Научная статья на тему 'Направления совершенствования объектов логистического менеджмента'

Направления совершенствования объектов логистического менеджмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
953
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / LOGISTICS MANAGEMENT / ЦЕЛЬ / PURPOSE / ЗАДАЧА / TASK / ПОТОК / FLOW / ТРАЕКТОРИЯ / TRAJECTORY / СИСТЕМА ПОСТАВОК РЕСУРСОВ / RESOURCES SUPPLY SYSTEM / ПРОЦЕСС / PROCESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тяпухин Алексей Петрович

В статье разработана классификация целей управления объектами логистического менеджмента, сформулированы задачи технологических, торговых и логистических звеньев систем поставок ресурсов и предложена последовательность их решения, раскрыта сущность этапов проектирования, формирования и оптимизации объектов логистического менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Directions of Subjects Improving of Logistics Management

In the article the classification of the purposes of subjects management of logistics management are created, the purposes of technological, commercial and logistics links of resources supply systems are formulated and the sequence of their decisions is suggested, the essence of stages of the design, formation and optimization of subjects of logistics management is determined.

Текст научной работы на тему «Направления совершенствования объектов логистического менеджмента»

о

Тяпухин А. П.

Направления совершенствования объектов логистического менеджмента

н Тяпухин Алексей Петрович

< Оренбургский филиал РАНХиГС ^ Профессор кафедры менеджмента организации Доктор экономических наук, профессор aptyapuhin@mail.ru

РЕФЕРАТ

В статье разработана классификация целей управления объектами логистического менеджмента, сформулированы задачи технологических, торговых и логистических звеньев систем поставок ресурсов и предложена последовательность их решения, раскрыта сущность этапов проектирования, формирования и оптимизации объектов логистического менеджмента.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

логистический менеджмент, цель, задача, поток, траектория, система поставок ресурсов, процесс

Tyapukhin A. P.

Directions of Subjects Improving of Logistics Management

Tyapukhin Alexey Petrovich

Orenburg branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration Professor of the Chair of Management of the Organization Doctor of Science (Economy), Professor aptyapuhin@mail.ru

ABSTRACT

In the article the classification of the purposes of subjects management of logistics management are created, the purposes of technological, commercial and logistics links of resources supply systems are formulated and the sequence of their decisions is suggested, the essence of stages of the design, formation and optimization of subjects of logistics management is determined.

KEYWORDS

logistics management, purpose, task, flow, trajectory, resources supply system, process

Непрерывные изменения рыночных отношений в условиях возрастания конкуренции, в том числе в инновационных секторах экономики, предопределяют постоянное развитие концепций управления предприятиями, к числу которых относится концепция логистики. «Опыт развитых в экономическом отношении стран показывает, что с использованием логистического подхода связано получение 20-30% валового национального продукта данных стран. Специалистами установлено, что сокращение на 1% логистических затрат эквивалентно почти десятипроцентному увеличению объемов продаж коммерческих и промышленных предприятий» [23, а 54]. К особенностям логистики и, соответственно, логистического менеджмента относятся:

• ориентация на управление потоками ресурсов, начиная от их начального поставщика (генерирующего звена) и заканчивая конечными потребителями готовой продукции и услуг (поглощающими звеньями), что обусловливает появление

нового для российской экономики объекта управления, такого как система по- g

ставок ресурсов, которая известна зарубежным специалистам как цепь (сеть) |

поставок (англ. — «supply chain (network)»; о

• неразрывная связь с маркетингом, под которым Американская ассоциация мар- о кетинга с недавнего времени (июль 2013 г.) понимает «деятельность, набор m институтов и процессов для создания, передачи, предоставления и обмена пред- х ложениями, имеющими ценность для потребителей, клиентов, партнеров и обще- н

Л ^

ства в целом»1; «с

• снижение или устранение так называемых межфункциональных барьеров, пре- m пятствующих движению потоков ресурсов в системах поставок и в их звеньях;

• переработка ресурсов малыми партиями при непрерывном сокращении запасов в системах поставок ресурсов, что, кроме прочего, способствует повышению качества сложных по составу изделий;

• снижение размеров упущенной выгоды в системах поставок ресурсов за счет минимизации потерь при управлении транспортом, запасами и ожиданиями [23, с. 92].

Учет изложенных выше особенностей представляет собой значительный резерв повышения конкурентоспособности систем поставок ресурсов и их звеньев, который в настоящее время не исчерпан. Исходя из этого, цель данной статьи заключается в обосновании направлений совершенствования объектов логистического менеджмента в соответствии с авторской концепцией логистики, изложенной в работах [23; 25]. Основным объектом исследования в статье являются потоки материальных ресурсов.

Проблемам развития логистики и логистического менеджмента, в том числе вопросам совершенствования их объектов, посвящено значительное количество работ, в которых рассматривались следующие проблемы:

1) общая теория и методология логистики и логистического менеджмента: работы [1; 21] и др.;

2) экономико-математическое моделирование логистической деятельности предприятий: [13; 14] и др.;

3) движение материальных ресурсов: управление транспортом: [11; 22] и др.; управление складским хозяйством: [3; 7] и др.; управление запасами: [2; 17] и др.;

4) движение нематериальных ресурсов: управление информацией: [5; 31]; управление финансами: [4; 16] и др.; управление сервисом: [20; 29] и др.;

5) деятельность предприятий в условиях международной торговли: [9; 18] и др.;

6) виды экономической деятельности предприятий: [6; 8] и др.;

7) сферы логистики: [15; 30] и др.;

8) управление предприятием: [12; 19] и др.;

9) управление цепями поставок: [10; 28] и др.

