Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОВЗ В СЛУЖБЕ РАННЕЙ ПОМОЩИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОВЗ В СЛУЖБЕ РАННЕЙ ПОМОЩИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
509
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННИЙ ВОЗРАСТ / ДЕТИ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / СЛУЖБА РАННЕЙ ПОМОЩИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА / ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СЛУЖБЕ РАННЕЙ ПОМОЩИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамова Наталья Андреевна, Афанасьева Виталина Трофимовна

В статье подчеркнута важность раннего возраста, в развитии детей. В этом возрасте наблюдается высокий темп созревания психофизических функций. Подчеркнута важность организации диагностической работы с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в службы ранней помощи. В службе ранней помощи оказывают комплексную помощь детям младенческого и раннего возраста с выявленными нарушениями развития или риском нарушения. Описаны основные направления работы специалистов службы ранней помощи, компоненты коррекционно-развивающей среды. Рассмотрены цели, задачи, функции психолого-педагогического сопровождения ребенка раннего возраста с нарушениями в развитии. Рассматривается важность выстраивания системы раннего выявления и ранней комплексной помощи детям от рождения до трех лет, имеющим нарушения в развитии или риск возникновения нарушений, а также их семьям. Описана работа специалистов служб ранней помощи в Республике Саха (Якутия). Авторами подобраны и апробированы методики первичной диагностики выявления уровня развития социальных навыков, самообслуживания, крупной, мелкой моторики, речи и понимания. Результаты исследования выявили трудности в овладении связной речью, подбором по образцу геометрических фигур, последовательностью выполнения заданий у детей раннего возраста с ОВЗ. Также авторами описаны результаты анкетирования родителей по выявлению уровня педагогической компетентности. Подчеркнута важность отличия работы с детьми раннего возраста от дошкольников, не только объёмом, но и содержанием материала. Отмечается необходимость организации психолого-педагогического сопровождения междисциплинарной командой специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абрамова Наталья Андреевна, Афанасьева Виталина Трофимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF DIAGNOSTIC WORK WITH YOUNG CHILDREN WITH DISABILITIES IN EARLY INTERVENTION SERVICES

The article emphasizes the importance of early age in the development of children. At this age, there is a high rate of maturation of psychophysical functions. The importance of organizing diagnostic work with young children with disabilities in early intervention services is emphasized. The early intervention service provides comprehensive assistance to infants and toddlers with diagnosed or at-risk developmental disorders. Describes the main areas of work for specialists in the early intervention service, and the components of the correctional and developmental environment. The goals, tasks, and functions of psychological and pedagogical support for young children with developmental disorders are reviewed. Discusses the importance of building a system of early detection and early comprehensive assistance for children from birth to three years of age who have developmental disorders or are at risk of developing disorders, as well as their families. The work of early intervention specialists in the Republic of Sakha (Yakutia) is described. The authors selected and tested the methods of primary diagnostics to identify the level of development of social skills, self-care, coarse and fine motor skills, speech and understanding. The results of the study revealed difficulties in mastering coherent speech, pattern matching of geometric shapes, sequence of tasks in young children with disabilities. The authors also described the results of a survey of parents to determine the level of pedagogical competence. The importance of the difference of work with young children from preschool children, not only in volume, but also in the content of the material is emphasized. The need to organize psychological and pedagogical support by an interdisciplinary team of specialists is noted.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОВЗ В СЛУЖБЕ РАННЕЙ ПОМОЩИ»

Педагогика

УДК 373.21

кандидат педагогических наук, доцент Абрамова Наталья Андреевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); магистрант 2 курса Афанасьева Виталина Трофимовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОВЗ В СЛУЖБЕ

