Научная статья на тему 'РОЛЬ ЛОГОПЕДА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОВЗ В СИСТЕМЕ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ'

РОЛЬ ЛОГОПЕДА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОВЗ В СИСТЕМЕ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
207
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ранний возраст / дети раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) / речевое развитие / логопед / комплексное сопровождение / служба ранней помощи / early childhood / young children with disabilities / speech development / speech therapist / comprehensive support / early intervention services

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Н.А. Абрамова, С.М. Софронова

В статье подчеркнута важность раннего возраста в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Отмечается, что в этом возрасте наблюдается высокий темп созревания всех психофизических функций, при этом большое значение отводится коррекционно-педагогической работе с детьми раннего возраста с ОВЗ. Подобрана методика для выявления уровня речевого развития детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. В ходе исследования организована системная работа логопеда со специалистами службы ранней помощи в области речевого развития такой категории детей, описаны основные направления работы специалистов службы ранней помощи в области речевого развития. Анализ результатов исследования выявил отставание в сроках становления речи, низкую речевую активность, нарушения звукопроизношения, низкий уровень понимания речи, ограниченный объём словарного запаса, недостаток или полное отсутствие вербальных средств общения у детей раннего возраста с ОВЗ, а также отсутствие интереса к окружающему и эмоциональному общению с взрослыми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Н.А. Абрамова, С.М. Софронова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE SPEECH THERAPIST IN THE DEVELOPMENT OF YOUNG CHILDREN WITH OVS IN THE SYSTEM OF COMPREHENSIVE SUPPORT

The article emphasizes the importance of the early age in the development of children with disabilities. It is noted that at this age there is a high rate of maturation of all psycho-physical functions, and great importance is given to corrective and pedagogical work with young children with disabilities. Methods for identifying the level of speech development of young children with disabilities have been selected. In the course of the research the systematic work of the speech therapist with the specialists of the early intervention service in the field of speech development of young children with disabilities is organized, the main directions of the specialists of the early intervention service in the field of speech development are described. The analysis of the results of the study reveals the lag in terms of speech formation, the low speech activity, disorders of sound production, the low level of speech understanding, the limited volume of vocabulary, the lack or complete absence of verbal means of communication in young children with disabilities, and also the lack of interest in the surrounding and emotional communication with adults.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЛОГОПЕДА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОВЗ В СИСТЕМЕ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ»

Мотивационная готовность

Произвольная сфера

Интеллектуальная готовность

Речевая готовность

12,5

|б,25

18,75

12,5

0 20 40 60 80 100

I высокий уровень ■ средний уровень ■ низкий уровень

120

Рис. 1 .Андлизпсихслого-ледагогическойготовности старшихдошкольниковк обучению в школе

Библиографический список

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Санкт-Петербург: Питер, 2018; Ч. 3, Глава 1: 207-247.

2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. Санкт-Петербург: Союз, 2006; Глава 3: 197- 212.

3. ЗапорожецА.В. Избранные психологические труды. Москва: Педагогика, 1986; Глава 3: 223-276.

4. Эльконин Д.Б. Психология игры. Москва: Владос, 1999; Глава 6: 317-337.

5. Кравцов Г.Г, Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников. Москва: Мозаика-Синтез, 2013; Ч. 1, Глава 1: 7-35.

6. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. Санкт-Петербург: Питер, 2007; Глава 1: 2-20.

7. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. Санкт-Петербург: Питер, 2001; Ч. 3, Глава 10: 324-348.

8. ОмелыенкуЕ.М.Сывременные подходыкизучению проблемы готовности к школьному обучению детейстаршего дошкольсого возраста. НаучстоРспечеиие системы повышения квалификации кадров. 2009; № 2 (2): 68-76.

9. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. Москва: МГППУ 2002: 7-36.

