Научная статья на тему 'Роль логистического сервиса в повышении конкурентоспособности машиностроительного предприятия'

Роль логистического сервиса в повышении конкурентоспособности машиностроительного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
775
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКИЙ СЕРВИС / LOGISTIC SERVICE / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / MACHINE-BUILDING ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пименова М.В.

Обострение проблем обеспечения конкурентоспособности продукции отечественных машиностроительных предприятий требует поиска новых подходов к их решению. Качественно организованный логистический сервис является важным фактором достижения стратегического конкурентного преимущества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE LOGISTIC SERVICE IN STIMULATING A MACHINE-BUILDING ENTERPRISE COMPETITIVENESS

Providing the competitiveness of the national machine-building enterprises production has become an acute issue. The process demands searching for the new ways to rectify it. A thoroughly organised logistic service is an important factor in attaining a strategic competitive advantage.

Текст научной работы на тему «Роль логистического сервиса в повышении конкурентоспособности машиностроительного предприятия»

Логистика и управление цепями постаеок^на предприятии

женных органов при работе с поручительством по обязательствам нескольких лиц при таможенном транзите товаров».

Денежный залог является следующим способом обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов. Денежный залог осуществляется в безналичной форме на счет Федерального казначейства РФ. В силу возможности сбоев в системе передачи денежных средств с одного счета на другой, при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита возможны простои транспортного средства на международном автомобильном пункте пропуска, что для предприятия и (или) перевозчика грозит не только временными затратами, но и финансовыми.

Банковская гарантия представляется в таможню вместе с сопроводительным письмом и документами, подтверждающими полномочия лиц, подписавших банковскую гарантию. Если такие документы представлялись ранее, то их повторное представление уже не требуется.

Для оформления договора о залоге имущества необходимо обратиться в таможню отправления либо в таможню назначения. На практике данный способ обеспечения используется крайней редко.

В качестве обеспечения при транзите также могут быть использованы таможенные пошлины, налоги, уплаченные при предварительном таможенном декларировании товаров, при условии, что будет осуществляться транзит именно этих задекларированных товаров. Для этого необходимо оформить соответствующее письменное заявление. Использование сумм таможенных пошлин, налогов в качестве сумм обеспечения осуществляется с применением гарантийного сертификата, который впоследствии предоставляется в таможенный орган отправления.

Необходимо учитывать, что сумм таможенных платежей, уплаченных по предварительной декларации, может быть недостаточно для обеспечения уплаты

таможенных пошлин, налогов при таможенном транзите товаров. Это связано с тем, что при таможенном транзите размер обеспечения определяется без учета льгот и преференций, которые заявлены при предварительном декларировании. В указанной ситуации рекомендуется внести недостающую сумму обеспечения и оформить на нее еще один гарантийный сертификат.

Кроме того, участники внешнеэкономической деятельности также могут воспользоваться услугами таможенных перевозчиков. В этом случае предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при таможенном транзите товаров не требуется.

Библиографические ссылки

1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) : в ред. от 16.04.2010 г. // Собрание законодательства РФ № 50 от 13.12.2010 г.

2. О международных перевозках с применением книжки МДП : Письмо ФТС от 4 июля 2013 года № 01-11/28474 [Электронный ресурс]. URL: http://www.tks.ru (дата обращения 12.09.2013).

References

1. Tamozhennyj kodeks Tamozhennogo sojuza (prilozhenie k Dogovoru o Tamozhennom kodekse Tamozhennogo sojuza, prinjatomu Resheniem Mezhgosudarstvennogo Soveta EvrAzJeS na urovne glav gosudarstv ot 27.11.2009 N 17) // Sobranie zakonodatel'stva RF N 50 ot 13.12.2010 g., v red. ot 16.04.2010 g.

2. O mezhdunarodnyh perevozkah s primeneniem knizhki MDP : Pis'mo FTS ot 4 ijulja 2013 goda N 0111/28474 [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.tks.ru (data obrashhenija 12.09.2013).

© Наумцев Н. И., Полухин И. В., 2013

УДК 658

РОЛЬ ЛОГИСТИЧЕСКОГО СЕРВИСА В ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

М. В. Пименова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 E-mail: PimenovaMarina@yandex.ru

Обострение проблем обеспечения конкурентоспособности продукции отечественных машиностроительных предприятий требует поиска новых подходов к их решению. Качественно организованный логистический сервис является важным фактором достижения стратегического конкурентного преимущества.

