Научная статья на тему 'АНТОНИНА КОНСТАНТИНОВНА ПИСАРЧИК - ОДИН ИЗ ОСНОВАТЕЛЕЙ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ НАУКИ В ТАДЖИКИСТАНЕ'

АНТОНИНА КОНСТАНТИНОВНА ПИСАРЧИК - ОДИН ИЗ ОСНОВАТЕЛЕЙ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ НАУКИ В ТАДЖИКИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
201
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОГРАФ / ВКЛАД / ЭТНОЛОГИЯ / ЭКСПЕДИЦИЯ / РАЗВИТИЕ / КОЛЛЕКЦИЯ / НАРОДНОЕ ИСКУССТВО / АРХИВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Додхудоева Лариса

В статье анализируется научное наследие известного советского этнографа А.К. Писарчик и ее вклад в становление и развитие этнологической школы Таджикистана. Обширная научная эрудиция, тщательное знакомство с источниками исторического и этнологического характера, активное внедрение методов прикладной этнографии при изучении полевых материалов, а также воспитание целого поколения новых специалистов позволило А.К. Писарчик не только сформировать школу этнографии Таджикистана, но и вывести ее на лидирующие позиции в ХХ в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTONINA KONSTANTINOVNA PISARCHIK - ONE OF THE FOUNDERS OF ETHNOGRAPHICAL SCIENCE IN TAJIKISTAN

He article is dedicated to scientific heritage of well-known Soviet ethnographer A.K. Pisarchik and her contribution to development of ethnological school of Tajikistan. Great scientific erudition, acquaintance with scientific sources of historical and ethnological character, active application of applied ethnography methods in the study of field materials, as well as the education of a whole generation of new specialists, allowed A.K. Pisarchik not only form the school of ethnography of Tajikistan, but also bring it to the leading position in the 20th century. The author describes several new trends in the field of study of the "sedentary-nomad continuum", briefly reviewing the history of these societies, observing the differences between them and presenting some new approaches in the contemporary research works.

Текст научной работы на тему «АНТОНИНА КОНСТАНТИНОВНА ПИСАРЧИК - ОДИН ИЗ ОСНОВАТЕЛЕЙ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ НАУКИ В ТАДЖИКИСТАНЕ»

07.00.07 - Этнология и антропология

(Мардумшиносй ва симошиносй)

АНТОНИНА КОНСТАНТИНОВНА ПИСАРЧИК - ОДИН ИЗ ОСНОВАТЕЛЕЙ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ НАУКИ В

ТАДЖИКИСТАНЕ

Лариса ДОДХУДОЕВА,

доктор исторических наук, заведующая отделом этнографии Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша

Академии наук Республики Таджикистан пр. Рудаки 33,734025 Душанбе, Республики Таджикистан эл. почта lorasdodo@ rambler.ru, тел.(+992) 221 37 42

В этом году исполнилось 110-лет со дня рождения известного советского этнографа Антонини Константиновны ПИСАРЧИК (23 мая 1907, г. Коканд-6 января 1995г, Милянувек, Польша), которая, несомненно, принадлежит к плеяде тех выдающихся исследователей, которые сыграли основополагающую роль в сложении и развитии этнографической школы Таджикистана XX в. Вместе со своими наставниками, учителями и коллегами, выдающимися деятелями науки, такими как М.С. Андреев, H.A. Кисляков, Е.М. Пещерева и O.A. Сухарева она внесла неоценимый вклад в основание и становление таджикской советской науки XX в. Однако ее роль была несколько

иная, нежели упомянутых ключевых фигур, поскольку она, стала заведующим сначала сектором, а потом отделом этнографии Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Академии наук Таджикистана практически с самого начала зарождения школы этнологии. За семнадцать лет своего руководства (1948-1965гг.) ей удалось сформировать новую этнографическую науку, определить основные направления ее развития. Ныне ее творческое наследие принадлежит уже всему мировому научному сообществу, представители которого при изучении цивилизации Центральной Азии безоговорочно полагаются на ее труды. Порой они остаются единственными этнографическими исследованиями по быту и культуре отдельных регионов Центральной Азии, в силу чего не утрачивают своей научной значимости и по сей день.