РАННЕЙ ПОМОЩИ

Аннотация. В статье подчеркнута важность раннего возраста, в развитии детей. В этом возрасте наблюдается высокий темп созревания психофизических функций. Подчеркнута важность организации диагностической работы с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в службы ранней помощи. В службе ранней помощи оказывают комплексную помощь детям младенческого и раннего возраста с выявленными нарушениями развития или риском нарушения. Описаны основные направления работы специалистов службы ранней помощи, компоненты коррекционно-развивающей среды. Рассмотрены цели, задачи, функции психолого-педагогического сопровождения ребенка раннего возраста с нарушениями в развитии. Рассматривается важность выстраивания системы раннего выявления и ранней комплексной помощи детям от рождения до трех лет, имеющим нарушения в развитии или риск возникновения нарушений, а также их семьям. Описана работа специалистов служб ранней помощи в Республике Саха (Якутия). Авторами подобраны и апробированы методики первичной диагностики выявления уровня развития социальных навыков, самообслуживания, крупной, мелкой моторики, речи и понимания. Результаты исследования выявили трудности в овладении связной речью, подбором по образцу геометрических фигур, последовательностью выполнения заданий у детей раннего возраста с ОВЗ. Также авторами описаны результаты анкетирования родителей по выявлению уровня педагогической компетентности. Подчеркнута важность отличия работы с детьми раннего возраста от дошкольников, не только объёмом, но и содержанием материала. Отмечается необходимость организации психолого-педагогического сопровождения междисциплинарной командой специалистов.

Ключевые слова: ранний возраст, дети раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, служба ранней помощи, психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, коррекционно-развивающая среда, диагностическая деятельность в службе ранней помощи, педагогическая компетентность родителей.

Annоtation. The article emphasizes the importance of early age in the development of children. At this age, there is a high rate of maturation of psychophysical functions. The importance of organizing diagnostic work with young children with disabilities in early intervention services is emphasized. The early intervention service provides comprehensive assistance to infants and toddlers with diagnosed or at-risk developmental disorders. Describes the main areas of work for specialists in the early intervention service, and the components of the correctional and developmental environment. The goals, tasks, and functions of psychological and pedagogical support for young children with developmental disorders are reviewed. Discusses the importance of building a system of early detection and early comprehensive assistance for children from birth to three years of age who have developmental disorders or are at risk of developing disorders, as well as their families. The work of early intervention specialists in the Republic of Sakha (Yakutia) is described. The authors selected and tested the methods of primary diagnostics to identify the level of development of social skills, self-care, coarse and fine motor skills, speech and understanding. The results of the study revealed difficulties in mastering coherent speech, pattern matching of geometric shapes, sequence of tasks in young children with disabilities. The authors also described the results of a survey of parents to determine the level of pedagogical competence. The importance of the difference of work with young children from preschool children, not only in volume, but also in the content of the material is emphasized. The need to organize psychological and pedagogical support by an interdisciplinary team of specialists is noted.

Key words: early age, young children with disabilities, early intervention service, psychological and pedagogical support of young children with disabilities, correctional and developmental environment, diagnostic activities in early intervention service, pedagogical competence of parents.

Введение. В последние годы специалисты отмечают значительный прирост количества детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Своевременное выявление различных отклонений в психофизическом развитии детей раннего возраста, обеспечивает создание условий для социализации, равных возможностей для лиц с ОВЗ.

По мнению Печоры К.Л., Пантюхиной Г.В., Голубевой Л.Г. «ранний возраст является сензитивным, пластичным для качественных преобразований. Наблюдается высокий темп созревания психофизических функций. Это период активного исследования различных свойств предметов: формы, величины, множественных причинно-следственных связей, характера движений и соотношений, период для усвоения речи, развития слухового восприятия, ориентировки в окружающем мире, становление связной речи, накопление лексики. Ребенок рождается с предпосылками базовых возможностей развития, но с некими границами и исключительной зависимостью от взрослого» [6, С. 25]. Они отмечают, что успешность развития зависит от благоприятной среды или может остаться так и нереализованной, если не были созданы необходимые условия для развития. Авторы подчеркивают, что это требует особых воздействий со стороны родителей, которые проявляются в их взаимодействии в социальных ситуациях.

Бутко Г.А. считает, что «важным условием успешной коррекционной работы с детьми раннего возраста становится разработка педагогических и организационных условий включения родителей в реализацию индивидуальных комплексных программ сопровождения, которые реализуются в рамках службы ранней помощи в образовательной организации» [2, С. 2].

В информационно-методических материалах по ранней помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья служба ранней помощи определена как «организованная психолого-педагогическая и социальная служба поддержка семьи, оказывающая комплексную помощь детям младенческого и раннего возраста с выявленными нарушениями развития и их семьям, имеющим ребенка от двух месяцев до четырех лет с выявленными нарушениями развития или риском нарушения, не посещающих государственные учреждения» [7, С. 17].