Анализ содержания перечисленных выше и иных литературных источников по теме исследования позволяет сделать следующие выводы:

1) теория и методология логистики и логистического менеджмента в настоящее время разработаны в недостаточной степени, что обусловлено сложностью объектов исследования (потоков, траекторий их движения, систем поставок ресурсов, а также процессов, которые они выполняют) и нестабильностью количественных параметров и качественных характеристик данных объектов в связи с объективными (изменение факторов внешней среды) и субъективными (наличие противоречивых целей звеньев систем поставок ресурсов) причинами;

1 About American Marketing Association. Definition of Marketing [Электронный ресурс]. URL: https://www.ama.org/AboutAMA/Pages/Definition-of-Marketing.aspx

g 2) внедрению логистики и логистического менеджмента в значительной степени препятствует несовершенство адекватного им терминологического аппарата. о Данное положение проявляется в следующем:

о •в необоснованном дублировании ряда базовых понятий, таких как «логистика», m «управление цепями поставок», «логистический менеджмент»; х •в нечетком разграничении бизнес-процессов, реализуемых в системах поставок н- ресурсов, а также функций, выполняемых их звеньями;

< •в разработке различных вариантов логистических концепций, направленных на В решение, как правило, локальных задач управления предприятиями, что препятствует оптимизации деятельности системы поставок ресурсов в целом. Исходя из этого, проблематично обосновать, выбрать и внедрить в звеньях или системах поставок ресурсов одну или несколько таких концепций; 3) в слабой степени проработаны вопросы проектирования и формирования систем поставок ресурсов, поскольку:

• отсутствует уточненная классификация их основных звеньев с соответствующей стандартизацией выполняемых ими бизнес-процессов и функций;

• не разработаны рекомендации по определению количества линейно упорядоченных звеньев системы поставок (длины цепей поставок), а также количества звеньев одного уровня, выполняющих сходные бизнес-процессы и функции (ширины фронта поставок);

• не представлены методы снижения или устранения межфункциональных барьеров в системах поставок при наличии противоречивых целей их звеньев;

• неясны предпосылки организации эффективного взаимодействия звеньев систем поставок ресурсов, ориентированных на различные типы рынков и имеющих различные организационные структуры управления;

4) требуются дальнейшие исследования проблем управления системами поставок ресурсов в таких областях, как диагностика, обеспечение устойчивости, управление рисками, организация инновационной и инвестиционной деятельности, использование информационных технологий, оценка эффективности и др.

Изложенные выше выводы служат ориентирами для уточнения, дополнения и дальнейшей разработки представленного в работах [23; 25] авторского варианта логистики.

Для достижения поставленной цели исследования использованы следующие предпосылки:

1) под логистикой понимается «концепция управления предприятиями, которая связана с воздействиями субъекта управления на потоки ресурсов, перемещающиеся по определенным траекториям с помощью звеньев системы поставок (поставщиков и посредников), которые выполняют консолидацию/разукрупнение объектов данных потоков в целях доставки конечным потребителям, расположенным на определенной территории, ценности в рамках заявленных ими параметров количества и качества продукции и услуг, а также времени и затрат для их изготовления и реализации [23, с. 25];

2) под логистическим менеджментом понимается «вид деятельности предприятий, который связан с выполнением процессов концентрации, распределения и движения потоков материальных, информационных, людских и финансовых ресурсов, а также потоков услуг с использованием оптимальных для них траекторий, к конечным потребителям, расположенным на определенных территориях, в соответствии с целью, которую предприятия достигают совместно как участники системы поставок ресурсов» [23, с. 40];

3) логистика как концепция управления предприятиями основана, с одной стороны, на концепции управления цепями поставок, а с другой стороны, на концепции управления ценностью (англ. — «Value Management») [23, с. 26]. Данная пред-

Цена (компонент комплекса маркетинга)

Затраты (З)

Время(В)

Количество (Кл)

Товар

(компонент комплекса маркетинга)

Качество (Кч)

Снижение затрат и устранение возможного дефицита продукции за счет создания запасов (вариант З — Кл) Экономия оборотных средств предприятия за счет снижения запасов (вариант В — Кл)

Обеспечение качества товара для потребителей за счет увеличения затрат (вариант З — Кч) Повышение качества товара за счет сокращения производственного цикла (вариант В — Кч)

о о со

о <

Рис. 1. Варианты управленческих решений в системах поставок ресурсов

и их взаимосвязь

Вид движения потоков ресурсов

Последовательный Параллельный

Стабильные Стабильность параметров и характеристик потоков ресурсов Не стабильные

Канал Фронт

(К) (Ф)

Цепь Эшелон

(Ц) (Э)

Рис. 2. Классификация основных типов систем поставок ресурсов

посылка составляет основу авторского варианта логистики и отличается от точек зрения ряда зарубежных специалистов [1; 10; 19; 21; 28];

4) основными компонентами управления ценностью являются количество, качество, затраты, время, территория и траектория [23, с. 26];

5) на основе первых четырех компонентов управления ценностью можно обосновать варианты управленческих решений в системах поставок ресурсов и установить взаимосвязи между ними (рис. 1) [27];

6) вариант (В — Кл) управленческих решений относится к концепции логистики «первой волны». В свою очередь логистика «второй волны» оперирует управленческими решениями варианта (В — Кч) (рис. 1);

7) под системой поставок ресурсов понимается «совокупность поставщиков и посредников (звеньев), образующих каналы, цепи, фронты и эшелоны поставок и выполняющих процессы консолидации/разукрупнения потоков ресурсов в целях создания и доставки ценностей конечным потребителям» [24, с. 431];

