Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В СЛУЖБАХ РАННЕЙ ПОМОЩИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В СЛУЖБАХ РАННЕЙ ПОМОЩИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
879
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННЯЯ ПОМОЩЬ / СЛУЖБА РАННЕЙ ПОМОЩИ / ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Петрова Екатерина Александровна, Тутаева Елизавета Евгеньевна

Рассматриваются вопросы организации диагностики детей младенческого и раннего возраста в Службах ранней помощи. Представлены основные виды диагностического обследования детей на различных этапах деятельности Службы ранней помощи: первичное диагностическое обследование, углубленная психолого-педагогическая диагностика, промежуточная и итоговая диагностика. Раскрыты цели и задачи различных диагностического обследования в зависимости от содержания этапа деятельности Службы ранней помощи. Определена междисциплинарная команда специалистов, проводящих обследование. Подчеркивается роль родителей в диагностическом обследовании. Обозначен диагностический инструментарий, используемый в ходе реализации различных видов диагностического обследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Петрова Екатерина Александровна, Тутаева Елизавета Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF EARLY CHILDHOOD DIAGNOSTICS IN EARLY ASSISTANCE SERVICES

The organization of the diagnosis of infants and young children in the Early Care Services is considered. The main types of diagnostic examination of children at various stages of the activity of the Early Care Service are presented: primary diagnostic examination, in-depth psychological and pedagogical diagnosis, intermediate and final diagnosis. The goals and objectives of various diagnostic examinations are disclosed depending on the content of the activity stage of the Early Assistance Service. An interdisciplinary team of specialists conducting the survey has been identified. The role of parents in the diagnostic examination is emphasized. Diagnostic tools used in the implementation of various types of diagnostic examination are indicated.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В СЛУЖБАХ РАННЕЙ ПОМОЩИ»

Таблица 1

Показатели критерии оценивания сформированности дидактических умений у преподавателей

Дидактические умения Преподаватели, выпускники педагогических вузов (п=10) Преподаватели, выпускники не педагогических вузов (п=10)

умение планировать и проводить лекционные и практические занятия в новых эпидемических и социально-экономических условиях с использованием современных технологий 2,9 балла 1,9 балла

умение контролировать учебный процесс с последующим оцениванием проведенных занятий 2,9 балла 2,0 балла

умение проводить педагогический контроль деятельности студентов во время дистанционного обучения 2,8 балла 1,9 балла

умение планировать дистанционные занятия с использованием интернет-технологий 2,9 балла 2,1 балла

Исходя из критериев оценивания, было отмечено, что больше всего сформированностью дидактическим умениями отличаются преподаватели общеобразовательных дисциплин. Это связано с тем, что такие дисциплины как педагогика и психология входят в программу обучения высшего педагогического образования. В основном это выпускники педагогических вузов. Преподаватели по другим дисциплинам имеют уровень сформированности значительно ниже [2].

Следует отметить, что более эффективно повышают уровень сформированности дидактических умений в процессе профессиональной деятельности, так же выпускники педагогических вузов. Они более подготовлены к педагогической деятельности. Это обуславливается тем, что разрабатывать учебные планы, составлять тематические планы, правильно ставить задачи занятий и эффективно распределять время изучается во время обучения в вузе.

Следовательно, преподаватели, выпускники не педагогических вузов сталкиваются с проблемами в начале педагогической деятельности. В дальнейшем они должны самообразовываться в психолого-педагогических дисциплинах, чтобы сформировать у себя дидактические умения, которые способствовали бы эффективному преподаванию.

Выводы. В ходе работы нами были выделены умения необходимые для успешного преподавания, по которым оценивалась сформированность дидактических умений. Так же определены критерии уровня развития дидактических умений у преподавателей вузов. Эти критерии были приняты за ориентиры в оценивание.

Используя критерии в оценке педагогической работе преподавателей, пришли к мнению, что выпускники педагогических вузов более успешно начинают свою преподавательскую деятельность.

Выпускникам не педагогических вузов, необходимо самообразовываться в психолого-педагогических дисциплинах, для восполнения пробелов в этих областях знания для качественной работы на педагогическом поприще.

Литература:

1. Алипханова, Ф.Н. Методологический подход к пониманию профессионализма учителя / Ф.Н. Алипханова // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - №7. - С. 182-191.

2. Ибрагимов, О.Т. Диагностика и выявление педагогами уровня профессиональной деятельности / О.Т. Ибрагимов. -М., 2005. - 290 с.