По мнению Разенковой Ю.А. службы ранней помощи являются центрами комплексного сопровождения индивидуального развития детей. Здесь собраны специалисты разного профиля - психологи, учителя-логопеды, дефектологи, педагоги, которые объединяются для направления своих усилий с целью оказания помощи каждому ребенку с трудностями взросления, коммуникации, адаптации в современных условиях обучения и воспитания [8, С. 4-5].

Для этого требуется выявить педагогические условия по комплексному психолого-педагогическому сопровождению детей раннего возраста, включающие в себя познавательное развитие ребенка, сенсорное, слуховое восприятие, формирование имперссивного и экспрессивного словаря, артикуляционной моторики, наглядно-действенного мышления.

Разенкова Ю.А описывает работу специалистов службы ранней помощи: педагог-психолог оценивает особенности социально-эмоционального, когнитивного развития и взаимодействие между ребенком и родителями; учитель-дефектолог, учитель-логопед, сурдопедагог, тифлопедагог оценивают особенности развития, функциональные возможности ребенка, работают с семьей, участвуют в первичном приеме или работе медико-психолого-педагогического консилиума, составляют индивидуальную программу развития ребенка, проводят индивидуальные и групповые занятия для детей; музыкальный руководитель проводит коррекционные индивидуальные и групповые занятия с детьми, подготавливает и проводит праздники, взаимодействует с родителями по вопросам использования музыкальных средств в воспитании ребенка; педагог дополнительного образования организует и руководит досуговой деятельностью детей и родителей, ведет кружки или занятия по творческим видам деятельности; врач-невропатолог проводит обследование состояния нервно-психического статуса детей, при необходимости назначает лечение, отслеживает изменения в состоянии здоровья детей в процессе коррекционно-педагогического воздействия; врачи узкого профиля проводят медицинское обследование, лечение и контроль за состоянием здоровья ребенка в рамках своих компетенций [8, С. 12-13].

По мнению Разенковой Ю.А. специальная коррекционно-развивающая среда должна включать следующие компоненты: предметно-игровой; социально-субъектный, который включает процесс деятельности и их общения, обучения, воспитания и социального развития; интегративный (взаимосвязанные составляющие процесса ранней коррекционно-развивающей помощи) [7, С. 25].

Проект «Программы создания единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии» рассматривает психолого-педагогическое сопровождение ребенка с нарушениями в развитии как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи специалистов различного профиля семьям, воспитывающим ребёнка с ОВЗ в решении задач, связанных с развитием, обучением, воспитанием, социализацией [4, С. 7].

Целью комплексного психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ и их семей в образовательных организациях является «создание оптимальных условий психического и социального развития ребенка, стимуляция его потенциальных возможностей в процессе специально организованного взаимодействия ребенка с родителями и окружающим миром».

Программа выделяет следующие функции сопровождения семьи и детей раннего возраста: диагностическая, развивающая, коррекционная, консультативная, пропедевтическая, координационная [4, С. 8].

Изложение основного материала статьи. Бутко Г.А. определяет одной из важных задач в современных условиях является «достраивание начальной ступени в образовании - системы раннего выявления и ранней комплексной помощи детям от рождения до трех лет, имеющим нарушения в развитии или риск возникновения нарушений, а также их семьям» [2, С. 10].

Основополагающим документом для развития системы ранней помощи детям с ОВЗ является «Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2016 № 1839-р [3]. В России в систему ранней помощи вовлечены 76 регионов.

В Республике Саха (Якутия) ведут работу 38 служб ранней помощи. Из них в качестве базы для создания служб ранней помощи выступают: психолого-медико-социальные-центры - 6 служб; дошкольные образовательные организации - 28 служб; специальная коррекционная образовательная организация - 4 службы. Всего в службах работают 217 специалистов.

Мы провели исследование на базе МБДОУ «ЦРР - Детский сад №2 «Олененок» города Якутска и в ГБУ ДО «Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения». В эксперименте приняли участие 10 детей со статусом ОВЗ: с задержкой психомоторного и речевого развития - 5 детей, слабослышащие - 3 ребенка, с нарушением опорно-двигательного аппарата - 2 ребенка в экспериментальной группе и 10 детей с нормативным уровнем развития в контрольной группе.