References

1. Bozhovich L.I. Lichnost' iee formirovanie v detskom vozraste. Sankt-Peterburg: Piter, 2018; Ch. 3, Glava 1: 207-247.

2. Vygotskij L.S. Voprosy detskoj psihologii. Sankt-Peterburg: Soyuz, 2006; Glava 3: 197- 212.

M laporozh oce.E./zbrannye psihologicheskie trudy. Moskva: Pedagogika, 1986; Glava 3: 223-276.

4. 'El'konin D.B. Psihologiya igry. Moskva: Vlados, 1999; Glava 6: 317-337.

5. Kravcrw G.G., УгзууоеэЕ.Е. Ps/fto/og/ya iреОадодШь obucheniya УорДоОеОоОТое. Мызбуч: Молаike-Siotez, 2013; Ch.1,Glova3: 7-За.

6. Gutkina N.I. Psihologicheskaya gotovnost'kshkole. Sankt-Peterburg: Piter, 2007; Glava 1: 2-20.

7. Anastazi A., Urbina S. Psihologicheskoe testirovanie. Sankt-Peterburg: Piter, 2001; Ch. 3, Glava 10: 324-348.

8. Grce.'cVenkoE.M.Sovremmnye podhody k izucheniyu problemy gotovnosti k shkol'nomu obucheniyu detej starshego doshkol'nogo vozrasta. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. 2009; № 2 (2): 68-76.

9. Gutkma N.I. DiaoyoaaoOaskayapooHrammapoeprOelooiyuosiholuHMkyycoOomontiOete33j-71etksekol'npmuгЬисЗепзри. Movkea: MGVVU, H002: 7-36.

Статья поступила в редакцию 22.05.23

УДКЗСРП 3h

Abramova W.O., Сазе/, ofНЫ/елms уРоОашодш), оеы/'егУесШууг, Noeh-TKsteon Fêterai Univerei'ty е.а. MGAomoxv (Yc/Ric/g Rusnia), E-mail: Natalya.abramoff@mail.ru

Sofronova S.M., MA student, North-Eastern Federal University n.a. M. K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: sargy4ok99@yandex.ru

THE ROLE OF THE SPEECH THERAPIST IN THE DEVELOPMENT OF YOUNG CHILDREN WITH OVS IN THE SYSTEM OF COMPREHENSIVE SUPPORT.

The art:. empa.sizms the imsoHanceRfthoaat.y age .n theOovelopeeo^H сУИГзен wi-hemahilMos. IK ¡л ьоМб that aG taio ago )here ¡с RCigh ratn o) moturation of all psychophysical functions, and great importance is given to corrective and pedagogical work with young children with disabilities. Methods for identifying the level ofspeech developmeutofpoung nhlldrekwMidlsHbilities have been selected. In the course of the research the systematic work of the speech therapist with the specialists of the early intervention service in the field of speech development of young children with disabilities is organized, the main directions of the specialists of the early intervention service in the field of speech development are described. The analysis of the results of the study reveals the lag in terms of speech formation, the low speech activity, disorders of sound production, the low level of speech understanding, the limited volume of vocabulary, the lack or complete absence of verbal means of communication in young children with disabilities, and also the lack of interest in the surrounding and emotional communication with adults.

Key words: early childhood, young children with disabilities, speech development, speech therapist, comprehensive support, early intervention services

Н.А. Абрамова, канд. пед. наук, доц., ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», г. Якутск, E-mail: natalya.abramoff@mail.ru

С.М. Софронова, магистрант, ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова», г. Якутск, E-mail: sargy4ok99@yandex.ru

РОЛЬ ЛОГОПЕДА В РАЗВИТИИ

ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОВЗ

В СИСТЕМЕ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

В статье подчеркнута важность раннего возраста в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Отмечается, что в этом возрасте наблюдается высокий темп созревания всех психофизических функций, при этом большое значение отводится коррекционно-педагогической работе с детьми раннего возраста с ОВЗ. Подобрана методика для выявления уровня речевого развития детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. В ходе исследования организована системная работа логопеда со специалистами службы ранней помощи в области речевого развития такой категории детей, описаны основные направления работы специалистов службы ранней помощи в области речевого развития. Анализ результатов исследования выявил отставание в сроках становления речи, низкую речевую активность, нарушения звукопроизношения, низкий уровень понимания речи, ограниченный объём словарного запаса, недостаток или полное отсутствие вербальных средств общения у детей раннего возраста с ОВЗ, а также отсутствие интереса к окружающему и эмоциональному общению с взрослыми.