Ключевые слова: логистический сервис, конкурентоспособность, машиностроительное предприятие.

Решетневскуе чтения. 2013

THE ROLE OF THE LOGISTIC SERVICE IN STIMULATING A MACHINE-BUILDING

ENTERPRISE COMPETITIVENESS

M. V. Pimenova

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, "Krasnoyarsky Rabochy" Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia E-mail: PimenovaMarina@yandex.ru

Providing the competitiveness of the national machine-building enterprises production has become an acute issue. The process demands searching for the new ways to rectify it. A thoroughly organised logistic service is an important factor in attaining a strategic competitive advantage.

Keywords: logistic service, competitiveness, machine-building enterprise.

Технологической основой современного промышленного производства является технически сложное высокотехнологичное оборудование, созданное на базе новейших достижений науки и техники. Непрерывный рост конструктивной сложности машино-технической продукции, изменение условий ее эксплуатации, непрерывное обновление моделей и ускорение морального износа при длительном цикле потребления вызывает все большую заинтересованность потребителей во всех отраслях экономики в эффективной сервисной поддержке эксплуатируемой техники на всех этапах ее жизненного цикла. В сложившихся условиях все более важное значение приобретает совершенствование форм взаимодействия между производителем и потребителем технически сложной продукции.

Укрепление позиций машиностроительного предприятия на рынке и обеспечение его долгосрочных конкурентных преимуществ диктует необходимость эффективной организации и управления интегрированным предложением машинотехнической продукции и ее сервисного обслуживания. Ориентация производителей на удовлетворение возрастающих запросов потребителей в товарах и сопровождающих их услугах требует установления с клиентами взаимовыгодных партнерских отношений.

Активное расширение процессов индивидуализации оказываемых услуг вызывает резкий рост расходов на сервисную деятельность. В сложившихся условиях повышается актуальность логистического подхода к формированию системы сервисного обслуживания машиностроительного предприятия.

Задача логистики состоит в том, чтобы обеспечить требуемый уровень обслуживания потребителей при минимальных общих издержках [1]. Логистический подход к сервисному обслуживанию предприятия позволяет расширить границы процесса оказания услуг и дает возможность удовлетворить постоянно усложняющиеся запросы потребителей оптимальным с точки зрения затрат способом. Поэтому логистическое обслуживание должно сопровождать материальный поток по всей логистической цепи, начиная от момента закупки сырья для производства продукции и заканчивая ее утилизацией.

Обслуживание потребителей - одна из важнейших функций логистики промышленного предприятия, поскольку логистическая стратегия и тактика, через комплекс оказываемых потребителям услуг, является

эффективным средством создания системы тесных связей с клиентами, различного рода посредниками и покупателями. В логистической системе машиностроительного предприятия регулирование и оптимизация потоков услуг и материальных потоков должны быть адекватными.

Концепция логистического обслуживания основана на всестороннем изучении потребностей и построении на этой основе таких взаимоотношений, которые позволяют решить практически все проблемы клиентов.

Основной задачей логистического обслуживания является оказание помощи потребителю сделать свой бизнес более эффективным и прибыльным на базе подробного анализа его проблемных зон.

Обслуживание потребителей является процессом создания существенных выгод, содержащих добавленную стоимость, при условии поддержания эффективного уровня затрат в цепи поставок. Это процесс, нацеленный на управление цепью поставок [2].

Организация эффективного сервисного обслуживания должна охватывать всю логистическую цепь машиностроительного предприятия, создавая согласованность между всеми ее звеньями. От того, насколько хорошо предприятие-производитель обслуживает своих партнеров по бизнесу, в значительной мере зависит эффективность движения логистических потоков и, как следствие, уровень обслуживания конечного покупателя. Обслуживание потребителей на любом этапе движения логистических потоков должно рассматриваться с точки зрения конечного потребителя. Достаточный уровень обслуживания, предоставленного партнером, создает предпосылки для поддержания такого же или более высокого уровня сервиса в последующих звеньях цепи поставок. Если же уровень сервиса оказался низким, то предприятие либо не сможет хорошо обслужить своих клиентов, либо это потребует от него дополнительных затрат. Особую значимость в этой связи приобретает эффективная организация подсистемы логистического обслуживания.