Нами была проведена первичная диагностика уровня сформированности психофизических процессов развития детей раннего возраста по комплексной диагностической оценке развития детей в возрасте от 2 месяцев до 3,5 лет KID-RCDI. Методика разработана и адаптирована в Автономной некоммерческой организации ДПО «Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства». Данная методика основана на сопоставлении наблюдений родителей за поведением ребенка со статистически обоснованными нормами и предназначена для раннего выявления детей с задержкой развития, выработки рекомендаций для помощи детям (процедур раннего вмешательства) и отслеживания соответствующей динамики. Родители отвечали на вопросы диагностического опросника, опираясь на собственные наблюдения за поведением ребенка в повседневной жизни. От общего количества детей, участвующих в исследовании, по опросникам KID-RCDI, у 70% были выявлены задержка уровня развития по сферам: социальные, самообслуживание, крупная и тонкая моторика, речь, понимание. После обработки анкеты специалисты связались с родителями и пригласили на консультацию для углубленной диагностики. Методика позволяет выявить зоны ближайшего развития ребенка для дальнейшего построения коррекционной программы.

Также мы использовали методику Пантюхиной Г.В., Печоры К.Л., Фрухт Э.Л. «Диагностика нервно-психического развития детей в возрасте 2 года 6 месяцев» представляющую качественную оценку развития ребенка без использования баллов и соотнесение их в группу. Нами выделено пять групп для оценивания глубины и диапазона отставания детей: в первую группу вошли дети с нормативным уровнем развития; во вторую группу - дети с отставанием в развитии на 1 эпикризный срок; третью группу составили дети с отставанием в развитии на 2 эпикризных срока; в четвертую группу вошли дети с отставанием в развитии на 3 эпикризных срока; в пятую группу вошли дети с отставанием на 4-5 эпикризных сроков. Результаты диагностики представлены в таблице №1.

Таблица №1

№ Экспериментальная группа № Контрольная группа

Активная речь Сенсорное развитие Игровая деятельность Конструктивная деятельность Навыки самообслуживания Двигательная активность Группа Активная речь Сенсорное развитие Игра деятельность Конструктивная деятельность Навыки самообслуживания Двигательная активность Группа

1 - + - - - + V 1 + + + + + - II

2 - - - + - - V 2 + + - + + + II

3 + - + + - - IV 3 + + + + + + I

4 - + - - + - V 4 + + + + + + I

5 - - + - - - V 5 + + + + + + I

6 + - - + - + IV 6 + + + + + + I

7 - - + - + + IV 7 + - + + + + II

8 - + - + - - V 8 + + + + + + I

9 + - - + - - V 9 + + + + + + I

10 - + + - - - V 10 + + + + + + I

Мы видим, что в экспериментальной группе 70% детей относится к пятой группе (дети с отставанием на 4-5 эпикризных сроков) и 30% относится к четвертой группе (дети с отставанием в развитии на 3 эпикризных срока). В контрольной группе 70 % детей вошли в первую группу (с нормативным и опережающим развитием) и 30% детей отнесли ко второй группе (дети с отставанием на 1 эпикризный возраст). В ходе исследования мы обнаружили, что у детей раннего возраста с ОВЗ наблюдаются трудности сенсорного восприятия, конструктивной деятельности, овладения активной речью, недостаточная сформированность зрительного, слухового восприятия.

Согласно принципу семейно-центрированности, результативность коррекционно-педагогической работы зависит не столько от адекватной оценки способностей и потенциальных возможностей ребенка, сколько от ресурсов и потребностей его семьи. Для этого, в первую очередь следует уточнить позицию родителей по отношению к ребенку; их уровень знаний в области специальной педагогики и психологии; способы сотрудничества с детьми. Такую совокупность личностно-деятельностных характеристик В.В. Селина определяет термином «педагогическая компетентность родителей» [91.