Ключевые слова: ранний возраст, дети раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), речевое развитие, логопед, комплексное сопровождение, служба ранней помощи

В последние годы отмечается значительное увеличение количества детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Своевременное выявление различных отклонений в психофизическом развитии детей раннего возраста обеспечивает создание условий для социализации, равных возможностей для лиц с ОВЗ.

Любое вовремя выявленное отклонение в психофизическом развитии детей раннего возраста требует создания условий для их разрешения, дальнейшей социализации детей и обеспечения равных возможностей для их развития.

Целью исследования явилось описание коррекционно-логопедической работы в системе комплексного сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ в службе ранней помощи. Задачи исследования: выявление уровня речевого развития детей раннего возраста с ОВЗ; обоснование и экспериментальное подтверждение эффективности разработанной коррекционно-логопедической работы в системе комплексного сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ. Методы исследования включают анализ источников, сравнение, педагогический эксперимент, обобщение. Научная новизна исследования состоит в том, что описана система коррекционно-педагогической работы логопеда в системе комплексного сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ в службе ранней помощи и доказана ее эффективность. Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в обосновании комплексного сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ и роли логопеда в системе комплексного сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ.

Печора К.Л., Пантюхина ПВ., Голубева Л.П отмечают, что «ранний возраст является сензитивным, пластичным для качественных преобразований. Наблюдается высокий темп созревания психофизических функций. Это период активного исследования различных свойств предметов: формы, величины, множественных причинно-следственных связей, характера движений и соотношений, период для усвоения речи, развития слухового восприятия, ориентировки в окружающем мире, становления связной речи, накопления лексики. Ребенок рождается с предпосылками базовых возможностей развития, но с некими границами и исключительной зависимостью от взрослого» [1]. Они также считают, что благополучное развитие ребенка зависит от созданной благоприятной среды. Авторы утверждают, что для благополучного речевого развития ребенка необходимо создать условия, в которых будет организовано общение детей раннего возраста с ОВЗ и их родителей, а также взаимодействие родителей со специалистами службы ранней помощи.

В информационно-методических материалах по ранней помощи семьям детей с ОВЗ служба ранней помощи определена как «организованная психолого-педагогическая и социальная служба поддержки семьи, оказывающая комплексную помощь детям младенческого и раннего возраста с выявленными нарушениями развития и их семьям, имеющим ребенка от двух месяцев до четырех лет с выявленными нарушениями развития или риском нарушения, не посещающих государственные учреждения» [2].

Разенкова Ю.А. отмечает, что «службы ранней помощи являются центрами комплексного сопровождения индивидуального развития детей. Здесь работают специалисты разного профиля - учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, педагоги, которые объединяются для направления своих усилий с целью оказания помощи каждому ребенку с трудностями взросления, коммуникации, адаптации в современных условиях обучения и воспитания. А также для полноценного речевого развития детей раннего возраста с ОВЗ требуется выявить педагогические условия комплексного психолого-педагогического сопровождения детей, включающие в себя познавательное развитие ребенка, сенсорное, формирование импрессивного и экспрессивного словаря, артикуляционной моторики, наглядно-действенного мышления» [3].