3. Пестряева, Л.Ш. Применение активных методов обучения в формировании дидактических умений студентов института физической культуры: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.08 / Пестряева Людмила Шейисдановна. -Набережные-Челны, 2002. - 163 с.

4. Пестряева, Л.Ш. Совершенствование физического воспитания студентов на основе применения коллективного способа обучения / Л.Ш. Пестряева, Д.Ш. Садетдинов, Г.А. Гамалиева // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - №54-3. - С. 164-174.

5. Пестряева, Л.Ш. Дидактические умения преподавателя физической культуры и спорта // Рациональное природопользование и социально-экономическое развитие сельских территорий как основа эффективного функционирования АПК региона: материалы всерос. науч.-практ. конф. - Чебоксары. - 2017. - С. 577-581.

6. Садетдинов, Д.Ш. Формирование дидактических умений студентов факультета физической культуры на основе контекстного подхода к обучению (на примере преподавания "легкая атлетика" с методикой преподавания: диссертация ...канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.04 / Садетдинов Дмитрий Шейисданович. - Чебоксары, 2000. - 170 с.

Педагогика

УДК 376

кандидат педагогических наук Петрова Екатерина Александровна

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург); доцент кафедры специальной (коррекционной) педагогики Тутаева Елизавета Евгеньевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург)

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В СЛУЖБАХ РАННЕЙ ПОМОЩИ

Аннотация. Рассматриваются вопросы организации диагностики детей младенческого и раннего возраста в Службах ранней помощи. Представлены основные виды диагностического обследования детей на различных этапах деятельности Службы ранней помощи: первичное диагностическое обследование, углубленная психолого-педагогическая диагностика, промежуточная и итоговая диагностика. Раскрыты цели и задачи различных диагностического обследования в зависимости от содержания этапа деятельности Службы ранней помощи. Определена междисциплинарная команда специалистов,

проводящих обследование. Подчеркивается роль родителей в диагностическом обследовании. Обозначен диагностический инструментарий, используемый в ходе реализации различных видов диагностического обследования.

Ключевые слова: ранняя помощь, Служба ранней помощи, диагностическое обследование, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Annotation. The organization of the diagnosis of infants and young children in the Early Care Services is considered. The main types of diagnostic examination of children at various stages of the activity of the Early Care Service are presented: primary diagnostic examination, in-depth psychological and pedagogical diagnosis, intermediate and final diagnosis. The goals and objectives of various diagnostic examinations are disclosed depending on the content of the activity stage of the Early Assistance Service. An interdisciplinary team of specialists conducting the survey has been identified. The role of parents in the diagnostic examination is emphasized. Diagnostic tools used in the implementation of various types of diagnostic examination are indicated.

Key words: early care, early care service, diagnostic examination, children with disabilities.

Введение. С целью обеспечения доступного и качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) одной из приоритетных задач государственной политики в области образования является создание системы ранней помощи.

В последние десятилетия получены результаты научных исследований, свидетельствующие о необходимости расширения системы ранней помощи детям с ОВЗ и их семьям (Е.Р. Баенская, Е.А. Екжанова, Е.В. Кожевникова, С.Б. Лазуренко, И.Ю. Левченко, Н.Н. Малофеев, Г.А. Мишина, О.Г. Приходько, Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева, Н.Д. Шматко и др.). Развитие системы ранней помощи позволит предупредить появление у детей вторичных нарушений, снизить степень их социальной недостаточности, достичь максимально возможного уровня развития, адаптации в среду сверстников.

С целью оказания ранней помощи создаются Службы ранней помощи (СРП) для детей в возрасте от двух месяцев до трех лет, имеющих ограниченные возможности здоровья, особые образовательные потребности.

Ранняя помощь - это комплекс мер, направленных на создание условий, способствующих оптимальному развитию детей младенческого и раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и / или риском их появления, нормализации жизни семьи, повышению компетентности родителей (законных представителей), включению ребенка в среду сверстников, его адаптации и интеграции в общество.

Задачами ранней помощи являются:

• выявление на основе психолого-педагогического обследования детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (или потенциальные риски) и возможных трудностей семей, в которых они воспитываются;

• оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (риском нарушения в развитии) и психолого-педагогической поддержки их семьям;

• улучшение функционирования ребенка в естественных жизненных ситуациях;

• включение ребенка в среду сверстников, расширение социальных контактов ребенка и семьи;

• повышение компетентности родителей / лиц, непосредственно ухаживающих за ребенком, в вопросах развития и воспитания ребенка;

• определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка [7].