Эффективность взаимодействия родителей с детьми раннего возраста зависит от уровня их компетентности, педагогической грамотности. Важность развития ребенка в раннем возрасте, в большинстве случаев родителями не до оценивается, часто они не имеют представления о сенситивном периоде развития. Для выявления уровня педагогической компетентности родителей детей раннего возраста мы адаптировали и составили анкету на основе модифицированной модели критериальных характеристик уровня психолого-педагогической компетентности родителей, составленной Офат И.В. [4, С. 21. По результатам анкеты мы выявили три уровня (высокий, средний и низкий) педагогической компетентности, куда входили вопросы о знаниях возрастных особенностей, методов и средств воспитания, эффективной коммуникативной деятельностью с ребенком раннего возраста. В анкетировании приняли участие двадцать родителей. Высокий уровень был выявлен у 20 % (4 человека), средний балл у 30% (6 человек) и низкий уровень - у 50 % (10 человек). Анализ результатов исследования показывает непосредственную связь между компонентами педагогической компетентности. После ознакомления с результатами анкетирования мы выявили, что родители были настроены повышать уровень педагогической компетентности с использованием различных источников информации для создания предметно-развивающей среды, изучения возрастных и личностных особенностей своих детей [1, С. 1911.

Выводы. Мы можем предположить, что присутствие и активное участие родителей на коррекционно-развивающих занятиях в службе ранней помощи, повысит их уровень компетентности в приемах обучения и воспитания ребенка, обеспечит практическим опытом формирования основных речевых, двигательных, социальных, навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Повысят свои навыки наблюдая модель взаимодействия, поведения и общения, между другими родителями со своими детьми, расширят социальные контакты общаясь в группе.

Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего возраста с ОВЗ требует особого подхода, т. к. ребенок в раннем возрасте познает окружающий мир с помощью взрослого. При этом от взрослого требуется многократное повторение, совмещение элементов игры и обучения - обучающие игры, для более точного закрепления пройденного материала. Содержание материала должны быть ориентировано на ведущие психические процессы ребенка до 3 лет - эмоциональная сфера, сенсорное восприятие (зрительное, слуховое, тактильное). Также взрослому необходимо контролировать уровень сложности обучающего материала и длительность занятий.

Организацию комплексного психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья должна осуществлять междисциплинарная команда специалистов: учителя-дефектолога, логопеда, психолога (при необходимости привлекаются другие специалисты), реализующая индивидуальную программу сопровождения ребенка и его семьи. В процессе специально организованного взаимодействия ребенка с родителями и окружающим миром создаются оптимальные условия для его всестороннего развития, стимуляция его потенциальных возможностей.

Литература:

1. Абрамова, Н.А. Актуальные проблемы сенсорного воспитания детей раннего возраста с нарушением слуха в службе ранней помощи / Н.А. Абрамова, А.Ю. Булдакова, Э.Е. Федотова // Мир науки, культуры, образования. - Барнаул: Концепт. - 2021. - №2(87). - С. 189-191.

2. Бутко, Г.А. Развитие системы ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях образования и здравоохранения / Г.А. Бутко, Т.А. Кательсон, С.П. Олту // «Вестник университета». - 2019. -Том 7. - № 4. - С. 80-98.

3. Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года / утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. №1839-р. // URL: https://docs.cntd.ru/document/420374012

4. Проект Программы создания единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии / Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, Ю.А. Разенкова, Н.А. Урядницкая, Н.Д. Шматко // Дефектология. - 2000. - №6. - С. 3-8.

5. Офат, И.В. Психолого-педагогические компетенции родителей: термин, структура, компоненты. Диагностика уровней сформированности психолого-педагогических компетенций у родителей детей дошкольного возраста / Офат И.В. // Образование и воспитание. - 2020. - № 3 (29). - С. 75-82.

6. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. -Москва: Просвещение, 1986. - 144 с.

7. Разенкова, Ю.А. Информационно-методические материалы по ранней помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья / Ю.А. Разенкова. - Москва: ФГБНУ «ИКП РАО», 2016. - 85 с. - URL: https://primorsky.ru/upload/medialibrary/801/801ded312e545799b4a4fb10b460227b.pdf (дата обращения: 02.03.2022).

8. Разенкова, Ю.А. Служба ранней помощи как форма оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи семьям с проблемными детьми младенческого и раннего возраста / Ю.А. Разенкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - №2. - С. 35-44.