Можно бесконечно перечислять ее многогранные исследования по истории этнокультур Таджикистана и Узбекистана, а также их различных субкультур, многочисленные поездки и этнографические экспедиции, предпринятые ею в центральноазиатском регионе. Согласно информации World Cat Identities как автор текста и автор предисловий, редактор и участник

сборника она выступает в 54 научных исследованиях, в 87 публикациях на 3-х языках, которые находятся в 271 библиотечном хранилище.1 Это число значительно превышает список ее 41 публикаций, которые А.К. Писарчик

Сайт World Cat Identities: 54 исследования в 87 публикациях на 3-х языках, в 271 библиотечном хранилище( автор текста, предисловия, составитель, редактор).

указала сама в книге «Этнографическая наука в Таджикистане». Имеющиеся публикации о ее творческом наследии в научной литературе и Интернете освобождают нас от детального их перечисления и позволяют каждому, интересующемуся ее жизнью и деятельностью, обратиться к данным ресурсам

"5

за подробными сведениями.

Как же удалось девочке, родившейся в Коканде 23 мая 1907 г. в семье землемера из Белоруссии Константина Адамовича Писарчика и польской учительницы: французского языка Марии Викентьевны Писарчик (урожденной Ясевич), стать известным исследователем различных этнокультур Центральной Азии? Несомненно, ее жизненный путь определила учеба на факультете востоковедения в САГУ (Среднеазиатском государственном университете) в Ташкенте, а также занятия, личное знакомство и сотрудничество со студенческой скамьи со многими ведущими советскими учеными-А.А. Семеновым, М.С. Андреевым, Л.В. Ошаниным, А.Э. Шмидтом и другими. Для нее важным источником знаний стали не только их лекции, но и совместные с ними поездки и дискуссии. Она и свою личную жизнь связала с одним из знаменитых экспертов Востока М.С. Андреевым, когда в 1940 г. вышла за него замуж.

Профессор В.В. Дубовицкий, изучая архив А.Е. Маджи в Душанбе, нашел его письмо, адресованное отцу-художнику от 19 мая 1937г., в котором он

рассказывает, что его невесту зовут Антонина Константиновна Писарчик.4 Автор указывает, что она младше его и является студенткой антрополого-этнографического отделения в САГУ, а он - этнолингвистического отделения Востарана.

Далее он пишет: «Она (А.К.Писарчик) однако имеется на фотографии научного кружка, и ты верно ее срисовал мне, только она вышла у тебя очень добренькой. Мне она тем и нравится, что она ездила одна верхом на коне ночами по Кулябскому вилояту, пыталась переплыть Аму-дарью, сидела в ГПУ

и целых три года отсиживала в исправдоме.....хотя я и знаю П. более десяти

лет, но она мне все еще весьма мало знакома.»

А. Маджи послал отцу несколько записок от А.К. Писарчик: одну из исправдома, «для полноты и другое письмо, по-видимому, не 1932г., но 1935г. Опиши-ка мне на основании твоей науки характер будущей родственницы».

В этом письме А. Маджи, А.К. Писарчик предстает смелой, решительной и активной девушкой, которая живо интересуется происходящим и не боится попасть под следствие в силу своих убеждений.

Всю свою жизнь А.К. Писарчик оставалась верным помощником для А.А. Семенова. В период организации Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша в 1951г., первым директором которого он был назначен, А.А. Семенов неоднократно поручал ей выполнение ответственных заданий и часто оставлял ее за директора института.5

В 1947 г. в Институте истории, языка и литературы Таджикского филиала АН СССР был создан кабинет этнографии и археологии под руководством М.С. Андреева. Уже в 1948г. после его смерти сектор возглавила А.К. Писарчик, которая оставалась сначала его заведующим, а позже после организации Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша в 1951г . - и главой отдела этнографии вплоть до 1965г.

За семнадцать лет своего руководства она, по сути, сформировала школу таджикской этнографии, которая, по рассказам ее современников и коллег, по своему потенциалу и значению стала третьей в СССР после московского и ленинградского центров.

Что же касается значимости ее активной, насыщенной научной деятельности, то, следует сказать следующее. Если о выдающемся исследователе О.А. Сухаревой говорят, что она знала о Самарканде всё, то мы могли бы сказать то же самое и о А.К. Писарчик. И даже больше - можно определенно утверждать, что она знала не только весь Самарканд, на основе народной архитектуры которого, блестяще защитила кандидатскую диссертацию, но и отлично разбиралась в бухарских памятниках. Ведь она провела в этом древнем городе несколько экспедиций, а потом руководила процессом фотографирования его памятников и созданием всего изобразительного ряда иллюстраций и подготовкой к печати исследования своего мужа М.С. Андреева и О.Д. Чехович «Арк (кремль) Бухары в Х1Х-начале ХХ в.»6, который издала в 1972 г. Более того ей принадлежит честь

открытия в Кермине в 1940г. мавзолея Мир Сайид Бахрома, который она первая детально описала, сделала эскизные обмеры и фотографии.