8) как указано в предыдущем пункте, основными элементами системы поставок ресурсов являются каналы, цепи, фронты и эшелоны (рис. 2) [23, с. 77]. Выделение данных типов элементов позволяет обеспечить логически обоснованную преемственность проектирования, формирования и оптимизации систем поставок ресурсов, начиная от их простейших типов и заканчивая более сложными;

о о со

о <

приоритеты системы поставок ресурсов

Закрепление результатов Долгосрочное развитие

Использование сильных сторон Состояние системы поставок ресурсов

Приобретение новых свойств

Преемственность Устойчивость

Предприимчивость Инновационность

Рис. 3. Основные свойства системы поставок ресурсов Объект логистического менеджмента

Поток

Траектория

Система

Процесс

Стратегическая Тип цели логистического менеджмента Тактическая

Создание ценности конечным потребителям Согласованность поставок ресурсов Получение прибыли Ликвидация процессов, не создающих ценность

Непрерывность движения Устранение ограничений для движения потоков ресурсов Специализация и кооперация звеньев Устранение межфункциональных барьеров

Рис. 4. Классификация целей управления объектами логистического менеджмента

9) с точки зрения приоритетов и состояния системы поставок ресурсов можно выделить четыре основных свойства систем данного типа: преемственность, устойчивость, предприимчивость и инновационность (рис. 3) [26, с. 205]. Данное исследование будет ориентировано на развитие предприимчивости систем поставок ресурсов;

10) основными объектами логистического менеджмента являются территория и траектория (компоненты управления ценностью), потоки, процессы и системы (компоненты управления цепями поставок) [23, с. 29];

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11) в зависимости от задачи исследования территория может быть представлена либо в виде зоны потенциального сбыта продукции и услуг [23, с. 123], либо в виде зоны стратегических интересов предприятия [25, с. 248];

12) в границах территорий проектируются, формируются и оптимизируются потоки, траектории, процессы и системы, управление которыми требует постановки и достижения стратегических и тактических целей, отраженных на рис. 4. Анализ информации, представленной на рис. 4, позволяет сделать следующие выводы:

• стратегической целью систем в рыночной экономике, в том числе систем поставок ресурсов, является получение прибыли. Достижение данной цели предполагает специализацию систем и звеньев с последующей их кооперацией для выполнения требований конечных потребителей продукции и услуг при реализации базовых вариантов управленческих решений (В — Кл) и (В — Кч) (см. рис. 1);

• в условиях высококонкурентного рынка получение прибыли системами обеспечивается посредством создания и доставки ценности конечным потребителям

продукции и услуг на основе ориентации звеньев на непрерывное движение 2 ресурсов, необходимое для сокращения времени выполнения требований данных | потребителей; о

• стратегические цели управления системой и потоками ресурсов достигаются за о счет ликвидации процессов, не создающих ценности для конечных потребителей т продукции и услуг с одновременным снижением или устранением межфункцио- х нальных барьеров в системах поставок, что большей частью обусловлено недо- н статочно качественным менеджментом [23, с. 82]; «с

• стратегической целью управления траекториями движения потоков ресурсов т является обеспечение согласованности их параметров и характеристик во времени и пространстве, включая устранение ограничений на пути потоков ресурсов, как на стадии подготовки управленческих решений, так и на стадии

их реализации. В отличие от ликвидации межфункциональных барьеров в системах поставок устранение ограничений для движения потоков ресурсов достигается на основе оптимизации технико-экономических параметров, описывающих маршруты, транспортные средства, складские хозяйства и погрузочно-разгрузочное оборудование, обеспечивающие доставку ценности конечным потребителям продукции и услуг.

Информация, представленная на рис. 4, создает предпосылки для обоснования задач основных звеньев системы поставок ресурсов — технологических, торговых и логистических (табл. 1). Представленные типы звеньев сформированы на основе данных работы [23, с. 35, 37]. Анализ информации, представленной в табл. 1, позволяет сделать следующие выводы:

• задачи, изложенные в табл. 1, в той или иной степени касаются деятельности всех типов звеньев системы поставок ресурсов независимо от их специализации. При составлении таблицы было принято допущение, что задачи технологических звеньев большей частью ориентированы на их внутреннюю среду, в отличие от торговых звеньев, в значительной степени направленных на решение задач во внешней среде. Логистические звенья в данном случае занимают промежуточное положение, поскольку их роль в системах поставок ресурсов может существенно меняться в зависимости от вариантов управленческих решений, представленных на рис. 1;

Таблица 1

задачи звеньев системы поставок ресурсов

Цель управления Тип звена системы поставок ресурсов

Технологическое (Тх) Торговое (Тр) Логистическое (Л)

Создание ценности конечным потребителям Внедрение вытягивающих концепций управления потоками ресурсов Соблюдение интересов потребителей и поставщиков при приобретении/передаче прав собственности на продукцию и услуги Сокращение размеров упущенной выгоды в системах поставок

Согласованность поставок ресурсов Сокращение ожиданий потребителей за счет согласования параметров потоков ресурсов Использование транзитных форм движения ресурсов в системах поставок Сочетание маятниковых и кольцевых маршрутов движения транспортных средств

Окончание табл. 1

Цель управления Тип звена системы поставок ресурсов

Технологическое (Тх) Торговое (Тр) Логистическое (Л)

Получение прибыли за счет сокращения времени создания и доставки ценности конечным потребителям Изготовление продукции и услуг в соответствии с требованиями их конечных потребителей Оптимизация количества торговых посредников в системах поставок Совершенствование планирования и регулирования процессов создания и доставки ценности конечным потребителям