В рамках деятельности СРП выделяются основные этапы работы:

1. Определение нуждаемости в ранней помощи ребенка и семьи: прием обращения семьи в СРП, первичная междисциплинарная консультация (первичная диагностика) по определению нуждаемости ребенка и семьи в ранней помощи (в случае не выявления нуждаемости в получении услуг ранней помощи возможно предоставление разовой консультации по развитию ребенка).

2. Включение ребенка и семьи в программу ранней помощи: углубленная психолого-педагогическая диагностика, разработка индивидуальной программы ранней помощи (ИПРП).

3. Реализация ИПРП в рамках кратковременного или долговременного сопровождения.

4. Окончание ИПРП: оценка эффективности программы, содействие переходу ребенка в образовательную организацию.

Таким образом, на всех этапах деятельности Службы ранней помощи осуществляются диагностическое обследование ребенка и семьи: первичное диагностическое обследование, углубленная психолого-педагогическая диагностика, промежуточная и итоговая диагностика. Цель, задачи, инструментарий диагностического обследования определяются задачами конкретного этапа деятельности СРП.

Первичная диагностика осуществляется с целью выявления предмета беспокойства родителей в развитии или поведении ребенка, изучения особенностей функционирования и ограничений жизнедеятельности ребенка. Результат первичной диагностики - решение о нуждаемости ребенка в услугах ранней помощи.

Результаты углубленной психолого-педагогической диагностики являются основанием для разработки ИПРП.

Промежуточная и итоговая оценка направлена на определение достижения планируемых результатов программы.

Диагностическое обследование осуществляется междисциплинарной командой специалистов: педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, специалист по двигательному развитию (инструктор АФК); врач-психиатр, врач-педиатр, врач-невролог (участие врача происходит в рамках межсетевого взаимодействия с организациями системы здравоохранения).

Проведение первичной консультации включает сбор информации о ребенке (изучение медицинской документации, продуктов деятельности ребенка, беседа с родителями); психолого-педагогическую диагностику ребенка; выявление ресурсов семьи, позволяющих преодолеть или минимизировать отставание в развитии или риск его возникновения. Итог первичного обследования - определение необходимости включения семьи в ИПРП, обсуждение вариантов взаимодействия семьи со специалистами СРП.

Основой для составления индивидуальной программы ранней помощи являются результаты углубленной психолого-педагогической диагностики. Углубленная диагностика отражает информацию об особенностях психомоторного развития ребенка, зоне его актуального и ближайшего развития; сведения об особенностях функционирования ребенка в повседневной жизни, его вовлеченности в естественные жизненные ситуации, информацию о том, что ребенок умеет делать самостоятельно, а в каких видах деятельности нуждается в помощи и степени ее оказания; каковы особенности взаимодействия ребенка с социальным окружением: родителями, членами семьи, другими детьми и т.д.

Углубленная психолого-педагогическая диагностика включает:

- изучение показателей соматического здоровья ребенка;

- дифференциальную диагностику;

- углубленную оценку уровня развития навыков ребенка;

- оценку ежедневных жизненных ситуаций;

- оценку мотивационных факторов ребенка.

Изучение показателей здоровья проводится с целью выявления их влияния на развитие и функционирование ребенка. Оценка соматического здоровья проводится врачом-педиатром / неврологом, которые привлекаются к деятельности СРП в рамках сетевого взаимодействия с учреждениями здравоохранения.

Дифференциальная диагностика проводится в случае необходимости, если недостаточно точно определены структура дефекта, причины ограничений жизнедеятельности и трудностей функционирования ребенка. К методам дифференциальной диагностики относятся МРТ, ЭЭГ, генетические обследования, оценка состояния слуха и зрения и т.д. Данные виды диагностики проводятся специалистами учреждений здравоохранения.

Дифференциальная диагностика может быть основана на использовании ADOC, шкалы крупных моторных функций, оценке особенностей артикуляционного аппарата, интеллектуальных тестов и т.д. В данном случае диагностика проводится специалистами психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) или специалистами СРП, если данная служба является первичным звеном в работе ПМПК, а ее специалисты входят в состав ПМПК.

Углубленная оценка уровня развития навыков ребенка проводится с целью выявления особенностей развития ребенка по разным областям развития (двигательное, речевое / коммуникативное, познавательное развитие и т.д.), определения зоны его актуального и ближайшего развития.