Она долгое время до 70-х гг. ХХ в. оставалась единственной, кто изучал

п

костюм Нураты и подготовила по этой проблеме фундаментальное издание. Столь же велик вклад А.К. Писарчик в памироведение, который основан не только на ее личных исследованиях в Горном Бадахшане, но и на опыте, приобретенным ею в процессе подготовки грандиозного посмертного труда М.С. Андреева «Таджики долины Хуф» и других его публикаций по этнологии

о

Памира. А.К.Писарчик в 1949 г., проводя этнографические исследования в долине р. Хуф, обнаружила наскальные рисунки, выбитые жителем селения Банай Назар-беком в 1929 г.

Что же касается этнокультуры Южного Таджикистана, то здесь она стала, без всяких сомнений, пионером в области изучения большей части территории современной Хатлонской области. Сама А.К. Писарчик, ставшая руководителем Кулябской этнографической экспедиции в 1948г., писала, что «...ввиду того, что этот регион являлся в то время наименее изученным в Таджикистане, решено было начать свои работы по систематическому этнографическому изучению республики именно здесь.»9 А в 1970 г. вышла в свет коллективная монография «Таджики Каратегина и Дарваза», остающаяся научным бестселлером до сего дня.10

И кому, как не ей, исколесившей все уголки северных регионов Таджикистана и Узбекистана, изучившей абсолютно всю дореволюционную и современную литературу, посвященную им, и, наконец, подготовившей к печати фундаментальный труд М.С. Андреева «Материалы по этнографии Ягноба (записи 1927-1928гг.)»,11 суждено было стать знатоком этих регионов. Таким образом, справедливости ради, следует сказать, что А.К. Писарчик не только детально знала отдельные регионы Таджикистана и Узбекистана, но, в целом, всю этнокультуру Центральной Азии.

У нее была особая манера обучения молодых этнографов не только во время экспедиций, но и академическому умению писать научные работы. Вот что рассказала этнограф З. Юсуфбекова. А.К. Писарчик приглашала молодых сотрудников к себе домой, где она читала гранки новой научной работы, а гость параллельно отслеживал в своей копии ошибки. При чтении корректуры молодые учились править текст, находить цитаты в книгах из ее огромной библиотеки и вообще обретали навыки написания научного исследования. А.К. Писарчик никогда не забывала накормить своего молодого коллегу обедом и провести с ним беседу во время вечернего чаепития.

Другой таджикский этнограф М. Шовалиева рассказывает, что исследовательница любила говорить, что этнографом может стать ученый только после достижения им пятидесяти лет. Она искренне считала, что эта профессия требует не только глубоких теоретических знаний, но и большого практического опыта, который можно обрести в экспедициях.

Когда А.К. Писарчик достигла преклонного возраста, ей с трудом удавалось переносить тяжелый груз, а потому многие ее молодые коллеги с

радостью предлагали свою помощь. В благодарность за услугу она сажала своего помощника дома за стол и обязательно угощала его, несмотря на его отказ и уверения в том, что он помог ей совершенно бескорыстно.

А.К. Писарчик, любила повторять, что тот архив, который был собран в этнографическом архиве Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша в советский период, является настоящим богатством для тех исследователей, которые решаться вести изучения тех или иных научных проблем. В его документах отражена история таджиков и других народов, которые проживают в стране.

Большую ценность представляют собой и многочисленные архивные материалы А.К. Писарчик, которые в настоящее время хранятся в Таджикистане и Польше, где она являлась почетным членом польского этнографического общества. Важную научную значимость имеют сведения, приведенные в дневниках, экспедиционных отчетах исследовательницы, к сожалению, в полном объеме не нашедшие отражения в ее публикациях.

В Душанбе обработкой и сохранением архива О.К. Писарчик занимается отдел этнографии Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша АН РТ. Его сотрудники всегда стремились сделать достоянием широкого круга исследователей научное наследие А.К. Писарчик, популяризировать его. Так, близкий ее друг и коллега этнограф Н. Бабаева подготовила к печати и издала два труда своего наставника «Этнографическая наука в Таджикистане

19

(1920-1990 гг.) и «Одежда таджиков Нурата». В 2007 г. в связи со 100-летним юбилеем выдающейся ученой в Институте истории, археологии и этнографии им. А. Дониша была проведена научно-теоретическая конференция «Вклад А.К. Писарчик в развитие этнографической науки в Таджикистане».