Ликвидация процессов, не создающих ценность Сокращение времени на замену технологической оснастки Улучшение отношений с поставщиками и потребителями в системах поставок Оптимизация процессов консолидации и разукрупнения потоков ресурсов

Непрерывность движения Установление приоритетов управления потоками ресурсов Внедрение информационных технологий в системах поставок Сокращение передаточных партий и запасов в системах поставок

Устранение ограничений для движения потоков ресурсов Своевременный ремонт и техническое обслуживание оборудования Сочетание смешанных и комбинированных вариантов транспортировки ресурсов Повышение коэффициентов использования грузоподъемности (грузовместимости), а также пробега транспортных средств

Специализация и кооперация звеньев Передача работ на аутсорсинг поставщикам и посредникам, расположенным в непосредственной близости от предприятий Стандартизация и регламентация управления потоками ресурсов в системах поставок Размещение логистических центров в зонах стратегических интересов предприятий (систем поставок)

Устранение межфункциональных барьеров Синхронизация процессов создания и доставки ценности конечным потребителям Повышение качества диагностики систем поставок ресурсов и устойчивости их деятельности Организация погру-зочно-разгрузочных работ в системах поставок

• основу изложенных в табл. 1 задач составляют принципы управления предприятиями по версии Дж. Лайкера и «мегатенденции» Д. Бауэрсокса, Д. Клосса и Т. П. Станка, представленные в работе [23, с. 56, 59-63];

• задачи табл. 1 связаны между собой и должны решаться в определенной последовательности различными функциональными подразделениями звеньев системы поставок ресурсов с использованием бизнес-процессов, характерных для концепции логистики «второй волны» и представленных в работе [23, с. 32]. Данный аспект исследования изложен в табл. 2.

Таблица 2 <

последовательность решения задач звеньев системы поставок ресурсов

и адекватные данным задачам бизнес-процессы, о

характерные для концепции логистики «второй волны» 0

Цель и задачи звеньев системы поставок Бизнес - процессы логистики

Цель: получение прибыли за счет сокращения времени создания и доставки ценности конечным потребителям Стратегический менеджмент, управление продуктом, логистический менеджмент

1. Совершенствование методов прогнозирования потребительского спроса на продукцию и услуги Управление требованиями

2. Повышение качества диагностики систем поставок ресурсов и устойчивости их деятельности Стратегический менеджмент

3. Улучшение отношений с поставщиками и потребителями в системах поставок Управление отношениями с потребителями, управление отношениями с поставщиками

4. Соблюдение интересов потребителей и поставщиков при приобретении/ передаче прав собственности на продукцию и услуги Управление отношениями с потребителями, управление отношениями с поставщиками, финансовый менеджмент

5. Внедрение информационных технологий в системах поставок Технологический менеджмент

6. Сокращение размеров упущенной выгоды в системах поставок Технологический менеджмент, логистический менеджмент

7. Внедрение вытягивающих концепций управления потоками ресурсов Логистический менеджмент

8. Оптимизация процессов консолидации и разукрупнения потоков ресурсов Логистический менеджмент

9. Установление приоритетов управления потоками ресурсов Логистический менеджмент

10. Передача работ на аутсорсинг поставщикам и посредникам, расположенным в непосредственной близости от предприятий Логистический менеджмент

11. Оптимизация количества торговых посредников в системах поставок Логистический менеджмент

12. Размещение логистических центров в зонах стратегических интересов предприятий (систем поставок) Логистический менеджмент

13. Совершенствование планирования и регулирования процессов создания и доставки ценности конечным потребителям Стратегический менеджмент, технологический менеджмент

14. Синхронизация процессов создания и доставки ценности конечным потребителям Технологический менеджмент, логистический менеджмент

Окончание табл. 2

Цель и задачи звеньев системы поставок Бизнес- процессы логистики

15. Сокращение передаточных партий и запасов в системах поставок Логистический менеджмент

16. Своевременный ремонт и техническое обслуживание оборудования Технологический менеджмент

17. Сокращение времени на замену технологической оснастки Логистический менеджмент

18.Стандартизация и регламентация управления потоками ресурсов в системах поставок Логистический менеджмент

19. Изготовление продукции и услуг в соответствии с требованиями конечных потребителей Технологический менеджмент

20. Использование транзитных форм движения ресурсов в системах поставок Логистический менеджмент

21. Сочетание смешанных и комбинированных вариантов транспортировки ресурсов Логистический менеджмент

22. Сочетание маятниковых и кольцевых маршрутов движения транспортных средств Логистический менеджмент

23. Повышение коэффициентов использования грузоподъемности (грузовместимости), а также пробега транспортных средств Логистический менеджмент

24. Организация погрузочно-разгрузоч-ных работ в системах поставок Логистический менеджмент

Анализ информации, представленной в табл. 2, позволяет сделать следующие

выводы:

1) последовательность решения задач звеньев системы поставок ресурсов является основой для формирования стратегии развития данной системы и может быть оптимизирована, например, посредством использования сетевых методов планирования и управления (СПУ);

2) последовательность выполнения бизнес-процессов предполагает:

• уточнение содержания функций подразделений звеньев цепей поставок и перераспределение этих функций на основе аутсорсинга как внутри данных звеньев, так и на уровне системы поставок ресурсов;

• оформление содержания данных функций в положениях о подразделениях и уставных документах звеньев системы поставок;

• организацию управления системой поставок ресурсов на основе матричных структур управления, поскольку решение ряда изложенных выше задач может быть достигнуто на основе совместной деятельности подразделений и звеньев данной системы;