Для проведения углубленной оценки развития используются опросники / анкеты для родителей, тесты и пробы, структурированное наблюдение за ребенком в различных активностях, анализ видеоматериалов.

Результаты углубленной диагностики обсуждаются с родителями, на их основе совместно определяются цели и задачи ИПРП и те естественные жизненные ситуации, в которых планируется реализация программы.

Оценка ежедневных жизненных ситуаций проводится с целью изучения особенностей функционирования ребенка в повседневной жизни, выявления рутин, вызывающих трудности и определения причин их возникновения. Методами оценки ежедневных жизненных ситуаций являются анкетирование родителей, наблюдение в процессе домашнего визитирования, анализ видеозаписи. Анализ рутины включает выявление наличия, последовательности и успешности выполнения всех необходимых шагов рутины. При выявлении шагов, в которых есть трудности, анализируются причины их возникновения. Причины трудностей являются основой для определения целей, направлений работы и планируемого результата при разработке ИПРП.

Оценка мотивационных факторов проводится с целью определения интересов и предпочтений ребенка путем интервьюирования / анкетирования родителей, наблюдения за ребенком.

Результатом углубленной психолого-педагогической диагностики является заключение специалистов / карта развития ребенка, отражающее особенности психофизического развития ребенка, его вовлеченность в естественные жизненные ситуации, особенности взаимодействия с социальным окружением. Анализ результатов позволяет определить направления оказания ранней помощи, сформулировать функциональные и значимые для семьи планируемые результаты.

Промежуточная оценка реализации ИПРП проходит регулярно (не чаще 1 раза в 3 месяца и не реже 1 раза в 6 месяцев). Для проведения промежуточной оценки используются анализ результатов повторного анкетирования, просмотр и анализ видеозаписей, анализ результатов наблюдения за ребенком, учитываются динамические показатели, характеризующие прогресс в развитии ребенка, повышение его вовлеченности в естественные жизненные ситуации, изменение взаимодействия с родителями, со сверстниками.

На основе анализа полученных результатов принимается решение о продолжении реализации ИПРП, о внесении корректив и дополнений в программу, о формулировании новых целей программы.

Проведение итоговой оценки реализации ИПРП осуществляется на этапе завершения получения услуг ранней помощи.

Методами диагностики в СРП являются наблюдение, анкетирование / интервьюирование родителей (законных представителей), скрининговые и тестовые методики оценки развития ребенка. Примерный перечень диагностического инструментария представлен в таблице 1.

Таблица 1

Примерный перечень диагностического инструментария для детей раннего возраста

Название / автор Возрастная группа Основные задачи

Скрининговые методики

Комплексная оценка развития детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет 6 месяцев. Шкалы: - KID<R> (Kent Infant Development Scale); - RCDI-2000 (Child Development Inventory). от 2 до 14 мес. от 14 мес. до 3 л. 6 мес. • определение нуждаемости ребенка в услугах ранней помощи; • углубленная оценка по основным сферам: познание, общение и речь, крупная и мелкая моторика, самообслуживание, социальное взаимодействие; • оценка функционирования в ежедневных жизненных ситуациях; • определение зоны ближайшего развития; • отслеживание динамики развития ребенка и эффективности ИПРП.

Денверский скрининговый тест оценки развития. (DDST) Frankenburg W. от 0 до 6 лет • выявление особенностей психического развития по четырем шкалам: грубая моторика, тонкая моторика, речь, социальная адаптация; • выявление задержки (нарушения развития); • установление достигнутого уровня развития.

«Мюнхенская Функциональная Диагностика Развития» (МФДР) Хелльбрюгге Т. [10]. от 0 до 3 лет Описание важнейших психомоторных функций в младенческом и раннем возрасте: ползание, сидение, хождение, хватание, перцепция, говорение, понимание речи, социальное поведение.

Экспертная система «Лонгитюд -ЭДК» Кожина Т.С. [6]. от 2 мес. до 7 лет • определение уровня развития детей; • исследование психомоторного развития; • отслеживание динамики развития.

Диагностический профиль развития ребенка Артамонова А.Ю., Валькова И.А., Микшина Е.П., Пальмова Н.С., Пасторова А.Ю., Плешкова Н.Л. [1]. от 2 мес. до 3 лет Оценка развития по 10 шкалам: отношения с ближайшим окружением, представление о себе, взаимодействие со сверстниками / взрослыми вне семьи, коммуникация и речь, исследовательская активность и представление об окружающем, самообслуживание, социальные отношения / игра, художественно-эстетическое развитие, развитие движения, адаптация ближайшего окружения к потребностям /возможностям ребенка.