Разенкова Ю.А описывает работу специалистов службы ранней помощи (СРП) следующим образом: «педагог-психолог оценивает особенности социально-эмоционального, когнитивного развития и взаимодействие между ребенком и родителями. Учитель-дефектолог учитель-логопед, сурдопедагог тифлопедагог оценивают особенности развития, функциональные возможности ребенка, рабо-

тают с семьей, участвуют в первичном приеме или работе медико-психолого-педагогического консилиума, составляют индивидуальную программу развития ребенка, проводят индивидуальные и групповые занятия для детей. Музыкальный руководитель проводит коррекционные индивидуальные и групповые занятия с детьми, подготавливает и проводит праздники, взаимодействует с родителями по вопросам использования музыкальных средств в воспитании ребенка. Педагог дополнительного образования организует и руководит досуговой деятельностью детей и родителей, ведет кружки или занятия по творческим видам деятельности. Врач-невропатолог проводит обследование состояния нервно-психического статуса детей, при необходимости назначает лечение, отслеживает изменения в состоянии здоровья детей в процессе коррекционно-педагогического воздействия. Врачи узкого профиля проводят медицинское обследование, лечение и контроль за состоянием здоровья ребенка в рамках своих компетенций» [3].

Психолого-педагогическое сопровождение в СРП предполагает комплексный подход в работе специалистов. Подласый И.П. отмечает, что «комплексность означает единство целей, задач, содержания, методов и форм воспитательного воздействия и взаимодействия. Комплексность предполагает создание на межведомственном уровне единой программы сопровождения как целостного медико-психолого-педагогического явления как для муниципальных образований, так и для отдельных образовательных учреждений» [4].

Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего возраста с ОВЗ осуществлялась на базе МБДОУ Д/с № 1 «Звездочка» городского округа «город Якутск». Деятельность была направлена на выявление проблем детей раннего возраста с ОВЗ, формирование их речевого развития, а также сопровождение и поддержку их семей. В эксперименте приняли участие 12 детей со статусом ОВЗ: по 6 детей в обеих группах. В экспериментальной группе приняли участие 3 детей с задержкой психомоторного и речевого развития, 2 - с детским церебральным параличом, 1 ребёнок - с задержкой речевого развития. В контрольной группе приняли участие 2 детей с задержкой психомоторного и речевого развития, 3 - с задержкой речевого развития и 1 ребёнок - с детским церебральным параличом.

Нами была использована методика по выявлению уровня развития речи детей раннего возраста Мастюковой Е.М. и Московкиной А.П, состоящая из 4 блоков, направленных на обследование уровня восприятия и понимания речи взрослого; обследование объема пассивного и активного словарного запаса; произносительной стороны речи; грамматического строя речи [5].

По данным результатов исследования мы выявили, что в экспериментальной группе уровень развития речи у двоих детей (33%) находится на низком уровне, а у остальных четырёх детей (67%) - на уровне ниже среднего. В контрольной группе мы видим, что развитие речи у одного ребёнка на среднем уровне (17%), у троих детей (50%) находится на уровне ниже среднего, а у остальных двоих детей (33%) - на низком уровне. Высокий и выше среднего уровни развития речи ни у кого из детей обеих групп не зафиксированы. В ходе исследования дети с трудом вступали в эмоциональный контакт. У детей раннего возраста с ОВЗ наблюдался низкий уровень понимания речи: дети либо совсем не понимали обращённую речь, либо понимали с трудом. У них обнаружилась низкая речевая активность -они с трудом входили в диалог с другими людьми. При обследовании уровня восприятия и понимания речи взрослого большинство детей встречали трудности в задании, где взрослый предлагал произвести с предметом определённые действия: им было трудно понять словесную инструкцию. Использовались аморфные слова и жесты, односложные ответы «да», «нет». При обследовании объёма пассивного и активного словарного запаса мы пришли к заключению, что у детей раннего возраста с ОВЗ выявлен бедный словарный запас: они не справились с заданием, где надо было назвать предмет по его описанию. В речи присутствовали в основном существительные и глаголы. В ходе обследования мы отмечаем, что у детей раннего возраста с ОВЗ не сформирован фонематический слух: они затруднялись при выполнении задания на понимание сходных по звучанию слов. Дети отвлекались, недостаточно прислушивались к инструкции.

