научный оборот», но в работе вовсе не прослеживается обращения к таким «источникам». Например, в упомянутой выше работе Н.М.Акрамова привлечены архивные материалы из личного фонда В.В. Бартольда из Архива Академии Наук СССР находившегося в Ленинграде (Санкт-Петербург), материалы Государственного исторического архива, Центрального государственного исторического архива, которые находятся там же, а также из Центрального государственного архива Узбекской ССР (Республики Узбекистан).

Разумеется, отсутствие таких источников, лишает любого исследователя возможность сопоставительного анализа проблемы. А в данном случае пересказ или очередное повторение отдельных эпизодов из сочинения В.В. Бартольда и его заключения выдавать за своё, не только не прибавить ничего в определение заслуги ученого такого ранга как В.В.Бартольд, а скорее идет во вред отечественной историографии. На мой взгляд, полезность работы С.Шарофуддинова заключается только в составлении им списка литературы. Хотя солидная их часть оставалась вне поля анализа автора. Можно надеется, что молодой человек, вступивший на стезю науки, в дальнейшем более серьёзно относится к избранной им трудной профессии историографа. В данном случае, высказанное нами замечание, должно восприниматься как благое пожелание и напутствие для профессионального роста молодых ученых.

В настоящее время нас радует то, что интерес общества к исторической науке все больше обретает заметный темп. Благодаря поддержке руководство республики, лично Президента страны, уважаемого Эмомали Рахмона, регулярно проводятся мероприятия, посвященные тем или иным важным судьбоносным вехам, юбилейным датам, организуются международные и республиканские симпозиумы, конференции оказывается финансовой поддержки в издание исторических исследований и многое другое. Повышенный интерес к изучению и переосмыслению богатого наследия В.В. Бартольда, является одним из сотен примеров в этом направлении.

Те, кто знакомы с архивами, где хранятся рукописи В.В.Бартольда знают, что далеко не все его работы увидели свет. Среди них имеются и рукописи касающиеся истории таджикского народа. В частности и поныне не увидел свет его уникальный труд «История Согда». Нас в этом плане радует то, что это рукопись в скором времени по инициативе директора Института истории, археологии и этнографии Н.К. Убайдулло может увидеть свет и стать достоянием специалистов и широкого круга читателей.

Итак, из всего изложенного вытекает заключение о том, что научное наследие выдающегося востоковеда В.В.Бартольда, касательно истории и культуры таджикского народа, является ценным достоянием нашей исторической науки. Оно стало неотъемлемой частью нашей отечественной историографии. Трудно, фактически невозможно найти в республике исследователя в той или иной мере причастного к древней и средневековой истории Центральной Азии, главным образом таджикского народа, обходившего стороной труды В.В.Бартольда. Его суждения и выводы по тем

или иным проблемам иногда фактически являлись неоспоримым аргументом в решении сомнительных вопросов.

Разумеется, В.В.Бартольд при всей гениальности его исторического мышления, был продуктом своей эпохи и не мог безупречно определить исключительно всю историческую истину. Даже сам факт, что в его исследованиях такие понятия как «Центральная Азия», «Средняя Азия», «Мавераннахр», «Хорасан» подменяются термином «Туркестан», судя по содержанию самих работ, выглядит несколько преднамеренным. Автор придерживается той географической административной терминологией, которой исходила из интересов царской колониальной политики в Средней Азии.

За прошедшее после В.В. Бартольда время, историческая наука далеко шагнула вперёд. Появились новые источники, вошедшие в научный оборот, менялись методологические подходы к анализу исторических событий. Да и с другой стороны, историческая наука это постоянный процесс поиска если не абсолютной, то относительной истины, исходя из принципа историзма. Поэтому переосмысления научных ценностей, содержащиеся в трудах В.В.Бартольда, остаётся актуальной.

Исходя из такой постановки вопроса, следует отметить, что в целом, в республике проделано немало для изучения наследия великого ученого, но это недостаточно. Известно, что в наше время, идет все усиливавшаяся историческая экспансия, соседние историки, преднамеренно выполняя политические наставления, пытаются все глубже искать свои родовые генетические корни. Они пытаются выдать все исторические достижения и ценности за заслуги своего народа. При этом упорно не хотят оставлять место для истинно коренных аборигенов Центральной Азии, создателей духовной и материальной культуры - таджиков.