Хотя до сих пор не проводилось системной работы с документами личного фонда А.К. Писарчик, мы с удовлетворением можем отметить, что сотрудниками отдела были подготовлены к печати все материалы Кулябской этнографической экспедиции 1948-49гг. с приложениями и алфавитными указателями, которые в скором времени выйдут в свет.1 Ранее в 2013г. увидела свет монография «Научное наследие А.А. Семенова и М.С. Андреева» (архивные документы), которая базируется на материалах личного фонда М.С. Андреева.14 В ней была представлена титаническая работа А.К. Писарчик по краткому описанию и систематизации архива М.С. Андреева, которую впервые она провела согласно последней воле мужа и решению Президиума Таджикского филиала АН СССР.15 В будущем предстоит еще большая работа по классификации и научному описанию личного фонда А.К. Писарчик.

Что же касается документов А.К. Писарчик, находящихся в Яггеловском университете в Кракове, то у него достаточно счастливая судьба. Известно, что А.К. Писарчик при переезде в Польшу в 1991г., увезла с собой часть документов и небольшую собственную коллекцию предметов ремесленного производства таджиков. Моя польская коллега кандидат социальных наук Анна Цеслевская любезно предоставила мне информацию о последних днях

жизни А.К. Писарчик и ее личном фонде в Яггеловском университете г. Кракова.

Известно, что исследовательница в весьма преклонном возрасте приехала в Польшу.84-летняя А.К.Писарчик сначала поселилась в Седлцах, а затем со своей семьей переехала в Миланувек близ Варшавы. К тому времени она была уже тяжело больна и нуждалась в медицинском уходе. В 1992 г. у нее произошел инсульт. И чтобы помочь ей в подготовке материалов, ее ученица кандидат исторических наук Навраста Бабаева приехала к А.К. Писарчик в Польшу, где под ее руководством редактировала ее рукописи «Этнографическая наука в Таджикистане (1920-1990гг.)» и «Одежда таджиков Нурата». Известная ученая скончалась в 1995г.

Как отмечается в бюллетене Яггеловского университета, в декабре 2008 г. кафедра иранских исследований Института востоковедения университета получила награду от семьи Прушинских из Милановки за систематизацию и обработку архива выдающегося советского ученого Таджикистана и Узбекистана Антонины Писарчик (1907-1995). Архивные коллекции ныне доступны в кабинете № 323, в котором работает Сусанна Блажет.16

Архив состоит из двухсот книг, альбомов и папок и около восьмидесяти файлов формата А4. Это и спешно сделанные заметки, машинописные тексты статей и книг, рисунки, а также фотографии, иллюстрирующие почти все экспедиции исследователя. В деле сохранения архива большую роль сыграла сама Антонина Писарчик, Навраста Бабаева, а также польская

17

исследовательница Ханна Коссак-Новоцень.

Дочь А.К. Писарчик Катаржина Андреева-Прушинска создала

18

иллюстрированный каталог артефактов из личной коллекции матери. Об этой коллекции, которая украшала квартиру Антонины Константиновны в Душанбе, вспоминал корреспондент В. Супруненко, который готовил публикацию для журнала « Вокруг света» в 1987г. Он писал так: Антонине Константиновне уже за восемьдесят, но она по-прежнему энергична, легка на подъем, любознательна. В квартире у нее целый музей (вся долгая счастливо и интересно прожитая жизнь!) -полки, шкафы были уставлены пиалами, чашами, блюдами, расписанными орнаментами, кувшинами различных размеров, фигурками из глины, табакерками из тыквы».19 В нем представлены образцы из коллекции Антонины Константиновны, свидетельствующие о том, что она была и прекрасным знатоком таджикского народного искусства. В настоящее время коллекция является собственностью ее зятя профессора Еже Прушинского.

А.К. Писарчик скончалась в 1995г. и захоронена вместе со своей дочерью в одной могиле. На камне выбита роза и следует эпитафия: «Катаржина Андреева-Прушинска, 1941-2008. Биолог, добрый, дружелюбный, храбрый человек» и ниже надпись «Антонина Писарчик 1907-1995. Этнограф народов Центральной Азии».