M-CHAT-R/F (The Modified Checklist for Autism in Toddlers) Модифицированный скрининговый тест на аутизм для детей. Diana Robins, Deborah Fein, &Marianne Barton Russian translation: Antonina Steinberg&Igor Shpitsberg. от 16 до 30 мес. Оценка риска наличия РАС.

Рейтинговая шкала аутизма у детей C.A.R.S. Schopler E, Reichler RJ, DeVellis RF, Daly K. от 2 до 4 лет Первичный скрининг симптомов аутизма.

Шкала КАТ-КЛАМС [CAT/CLAMS -The Clinical Adaptive Test / Clinical Linguistic and Auditory Milestone Scale, A.J. Сар^е (Университет Джонса Хопкинса, США, 1984) (перевод Е.С. Кешишян) [5]. от 1 до 36 мес. Оценка психомоторного развития, динамики формирования навыков ребенка.

Тестовые методики

Шкалы развития младенца Бейли Н. Bayley Scales of Infant and Toddler Development, Third edition (Bayley-III). от 16 дней до 42 месяцев Позволяет оценить когнитивное, речевое, моторное развитие, социально-эмоциональные навыки, адаптивное поведение детей.

Шкала развития Laish-leyScalesofInfantDevelopment Лешли Д. [9]. Отражает сферы развития: физическое (развитие движений, локомоций и моторики); общение и развитие речи (внимание ко взрослому, понимание речи и т.д.); социальное развитие и игра (включенность в общение, вокализации, обмен игрушками); самостоятельность и независимость (сколько времени в период бодрствования ребенок может занять сам себя); особенности поведения ребенка (непоседливость, концентрация внимания, легкость включения в игру и т.д.).

Шкала ментального развития Гриффитс. Перевод Кешишян Е.С. [5] от 0 до 24 мес. Оценка психомоторного развития.

Диагностика психического развития детей первого года жизни. Баженова О.В. от 2 мес. до 1 г. Изучение собственной психической активности ребенка как субъекта взаимодействия со средой в процессе предметно-манипулятивной деятельности и в процессе общения.

Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста. Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. [11]. от 0 до 3 лет Параметры исследования на 1-ом году: развитие зрительных и слуховых ориентировочных и эмоционально положительных реакций, движений руки, гуления; развитие общих движений, действий с предметами, подготовительных этапов пассивной и активной речи. 2-ой год: развитие понимания речи, развитие активной речи, сенсорное развитие, развитие игры и действий с предметами, развитие движений, формирование навыков. 3-ий год: активная речь, игра, конструктивная деятельность, сенсорное развитие, развитие движений, развитие навыков, изобразительная и конструктивная деятельность.

Диагностика психического развития детей от рождения до трех лет. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. [2] от 0 до 3 лет Предмет диагностики: общение со взрослым (ситуативно-личностное, ситуативно-деловое общение); ведущая деятельность (познавательная активность по отношению к предметному окружению, предметно-манипулятивная деятельность).

Комплексное обследование детей младенческого и раннего возраста диагностическая программа. Приходько О.Г. [12]. от 0 до 3 лет Комплексное изучение детей раннего возраста: двигательное, социальное, познавательное, сенсорное, речевое развитие.

Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Стребелева Е.А., Мишина Г.А., Разенкова Ю.А. и др. от 2 до 3 лет Изучение уровня познавательного развития: принятие задания (согласие выполнить предложенное задание независимо от качества выполнения), способы выполнения задания (самостоятельное выполнение / выполнение с помощью взрослого / выполнение после обучения), обучаемость во время диагностического обследования (виды помощи - прямой показ и действие вместе с ребенком / показ с помощью жестов / подражание с помощью речевой инструкции), отношение

к результату деятельности (заинтересованность деятельностью и конечным результатом /безразличие).

Тест «ГНОМ» (график нервно-психического обследования младенцев). Козловская Г.В. и др. от 0 до 3 лет Изучение особенностей развития: сенсорных, моторных, эмоционально-волевых, познавательных, поведенческих функций.

Диагностика развития ребенка. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. от 0 до 3 лет Изучение развития сенсорных функций, социального развития, характера познавательной деятельности, развития речи, крупной и мелкой моторики.