3) как следует из содержания табл. 2, значительную часть задач звеньев системы поставок ресурсов необходимо решать с использованием теории и методологии логистического менеджмента. В соответствии с данными рис. 4, эти задачи рас-

Таблица 3

Основные задачи совершенствования объектов логистического менеджмента

Поток Траектория Система Процесс

Сокращение размеров упущенной выгоды в системах поставок Использование транзитных форм движения ресурсов в системах поставок Передача работ на аутсорсинг поставщикам и посредникам, расположенным в непосредственной близости от предприятий Оптимизация процессов консолидации и разукрупнения потоков ресурсов

Внедрение вытягивающих концепций управления потоками ресурсов Сочетание маятниковых и кольцевых маршрутов движения транспортных средств Размещение логистических центров в зонах стратегических интересов предприятий (систем поставок) Синхронизация процессов создания и доставки ценности конечным потребителям

Установление приоритетов управления потоками ресурсов Сочетание смешанных и комбинированных вариантов транспортировки ресурсов Оптимизация количества торговых посредников в системах поставок Сокращение времени на замену технологической оснастки

Сокращение передаточных партий и запасов в системах поставок Повышение коэффициентов использования грузоподъемности (грузовместимости), а также пробега транспортных средств Стандартизация и регламентация управления потоками ресурсов в системах поставок Организация по-грузочно-разгру-зочных работ в системах поставок

пространяются на такие объекты логистического менеджмента, как поток, траектория, система и процесс. Классификация задач применительно к объектам логистического менеджмента, реализуемого в системах поставок ресурсов, представлена в табл. 3.

Содержание табл. 3 позволяет создать необходимые предпосылки для формирования подразделений логистического менеджмента на уровнях звеньев и системы поставок ресурсов, а также обеспечить их эффективное взаимодействие в условиях высокой конкуренции на рынках различного типа.

Классификация задач применительно к объектам логистического менеджмента, реализуемого в системах поставок ресурсов (см. табл. 3), создает необходимые предпосылки для разработки последовательности проектирования, формирования и оптимизации данных объектов (рис. 5).

Особенностями данной последовательности являются:

• учет содержания всех вариантов управленческих решений в системах поставок ресурсов, представленных на рис. 1;

• обоснование очередности совершенствования объектов логистического менеджмента, причем в качестве основы для данного совершенствования использовалась работа [23, с. 97];

• определение последовательности этапов проектирования, формирования и оптимизации объектов логистического менеджмента, поскольку сложность данных объектов предполагает выполнение нескольких итераций для получения оптимального результата исследований;

Рис. 5. Последовательность проектирования, формирования и оптимизации потоков ресурсов, траекторий их движения, процессов и систем поставок данных ресурсов

• создание необходимых предпосылок для выполнения процессов концентрации 2 и распределения — основных видов логистического менеджмента, реализуемо- | го звеньями систем поставок ресурсов. о

Рассмотрим содержание этапов последовательности, представленной на рис. 5, о более подробно. го

Информация о требованиях конечных потребителей продукции и услуг, отража- х ющих их ценность, поступает в систему поставок ресурсов от маркетинговых под- н разделений звеньев, непосредственно контактирующих с данными потребителями. «с Эта операция осуществляется в рамках бизнес-процесса «Управление отношени- т ями с потребителями» (см. табл. 2) и с позиции логистического менеджмента сопровождается созданием множества информационных каналов (К), образующих информационные фронты (Ф) (см. рис. 2), поглощающими звеньями которых являются упомянутые выше звенья систем поставок ресурсов.

Если данные фронты формируются по принципу «вверх по течению» (возможно, для их формирования звенья системы поставок ресурсов используют маркетинговый комплекс продвижения продукции и услуг), то в случае принятия требований конкретным звеном данной системы создаются предпосылки для формирования каналов (К1) и фронтов (Ф1) будущей поставки продукции и услуг их конечным потребителям по принципу «вниз по течению».

Поскольку формирование систем типа (К1) и (Ф1) в определенном интервале времени носит случайный характер, то после получения некоторого регламентированного количества требований данные системы следует подвергнуть оптимизации за счет: перераспределения данных требований в целях равномерной загрузки имеющихся в наличии звеньев системы поставок ресурсов; привлечения (в том числе на основе аутсорсинга) или исключения части звеньев поставок ресурсов в случае значительного колебания поступающих требований. В результате оптимизации данного типа система (Ф1) трансформируется в систему (Ф2), составляющую основу для дальнейшего проектирования системы поставок ресурсов в форме эшелонов (Э).

Далее звенья, непосредственно контактирующие с конечными потребителями продукции и услуг, либо действуют самостоятельно, либо передают полученные требования базовым звеньям системы поставок и ресурсов (БЗ СПР). В любом случае и тем, и другим звеньям предстоит осуществить структуризацию требований конечных потребителей и определить необходимые технологические операции (ТхО) создания ценностей, которые образуют технологические процессы (ТхП). Данный этап может быть выполнен с большей, чем предполагалось ранее, трудоемкостью в случае необходимости не только корректировки, но и разработки новых операций и процессов создания ценностей.

В результате данного этапа обеспечивается возможность для проектирования системы (Э1) или множества систем (Ц1) типа «технологические звенья — конечное звено системы поставок ресурсов». Системы данного типа следует отнести к системам создания ценности — цепям и эшелонам ценности, о которых идет речь в работе [23, с. 435].