При жизни деятельность А.К. Писарчик высоко была оценена и государством (она была удостоена звания «Заслуженный деятель науки

Таджикистана»1957г.) и ее коллегами в СССР и за рубежом. Возможно, наиболее ярко можно охарактеризовать ее личность как ученого известными словами М.Е. Массона, который, будучи оппонентом на ее защите, сказал так: «А.К. Писарчик давно является общепризнанным, вполне сформировавшимся специалистом-исследователем и ученым-этнографом, у которого

инициативность и талантливость сочетаются с исключительной

21

добросовестностью и работоспособностью преданного делу собирателя...».

Таким образом, обширная научная эрудиция, тщательное знакомство с источниками исторического и этнологического характера, активное внедрение методов прикладной этнографии при изучении полевых материалов, а также воспитание целого поколения новых специалистов позволило А.К. Писарчик не только сформировать школу этнографии Таджикистана, но и вывести ее на лидирующие позиции в ХХ в.

ПРИМЕЧАНИЯ

1Р1загсЬ1к, А. К. (Ап1юшпа Ко^апйпоупа):Ьйр://шогЫса1:.ог§/1ёеп1:Ше8/1ссп-п82123650.

Писарчик А.К. Этнографическая наука в Таджикистане (1920-1990гг.)./Подготовка к печати Н. Бабаевой. - Душанбе, 2002.- С. 71-74, 94. 3Писарчик А.К. Этнографическая наука в Таджикистане (1920-1990гг.)./Подготовка к печати Н. Бабаевой. - Душанбе, 2002.-СС. 71-74, 94; Лунин Б.В. Библиографические очерки о деятелах общественных наук Узбекистана.-т.2.-Ташкент, 1977;Милибанд С.Д. Библиографический словарь советских востоковедеов - Москва, 1975; Терехов В.П. Народы Западного Памира в научном творчестве А.К. Писарчик (к 100-летию со дня рождения) // Лавровский сборник: Материалы Среднеазиатско-Кавказских исследований. Этнология, история, археология, культурология, 2006-2007./0тв. ред. И.В. Стасевич, Ю.Ю. Карпов; РАН. МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамера). — СПб.: МАЭ РАН, 2007; Синицына Л. Звезды светят всем. - Душанбе, 1966.; Додхудоева Л.Н. Отдел этнографии: становление и развитие// Институт истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Академии наук Республики Таджикистан. - Душанбе, 2014. и др.

4Личный архив А.Е. Маджи. Документ «Переписка с моим сыном Андреем».т.1..Письмо19 мая 1937г.

5Литвинский Б.А., Акрамов Н.М. Александр Александрович Семенов. - Москва, 1982.- С. 121.

6Андреев М.С., Чехович О.Д. Арк (кремль) Бухары в Х1Х-начале ХХв./ Отв. редак. А.К. Писарчик, О.Д. Чехович.- Душанбе, 1972г.

п

Писарчик А.К. Одежда таджиков Нурата / Редактор Н. Бабаева. - Душанбе, 2003. Андреев М.С..Таджики долины Хуф(верховья Аму-дарьи). Подготовка к печати, примечания, дополнения А.К. Писарчик. / Под ред. А.К. Писарчик. Отв. ред. А.А. Семенов. -Вып.1,2. - Сталинабад, 1953, 1958.

9Писарчик А.К. Этнографическая работа в Таджикистане. - ИООН АН ТаджССР. -Сталинабад.- вып. 6.-1954; Писарчик А.К. Кулябская этнографическая экспедиция 1948г.//АН СССР Таджикский филиал. Институт истории, языка и литературы. Известия №15.История и этнография. - Сталинабад, 1949- №15.-С.86.

10Писарчик А.К. Жилище; Писарчик А.К., Хамиджанова М.А. Узорные изделия из кусочков материи курама или курок / /Таджики Каратегина и Дарваза. - Душанбе,1970. Вып.2.- С. 19115,203-224.

11 Андреев. М.С. Материалы по этнографии Ягноба (записи 1927-1928гг.) Подготовка к

печати А.К. Писарчик / Под ред. А.К. Писарчик. - Душанбе, 1970.

12

Писарчик А.К. Одежда таджиков Нурата / Редактор Н. Бабаева.- Душанбе, 2003.

13

Хатлонская область Таджикистана в этнографических материалах ХХ в. Книга первая и вторая. Под общей редакцией академика Р. Масова. Редактор Л. Додхудоева. Авторы составители : Л. Додхудоева, З. Юсуфбекова, М. Шовалиева, Д. Ниязов, Н. Джураева и др. -Душанбе, 2017г. ( в печати).