Логопедическое обследование ребенка первого года жизни. Разенкова Ю.А. [14]. от 0 до 12 мес. Оценка доречевых и предречевых возможностей с учетом особенностей нервно-психического развития и особенностей двигательных расстройств

Методика обследования моторики детей раннего возраста. Дудьев В.П. [3]. от 0 до 3 лет Оценка двигательной сферы: общая (грубая) моторика, мелкая (тонкая) моторика рук, речевая (артикуляционно-мимическая) моторика.

Программы ранней помощи

Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Питерси М., Трилор Р., Утер Д., Бра Э., Кернс С. от 0 до 4 лет Изучение и последующее проектирование программы развития ребенка по направлениям: общая моторика, тонкая моторика, восприятие речи, самообслуживание и социальные навыки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Программа «Каролина» для младенцев и детей раннего возраста с особыми потребностями. Нэнси Джонсон-Мартин, Кеннет Г. Дженс, Сюзен М. Аттермиер, Боннидж. Хаккер [13]. от 0 до 4 лет Изучение и последующее развитие зрительного, слухового восприятия, восприятия пространства, внимания и памяти, предсловаря /словаря, имитации, ответа на общение, понимания речи, социальных навыков и навыков адаптации, навыков самообслуживания, мелкой и крупной моторики.

Выводы. Таким образом, в рамках деятельности Службы ранней помощи осуществляются различные виды диагностического обследования, позволяющие определить нуждаемость ребенка и семьи в разработке и реализации индивидуальной программы ранней помощи, разработать содержание ИПРП, оценить эффективность ее реализации.

Литература:

1. Валькова, И.А. «Диагностический профиль развития ребенка» в практике работы Службы ранней помощи / И.А. Валькова, Пасторова А.Ю. // Семья с ребенком раннего возраста в фокусе социальной работы: Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник; вып. 14 / под общ. ред. О.В. Костейчука, В.Л. Рыскиной. -СПб.: СПб ГБУ «Городской информационно-методический центр «Семья», 2018. - С. 37-48.

2. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. - М.: МГППУ, 2002. - 128 с.

3. Дудьев, В.П. Психомоторика детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие / В.П. Дудьев. -Барнаул: АлтГПУ, 2020. - 360 с.

4. Зигле, Л.А. Организация и деятельность службы ранней помощи в региональной системе дошкольного образования. Методические рекомендации / Л.А. Зигле, Е.П. Микшина. - М.: Центр педагогического образования, 2015. - 112 с.

5. Кешишян, Е.С. Оценка психомоторного развития ребенка раннего возраста в практике педиатра / Кешишян Е.С., Сахарова Е.С., Алямовская Г.А. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 104 с.

6. Кожина, Т.С. «Лонгитюд - ЭДК» как часть психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в ДОО / Т.С. Кожина, Т.С. Едалова, И.С. Писановская // Молодой ученый. - 2016. - № 12.6 (116.6). - С. 50-53. - URL: https://moluch.ru/archive/116/32010/ (дата обращения: 31.01.2022).

7. Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года [Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. № 1839-р]

8. Левченко, И.Ю. Многоуровневая модель диагностики в системе ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья / И.Ю. Левченко, И.В. Евтушенко // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 6. -URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23495 (дата обращения: 31.01.2022).

9. Лешли, Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы / Д. Лешли - М.: Изд-во: Просвещение, 1991. - 223 с.

10. Мюнхенская функциональная диагностика развития. Первые три года жизни / Теодор Хелльбрюгге [и др.] -Казань: Центр инновац. технол., 2004. - 287 с.

11. Пантюхина, Г.В. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни / Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт. - М.: ЦОЛИУВ, 1983. - 84 с.

12. Приходько, О.Г. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития у детей первых лет жизни / О.Г. Приходько, О.В. Югова // Специальное образование. - 2016. - №2. - URL: https://cyberlenmka.ru/artide/n/psihologo-pedagogicheskaya-diagnostika-narusheniy-razvitiya-u-detey-pervyh-let-zhizni (дата обращения: 31.01.2022).

13. Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями / Аттермиер С.М., Хаккер Б.Дж., Дженс К.Г., Аттерми, Джонсон-Мартин Нэнси М. - СПб.: КАРО, 2005. - 336 с.

14. Разенкова, Ю.А. Логопедическое обследование ребенка первого года жизни / Ю.А. Разенкова // Альманах Института коррекционной педагогики. - 2001. - Альманах №3 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-3/logopedicheskoe-obsledovanie-rebenka-pervogo-goda (Дата обращения: 31.01.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.