В таких условиях, остаётся только одно, основываясь на неопровержимые материальные, письменные источники и заключение выдающихся востоковедов, которые фактически однозначно показали определяющую роль таджиков в истории Центральной Азии, продолжить более интенсивные исследования средневековой истории региона в целом, таджикского народа в особенности. В этом плане, труды В.В.Бартольда остаются по-прежнему востребованными. Исходя из этого, одной из приоритетных задач современной национальной историографии является более пристальный и углубленный сопоставительный с новыми источниками анализ трудов В.В. Бартольда, в той или иной мере причастных к истории и культуре таджикского народа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акрамов Н.М. Академик В.В. Бартольд. - Душанбе: «Ирфон», 1976.

2. Акрамов Н.М. Выдающийся русский востоковед В.В. Бартольд. Научно-биографический очерк. - Душанбе: Изд-во АН Тадж ССР, 1963. - 112 с.

3. Акрамов Н.М. Из неопубликованных писем А.А.Семенова В.В. Бартольду // Ученые записки кафедры истории СССР Душанбинского государственного педагогического института. - Душанбе, 1970. - С. 71-92 и др.

4. Акрамов Н.М. О некоторых материалах биографии В.В. Бартольда // Известия АН ТаджССР. - Вып. 1 (28). -Душанбе, 1962. - С. 3-13;

5. Бартольд В.В. Сочинения. - Т. IX. - М.: «Наука». 1977. - С.581-582.

6. Бартольд В.В. Таджики. Исторический очерк // Сочинения. - Т.П. - Ч.1. - М. ИВЛ, 1963. - С.451-469.

7. Бартольд В.В. История культурной жизни Туркестана // Сочинения. - Т.П. - Ч.1. - М. ИВЛ, 1963. - С. 167-433.

8. Бартольд В.В. История Туркестана // Сочинения. - Т.П. - Ч.1. - М. ИВЛ, 1963. - С. 107-166.

9. См.: Бартольд В.В. Работы по истории востоковедения // Сочинения. - Т.1Х. - М.. «Наука»,1977, - 967 с.

10. Бартольд В.В. Точикон // Садои Шарк - 1990. - № 1. Этот же перевод 13. Бартолд В.В. Точикон. Очерки таърихй // Андар шинохти точикон. Китобхонаи донишчу. - Душанбе: ДДОТ, 2016. - С. 5-34.

11. Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия // Сочинения. Т. I. - М.: Изд. Вост. Литературы, 1963. -45-601.

12. Бартольд В.В. Улугбек и его время // Сочинения. - Т.П. Ч.2. - М.: «Наука», 1964. - С.23-196.

13. Бернштам А.Н. В.В. Бартольд // Изв. Киргизский ФАН СССР. - Вып. 2-3. - 1945. - С. 130-131;

14. Бернштам А.Н. В.В. Бартольд. В кн. В.В. Бартольд. Киргизы. - Фрунзе 1943. - С. 3-11 и др.

15. Гафуров Б.Г. История таджикского народа. Издания 1,2,3 - М.: Госполитиздат, 1949,1952,1955; его же:

16. Гафуров Б.Г. Таджики. Древнейшая, древняя, средневековая история. - М.: «Наука», 1972.

17. История таджикского народа. - Т. I-VI. - Душанбе: «Дониш», 1998-2013.

18. История таджикского народа в трёх томах пяти книгах. - М.: ИВЛ, 1963-1965;

19. Крачковский И. К переизданию трудов В.В. Бартольда // Избр. Соч. - Т. 5. - М. - Л., 1958. - С.428-434.

20. Крачковский И.Ю. Памяти В.В. Бартольда // Красная газета (вечерний выпуск) - Л., 1930. - 21 август;

21. Культурное строительство в Туркестанской АССР (1917-1924 гг.). Сборник документов. - Т.1. - Ташкент, 1973. -С. 84.

22. Лунин Б.В. Жизнь и деятельность академика В.В.Бартольда: Средняя Азия в отечественном востоковедении. -Ташкент: «Фан», 1981 - 223 с. и др.

