ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
107
УДК 658.7 + 339.18 Ю.С. Якунина
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ: ОСОБЕННОСТИ И СПЕЦИФИКА В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОГО РЫНКА
Анализируются тенденции развития сферы логистических услуг на отечественном рынке. Объектом исследования являются логистические услуги, их востребованность рынком. Рассмотрено понятие «логистическая услуга», выделены основополагающие характеристики логистической услуги, рассмотрена классификация логистических услуг по основным признакам и в соответствии с международной практикой, приведены примеры логистических операторов, предоставляющих услуги различного уровня. Обозначены требования, предъявляемые потребителями к логистическим услугам, и сформулированы задачи логистического обслуживания в управлении цепями поставок. Определены предмет логистического сервиса и потенциальная востребованность логистического сервиса в современных условиях развития рынка. Сделаны выводы о структуре российского рынка логистических услуг и направлениях развития данного рынка.
Ключевые слова: логистика, логистическая услуга, классификация логистических услуг, требования к логистической услуге, логистический сервис, логистический оператор, структура рынка логистических услуг.
Фактором современной конкурентной борьбы за рынки сбыта хозяйствующих субъектов является качество деловой услуги, к которой можно отнести и логистическую услугу. Сфера услуг становится движущей силой экономического развития. На рынке явно проявляется тенденция к развитию совокупного предложения «товар-услуга».
Услуга в общем понимании этого термина представляет собой результат некоторого действия, осуществляемого при взаимодействии поставщика и клиента и приносящего пользу клиенту. По определению известного специалиста в области маркетинга Ф. Котлера, услуга - это любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой стороне и которые в основном неосязаемы [1]. Производство услуги может быть связано с товаром в его материальном виде, а может быть и не связано.
Услуга как результат труда имеет потребительскую стоимость, что определяет ее товарный характер, который выражается в способности быть реализованной потребителям в качестве специфического товара. Это черта роднит услугу с материальным товаром.
Таким образом, в современных условиях развития рынка особую роль приобретает не только сам товар, но и совокупность услуг, связанных с распределением материального потока и дальнейшей его эксплуатацией. В связи с этим некоторыми исследователями данной области, такими как В.В. Борисова, Ю.В. Балабанов, вводится понятие «сервисное сопровождение» материального потока. Сервисное обслуживание материального потока, повышение уровня качества услуг становятся важными факторами успеха в конкурентной борьбе. Необходимо отметить рост доли услуг в структуре ВВП экономики России. По данным Росстата доля услуг в структуре ВВП в 1990 г. составляла 32,6 %, в 2008 г. - 55 %, а в 2013 г. - 60,4 %. Данная тенденция свидетельствует о том, что российская экономика все больше приобретает черты экономики сервисного типа. Сервисное сопровождение материального потока осуществляется всеми участниками рынка: производителями, дистрибьюторами и поставщиками логистических услуг (логистическими операторами).
По мнению участников и специалистов рынка, основная часть услуг, оказываемых потребителю, приходится на сферу логистики, а именно: перевозка, подготовка ТМЦ к потреблению, грузопе-реработка, складирование, хранение. В настоящее время в цене продукции затраты на логистические операции составляют значительную часть. Таким образом, природа логистической деятельности предполагает возможность оказания потребителю материального потока разнообразных логистических услуг.
Современный бизнес предъявляет высокие требования к качеству, объему и доступности логистических услуг. Именно качество, доступность и объем логистических услуг оказывают влияние на потенциальных клиентов и являются критериями принятия решения о перспективном долгосрочном сотрудничестве. Соответственно, логистическая стратегия, которая базируется на комплексе соответствующего качества логистических услуг, является эффективным средством создания интегрированных связей между производителями, покупателями и логистическими посредниками.
Так как не все услуги одинаковы, возрастает потребность в анализе услуг. Разная природа услуг по-разному может влиять на их получение. Каждая услуга обычно имеет свою номенклатуру, степень стандартизации, технологию, специфические особенности и пр. [2].
Сфера логистических услуг возникла в 1960-е гг. и развивается по настоящее время. Логистические услуги имеют отличительные особенности и специфику, бывают разных категорий.
Для отечественного рынка понятие «логистическая услуга» является новым. Многие воспринимают логистические услуги только как комплекс транспортных услуг и/или услуг склада. Данное понимание является ошибочным и крайне ограниченным. Современный рынок логистических услуг может предложить широкий спектр услуг. Расширение предложения логистических услуг на отечественном рынке связано в первую очередь с приходом международных компаний на отечественный рынок. Либерализация международной торговли способствует росту рынка логистических услуг, поэтому логистические услуги следует воспринимать как целый комплекс услуг, способствующих эффективной организации материальных потоков [3].
