Логистика и управление цепями постаеок^на предприятии
предприятия включает комплекс услуг, связанных с проектированием, закупкой, производством, сбытом, эксплуатацией и утилизацией машино-технической продукции.
Логистический сервис машиностроительного предприятия решает задачи оптимальности и сбалансированности процесса оказания услуг потребителю материального потока. Главная цель - завоевание и удержание потребителей путем удовлетворения их нужд в отношении обслуживания физического продукта и обеспечение требуемого уровня сервисного обслуживания при минимальных затратах ресурсов в цепи поставок.
Объектами логистического сервиса машиностроительного предприятия выступают, с одной стороны, материальный поток (товар в его физической форме), а с другой стороны, потребители материального потока.
Потребителями логистического сервиса машиностроительного предприятия являются: население, приобретающее товары для личного потребления; организации, приобретающие продукцию производственно-технического назначения; промежуточные продавцы, приобретающие товары для последующей их перепродажи; подразделения предприятия или его делового партнера, относящиеся к другому звену логистической цепи. Субъектами логистического сервиса машиностроительного предприятия являются предприятия, осуществляющие сервис: предприятие-производитель; посредники (отдельные самостоятельные предприятия), участвующие в производственно-сбытовом процессе и специализирующиеся в области сервисного обслуживания материальных потоков; предприятие-потребитель, осуществляющее самообслуживание.
Отличительные особенности логистического сервиса проявляются в том, что он одновременно является и инструментом товарной политики в комплексе маркетинга предприятия, и функциональным элементом его производственной логистической системы, и потоковым процессом взаимодействия систем производителя и потребителя продукции.
Подсистема логистического обслуживания, сформированная на предприятии, позволяет решать два актуальных вопроса: предоставление совокупного предложения товара и пакета услуг, а также организация и реализация этого процесса наиболее эффективным способом с точки зрения удовлетворения потребностей клиентов и затрат на сервис.
Логистический сервис позволяет преодолеть изоляцию между потребителем и поставщиком, начиная от продажи товара до его обновления, путем создания постоянной клиентуры. Эта непрерывность акта продажи обеспечивается услугами, предоставляемыми в послепродажный период. От способности предприятия оказывать услуги в этот период в значительном объеме и высокого качества в решающей степени зависит установление взаимозависимости потребителей и поставщиков, затрудняющей доступ других производителей к клиентам данного предприятия.
Организация эффективной системы логистического обслуживания потребителей формирует условия для долгосрочных партнерских отношений с потребителями, способствует формированию стабильного рынка сбыта продукции, повышению экономической эффективности деятельности предприятия, обеспечивает достижение долгосрочного конкурентного преимущества машиностроительного предприятия.
Библиографические ссылки
1. Бауэрсокс Доналд Дж., Клосс Дейвид Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок. 2-е изд. М. : ЗАО Олимп-Бизнес, 2008. 640 с.
2. Миротин Л. Б., Ташбаев Ы. Э., Касенов А. Г. Логистика: обслуживание потребителей : учебник. М. : Инфра-М, 2002. 190 с.
References
1. Bauersoks Donald Dzh., Kloss Deyvid Dzh. Logistika: integrirovannaya tsep postavok. 2-e izd. M.: ZAO Olimp-Biznes, 2008 g. 640 s.
2. Mirotin L. B., Tashbayev Y. E., Kasenov A. G. Logistika: obsluzhivaniye potrebiteley: Uchebnik. - M. : INFRA-M, 2002. 190 s.
© Пименова М. В., 2013
УДК 658.7
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К МОДЕЛИРОВАНИЮ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНОГО ПОТОКА В ДИСКРЕТНО-СОБЫТИЙНЫХ МОДЕЛЯХ ANYLOGIC
Д. А. Прокопович
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Представлены некоторые способы моделирования основных событий, происходящих с материальным потоком на пути его движения от товаропроизводителя к конечному потребителю.
Ключевые слова: имитационное моделирование, цепь поставок, AnyLogic.
Решетневскуе чтения. 2013
APPROACHES FOR MATERIAL FLOW MODELLING IN DISCRETE-EVENT
ANYLOGIC MODELS
D. A. Prokopovich
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, "Krasnoyarsky Rabochy" Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia E-mail: [email protected]
Some ways to model basic material flow transformations in supply chain are presented.