23. Лунин Б.В.. Жизнь и труды В.В. Бартольда // Обществ. Науки в Узбекистане. - Ташкент: «Фан», 1969. - № 11. -С.12-33;

24. Лунин Б.В. Средняя Азия в дореволюционном и советском востоковедении. - . - Ташкент: «Наука», 1965. - 408 с.;

25. Накши В.В. Бартолд дар омузиши таърихи халки точик. Мачмуаи маьрузадои Конфронси байналмилалй бахшида ба 140-солагии академик В.В. Бартолд. - Душанбе: ДДОТ, 2010. - 248 с.;

26. Научное наследие В.В. Бартольда и современная историческая наука (Материалы Республиканской конференции. Душанбе, 27 ноября 2009 г.). - Душанбе: «Дониш», 2010.

27. Ольденбург С.Ф. Василий Владимирович Бартольд // Изв. АН СССР, VII, сер. Отд. общ. Наук. - № 1. - 1931 . -С.1-6.

28. Семенов А.А., Козачковский В.А. Историческая наука в Таджикистане за 25 лет // Докл. АН Тадж. ССР. -Вып.12. - Сталинабад, 1954. - С.9.

29. Умняков И.И. Значение трудов В.В. Бартольда по истории Средней Азии // Первая всесоюзная конференция востоковедов. Тезисы докладов и сообщений. - Ташкент, 1957. - С.27-33.

30. Шарофуддинов С. Роль академика В.В.Бартольда в изучение истории и культуры таджикского народа IX-XV вв. - Душанбе: ТНУ, 2016. - 208 с.

31. Якубовский А.Ю. Проблемы социальной истории народов Востока в трудах академика В.В. Бартольда // Вестник Ленинградского университета - Л., 1947. - № 12. - С. 62-79.

АКАДЕМИК В.В.БАРТОЛЬД В ТАДЖИКСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

Выдающийся русский востоковед В.В.Бартольд по праву является одним из тех ученых, которые стояли у истоков подлинно научного изучения истории таджикского народа. Его неоценимый вклад в этом отношении с особой благодарностью отмечены все ученые, в той или иной мере причастные к древней и средневековой истории таджиков, сыгравших определяющую роль в центрально-азиатской цивилизации.

В статье на конкретных примерах указывается степень причастности В.В.Бартольда к изучению ключевых проблем истории таджикского народа, которые послужили фундаментальными открытиями, сохранившими научную значимость и в современной отечественной историографии.

Ключевые слова: Академик В.В.Бартольд, бартольдоведение, историография, таджикский народ, востоковедение, Центральная Азия, Средняя Азии, С.Ф.Ольденбург, А.Ю.Якубовский, И.И. Умняков, И.Ю.Крачковский, Б.А.Литвинский, НМАкрамов.

ACADEMISIAN V.V. BARTHOLD IN TAJIK HISTORIOGRAPHY

The distinguished Russian orientalist V. V. Barthold is one of those scientists who stood at the source of a truly scientific study of the history of the Tajik people. His invaluable contribution in this regard is especially appreciated by all scientists involved in one way or another in the ancient and medieval history of the Tajiks, who played a decisive role in the Central Asian civilization. The article uses specific examples to indicate the degree of involvement of V. V. Barthold in the study of key problems of the history of the Tajik people, which served as fundamental discoveries that have preserved scientific significance in modern Russian historiography.

Key words: Academisian V. V. Barthold, the Barthold's study, historiography, Tajik people, oriental studies, Central Asia, Middle Asia, C.F. Oldenburg, A. Yu. Yakubovsky, I.I. Umnyakov, I.Yu. Krachkovsky, B.A. Litvinsky, N.M. Akramov

Сведения об авторе:

Пирумшоев Хайдаршо - член-корреспондент НАНТ, доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник Отдела древней, средневековой и новой истории Института истории, археологии и этнографии им. А.Дониша НАНТ, профессор кафедры истории Отечества Таджикского государственного педагогического университет им. С. Айни Тел: (+992) 919148736; E-mail: pirumshoev. 44@mail.ru

About the author:

Pirumshoev Haidarsho - corresponding member of the TNAS, doctor of historical sciences, professor, chief researcher of the A.Donish Institute of History, Archaeology and Ethnography, Tajikistan National Academy of Sciences. Tel.: (+992) 919148736;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.