Итак, под логистической услугой нами понимается комплекс услуг по выполнению заказа потребителя на проведение работы по организации и управлению потоковыми процессами с целью их оптимизации.
Параметры и условия логистической деятельности определяются основными характеристиками логистических услуг:
1) взаимосвязь с источником;
2) вариабельность качества;
3) нацеленность (направленность) услуг;
4) исключительность;
5) услуги логистического характера, как и любые другие услуги, нельзя произвести «про запас»;
6) эластичность спроса на услуги;
7) оперативность.
Классификация логистических услуг необходима для определения подходов к их реализации, оптимизации и оценке, что позволяет повысить их эффективность и качество. Необходимо отметить, что среди специалистов и участников логистического рынка нет единой классификации логистических услуг.
Классификацию логистических услуг можно провести по ряду существенных признаков (табл.).
Классификация логистических услуг
Признак Виды услуг
По значимости - основные (ключевые) логистические услуги, такие как хранение груза, экспедирование, грузоперевозка, консолидация груза, документационное сопровождение и др.; - поддерживающие логистические услуги, к ним относят процедуры сбора и возврата товара, управление вторичными материальными ресурсами (отходами); - дополнительные услуги, например копакинг, стикировка товара, ценообразование, то есть выделение в конечной цене готовой продукции логистических издержек)
По функциональному назначению - услуги по перевозке грузов, услуги по оптимизации маршрутов; - услуги по таможенному оформлению грузов; - услуги по упаковке грузов/продукции; - услуги по оформлению транспортно-сопроводительных документов; -услуги по комплектации заказов на складе, консолидации грузов; - услуги по приемке, складированию и грузопереработке продукции; - услуги по маркировке, штрих-кодированию, сортировке, стикеровке товара и др.; - услуги по информационному обеспечению системы движения материального потока; - услуги, связанные с возвратными материальными потоками (браком, оборотной тарой); - услуги по обеспечению запасными частями и сопутствующим сервисом; - лизинг специалистов в области логистики; - консалтинговые услуги.
Логистические услуги: особенности и специфика... 109
ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2014. Т. 24. Вып. 4
Окончание табл.
Услуги управленческого характера - интегрированное планирование и управление звеньями цепи поставок; - управление циклом выполнения заказа; - управление функциональным жизненным циклом товара; - управление материальными запасами; - управление уровнем и параметрами качества логистического сервиса; - управление доходами и логистическими издержками; - аудит и контроллинг логистических процессов
По объекту управления и степени специализации - услуги, предоставляемые для промышленных предприятий; - услуги, предоставляемые для предприятий торговли и общественного питания; - услуги для предприятия определенной отрасли; - услуги в секторе В2В; - услуги в секторе В2С; - специализированные (специфические) услуги; - смешанные услуги
По периодичности использов ания - регулярные; - периодические; - оперативные[4]
Некоторые зарубежные специалисты и участники рынка все логистические активности (logistic service activities) условно разбивают на 3 уровня:
1-й уровень - это управление цепочкой поставок и транспортный менеджмент, который включает услуги перевозки и складирования, погрузочно-разгрузочные работы, услуги таможенного брокера;
2-й уровень - услуги транспортного фрахтования;
3-й уровень - дистрибуция, экспресс-доставка, упаковка, курьерские услуги, аренда транспортных средств, продажа, техническое обслуживание и ремонт оборудования и транспортных средств, страховые услуги, финансирование торговых операций, информационные и телекоммуникационные услуги.
На международном рынке логистики принята и широко используется следующая классификация логистических услуг:
1PL - Fist Party Logistics - независимая логистика.
2PL - Second PartyLogistics - использование услуг узкоспециализированных операторов (транспортные услуги, складские услуги, IT-услуги и т.д.).
3PL - Third Party Logistics - все логистические функции переданы на логистический аутсорсинг логистическому оператору комплексного логистического сервиса. Примеры крупных компаний, предоставляющих комплексные услуги в области логистики на российском рынке: европейские провайдеры - FM Logistic, Kuehne&Nagel, Schenker; отечественные компании - «Национальная логистическая компания» (НЛК), Компания «КИА-центр».
4PL - Fourth Party Logistics - управление цепями поставок организации-заказчика (Supply Chain Management). В спектр услуг 4PL входят планирование и оптимизация цепочек поставок, интеграция информационно-технологических систем, стратегическое планирование сетей, планирование использования транспорта, оптимизация маршрутов, управление складами и запасами, управление докумен-топотоком, лизинг кадров, консалтинг и другие дополнительные услуги. На российском рынке востребованность услуг 4PL-уровня невысокая, поэтому рынок еще на стадии зарождения. Основным представителем данных услуг является российский филиал французской компании GEFCOCIS, который предоставляет услуги по планированию, управлению и контролю за всеми логистическими процессами клиента.