Под логистическим сервисом предприятия понимается оказание комплекса услуг, сопутствующих материальному потоку на всем пути его продвижения по логистической цепи предприятия, обеспечивающих максимальное удовлетворение спроса потребителей наиболее оптимальным с точки зрения затрат способом. Логистический сервис машиностроительного

Логистика и управление цепями поставок,на предприятии

предприятия включает комплекс услуг, связанных с проектированием, закупкой, производством, сбытом, эксплуатацией и утилизацией машино-технической продукции.

Логистический сервис машиностроительного предприятия решает задачи оптимальности и сбалансированности процесса оказания услуг потребителю материального потока. Главная цель - завоевание и удержание потребителей путем удовлетворения их нужд в отношении обслуживания физического продукта и обеспечение требуемого уровня сервисного обслуживания при минимальных затратах ресурсов в цепи поставок.

Объектами логистического сервиса машиностроительного предприятия выступают, с одной стороны, материальный поток (товар в его физической форме), а с другой стороны, потребители материального потока.

Потребителями логистического сервиса машиностроительного предприятия являются: население, приобретающее товары для личного потребления; организации, приобретающие продукцию производственно-технического назначения; промежуточные продавцы, приобретающие товары для последующей их перепродажи; подразделения предприятия или его делового партнера, относящиеся к другому звену логистической цепи. Субъектами логистического сервиса машиностроительного предприятия являются предприятия, осуществляющие сервис: предприятие-производитель; посредники (отдельные самостоятельные предприятия), участвующие в производственно-сбытовом процессе и специализирующиеся в области сервисного обслуживания материальных потоков; предприятие-потребитель, осуществляющее самообслуживание.

Отличительные особенности логистического сервиса проявляются в том, что он одновременно является и инструментом товарной политики в комплексе маркетинга предприятия, и функциональным элементом его производственной логистической системы, и потоковым процессом взаимодействия систем производителя и потребителя продукции.

Подсистема логистического обслуживания, сформированная на предприятии, позволяет решать два актуальных вопроса: предоставление совокупного предложения товара и пакета услуг, а также организация и реализация этого процесса наиболее эффективным способом с точки зрения удовлетворения потребностей клиентов и затрат на сервис.

Логистический сервис позволяет преодолеть изоляцию между потребителем и поставщиком, начиная от продажи товара до его обновления, путем создания постоянной клиентуры. Эта непрерывность акта продажи обеспечивается услугами, предоставляемыми в послепродажный период. От способности предприятия оказывать услуги в этот период в значительном объеме и высокого качества в решающей степени зависит установление взаимозависимости потребителей и поставщиков, затрудняющей доступ других производителей к клиентам данного предприятия.

Организация эффективной системы логистического обслуживания потребителей формирует условия для долгосрочных партнерских отношений с потребителями, способствует формированию стабильного рынка сбыта продукции, повышению экономической эффективности деятельности предприятия, обеспечивает достижение долгосрочного конкурентного преимущества машиностроительного предприятия.

Библиографические ссылки

1. Бауэрсокс Доналд Дж., Клосс Дейвид Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок. 2-е изд. М. : ЗАО Олимп-Бизнес, 2008. 640 с.

2. Миротин Л. Б., Ташбаев Ы. Э., Касенов А. Г. Логистика: обслуживание потребителей : учебник. М. : Инфра-М, 2002. 190 с.

References

1. Bauersoks Donald Dzh., Kloss Deyvid Dzh. Logistika: integrirovannaya tsep postavok. 2-e izd. M.: ZAO Olimp-Biznes, 2008 g. 640 s.

2. Mirotin L. B., Tashbayev Y. E., Kasenov A. G. Logistika: obsluzhivaniye potrebiteley: Uchebnik. - M. : INFRA-M, 2002. 190 s.

© Пименова М. В., 2013

УДК 658.7

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К МОДЕЛИРОВАНИЮ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНОГО ПОТОКА В ДИСКРЕТНО-СОБЫТИЙНЫХ МОДЕЛЯХ ANYLOGIC

Д. А. Прокопович

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: dmap@mail.ru

Представлены некоторые способы моделирования основных событий, происходящих с материальным потоком на пути его движения от товаропроизводителя к конечному потребителю.

Ключевые слова: имитационное моделирование, цепь поставок, AnyLogic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.