Keywords: simulation, supply chain, AnyLogic.
Модельное отражение движения материального потока представляет собой последовательно сменяющие друг друга фазы инициирования объектов, образующих данный поток, их пребывание и обработку на каждом участке движения и покидание единицами материального потока, зачастую видоизмененными по сравнению с поступающими в логистическую систему, пределов, очерченных моделью.
На пути своего движения материальный поток может агрегироваться или дезагрегироваться. Данные процессы могут проходить как в рамках однородных единиц потока, так и включать в себя модельные субстанции различного типа.
Например, однородные заявки на обслуживание могут генерироваться разными типами клиентов, каждому из которых присущи свои закономерности, определяющие частоты и количества заявок. При этом все заявки можно считать однородными как с точки зрения времени обслуживания, так и с позиции ресурсных требований.
Другим случаем агрегирования однородных заявок является их объединение в партии. В этом случае дальнейшее прохождение логистической цепи осуществляется уже единицей нового типа.
Важнейшим требованием к агрегированию разнородных единиц материального потока, например, узлов в собираемом изделии, является обеспечение комплектности вновь образуемых его элементов.
Дезагрегирование однородного потока представляет собой его сортировку по определённому критерию, который в общем случае может изменяться по ходу выполнения модели. Простейшим случаем сортировки является вероятностное задание дальнейшего маршрута движения текущей заявки. Однако при таком способе отсутствует обратная связь между складывающейся в процессе симуляции ситуацией в модели и управлением материальным потоком. Реализовать же механизм обратной связи можно, задав условие на сортировку потока. Например, новая заявка направляется на канал обслуживания «А», если очередь к данному каналу не превышает определенного предела, иначе заявка перенаправляется на канал «Б».
Также к дезагрегированию следует отнести извлечение заявок из партии, ранее образованной моделью.
Регулирование движения заявки по моделируемой логистической цепи достигается посредством задания приоритетов на обслуживание того или иного требования.
Простейшая дискретно-событийная модель, выстроенная по схеме «генерация заявки - ожидание -
обслуживание - выход из системы», реализует выталкивающий подход к движению материального потока. Однако нынешняя практика зачастую требует адекватного модельного отражения вытягивающего подхода, где «спусковым механизмом», приводящим в движение единицу материального потока, является поступление в моделируемую систему заявки, которая, в свою очередь, может представлять собой как независимый спрос, так и требование, сгенерированное другой подсистемой модели.
Один из простейших подходов к моделированию «вытягивания» единиц материального потока состоит в том, что элементы, на которые предъявляется спрос (оферты), генерируются в заведомо избыточном количестве и ожидают в очереди момента своего истребования (акцепта).
Не акцептованные в течение определённого промежутка модельного времени оферты могут покидать модель непосредственно из очереди без какого-либо учёта. Таким образом, модельными средствами отражается диалектическая противоречивость единицы материального потока в вытягивающем подходе: её существование в потенции до момента предъявления спроса, т. е. безусловная готовность к «вытягиванию», но при этом фактическое проявление её лишь в начале такового.
Предлагаемый подход полностью согласуется с реальностью: вытягивающее звено, например покупатель постоянно воспринимает оферту в виде рекламы или персонально адресованных посланий, но далеко не всегда её принимает, т. е. акцептует.
Диалектическая противоречивость покидания единицей материального потока моделируемой системы состоит в том, что исчезающая заявка превращается в приращение результата функционирования системы, каковым для экономических систем являются, главным образом, показатели прибыльности или затратной эффективности.
Покинуть систему единица материального потока может, пройдя все стадии его движения, влившись в другой поток или непроизводительно выбыв из модели (например, в силу истечения срока ожидания клиентом, истечения срока годности товара, явного отказа в обслуживании и др.).
Таким образом, аппарат AnyLogic предоставляет достаточное инструментальное разнообразие средств моделирования основных преобразований материального и ему сопутствующих потоков для решения широкого класса задач оптимизации цепей поставок.
© Прокопович Д. А., 2013