5PL - Fifth Party Logistics - услуги 4PL с широким использованием Интернета как единой виртуальной платформы, обеспечивающей более глубокое и всестороннее взаимодействие и координацию работы с обслуживаемыми клиентами. Например, услуги действующего операторского центра виртуального управления авиатранспортными логистическими услугами в аэропорту Шереметьево -информационно-логистический центр «Аэроград») [5].
Сущность логистики для владельцев и потребителей заключается в поиске и реализации материального потока различных логистических услуг. Логистический сервис неразрывно связан с процессом распределения и представляет собой комплекс услуг, оказываемый в процессе поставки товаров [6].
По мнению ряда специалистов в области логистики, таких как А.А. Гайдаенко, О.В. Гайдаенко, В.Н. Родионова, О.Г. Фуровец, Н.В. Федоркова, логистический сервис - это особая область сферы сервиса, предметно и функционально специализирующаяся на оказании логистических услуг, то есть связанных с формированием и организацией движения материального потока [7]. В.К. Фальцман, Э.Н. Крылатых определили логистический сервис как «комплекс видов деятельности всех звеньев логистической цепи, обеспечивающий связь между предприятием и потребителем по каждому материальному потоку» [8].
М.Н. Григорьев вводит понятие «сервисная логистика», определяя ее как сферу логистики, в которой «изучается оптимизация потоков услуг, предоставляемых предприятиями потребителям, оказываемых друг другу партнерами по логистической цепи, а также внутрифирменных потоков». То есть основное назначение сервисной логистики, по мнению М.Н. Григорьева, - «способствовать преданию товару дополнительных нематериальных свойств, востребованных участниками логистического процесса, включая потребителя» [9].
Таким образом, под предметом логистического сервиса подразумевается определенный комплекс (набор) соответствующих услуг. Объектами логистического сервиса выступают конкретные потребители материального потока.
Зарубежные и отечественные (В.И. Сергеев, А.И. Семененко) авторы, изучая проблемы логистического сервиса, используют понятие «service response logistics» (SRL): логистика сервисного отклика, под которым понимают процесс координации логистических операций, необходимых для оказания услуг наиболее эффективным способом с точки зрения затрат и удовлетворения запросов потребителей [10; 11]. Важным и критическим элементом SRL-подхода, по мнению специалистов, считается прием заказов на услуги и мониторинг оказания услуг, то есть логистическая цепочка должна быть построена так, чтобы максимально эффективно удовлетворять требования клиентов к уровню обслуживания.
Потенциальная востребованность логистического сервиса в условиях современной экономики обусловливается его способностью придавать товарам новые свойства, такие как полезность места, время доступности, формы владения и пользования.
Необходимость использования предприятиями различных отраслей на современном рынке логистических услуг очевидна. Организация выполнения комплекса логистических услуг может идти по следующим основным направлениям: привлечение сторонней фирмы, оказывающей логистические услуги на принципах аутсорсинга (логистического оператора), либо организация выполнения логистических операций и функций своими силами. Востребованность логистического аутсорсинга подтверждается мировым опытом: в европейских странах в структуре логистических услуг доля аутсорсинга достигает 60-80 %.
В условиях современного развития рынка логистические операторы в большей степени ориентируются на требования клиентов. К основным требованиям, которые предъявляют потребители логистических услуг, можно отнести следующие:
- комплексность логистической услуги, что является отражением интегрированных процессов в логистике;
- мобильность во взаимодействии участников логистической цепи;
- доступность логистической услуги, то есть снижение значимости географического фактора, а также временных ограничений в получении доступа к услугам;
- надежность и непрерывность поставок с использованием клиентоориентированных технологий во взаимоотношениях с потребителями, поставщиками и посредниками;
- синхронизированность в выполнении операций по оказанию услуг за счет упорядочения бизнес-процессов и их стандартизации.
Современные логистические операторы, ориентируясь на вышеизложенные требования, стремятся добиться рентабельности при взаимодействии с потребителями услуг в рамках интегрированной цепочки поставки. В рамках данной задачи современные поставщики логистических услуг решают, с одной стороны, вопрос сбалансированности запросов потребителей логистических услуг с требуемым уровнем прибыли, с другой стороны, поддерживают комплекс логистических услуг, который обеспечивает достаточный уровень их конкурентоспособности.
Современные логистические операторы обладают возможностью оказывать максимально полный комплекс услуг (логистический сервис) потребителю в рамках цепочки поставок.
Логистические услуги: особенности и специфика.