Организация опытно-экспериментальной работы предполагала взаимодействие всех специалистов службы ранней помощи. В начале эксперимента

нами был организовал мини-консилиум, на котором мы обсудили результаты проведенного обследования. На основе анализа результатов исследования мы разработали программу взаимодействия логопеда и специалистов СРП в области речевого развития детей раннего возраста с ОВЗ. Для специалистов службы ранней помощи, работающих с детьми с ОВЗ, мы предложили анкету, состоящую из 20 вопросов, направленных на выявление уровня педагогической компетентности в области речевого развития детей с ОВЗ. На основании анализа результатов анкетирования учитель-логопед дал рекомендации каждому специалисту по направлениям работы в области речевого развития. Далее специалисты совместно с логопедом разработали план коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста с ОВЗ в области речевого развития. В плане предусматривалось включение в игровые сеансы различных игр, упражнений, заданий по речевому развитию, а также видеосъёмка занятия с целью дальнейшего анализа на мини-консилиуме.

Например, нами было предложено музыкальному руководителю использовать на своих занятиях элементы логоритмики; инструктору АФК, ЛФК - проводить комплекс упражнений для развития функции внешнего дыхания и нервно-мышечного аппарата; социальному педагогу - организовывать досуговую деятельность воспитанников в виде игр и упражнений для развития речи; медицинскому работнику - проводить оздоровительно-профилактические и закаливающие мероприятия; учителю-дефектологу на своих занятиях включать игры и упражнения для развития речи; педагогу-психологу использовать приёмы для развития выразительности речи, развитие мимики.

Учителем-логопедом параллельно проводились занятия с детьми раннего возраста с ОВЗ по развитию звукопроизношения; обогащению объема пассивного и активного словарного запаса; формированию грамматического строя речи. Периодичность игровых сеансов следующая: подгрупповые сеансы проводились 2 раза в неделю, индивидуальные - 1 раз в неделю. Количество сеансов - 22 (11 подгрупповых и 11 индивидуальных). Продолжительность сеансов - 1 (8-10 минут).

Библиографический список

Кроме этого, была организована работа с родителями через организацию различных форм очных и дистанционных консультативных мероприятий с целью повышения их мотивации и активному включению в коррекционно-развивающий процесс. На протяжении четырёх месяцев организовывались собрания, на которых родители совместно со специалистами анализировали результаты проведённой работы, им давались рекомендации, был организован обмен мнениями, обсуждение видеофрагментов проведённых сеансов. По истечении пяти месяцев мы провели контрольное обследование уровня развития речи детей раннего возраста по уже использованной методике Мастюковой Е.М. и Московкиной А.П.

По данным результатов исследования мы выявили, что в экспериментальной группе уровень развития речи у двоих детей (33%) находятся на уровне ниже среднего, а у остальных четырёх детей (67%) выявлен средний уровень. В контрольной группе мы видим, что уровень развития речи у троих детей (50%) находится на среднем уровне, у троих детей (50%) находится на уровне ниже среднего. Высокий и выше среднего уровни развития речи ни у кого из детей обеих групп не зафиксированы.

По результатам контрольного этапа обнаружена положительная динамика в развитии всех компонентов речи детей раннего возраста с ОВЗ, это подтверждает результативность системы комплексной коррекционно-педагогической работы в данном направлении. На заключительном этапе эксперимента мы провели мини-консилиум, где специалистами СРП были проанализированы результаты, состоялся обмен мнениями о проделанной работе, отмечены успехи, трудности и проблемы и намечены направления дальнейшей коррекционной работы специалистов в области речевого развития детей раннего возраста с ОВЗ.

Таким образом, после проведённой опытно-экспериментальной работы можно сделать вывод, что результаты исследования показали положительную динамику в уровне речевого развития детей раннего возраста с ОВЗ и уровне развития педагогической компетентности специалистов в области речевого развития. Предложенная нами система работы подтверждает свою эффективность и требует дальнейшей реализации.

1. Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. Москва: Просвещение, 1986.

2. Разенкова Ю.А. Информационно-методические материалы по ранней помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья. Москва: ФГБНУ «ИКП РАО», 2016.

3. Разенкова Ю.А. Служба ранней помощи как форма оказания психолого-педагогической и медикосоциальной помощи семьям с проблемными детьми младенческого и раннего возраста. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2010; № 2 (35-44).

4. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов. Москва: Издательство «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2006.

5. Мастюкова Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. Москва, 2003.

References

1. Pechora K.L. Detirannego vozrasta v doshkol'nyh uchrezhdeniyah. Moskva: Prosveschenie, 1986.

2. Razenkova Yu.A. Informacionno-metodicheskiematerialyporannejpomoschisem'yamdetejsogranichennymi vozmozhnostyamizdorov'ya. Moskva: FGBNU «IKP RAO», 2016.

3. Razenkova Yu.A. Sluzhba rannej pomoschi kak forma okazaniya psihologo-pedagogicheskoj i medikosocial'noj pomoschi sem'yam s problemnymi det'mi mladencheskogo i rannego vozrasta. Vospitanie i obuchenie detej s narusheniyami razvitiya. 2010; № 2 (35-44).

4. Podlasyj I.P. Pedagogika: 100 voprosov- 100 otvetov. Moskva: Izdatel'stvo «VLADOS-PRESS», 2006.

5. Mastyukova E.M. Semejnoe vospitanie detej s otkloneniyami v razvitii. Moskva, 2003.

Статья поступила в редакцию 26.05.23

УДК 378

Usynina N.F., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Director of the Institute of Pedagogics, Psychology and Physical Education, Kurgan State University (Kurgan, Russia), E-mail: kgu_pf@mail.ru

Alekseeva Yu.V., MA student (Management in Education), Institute of Pedagogics, Psychology and Physical Culture, Kurgan State University; teacher-organizer, MBOU "Secondary School No. 26" (Kurgan, Russia), E-mail: alekseevayuliya26@mail.ru

Khomutnikova E.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Pedagogy and Methods of Teaching Humanitarian Disciplines, Kurgan State University (Kurgan, Russia), E-mail: ea7878@mail.ru

FEATURES OF MODERN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES AND EDUCATIONAL WORK IN A GENERAL EDUCATION INSTITUTION (BASED ON THE MATERIAL OF MBOU "SECONDARY SCHOOL NO. 26" OF KURGAN). The article reveals features of organization of modern extracurricular activities and educational work in conditions of a general education institution, provides an analysis of the organization of such work with regard to MBOU "Secondary school No. 26" in Kurgan. The article presents some research data of teachers on the new forms and methods of extracurricular activities, directions of educational work, provides information on their effectiveness, compliance with the requirements of the Federal State Educational Standard, changes in the socio-cultural sphere. The article provides an analysis of the state of extracurricular activities and educational work in the MBOU "Secondary school No. 26" of Kurgan, highlights strengths and weaknesses in the organization of pedagogical activity in these areas, provides recommendations for improving extracurricular activities and educational work for this educational institution.

Key words: education, extracurricular activities, educational work, individual educational route, civic identity

Н.Ф. Усынина, канд. пед. наук, доц., директор института педагогики, психологии и физической культуры ФГБУ ВО «Курганский государственный университет», г. Курган, E-mail: kgu_pf@mail.ru

Ю.В. Алексеева, магистрант, ФГБУ ВО «Курганский государственный университет», педагог-организатор МБОУ «СОШ № 26» г. Кургана, г. Курган, E-mail: alekseevayuliya26@mail.ru

Е.А. Хомутникоеа, канд. филол. наук, доц., ФГБУ ВО «Курганский государственный университет», г. Курган, E-mail: ea7878@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.