14 Додхудоева Л.Научное наследие А.А. Семенова и М.С. Андреева (архивные документы) / Под общей редакцией академика Р.М. Масова. - Душанбе, 2013.

15 Писарчик А.К. М.С. Андреев (1873-1948гг.) //Труды Академии наук Таджикской ССР-т. СХХ. -1960. -С.23-29; Писарчик А.К. Этнографическая наука в Таджикистане (19201990гг.) / Подготовка к печати Н. Бабаевой. - Душанбе, 2002.

16 Archiwum Centralnoazjatyckie im. Antoniny Pisarczy// UJ Zakiad IranistykiUniwersytetu Jagiellonskiego2010-2017: http://www.iranistyka.io.filg.uj.edu.pl/zaklad/archiwum-antoniny-pisarczyk

1 n

Spis zawartosci archiwum Antoniny Pisarczyk stan z lipca 2002; Milanowek -Sporz^dziia

Hanna Nowocien.

18

Central Asian Ethnpgraphic Heritage of Antonina Konstantinovna Pisarczhyk. Docunmentary photographs by her daughter Katarzyna Andrejewa-Proszynska/Microphotographic catalogue of the collection.

19 Супруненко, В. Как слеза на реснице.. .//Вокруг света.-Декабрь.- 1987. :http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/3743.

20Литвинский Б.А. Страницы из истории этнографического изучения Средней Азии //Этнография Таджикистана. - Душанбе, 1985. .- С. 65.

В статье анализируется научное наследие известного советского этнографа А.К. Писарчик и ее вклад в становление и развитие этнологической школы Таджикистана. Обширная научная эрудиция, тщательное знакомство с источниками исторического и этнологического характера, активное внедрение методов прикладной этнографии при изучении полевых материалов, а также воспитание целого поколения новых специалистов позволило А.К. Писарчик не только сформировать школу этнографии Таджикистана, но и вывести ее на лидирующие позиции в ХХ в.

Ключевые слова: этнограф, вклад, этнология, экспедиция, развитие, коллекция, народное искусство, архив.

АНТОНИНА КОНСТАНТИНОВНА ПИСАРЧИК - ЯКЕ АЗ ПОЯГУЗОРОНИ ИЛМИ МАРДУМШИНОСИ ДАР ТОЧИКИСТОН

Лариса ДОДХУДОЕВА,

доктори илмх,ои таърих, мудири шуъбаи мардумшиносии Институти таърих, бостоншиносй ва мардумшиносии ба номи А.Дониши Академияи

илмх,ои Ч,умх,урии Точикистон

Дар маколаи мазкур перомуни мероси илмии мардумшиноси маъруфи шуравй Антонина Константиновна Писарчик ва сах,ми боризи у дар таъсис ва рушди мактаби мардумшиносии точик муфассал сухан меравад.

Мехнатдустй ва зех,ни илмии олим имкон додаст, ки пахлухои гуногуни масоили этнологии халки точикро дар асарх,ояш инъикос намояд. Мактаби хоси мавсуф ва шогирдони у дар мавод инъикоси худро ёфтааст.

Калидвожахо: мардумшинос, са^м, этнология, эъзомия, рушд, коллексия, санъати мардуми, бойгони.

ANTONINA KONSTANTINOVNA PISARCHIK - ONE OF THE FOUNDERS OF ETHNOGRAPHICAL SCIENCE IN TAJIKISTAN

Larisa DODKHUDOEVA,

dr. of history ,head of ethnographic department A.Donish Institute of history, archaeology, ethnography, Academy of sciences of the Republic of Tajikistan 33 Rudaki av.,734025 , Dushanbe, Republic of Tajikistan E-mail- lorasdodo@ rambler.ru,

phone(+992) 221 37 42

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article is dedicated to scientific heritage of well-known Soviet ethnographer A.K. Pisarchik and her contribution to development of ethnological school of Tajikistan. Great scientific erudition, acquaintance with scientific sources of historical and ethnological character, active application of applied ethnography methods in the study of field materials, as well as the education of a whole generation of new specialists, allowed A.K. Pisarchik not only form the school of ethnography of Tajikistan, but also bring it to the leading position in the 20th century. The author describes several new trends in the field of study of the "sedentary-nomad continuum", briefly reviewing the history of these societies, observing the differences between them and presenting some new approaches in the contemporary research works.

Key words: settled people, nomad, society, history, researcher, conflict, development, war, interrelation, involvement.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.