9. Селина, В.В. Развитие педагогической компетентности родителей детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Селина виктория Владимировна. - В. Новгород, 2009. - 188 с.

Педагогика

УДК 378.147: 746

кандидат педагогических наук, доцент Абрамова Валентина Владимировна

ГОУ «Приднестровский государственный университет имени Т.Г. Шевченко» (г. Тирасполь); старший преподаватель Федотова Екатерина Сергеевна

ГОУ «Приднестровский государственный университет имени Т.Г. Шевченко» (г. Тирасполь); старший преподаватель Порядин Сергей Васильевич

ГОУ «Приднестровский государственный университет имени Т.Г. Шевченко» (г. Тирасполь)

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РЕФЛЕКСИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ КАК УСЛОВИЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

Аннотация. В статье уточняется определение понятия «профессиональное становление» и содержание деятельности по его обеспечению в процессе профессиональной подготовки. Дается характеристика рефлексии как источника внутреннего опыта человека, способа познания и преобразования себя. Рефлексия также рассматривается как профессионально-значимое качество, способствующее профессиональному становлению. Подчеркивается значение рефлексии в педагогической деятельности. Она обеспечивает педагогу «мысленный анализ какой-либо профессиональной проблемы, личностно окрашенное ее осмысление и новые перспективы ее решения». Развитие рефлексии связано с постоянной привычкой оценивать свои действия и сопоставлять их с реальными результатами. Для формирования навыков рефлексивной деятельности у будущих бакалавров по физической культуре разработана модель, включающая целевой, содержательный, процессуальный, оценочно-результативный компонент. Для реализации модели требуются определенные организационно-педагогические условия, способствующие воспитанию ценностей гуманистической педагогики, формированию опыта самопознания, самоанализа, саморегуляции, самосовершенствования. Данные условия реализуются через методику обучения рефлексии и рефлексивным умениям в аудиторной и внеаудиторной деятельности. Реализация разработанных модели и методики обеспечила рост количества студентов с высоким и средним уровнем рефлексивности, приобретение ими знаний и умений рефлексивной деятельности, в том числе профессионально-ориентированной.

Ключевые слова: профессиональное становление, профессиональное образование, рефлексия, рефлексивные умения, модель и методика обучения рефлексии.

Annotation. The article specifies the definition of the term «professional development» and the content of activities to achieve it in the process of professional training. The article also gives the characteristic of reflexivity as a source of person's inner experience, a way of self-exploration and self-transformation. Reflection is also considered as professionally relevant quality contributing to professional development. Additionally, the article emphasizes the importance of reflexivity in academic work. She provides the teacher with «mental analysis of any professional issue, its understanding and new prospects for solving it». The development of reflexivity is related to measure one's actions and compare them with actual gains. To form the skills of reflexive activity of future bachelors in physical culture, a model has been developed that includes a targeted, meaningful, procedural, evaluative and effective component. To implement the model, certain pedagogical and organizational conditions that contribute to humanistic values education, forming self-exploration experience, self-examination, self-regulation and self-improvement. These conditions are implemented through the methodology of teaching reflection and reflexive skills in classroom and extracurricular activities. The implementation of the developed model and teaching methods has succeeded in increasing the number of students with high- and medium- reflexive level and also in their acquisition of professional oriented reflective activities knowledge and skills.

Key words: professional development, professional education, reflexivity, reflexive skills, model and methodology for teaching reflexive skills.

Введение. Профессиональное становление, понимаемое как «последовательность взаимосвязанных временных стадий от возникновения и формирования профессиональных намерений до полной реализации личности в профессиональном труде» ((Е.А. Климов, Л.М. Митина, Э.Ф. Зеер и др.).) [1], выступает основной стратегической задачей профессионального воспитания в высшем учебном заведении [6]. Профессиональное становление педагога рассматривается с самых разных позиций - как «целенаправленное прогрессивное изменение личности под влиянием социальных воздействий и собственной активности» (Э.Ф. Зеер); «самовоспитание путем освоения целеполагания, планирования, средств и способов самовоспитания, самоконтроль и коррекция» (С.Б. Елканов); «процесс освоения профессиональной деятельности, развития профессионально значимых личностных качеств» (В.Д. Шадриков); «непрерывный процесс накопления и проявления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.