Полученная на предыдущем этапе система (Э1) также подлежит оптимизации, поскольку удовлетворение требований конечных потребителей продукции и услуг невозможно без соответствующих торговых и логистических операций. Поэтому на следующем этапе необходимо определить количество, содержание и последовательность выполнения торговых (ТрО) и логистических (ЛО) операций, необходимых для создания и доставки ценности конечным потребителям, способом, близким к оптимальному.

Результаты этого этапа также подлежат оптимизации, ориентированной на проектирование интегрированных процессов не только создания, но и доставки цен-

Рис. 6. Последовательность совершенствования объектов логистического менеджмента

ностей конечным потребителям с осуществлением звеньями системы поставок процессов приобретения и передачи права собственности на ресурсы/готовую продукцию. На основе спроектированных процессов обеспечивается разработка проекта системы (Э2) или множества систем (Ц2) типа «технологические, торговые и логистические звенья — конечное звено системы поставок ресурсов».

Следующим объектом логистического менеджмента, до сих пор игнорируемым в анализируемой последовательности, являются потоки ресурсов. На основе проекта системы (Э2) проектируются потоки материальных ресурсов, являющихся основой для создания ценностей конечных потребителей продукции и услуг. Далее на базе этого проекта осуществляется проектирование информационных (ПИ), финансовых (ПФ), людских (ПЛ) и сервисных (ПС) потоков ресурсов в системе (Э2).

Очевидно, что следующим этапом является очередная оптимизация, но уже потоков ресурсов (ПМ, ПИ, ПФ, ПЛ, ПС)1 и проектирование на их основе интегрированных потоков ресурсов (ПМ, ПИ, ПФ, ПЛ, ПС)2. Следует подчеркнуть особую важность данного этапа, поскольку логистика и, соответственно, логистический менеджмент в качестве основного объекта управления рассматривают потоки ресурсов в комплексе.

Результаты предыдущего этапа позволяют перейти к проектированию траекторий движения потоков ресурсов (ТМ, ТИ, ТФ, ТЛ, ТС)1.

Заключительным этапом анализируемой последовательности является комплексная оптимизация объектов логистического менеджмента (ПМ, ПИ, ПФ, ПЛ, ПС)2 + + (ТМ, ТИ, ТФ, ТЛ, ТС)1 + (ТхП,ТрП,ЛП)1 + Э3 и проектирование на ее основе системы поставок ресурсов Э3, звенья которой обеспечивают создание и доставку ценности конечным потребителям продукции и услуг.

Нетрудно видеть, что процессы и траектории подвергаются, как минимум, одной оптимизации, потоки — двум оптимизациям, а системы — трем. Видимо поэтому большинство зарубежных и отечественных специалистов полагают, что управление цепями поставок включают в свой состав логистику, не учитывая, что потребителям в первую очередь необходимы не компетенции, которыми обладают звенья систем

<

V X 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

1

О

V

со

о <

со

Литература

1. Бауэрсокс Д. Логистика: интегрированная цепь поставок / Д. Бауэрсокс, Д. Клосс ; пер. с англ. М. : Олимп — Бизнес, 2001. 640 с.

2. Бродецкий Г. Л. Управление запасами / Г. Л. Бродецкий. М. : Эксмо, 2007. 400 с.

3. Волгин В. В. Склад: организация, управление, логистика / В. В. Волгин. М. : Дашков и К°, 2006. 732 с.

4. Горбунов А. Р. Управление финансовыми потоками. Проект «Сборка холдинга» / А. Р. Горбунов. М. : Глобус, 2003. 224 с.

5. Григорьев М. Н. Логистика: информационные системы и технологии / М. Н. Григорьев, В. И. Сергеев, С. А. Уваров. М. : Альфа-пресс, 2008. 608 с.

6. Дроздов П. А. Основы логистики в АПК : учебник / П. А. Дроздов. Минск : Изд-во Гревцова, 2012. 288 с.

7. Дыбская В. В. Управление складированием в цепях поставок / В. В. Дыбская. М. : Альфа-Пресс, 2009. 720 с.

8. Жаворонков Е. П. Логистика в строительстве : учеб. пособие / Е. П. Жаворонков. Новосибирск : СГУПС, 2001. 237 с.

9. Кретов И. И. Логистика во внешнеэкономической деятельности : учеб. пособие / И. И. Кре-тов, К. В. Садченко. М. : Дело и сервис, 2006. 256 с.

10. Кристофер М. Логистика и управление цепочками поставок / М. Кристофер ; под общ. ред. В. С. Лукинского. СПб. : Питер, 2004. 316 с.

11. Курганов В. М. Логистические транспортные потоки : учеб.-практ. пособие / В. М. Курганов. М. : Дашков и К°, 2003. 249 с.

12. Лайкер Дж. Дао Тойота: 14 принципов менеджмента ведущей корпорации мира / Дж. Лай-кер ; пер. с англ. М. : Альпина Бизнес Букс, 2005. 402 с.

13. Миротин Л. Б. Современный инструментарий логистического управления : учебник / Л. Б. Миротин, В. В. Боков. М. : Экзамен, 2005. 496 с.

14. Мищенко А. В. Методы управления инвестициями в логистических системах / А. В. Мищенко. М. : ИНФРА-М, 2009. 363 с.

15. Мясникова Л. А. Мезологистика: информация и ожидания / Л. А. Мясникова. СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 1998. 177 с.

16. Невешкина Е. В. Управление финансово-товарными потоками на предприятиях торговли : практ. пособие / Е. В. Невешкина. М. : Дашков и К°, 2013. 192 с.

17. Радионов А. Р. Логистика: нормирование сбытовых запасов и оборотных средств предприятия : учеб. пособие / А. Р. Радионов, Р. А. Радионов. М. : Велби : Проспект, 2006. 416 с.