111
Крупный логистический оператор, или холдинг, имеет возможность предоставления полного спектра услуг, рассматриваемых как логистический сервис, и фокусируется на повышении параметров качества обслуживания, на развитии долгосрочных отношений с клиентами (потребителями и поставщиками), на усилении интеграционных процессов (кооперации) по основным направлениям работы. На российском рынке стандарты уровня качества логистических услуг формируются представителями транснациональных логистических операторов (DHL, UPS, TNT, Itella Logistics и др.), которые первыми вышли на российский рынок и активно его развивают.
Несмотря на большие возможности логистических операторов, не все логистические услуги в современных условиях востребованы рынком на постоянной основе. Специалисты и участники рынка логистических услуг определяют, что наиболее востребованы рынком и при этом имеют устойчивый спрос логистические услуги, такие как транспортировка, внутрискладская обработка товарных потоков, экспедирование и услуги таможенных брокеров. Также на рынке имеется устойчивый спрос на такие услуги, как управление товарными запасами, управление циклом заказа. И наименее востребованные логистические услуги с неустойчивым спросом - это услуги информационного обеспечения. Основу российского рынка логистических услуг составляют услуги по грузоперевозке и экспедиторские услуги (93,5 %). Доля услуг комплексной логистики (в том числе хранение и дистрибуция) и управленческой логистики соответственно 5,8 % и 0,7 %.
По прогнозам экспертов РБК.research, предполагаются следующие изменения в структуре российского рынка логистических услуг:
- высокий темп развития складских услуг, который будет определяться вводом новых складских объектов, а также сохранением высокого уровня заполняемости этих объектов;
- повышение спроса на управленческие услуги в связи с качественным ростом рынка логистических услуг;
- снижение доли транспортных услуг в общей структуре рынка логистических услуг [12]. Можно сделать вывод, что в настоящее время логистические услуги предполагают высокую
клиентоориентированность. Рыночный спрос диктует расширение портфеля логистических услуг, но, как показывает практика, не все услуги востребованы на постоянной основе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент: учебник / пер. с англ. С. Жильцова и др. СПб.: Питер, 2009.
2. Линдерс М., Джонсон Ф., Флинн А., Фирон Г. Управление закупками и поставками: учебник. М.: ЮНИТИ-Дана, 2012.
3. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Основы логистики: учебник / под ред. Б.А. Аникина, Т.А. Родкиной. М.: Проспект, 2011.
4. Логистические услуги. URL: http://bor-ger.ru/articles/45 (дата обращения: 05.06.2014).
5. Чернякова Е.В. Развитие логистических подходов к дистрибуции продукции информационных технологий: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2008.
6. Гаджинский А.М. Логистика: учебник. 20-е изд. М.: Изд-во «Дашков и К», 2012. 484 с.
7. Логистика: учебник / А.А. Гайдаенко, О.В. Гайдаенко. 3-е изд., стер. М.: Кнорус, 2011. 268 с.
8. Интенсивный курс МВА: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2011. 544 с.
9. Григорьев М.Н. Логистика. Базовый курс: учебник. М.: Юрайт, 2011. 782 с.
10. Сергеев В.И. Корпоративная логистика: 300 ответов на вопросы профессионалов. М: Инфра-М, 2005. 976 с.
11. Ballou R.H. Bussiness Logistics Management. 3 ed. N.Y.: Prentice Hall International, Inc., 1993.
12. Объем и структура российского рынка транспортно-логистических услуг. URL: http://marketing.rbc.ru/reviews/ transport2013/chapter_1.shtml (дата обращения: 11.08.2014).
Поступила в редакцию 13.06.14
Yu.S. Yakunina
LOGISTIC SERVICES: CHARACTERISTIC AND SPECIFICITY IN THE RUSSIAN MARKET
The goal of the article is to analyze the trends in the development of logistic services in the domestic market. The objects of research are logistic services, their demand by the market. The concept of "logistic service" is considered; fundamental characteristics of logistic service are allocated; classification of logistic services by main features and according to the international practice is considered; examples of logistic operators that provide services of various levels are
given. Requirements imposed by consumers to logistic services are designated and problems of logistic service in managing the delivery chains are formulated. The subject of logistic service and its potential demand in modern conditions of market development are defined. Conclusions are drawn on the structure of the Russian market of logistic services and the directions its development.
Keywords: logistics, logistic service, classification of logistic services, requirements for logistic service, logistic service, logistic operator, structure of logistic services market.
Якунина Юлия Сергеевна, старший преподаватель кафедры «Экономика торговли»
ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет)
454080, Россия, г. Челябинск, просп. Ленина, 76 E-mail: [email protected]
Yakunina Yu.S.,
Senior Lecturer of the Department of Economy of trade
South Ural State University (National Research University) 454080, Russia, Chelyabinsk, prosp. Lenina, 76 E-mail: [email protected].