поставок ресурсов, а продукты и услуги, имеющие столь необходимую для них ценность.

В результате можно уточнить последовательность совершенствования объектов логистического менеджмента (рис. 6).

Таким образом, в результате проведенного исследования получены следующие результаты: разработана классификация целей управления объектами логистического менеджмента; сформулированы задачи технологических, торговых и логистических звеньев систем поставок ресурсов; предложена последовательность решения задач звеньев системы поставок ресурсов; раскрыта сущность этапов проектирования, формирования и оптимизации объектов логистического менеджмента.

В ходе дальнейших исследований по рассматриваемой теме предполагается следующее: уточнить содержание задач, решаемых технологическими, торговыми и логистическими звеньями системы поставок материальных ресурсов; исследовать и обосновать направления совершенствования объектов логистического менеджмента, ориентированных на переработку и перемещение нематериальных видов ресурсов; уточнить и дополнить полученные результаты за счет детальной проработки этапов комплексной оптимизации объектов логистического менеджмента; адаптировать результаты исследования на конкретных предприятиях в целях повышения их конкурентоспособности на рынках различного типа, в том числе инновационных видов продукции и услуг.

< 18. Самолаев Ю. Н. Основы таможенной логистики : учеб. пособие / Ю. Н. Самолаев. М. : х Альфа, 2010. 302 с.

q 19. Скавронек Ч. Логистика на предприятии : учеб.-метод. пособие / Ч. Скавронек, З. Сариуш-

1 Вольский ; пер. с пол. М. : Финансы и статистика, 2003. 396 с.

2 20. Сосунова Л. А. Услуги в логистике : учеб. пособие / Л. А. Сосунова. СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, ® 1998. 103 с.

х 21. Сток Дж. Р. Стратегическое управление логистикой / Дж. Р. Сток, Д. М. Ламберт ; пер. £ с англ. ИНФРА-М, 2005. 797 с.

< 22. Транспортная логистика : учебник для транспортных вузов / под общ. ред. Л. Б. Миротина. ^ М. : Экзамен, 2002. 512 с.

23. Тяпухин А. П. Логистика : учебник / А. П. Тяпухин. М. : Юрайт, 2013. 576 с.

24. Тяпухин А. П. Логистическая система: сущность, структура, варианты и алгоритм функционирования / А. П. Тяпухин, Е. А. Тарасенко // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2014. № 1. С. 420-427.

25. Тяпухин А. П. Логистический менеджмент в цепях поставок / А. П. Тяпухин. Deutschland, Saarbrücken: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. 465 c.

26. Тяпухин А. П. Управление устойчивым развитием промышленного предприятия / А. П. Тяпухин, О. В. Шаламова // Экономика и менеджмент: теория и практика : сб. ст. / ред. кол.: О. М. Масюто [и др.]. Оренбург : Агентство «ПРЕССА», 2013. С. 203-216.

27. Тяпухин А. П. Эволюция принципов управления предприятиями: авторская версия / А. П. Тяпухин // Вопросы современной экономики. 2013. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http:// economic-journal.net/2013/07/136/

28. Управление цепями поставок : справочник / под ред. Дж. Готторны : пер с англ. М. : Инфра-М, 2008. 670 с.

29. Хаирова С. М. Логистический сервис / С. М. Хаирова. Омск : Омск. гос. ин-т сервиса,

2003. 177 с.

30. Храмцова Е. В. Мезологистика и региональные торговые системы. Теория и методология / Е. В. Храмцова. Palmarium Academic Publishing, 2012. 160 с.

31. Чертыковцев В. К. Информационная логистика / В. К. Чертыковцев. Самара : Изд-во СГЭА,

2004. 172 с.

References

1. Bowersox D. Logistical Management: The Integrated Supply Chain Process [Logistika: integ-rirovannaya tsep' postavok] / D. Bowersox, D. Closs ; translation from English. M. : Olimp-Business, 2001. 640 p.

2. Brodetsky G. L. Stockpile management [Upravlenie zapasami] / G. L. Brodetsky. M. : Eksmo, 2007. 400 p.

3. Volgin V. V. Storage: organization, management, logistics [Sklad: organizatsiya, upravlenie, logistika] / V. V. Volgin. M. : Dashkov and Co, 2006. 732 p.

4. Gorbunov A. R. Management of financial streams. Project "Assembly of Holding" [Upravlenie finansovymi potokami. Proekt «Sborka kholdinga»] / A. R. Gorbunov. M. : Globe, 2003. 224 p.

5. Grigoriev M. N. Logistics: information systems and technologies [Logistika: informatsionnye sistemy i tekhnologii] / M. N. Grigoriev, V. I. Sergeev, S. A. Uvarov. M. : Alpha press, 2008. 608 p.

6. Drozdov P. A. Fundamentals of logistics in agrarian and industrial complex [Osnovy logistiki v APK] : textbook / P. A. Drozdov. Minsk : Grevtsov's publishing house [Izdatel'stvo Grevtsova], 2012. 288 p.

7. Dybskaya V. V. Management of warehousing in chains of deliveries [Upravlenie skladirovaniem v tsepyakh postavok] / V. V. Dybskaya. M. : Alfa-Press, 2009. 720 p.

8. Zhavoronkov E. P. Logistics in building [Logistika v stroitel'stve] : tutorial / E. P. Zhavoron-kov. Novosibirsk : Siberian Transport University [SGUPS]. 2001. 237 p.

9. Kretov I. I. Logistics in foreign economic activity [Logistika vo vneshneekonomicheskoi deya-tel'nosti] : tutorial / I. I. Kretov, K. V. Sadchenko. M. : Business and service [Delo i servis], 2006. 256 p.

10. Christopher M. Logistics and management of chains of deliveries [Logistika i upravlenie tsep-ochkami postavok] / M. Christopher ; under a general edition of V. S. Lukinsky. SPb. : Piter. 2004. 316 p.

11. Kurganov V. M. Logistic transport streams [Logisticheskie transportnye potoki] : educational and

practical tutorial / V. M. Kurganov. M. : Dashkov and Co, 2003. 249 p.

12. Liker J. Dao The Toyota Way: 14 Management Principles from the World's Greatest Manufacturer

[Dao Toiota: 14 printsipov menedzhmenta vedushchei korporatsii mira] / J. Liker: translation < from English. M. : Alpina Business Books, 2005. 402 p. x

13. Mirotin L. B. Modern tools of logistic management [Sovremennyi instrumentarii logisticheskogo ^ upravleniya] : textbook / L. B. Mirotin, V. V. Bokov. M. : Examination, 2005. 496 p. =c

14. Mishchenko A.V. Methods of management of investments in logistic systems [Metody uprav- ^ leniya investitsiyami v logisticheskikh sistemakh] / A. V. Mishchenko. M. : INFRA-M, 2009. ® 363 p. x

15. Myasnikova L. A. Mezologistic: information and expectation [Mezologistika: informatsiya i ozhi- h-daniya] / L. A. Myasnikova. SPb. : Publishing house SPbSUEF [Izd-vo SPbGUEF], 1998. 177 p. ^

16. Neveshkina E. V. Management of financial and commodity streams at trade enterprises ^ [Upravlenie finansovo-tovarnymi potokami na predpriyatiyakh torgovli] : tutorial / E. V. Neveshkina.

M. : Dashkov and Co, 2013. 192 p.

17. Radionov A.R. Logistic: rationing of marketing stocks and current assets of the enterprise [Logistika: normirovanie sbytovykh zapasov i oborotnykh sredstv predpriyatiya] : tutorial / A. R. Radionov, R. A. Radionov. M. : Velbi ; Prospectus, 2006. 416 p.

18. Samolayev Yu. N. Fundamentals of customs logistics [Osnovy tamozhennoi logistiki] : manual / Yu. N. Samolayev. M. : Alpha, 2010. 302 p.

19. Skowronek Cz. Logistic at the enterprise [Logistika na predpriyatii]: tutorial / Ch. Skavronek, Z. Sarjusz-Wolski. M. : Finance and statistics [Finansy i statistika], 2003. 396 p.

20. Sosunova L. A. Services in logistics [Uslugi v logistike] : tutorial / L. A. Sosunova. SPb. : Publishing house SPbSUEF [Izd-vo SPbGUEF], 1998. 103 p.

21. Stock J. R. Strategic logistics management [Strategicheskoe upravlenie logistikoi] / J. R. Stock, D. M. Lambert ; translation from English. INFRA-M, 2005. 797 p.

22. Transport logistics [Transportnaya logistika] : the textbook for transport higher education institutions / under a general edition of L. B. Mirotin. M. : Examination, 2002. 512 p.

23. Tyapukhin A. P. Logistic [Logistika] : textbook / A. P. Tyapukhin. M. : Urait [Yurait], 2013. 576 p.

24. Tyapukhin A. P. Logistic system: essence, structure, options and algorithm of functioning [Logisticheskaya sistema: sushchnost', struktura, varianty i algoritm funktsionirovaniya] / A. P. Tyapukhin, E. A. Tarasenko // European Social Science Journal (European magazine of social sciences [Evropeiskii zhurnal sotsial'nykh nauk]). 2014. N 1, P. 420-427.

25. Tyapukhin A. P. Logistic management in delivery chains [Logisticheskii menedzhment v tsepyakh postavok] / A. P. Tyapukhin. Deutschland, Saarbrücken: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. 465 p.

26. Tyapukhin A. P. Management of a sustainable development of the industrial enterprise [Upravlenie ustoichivym razvitiem promyshlennogo predpriyatiya] / A. P. Tyapukhin, O. V. Shalamova // Economy and management: theory and practice: collection of papers / Edition board. O. M. Masyuto [etc.]. Orenburg : JSC PRESSA Agency [OOO «Agentstvo «PRESSA»], 2013. P. 203-216.

27. Tyapukhin A.P. Evolution of the principles of management of the enterprises: author's version [Evolyutsiya printsipov upravleniya predpriyatiyami: avtorskaya versiya] / A. P. Tyapukhin // Questions of modern economy [Voprosy sovremennoi ekonomiki]. 2013. N 2 [An electronic resource]. URL: http:// economic-journal.net/2013/07/136/

28. Management of chains of deliveries [Upravlenie tsepyami postavok]: the reference book / Under the editorship of J. Gottorna ; translation from English. M. : Infra-M, 2008. 670 p.

29. Hairova S. M. Logistic service [Logisticheskii servis] / S. M. Hairova. Omsk : Omsk state institute of service [Omsk. gos. in-t servisa], 2003. 177 p.

30. Hramtsova E. V. Mezologistic and regional trade systems. Theory and methodology [Mezologistika i regional'nye torgovye sistemy. Teoriya i metodologiya] / E. V. Hramtsova. Palmarium Academic Publishing, 2012. 160 p.

31. Chertykovtsev V. K. Information logistics [Informatsionnaya logistika] / V. K. Chertykovtsev. Samara : Publishing house of SSEA [Izd-vo SGEA], 2004. 172 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.